Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей

Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей

Обучение риторике детей от 2-3 лет

простые предложенияиндивидуальные способностинаследственную предрасположенность

Навыки речи развиваются постепенно, в течение всего дня. Этим должны заниматься в детском саду, родители дома. С ребёнком следует больше разговаривать, задавать ему простые вопросы. Внимательно слушать всё, что он говорит, поправлять ошибки. Ребёнок должен слышать чёткую, понятную речь. Незнакомые слова лучше изучать в процессе игры, например, интерпретируя с героями любимых мультфильмов. Если ребёнку будет интересно и весело, он быстрее освоит новое.

Развитие мелкой моторики рук стимулирует речевые способности. Лепить из пластилина, раскрашивать, складывать всевозможные пирамиды, кубики, пытаться застегнуть пуговицу — просто необходимо ребёнку 2 — 3 лет.

Для получения положительных результатов, родителям и воспитателям следует запастись огромным терпением. Многие родители боятся «перегрузить» ребенка знаниями и стараются отдавать его на различные обучающие курсы ( , ) в более взрослом возрасте, и совершенно напрасно! Чем младше ребенок, тем проще ему получать навыки и усваивать информацию.

Развитие речи дошкольников = социализация

В дошкольном возрасте расширяются социальные контакты детей. Они начинают общаться с разными собеседниками: детьми и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. Кукольный спектакль может стать для ребёнка своеобразной коммуникативной моделью и научить, как по-разному можно приветствовать, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, как вести диалог по телефону.

Озвучивая куклу, ребёнок учится интонированию в соответствии с определённой ситуацией и состоянием собеседника, менять интонацию в зависимости от роли. Сочиняя и разыгрывая вместе с детьми соответствующие истории, мы можем научить их, как выражать несогласие в вежливой форме, как оценить поступки других людей, как выходить из трудных ситуаций с помощью речи. Так как театр — история коллективная, разыгрывание кукольных спектаклей способствует и развитию коммуникативной активности детей в совместной деятельности.

Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных или марионеточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию. В современном мире планшетов и айфонов возможностей для развития движения рук у детей стало гораздо меньше…

Обучение риторике детей от 4 до 6 лет

Ребенок в 4 года уже очень многое понимает, порой родители даже не предполагают, насколько их малыш уже взрослый

В этом возрасте все знания впитываются как губка и очень важно, чтобы ребенка окружали опытные педагоги или те люди, с которых он может взять хороший пример

Вы наверное замечали, как быстро малыш схватывает плохие слова, услышанные в садике или магазине, как быстро запоминает сюжет фильма, который ему еще рано смотреть.

Стоит уделить особое внимание его развитию. Если с детских лет он узнает все , то вся его жизнь сложится как нельзя лучше

Умение убеждать, правильно двигаться, красиво излагать мысли, быть вежливым и послушным, — все это именно то, что нужно вашему ребенку для того, чтобы он был успешным в жизни и максимально подготовлен.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Риторика как учебный предмет в начальной школе

История развития риторики в качестве школьного учебного предмета началась в V-VII вв. до н.э. с древнегреческих риторических школ, в которых обучались мальчики с 7 лет до 21 года. Среди предметов в этой школе была риторика – наиболее древняя на планете наука, наука об искусстве речи, ораторском искусстве, красноречии, обобщающая опыт мастеров слова, устанавливающая правила речевого поведения.

Древнерусское красноречие достигло расцвета в XI-XII веках, когда Русь переняла церковные и риторические традиции православной византийской ритуальной речи. В XVI веке риторические образцы на Руси были представлены переписками, например, переписка князя Андрея Курбского и царем Московским Иваном Грозным.

Первый опубликованный в России курс риторики был представлен переводом латинской риторики Ф. Меленхтона в переработке Л. Лоссия.

В XVII-VIII веках в России создали отечественные риторические курсы. Наиболее известен труд М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». Предмет риторики Ломоносов видел в поэзии, в обучении рекомендовал подражать, упражняться и учиться на опыте прославленных ораторов, например, Цицерона. К концу XVIII века риторику преподавали во всех гимназиях и лицеях России.

Риторика пришла в школу под другими названиями, например, словесности, культуры речи, развития речь на уроках русского языка.

Определение 1

Словесность – это название учебного предмета и филологических наук в совокупности – литературоведение, языкознание, теория речи и стилистика.

Определение 2

Культура речи – это область языкознания, учебный предмет, которым предполагается процесс усвоения речевых норм.

Развитие речи на уроках русского языка представляет процесс овладения языковыми средствами и механизмами речи с целью выразить мысли и чувства.

В ХХ веке появились науки, занимающиеся исследованием различных сторон речи. Психолингвистикой, теорией коммуникации, теорией диалога, культурой речи была создана основа для возрождения древней науки риторики в формате неориторики. Этим было подготовлено возвращение в образовательные учреждения курса школьной риторики, необходимость которой подтвердили результаты исследований ученых научно-методической школы Т. А. Ладыженской, которые были проведены в период 70-80-х годов ХХ века. Учеными было доказано, что без специального обучения дети не способны овладеть речью в должной мере, не могут ориентироваться в конкретной речевой ситуации, а также не способны высказываться в соответствии со своими замыслами.

Упражнения для красивой речи

Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

  • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
  • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
  • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
  • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
  • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

Рекомендации для родителей

Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
Стать живым примером
Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
Побольше импровизации

Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.

Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

Материалы для уроков по теме: «Риторика для детей»

У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.

  • Т.А. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебные пособия для 1–4 класса идут одной серией на несколько лет обучения для начальной школы. По словам автора, учебники научат ребёнка слушать собеседника, письменной и устной речи, успешному общению, основам написания красивых текстов. К каждому пособию предусмотрена рабочая тетрадь.
  • Т.А. Ладыженская «Школьная риторика. 5–8 класс». По этой программе ребёнок узнает о признаках ярких текстов, правильного говорения, познакомится с психологией общения. Есть множество заданий с использованием аудио — и видео-материалов. В учебниках для детей постарше подробно говорится о составлении аргументированного текста и делового письма. Рабочие тетради имеются к каждому пособию.

Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.

Презентация к уроку риторики в 3 классе по теме «Слушаем и вдумываемся», которая ответит, почему так важно умение слушать, что зависит от понимания звучащего текста и как показать собеседнику, что ты внимательно слушаешь. Такие презентации служат учителям опорой и интересны маленьким детям

Детская риторика важна, но и для читателей постарше есть учебник А.К. Михальской – «Основы риторики. 10–11 класс». С его помощью старшеклассники научатся правильно составлять конспекты, мастерству публичного выступления, искусству красноречия, ведения беседы и спора. Также учебник Михальской научит кратко и чётко излагать мысли и расскажет о свойствах и основах риторики в русской речи, как влиять на группы людей и как подготовиться к презентации себя.

Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.

Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.

Говорить красиво и грамотно не так сложно. Нужно создать условия и атмосферу, ведь многое в этом деле зависит и от нас, взрослых.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Обучение риторике детей 7-9 лет

Выразительное чтение способствует правильной интонации речи. В 7 лет маленький человечек идет в школу, для него открывается новый мир. Привычные границы рассыпаются и он узнает как устроен этот мир, социум, — у некоторых детей возникают трудности в общении. Каждый по-своему решает эту проблему, кто-то замыкается в себе, кто-то начинает всех задирать. Взрослые предпочитают закрывать глаза на это. может в корне изменить ситуацию, научив ребенка правильно себя вести в тех или иных ситуациях.

Детей в 9 лет следует приучать к выступлению на публике, не стесняться отвечать устный урок перед классом. Ребёнку необходимо прививать любовь к чтению. Пусть он сам выбирает книги, любое принуждение исключатся. Научить пользоваться мимикой и жестами, которые могут быть помощниками или, наоборот, перегружать речь.

Успешное развитие

Обучение риторике детей мигрантов

Развитие риторики детей другой национальности имеет определённые трудности. Наставнику следует узнать традиции, культуру, религиозные ценности, среди которых ребёнок воспитывался с рождения.

Эта информация позволит выбрать эффективную методику обучения.

С детьми мигрантов требуется большое терпения, им нужно уделять особое внимание. Например, выросшего на Кавказе подростка, не следует ругать при всём классе, лучше поговорить наедине

При необходимости, попросить родителей объяснить ребёнку щекотливые вопросы. Ребёнку-мигранту в разы сложнее даётся обучение риторике, если ребёнок плохо знает русский язык, наступает недопонимание. Ему необходима поддержка взрослого.

Следует учитывать проблемы разных возрастов, особенно для детей мусульман. Учителю следует иногда пойти на уступки. Главное, постараться найти с ребёнком контакт.

Цели и задачи

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

Искусство риторики

Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Занятия по развитию речи

Базовые риторические упражнения направлены на обучение искусству красноречия и пополнение словарного запаса. Занятия нужно проводить регулярно, чтобы эффект от тренировки произношения не заставил себя долго ждать.

Овладейте искусством чтения вслух

Для этого упражнения выберите стихотворение, которое интересно и понятно ребенку. Взрослый читает предложение вслух, а ребенок повторяет его вслух. Ребенок должен стараться как можно точнее повторять слова и акценты в предложениях. Со временем размер ряда увеличивается, выбирайте кусочки разной сложности.

Определения

Ребенок дает определение предмету или явлению. Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко — это фрукт, который растет на дереве, он полезен и вкусен, зеленого цвета. Морковь — овощ, который …

Детям сложно отнести слово к общему классу, поэтому взрослый создает начало определения.

Не мешайте ребенку говорить и позвольте ему рассказать как можно больше о предмете, так как это хорошо для развития красноречия.

Упражнения можно выполнять в игровой форме, например, придумывая «головоломки» для папы, а затем решая их вместе.

Другой вариант — попросить ребенка поделиться темой, задав вопросы. Как это? Что оно делает? Что вы можете сделать по этому поводу? Затем составьте короткий рассказ из этих слов, разных частей речи.

Рифмы

Вам не нужно сочинять целые стихи, для начала достаточно простых рифмующихся слов, например, разных частей речи или имен.

Медведь — пой — куришь или Мечтаешь — неправильно — просто.

Винтажная этикетка

Для этого упражнения можно использовать воображаемую или реальную ситуацию. Например, скорый приезд любимой бабушки. Ребенку предлагается пофантазировать, как поприветствовать посетителя.

Здравствуйте, добро пожаловать! Привет, возвращайся скорее!

Вашему ребенку будет неплохо в ближайшее время попробовать несколько фраз. Вы можете составлять поздравления, прощания, извинения, приглашения к столу, рождественские поздравления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: