Формирование звуковой культуры речи у детей

№ 2181 формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых - воспитателю.ру - сайт для воспитателей доу

Рассказывание по памяти

Рассказывание о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти. Это более сложный вид рассказывания т.к. требует большей самостоятельности, основанный только на слове, без наглядности, воспитатель не может контролировать рассказы детей, т.к. не была в этой ситуации.

Этот вид имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к более широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовательном рассказе, формируется умение связно, последовательно понятно, ясно излагать свои мысли. Рассказывание их опыта вводится в средней группе.

Основой служит интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, события и т.д. рассказы детей могут быть интересны и разнообразны, когда интересен и разнообразен их опыт, а для этого воспитатель должен построить работу так, чтобы дети как можно чаще могли рассказать случаи из жизни. В этом направлении нужно работать н с родителями. Опыт детей может быть коллективным и индивидуальным.

Например: «Как я отдыхая летом у бабушки» или «Наш …» небольшие по объему, интересными по содержанию, логичными, идти от 1-го лица единственного или множественного числа. Язык рассказа приближен к разговорному. Обучение рассказыванию лучше начинать с коллективного рассказывания. Например: составление писем, которое в младших группах используется вне занятий а в старших группах на занятиях. Дети составляют текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему другу, в другой детский сад, Деду Морозу и т.д.

Воспитатель готовит конверт, ручку, бумагу. Цель такого занятия — знакомство с традиционным правилом построения письма. В начале необходимо объяснить причину обращения к адресату с письмом (кому, что, зачем писать, что необходимо для письма). Затем воспитатель ставит вопрос: С чего надо начинать? — Обращение, приветствие.

Далее объясняется причина обращения к адресату, затем определенные вопросы — желание узнать о жизни, например заболевшего ребенка, как здоровье, какие новости. О чем спросим Олю, скоро ли она придет в детский сад. А затем уже сообщаем о собственной жизни. Иногда воспитатель дает небольшой план и побуждает детей рассказать подробнее о наиболее интересном.

Вместе с детьми отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяйте другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, заклеивается в конверт. Составление письма — коллективный рассказ детей.

Таким образом, рассказывание из опыта способствует расширению опыта детей, ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Дети учатся использовать свой опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Практическое задание: Составить примерный план ведения занятия.

4. Творческое рассказывание

  • Сущность, виды, тематика творческих рассказов.
  • Методика проведения занятий рассказывания по началу воспитателя.

Дидактические игры

Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.

Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.

Звуковая культура речи

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» 

Автор-составитель:заместитель заведующегопо воспитательно-методической работеБаженова Ольга Юрьевна

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности(мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Родители должны помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи можно использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе

Особенно важно чистое звукопроизношения т. к

правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы решаем  следующие задачи:1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

— звуковысотный слух;

— слуховое внимание;

— восприятие темпа и ритма речи.2. Формировать произносительную сторону речи:

— учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

— развивать артикуляционный аппарат;

— работать над речевым дыханием;

— вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

— вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

— формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

— фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  1. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

— дидактические игры («Чей домик?»)

— подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

— дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

— метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, родители могут применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Литература:

  1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
  2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.
  • < Назад
  • Вперёд >

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом

Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»)

Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание

Рекомендуем ознакомиться:

  • Как научить ребенка выговаривать букву Р.
  • Логопедические упражнения на звук Л.
  • Постановка свистящих звуков.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи. Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть

Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка

Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.

Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.

Тренировка дикции и выразительности

Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Методика проведения беседы по накопленному опыту

Беседа является основным средством обучения связной диалогической речи, а одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды взаимодействуя взрослых между собой, взрослых и.детей, детей друг с другом. Беседа— это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Программа воспитания и обучения уделяет большое внимание формированию обобщенных знаний об окружающем. Беседа способствует решению этой задачи и, кроме того, развитию сложных форм связной речи

Дети учатся строить предложения разных конструкций, согласовывать слова в них, учатся общению со взрослыми и со своими сверстниками. При помощи бесед полученные знания приводятся в систему, закрепляются, уточняются. В беседе ребенок должен припомнить, анализировать, сравнивать, высказывать суждение и делать умозаключения, выводы.

Тематика бесед самая разнообразная — темы, отражающие явления общественной жизни (детский сад» почта, город» школа, семья и т.д.), о различных профессиях, о транспорте, об использовании техники в доме, о праздниках. Беседы природоведческого характера (времена года» животные, растения, труд людей в природе), морально-этического содержания (скромность, честность» дружба, товарищество, культура поведения и т.д.).

Беседа готовится за 1,5-2 месяца. Чтобы провести беседу, необходимо опираться на знания детей, а без определенных званий получится рассказ воспитателя, а не беседа. Нужно выбрать тему, чтобы она была значима, интересно, определить цель, программные задачи, составить план проведения беседы, определить основные микротемы, отобрать содержание, продумать приемы, особенно вопроси, подобрать наглядный материал. Детей готовить как на занятиях, так и вне их. Экскурсии, рассматривание альбомов, иллюстрации, заучивание стихотворении, загадок, пословиц, сюжетно-ролевые игры и т.д. Беседа строится на непрерывной мобилизации детского внимания.

Занятие состоит из 3-х частей.

1. Вводная часть

Цель ее – направить, собрать внимание детей на полученные ранее знания, вызвать желание принять участие в вей. Приемы — внесение картин, иллюстраций, игрушек и т.д

Это может быть небольшой рассказ воспитателе чтение стихотворения; вопрос-напоминание, сюрпризный момент и т.д. Проводится эта часть кратко. Затем ставится перед детьми цель и где возможно мотивировать выбор темы.

2. В основой части — привести знания детей в систему, разговор вести в характера, которые должны составить 60-70% от всех вопросов, а репродуктивного 30-40% (кто, что, где, какой и т.д.). Кроме вопросов можно использовать рассказ воспитателя, детей, чтение стихов, внесение разных объектов и т.д.

Основная часть делится на микротемы или на подтемы — каждую микротему озаглавить, придумать приемы и плавный переход.

Например: Беседа «О маме»

  • Труд мамы в семье.
  • Труд мамы на производстве.
  • Как мы отдыхаем с мамон и т.д.

3. Заключительная часть. Конец беседы. Предложить игровые приемы (бандероль, посылка, письмо). Дидактические игры. Обязательно нацелить детей на дальнейшее получение знаний. Подумайте, что расскажите детям дома.

Таким образом, беседа влияет на всесторонне развитие детей. Формируются диалогические умения и навыки, навыки культуры поведения. Дети учатся умению обосновывать свою точку зрения, и полученные знания приводятся в систему.

Практическое задание:

Составить серию вопросов к беседе «Наш город».

Постарайтесь в основном задавать вопросы проблемного характера, сравнительного, поискового. Вопросы стараться формулировать точно, кратко, по-разному. Например: Для чего?… Как вы думаете…. Расскажите, Почему?… Как узнать и т.д.

3. Рассказывание по памяти

  • Особенности занятий, требование к рассказам детей.
  • Составление письма как вид коллективного рассказывания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: