Лекция 7. недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.)

Методы лечения парасигматизма шипящих

Парасигматизм шипящих является расстройством произношения, характеризующимся неправильным или искаженным звуком шипящих (с, з, ш, ж, ч).

Лечение парасигматизма шипящих включает комплексную терапию, которая включает в себя следующие методы:

  1. Артикуляционная гимнастика. Практика артикуляционных упражнений помогает укрепить мышцы речевого аппарата и улучшить контроль над речевыми органами.
  2. Физиотерапия. Применение физиотерапевтических методов, таких как массаж лица и шеи, ультразвуковая терапия, помогает расслабить и укрепить мышцы, необходимые для правильного произношения звуков.
  3. Терапия звуков. Специальные упражнения и тренировки направлены на тренировку правильного произношения конкретных звуков шипящих.
  4. Логопедическая работа. Работа с логопедом помогает ребенку улучшить артикуляцию и правильное произношение звуков.
  5. Психологическая поддержка. Оказание психологической поддержки ребенку помогает снизить тревожность и страх перед ошибками при произношении звуков.

Прежде чем начать лечение парасигматизма шипящих, важно обратиться к квалифицированному логопеду или специалисту по речевой терапии. Он сможет провести диагностику и назначить индивидуальную программу лечения, учитывая особенности и возраст ребенка

Кто может помочь в лечении парасигматизма шипящих?

Лечение парасигматизма шипящих является комплексным процессом, и для его проведения необходимо обратиться к определенным специалистам. Вот список экспертов, которые могут помочь в лечении этого расстройства речи:

  1. Логопед. Логопед – специалист, специализирующийся на диагностике, профилактике и коррекции нарушений речи. Он проводит комплексные занятия для развития артикуляции и оптимизации произношения шипящих звуков.
  2. Фониатр. Фониатр – врач-специалист, занимающийся диагностикой и лечением расстройств голоса и речи. Он проводит медицинское обследование, определяет причины и степень нарушения шипящих звуков и назначает соответствующее лечение.
  3. Логопедический массажист. Логопедический массажист – специалист, который использует массаж лица, губ и языка для улучшения артикуляционных навыков. Он помогает укрепить мышцы, улучшить их координацию и освоить правильное произношение звуков.
  4. Речевой терапевт. Речевой терапевт реабилитирует и корректирует нарушения речи. Этот специалист способен разработать индивидуальную программу лечения для пациента с парасигматизмом шипящих, включающую комплексные упражнения и задания для улучшения артикуляции.

Для постановки диагноза и лечения парасигматизма шипящих рекомендуется обратиться в медицинский центр или специализированную клинику, где работают специалисты в области логопедии и фониатрии. Консультация этих специалистов поможет определить причины парасигматизма шипящих и разработать комплексную программу лечения для каждого конкретного случая.

Коррекция дислалии

Дислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.

В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.

Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
  • Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
  • Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.

Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит. Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома. Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

 5,874 total views,  8 views today

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза — произносится как кодза, коса — котса, собака — табака, живут — дивут и т.д.

Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

Лечение сигматизма

Столкнувшись с такой проблемой, как сигматизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование в центре “Академия речи и интеллекта XXI век” помогут справиться с данной задачей.

Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Оставьте заявку на сайте либо по телефону +7 (921) 999 – 18 – 21

Слайд 21 При призубном сигматизме логопед может применять два приема:легким

нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить

его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. ​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях

Для этого можно использовать разные способы:

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

«Домашняя» логопедия звук [ш]

Чтобы учить малыша правильно произносить в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук

Как научиться говорить букву Ш через звук ? Казалось бы, неправильное произношение  — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать , но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый , а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить , постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и зазвучит без вспомогательного .

Логопедические упражнения по произношению звука

Чтобы закрепить поставленный в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Постановка звуков [Р], [РЬ]

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

  • «иголочка»,
  • «быстрая змейка»,
  • «индюшата»,
  • «ковшик»,
  • «лошадка»,
  • «маляр»,
  • «дятел»,
  • «ступеньки»,
  • «барабанщик»,
  • «балалайка».

Способы и приёмы постановки звуков , .

По подражанию.

Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.

При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.

Аналогичным способом можно вызвать от верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук . Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий .

При горловом произношении постановка проходит в 2 этапа.

Постановка одноударного от звука . При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.

Наиболее распространённым приёмом является постановка от , повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.

При многократном произнесении сочетания , при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного .

При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании слышен глухой (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.

Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.

Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).

Возможные отклонения

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями

Важные моменты

С детьми дошкольного возраста берут понятие «буква Ш» только в подготовительной группе

До этого не нужно заострять внимание ребёнка на этом

Важно ему объяснить только один момент: звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Все остальное лучше оставить на школьный период

Не стоит делать транскрипцию слов, так как это сложная тема. С воспитанниками подготовительной группы можно проводить занятия по звуковому анализу

Все остальное лучше оставить на школьный период. Не стоит делать транскрипцию слов, так как это сложная тема. С воспитанниками подготовительной группы можно проводить занятия по звуковому анализу.

Помощь детям с нарушениями речи оказывается в детских садах, поликлиниках и специальных центрах. Лучше не затягивать с обращением к специалистам, так как чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее пройдет его устранение.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Общие рекомендации по постановке звуков

При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее.

Постановка звуков осуществляется в последовательности, обусловленной физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Данная последовательность соответствует программе обучения детей в подготовительной логопедической группе.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Порядок работы над звуками (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.):

  1. Свистящие С, З, Зь, Ц, Сь.
  2. Шипящий Ш.
  3. Сонор Л.
  4. Шипящий Ж.
  5. СонорыР, Рь.
  6. Шипящие Ч, Щ.

Оптимальный возраст для исправления звуков. Богомолова А.И. считает оптимальным возрастом для исправления звукопроизношения – 4-5 лет, а для звука – 6 лет и рекомендует начинать работу с шипящих звуков, поскольку они имеют менее фокусированную, следовательно, менее слабую воздушную струю.

Опираясь на тот или иной звук как базовый, логопед должен исходить их того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога.

Исходными для постановки твёрдых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным А (Ы для Л), для мягких следует брать слоги с гласным И.

Автоматизация исправленного звука начинается с прямых, затем обратных слогов и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Звуки Ц, Ч, Щ, Л проще закреплять в обратных слогах, а затем в прямых. Звуки Р, Рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. В некоторых сложных случаях, например при дизартрии, в речь можно вводить звуки с незначительным отклонением от нормы: проторный р, шипящие.

Литература:

  1. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1973.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. Институтов. М, 1937
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М.: Айрис-Пресс, 2012г
  6. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Владос, 2003г.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» М.: Просвещение

Кузьминова О.П.,
учитель-логопед

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: