Программно-аппаратный комплекс SLOGY
SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.
Платформа SLOGY.RU доступна в масштабах всей России и предоставляет ребенку возможность работать самостоятельно либо в сочетании с логопедической помощью. В основе проекта лежит методика формирования комплекса психологических предпосылок, необходимых для полноценного овладения чтением.
Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут
В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года
Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.
Основные принципы методики, использованные в SLOGY:
- регулярность и систематичность занятий;
- диагностический мониторинг усвоения навыков;
- опора на непроизвольное запоминание слогов и слов;
- полуглобальный метод освоения слогового чтения;
- постепенное укрупнение оперативных единиц чтения: слои типа СГ и ГС, затем СГС и ССГ, после ССГС;
- формирование навыков устного синтеза слов из слогов.
Алгоритмы, положенные в основу платформы SLOGY.RU, отрабатывались десятки лет и реагируют на самые чувствительные показатели овладения навыком чтения.
Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи
У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.
У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ
Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием
Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.
Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.
Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.
Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.
Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.
Особенности детей с речевыми нарушениями
За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.
Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.
Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.
У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.
Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.
При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.
У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.
Парциальное ПНР
ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:
- Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
- Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
- Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
- Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
- Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.
Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.
Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).
Нормы речевого развития
Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза
Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика
В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.
К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.
К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.
Первые слова появляются к 1-1,5 годам
В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее
В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.
К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.
К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.
К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.
Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка
1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.
В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне
Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать
2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.
В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.
Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.
Когда и кому обращаться
Родителям нужно быть очень внимательным к своему ребенку и предположить у него наличие нарушения речевого развития по таким признакам:
- новорожденный не кричит от голода;
- в 4 месяца он не улыбается и не гулит;
- в 5 месяцев не следит взглядом за показанными предметами и не прислушивается к звукам;
- в 7 мес. не различает голосов близких людей, их интонаций, не реагирует на музыкальную игрушку;
- в 9 мес. не лепечет и не делает попытки повторить слоги;
- в 10 мес. не приветствует и не прощается жестами;
- в 12 мес. не понимает, что его просят сделать, не реагирует на обращенную к нему речь и сам не произносит ни слова;
- в 16 мес. все еще не говорит и никак не идентифицирует сказанное взрослыми с определенными действиями и предметами;
- в 2 года неспособен по просьбе взрослого указывать на свои части тела, не узнает знакомых людей на фото;
- в 2, 5 года не понимает разницы между хорошим и плохим или подобными смыслами;
- в 3 года не может рассказать о себе, воспринимать короткие рассказы и воспроизвести их, не видит различия размеров;
- в 4 года не способен выучить стишок и не распознает цвета;
- в 6–8 лет не определяет звуки и не может запомнить буквы, их определяющие;
- в 7 лет не может научиться читать и писать.
Если раньше нарушениями речи занимались неврологи, применяя клинико-психологическую классификацию, то сейчас эта прерогатива перешла к логопедам. На их плечах лежит комплексное обследование ребенка и они, как уже говорилось, для диагностики и выбора лечения используют обе классификации.
Однако тяжелые нарушения речи требуют привлечения детского психолога – если есть задержка речевого развития, а при дефектах строения речевого аппарата придется обращаться к хирургу. Если же проблемы вызваны неврологическими причинами, то понадобится помощь невролога. К нему нужно идти, если у ребенка, кроме нарушения речи, наблюдаются:
- регулярные головные боли;
- метеозависимость, плохое самочувствие при магнитных бурях;
- частые перемены настроения;
- навязчивости – обкусывание ногтей, хождение по кругу, раскачивание.
- непоседливость и непослушание.
Своевременное обращение к специалисту при нарушениях речи и других проблемах поможет вовремя их опознать, начать коррекцию или лечение. Это позволит восстановить нормальность речевых функций и избежать осложнений.
Виды
Существует две классификации нарушений речи, предполагающие рассмотрение одних и тех же патологий с разных точек зрения:
клинико-педагогическая – учитывает детальное описание расстройства от общего к частному. В ней учитывается первопричина и механизм развития болезни, психолого-лингвистические критерии. Рассматривает нарушения речи и письма;
психолого-педагогическая – группировка производится от частного к общему с учетом лингвистических и психологических критериев
В ней обращается внимание на изменение средств общения и нарушения в коммуникациях.
Особых противоречий между упомянутыми квалификациями нет, они лишь дополняют друг друга, позволяя точнее разработать тактику коррекции.
Клинико-педагогическая классификация
Расстройства устной речи проявляются в отдельных или комплексных нарушениях:
- темпа;
- интонации;
- образования и произношения звуков.
Выделяют такие речевые патологии:
- дисфония – речь либо сильно нарушена, либо вообще отсутствует в силу нарушения работы или строения голосового аппарата (функциональное или органическое поражение);
- тахилалия – ускорение речи, причем фонетическая, грамматическая и лексическая сферы остаются нормальными. Если в ней присутствуют паузы, то данное расстройство уже называют полтерн;
- брадилалия – речь заторможенная, растянутая по слогам, нечеткая;
- дислалия – неправильное произношение звуков, перестановка их последовательности из-за дефекта или неправильного формирования артикуляционного аппарата;
- заикание – темп речи замедлен из-за спазмов (судорожного сокращения) мышц речевого аппарата;
- дизартрия – нарушено произношение, так как поражены нервы центрального отдела речедвигательного анализатора;
- ринолалия – меняется тембр голоса вследствие повреждения речевого аппарата (анатомического), он становится гнусавым, а речь – монотонной и невнятной;
- алалия – отсутствие речи или она недостаточно развита по причине органического поражения определенных зон головного мозга;
- афазия – ЧМТ или поражение нервной системы инфекцией приводит к тому, что человек теряет возможность говорить.
С письмом связано такое нарушение, как дислексия, возникающая при поражении ЦНС. Ребенок не распознает буквы, использует их неправильно и переставляет слоги. Еще одно – дисфагия, при которой буквы меняются на другие, пропускаются. Если ребенок вообще писать не может, то это аграфия.
Психолого–педагогическая классификация
Как уже упоминалось, в этом случае существует два вида нарушений:
- средств общения – общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое. Первое – часто диагностируют у пациентов с дизартрией, дислалией, алалией и ринолалией. Оно может быть у детей умственной отсталостью в сопровождении расстройств компонентов речи или у вполне здоровых ментально. Второе связано с проблемой произношения из-за неправильного его формирования;
- расстройство использования средств общения – заикание и мутизм (ребенок понимает речь и способен говорить, но не хочет этого делать).
Внимание детей с нарушениями слуха
У дошкольников с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, в качестве ведущего вида внимания является непроизвольное внимание. Оно вызвано интересными, новыми и необычными предметами и явлениями для детей
С возрастом происходит изменение устойчивости внимания. Если поначалу дети не способны заниматься каким-либо делом более трех минут, то к концу дошкольного возраста это время уже достигает 10-12 минут.
В школьном возрасте развивается произвольное внимание, которое становится сознательным и контролируемым. Здесь производится выработка его свойств, включая устойчивость, распределение, переключаемость
У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, начинают иметь зрительные раздражители. Это означает, что основная нагрузка по переработке поступающих сведений ложится на зрительный анализатор.
Например, восприятие словесной речи с помощью считывания с губ предполагает полную сосредоточенность на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положение губ говорящего человека требует напряжения внимания. Все это приводит к утомлению и потере устойчивости внимания.
Для глухого ребенка переключение внимания требует большее количество времени, что приводит к снижению скорости выполняемых действий и к увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих учащихся зависит в большой степени от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Считается, что чем они выразительнее, тем легче ребенок выделяет информативные признаки объектов и делает меньше ошибок.
Для обучения детей с нарушениями слуха широко используются средства наглядности. Одни из них рассчитывают на привлечение непроизвольного (например, яркие картины), а другие на развитие произвольного внимания (например, таблицы и схемы).
Наибольший темп развития произвольного внимания наблюдается у детей с нарушениями слуха в подростковом возрасте (у слышащих детей его формирование происходит на 3-4 года раньше). Более позднее развитие и становление высшей формы внимания можно соотнести с отставанием в развитии речи
Так, изначально произвольное внимание опосредовано через общение со взрослыми, затем ребенок постепенно получает возможность управлять своим поведением на основе самоинструкций