Логопедические проблемы детей: обзор

Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать)

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей . Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» . В частности, в работе В.В

Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Какие особенности имеет речевое развитие в норме

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие». Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии

Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)

К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей,
  • познавательной активности ребенка.

Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания .

Р.Е.Левина. Подход к анализу детской речи

В середине XX века основоположник отечественной научной школы логопедии осмысливает базовые положения теории Л.С.Выготского, конкретизирует их в отношении речевого развития детей и предлагает:

  • отказаться от симптоматического подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений и перейти к казуально (причинно) – динамическому анализу речевого развития и его нарушений у детей;
  • рассматривать нормативный речевой онтогенез как систему координат для оценки нарушения речевого развития ребенка, понимания уровня актуального и зоны ближайшего развития, что открывает возможность обоснованной постановки коррекционно-развивающих задач;
  • выделить два неразрывных компонента речевого развития ребенка – речевые средства и способность применять их в коммуникации по возрасту;
  • ввести в логопедию два взаимосвязанных понятия «Речевые средства» и «Коммуникативное поведение ребенка», отражающие два взаимосвязанных компонента речевого развития.

    Заметим
    Термины были переведены на английский язык «Language Competence» и «Speech Perfomance», вошли в состав профессионального языка логопедов разных стран мира и актуальны в настоящее время.

  • понимать, что развитие коммуникации ребенка с окружением «ведет за собой» развитие его речевых средств: лексического, грамматического и фонетического строя речи, а развивающиеся в ходе взаимодействия речевые средства оказывают, в свою очередь, влияние на дальнейшую коммуникацию.

Р.Е.Левина предложила дефектологам в ходе анализа речевого развития ребенка оценивать:

  • психо-физиологические предпосылки нормального речевого развития ребенка – сохранность тех органов и систем, что включены в процесс становления и развития коммуникации, понимания и порождения речи;
  • социогенез — созданы ли взрослыми необходимые ребенку коммуникативные условия речевого развития по возрасту;
  • речевые средства – актуальное развитие лексического, грамматического, фонетического строя речи ребенка (языковую компетенцию ребенка);
  • способность ребенка применять знакомые речевые средства в коммуникации (способность реализовать языковую компетенцию в коммуникации).

Р.Е. Левина рассматривала речевой онтогенез как важнейшую линию культурного развития, считала значимую для ребенка коммуникацию с носителями языка источником и условием речевого развития.

Левина утверждала, что в процессе коммуникации, адекватной возрасту, складывается и усложняется коммуникативное поведение ребенка, осваиваются неречевые, а затем и речевые средства . При этом подчеркивалось, что развитие коммуникации ребенка с окружением «ведет за собой» развитие его речевых средств (лексического, грамматического и фонетического строя речи), они развиваются в ходе общения и оказывают влияние на дальнейшую коммуникацию

Принимая во внимание первичное биологическое неблагополучие, Р.Е.Левина считала главной причиной трудностей, отклонений, нарушений речевого развития обусловленную этим неблагополучием специфику взаимодействия, коммуникации ребенка с окружением.

Основанное на теории Л.С. Выготского, понимание речевого онтогенеза позволило Р.Е. Левиной определить теоретические основы современной логопедии. В процессе исследований ей удается прийти к пониманию нормативного речевого онтогенеза, выделить три уровня речевого развития от рождения ребенка до 5 лет, и, опираясь на это понимание, описать три уровня системного (общего) недоразвития речи (ОНР) у детей. Выделенные Р.Е.Левиной три уровня ОНР у детей явно и ясно соотносятся с уровнями нормативного речевого развития. Таким образом, понимание развития детской речи в норме было использовано в качестве системы координат для выявления и описания системных нарушений речевого развития на разных возрастных этапах, и представление о трех уровнях общего недоразвития речи имплицитно содержит представление о трех уровнях нормативного речевого развития ребенка.

Благодаря исследованиям Р.Е. Левиной, отечественная научная школа дефектологии получила представление о необходимых для нормального речевого развития ребенка биологических предпосылках и социальных условиях, согласованном развитии речевых средств и способности применять их в коммуникации, их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Было доказано, что квалификация речевого нарушения и обоснованная постановка коррекционно-развивающих задач требуют точного понимания причин нарушения речевого развития, условий, в которых оно сложилось, выявления актуального уровня и зоны ближайшего развития речевых средств (языковой компетенции) и способности применять их в коммуникации (реализация языковой компетенции в коммуникации с окружением).

Что влияет на развитие речи

Всегда интересно анализировать: один малыш уже в 2 года запросто поддерживает диалог, а другой — имеет всего 10 слов в лексиконе. Что же все-таки влияет на формирование речи у детей?

Состояние здоровья и физическое развитие

Логично, что ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, может отставать в речевом развитии. Дети с различными нарушениями двигательной сферы, особенно затрагивающими артикуляционный аппарат (например, детский церебральный паралич), позже начнут говорить и будут испытывать трудности с произношением слов. Нарушение слуха будет мешать восприятию обращенной речи, а следовательно, в дальнейшем затруднять звуковоспроизведение.

Дети, которые часто болеют, могут иметь проблемы с речевым развитием, поскольку им не так часто приходится использовать речь для коммуникации с другими людьми (с родными людьми дети зачастую торопятся произносить новые слова, потому что их хорошо понимают и без этого). Сложности с овладением речью и языком могут наблюдаться у малышей с патологией сердечно-сосудистой системы, а также железодефицитом.

Любое нарушение развития (например, расстройство аутистического спектра), интеллектуальная недостаточность и прочие задержки в психическом развитии в большинстве случае сопровождаются теми или иными сложностями с развитием речи.

Окружение и среда, в которой живет ребенок

Общение со взрослыми и вовлеченное внимание являются основой гармоничного созревания любого малыша. Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш

Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению

Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш. Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению.

У детей, которые растут в семьях с более высоким социальным статусом, быстрее развиваются как экспрессивный, так и рецептивный компоненты речи.

Также влияние на речь оказывают взаимоотношения между членами семьи: когда ребенок растет в благоприятном психологическом климате, где родители хорошо ладят между собой и внимательны друг к другу (в том числе к ребенку), малыш не испытывает стресса, который может мешать созревать его нервной системе.

Пол

Существуют данные, что в общей популяции мальчики действительно начинают говорить позже девочек. На первом году жизни речевое развитие одинаковое у представителей обоих полов, а вот на втором году жизни становится заметна разница между мальчиками и девочками. Однако по прошествии времени навыки становятся схожими.

Наследственность

По мнению ученых, генетическая предрасположенность к освоению речи и языка все же есть. И да, если кто-то из родителей заговорил позже, чем другие дети, у ребенка есть все шансы также несколько отстать в речевом развитии. Однако, если родители отмечают отставание в темпах освоения речи, лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы подтвердить лишь временные нарушения, которые пройдут с возрастом.

Билингвизм

По сей день ученые ведут споры относительно того, влияет ли билингвальная среда на темпы речевого развития или нет. Ряд ученых утверждают: когда в семье родители говорят на двух языках, это может замедлить освоение лексикона и грамматических структур, поскольку малыш будет просто путаться в словах и выражениях.

Другие исследователи приводят данные, что, если ребенок слышит с самого рождения речь на разных языках, потенциал развивающегося мозга запросто справится с этой задачей, и малыш будет развивать свою речь без каких-либо проблем, причем на двух языках сразу. В итоге исследователи все чаще приходят к мнению, что двуязычие может стать проблемой в том случае, если изначально есть предрасположенность к темповым задержкам развития речи.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний , в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение  и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

А что еще может сделать родитель сам?

  • Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
  • Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
  • Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
  • Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
  • Всячески поощрять словотворчество ребенка;
  • Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
  • Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: