Консультация для родителей «звук [ж]»

Как научить ребенка говорить букву ш и ж: упражнения и советы

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Дыхательная гимнастика

Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.

Задания для занятий с ребенком.

Дыхательная гимнастика в играх:

  1. «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
  2. «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
  3. «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
  4. «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
  5. «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.

Публикация «Консультация для родителей „Звук [ж]“» размещена в разделах

  • Буквы Ж, Ш и звуки , . Конспекты занятий
  • Консультации для родителей
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Темочки

-Так же может повлиять, неправильная работа языковых мышц. Тут отмечается слишком чрезмерное напряжение, задней части спинки языка и при этом вялость передней.

-Следующая причина может оказаться проблема со слухом. Это может оказаться как общее снижение слуха, или же нарушение фонематического (звукового) слуха.

— Причиной так е может оказаться, патологии голосовых связок.

Так же помимо физиологических причин существуют внешние, они так же могут повлиять на формирование ошибочного звукопроизношения «Ж».

И к ним относятся:

-Неправильное произношение и повторение сказанных слов взрослыми. Родители вместо того чтобы поправлять, неправильное произношение ребенка, начинают за ним повторять как бы в шутку. И итогом этого ребенок ошибок своих не замечает, а видит только умиление взрослых. И это усугубляет и приводит к дальнейшим проблемам со звукопроизношением у малыша.

— Так же относиться орфоэпические ошибки окружающих. Если вдруг кто то, из друзей или же родственников произносит этот звук неправильно, то большая вероятность что, ребенок будет произносить этот звук так же. Есть случаи, что в детском саду детки, имеют перенимать друг у друга дефекты речи.

Артикуляционная гимнастика для звука «Ж»

«Маляр»

У ребенка рот открыт, зубы видны. Ребенок гладит кончиком языка вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточка).

«Блинчики»

Широко улыбаясь, язык ребенка лежит неподвижно, на нижней губе не дрожит, при этом касаясь углов рта, верхние зубы при этом видны. Положение удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

«Парус»

Ребенок поднимает широкий язык и при этом зацепив за верхние зубы, удерживает в таком положении на счет от 1 до 5.

«Вкусное варенье»

Широкий язык положить на нижнюю губу, и после облизать сверху вниз верхнюю губу, при этом убрав язык за верхние зубки. Челюсть при этом не двигать.

«Грибок»

Ребенок улыбается, показывает зубы, приоткрыв рот, при этом прижав широкий язык всей своей плоскостью к небу, широко открыв рот. (При этом язык будет напоминать нам тонкую шляпку грибка, а подъязычная связка напомнит – его ножку).

Постановка звука «Ж»

Работа логопеда включает в себя 3 этапа корректировки звукопроизношения с постепенным усложнением задач:

*Постановка – это обучение ребенка правильной артикуляции, и проговаривание изолированного звука;

*Автоматизация – это звуковоспроизведение в фразах, словах, слогах.

*Дифференциация – это слуховое восприятие со способностью отличить от похожих звуков.

Автоматизация звука «Ж» в слогах

ЖА – ЖИ – ЖО – ЖЕ- ЖУ

ЖУ – ЖУ- ЖУ

ЖА – ЖА – ЖА

ЖО – ЖЕ – ЖУ

ЖА – ЖО – ЖИ

ЖО – ЖА – ЖИ — ЖУ

Автоматизация звука «Ж» в словах

Желе, Жар, Жираф, Жнец, Багаж, Кожа, Пожар, Дружба, Пижама, Обжора, Пирожное.

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка: Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане: В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию

Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука

Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Основные положения транслитерации

Фонетика английского языка в общих чертах похожа на фонетику русского языка. И в большинстве случаев при транслитерации проблем не возникает, т.к. примерно половина русских букв передаются в английский язык достаточно легко и без вариантов. Например, Bb — Бб, Pp — Пп, Ff — Фф. Но также существуют и различия, ведь многие русские звуки, такие как: «Ч-Щ», «Ж-Ш» и пр., не имеют аналогов в английском алфавите. И это не удивительно, ведь английский алфавит состоит из 26 букв, а русский — из 33. К сожалению, следует заметить, что единой системы транслитерации не существует, имеются различные мнения и разногласия по этому вопросу.

В настоящий момент существует несколько ГОСТов (например, ГОСТ 7.79-2000, ГОСТ Р 52535.1-2006) и даже два стандарта ISO (ISO 9:1995, ISO/R 9-1968), которые применяются при заполнении различных международных анкет, вопросников, документации (загранпаспорт, водительское удостоверение и пр.) и используются для транслитерации русского алфавита. Что примечательно, использование определённой системы назначает организация, которая осуществляет транслитерацию.

Итак, как же написать букву «Ж» по-английски.

Согласно ГОСТу 7.79-2000 (функционирует в РФ с 2002 г.) буква «Ж» латиницей может быть написана двумя способами:

  1. с диакритическим символом — ž.
  2. путём соединения латинских букв — ZH, zh.

Согласно ГОСТу Р 52535.1-2006 буква «Ж» латиницей пишется также — ZH, zh.

Упражнения

При отсутствии перечисленных физиологических и психологических нарушений, научить малыша «жужжать» можно с помощью логопедических занятий, включающих два основных этапа: непосредственно постановка звука и его автоматизация, то есть внедрение в речь.

Ставим звук

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, речевой аппарат малыша необходимо размять с помощью артикуляционной гимнастики. На первый взгляд, она никак не связана с произнесением звука (а произносим мы именно звук, а не букву), но каждый логопед подтвердит, что этот этап необходим.

  1. «Улыбнись!». Это упражнение выполняется в двух вариантах: с закрытым и приоткрытым ртом. В первом случае нужно попросить ребенка улыбнуться так широко, как он сможет, но при этом не показывать зубки. Второй вариант часто называют «заборчиком», так как он предполагает демонстрирование в улыбке и верхних, и нижних зубов. Обе позиции нужно фиксировать на 5 секунд.
  2. «Дудочка». Дети любят изображать разные музыкальные инструменты, и это упражнение им понравится. Губы нужно старательно вытянуть трубочкой и подудеть в нее, «наиграв» любую мелодию, которая придет в голову. «Дудочку» рекомендуется чередовать с вариациями предыдущего упражнения.
  3. «У зубного». Нужно раскрыть рот как можно шире, будто в кресле у стоматолога, и подержать в таком состоянии 5 секунд.
  4. «Чистим зубки». Стоматолог вылечил все зубки, и теперь их нужно чистить, чтобы снова не заболели: провести языком по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
  5. «Варенье». Язык нужно просунуть между сжатыми губами и загибать его кончик попеременно вверх и вниз, словно слизывая с них варенье.

Чтобы поставить звук ж, нужно задействовать:

  • язык;
  • губы;
  • нёбо;
  • голосовые связки.

В первую очередь нужно убедиться, что ребенок понимает, как именно нужно использовать все эти элементы, чтобы добиться желаемого. В этом поможет большое зеркало, напротив которого нужно сесть вместе с ребенком и показать ему пример. Иногда одного этого бывает достаточно.

Если это не помогло, то можно прибегнуть к одному из следующих логопедических приемов:

  1. Использовать в качестве базы свистящие звуки при условии, что малыш уже умеет выговаривать букву, а вернее звук . Для этого нужно попросить его набрать побольше воздуха и затянуть , постепенно поднимая кончик языка к верхним зубам, пока не получится .
  2. Еще проще отталкиваться от звука , который почти все дети произносят хорошо чуть ли не с пеленок. Язык при произнесении этого звука уже находится в нужной позиции, и малышу достаточно будет поплотнее сжать зубы и поэкспериментировать, протягивая «тз-з-з», пока он не нащупает .

Автоматизируем звук

Добиться чистого звучания желаемого звука — это немало, но недостаточно. Теперь нужно научить ребенка использовать этот звук в речи. В этом помогут многократные повторения чистоговорок, стихов, просто слов, в которых присутствует буква Ж, — здесь все зависит от фантазии родителей.

  • Предложите ребенку «уменьшить» слова с помощью буквы Ж: пирог — пирожок, творог — творожок, берег — бережок.
  • Поиграйте в игру, где нужно придумывать предложения из слов, в каждом из которых есть буква Ж: желтый жук побежал жевать желе.
  • Подберите комплект ярких картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть Ж, причем не только в начале, но и в середине, и в конце слов. Попросите малыша отчетливо называть их.

Дополнительные упражнения

В качестве вспомогательного средства педиатры, логопеды и психологи рекомендуют как можно больше внимания уделять развитию мелкой моторики, так как она напрямую связана с речевой функцией. Эта связь не всегда очевидна для родителей, но достоверно установлена наукой.

Играя с конструктором, шнуровками, собирая мозаику, помогая маме перебрать гречку или рис, ребенок тренирует свои сенсомоторные навыки, стимулируя работу важных отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за речь. Немалую пользу принесут малышу пальчиковые игры — их специалисты рекомендуют практиковать с самого раннего возраста. В любом возрасте чрезвычайно полезны в этом отношении занятия лепкой и игры с песком.

Любая познавательная деятельность, связанная с собиранием и разбиранием целого на составные части, взаимодействием с мелкими деталями (до трех — только под присмотром родителей), дает активно работающему мозгу бесценный опыт, отражающийся на речевой функции и общем развитии ребенка.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ж». Пример цепочки звуков: П, Ж, В, Т, С, З, Ж, А, Ж, Ж, К, Т, Ж…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ж». Пример цепочки звуков: ПУ, ЖЕ, ЖА, ТУ, НО, ЖИ, РА, КА, ЖУ, ПЕ…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ж». Пример цепочки слов: диван, жирафа, стол, жук, птица, пирожок, пижама, шутка, кошка, жаба, жадина…

Звуки С — Ц

1. Для занятия с ребенком нужны картинки с изображением таких игрушек или предметов, в названии которых есть звук с (съ) или ц: сова — цапля, лестница, велосипед — мотоцикл (или использовать иллюстрации «В магазине»,
«Непослушный цыпленок Цып». Предложите назвать их так, чтобы ясно слышались эти звуки: сссова — цццапля.

2. Помогите ребенку разложить игрушки: в одну сторону такие, в названии которых есть звук с (съ), в другую — со звуком ц.

РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).

После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).

Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?» После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.

3. Предложите ребенку отгадать загадки и назвать, какой из звуков — с или ц — есть в слове-отгадке.

  • Два братца спереди бегут, да два братца их догоняют. (Колеса.)
  • Зимой — звезда, весной — вода. (Снежинка.) /В. Кремнев./
  • По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)
  • Большой подсолнух в небе
    Цветет он много лет
    Цветет зимой и летом,
    А семечек все нет.
    (Солнце.)
    /М. Садовский/

4. Ребенок должен выделить во фразах вначале только те слова, в которых есть звук с (съ), а затем и ц:

Дети собирают в банку ягоды. Соловей поет песни. Маша поливает цветы. Цыпленок пьет из блюдца воду. Слава поставил цветы на подоконник. Собака сидит на цепи.

5. Выучите с ребенком пословицы и поговорки, объясните их смысл.

  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • Кто за все берется, тому ничего не удается.


Молодец против овец, а против молодца сам овца.

Конец — делу венец.

Цыплят по осени считают.

6. Помогите ребенку отгадать загадки и выучить их.

  • Сидит в темнице красная девица, а коса на улице. (Морковь.)
  • Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар.)

7. Прочитайте выразительно стихотворения. Стихотворения А. Барто и Е. Александровой выучите с ребенком наизусть.

МЕДВЕЖОНОК


Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится,
Малыш не скучает.
Он думает: это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.

/В. Берестов/


На горе стоит лесок,
Он не низок, не высок,
Удивительная птица
Подает там голосок.
Удивительная птица —
Засвистит и притаится.

/А. Барто/

СОВА

В небе месяц серебрится.
Спят в кустах тетерева.
Над поляной кружит птица
Остроклювая сова.
У совы глаза, как плошки,
В темноте горят огнем,
Ночью видит, словно кошка,
Но совсем не видит днем.

/Е. Александрова/

8. Для развития умения дифференцировать звуки с (сь) и ц рассмотрите рисунок «В магазине». Предложите ребенку перечислить игрушки, в названии которых есть звук с (сь), затем игрушки, в названии которых есть звук ц.

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка: Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане: В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию

Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука

Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

Хлопни, когда услышишь звук!


Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Звук [Ж]в середине слова:

ЖАКожа, лужа, пожар, пожарный, бежать, уважать, уезжать, жарить, дрожать, ложа, рожа, вожжа, дрожат, лужайка, нет ежа, лужайка, лежанка, Снежана, нажарить, нажать, нарожать, межа, разжать, рожать, ежата, уважаемый, кинжал, деньжата, медвежата, вожак, вожатый, урожай, пижама, бежать, держать, дрожать, лежать, ужасный, баклажан.ЖООжог, утюжок, обжёг, прыжок, кружок, дружок, флажок, пирожок, ежовый, книжонка, ежонок, бумажонка, ножовка, ожог, ножонка, движок, тяжёлая, лужок, лужённый, сапожок, творожок, рожок, чужой, крыжовник, ежовый.ЖУСкажу, ежу, положу, кунжут, вижу, режу, вяжу, мажу, мажут, кожура, жужжание, жужелица, сужу, накажу, доложу, тужурка, абажур, ажур, брожу, хожу, дружу, лежу, покажу, положу.ЖИ (ЖЫ)Ужин, ножик, мужик, лужи, дружить, кружить, ежи, нажим, вожжи, режим, ожидание, оружие, бомжи, лыжи, пыжик, рыжик, дюжина, похожий, наживка, тужится, рыжий, режим, нажива, наживать, наживка, нажит, нажим, нажимать, наложить, режем, ложится, кружится, тужится, насторожить.ЖЕУже, хуже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, драже, ежегодно, бежевый, бежевое, сюжет, ниже, нажечь, кажется, настороже, мозжечок, может, натяжение, напряжение, разжевать, разжечь, ряженка, ряженный, ряженье, спряжение, скольжение, неужели, уважение, этажерка, предложение, положение, умножение, служебный, лежебока.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад». “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство. “Поработали — устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед. “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации звука «Ж».

Автоматизация звука «Ж» в прямых слогах:

  • жа — жа — жа
  • жо — жо — жо
  • жа — жо — жу
  • жу — жу — жи
  • же — же — же
  • жи — жу — же

Автоматизация звука «Ж» в обратных слогах:

  • ажма — ожма — ужма
  • ыжма — ожма — ужма
  • ыжма — ужма — ажма
  • южма — ужма — ежма
  • ёжма — ужма — ежма
  • яжма — южма — ижма

Автоматизация звука «Ж» в интервокальной позиции:

  • ажо — ожа — ужа
  • ыжа — ужо — ыжу
  • ёжу — южо — ежо
  • южи — ижи — ежи
  • ажи — ожи — ыжи
  • ажа — ижа — ежу

Автоматизация звука «Ж» в слогах со стечением согласных:

  • бжи — вжо — вже
  • вжа — вжу — вжо
  • гжо — джа — мжа
  • нжа — гжо — джо
  • гжи — джи — мжи
  • нжи — вжа — вжу

Автоматизация звука «Ж» в словах:

Жара, лыжи, пирожок, журавль, жук, жаба, абажур, флажок, багаж, ножи, журнал, пирожное, жасмин, жало, лыжник, ножницы, джемпер, ежи, кожа.

Автоматизация звука «Ж» в словосочетаниях:

Жёлтый флажок, обжора медвежонок, жук жужжит, ежи на лужайке, поджаренное мясо, лёгкий снежок, отважный жук, железная пружина, жаба в луже, бумажный солдатик.

Автоматизация звука «Ж» в чистоговорках:

  • Жа–жа–жа, Жа–жа–жа — видели ужа.
  • Жи–жи–жи, Жи–жи–жи — тут живут ежи.
  • Жак–жак–жак, Жак–жак–жак — кожаный пиджак.
  • Жу–жу–жу, Жу–жу–жу — я жилет вяжу.
  • Же–же–же, Же–же–же — пижама на морже.
  • Жом–жом–жом, Жом–жом–жом — режут хлеб ножом.

Автоматизация звука «Ж» в предложениях:

Женя жуёт ежевику. В живом уголке живут жабы, ужи и ежи. Женин папа художник. На Жоре пижама. У Жанны кожаный жакет. Я жую жвачку. Нужно ценить дружбу.

Автоматизация звука «Ж» в стихах:

Это — Ж,А это К.Целый жукИ полжука.(А. Шибаев)

Автоматизация звука «Ж» в рассказах:

ЖАДНАЯ ЖАБАЖили–были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба.Однажды важный Жук говорит Ужу:— Надо бы нам крышу покрасить.— Покрасить можно, — говорит осторожный Уж.— Только какой краской? — Желтой, — важно сказал Жук.— Но у нас нет желтой краски.— Ну, тогда оранжевой!— И оранжевой нет.— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.Но Жаба не дала им оранжевой краски.— Не дам! — сказала она. — Жалко краску.Тут прилетел Шмель и как зажужжит

Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: «Пожалейте меня, несчастную-ю!»Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.(по Г. Юдину)

  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Методическое пособие по обучению грамоте и письму», В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Буква Ш

Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

  • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
  • произнесение «в нос»,
  • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
  • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
  • звук, напоминающий С.

Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия

Важно размять не только язык, но и губы

  1. Упражнения для языка:

«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола

Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»

Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.

  1. Упражнения для губ:

«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы

Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

Игры с буквой Ш

  1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

  1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

  1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
  2.  Песни, потешки, стихотворения.

Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.

Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.

Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Скороговорки с буквой Ш

Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

  • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
  • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
  • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
  • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
  • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: