Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком
Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам. Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь
Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.
Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.
Постановка звука Щ у детей
Правильное произношение можно выработать несколькими способами. В первом случае педагог отталкивается от уже знакомого малышу звука Ш.
При этом логопед вместе с ребёнком совершает нижеследующие действия.
Просит непоседу приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».
Специалист обращает внимание малыша на то, что его широкий язык в средней части сильно давит на нёбо, а его боковые края плотно прижаты к верхним зубкам.
Уздечка в ротовой полости натянута, а губы округлены и немного выдвинуты вперёд. Зубы слегка сомкнуты
В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посредине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.
Второй способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке Ч и слогах Си — Ась.
В этом случае работа происходит в такой последовательности.
- Логопед просит непоседу очень долго произносить звук Ч и затем прервать выдох.
- При озвучивании ребёнком слогов Си — Ась специалист слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубок и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук Щ.
Автоматизация звука щ в слогах не представляет особых трудностей у детей.
Предлагаю следующие упражнения.
Звук Щ в начале слова
Когда ребёнок научится изолированно произносить звук, он начинает повторять за взрослым слоги: Ща, Щу, Щё, Ще, Щи. Автоматическое повторение слогов постепенно складывается в слова: «Ща – Ща – Щавель», «Щу – Щу – Щупать» и тому подобное.
Игры и упражнения.
- Отсортируй правильно
В большой ёмкости перемешаны разноцветные пуговицы разного размера. Перед малышом – тарелки маленькие, средние и большие. В ходе игры ему предлагается мелкие пуговки положить в маленькие тарелки и произнести слоги Ще и Щё. Среднего размера пуговки поместить в средние тарелки (слог Щу), а крупные ёмкости заполнить большими пуговицами (слог Ща).
- Я ищу (используется звуковая таблица со звуком Щ).
Педагог предлагает ребёнку картинки с изображением предметов, животных, рыб. Он произносит слово и просит малыша поставить фишку на соответствующую картинку. При этом ему нужно внимательно повторять слова: «я иЩу» с выделением звука. («Я иЩу Щётку»).
Звук Щ в середине слова
Игры и упражнения.
- Будь внимательным
Ведущий называет слова, а маленький ученик хлопает только тогда, когда услышит слово, где есть звук Щ. В этой игре можно использовать следующие слова: чаща, лапоть, дом, мышь, чудовище.
- Где «ч», а где «щ»
Игра напоминает предыдущую. Только в этом случае, если ребёнок слышит звук Щ, он хлопает один раз. Когда педагог произносит звук Ч, дитя хлопает в ладоши два раза. Учитель называет следующие слова: починить, общий, банщик, очень, мечта, расчёт.
Звук Щ в конце слова
Игры и упражнения
- Строим дом для звука Щ
Для этой игры можно взять конструктор. Непоседе предлагается положить два кирпичика – это слог Ща. После этого к двум кирпичам добавить третий – слог Щи. Четвёртый кирпич будет обозначать Щу. А когда дом из пяти кирпичей будет готов, получится слово «плющ». Также можно попутно предложить непоседе нарисовать этот домик на бумаге.
- Весёлые кнопочки
Малыш должен проговорить слово с автоматизируемым звуком и при этом нажать пальчиком на «кнопочку» (нарисованный цветной кружок, цветок, рыбка). Сколько таких «кнопок», столько будет и повторов.
Слова, которые используются: помощь, вещь, хрящ, прыщ и другие.
Причины расстройства в произношении звука Щ
Фактором, играющим главную роль в возникновении дефекта, является недостаток формирования речи. Если ребенок не произносит один и более звуков, могут поставить диагноз дислалия или дизартрия (в более легком варианте − дизартрический компонент).
Дизартрия является «двигательным» расстройством речи. Это нарушение артикуляции в целом. Оно вызвано повреждением ЦНС (центральной нервной системы). Проблема затрагивает не только артикуляцию отдельных звуков, но также проявляется в виде нарушения дыхания, голоса, мелодичности и ритма речи.
Причинами дизартрии являются повреждения головного мозга:
- При беременности − например, кровоизлияние в мозг ребенка с дефицитом витамина К, несовместимостью резус-факторов ребенка и матери.
- Во время тяжелых родов − ребенок с избыточным весом, длительные (затяжные) роды, заражение крови, асфиксия плода (недостаток кислорода).
- В первые месяцы жизни − воспаление мозга и оболочек (менингит, энцефалит), интоксикация.
- В более позднем возрасте − различные травмы головы, опухоли, цереброваскулярные заболевания, дегенеративные и токсические повреждения нервной системы.
При дислалии у ребенка слух в норме и сохранна иннервация артикуляционных органов. Причинами нарушения «Щ» в этом случае, могут быть:
- слабая иннервация мышц языка;
- проблемы с фонетико-фонематическим слухом;
- подражание неправильной речи взрослых.
Работа при дислалии ведется эффективнее и может быть, в зависимости от причины, устранена достаточно быстро. При дизартрии же без посещения коррекционной группы и систематических занятий с логопедом не обойтись.
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему “Звук Щ в слоге, слове, простой фразе”.
Метцлер О.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории,
г.Алдан.
Тема: Звук Щ в слоге, слове, простой фразе.
Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.
Образовательная цель: закрепить умение правильно произносить
звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в
слове; активизировать словарь по теме “Обувь”; формировать навыки
звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение
с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога,
составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.
Коррекционно-развивающие цель: развивать слуховую память,
фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: формировать навыки самоконтроля и
взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение
взаимодействовать в коллективе.
Материал: предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с
изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей),
экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой “Танцы” и
офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу
детей), фонограмма инструментальной музыки.
Ход занятия:
-
Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная
картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.
— Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)
— Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).
Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ.
Характеристика звука Щ. Д.У. “Чистим обувь”.
— Звук Щ просит помочь почистить обувь.
Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви,
называет предмет обуви. Имитируя движения щётки “Чистит” выбранную
обувь.
Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части
нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и
кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на
ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.
Звуковой синтез. Игра с мячом.
— Звук Щ предлагает поиграть в мяч.
Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать
слог:
Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.
Автоматизация звука Щ в словах. Развитие
слухового внимания и памяти.
Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.
Слова:
Щавель, щека, щель
Щепка, щенок, щит,
Щипать, щиток, щука, щупать
Пища, ямщик, плащ, овощ.
Определение позиции звука Щ в слове. Работа со
схемой слова.
Д.И. “Собери грибы в корзинку”.
Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку,
с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в
названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится
звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной
фишкой.
Гимнастика для глаз. Электронный
офтальмотренажёр Л.Г. Маско.
— Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.
Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ
предложения. Составление схемы предложения.
Предложения:
Щегол звонко пел.
Катя любит овощи.
Утки щиплют зелень.
Хищная щука.
Маленький щенок.
Электронная физкультминутка “Танцы”.
Развитие мелкой моторики.
Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор
ребёнка под музыку.
Подведение итога. Рефлексия.
Буква Р
Неправильное выговаривание буквы Р встречается довольно часто. Если не работать над произношением, этот дефект может остаться на всю жизнь. Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Щ]
Марина Лобастова Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука
1. Автоматизация изолированного звука: упражнение «Змейка».
Логопед. Помоги змейке добраться до своего домика, отчётливо произнося звук
«щ-щ-щ…». Дорожка длинная и, чтобы её пройти, надо сделать глубокий вдох
носом и на выдохе через рот «пропеть» звук «щ-щ-щ…», не останавливаясь,
на одном дыхании. При этом помогают глазки.
(см. презентацию, слайд 1)
2. Автоматизация звука «щ» в обратных слогах:
3. Игра «Запомни, повтори»:
4. Автоматизация звука «щ» в словах с обратными слогами (в конце):
ощ-ощ-ощ – мощь, помощь.
(см. презентацию, слайд 2)
5. Игра «Скажи слово со звуком». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие
фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «щ» в конце, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым звуком.
(см. презентацию, слайд 3)
6. Автоматизация звука «щ» в словах с обратными слогами (в середине):
ищ-ищ-ищ – хищник, хищный.
7. Автоматизация звука «щ» в прямых слогах:
8. Автоматизация звука «щ» в словах с прямыми слогами (в начале):
(см. презентацию, слайд 4)
9. Игра «Скажи слово со звуком». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие
фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «щ» в начале, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым звуком.
(см. презентацию, слайд 5)
10. Автоматизация звука «щ» в словах с прямыми слогами (в середине):
ща-ща-ща – обещать, пищать, угощать, помещать, дощатый; гуща, пища;
щу-щу-щу – ищу, пищу, тащу, угощу, помещу; ищут, тащут;
щи-щи-щи – пищит; общий, тащит, видящий, идущий, кипящий, гудящий, дымящий;
ще-ще-ще – ищейка, угощение.
(см. презентацию, слайд 6)
11. Игра «Один-много». Задачи: автоматизация звука в словах; употребление
множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах.
Логопед говорит про один предмет, а ребёнок про несколько таких же предметов и со словом «много», чётко проговаривая автоматизируемый звук в словах.
(см. презентацию, слайды 7-10)
12. Упражнение «Слова подскажут цифры».
Логопед. Я буду читать рассказ, но некоторые слова в нём заколдованы, вместо них стоят цифры. Когда я укажу на цифру, найди на экране картинку рядом с
этой цифрой и назови её. В названиях картинок должен присутствовать звук
«щ». Слушай и смотри внимательно.
(см. презентацию, слайд 11)
13. Упражнение «Ответь на вопросы и скажи полным предложением».
(см. презентацию, слайд 12)
14. Заучивание чистоговорки (по мнемодорожкам): проговаривая медленно, прохлопав по слогам, быстро… и т. д.
(см. презентацию, слайд 13)
Конспект занятия по автоматизации звука Звук «С»: кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуты, как при улыбке и не закрывают зубов; зубы сомкнуты или сближены;.
Конспект занятия по автоматизации звука Звук «З»: ставится по подражанию, с тактильно-вибрационным контролем (рука на горле) Занятие 1 1. Автоматизация изолированного звука: упражнение.
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Движения или статическая позарук | Движения или статическая поза языка | |
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ | Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз | |
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой» |
Крона состоит из веток листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают | Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются | Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей) | Движения или статическая
позарук |
Движения или статическая
позаязыка |
Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт») |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу) см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху | Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше. . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы» |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх. Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны | Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой» |
Через лес («топ-топ») вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд — назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») | Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы «домиком» | Присос — крыша домика ровная |
Докшина А.А., учитель-логопед
Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука
Тема : Постановка звука Ш
Цель : уточнение артикуляции звука
,постановка звука Задачи :
1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш
, выделятьзвук Ш из ряда слов ;
2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию
, воспитание самостоятельности.
Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика»
, ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Речевой материал:
Плащ
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идёт — я без плаща,
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу,
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
Два щенкаС. Михалков
***Щука
Щука проглотила щётку,
щётка ей щекочет глотку.
«Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?»Г. Виеру
Щётки
Этой щёткой чищу зубы,
этой щёткой — башмаки,
этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.
Мой щенок
Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
от злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс
— настоящий.Е. Благинина
Почтовый ящик
На скамейку я встаю,
еле ящик достаю.
Открываю ящик,
голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
письма настоящие.
Вот так щука!
— Нина! Нина!
Щука! Щука!
— Наше счастье.
Ну, тащи!
Вот так счастье!
Вот так щука!
— Нету щуки…
Не ищи.
Клюёт
Что в речке?
Щука, лещ, судак.
в челноке сидит рыбак.
Но ни леща, ни судака
ещё не выловил пока.
нет ни щуки, ни ерша…
Река струится не спеша.
Челнок качает рыбака.
А что рыбак?
Сидит и ждёт.
А рыба? Рыба не клюёт
Клюёт! Кто? Щука?
Лещ? Судак?
Не лещ, не щука
— сам рыбак
носом клюёт…А. Шибаев
Лейся, дождик
Дождик, дождик,
что ты ждёшь,
отчего едва идёшь?
Лейся пуще,
лейся чаще,
хочешь — в пуще,
хочешь — в чаще,
хочешь в поле на ячмень,
хоть всё утро,
хоть весь день!Б. Асаналиев
***Щегол
Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.А. Пудваль
Щенок
Щенка кормили молоком,
чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
к нему бежали босиком —
ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
возились с ним в саду.
А он, расстроенный слегка,
шагал на поводу.А. Барто
Встреча
Я шёл по улице пешком
и повстречался со щенком.
И неизвестно почему,
я вдруг понравился ему.
И несмотря на летний зной,
щенок всё время шёл за мной.
Дошли мы вместе до ворот,
и вдруг щенок пошёл вперёд.
Я закричал, позвал щенка,
он зарычал издалека.
Он не хотел со мной идти.
Нам просто было по пути.А. Барто
***Щука
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща,
Пищи все себе ища,
Ходит щука вкруг леща.В. Орлов
Считалка
Щуку тощую с реки
притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
и погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
словно щёлкнула хлыстом,
и таким ударом крепким
расщепила стол на щепки.Е. Ефимовский
***Щегол
Пропищал щеглу щегол:
– Ставлю вам за пенье кол,
Потому что вы поете
На одной и той же ноте!
А другой присвистнул даже
– Сам фальшивит, а туда же!
Меж березовых стволов
Перещёлк гуляет…
Кто кого из двух щеглов
Перещеголяет!М. Пляцковский
***Щеголь
Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!В. Берестов
***Вещи
Нина раз считала вещи:
ящик, щётка, плащ и клещи,
плюс трещотка, два ножа,
щит и два карандаша.
Сколько было б здесь вещей,
если б не было клещей?
***Деньки
Щёголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец соловей,
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!В. Лунин
***Рыбак
Ухватился за удилище рыбак.
Ну и силища – не вытащить никак.
Леской тонкой режет руку – тяжело!
Но мальчонка тянет щуку – повезло!Г. Ладонщиков
***Сандалии
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной старой щетки.Е. Серова
***Буфет
Щипцы для орехов сказали соседям –
Блестящим и тонким щипцам для конфет:
О – Когда ж, наконец, мы кататься поедем,
Покинув наш тесный и душный буфет?Э. Лир. пер. С. Маршака
***Слова на букву Щ
Притащили мы в грозу
Щуку тощую в тазу.
Щекотали щуку щепкой,
Прищемили хвост прищепкой.
Мыли щёки щуке щёткой,
Довели её щекоткой.
Щука — щётку за щетину,
Отщипнула половину,
Расшвыряла часть вещей,
Пролила кастрюлю щей,
А потом как даст «леща»!
Мы помчались трепеща,
На щеколду дверь закрыли,
Щели щебнем завалили,
Удивляясь сообща:
Сколько слов на букву Щ!!!
Стихи для автоматизации звука «Щ» необходимы для отработки данного звука в связной речи. Как известно стихи также отлично развивают память, а это необходимое условие успешного обучения в школе.
Автоматизация звука Щ в предложениях
Ниже приведены примеры предложений, которые ребёнок повторяет за взрослым.
ОвоЩи хранят в яЩике. ХиЩная Щука поймала леЩа.
Пример стихотворения, которое можно выучить и рассказывать наизусть.
КотиЩе построил огромный домиЩе
И Щедро отдал он его комариЩу.
ЗлюЩий комар поселился в домиЩе.
И укусил он беднягу котиЩе.
Также процесс автоматизации звука пойдёт значительно быстрее, если родители дома вместе с ребёнком будут закреплять его произношение каждый день.
Заключение. Ежедневные упражнения и постепенное введение звука в устную беседу приведут к чистой и правильной речи. Наверняка исчезнет некрасивая шепелявость, которая так огорчала и малыша, и его родителей. Устойчивого произношения для ребёнка 4 – 7 лет можно добиться лишь в том случае, если кроха по – настоящему увлечётся процессом и заметит долгожданный результат.
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком ) — самое частое нарушение детской…