Структура и содержание программы
Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Структура Программы представлена следующими образовательными областями:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.
Содержание Программы в соответствии с ФГОС ДО предполагает:
- Наличие трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
- Наличие представления об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах.
- Характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста и ожидаемым результатам освоения Программы в разных возрастных группах.
- Постановку задач и ожидаемых результатов освоения Программы, на их основании наполнение содержания по каждой образовательной области в каждой возрастной группе.
- Раскрытие особенностей игры и игровой деятельности, как особенного развивающего пространства ребенка-дошкольника.
- Описание вариативных форм, методов, средств и способов эффективной реализации Программы.
- Описание особенностей образовательной и иной деятельности детей, в зависимости от их возраста.
- Основные направления и способы поддержания детской инициативы.
- Особенности организации педагогического мониторинга и диагностики.
- Дана характеристика особенностям взаимодействия между педагогическим коллективом и семье воспитанника.
- Представлены необходимые методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы ДОУ.
- Определены содержание методических материалов, а также основных методов и средств воспитания и обучения.
- Представлен режим дня для каждой возрастной группы, а также режим дня на период адаптации детей к условиям ДОУ.
- Раскрыты особенности проведения традиционных для ДОУ мероприятий и особенности организации предметно-развивающей среды группы.
- Приложение Программы содержит примерные парциальные образовательные программы.
Принципы, на основании которых реализуется Программа:
- Принцип образования и развития
- Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
- Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
- Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
- Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства
Особенности содержания Программы
Основной особенностью Программы является то, что ее содержание человекоориетированно и направлено на воспитание гуманного отношения у детей к окружающему миру.
Программа направлена на удовлетворение наиболее актуальных потребностей современных дошкольников, посредством их взаимодействия с разными сферами культуры (изобразительное искусство, музыка, родной язык и т.д.). Именно такое обширное и разнообразное содержание Программы является основой для полноценного и разностороннего развития творческих и познавательных способностей детей, их природных склонностей и интересов на всех ступенях дошкольного детства.
Каждый раздел Программы предполагает действие одного общего механизма:
- Ознакомление детей с определенной культурной областью или объектом.
- Увлечение детей данной областью или объектом.
- Освоение каждым воспитанников необходимых умений и навыков, позволяющих самореализоваться в данной культурной области и удовлетворить собственные индивидуальные потребности.
- Проявление детьми самостоятельной творческой активности, посредством усвоенных умений и навыков.
- Создание необходимых условий для эмоционального принятия детьми эстетических и моральных ценностей.
Замечание 1
Таким образом, каждый воспитанник получает собственный социокультурный опыт, который становится фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Диагностика результатов работы по программе «Детство»
Согласно требованиям программы, 2 раза в год (в начале и конце) проводится диагностика достижений детей по разным направлениям развития. Для проведения мониторинга за основу рекомендуется взять работы педагога-психолога Н. В. Верещагиной, посвящённые диагностике педагогического процесса. Автор предлагает методы организации мониторинга для всех возрастных групп детского сада по всем направлениям работы. Пример организации исследования во второй младшей группе ДОУ можно посмотреть здесь.
Проводя диагностику, воспитатель наблюдает за действиями каждого ребёнка и фиксирует их в специальной карте
После проведения диагностического обследования воспитатель составляет аналитическую справку, в которой отражаются изменения в развитии группы в целом. Проведённые исследования также иллюстрируют индивидуальные особенности каждого ребёнка, показывают сильные и слабые стороны в его развитии, умения, требующие индивидуального подхода или доработки. Используя этот материал, воспитатель планирует дальнейшую работу с детьми, опираясь на фронтальные, групповые или индивидуальные методы.
Примеры аналитических справок по освоению программы «Детство» в дошкольных учреждениях:
- Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками второй младшей группы материала по программе (Левина Н. А).
- Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга в средней группе (Иванова О. С.).
- Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей программы воспитанниками подготовительной группы (Морозова И. А.).
Для удобства и наглядности результаты проведённой диагностики оформляются в таблицы, диаграммы
Перспективное планирование по программе «Детство» в ДОУ
Перспективный план работы группы разрабатывается педагогом, на основе принятой образовательной программы ДОУ, имеющейся материально-технической базы и собственного опыта. Прекрасный пример перспективного планирования по программе «Детство» представлен в статье педагога из Санкт-Петербурга Марины Птицыной.
Как можно выполнить ежедневное планирование по программе «Детство» для подготовительной группы, показано на сайте «Инфоурок». Основная цель занятий: выработать эмоционально положительное отношение к обучению в школе, пробудить интерес к школьной жизни и желание занять активную позицию в школьной социальной среде.
Работу учреждений образования родители часто оценивают по отзывам знакомых о коллективе работников (какой имеют опыт работы, как относятся к детям), а также по наличию материально-технической базы
На программу обучения мало кто из родителей обращает внимание. Ведь любая программа выполняет требования ФГОС по подготовке дошкольников к дальнейшему обучению и любой детский сад нацелен на выполнение этой задачи
Преимущество программы «Детство» в её ориентации на эмоциональное развитие детей, на формирование умения понимать и сопереживать окружающим, в первую очередь близким людям. Современное общество отличается отчуждённостью, некоторой отдалённостью людей друг от друга. Возможно, обучение дошкольников по программе «Детство» — первый шаг на пути решения этой проблемы.