Психические особенности «медленных людей»
Умственное развитие детей с синдромом Дауна сильно различается. На данный момент невозможно до рождения определить, как ребенок будет обучаться и развиваться физически. В тех случаях, когда я сталкивался с носителями синдрома, — речь шла об «олигофрении в степени легкой или умеренной дебильности», по Международной классификации болезней 9‑го пересмотра, а по МКБ-10 — о «легкой умственной отсталости» .
В ряде случаев родители детей с синдромом Дауна могут даже попробовать общую программу обучения в школах. К сожалению, это по большей части — западная практика; у нас подобные люди чаще оказываются на домашнем обучении. Не в последнюю очередь — из‑за неправильного, уродливого отношения к «иным» среди обывателей, из‑за дурного воспитания «нормальных» детей.
В большинстве случаев у таких детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Недаром в англоязычных странах таких людей именуют «slowly man», буквально — «медленные люди». Поэтому родителям рекомендуется водить ребенка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстает от других двигательных навыков. Некоторые дети начинают ходить уже в два года, а некоторые только на 4‑м году. Чтобы ускорить этот процесс, обычно назначают физиотерапию и массаж.
Часто скорость развития речи и навыков общения задерживается, что помогает выявить и максимально скорригировать проблемы со слухом.
Хочется обратить внимание на действительно ценный опыт западных коллег — психиатров и реабилитологов – по обучению детей с синдромом Дауна. Детей с заболеванием, учащихся в школе, там распределяют по классам особенным образом
Это обусловлено пониженной обучаемостью больных детей и очень вероятным отставанием от сверстников. Школьные требования могут оказаться для больных детей почти или совсем недостижимыми — по этой причине распределение положительно влияет на обучение, давая детям шанс.
В некоторых европейских странах, например, в Германии и Дании, существует система «двух учителей», в которой второй учитель берет на себя детей с коммуникационными проблемами и умственной отсталостью, однако это происходит в пределах одного класса, что препятствует увеличению умственного разрыва между детьми и помогает ребенку развивать коммуникативные способности.
Как альтернатива методу «двух учителей» существует программа сотрудничества специальных и общеобразовательных школ. Суть этой программы заключается в том, что основные занятия для отстающих детей проводятся в отдельных классах, чтобы не отвлекать остальных учеников, а прогулки, занятия искусством, спортом, перемены и перерывы на питание — совместно .
Известен случай, когда человек с синдромом Дауна получил высшее образование. Этого испанца зовут Пабло Пинеда (Pablo Pineda). В 2009 году он удостоился награды «Серебряная раковина» на кинофестивале в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже». Там он играет университетского преподавателя с синдромом Дауна, то есть, по сути, самого себя.
Пабло живет в Малаге и работает на муниципалитет. У него есть диплом преподавателя, бакалавра искусств и диплом в области педагогической психологии. В будущем он намерен продолжать заниматься преподаванием, а не сниматься в кино.
Интересные факты о синдроме
В США посчитали, сколько проживает в стране взрослых и маленьких детей с синдромом Дауна. Их оказалось 206 тысяч. Таким образом, количество в мире людей с трисомией 21-й хромосомы составляет несколько миллионов.
Информация об этой патологии доступна. В интернете есть много полезных статей, с фотографиями и пояснениями. В них простыми словами рассказывают о таком понятии, как синдром Дауна, кратко объясняют медицинскую суть проблемы и обозначают основные принципы лечения и социальной адаптации таких людей.
Благодаря этой информации общество открывает для себя даунят. В России, как и во всех цивилизованных уголках Земли, отношение к ним с каждым годом меняется в лучшую сторону. Но так было не всегда. История жестоко относилась к людям, страдающим «монгольским идиотизмом». Именно так до 1965 года называли синдром Дауна.
Природа болезни была неуточненной до 1959 года. Когда патологию стали активно изучать и проводить скрининг, многие женщины отказывались рожать при подозрении на трисомию 21-й хромосомы. Если роды происходили (беременная не обследовалась, могли врачи пропустить синдром и т. д.), от «уродливых» детей часто отказывались.
Малыши с синдромом Дауна редко воспитывались в семьях. Чаще их изолировали в специальные закрытые учреждения. В прошлом веке длительность жизни даунят была небольшой. Многие умирали в младенчестве от врожденных пороков или приобретенных тяжелых инфекций. В среднем они достигали возраста 9–10 лет.
В наши дни «солнечные дети» могут жить полноценной счастливой жизнью. Существует множество служб, организаций и обществ, которые поддерживают родителей, у которых родился дауненок. На всех стадиях роста и развития малыша семье оказывается помощь.
Учитывая мнение доктора Комаровского, можно сказать, что самым важным является начальный этап — появление ребенка на свет и принятие его своими родителями. Сейчас в интернете все чаще встречаются фото, где изображена радужная картинка — счастливая семья с малышом, имеющим синдром Дауна.
Даунята не зря стали называться «солнечные дети», так как они абсолютно беззлобные, улыбчивые и ласковые (за редким исключением). В младшем возрасте они послушны, нежны и общительны. Им требуется много внимания и заботы. Если синдром развивается в легкой форме и ребенку оказывают комплексную помощь, то в будущем он может нормально существовать в обществе.
Есть много примеров, когда человек с трисомией 21-й хромосомы добивался успеха, создавал семью, получал профессию и т. д. К известным личностям с синдромом Дауна относятся:
- Дэнни Алсабаг (австралийский актер);
- Джейми Брюэр (модель и актриса из США);
- Крис Берк (американский актер);
- Стефан Гинсз (первый, кто сыграл главную роль в фильме);
- Паскаль Дюкенн (бельгийский театральный актер);
- Андреа Фридман (актриса);
- Джудит Скотт (создатель необычных скульптур из цветных ниток);
- Пабло Пинеда (учитель и актер из Испании);
- Раймонд Ху (американский художник);
- Мэдлин Стюарт (известная модель);
- Паула Седж (актриса, общественный деятель);
- Мария Ланговая (спортсменка из Алтайского края, чемпионка мира по плаванию);
- Джек Барлоу (мальчик, выступающий с профессиональными танцорами в балетных постановках);
- Ноэлия Гарелла (аргентинская воспитательница в детском саду);
- Карен Гафни (получила докторскую степень, переплыла Ла-Манш, организовала фонд).
Ассоциации, помогающие людям с синдромом Дауна, постоянно занимаются пропагандой здорового отношения к ним, выкладывая в сети интересные факты про даунят. К сожалению, в обществе остаются и те, кто не может принять «особенных детей».
Симптомы у новорожденных
Диагноз выставляют в родильном зале при первичном осмотре новорожденного. Часто на форумах можно встретить вопрос: возможна ли ситуация, чтобы в роддоме не заметили, что младенец имеет даунизм. Опыт и статистика говорят о том, что вероятность ошибки ничтожно мала.
Однако она возможна. Это обусловлено тем, что за счет стигм дизэмбриогенеза (незначительные отклонения) здоровый ребенок внешне может походить на дауненка. Чтобы доказать или отменить диагноз, сдают анализ крови и определяют кариотип.
Как именно произойдет развитие болезни и проявление каких признаков будет доминантным, предугадать нельзя. Как правило, внешность больного малыша будет характеризоваться специфическими симптомами. У взрослых людей симптоматика существенно отличаться не станет. В большинстве случаев люди с синдромом Дауна внешне похожи между собой.
Отличить ребенка с патологией 21-й хромосомы можно по следующим физическим и психическим чертам:
- брахицефалия (ширина черепа больше его длины) — 80%;
- уплощенное лицо — 90%;
- плоский затылок — 75%;
- микрогения (непропорционально мелкий подбородок);
- эпикантус (кожная складка, низко нависающая над внутренним углом глаза) — 80%;
- плоский нос (гипоплазия носовых костей);
- высунут язык (из-за этого может отвисать нижняя губа) — 65%;
- пятна Брушфильда (белые участки на радужной оболочке глаза) — 25%;
- широкая и короткая шея — 45%;
- шейная кожная складка новорожденного — более 80%;
- укороченные конечности — 70%;
- недоразвитые средние фаланги пальцев — 70%;
- низкий тонус мышц — 80%;
- изменение расстояния между первым и вторым пальцами;
- кривой мизинец — 60%;
- одна-единственная складка на пятом пальце, которая часто симметрична на обеих руках;
- длинная четкая поперечная линия на ладони («обезьянья борозда») — 40%;
- появление большого числа локтевых петель;
- состояние повышенной мобильности суставов, в том числе атланто-осевого, — 80%;
- аномально развитая грудная клетка (диплоидная клетка) — 25%;
- катаракта — 65%;
- косоглазие — 30%;
- высокий свод неба — 55%;
- диспластическое ухо (деформированная ушная раковина);
- зубные аномалии — 65%;
- врожденные дефекты сердца (триада Фалло, незаращение артериального протока, ненормальная межжелудочковая перегородка);
- маленький размер мозга, борозды и извилины недоразвиты (умственная отсталость);
- врожденные лейкозы;
- эпилептический синдром — 8%;
- сужение или заращение 12-перстной кишки — 8%;
- пороки развития почек, щитовидной железы и других структур и органов.
С первых месяцев жизни младенцы с синдромом Дауна имеют явные отличия от тех, кто развивается нормально. Во время взросления разница между сверстниками и даунятами будет также очевидна. У последних в детском и взрослом возрасте проявляется умственная и физическая отсталость.
Больные в той или иной степени имеют характерный внешний вид. У них неправильное телосложение, измененная форма головы и конечностей. Лицо округлое, глаза миндалевидные, рот приоткрыт, ладошки с большой поперечной линией и т. д.
Одним из важных симптомов болезни являются психические изменения. Чаще всего наблюдается имбецильность (до 90%). Нарушения заметны с первого года жизни.
Малыши отстают по всем параметрам от сверстников. Они позднее пробуют сидеть, вставать на ножки, ходить, их мышцы гипотоничны, суставы патологически подвижны. Их обучение затруднено и требует специального комплексного подхода, так как есть изменения когнитивной сферы (от cognisce — узнавать, понимать), памяти, восприятия, речевых и мыслительных возможностей.
Родителям грудничка следует опасаться, что он может задохнуться во сне (апноэ до 50%). Дыхание нарушается из-за особенностей строения носоглотки и языка. Такие дети чаще подвержены развитию инфекционных процессов, так как у них слабый иммунитет.
Раньше различные бактериальные осложнения нередко приводили к смерти.
Дополнительные гены при синдроме Дауна содержат лишние белковые структуры, что способствует развитию аутоиммунных заболеваний в будущем. Патологические антитела атакуют клетки собственного организма.
Например, при направленном воздействии на волосяные фолликулы последние гибнут, что приводит к алопеции (выпадение волос).
Причины
Патология может развиваться внутриутробно или появиться в раннем детстве, когда ребёнку нет трёх лет. Это время, когда психика малыша должна развиваться огромными темпами, но этого не происходит. Выделяют следующие причины умственной отсталости:
Этиология возникновения |
|
Наследственность |
Когда у одного из родителей есть дефектные генеративные клетки |
Внутриутробные факторы |
Если женщина, вынашивая ребёнка, имела различные инфекции. Также сюда можно отнести гемолитическую болезнь плода – несовместимость крови матери и ребёнка; вредные привычки |
Родовые факторы |
Травмы, полученные во время родов |
Другие заболевания |
Речь идёт о том, что умственная отсталость развивается на фоне первопричинных патологий. Среди них микроцефалия, гидроцефалия, фенилкетонурия, токсоплазмоз, синдром Дауна |
Послеродовые факторы |
Когда ребёнок рождается здоровым, но из-за каких-то внешних причин развивается заболевание |
Обратите внимание! Бывает, что невозможно установить, почему развилось заболевание, либо его вызывают сразу несколько предрасполагающих факторов.
Классификация олигофрений
Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер.
Степени
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия.
Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.
Рубрика (МКБ-10) |
Степень умственной отсталости (МКБ-10) |
Традиционный термин (МКБ-9) |
Коэффициент интеллекта |
Психологический возраст |
F70. |
Лёгкая |
Дебильность |
50—69 |
9—12 лет |
F71. |
Умеренная |
Нерезко выраженная имбецильность |
35—49 |
6—9 лет |
F72. |
Тяжёлая |
Выраженная имбецильность |
20—34 |
3—6 лет |
F73. |
Глубокая |
Идиотия |
до 20 |
до 3 лет |
Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория F78. «другие формы умственной отсталости».
Эпидемиология
Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает около 1 % населения (0,39—2,7 %), при этом среди контингента олигофренов число лиц, имеющих лёгкую степень умственной отсталости — от 68,9 % до 88,9 %. Умеренная, тяжёлая и глубокая наблюдается у 11,1—31,1 % (1960—1970-е годы СССР), 0,13 % (1990-е годы РФ), 0,39—0,28 % по исследованию Раттера и Густавсона. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Одно из эпидемиологических исследований СССР обнаружило долю олигофренов от 4,89 до 2,38 на 1000 населения.
А. А. Чуркин (1997) приводил цифры распространённости умственной отсталости в России — 608,1 на 100 000 населения (0,6 %).
Особенности развития
Несмотря на замедление или полное отсутствие психомоторного развития в раннем возрасте, ребенок постепенно обретает способность говорить, но в большинстве случаев сохраняются определенные дефекты при произношении отдельных звуков или букв.
Даже после освоения речи лексикон остается скудным, что отрицательно сказывается на понимании других людей. Медлительность мыслительных процессов, приводящая к отставанию в умственном развитии, может выражаться в разной степени отсталости
Обычно это вызывает невозможность концентрировать свое внимание, а также запоминать информацию на длительный срок
Патология в гораздо меньшей степени затрагивает механическую память ребенка. Высокая степень возбудимости, упрямое поведение и прочие подобные черты характера проявляются лишь в отдельных случаях. Чаще всего дети с синдромом Дауна отличаются активным стремлением общаться с другими людьми, они весьма доброжелательны и приветливы, им характерна повышенная доверчивость, а также проявление привязанности к родителям или опекунам.
Прогноз
Предположительно, средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна короче жизни людей со стандартным набором хромосом. Они намного чаще страдают от кардиологических заболеваний (обычно это врожденные пороки сердца), нарушений пищеварения, острых миелоидных лейкозов. У них ослаблен иммунитет, поэтому дети (особенно в раннем возрасте) часто болеют пневмониями, тяжело переносят детские инфекции.
На сегодняшний день нормальная продолжительность жизни взрослых с синдромом Дауна значительно возросла по сравнению с 25 годами (средняя продолжительность жизни 30 лет назад) и составляет более 50 лет. В первую очередь это связано с успехами кардиохирургии.
Многие люди с данным заболеванием вступают в брак. У мужчин наблюдается ограниченное число сперматозоидов, и большинство из них бесплодны. По крайней мере, 50 % женщин с синдромом Дауна могут иметь детей, но 35–50 % детей, рожденных от этих матерей, рождаются с тем же синдромом или другими отклонениями.
У большинства людей с синдромом Дауна, которые доживают до возраста 40–50 лет, развивается болезнь Альцгеймера.
Имбецильность, лечение имбецильности у детей, лечение средней умственной отсталости
Что такое имбецильность, олигофрения в стадии имбецильности? Имбецильность – это форма умственной отсталости, которая занимает среднее положение между идиотией и дебильностью. Интеллектуальный коэффициент IQ имбецильных детей от 20 до 49. Мышление имбецильных детей крайне конкретное. Для таких детей недоступны отвлеченные понятия. Словарный запас очень ограничен и включает узкий круг обиходных слов. Отмечается снижение всех психических функций. Им доступны навыки самообслуживания. Дети могут элементарные трудовые действия. К самостоятельному труду и обучению во вспомогательной школе имбецилы не способны. Наличие имбецильности является показанием для признания таких детей инвалидами детства. К сожалению, имбецильных детей часто отправляют в дома-интернаты.
Классификация и симптомы умственной отсталости
Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.
Признаки умственной отсталости:
- снижение уровня интеллекта;
- отсутствие мотивации в поведении;
- полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
- отсутствие способности предусматривать последствия действий;
- неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
- неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
- дезадаптация в коллективах;
- трудности с соблюдением режима дня;
- плохая успеваемость;
- неадекватное поведение;
- неусидчивость;
- невнимательность;
- повышенная утомляемость;
- сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.
Задержка умственного развития бывает:
- Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
- Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.
Степень отсталости интеллекта у умственно отсталых детей оценивают психологическими тестами на определение коэффициента IQ. Тяжесть нарушений интеллекта может значительно различаться. Относительно психиатрической классификации выделяют 3 степени отсталости интеллекта:
Степень
Насколько выражена
Характеристика развития детей с данной степенью недостаточности
Разновидности
Идиотия
тяжелая
не способны осмыслить окружающий мир;
необучаемы;
функции речи сильно ограничены;
нарушены координация движений, моторика, поведение и эмоции;
все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей;
поведение вялое и заторможенное;
двигательное беспокойство.
полные идиоты (лежачие, с полным отсутствием ощущений);
типичные идиоты (имеют основные инстинкты, речь не развита);
речевые идиоты (произносят некоторые слова, но познавательная речь отсутствует)
Имбецильность
умеренная
способны понимать обращенную к ним речь, овладеть самыми простыми трудовыми навыками;
речь относительно развита;
внимание является неустойчивым;
поведение нарушено;
отсутствует понимание смысла своей работы;
практически не обучаемы.
умеренная;
тяжелая
Дебильность
легкая
конкретное наглядно-образное мышление, наблюдательность, упрямство, неумение обманывать, довольно развитая фразовая речь;
бедный лексический запас;
плохая ориентация в пространстве;
бедная эмоционально-волевая сфера;
нарушения в письменной речи и мелкой моторике.
неосложненная;
осложненная нарушениями разных анализаторов;
осложненная нарушениями нейродинамики;
с выраженной лобной недостаточностью;
с психопатоподобными формами поведения
Немонгольские монголы
Английский врач Джон Лэнгдон Даун первым в 1862 году описал синдром, впоследствии названный его именем, как форму психического расстройства. Широко известным понятие стало после опубликования им доклада в 1866 году. Интересно, что Даун из‑за особенностей внешнего облика пациентов использовал термин «монголоиды» (синдром называли «монголизмом») . Представление о синдроме Дауна было связано с расизмом вплоть до 1970‑х годов.
Археологи из Университета Бордо в 2014 году обнаружили на кладбище останки ребенка, жившего около 1500 лет назад, с характерными для синдрома Дауна аномалиями. Это самый древний известный случай синдрома. Ученые отметили, что характер захоронения никак не отличался от остальных, а значит, эти люди, скорее всего, не были изгоями в своей общине. Исследователи из Университета Индианы, изучая статуэтку тольтеков, также предположили, что она изображает человека с синдромом Дауна .
В двадцатом веке к синдрому Дауна начали проявлять повышенное внимание. Больные наблюдались, но лишь малая часть симптомов поддавалась коррекции
Большинство пациентов умирало в младенческом или детском возрасте из‑за несовместимых с жизнью заболеваний внутренних органов. С возникновением евгенического движения в 33 из 48 американских штатов и в ряде других стран возникли программы по принудительной стерилизации лиц с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями и психическими отклонениями. Это также входило в программу умерщвления «Т-4» в нацистской Германии.Научные достижения и общественные протесты привели к отмене подобных программ в течение десятилетия после окончания Второй мировой войны.
До середины двадцатого века причины синдрома Дауна оставались неизвестными, однако врачи уже заметили взаимосвязь между вероятностью рождения больного ребенка и возрастом матери. Также выяснилось, что синдрому подвержены все расы. Появилась теория о сочетании генетических причин и нарушений на ранних стадиях внутриутробного развития. В то же время бытовало мнение, что синдром возникает из‑за травм во время родов.
Типы хромосомных нарушений
Нарушения хромосомного типа могут иметь разную специфику. Общепринятая классификация приводится ниже:
- Трисомия обычно вызывается комплексными сбоями, затрагивающими процесс мейоза, в результате чего происходит утроение 21-й хромосомы человека.
- Транслокационная форма заключается в патологическом срастании двух 21-х хромосом, после чего во время мейоза они смещаются в образующуюся рядом клетку.
- Мозаичная форма возникает из-за сбоев, которые происходит во время митоза в клетке, нарушения чаще всего происходят на стадии гаструлы, а описанное выше утроение наблюдается только в ее производных.
Польза грудного молока
У детей с рассматриваемой патологией всегда наблюдается пониженный иммунитет, из-за чего они подвержены частому перенесению различных респираторных заболеваний, возникающие осложнения затрагивают уши и приводят к отиту. Специалисты отмечают, что грудное молоко матери позволяет повысить их устойчивость и сопротивляемость подобным болезням.
Грудное молоко помогает и в процессе подавления кишечных расстройств, поскольку оно способствует восстановлению естественной микрофлоры в желудочно-кишечном тракте и стимулирует размножение и развитие полезных микроорганизмов, которые помогают бороться с инфекциями кишечного типа. Слабительное воздействие молока способствует профилактике запоров.
Поскольку при рождении диагностируются различные заболевания сердечнососудистой системы, не рекомендуется заменять грудное молоко различными смесями, поскольку в их состав почти всегда входит большое количество солей
Натуральное материнское молоко является одним из лучших стимуляторов мозговой деятельности, что так важно для реабилитации маленького пациента
Синдром Дауна: причины
Синдром Дауна – это хромосомная патология, которая характеризуется дополнительной копией 21-ой хромосомы, или ее генетического материала, или ее участков. В норме в кариотипе человека содержится 46 хромосом (23 пары), которые обозначаются 46XX у женщин и 46XY у мужчин. У носителей синдрома Дауна кариотип представлен 47 хромосомами. Наличие дополнительной копии хромосомы имеет большое влияние и будет зависеть от количества дополнительных изменений в генетическом материале.
Почему дети с синдромом Дауна могут родиться у совершенно здоровых родителей? Причины рождения ребенка с синдромом Дауна связаны с хромосомными аномалиями, которые нельзя предвидеть заранее. Согласно некоторым исследованиям, хромосомная аномалия может произойти из-за нарушенного созревания половых клеток в процессе деления. Эти нарушения не поддаются прогнозированию и их нельзя исправить.
Исследования проблемы синдрома Дауна не выявили закономерности появления заболевания с состоянием экологии и образом жизни родителей. Хромосомные аномалии непредсказуемы и могут возникнуть без видимых причин. Поэтому у некоторых детей выявляют синдром Дауна, родители при этом полностью здоровы.
Существует несколько факторов, которые повышают риск развития синдрома Дауна:
- Возраст женщины больше 35 лет. Выявлена закономерность развития синдрома Дауна с возрастом: в 20-25 лет степень риска составляет 1 к 5000; в 25-30 лет – 1 к 1000; в 35-40 лет – 1 к 215; больше 45 лет – 1 к 20. Таким образом, чем позднее роды у женщины, тем больше увеличивается вероятность выявить синдром Дауна.
- Возраст мужчины старше 45 лет. С возрастом у мужчины снижается качество спермоматериала, появляется большее количество патологических сперматозоидов в эякуляте. Это способствует повышению риска развития генетических дефектов.
- Кровнородственный брак. Чаще выявляется у тех детей синдром Дауна, родители которых являются кровными родственниками. У родителей со схожей генетической информацией риск появления детей с генетическими отклонениями очень велик.
- Вредные привычки. Табак, алкоголь, наркотики способны вызывать нарушения в развитии половых клеток, что увеличивает риск синдрома Дауна.
Существует также распространенное убеждение, что наследственный синдром Дауна – это основная причина появления заболевания. Это не совсем верно. Наследственный синдром Дауна, то есть наличие данного синдрома у близкого родственника будущих родителей, является фактором риска. Однако, заболевание может не проявиться у потомства. Наследственный синдром Дауна не передается будущему поколению. Причем у родителей такого ребенка чаще всего в дальнейшем рождаются совершенно здоровые дети.
Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста
Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.
Симптомы задержки психического развития у дошкольников
Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:
ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.
Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы
Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте
При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:
- если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
- малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
- во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
- часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.
Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:
- при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
- дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
- ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.
Прогноз последствий и осложнений
Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.
Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.