Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью презентация

Клинический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Понятие и классификация

Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:

Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте

У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями

Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.

Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой. При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям. При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.

Характеристика вербальной шкалы

Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.

Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения

Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
Словарный запас

Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.

Парные картинки

задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.

Оборудование. Парные предметные картинки.

Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо соотносить парные картинки. Затем предлагает соотнести четыре предметные картинки.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.

Слайд 22Графика и письмо В «Программе» представлены виды

заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе со взрослыми. Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо». Упражнения в «рисуночном письме» (работа с карандашом) требуют не только навыка его удерживания, но и концентрирования внимания на процессе действий с карандашом и листом бумаги. Эти упражнения представляют собой попытку создать некое конкретное изображение или хотя бы примитивные каракули. Такой вид заданий для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью соответствует взглядам антропологов о том, что начальной формой письменности в подлинном смысле этого слова является рисуночное письмо.

Воровство и пограничная умственная отсталость

Г-н В. — один из пяти детей в полной семье, в которой отец страдал несколькими хроническими болезнями, включая эпилепсию. В его анамнезе не было задержки развития, за исключением ночного энуреза, который сохранялся до 18 лет. В школе он относился к категории тугодумов, и закончил свое школьное образование в возрасте 15 лет без документов, подтверждающих успешное завершение этого этапа образования. В течение четырех лет ему удавалось удержаться на работе и зарабатывать деньги, но впоследствии новой работы ему найти не удалось.

Г-н В. попал в сферу внимания психиатрии, ещё будучи ребенком — из-за трудностей с учебой и энуреза. Тогда его 10 был оценен в 80. Будучи взрослым, он был госпитализирован по поводу рекуррентной депрессии, намеренного нанесения самоповреждений, фетишистской привязанности к женскому нижнему белью. О нем также было известно, что он чрезмерно злоупотреблял алкоголем. Совершенное им преступление было в контексте социальной неадекватности и вероятной алкогольной зависимости, и так как он не подпадал под параметры психической ущербности, суд применил к нему обычные санкции в сообществе.

Комментарий

Группу лиц в 10, 70-85 всё в большей мере поддерживают специальные бригады сообщества для работы с лицами с неспособностью к обучению. И хотя их нельзя в полной мере считать случаями неспособности к обучению, тем не менее для работы с ними нужны специальные навыки поддержки и возможность предложить им лечение, которое существует не столько в системе служб психического здоровья для взрослых, сколько в службах для умственно отсталых. Несмотря на очевидную субнормальность их интеллекта, суды склонны рассматривать таких лиц как обычных обвиняемых, если только отсутствуют особые обстоятельства, смягчающие их вину.

[], [], [], [], [], [], []

Слайд 25 Математические представления и конструирование В ходе реализации задач учебного предмета особое

внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования

Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется не целесообразным. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципом развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребенка (по Л. С. Выготскому). Поэтому математическая и конструктивная деятельность может быть представлена в едином блоке и обобщена в предмете «Математические представления и конструирование».

Степени умственной отсталости ^

Умственная отсталость обычно диагностируется в детском возрасте, т.к. олигофрения — врожденное нарушение умственного (интеллектуального) развития.

Врожденную умственную отсталость (малоумие) следует отличать от приобретенного слабоумия (деменции). Отличие в том, что умственно отсталый никогда не доходит до нормы интеллектуального развития, в то время как слабоумный откатывает от нормы назад — ближе к детству.

Понятие «олигофрения» более узкое, нежели «умственная отсталость», т.к. умственная отсталость может возникнуть не только от врожденных дефектов и патологий головного мозга, но от социальной, воспитательной, педагогической и семейной запущенности ребенка.

В современном профессиональном лексиконе больше не используют понятия дебильность, имбецильность и идиотия, т.к. в социуме они приобрели негативный эмоциональный оттенок и используются для оскорбления и ругательств.

Данный онлайн «тест на дебила, идиота, имбецила» на самом деле покажет уровень (степень) умственной отсталости (олигофрении).

В МКБ-10 (международной классификации болезней 10-го пересмотра) степени умственной отсталости входят в классы F70-F73

В МКБ-11, которая будет действовать в России с 2022 года, вместо термина «Умственная отсталость» будет использован термин «Расстройство интеллектуального развития» (6A00)

Легкая умственная отсталость (по стар. дебильность) соответствует уровню развития ребенка 9-12 лет. При этом у «дебила» коэффициент интеллекта на уровне 50-69

Взрослый человек, если он умственно отсталый олигофрен в легкой форме (по стар. «дебил») может вести вполне нормальную самостоятельную жизнь — работать, иметь семью и т.д.

Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может внешне никак не отличаться от обычных сверстников. Дебильность станет очевидной во время обучения.

Умеренная умственная отсталость (невыраженная имбецильность) соответствует ребенку 6-9 лет, с IQ 35-49

Взрослый человек — олигофрен с умеренной умственной отсталостью («невыраженный имбецил») — обычно нуждается в социальной и психологической поддержке. Самостоятельно жить не может, но может обучиться некоторой самостоятельности, порой даже выполнению некоторых не сложных видов трудовой деятельности.

Тяжелая степень умственной отсталости находится на уровне развития 3-6 летнего ребенка, с коэффициентом интеллекта 20-34

Человек в зрелом возрасте с тяжелой степенью умственной отсталости (выраженной имбецильностью) нуждается в постоянной поддержке со стороны. Таких людей обычно помещают с специальные интернаты.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) диагностируется у физически взрослых людей с разумом ребенка до 3-х лет. IQ до 20.

Человек с диагнозом идиотия (глубокая степень умственной отсталости) редко живет более 20-ти лет. Он полностью не способен к самостоятельности, не может говорить, правильно воспринимать окружающую действительность. Таким людям необходим постоянный надзор и уход.

Желающие могут пройти тест на коэффициент интеллекта онлайн и узнать свой IQ

И если ваш коэффициент интеллекта (IQ) по крайней мере выше 70 (средний уровень 100 и выше), то вы точно не умственно отсталый олигофрен: не дебил, не имбецил, а уже тем более — не идиот.

Деменция

Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.

У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.

Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.

Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.

Виды теста Векслера

Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.

Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).

Невербальный блок теста включает следующие задания:

  • кубики Косса,
  • поиск деталей,
  • шифровка,
  • ряды картинок,
  • сборка фигур.

Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:

  • арифметика,
  • словарный запас,
  • понятливость,
  • осведомлённость,
  • запоминание цифр,
  • поиск сходства.

Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.

Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.

Характеристика невербальной шкалы

Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.

Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел

Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
Кубики Косса

Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.

Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.

Разбор и складывание пирамидки

задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук.

Оборудование. Пирамидка из 3 колец одинакового цвета, но разных по величине.

Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.

Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно одевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.

Медико-правовая оценка лиц с умственной отсталостью

Адекватной исходной точкой в данных обстоятельствах является оценка интеллектуального функционирования. Специалисты по психиатрии умственной отсталости обычно в состоянии дать клиническую оценку случая, то есть определить, подпадает ли данное лицо под диагноз неспособности к обучению (умственная отсталость) по МКБ-10. При возможности оценку психиатра следует подкрепить результатами формального психометрического тестирования, выполненного клиническим психологом, имеющим опыт работы с лицами, не способными к обучению. Помимо оценки интеллектуального функционирования, необходимо также рассмотреть возможность наличия наложившейся на основное состояние психической болезни, хромосомных и иных генетических аномалий, приобретенного поражения головного мозга, а также таких специфических расстройств, как расстройства аутического спектра. Обычно требуется собрать как можно больше «фоновой» информации, причем из максимально надежных источников

В частности, следует проявлять осторожность при оценке рассказа субъекта о заявляемом преступлении. Лица с умственной отсталостью часто изо всех сил стараются не противоречить лицам, представляющим власть, и таким образом могут в ходе беседы согласиться на какие-то предложения, не осознавая при этом последствий своих ответов

Чтобы избежать этого, Закон о полиции и свидетельским показаниям по уголовным делам 1984 года предполагает присутствие соответствующего взрослого человека при опросе в полиции лиц с неспособностью к обучению или страдающих болезнью.

Вопросы, которые необходимо учитывать

При оценке субъекта, обвиняемого в совершении преступления, который предположительно страдает умственной отсталостью, необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Страдает ли данный субъект неспособностью к обучению, и если страдает, то в какой степени?
  2. Действительно ли поведение субъекта связано с его умственной отсталостью, и попадает ли данное поведение в категорию аномально агрессивного или в значительной мере безответственного поведения?
  3. Есть ли основания предполагать у данного лица, помимо неспособности к обучению, наличие какого-то психического расстройства, и, если таковое присутствует, предполагает ли факт наличия такого расстройства специфические рекомендации?
  4. Способен ли субъект участвовать в судебном разбирательстве?
  5. Следует ли в случае убийства ставить вопрос об ограниченной ответственности?

Если исходить из того, что субъект подпадает под категории психической ущербности, тяжелой психической ущербности, психической болезни, психопатического расстройства, неспособности участвовать в судебном разбирательстве или ограниченной ответственности, то следующим вопросом будет рекомендация суду о том, куда поместить такого субъекта. В случае, если субъект классифицируется как лицо психически ущербное или как лицо, страдающее иным психическим расстройством, соответствующей мерой будет помещение его в больницу в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года, что позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности индивида в терапии. В случае тяжелой психической ущербности требование излечимости, применяемое к психической ущербности и психопатическому расстройству, снимается, и тогда вариант направления в специализированное учреждение может быть использован как более гуманная альтернатива тюремному заключению.

В подавляющем большинстве случаев нет необходимости помещать таких лиц в больницу. Им больше подходят санкции в сообществе. Вместе с тем суды обязаны удостовериться в адекватности меры помещения лица в сообщество как с точки зрения терапии, так и с точки зрения общественной безопасности и соответствующей профилактики повторных преступлений. Возможны следующие варианты мер в сообществе:

  1. Ордер пробации с условием соблюдения терапевтического режима.
  2. Ордер об опекунстве в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года.
  3. Ордер о надзоре в сообществе в соответствии с Законом об уголовной процедуре 1991 года (Безумие и неспособность участвовать в судебном разбирательстве). Эти меры позволяют предложить комплексный пакет помощи, а также обеспечивают структуру, позволяющую отслеживать этих лиц и контролировать их поведение. Такие пакеты помощи обычно предполагают взаимодействие многих служб и наличие специалиста, который будет заниматься организационным аспектом этого взаимодействия.

Лечение преступников с умственной отсталостью

Службы сообщества

Чаще всего лица с неспособностью к обучению, совершившие преступление или демонстрирующие выраженное вызывающее поведение, направляются на лечение в службы сообщества.

Закон предусматривает следующие возможности:

  • ордер пробации с условием лечения;
  • надзор в соответствии с Законом об уголовной процедуре 1991 года (Безумие и неспособность участвовать в судебном разбирательстве);
  • опекунство в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года;
  • опекунство в соответствии со ст. 7 Закона о психическом здоровье 1983 года.

Независимо от вариантов, предусмотренных законодательством, этим лицам предлагается пакет комплексной помощи, в который входят следующие элементы:

  • помещение на проживание в семью или помещение в государственную, добровольческую или независимую службу;
  • обеспечение образовательной программы;
  • структурированная дневная занятость;
  • терапевтические интервенции Национальной службы здравоохранения, социальных служб и /или службы пробации;
  • мониторинг состояния;
  • координация пакета помощи и контроль за его реализацией.

Ключевым элементом обычно является привлечение специалиста в области психиатрии умственной отсталости и наличие адекватной бригады помощи в сообществе.

[]

Местные стационарные службы

В случаях, если программа в сообществе не очень подходит для данного лица или если требуется дополнительное обследование, то структурированные условия для интервенции обеспечивают местные стационарные отделения.

Помещение в эти отделения в связи с требованием усиленного режима безопасности осуществляется в соответствии со ст. 3 или 37 Закона о психическом здоровье 1983 года. В случае применения ордера в рамках ст. 37 может быть дополнительно применен ордер об ограничении свободы перемещения в соответствии со ст. 41. В связи с закрытием большинства больниц для содержания лиц с психическими ограничениями местные стационарные службы являются не столько местом длительного содержания пациентов, сколько элементом поддержки существующих служб сообщества. Соответственно, они используются для обследования и попыток терапевтической интервенции с целью формирования программы помощи на основе сообщества. В частности, они могут быть полезны для создания структурированной среды на ранних этапах программ по изменению поведения.

Отделения с усиленным режимом безопасности

Большинство общих отделений с усиленным режимом безопасности принимают лишь лиц с самыми легкими формами умственной отсталости. Потребность в специализированных службах с данным уровнем безопасности нашла отражение в Оксфордском обследовании, и в последние годы было поручено создать несколько таких отделений как в рамках Национальной системы здравоохранения, так и в частном секторе. Основной причиной помещения лиц в эти отделения является то, что местные службы не могут справиться с их поведением в своих условиях режима безопасности. Во вновь созданных службах с усиленным режимом безопасности уже накапливается специфический опыт работы по лечению лиц, совершивших сексуальные преступления, и они в состоянии предложить такой уровень безопасности и такую потенциальную длительность пребывания, которые не могут быть обеспечены местными службами.

[], [], [], [], []

Спецбольницы

В настоящее время условия для содержания лиц с умственной отсталостью обеспечивают больницы Рэмптон и Ашворт. Вместе с тем обследование этих служб вызвало довольно разноречивые отзывы, и всё более усиливается мнение о том, что многие умственно отсталые пациенты, госпитализированные в эти больницы, не нуждаются в таких жестких условиях безопасности.

Не исключено, что дальнейшее изучение деятельности спецбольниц по отношению ко всем типам пациентов приведет в конечном итоге к строительству малых целевых отделений для лиц с неспособностью к обучению, которые представляют серьезную и непосредственную опасность для других.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: