Признаки аутизма

Аутизм - ранние признаки, диагностика и коррекция патологии

Аутические расстройства: виды

Существует несколько видов аутических расстройств, которые отличаются тяжестью, формой проявления, поэтому требуют разных способов коррекции.

Синдром Аспергера

Это легкая форма заболевания. Первые симптомы начинают проявляться примерно в 7 лет. Особенности ребенка, у которого был диагностирован такая форма заболевания:

  • обладает достаточно высоким уровнем интеллекта;
  • разговаривает внятно, но громко, имеются проблемы с интонацией;
  • эгоцентричен, отказывается идти на компромиссы;
  • принимает нехарактерные позы и ходит неуклюже из-за нарушения координации движений;
  • зацикливается на одном занятии.

При условии создания благоприятных условий развития и воспитания ребенок с синдромом Аспергера в дальнейшем сможет жить нормальной жизнью. Наравне со сверстниками он способен окончить школу и ВУЗ, создать семью, устроиться на работу.

Синдром Ретта

Это следствие нарушений в женской хромосоме, поэтому заболевание может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, погибают еще в период вынашивания. Такой синдром считается тяжелой формой заболевания и встречается примерно очень редко, 1 раз на 10 тысяч детей. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • После рождения ребенок в течение года полноценно развивается, после чего резко начинают проявляться явные признаки умственной отсталости.
  • Темпы роста головы после года значительно сокращаются, развивается нарушение координации движений.
  • Полное отсутствие речи.
  • Ребенок уходит в себя, полностью изолируясь от внешнего мира.
  • Приобретенные до года навыки утрачиваются.
  • Ребенок часто совершает бессмысленные многократные движения руками, как будто умывается.

Это тяжелая форма заболевания, которая практически не поддается коррекции, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.

РАСплывчатое понятие

Понятия «расстройства аутистического спектра» в МКБ-10 попросту нет. Там есть синдром Аспергера, или аутическая психопатия, синдром Ретта, детская деменция (она же дезинтегративный психоз) и другие сходные заболевания с умственной отсталостью или без нее. А вот в DSM-5, американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, понятие РАС есть. Оно объединяет все болезни, которые МКБ-10 относит к общим расстройствам психологического развития.

Основным диагностическим критерием для РАС считают классическую триаду, характерную для детского аутизма. Но в том и путаница: при некоторых болезнях, включаемых в понятие РАС, эти признаки в полной мере проявляются не всегда.

В 2022 году вступит в силу МКБ-11. В новой редакции расстройства аутистического спектра — это категория в подразделе «Психические и поведенческие расстройства». Они подразделяются на 6 подкатегорий, но не по конкретным заболеваниям. Учитываются функциональный язык (без нарушений, с нарушениями, отсутствует) и интеллектуальное развитие (без нарушения или с ним). Решен в МКБ-11 и главный вопрос: аутизм и РАС — одно и то же, во всяком случае с 2022 года.

Эпидемиология

Согласно некоторым исследованиям, РАС становится все более распространенным заболеванием. Еще предстоит определить, можно ли объяснить эту тенденцию повышением осведомленности, гипердиагностикой или чрезмерно расширенными диагностическими критериями. Сообщается, что его распространенность составляет 1 к 68. Детское дезинтегративное расстройство — редкое заболевание, всего 1,7 случая на 100 000, а распространенность этого заболевания оценивается в 1-2 случая на 100 000. Детское дезинтегративное расстройство — редкое расстройство, распространенность которого в 60 раз меньше, чем у аутистического расстройства

Патофизиология

Четкой патологии РАС не существует, однако для разных подтипов РАС были предложены разные популяции. Например, ДДР встречается у детей, которые достигли нормальных этапов развития, и этот регресс иногда происходит очень быстро. Это состояние часто развивается внезапно и чаще всего наблюдается на четвертом году жизни, но могут быть вариации. Некоторые считают, что это детское слабоумие, указывающее на то, что отложение амилоида в мозге может быть возможной причиной заболевания, но это необходимо доказать.

Синдром Аспергера

Встречается у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем.

Синдром Аспергера отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера.

Чаще единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ.Низкий коэффициент интеллекта ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ – синдрома Аспергера.

Стоит отметить и такой феномен, который в современном обществе принято называть «синдромом саванта». Синдром саванта, иногда сокращѐнно называемый «савантизм» считается частным случаем аутизма. Это состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, зачастую синдром Аспергера. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность – феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно рассчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

Определение психического заболевания

Любое психическое заболевание, согласно NIMH, является «психическим, поведенческим или эмоциональным расстройством. Психическое заболевание может различаться по степени воздействия, от отсутствия нарушений до легких, умеренных и даже тяжелых нарушений».

Серьезное психическое заболевание, согласно NIMH, «определяется как психическое, поведенческое или эмоциональное расстройство, приводящее к серьезным функциональным нарушениям, которое существенно мешает или ограничивает один или несколько основных видов жизнедеятельности».

Люди с серьезными психическими заболеваниями:

могут появиться симптомы в любое время жизни

могут быть галлюцинации и бред

испытывать нарушения мышления и восприятия

можно эффективно лечить лекарствами

могут иметь временные или циклические симптомы

диагностированы психиатром или другим специалистом в области психического здоровья

Другие психические заболевания

Шизофрения

Депрессия

Обсессивно-компульсивное расстройство

Пограничное расстройство личности

Биполярное расстройство

Диагностика аутизма

Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша. Кроме того, вы можете самостоятельно произвести диагностику аутизма у вашего ребенка, пользуясь материалом, изложенным в нашей статье основные признаки аутизма.

Вопрос Ваш ответ («+» да, «-» нет).
Ребенок эмоционально холоден — не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку.
Не смотрит вам в глаза.
Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками.
Малыш быстро возбудим, гиперактивен.
Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться.
Не любит рассматривать книжки.
Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни.
Проявляет свое недовольство в агрессивной форме — «рычит», кусается.
Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми.

Специалисты центра Логопед Профи оказывают всестороннюю помощь аутисам, осуществляют коррекцию аутизма у детей. Запишитесь на приём и мы поможем вам и вашему ребенку!

Как проявляется аутизм

Заболевание проявляется в появлении характерных симптомов, которые можно обнаружить уже на втором году жизни малыша.

Изолированность от окружающих

Родители могут заподозрить нарушение нервной системы, протекающее в легкой форме, если ребенок не реагирует на речь взрослого, всегда отводит взгляд в сторону, не смотрит на человека, который к нему обращается. Ребенок при этом может смеяться без видимой на то причины или, наоборот, даже не станет улыбаться при любых попытках взрослого его рассмешить.

Старается общаться только жестами, при этом делает это только в том случае, если есть необходимость обозначить взрослому свои желания или нужды.

Его совершенно не интересует общение с ровесниками, также он не способен найти контакт с другими малышами, поэтому предпочитает проводить время в одиночестве. Такой ребенок любит играть один, а при попытке другого малыша к нему присоединиться с большой долей вероятности устроит истерику или будет капризничать.

Дополнительное отличие ребенка-аутиста — отсутствие способности играть в любые ролевые игры. Он не может придумать сюжет игры, а любую игрушку он воспринимает совершенно иначе, недели здоровые дети. Например, малыша может заинтересовать только конкретная часть игрушки, он может часами рассматривать колесико от машинки и даже не подумает о том, что этот предмет можно использовать по-другому, например, катать по полу.

Несмотря на то, что ребенок с аутизмом не способен проявлять эмоции, он все же начнет беспокоиться, если его мама пропадет из виду.

Нарушение коммуникации

Абсолютное отсутствие речи или задержка полноценного развития речи — нарушения, которые часто встречаются у самых младших пациентов. Развитие речевых навыков у таких детей зависит от степени тяжести заболевания. Если тяжелая форма патологии была запущена, то ребенок в дальнейшем может совсем не начать разговаривать. В отдельных случаях пациенты учатся изъяснять свои желания и просьбы короткими словами. Чаще речь у таких пациентов все же присутствует, но несвязные предложения при этом больше напоминают просто набор случайных слов.

У детей-аутистов чаще отсутствует какая-либо реакция, если их позвать по имени. О себе они всегда говорят в третьем лице. Их речь часто не умеет смысла, а на заданный вопрос они могут ответить что-либо, не имеющее отношения к тебе разговора.

Стереотипное поведение

К такому типу поведения относят:

  • Ежедневные ритуалы. Дети-аутисты любят находиться в привычной и комфортной для них обстановке. Если в их привычном укладе жизни происходят какие-либо изменения, например, перестановка мебели или переезд, то они испытывают дискомфорт и беспокойство. Подобное может заставить ребенка уйти в себя или вызвать у него агрессию.
  • Зацикленность, которая проявляется в концентрации внимания на одном занятии. Ребенка с аутизмом порой сложно отвлечь от занятия, которому он готов посвятить несколько часов.
  • Сильный страх. Если ребенок часто испытывает стресс, то у него может развиться агрессия не только к окружающим, но и к самому себе.
  • Многократное повторение определенных движений. Если ребенок-аутист попадает в непривычную для него обстановку или испытывает стресс, то он начинает многократно повторять одно и то же движение: качаться из стороны в сторону, перебирать пальцами или качать головой.

Ранние симптомы заболевания

Родители могут заметить явные признаки раннего аутизма у своего ребенка еще до того, как ему исполнится год. Малыши с таким заболеванием нервной системы малоподвижны, практически не проявляют интереса к игрушкам. На фоне нормального физического развития такие дети не проявляют желания изучать новые предметы.

Распространенные заболевания среди людей с аутизмом

В то время как многим людям с аутизмом неправильно ставят диагноз других типов психических заболеваний, многим также надлежащим образом ставят диагноз как аутизм, так и психическое заболевание. На самом деле психические заболевания чаще встречаются среди людей с аутизмом, чем среди населения в целом.

Наиболее распространенные сопутствующие психические заболевания у людей с аутизмом включают депрессию и тревогу.

Не совсем понятно, почему это может быть так. Одна теория предполагает, что существует генетическая связь между аутизмом и психическим заболеванием. Другая теория указывает на крайние проблемы жизни с аутизмом в современном мире. Дело в том, что для многих людей с аутизмом попытки преодолеть социальные, сенсорные и / или интеллектуальные проблемы, которые просто являются частью их личности, вызывают тревогу и депрессию.

Помимо психических заболеваний, многие дети и взрослые с аутизмом получают дополнительные диагнозы развития. Хотя во многих случаях можно утверждать, что симптомы связаны с аутизмом, иногда полезно знать, что ребенок одновременно аутичен и, например, имеет диагноз СДВГ, нарушения обучаемости, гиперлексия, синдром Саванта или другое расстройство.

Вторичный диагноз, хотя он может быть или не быть полностью уместным, иногда может дать направление для лечения, академической поддержки и услуг. Надеюсь, это поможет исправить любые потенциальные неверные диагнозы в будущем.

Слово от Verywell

Хотя поведение и у аутичных людей, и у людей с другими типами психических заболеваний может совпадать, важно помнить, что существуют факторы, дифференцирующие все психические заболевания и все нарушения развития в поведении и управлении. Однако это не означает, что эти дифференцирующие факторы на самом деле не пересекаются, это часто бывает

Симптомы расстройства аутистического спектра

РАС характеризуется:

  • дефицитом социальной коммуникации (например, невербального взаимодействия, навыков в развитии, поддержании и понимании отношений)
  • ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Имеется в виду, что у ребенка отмечается задержка или отсутствие речи и он не использует ее для разговора, выражения эмоций, для достижения желаемого

Не использует в общении жесты и мимику, не указывает на желаемый объект пальцем, не обращает внимание, когда другие указывают на что-то. Такой ребёнок может не реагировать на свое имя и не поддерживать зрительного контакта

В саду воспитатели обращают внимание, что ребенок не играет со сверстниками и не проявляет к ним интерес.Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.

Источники

  1. Аутизм. Википедия
  2. Общие расстройства психологического развития. МКБ-10.
  3. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020.
  4. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра в практике детского психоневролога. Клинические рекомендации  ГБУЗ «Научно-практический. «Центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы. 2014.
  5. Мир до и после изобретения вакцин. Биомолекула
  6. И.В. Макаров, А.С. Автенюк. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Социальная и клиническая психиатрия. 2018, т. 28. № 3
  7. Мачурина Татьяна Николаевна (2016). Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. International scientific review, (20 (30)), 105-108.
  8. Мясагутова Алина Фаиловна, Валиуллина Гульнара Владимировна, & Мухаметзянова Ф. Г. (2019). Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs. Казанский вестник молодых ученых, 3 (4 (12)), 25-37.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Симптомы аутизма

Иногда детей с аутизмом сравнивают со снежинками, потому что каждый из них уникален и значительно отличается от других набором симптомов и трудностей, с которыми сталкивается. Однако, можно выделить общие для большинства признаки и черты расстройства аутистического спектра:

Проявление симптомов аутизма у детей в возрасте от 9 месяцев до 5 лет

Ребёнок с аутизмом избегает, не поддерживает или поддерживает избирательно зрительный контакт с окружающими. 

К 9 месяцам не реагирует на призыв по имени.

К 12 месяцам не играет в простые интерактивные игры

Предпочитает использовать предметы и игрушки необычным образом: крутит, вертит, щупает, нюхает.

К 12 месяцам почти нет невербального общения (не использует жесты, не кивает, соглашаясь, не мотает головой, отказываясь).

К 18 месяцам нет эмоционального обмена и совместного внимания со взрослыми  (не указывает на заинтересовавшие его предметы пальцем, пытаясь привлечь внимание окружающих).

К симптомам аутизма у детей в 2 года относится то, как ребёнок не замечает, когда другие обижаются или расстраиваются,

К 2 годам почти нет функциональной речи (не может словами попросить то, что ему надо), не вовлекается в диалог, не понимает обращенную речь в полном объеме.

К 2 годам отсутствуют имитационная деятельность и элементы социального общения,

К 2,5 годам не стремиться присоединяется к другим детям в игре.

К 3 годам игра не развивается, сохраняются манипулятивный характер игры.

К 3 годам не следует социальным правилам в группе сверстников, не понимает их.

Признаки аутизма у детей в 4 года проявляются в том, что ребёнок не играет в ролевые и сюжетные игры, 

К 5 годам не демонстрирует желания показать вам, как он умеет петь танцевать, играть.

Признаки ограниченного или повторяющегося поведения детей с РАС и интересов:

  • Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда порядок нарушается.
  • Повторяет слова или отдельные фразы, не всегда осознавая их смысл (эхолалия).
  • Желает разговаривать только на одну определенную тему (например, только про динозавров).
  • Ходит на носочках, трясет руками, раскачивается, прыгает, кружиться на месте и эти действия носят навязчивый характер, ребенка трудно переключить на другую деятельность.
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково, стереотипно.
  • Фокусируется на отдельных частях игрушек и предметов (например, в машинках интересуют только колеса).
  • Расстраивается из-за незначительных изменений в привычном распорядке дня, стремиться всегда следовать рутине.
  • Ребёнок с РАС болезненно реагирует на шум, яркий свет, большое количество людей. звуки работающей бытовой техникой, резкие запахи и другие сенсорные стимулы.
  • Испытывает трудности с управлением эмоциями (часто закатывает истерики и они бывают продолжительными, проявляет агрессию к другим людям, стремиться поломать подвернувшиеся предметы).
  • Требует соблюдения определенных процедур и ритуалов (например, по дороге в сад, надо обязательно три раза скатиться с горки, покачаться на качеле, одеваться только в определенном порядке).
  • Избирателен в еде.

Выход из словесных джунглей

Терминологические споры — следствие слабой изученности причин заболеваний, которые проявляются характерной для РДА триадой. Это напрямую отражается в классификациях, ведь их окончательный вид зависит от того, какой принцип составители положили в основу разделения болезней на группы и подгруппы. Несмотря на то, что МКБ-11 однозначно предлагает считать аутизм и РАС одним и тем же, на практике для выбора алгоритмов диагностики, лечения и коррекции не всегда достаточно оценки только уровня интеллекта и речевого развития, ведь эти симптомы только показатель функциональной зрелости мозга. Но классификаторы не остаются неизменными. Если медицинское сообщество придет к тому, что новая классификация недостаточно хороша, в нее могут внести изменения.

Для пациентов и их родителей важно не столько название состояния, сколько ранняя диагностика, комплексная оценка состояния здоровья ребенка и подбор наиболее эффективной терапии и реабилитационных занятий. Универсальных схем для заболеваний, при которых проявляется характерная для детского аутизма триада, не существует, помогает только индивидуальный подход и активная совместная работа врачей, педагогов и родителей

Возможно, составители МКБ-11 и правы: в ранней диагностике сложно однозначно дифференцировать различные состояния, напоминающие РДА. Оказывать помощь без установленного диагноза в рамках доказательной медицины практически невозможно, а чем раньше ребенок начинает получать терапию, тем лучше прогноз.

Программы по аутизму

Наиболее распространенными программами по аутизму являются:

  • программа АВА;
  • FLOOR Time-игровое время;
  • другие программы при аутизме.

Программа АВА в коррекции аутизма

Основными принципами данной программы являются:

  • наибольшую пользу АВА приносит детям, которые не достигли 5 лет;
  • особенно эффективна программа при обучении аутистов речевым навыкам;
  • лучшими результатами обладают занятия, проводимые один на один;
  • упражнения необходимо проводить регулярно и часто – от 20 до 40 часов в неделю, вне зависимости от того, посещает ли ребенок садик или школу;
  • систематически необходимо проходить контроль у специалиста, чтобы контролировать эффективность занятий и корректировать их в случае необходимости;
  • все проводимые занятия должны нравиться ребенку – это является самым главным условием данной программы.

Как проводятся сеансы АВА-терапии?

Этапы АВА программыПервый этапВторым этапомТретий этапЧетвертым этапомОсобенности АВА-терапии

Другие программы коррекции аутизма

Другими программами по аутизму являются:

  • МБА терапия – мотивация аутиста через поощрение;
  • Early Bird – помощь пациенту через его родителей;
  • RDI – развитие партнерских отношений;
  • Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутичного ребенка.

Причины заболевания

Единой версии, которая бы четко указывала на причины возникновения РАС нет. Врачи предполагают, что это расстройство имеет смешанную природу, состоящую из генетических, экологических и психологических факторов. 

К наследственным причинам относится связь родителей и ребенка. По данным исследований, у ребенка с РАС примерно 5% родственников страдали этими же расстройствами. Чтобы полностью проследить всю цепь наследственных причин, необходимо учитывать и микросимптомы аутизма у каждого из родителей. 

Психологические факторы обусловлены нарушением развития головного мозга. Наблюдаются изменение размеров отдельных долей и центров, отвечающих за развитие речи, взаимодействия, понимания, коммуникации и способности к обучению. 

Также замечено, что формированию РАС способствует осложненная беременность. В перинатальном периоде, если у матери были вирусные заболевания, сложный токсикоз, которые привели к гипоксии плода или поражениям головного мозга у ребенка, это может повлиять на развитие патологии. В комплексе такие причины могут существенно увеличить опасность аутического спектра у детей. 

Зачем нужна диагностика аутизма у взрослых?

Казалось бы, живет себе человек, подстроился под окружающих, и все его устраивает. Зачем ему нужен официальный диагноз?
Все просто: правильная информация всегда дает преимущества тем, у кого она есть. Например, человек сможет как минимум объяснить проблемы, с которыми сталкивался на протяжении всей своей жизни. А может, и частично справиться с ними.
Окружающим – членам семьи и друзьям – это точно поможет лучше понять особенности близкого.
В некоторых странах люди с расстройствами аутистического спектра имеют бесплатный доступ к полезным услугам и другим преимуществам, в том числе на работе или учебе.
И, конечно, правильный диагноз поможет снять некорректный: например, синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

Хотя, конечно, такое знание нужно не всем, и тут уж каждый выбирает для себя сам – получать его, или продолжать жить в неведении.

Аутизм: что это такое

Аутизм — это расстройство психологического, а также психического развития. Заболевание сопровождается выраженным недостатком эмоциональных проявлений, отсутствием тяги к общению. Само по себе слово «аутизм» переводится как человек, замкнувшийся в себе. Так, пациенты, страдающие этим заболеванием, склонны к осуществлению действий, в которых отсутствует социальный смысл. Также эти люди никогда не проявляют эмоции, а в их взаимодействии с окружающими отсутствуют жесты.

Ранний детский аутизм ставят детям дошкольного возраста. Первоначальные симптомы заболевания, а также особенности его проявления зависят от формы патологии. Чаще всего на начальном этапе патология сопровождается нарушением речи, жестов, а также мимики в процессе общения.

3 Симптомы

У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.

Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.

Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:

Симптом

Описание

Нарушение социального взаимодействия

Эмоциональная составляющая

Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы.

Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр.

Обособление от людей

Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы

Отсутствие понимания ролей

Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети

Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями

Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия.

Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает

Нарушение коммуникации

Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д.

Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице.

Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза

Отсутствие интереса к окружающему миру

В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве

Стереотипное поведение

Зацикливание

В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д.

Ритуальность действий

Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение.

Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке

Страх и агрессия

В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее

Ранние симптомы аутизма

Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: