“адаптация детей к условиям проживания в лицее

Пошел на обман. чем отличается истинный аутизм от ложного?

Ход социальной адаптации

Может показаться, что социальная адаптация занимает достаточно много времени, но на самом деле это относительно короткий временной промежуток, в который человек активно осваивает новую или измененную социальную среду. И за этот отрезок времени человек успевает пройти четыре стадии:

  1. Начальный этап. Человек знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются им или даже отрицаются. Он начинает осознавать, почему у него что-то не выходит, а социальная активность не приносит удовлетворения. Он понимает необходимость менять свои установки, но психологически чувствует себя некомфортно.
  2. Этап терпимости. В это время человеком и средой происходит признание равнозначности друг друга. Индивид пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил.
  3. Вхождение в новую среду. Теперь общество также принимает ценности и установки индивида, а он начинает приспосабливаться к нему, что выражается во взаимных уступках.
  4. Адаптация. Человек полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция системы ценностей. У человека осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни .

Конечно, не всегда люди справляются с вызовами и завершают процесс адаптации. Иногда они так и не принимают ценности и нормы среды и ведут себя своим, особенным образом. Такое поведение называют девиантным, а человек отвергается обществом.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Законодательный вопрос

Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне. Это означает, что воспользоваться ими может каждый из инвалидов, вне зависимости от того в каком регионе он проживает.

Основными нормативно-правовыми документами являются:

  • Федеральный закон от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов говорит о понятии инвалидности, возможности контроля и обучения, о других особенностях такого статуса» – определяет понятие семьи, как важнейшего института социализации детей с ограниченными возможностями. Именно в домашних условиях несовершеннолетнему с инвалидностью предоставляются наиболее комфортные условия для обучения поведению, душевным качествам и развитию интеллектуальных способностей;
  • Приказ Министерства здравоохранения от 04.07.91 года №117 «О порядке выдачи медэкспертизы и заключения на детей–инвалидов». Оговаривается понятия инвалидности малышей, адаптации.


Защита прав недееспособных граждан осуществляется на федеральном уровне.

Как действовать взрослым в период адаптации: 9 советов психологов

Как же помочь малышу быстро привыкнуть к незнакомым условиям и приобрести новых друзей?

Начните соблюдать режим дня, даже если раньше вы этого не делали. Грамотно составленный распорядок дел, отдыха, прогулок и сна – это очень важный момент, который поможет ребенку сосредоточиться в определенные часы на новой информации и наладить психоэмоциональный фон.

Не перегружайте малыша спортивными тренировками и секциями дополнительного образования, обязательно выделяйте достаточно времени на отдых.

Необходимо помнить, что отношения учителя с новым учеником начинаются с отношений «родители-учитель». То есть, все просто – родители должны для начала подружиться с учителем, рассказать ему о сильных и слабых сторонах своего чада, предупредить, что малыш сильно волнуется, а потом сформировать авторитет учителя у ребенка.

Договоритесь с учителем, чтобы самому представить новенького ученика классу, расскажите ребятам о вашей семье, увлечениях и достижениях.

Не используйте с малышом оценочные выражения: «Что у тебя сегодня по математике?», «Ты хорошо себя ведешь на уроках?». Пока лучше интересоваться школьными делами более мягко и позитивно: «Какой урок тебе сегодня понравился больше всего?», «Расскажи, кто с кем дружит в классе?».

Во время школьной адаптации старайтесь создать дома максимально комфортную обстановку для ребенка

Отложите до более спокойных времен нравоучительные и воспитательные беседы, не обращайте пока внимание, если в комнате малыша разбросаны игрушки и царит беспорядок. Пусть в домашней обстановке на первый план выйдут любовь, ласка и восхищение ребенком.

Не пренебрегайте совместными прогулками и чтением книг вслух.

Побалуйте малыша лакомствами – купите тортик к чаю или приготовьте его самое любимое блюдо.

Провожая кроху в школу, дайте ему с собой какой-то сувенир, напоминающий о вас или вашем совместном путешествии

Можно положить в школьный ранец записку со словами поддержки и любви или небольшой вкусный подарок.

Отдельно следует сказать о самостоятельности. Нужно понимать, что успех вряд ли придет к вашему малышу в новом коллективе, если до этого вы все делали за него – собирали портфель, следили за тем, какие учебники понадобятся сегодня, поддерживали в чистоте его одежду, заправляли кровать. 

Чтобы привить малышу ответственность и приучить к самостоятельности, для начала посмотрите вместе на эту тему какой-нибудь мультфильм и обсудите его содержание. После этого можно поручить ребенку одно-два несложных дела по дому, за которых именно он будет нести ответственность.

Простая статистика: детям, которых с дошкольного возраста родители приучили к самостоятельности, намного легче влиться в новый коллектив и стать в нем успешными и общительными.

Как вовлечь аутичного ребенка в игру?

Сотрудники лаборатории доктора психологии и сооснователя Центра исследований аутизма при Калифорнийском университете Конни Казари (Kazari Lab) провели интересное исследование. Его целью было выяснить, какой тип вмешательства наиболее эффективен для вовлечения детей с РАС в игру на детской площадке. В нем принимали участие дети в возрасте от 4 до 9 лет, обучающиеся в инклюзивных группах. Сравнивались следующие виды вмешательства:

  • Сопровождение аутичного ребенка тьютором, который обучает его игровым навыкам и вовлекает во взаимодействие с нейротипичными сверстниками во время перерывов или прогулок (этот вид вмешательства наиболее распространен).
  • Вовлечением ребенка в игру с РАС занимаются сверстники, прошедшие специальное обучение.

Результаты оказались впечатляющими: каждый раз, когда во вмешательстве участвовали сверстники, показатели вовлеченности аутичных детей были очень высокими. Еще один любопытный вывод: даже если у аутичного ребенка в группе был друг, то такой ребенок оказывался вовлечен в коллективную игру наравне с другими детьми с РАС, у которых друзей не было.

Важность социальной адаптации ребенка

Особенности социальной адаптации детей значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить навыки общения, которые позволят вести себя в соответствии с принятыми правилами и нормами, при этом не исключая свои потребности и учитывая личные качества, что поможет грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность достигать своих целей.

Адаптационные возможности ребенка связаны с множеством факторов, здесь имеют значение и особенности его нервной системы, состояние его здоровья, и социальное окружение, эмоциональная атмосфера в семье, и родительская социальная адаптированность.

Приход ребёнка в мир сразу включает его в какие-либо отношения. Если близкие люди отзывчивы, реагируют на потребности ребенка, интересуются им, то его чувство удовлетворения и безопасности укрепляется и формируется так называемое «базовое доверие к миру», как основа отношений с ним. И это однозначно способствует благополучной адаптации в дальнейшем, поскольку связано с внутренней установкой о собственной ценности и вере в других людей.

Как отличить?

Иногда просто невозможно отличить аутичных детей от умственно отсталых. Например, у первого есть трудности с обучением, подобные ZPR, а у второго есть аутистические зависимости, такие как аутизм. Но есть некоторые особенности, которые дадут вам представление о том, что это за болезнь:

Умственно отсталый ребенок

Дети с аутизмом

Трудно говорить, неловкая речь

Он хорошо говорит (может даже опережать своих сверстников в овладении речью), но говорит только то, что ему нравится, и часто разговаривает сам с собой. Вы можете совершенно отказаться говорить.

Не знаю, как начать разговор, но хотел бы поиграть со сверстниками

Я не хочу общаться, я не хочу играть с другими детьми, я совсем не одна

Паника по поводу любого нововведения, любовь к ритуалу

Привязанность к членам семьи, ищущим их одобрения и привязанности

Эмоциональное равнодушие

Со временем при планомерной практике уходит полностью

Аутизм нельзя вылечить полностью, его можно только адаптировать к обществу

Разница между олигофренией и аутизмом понятна и ее вряд ли нужно рисовать. Исправить недостаточность участка мозга невозможно, поэтому с таким ребенком нужно обращаться таким, какой он есть.

Аутизм, если он «чистый», является полностью сознательным выбором ребенка. А умственно отсталые и умственно отсталые дети хотят быть другими, но не могут. Это как раз основное отличие.

Факторы, затрудняющие социальную адаптацию детей с ОВЗ

Каждый ребенок – индивидуальность. Даже если заболевания у детей с инвалидностью одинаковые, адаптация проходит по-разному. Это зависит от особенностей воспитания, обстановки в семье, уровня развития интеллектуальных навыков, типа нервной деятельности и множества других факторов. Выделим основные причины, которые затрудняют успешную и быструю адаптацию детей с ОВЗ.

Эмоциональная неадекватность

Порой, дети с особенностями развития неадекватно реагируют на действия, которые обычному ребенку кажутся нормальными. Либо, наоборот, в ответ на волнующее событие, ребенок с ОВЗ остается предельно холоден и безразличен. Например, ребенок с эмоциональной неадекватностью может громко смеяться в ответ на замечание учителя или злиться, когда ему пытаются помочь завязать шнурки. Помимо реакций, к особенностям эмоциональной неадекватности относятся:

  • нарушение силы эмоций. Ребенок горько плачет и может впасть в истерику, если его случайно задел одноклассник.
  • эмоциональная лабильность. У ребенка происходит очень частая смена настроения: только что он заливался смехом, а в следующую минуту плачет или злится.
  • эйфория. Ребенок находится в постоянно повышенном настроении, которое граничит с истерикой. Такое сильное чувство радости и веселья мешает развитию познавательных процессов и ребенок не в состоянии усвоить учебным материал.

Социальная некомпетентность

Опасность социальной некомпетентности ребенка с ОВЗ – отсутствие способности войти в детский коллектив и разобраться во всех коллизиях общения, которые подстерегают на каждом шагу. Ребята из младших классов или подростки бывают довольно жесткими, и у каждого агрессора свои мотивы. А если нет навыка находить подход к конфликтным ситуациям, вливаться в коллектив сверстников, то социальная адаптация может затормозиться.

Важно формировать в ребенке позитивный образ собственной личности. Только в семье малыш познает безусловную любовь, и наполненный этой любовью и принятием, может идти в общество других детей

Дети с высокой самооценкой активны, находчивы, с удовольствием вступают в коллективные игры и не расстраиваются из-за проигрышей.

Немотивированная агрессия

Агрессия – здоровое чувство, которое защищает нас от обидчиков и нападающих, предупреждает о внешнем нарушении наших личных границ. Немотивированная агрессия возникает спонтанно, и она может быть признаком ментальных расстройств. Детки с ОВЗ части ведут себя агрессивно и не в состоянии контролировать свою злость.

В детском коллективе о такой особенности ребенка обязательно должны быть осведомлены учителя, тьюторы, педагоги-психологи. Они же могут контролировать процесс общения ребенка с особенностями с другими детьми. Например, Петя с диагнозом РАС, может мгновенно разозлиться и даже ударить своего одноклассника, который подойдет к его парте слишком близко. И обязанность учителя или тьютора предупредить ребят о том, что Петя не любит такого тесного сближения. Немотивированная агрессия замедляет процесс адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе, но и с ней работать можно. Любовь – вот что способно снизить накал злости малыша.

Слабо развитые навыки поведения и общения

Круг общения ребят с инвалидностью чаще всего ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому влиться в школьный коллектив и адаптироваться в нем бывает очень сложно. У ребят с инвалидностью могут отсутствовать навыки гибкого поведения, спонтанности, возможности уловить невербальные сигналы собеседника. Это происходит из-за наличия особенностей развития и физических недугов. Болезнь ставит барьеры: слуховые, зрительные, двигательные. Дети могут стесняться своих особенностей, не иметь большого запаса слов, быть педагогически запущенными.

Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам

Социальная адаптация ребенка-инвалида может проходить тяжело, поэтому возникает естественное сопротивление. Даже здоровый человек с трудом способен придерживаться определенной дисциплины, постоянно пытается «улизнуть» от своих обязанностей. Ребенку с ОВЗ еще труднее. Особенные дети быстрее устают, им нужно дольше времени на принятие и понимание правил

В случае сопротивления, важно уделять внимание успехам школьника и не сосредотачиваться на промахах

Если ребенок категорически не хочет рисовать или писать, можно предложить ему альтернативное занятие – рассмотреть картинки, послушать аудиосказку, поиграть. А затем плавно вернуться к основному действию. Главное, не использовать насилие.

Эллен Будро

Суперсила: эхолокация.

Эллен Будро — слепая женщина с отставанием в умственном развитии, обладает даром игры на музыкальных инструментах, подбирая сложные произведения на слух. Это не удивительно — слух у неё не просто хороший, он у неё уникальный. Будро — единственная из всех савантов обладает редчайшей способностью к эхолокации. Слепая с детства, она передвигается, напевая себе под нос песенку. По распространению звука Эллен ориентируется в пространстве. Кроме того, она всегда знает, который час. Однажды в детстве услышав тиканье часов, она запомнила время с точностью до секунды.

Проблемы при тяжелом аутизме

По мнению некоторых исследователей, экстремальное поведение, наблюдаемое при тяжелом аутизме, очень часто является результатом разочарования, сенсорной перегрузки или физической боли.3 Поскольку людям с тяжелым аутизмом очень трудно выражать свои потребности устно, они могут найти выражение в поведении. это может напугать их опекунов и других людей.

Если с поведением невозможно справиться или управлять им, оно действительно может быть опасным; во многих случаях для родителей или братьев и сестер становится невозможным безопасно жить с подростком или взрослым, страдающим тяжелым аутизмом.

Самоповреждение

Самоповреждение может происходить среди людей с более легкими формами аутизма, но среди людей с тяжелым аутизмом гораздо чаще встречаются такие виды поведения, как битье головой и пика (употребление непродовольственных товаров).

Агрессивное поведение

Агрессия при аутизме относительно редка, но, конечно, не является чем-то необычным, особенно среди людей с более тяжелым аутизмом (или среди людей с аутизмом и другими проблемами, такими как сильная тревога).

Люди с тяжелым аутизмом могут вести себя, нанося удары, кусая или пиная. У них также может быть такое поведение, как размазывание фекалий, хлопанье дверью и т. Д., Которые требуют быстрой и эффективной реакции.

Блуждание и

«Бегство» (бегство без очевидной причины и без определенного пункта назначения) также распространено среди людей с тяжелым аутизмом. В отличие от высокофункциональных людей, у людей с тяжелым аутизмом нет инструментов для общения с людьми, оказывающими первую помощь.

Это, конечно, может увеличить вероятность того, что человек попадет в опасную ситуацию. В некоторых случаях необходимы специальные замки, сигнализация и средства идентификации для обеспечения безопасности человека с тяжелым аутизмом.

Тяжелые версии симптомов аутизма

Чтобы иметь право на диагноз аутистического спектра, человек должен иметь симптомы, достаточно серьезные, чтобы нарушить повседневную жизнь. У каждого аутичного человека должны быть социальные, коммуникативные и сенсорные проблемы, которые усложняют жизнь /

Даже так называемый «высокофункциональный» аутизм может быть очень сложной задачей. Но эти проблемы выходят на совершенно другой уровень для людей с «тяжелым» аутизмом.

Речевые и языковые проблемы

В то время как у всех с расстройством аутистического спектра возникают трудности с социальными навыками и общением, люди с тяжелым аутизмом, скорее всего, совершенно не могут использовать разговорный язык. Также может показаться, что они не обращают внимания на окружающих их людей.

Сенсорная дисфункция

Многие люди с аутичным спектром страдают сенсорной дисфункцией (они слишком или недостаточно чувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу или запаху). Люди с тяжелым аутизмом, как правило, чрезвычайно чувствительны до такой степени, что выход в толпу, яркий свет или громкий шум может быть подавляющим.

Когнитивные проблемы

Многие люди с аутизмом имеют высокий IQ. У некоторых IQ равен 75 или около того, порог того, что раньше называлось умственной отсталостью. Однако в целом люди с тяжелым аутизмом имеют IQ от низкого до очень низкого даже при тестировании с использованием невербальных инструментов тестирования.

Однако важно знать, что внешность может вводить в заблуждение: некоторые люди с тяжелым аутизмом научились общаться с помощью знаков, орфографических досок или других инструментов. Некоторые из этих людей довольно красноречивы, и они дают понять, что по крайней мере некоторые люди с тяжелым аутизмом более способны, чем кажутся

Повторяющееся поведение

Большинство людей в спектре аутизма имеют повторяющееся и самостимулирующее поведение. Люди с более высоким уровнем функционирования могут махать руками, раскачиваться или щелкать пальцами. Часто они могут контролировать такое поведение в течение определенного периода времени, когда это необходимо.

Люди с тяжелым аутизмом, вероятно, будут иметь много таких форм поведения, и это поведение может быть экстремальным и неконтролируемым (сильное раскачивание, хлопанье дверью, стоны и т. Д.).

Физические симптомы

Люди с тяжелым аутизмом могут иметь физические симптомы, которые иногда проявляются при менее выраженном аутизме. К ним могут относиться бессонница, эпилепсия и, согласно некоторым источникам, желудочно-кишечные проблемы.

Из-за трудностей с общением такие проблемы могут остаться незамеченными или недиагностированными. Результатом недиагностированного соматического заболевания могут быть поведенческие проблемы, которые на самом деле вызваны физической болью.

Как сформировать деревню привязанностей, если есть только друзья с детьми того же возраста

Возможно, и не нужно устанавливать иерархию среди детей, достаточно, чтобы была иерархия с их родителями. Ведь сверстники могут играть группами, например создавать «общества по спасению жуков», и они ходят вместе и спасают этих жуков. Они поют песни про жуков, устраивают им похороны. Даже когда они одного возраста, когда они заботятся о братьях наших меньших, фокус меняется.

Обычно в ситуациях, когда у нас дома собирались дети одного возраста, у меня был план на день, чем их занять. Я их кормила, я занималась с ними каким-то ремеслом, я постоянно завладевала ими. И если им что-то нужно было, они подходили ко мне, и я им помогала. Тут можно проявлять изобретательность. Если были дети, которыми мне сложно было завладеть, я приглашала других взрослых на подмогу, ограничивала время общения детей, т.е. приходилось продумывать какие-то границы.

Проблемы во взаимодействии между детьми

Если ребенок приходит домой и делится своими трудностями с родителем, это прекрасно. Нет такого класса, где бы детей не задирали или не обижали. И это работа родителей – по вечерам разбирать дома то, что с ним произошло. От школы тут много не потребуешь.

Но что можно посоветовать ребенку, как выходить из этих ситуаций? Игнорировать, уходить от обидчиков? Прежде всего, если ребенок рассказывает об этом своему взрослому, значит, его раны не настолько глубоки, он может о них рассказать. Нужно продолжать говорить, поддерживать этот контакт.

Что касается меня, когда мои дети рассказывают мне о своих трудностях после школы, я могу спросить, хотят ли они моего совета, если да, то я спрашиваю: «А что, если ты скажешь ему «нет», что тогда будет? Или что будет, если ты встанешь рядом с учителем?» – «Ну, наверное, он отстанет от меня». Т.е., по сути, вы как бы ходите вместе вокруг этой проблемы, предлагаете разные варианты, вместе смотрите, что будет, если сделать так или иначе. И помогаете ребенку прийти к какому-то решению, которое сработает.

Не старайтесь сильно
концентрироваться на том, чтобы дать идеально правильный совет ребенку. Просто
проводите ребенка по тому, что можно сделать, смотрите, что из этого
получается, оставляйте коммуникацию открытой. Спрашивайте, как он считает. «Что
будет, если ты проигнорируешь это? Что будет, если ответишь?»

Но самое главное – это смотреть, рассказывает ли вам ребенок о своих проблемах в школе. Если нет, значит, в отношениях большие проблемы.

Дебора Макнамара

Конспект Юлии Твердохлебовой по следам вебинара Д. Макнамары Редакция Галины Стрелец

Фото: photogenica.ru

Дорогие читатели! Рекомендуем к прочтению материал об ориентации на сверстников, собранный в нашей библиотеке.

Гордон Ньюфелд рассказывает о важности иерархии в детско-родительских отношениях

Гордон Ньюфелд о том, как сохранить эмоциональную связь с детьми в подростковый период

На кого детям необходимо быть ориентированным

Перепривязанность как основа абьюза

Действительно ли дети лучше социализируются в садах

Как получить статус ребенка с ОВЗ?

Государство защищает особенных детей, поэтому получение статуса дает массу преимуществ. Каждому родителю морально тяжело документально подтверждать неполноценность своего ребенка, но при этом такой статус значительно облегчит ему жизнь.

Для того чтобы оформить статус ОВЗ и назначить корректную программу обучения, родителям потребуется сделать несколько шагов:

  • пройти консультацию профильного врача и получить направление;
  • собрать соответствующий пакет документов;
  • пройти ПМПК;
  • оформить заключение;
  • известить школу о полученном статусе и новых требованиях к организации ученого процесса.

Родители сами принимают решение об оформлении статуса. Они не обязаны этого делать, но в случае отказа от оформления ОВЗ они будут обязаны обеспечить нормальное обязательное обучение в общеобразовательной школе.

Если же статус получен, то, наоборот, школа обязана обеспечить ему максимальную поддержку (как в учебе, так и в оценивании знаний). Например, при сдаче экзаменов:

  • ученик сам выбирает методику сдачи ОГЭ и ЕГЭ
  • школа обязана предоставить ему условия – не больше 12 человек в аудитории, помощь в прочтении, написании, перемещении и т.д.;
  • дежурит медицинский работник;
  • удлиняется время на ответы.

Во время обычной учебы школьникам предоставляются бесплатные обеды, им помогают дополнительные педагоги, а их учебная программа рассчитана на физиологические и психологические особенности.

Статья в тему: Симптомы, причины и диагностика ЗПР. Признаки ЗПР у детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: