ВВЕДЕНИЕ
Воспринимать язык как живой
организм, постоянно изменяющийся и совершенствующийся, поможет учащимся старших
классов логический анализ текста. Выработке этих умений способствуют специальные
упражнения, предлагаемый в данной работе.
Логический анализ текста, целью
которого является работа с литературными произведениями, частично входит и в
дисциплину «Культура речи», и в дисциплину «Выразительное
чтение». Успешное изучение позволит, думается, решить речевые задачи
общения подростка с окружающими людьми, а также увеличит степень выразительности
его речи.
Л.Н.Толстой говорил, что искусство
писателя заключается в том, чтобы находить «единственно нужное размещение
единственно нужных слов». Задача учителя, идя за замыслом автора, —
проникнуть в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов и «показать»
его учащимся, объединив в этом показе воспитательную и образовательную функции.
Вырабатывая у старшеклассников
навыки логического анализа текста, учитель будет опираться в первую очередь на
умение учащихся логически мыслить и действовать, на знание родного языка и его
особенностей– его лексики, специфического построения
фразы, значения знаков препинания, семантики используемых эпитетов.
Выразительные особенности устной живой разговорной речи неисчерпаемы и до конца еще не
исследованы учеными, поэтому в работе со школьниками учитель будет отмечать
лишь ряд основных закономерностей русской речи – при расстановке пауз и
ударений в мелодике (движении голоса вверх или вниз при развитии мысли, при ее
завершении).
Бесконечно разнообразными могут
быть интонации при произнесении одной и той же фразы. Обязательным условием
должно быть только одно – интонация должна точно передать смысл, который хотел
выразить автор. А для этого нужны не интонационные ходы сами по себе, а надо идти
по тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия
замыслов автора.
Именно это помогает успешному
поиску необходимых интонаций для единственно нужных слов. Поэтому для того,
чтобы запомнить найденное выражение мысли, нужно запомнить не интонацию, а
логический ход ее, приведший к верному, действенному слову, к логической перспективе.
Вот почему вместе с выработкой
навыков логического анализа текста происходит углубленное знакомство учащихся с
законами устной речи. Использование выразительных свойств
последней при чтении литературно-художественного произведения и при работе над
ним опирается, безусловно, на знание законов языка, понимание которых поможет
старшеклассникам сознательно расставлять знаки препинания, ориентируясь на
семантику текста.
Этап третий – автоматизация в речи.
Так как вам уже знаком этот термин, то мы его здесь упомянем, потому что он лучше всего объясняет последний шажок к правильному и красивому произношению. Итак, как вы уже поняли, вам предстоит научиться использовать ваш новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.
Теперь уже вы всегда и везде должны будете следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и ваш новый звук радовал слух
Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет вас смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Публикация «Использование приемой тактильно-кинестетическрой стимуляции для автоматизации звуков по методике Архиповой Е, Ф,» размещена в разделах
Следующей, важной для нас, здоровье сберегающей технологией стала система автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции Е. Ф
Архиповой. Основой предлагаемой методики является включение пальцевых упражнений, выполняемых на колючем коврике. И. М. Сеченов отмечал: «. всякое ощущение по природе смешанное. к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения и учитывая собственный опыт работы, мы систематизировали лексический материал для автоматизации звуков в разных фонетических позициях, усовершенствовали структуру речевых модулей, изготовили оригинальный дидактический и стимульный материал.
Анализ промежуточной диагностики показывает, что использование данного метода, как мощного мотивационного средства, существенно сокращает сроки автоматизации поставленных звуков.
В предлагаемой методике автоматизация звуков базируется на утрированном произнесении гласных и согласных звуков в разных звукокомплексах (модулях). Это сочетается с использованием пальцевых прижимов на гласные звуки (прием биоэнергопластики). Для тактильно-кинестетической стимуляции применяются колючие коврики.
Работа начинается с уточнения артикуляции гласных. Именно гласные дают лучшую разборчивость речи. В качестве зрительной опоры мы используем символы гласных звуков Ткаченко, можно сразу использовать буквенные обозначения. Утрированное произнесение гласных сочетается с одновременным прижимом пальцев к колючему коврику. Автоматизация поставленных звуков осуществляется последовательно по 11-ти модулям (вариантам звукосочетаний). Например: 1 модуль: Р-А, Р-О, Р-У, Р-Ы, Р- И, Р-Э. 2 модуль РА РО РУ РЫ РИ РЫ, 3 модуль: А-Р, О-Р, У-Р, Ы-Р, И-Р, Э-Р. 4 модуль: АР ОР УР ЫР ИР ЭР, и так далее.
Правомерно будет объяснить, как мы мотивируем детей на такую работу : «Сегодня тигренок хочет научиться играть на пианино, но не знает нот», а ноты- модули. Или «Слоненок отпрвился в еловый лес на прогулку и пел свои любимые песенки», «Самолетик полетел над голубыми облаками и гудел на разные лады»
Более подробно с данной системой можно познакомиться в книге Е. Ф. Архиповой «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии».
Мною разработан цикл артикуляционно- кинезиологических сказок с использованием авторской экспресс-методики постановки звуков «Дерево» профессора Архиповой Е. Ф., биоэнергопластики, речедвигательной гимнастики,а также дыхательной и зрительной гимнастики и приемов нейростимуляции
Игры для автоматизации и дифференциации звуков Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей.
Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков Данные авторские интерактивные игры являются практическим руководством по развитию фонетико-фонематической стороны речи, и тонкой ручной.
Чистоговорки для автоматизации звуков Звук С СА-са-са — вот летит оса;(в лесу бегает лиса) Со-со-со — покатилось колесо;(мне дали колесо) Су-су-су — поймали мы осу;(ягоды в.
Дидактическая игра для автоматизации звуков «Дружелюбный хомяк» Дидактическая игра «Дружелюбный хомяк» Данная игра предназначена для автоматизации звуков в словах и предложениях; формирования множественного.
Картотека дидактических игр для автоматизации звуков Уважаемые педагоги и родители!Формирование правильной речи — одна из важных составляющих воспитания и обучения дошкольника
Очень важно
Игровые упражнения для автоматизации звуков , Работа по автоматизации поставленных звуков и введение их в речь всегда бывает для детей наиболее затруднительной. Многократное повторение,.
Игры для автоматизации шипящих звуков Работу по закреплению правильного произношения звуков данной фонетической группы, уточнению и расширению словарного запаса, развитию связной.
Картинки для обследования и автоматизации звуков , Данная подборка картинок поможет логопеду не только обследовать произношение звуков , у ребёнка, но и использовать в дальнейшем —.
Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок» ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Источник
Этап второй – от звука к фразе.
Постепенно, шаг за шагом, вы будете учиться вставлять звук в речь. Артикуляционная гимнастика – по-прежнему ваш друг и помощник, но воспроизводить проблемный звук вам все легче и легче. Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными. Точнее, с теми, которые соответствуют области вашей работы с логопедом, мы же помним, что звук не равен букве. Если, вы осваиваете , то это будут ра-, ро-, ры-, ру-, ры-, а если – ре-, ри-, рю-, ря-, рё-.
Потом потихоньку переходим к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине, начинаем его сочетать не только с гласными, но и с согласными. На занятиях логопед будет помогать вам не сбиться с «правильного» звука и учить слышать себя.
Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с вашими успехами и в нужной для автоматизации последовательности. Так, кажется, вам незнаком этот профессиональный термин, сейчас мы поясним. Автоматизацией как раз называется тот процесс, о котором идет речь, призванный довести ваш новый навык до совершенства, до состояния, когда он уже не требует никаких усилий, когда он становится таким же естественным как дышать.
Ваша домашняя работа будет расширяться, и включать в себя все новые и новые задания. Например, произнести четко и правильно, выделяя :
Ра-ра-ра. Вот глубокая но-ра.
Ру-ру-ру. Я топор беру.
Главное, не останавливаться на достигнутом. Если вы дошли до проговаривания звука в словах, это еще совсем не значит, что работа закончена. Очень часто на данном этапе правильное произношение требует повышенной концентрации внимания, и звук явно выделяется из остальной речи. Поэтому – продолжаем посещать занятия и обязательно тренируемся дома, желательно, каждый день. И вот – вы уже можете произносить не только слова и слоги, но и целые фразы, в том числе скороговорки.
Помните «Карнавальную ночь», где главная героиня с метлой в руках и орехами за щеками тренировалась говорить четко: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон»? В случае же с вам могут быть предложены для проговаривания такие фразы:
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл не крал кораллы, Клара б у Карла не крала кларнет. На дворе трава, на траве – дрова, не руби дрова не траве двора.
Так, кажется, прочитав все вышеизложенное, вы пришли к выводу, что это не для вас и до желанной правильной и красивой речи годы работы. На самом деле, все не так страшно. Чаще всего уже в самом начале работы с логопедом появляются первые успехи, а темп продвижения в работе может быть очень быстрым и за месяц-другой упорных занятий можно поставить звук .
Первый прием – диагностика.
Если звук попросту отсутствует «научить» язык и губы принимать нужную форму для его произношения легче, чем, если уже есть искаженное произношение. Переучиваться всегда сложнее, а особенно если оно закреплялось не один десяток лет, как это порой бывает у взрослых.
Первое, что будет делать логопед на приеме – это устанавливать какие звуки выговариваются неправильно и что именно нужно сделать, чтобы помочь вам изменить ситуацию. Процесс будет идти легче и проще, когда все хорошо с физиологической и аудиологической точки зрения . То есть органы речи и слух функционируют нормально.
Но бывает и так, что произносить сложный звук правильно человек не может в силу других причин. Например, короткая уздечка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение, что не позволит освоить «р», «ш», «ж», «л». Нарушение фонетико-фонематического восприятия осложнит дифференциацию схожих звуков: «с»-«з», «п»- «б», «д»- «т». Общее снижение слуха тоже является препятствием, затрудняющим формирование правильной речи.
Сочетание и учет всех факторов необходимы, чтобы оценить объем предстоящей работы, выяснить, нужны ли консультации других специалистов и составить индивидуальный план исправления звукопроизношения. Иногда этот план может быть очень коротким и составлять пять встреч, некоторые звуки (например, «ль») при помощи специалиста могут «встать» уже на первом занятии и тогда еще четыре нужны будут для умения произносить трудный звук в речи.
О лекции
Для логопедов важным является определение короткого и эффективного пути к постановке звуков у детей. Использование средств нейростимуляции (кинезитерапии, биоэнергопластки и др.) позволяет оптимизировать логопедическую работу. Артикуляционные упражнения по системе «Дерево» представляют алгоритм, позволяющий формировать навык самоконтроля и вызывать звуки по подражанию.
Программа:— Как использовать алгоритм логоработы по системе Дерево для коррекции звукопроизношения у детей и взрослых— Почему коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения артикуляции гласных — В чем заключается постановка звуков по подражанию по системе «Дерево»— Какой алгоритм упражнений по системе «Дерево» позволяет вызывать звуки по подражанию — Каким образом артикуляционные упражнения по системе «Дерево» позволяют вызывать звуки по подражанию и устранять любые варианты искажений звуков— Какова роль биоэнергопластики, кинезитерапии при коррекции звуков— Какие упражнения способствуют формированию навыка самоконтроля за положением органов артикуляции, необходимого для выработки артикуляционных укладов при вызывании звуков и их закреплении
Кому: логопедам, дефектологам, нейропсихологам
Слушатели, оплатившие ПрофПакет, получают доступ к видеозаписи лекции, методический материал от автора и смогут скачать сертификат на 6 ак.часов!
Этап первый – постановка звука.
Все последующие действия будет производиться для каждого звука. Заметьте – звука, а не буквы. То есть в букве «р» звуков два: и , — и каждый из них требует отдельных усилий. Сначала нужно поставить звук, то есть сделать так, чтобы вы могли его правильно выговаривать. Логопед, используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, покажет вам, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.
Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный для вас звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение – поэтому вам предложат специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.
Во-вторых, первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать от вас усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно само собой. Зеркало здесь будет вашим первым другом и помощником. Именно оно будет как в сказке «говорить и докладывать всю правду» о том, что вы делаете хорошо, а что – не очень.
И вот – ура! Все получилось, и вы, к примеру, можете рычать как тигр. Но вот только говорить слова со звуком вы пока не в силах, а потому – переходим к следующему этапу.