Дошкольная группа «Центра образования»
Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы:
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего образования
- программы профессиональной подготовки обучающихся
- дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
Подходя к возрасту ребенка 3 лет, родители задаются вопросом дальнейшего развития своего чада в детском саду. На удивление видов детских садов не так уж и мало.
В распределении по месту прописки
малыш направляется в ближайшее дошкольное учреждение, которое оказалось садом комбинированного вида. Что из себя представляет комбинированный сад и чем он отличается от иных детских дошкольных учреждений?
Отличительной чертой детских садов друг от друга является спецификация учреждения т.е. то на чем конкретно специализируется сад.
В организацию детского сада комбинированного вида входит несколько специализированных групп,
где вместе с общими группами развития функционируют специализированные группы компенсирующей направленности или оздоровительные.
Сочетание таких групп в одном саду не регламентируется
. Cледует отметить, что самой распространённой группой в комбинированном саду является логопедическая. В нее зачисляются воспитанники с отставаниями в правильном речевом произношении.
Воспитанники детского сада комбинированного вида получают весь комплекс необходимых для их развития занятий: физкультура, музыка, изобразительное искусство, лепка, занятия по речи и счету и многое другое.
Комбинированный детский сад носит смешанную структуру. Пропорции специализированных групп и общеразвивающих не имеют четких критериев.
Педагоги сада могут с легкостью совмещать высчитывание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Изначально прием и оформление и тех и иных детей совершенно одинаков.
Время работы детского сада комбинированного вида не отличается от других садов
и также совпадает с типичным рабочим графика родителей малышей с 7 часов утра и до 19 часов вечера. Режим питания, сна и занятий также осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами.
Из общей численности детей на определенном муниципальном районе найдутся дети, которым нужна иная помощь в развитии
чем общеразвивающая: коррекция речи, оздоровление, психокоррекция и другое.
При наличии соответствующих показаний у ребенка направить его в группу особой спецификации можно в органах управления образования на основе результатов осмотра врачами.
Если у родителя есть уверенность, что ребенок должен посещать в детском саду комбинированного вида именно специализированную группу, либо есть заключение осмотра логопеда и психолога
о наличии отклонений у ребенка, то необходимо обратится в комиссию, направляющую детей в такие группы.
Только психолого-медико-педагогическая комиссия может дать направление в специализированную группу.
В логопедических группах детей учат произносить звуки
, которые они выговариваю неправильно или с затруднениями, а также учат правильно выстраивать слова в предложениях. С детьми работают по мимо воспитателей учителя-логопеды и педагоги-психологи.
В ЗПР-группах процесс развития детей проходит немного сложнее с привлечением к участию специалистов не только логопедов, но и дефектологов.
По расписанию учебного плана
занятия в группах ЗПР и логопедических проходят с большей нагрузкой и интенсивностью чем в обычных общеразвивающих группах. Специалисты помогают воспитанникам развивать вместе с речью и их умственный потенциал.
Как мы уже поняли детский сад комбинированного вида носит такое название за счет существования в нем специализированных групп. Эти группы не добро и не зло, это необходимость для детей
с отставанием в развитии, которые нуждаются в особом внимании.
По принадлежности и формам управления существуют четыре типа детских садов.
- муниципальные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
- домашние (семейные).
В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера.
Муниципальные детские сады
Наиболее популярный вид детского сада.
Имеет небольшую месячную оплату и работает строго по разработанным образовательным методикам .
Очень многое в них зависит от заведующей или директора – при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет.
В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка и др.
Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.
Плюсы муниципального детского сада:
- маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т.д.
- близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное время и в выходные.
Минусы муниципального детского сада:
- слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада – не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных.
- низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности».
- отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.
Ведомственные детские сады
— не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.
Плюсы ведомственного детского сада:
- сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе,
- лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами),
- продуманное меню.
Минусы ведомственного сада:
- довольно высокая оплата (до нескольких тысяч),
- иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».
Частные детские сады
– идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений.
Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно.
В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону.
Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.
Лице́нзия (от лат. liсentia «право») — разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.
Сертифика́ция (лат. certum — верно + лат. facere — делать) — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Аттеста́ция — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв, характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.
Плюсы частного детского сада:
- маленькое количество детей в группе – около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания
- дети легче адаптируются к садику
- разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
- родители имеют право влиять на учебный процесс – например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
- многие частные детские сады работают по системе «детский сад – школа».
Единственный минус частного детского сада – его стоимость.
Что делать при отказе в зачислении в детсад
Иногда детские сады отказывают в предоставлении места ребенку из-за отсутствия прописки. Но это не безвыходная ситуация. Родители имеют полное право обратиться в Управление образования с обжалованием решения. К обращению необходимо приложить договор о найме жилья.
Когда причиной перевода являются непростые отношения между ребенком и воспитателем, можно найти решение проблемы на уровне старого детского сада — это нарушение прав ребенка. Следует обсудить с другими родителями, существует ли подобная проблема в отношении их детей. После стоит попытаться договориться с заведующей дошкольным учреждением.
Придерживаясь простых правил, можно легко устроить малыша в новый детский сад. Главное — уделить время не только бумажным вопросам, но также морально подготовить ребенка к новому месту.
Что должно быть в домашнем детском саду
Интерьер домашнего детского сада. Фотография с сайта KidsReview.ru
Если вы все же решились отдать малыша в домашний детский сад, подойдите к выбору заведения максимально ответственно
Итак, на что нужно обратить внимание родителям?
- Помещение. Обычно это трехкомнатная квартира (реже – коттедж на огороженном участке). В помещении должна быть отдельная комната для игр (возможно совмещение с залом для спортивных и музыкальных занятий), изолированная спальня, отдельное место для приема пищи (за этими же столиками можно проводить развивающие и обучающие занятия). Оцените общую площадь. По современным нормам, на каждого ребенка должно приходиться минимум 2,5 кв. м.
- Оборудование. Как театр начинается с вешалки, так домашний сад начинается с прихожей. Здесь должны быть детские скамеечки и вешалка. Каждая комната должна быть оборудована всем необходимым для детей. В ванной комнате может быть установлена либо низкая детская раковина, либо обычная, но с подставкой для ног. Каждому воспитаннику полагается отдельное полотенце и отдельный горшок в ванной, а в спальне – своя кровать и свой стульчик для одежды. В достатке должны быть канцтовары и материалы для творческих работ (рисование, лепка, аппликация и др.), игрушки для помещения и для улицы (соответствующие возрасту воспитанников), детские книжки, спортивный инвентарь (мячи, батут, маты, кегли, обручи, массажные коврики и др.).
- Питание. Подразумевается, что вся еда свежая, каждый день готовят новые блюда из качественных продуктов. И, конечно, никаких полуфабрикатов. Сообщите хозяевам садика, что именно из еды не любит ваш ребенок, на какие продукты у него аллергия, а какие блюда, напротив, ест с удовольствием.
- Программа занятий. Ознакомьтесь с развивающей программой, которую предлагает воспитатель. Если что-то вас не устраивает, поинтересуйтесь, можно ли внести коррективы. Возможно, вас интересует конкретная методика и вы можете порекомендовать воспитателю специальную литературу или сайты, посвященные этой программе. Узнайте, принято ли здесь водить детей в музеи, на мини-экскурсии или детские спектакли. Учтите, что профильных специалистов (логопед, преподаватель английского и др.) обычно в домашний детский сад не приглашают.
- Прогулки. В домашней группе обычно 4 – 10 детей. Выясните, будут ли гулять с детьми в течение дня и где именно. На обычной площадке возле многоквартирного дома трудно уследить за таким количеством малышей, особенно если там в это же время гуляют другие дети. Воспитатели это понимают, поэтому будьте готовы к тому, что ребенок весь день проведет в помещении. Намного проще обстоят дела с прогулками, если домашний садик расположен в частном коттедже. В этом случае огороженная территория присутствует автоматически. Хорошо, если на ней оборудована детская площадка с качелями, горками, песочницей.
- Персонал. Если в группе 10 детей, то воспитателей должно быть минимум двое. У каждого сотрудника должна быть санитарная книжка, для воспитателей желателен диплом о профильном образовании (педагог, психолог или медработник). Владелец домашнего сада должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (это не равно лицензии). И, конечно, стоит обсудить заключение договора, в котором будут оговорены ключевые моменты вашего взаимодействия, а также степень ответственности обеих сторон. Главное, что вы должны помнить при этом – то, что в случае ЧП этот договор ни от чего не защитит ни вас, ни вашего ребенка. Так что его наличие играет роль чисто символическую. Однако наличие этого документа все же лучше его отсутствия.
- Медицинская помощь. Поинтересуйтесь, есть ли медицинское образование у кого-либо из сотрудников домашнего сада. Если нет – к кому и куда они обратятся за помощью. В любом случае, у хозяев должна быть аптечка – конечно, в недоступном для детей месте.
Особенности учебной программы
Обычные детские сады работают по единому стандартному плану развития детей дошкольного возраста. Комбинированные детские сады требуют специально разработанного учебного плана, который составляется воспитателем и руководителем учреждения в соответствии с особенностями детей.
В программах таких учреждений включен перечень обязательных и дополнительных предметов, необходимых для правильного развития малышей. Они основаны на внедрении новых методов, анализе здоровья, взаимодействии с семьей детей, коррекции заболеваний. На выходе из учреждения ребенок получает необходимый уровень знаний для поступления в обычную школу. Программы для коррекционных детских садов разрабатываются с учетом их воспитанников, поэтому могут существенно разниться между учреждениями подобного уровня.
Виды обучения в комбинированных детских садах:
-
Фронтальный. Подразумевает работу со всей группой одновременно. Занятия проходят по расписанию, у них единое содержание. В ходе обучения дети активно взаимодействуют друг с другом.
-
Индивидуальный. Подразумевает возможность отдельной работы с каждым ребенком. Чаще всего используется в непростых случаях. Подобный подход помогает ребенку усвоить материал и требует от него больших эмоциональных трат.
-
Групповой. Подразумевает работу в группах по интересам. Обеспечивает взаимодействие малышей друг с другом.
Все программы, которые используются в дошкольном учреждении комбинированного типа, соответствуют ФГОС.
В комбинированных детских садах есть группы разной направленности. Учреждение могут посещать среднестатистические дети, малыши с особенностями развития и одаренные лица. Как правило, попасть в него непросто.
Детский сад комбинированного вида – что это за учреждение?
Образование 31 марта 2015
Большинство детей, достигших возраста 3 лет, готовятся пойти в детский сад. Это очень волнительный момент как для самих малышей, так и для их родителей.
Заполняя документы, некоторые из них обращают внимание на полное наименование учреждения – детский сад комбинированного вида. Что это за формулировка, знают далеко не все, и от этого тревоги только возрастают. Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности подобного детского сада
Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности подобного детского сада.
Виды детских садов
Виды детских садов и их деятельность определяются приказом, утверждающим типовое положение о ДОУ. Этот документ является обязательным для исполнения администрацией государственных и муниципальных дошкольных учреждений. Для многочисленных частных садиков он выступает в качестве примера. Приказ определяет следующие типы дошкольных учреждений:
– общеразвивающего вида;
– компенсирующего вида;
– центр развития;
– комбинированного вида.
У каждого из этих садов своя специфика работы, что позволяет сделать комфортным пребывание в них для самых разных детей, в том числе с особенностями развития, его задержкой, детей, имеющих инвалидность.
Детский сад комбинированного вида – что это?
Дошкольное учреждение подобного типа включает несколько групп разнообразной направленности. Наряду с обычными для большинства садов общеразвивающими в нем представлены группы компенсирующего или оздоровительного вида.
Это позволяет обучаться всем детям вместе, видеть и узнавать особенности друг друга.
Считается, что малыши с особенностями развития лучше приспосабливаются к окружающей их среде, если регулярно имеют возможность наблюдать за своими полностью здоровыми сверстниками.
Направленность групп
Сад комбинированного типа может иметь в своей структуре группы логопедической направленности, в которых будут находиться малыши с дефектами речи. Часто встречаются в подобных учреждениях группы для детей с задержками развития, как психического, так и физического.
Некоторые сады располагают материально-технической базой для обучения детей с патологиями опорно-двигательного аппарата.
Образовательная программа
Существует документ, которым руководствуется в своей деятельности каждое дошкольное учреждение, в том числе детский сад комбинированного вида. Что это такое? Он представляет собой образовательную программу, которая разрабатывается и утверждается самим детским садом. При этом она должна соответствовать определенным федеральным стандартам. В такой программе определяются:
– методы обучения;
– средства, необходимые для обучения и развития дошкольников;
– непосредственно программа обучения.
МДОУ “Детский сад комбинированного вида” должен обладать всеми необходимыми для реализации такой программы средствами. Например, в учреждении, где существуют группы для малышей с нарушениями речи, должны присутствовать в штате логопеды, дефектологи, педагоги.
Дети с задержками психического развития нуждаются в помощи специалистов-психологов. Врачи различных специальностей обычно также относятся к сотрудникам, без которых не сможет работать детский сад комбинированного вида.
Что это будут за специалисты, зависит от направленности коррекционных групп.
Комплектование воспитанниками
Что такое сад комбинированного типа, и как в него принимают детей? Комплектование такого учреждения воспитанниками происходит также на основании федерального приказа. Возраст, с которого малыши могут пойти в детский сад комбинированного типа, зависит от материально-технических возможностей конкретного учреждения.
Чаще всего малыши идут в дошкольное учреждение при достижении ими 3 лет. В общеразвивающие группы дети принимаются на основании достижения ими соответствующего возраста и номера в очереди на вакантное место. Для зачисления в коррекционную группу требуется также заключение определенных специалистов – психолога, дефектолога, невролога или хирурга.
Виды дошкольных образовательных учреждений
Особенности посещения комбинированного детского сада
Перед многими родителями стоит вопрос, отдать ли ребенка в комбинированный или обычный детский сад. Помочь принять верное решение сможет оценка всех достоинств посещения этого учреждения и недостатков. Педиатры отмечают следующие положительные стороны детского сада комбинированного вида:
-
Дети, которые ходят в комбинированный детский сад, лучше ориентированы на особенности людей. Они с раннего возраста учатся понимать, что мы все разные и нормально к этому относятся.
-
По мнению психологов, дети, которые имеют психологические и физические особенности и посещающие комбинированные детские сады, быстрей приспосабливаются в обществе. Кроме того, наблюдая за здоровыми малышами, они хорошо развиваются.
-
У детей с пониженным уровнем адаптации отмечается оперативная приспосабливаемость к новым условиям.
-
В обычных садиках программа разработана с учетом здоровых детей. Комбинированные сады ориентированы на работу с малышами, которые имеют психические и физические отклонения. Таким детям непросто придется в обычном учреждении. Они могут столкнуться с непринятием другими детьми и неготовностью воспитателей. В специализированном саду к таким детям отнесутся с учетом их индивидуальных особенностей.
-
У малыша не возникает ощущения изгоя, что позволяет ему сформироваться, как уверенному, полноценному человеку, который сможет устроиться в жизни.
-
Специальный штат воспитателей обладает профессионализмом, позволяющим ему работать с детьми с определенными нарушениями. Штат сотрудников включает в себя не только воспитателей, но и медиков, реабилитологов, иммунологов, дефектологов, психотерапевтов, психологов.
-
Малыши, которые посещают комбинированные детские сады, получают больше внимания, чем в обычном садике.
-
В учреждении имеются все условия, необходимые для развития и роста малышей с определенными особенностями.
-
Учитываются реакции организма на продукты питания. Дети, имеющие диагноз гастрит, аллергию, нуждаются в особенном рационе.
-
Усиленная работа специалистов разного направления значительно сокращает или даже устраняет психологические и физические проблемы.
Несмотря на большое количество достоинств дошкольного учреждения комбинированного типа, родителям необходимо узнать и про его недостатки:
-
Возможно возникновение проблем при зачислении в обычную общеобразовательную школу.
-
Зачисление в школу потребует прохождения некоторых этапов, дополнительного заключения педагогов, психологов, дефектологов и узких специалистов, в соответствии с заболеванием ребенка.
-
Могут возникнуть сложности при переводе в другое дошкольное учреждение.
-
Комбинированных детских садов не так уж и много, поэтому они нередко находятся в другом районе, что усложняет вопрос доставки ребенка.
-
Подобное учреждение поможет малышу в том случае, если к нему сохраняется особое отношение и дома.
Детские сады по типу собственности, направлению деятельности
Дошкольные учреждения этой группы делятся:
- на государственные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
Первые контролируются государством. Вторые создаются специально для детей сотрудников определенной организации. Контроль осуществляется ею же. Коммерческие, или частные, сады сегодня известны преимущественно под названием «центры детского развития». Чтобы официально стать полноценным садом, учреждению необходимо пройти сложную бюрократическую процедуру. Частные сады делятся на традиционные и семейные.
Частные детские садики — это неплохая альтернатива государственному, вот только платить придется намного больше. Хорошо организованные частные сады предлагают своим клиентам пребывание ребенка с раннего утра до позднего вечера, хорошее питание, занятия с педагогами, прогулки, индивидуальный подход, небольшое количество детей в помещении и прочие прелести. Правда, в случае болезни, деньги не всегда возвращают, а то и вовсе не делают перерасчет.
Существуют так называемые домашние детские сады, которые организуются в выкупленных помещениях, таких как многоквартирные дома на 1 этаже. В одной комнате дети играют и занимаются, в другой спят, в третьей кушают, и, конечно же, есть туалет с ванной. Гуляют на обычной площадке около дома, или огораживают свою, если есть возможность. Стоят они, как правило, подешевле частых, но все же это не лицензированная деятельность, которая не контролируется проверяющими органами, а вся ответственность лежит на плечах организаторов. К тому же, обычно в таких садах нет своего доктора, который бы смог оказать помощь в непредвиденном случае.
Есть садики, организованные в отдельных домах, коттеджах, и в них гораздо больше места для детей, а так же имеется своя придомовая территория, игровая площадка.
В ситуации, когда малышу не дали путевку в государственный садик, а родителю нужно выходить на работу, приходиться искать варианты. Какой бы вы не выбрали, старайтесь следить за тем, как ребенок отзывается о месте своего пребывания, не обижают ли его воспитатели, хорошо ли кормят. В крайнем случае можно нанять няню, и поставить камеру в квартире.
По направлению деятельности дошкольные учреждения бывают:
- общеразвивающего вида;
- с предметным уклоном (в них углубленно изучается какая-либо дисциплина: иностранный язык, физкультура, рисование, пение и т.д.);
- оздоровительные, ориентированные на часто болеющих дошкольников, не имеющих патологий в развитии (программы в таких садах отличаются частыми оздоровительными процедурами, от гимнастики и массажа до фитотерапии);
- компенсирующего типа (созданные для детей с ограниченными возможностями, принимают на присмотр и обучение дошкольников с патологиями развития органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, мозга);
- детские сады комбинированного типа, в них работают разные виды групп, ориентированных на конкретные виды деятельности. Также в таких учреждениях соседствуют группы здоровых детей с компенсирующими.
В детские сады компенсирующего вида принимают детей, которые получили путевку через комиссию ПМПК, и небольшую часть здоровых детей могут взять. Как правило, в таких садиках группы по численности небольшие, с детьми усиленно занимаются педагоги, дефектологи, специалисты разных областей, ведь нужно помочь ребенку выровняться к школе, если есть проблемы.
В группах с нарушением зрения детей не просто обучают и воспитывают, но еще и лечат. Все детки ходят в очках, никто никого не дразнит, занятия направлены на улучшение и исправление зрения.
Компенсирующее обучение помогает в реабилитации ребенка, устраняет нарушения работоспособности, укрепляет нервно-психическое здоровье, развивает физически.
Мой ребенок ходит детский сад комбинированного вида, где есть отдельные логопедические группы (бывают отдельные глазные, ортопедические и т.д.) Именно в такую группу его перевели в 5 лет, и мы просто счастливы, что попали туда. Были проблемы в произношении звуков, но логопед детсада поставила звуки буквально за пару месяцев.
У детей постоянно какие-то занятия, на дом задают делать упражнения, чем неплохо подготавливают и дисциплинируют к школе. В группе не более 15 человек, у воспитателя на всех хватает внимания. Ребенок попал в логопедическую группу, пройдя комиссию ПМПК. Предложил перевестись из обычной группы нам детсадовский логопед.
Детский сад компенсирующего вида — что это
Мы ходили в такой садик(хотя с ребенком все хорошо). У нас просто было по две группы: логопедическая и обычная в последние 2 года. В логопедической очень хорошо с детишками занимались. Но и у нас логопед многим ставила звуки. Наоборот в детьми больше занятий.
А эти мамы ходят в такие садики? Побольше слушайте баек! Мой сын ходит в глазной садик, и я там работаю. Путевку можно получить только через комиссию. У нас 15 человек в группе, с диагнозами все! Просто, поскольку их лечат, многим поднимают зрение, некоторым даже до 1 (в очках). И, по идее, цель достигнута, их можно выводить из садика в обычный. Но выбор оставляют за родителями, и, конечно, они остаются до выпуска.