Содержание
-
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 36
Тема:« Фонетическая ритмика — метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников»
(Мастер-класс для педагогов ДОУ)Учитель –логопед Медведева С.В.п. Дружба
2017 г. -
Слайд 2
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
-
Слайд 3
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Обязательное условие занятий- эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
-
Слайд 4
Фонетическая ритмика использует механизм функционального единства всех компонентов.
-
Слайд 5
Проводить регулярно.
Дети должны стоять врассыпную.
Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию.
Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога.
Движения чередуются : то быстрые, то медленные. -
Слайд 6
Фонетическую ритмику можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Она полезна абсолютно всем детям.
-
Слайд 7
— нормализация речевого дыхания ;
— формирование умений изменять силу и высоту голоса;
— правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
— правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
— различение и воспроизведение различных ритмов;
— умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. -
Слайд 8
Многим детям трудно воспроизводить слоги и слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему.
На занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.
Весёлые динамические паузы на различных занятиях. -
Слайд 9
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным(гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й , е, ё, ю, я).
-
Слайд 10
Предлагаю Вам фотоматериал знакомства дошкольников с гласными звуками с помощью фонетической ритмики
-
Слайд 11
А-А-А-А
-
Слайд 12
Плавно развести руки в стороны ладошками вверх при одновременном длительном произнесенииА-А-А (шёпотом, тихо, громко)
-
Слайд 13
О– развести руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой
-
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
-
Слайд 17
И – руки вверх, при одновременном произнесении И-И-И
-
Слайд 18
-
Слайд 19
-
Слайд 20
-
Слайд 21
-
Слайд 22
Произнося гласный Ы-Ы-Ы, дети отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»)
-
Слайд 23
Предлагаю Вашему вниманию пример проговаривания текста с движением на примере упражнения «Пылесос».Ы-Ы-Ы–гудит мой пылесос(Дети «растягивают пружинку»)
Упражнение «Пылесос»
-
Слайд 24
-
Слайд 25
-
Слайд 26
Хочет, чтоб мы жили ( Наклоняются вперёд и кистями рук делают вымитающие движения «вперёд-назад» между ног).
-
Слайд 27
В чистоте, без пыли ( Проводят руками по одежде сверху вниз сначала с одной, потом с другой стороны).
-
Слайд 28
Работа только начата, впереди у нас –знакомство с согласными и йотированными звуками.
Главное, что всем детям очень нравится фонетическая ритмика и они занимаются с интересом, живо и радостно.
-
Слайд 29
Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и, в первую очередь, для своевременного развития речи.
-
Слайд 30
Литература:
1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-64 с.
2.Микляева Н.В., Полозова О.В., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмикав ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов.- М .: Айрис-пресс, 2005. -112с. -
Слайд 31
Желаю Вам удачи во всех начинаниях!
Посмотреть все слайды
Игра
Не стоит выполнять сразу весь комплекс упражнений. На одном занятии отрабатываем один или несколько звуков, а затем переходим к играм, стимулирующим речевое дыхание, темп, выразительность речи.
Произнеси А как:
– плачущий ребенок;
– поющая девочка;
– испугавшийся малыш;
– когда просишь повторить, ты не услышал;
– когда тебе стало ясно.
Игра «Тихо – громко».
Игра на формирование силы голоса.
Игры-имитации.
Пианино. Ударяем по столу, подражая игре на пианино. «Играем» тихо и медленно. А – А – А. А теперь громко и быстро: А – А – А. Высокие ноты – произносим с повышением голоса, низкие – с понижением.
Стук в дверь.
Сначала тихо и редко, потом громче и чаще, приговаривая: Так – так – так.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Фонетическая ритмика в упражнениях для занятий дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Движения должны быть плавными и достаточно продолжительными.
: руки перед грудью. Произносим звук — широко разводим руки в стороны. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию
Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно
: руки вниз. Произносим звук — руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный.
: кисти рук у плеч. Произносим звук — руки вытягиваем вперед.
: руки в стороны. Произносим звук Э — руки поднимаем к плечам.
: кисти рук у плеч. Произносим звук И — тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.
Согласные звуки. Согласные звуки вызываются главным
образом в сочетании с гласными.
По характеру артикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к, взрывные звонкие (б, д, г, смычно-проходные (м, н, л, фрикативные глухие (фу х, с, ш, фрикативные звонкие (в, з, ж, вибрант (р, аффрикаты (ц, ч).
Взрывные глухие согласные. Движения для звуков этой группы быстрые, резкие, по динамике напряженные:
— : произнося слог ПА, резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; одновременно произносить ПА-ПА-ПА.
— : произнося слог ТА, резко разжать кулаки; одновременно произносить ТА-ТА-ТА.
— : произнося слог КА, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.
Взрывные звонкие согласные. Движения для звуков этой группы быстрые, но расслабленные:
— : руки согнуты в локтях. Произнося БА-БА-БА, расслабленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося последний слог БА, резко, но расслабленно опустить руки вниз.
— : руки перед грудью. Произнося ДА-ДА-ДА, встряхивать кистями рук перед грудью; произнося последний слог ДА, утвердительно кивнуть головой.
— : произнося ГА-ГА-ГА, многократно соединять указательный и большой пальцы рук; произнося последний слог ГА, соединить указательный и большой пальцы рук.
Смычно-проходные согласные. Движения для звуков этой группы медленные, плавные, несколько напряженные:
— : руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог МА, на М руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на А — руки свободно разводим в стороны.
Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое.
— : руки перед грудью ладонями к себе. Произносим слог НА — руки вперед, ладонями вверх.
— : руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, делаем вращательные движения кистями рук.
Фрикативные глухие согласные. Движения для звуков этой группы плавные, продолжительные, напряженные:
— : руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Ф, развести руки в стороны.
— : руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз.
Произнося звук X, руки вытянуть вперед.
— : руки перед грудью. Произнося звук С, руки опустить вниз или развести в стороны.
— : руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения сверху вниз.
Фрикативные звонкие согласные. Движения для звуков этой группы напряженные, дрожащие:
— : руки в стороны. Произнося звук В, слегка покачивать выпрямленными руками и туловищем.
— : руки перед грудью. Произнося звук 3, производить вибрирующие движения кистями рук перед грудью.
— : руки перед грудью. Произнося звук Ж, резким волнообразным движением опустить руки вниз.
Вибрант. Произнося звук , согнутые перед грудью руки вращать одну вокруг другой. По динамике напряженно.
Аффрикаты. Работа по вызыванию аффрикат начинается, когда ребенок правильно произносит оба звука — + и +. Сначала нужно научить ребенка произносить оба согласных звука без интервала, слитно. Когда получается слитное произнесение, ускоряйте произнесение и получится произнести и .
ТС-ТС-ТС = Ц-Ц-Ц
СШ-СШ-СШ = Щ-Щ-Щ
Уважаемые родители! Обращаю ваше внимание на то, что заочные консультации не отменяют очного визита к специалисту. Желаю удачи!
Желаю удачи!
Упражнения на дыхание.
Вдыхаем через нос и произносим медленно на выдохе: С – Ш; Ш – С; С – Ш.
Тренируем удлиненный выдох. Произносим слоги с одной гласной и разными согласными: ма;
Ма – мо;
Ма – мо – му
Ма – мо – му – ми.
На эту же задачу работает счет от 1 до 10, числа которого произносят на одном выдохе.
Проговаривание текста с движениями.
Движения имитируют бросок мяча после каждой фразы:
Сказала тетя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во! Футбол!
Метод фонетической ритмики помогает справиться с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста. В легкой, занимательной форме ребенок научится различать фонемы, распознавать и воспроизводить структуру речи, интонацию, приобретет необходимые навыки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика была разработана для развития произношения у слабослышащих детей. В настоящее время этой техникой широко пользуются логопеды, работающие с детьми, не имеющими отклонения слуха.
Эта технология позволяет активно развивать речевые навыки: правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами. Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата. Этот метод очень эффективен даже при работе с неговорящими детьми, с детьми, страдающими дислалией, с нарушением фонематического слуха.
Суть метода заключается в том, что произнесение или восприятие звуков сочетаются с двигательной активностью.
Согласные звуки, движения.
П. Выбрасывание с силой руки поочередно в стороны. Одновременное произнесение ПА.
Т. Резкие движения руками вниз с произнесением ТА.
К. Резко прижимаем локти к туловищу и произносим КА.
Б. Д. Наклон вперед, опускаем руки, расслабляемся и произносим БА или ДА.
Г. Запрокидываем голову назад и произносим ГА.
С. Поднимаем руки ко рту и опускаем их вниз, произнося С – С – С.
Ш. Поднимаем руки вверх, качаемся слегка отклоняя корпус в стороны и произносим Ш – Ш – Ш.
Ф. Подносим ко рту сжатые кулаки. Резко разжимаем руки и произносим Ф – Ф – Ф.
Х. Опускаем ладони на диафрагму, слегка наклоняем корпус вперед и медленно произносим: Х – Х – Х – а.
И. п. 3. Делаем кистями круги в воздухе и произносим З – З – З.
Ж. Руки двигаются словно волна. Произносим Ж – Ж – Ж.
В. Подносим раскрытые ладони ко рту, потом медленно отодвигаем в стороны поочередно. Произносим В – В – В.
Ц. Подносим ко рту ладонь, собранную в щепоть. Резко выпрямляем пальцы. Произносим Ц – Ц –С – С.
Ч. Резкий поворот кистей то правой, то левой рукой от себя с одновременным произнесением Ч. Произносим сильно, кратко.
М. Н. Зажимаем крылья носа ладонями, потом медленно отводим руки в стороны и произносим М – М – М или Н – Н – Н.
Л. Вращаем руки перед собой с одновременным произнесением Л – Л – Л.
Р. Имитируем вибрацию всем телом, произнося Р – Р – Р. Длительное произнесение звука.
Что такое фонетическая ритмика
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита Ответственная и отзывчивая!
Аннотация: С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться.
Статья:
Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.
Кроме того, что фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах, воспроизводить звуки, слоги и слова в заданном темпе, воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы, освоить слоговую структуру слова, фонетическая ритмика мотивирует и подготавливает ребенка к освоению чтения и письма.
В своей работе фонетическую ритмику я использую с неговорящими детьми, с детьми с нарушением слуха, с расстройством аутистического спектра, генетическими синдромами, при алалии, дислалии и др. нарушениях развития.
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. Каждый звук подкрепляется его визуальным образом и буквой, какой он обозначается. С помощью фонетической ритмики удается быстрее сформировать нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
В структуру занятий по фонетической ритмике входит:
— упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
— артикуляционная и мимическая гимнастика;
— произнесение звука с движением и визуальным подкреплением (картинкой-образом);
— интонационное произнесение звука (проговаривание в игровой ситуации);
— произнесение звуков в слогах, с последующим прочтением;
— проговаривание с помощью ритмических движений слов и прочтение их.
Работа в данном направлении обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение детьми навыками чтения и достижения психологического комфорта.
Материал, используемый в работе.
Звук и буква А.
1. Движение
2. Визуальное подкрепление
А
3. Игровые ситуации для закрепления звука
1. «Скажи так»
— мама качает малыша;
— на приеме у врача (осмотр горла);
— Произнести звук шепотом, тихо, громко и наоборот;
-Работа в парах (один спрашивает тихо, второй отвечает громко и наоборот);
3. «Резиночка»
Тянуть звук, растягивая резинку.
4. «Звукоброс»
«Бросить» (протянуть) звук как можно дальше.
5.» Рыбалка»
Выудить (протянуть) звук из реки.
6. «Высоко-низко, или Три медведя»
Произнести звук низким, средним по высоте и высоким голосом.
7. «Сигнальная машина»
Просигналить звуком, изменяя высоту голоса.
8. «Задушевный разговор»
Работа в парах: один спрашивает звуком, второй отвечает.
9. «Поем вместе»
Спеть песню вместе с детьми из сказки «Красная шапочка»:
10. «Доскажи словечко»
11. Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?