Нормы развития ребёнка до 1 года (таблицы)

Как ведут себя новорожденные в первый месяц — рефлексы малыша

Рефлексы — это ответная реакция организма на разнообразные раздражители. На первом месяце жизни у ребенка еще присутствуют безусловные рефлексы, которые помогают ему приспособиться к жизни вне утробы матери. Со временем рефлексы утрачиваются.

Родителям следует внимательно наблюдать за каждым рефлексом своего чада, ведь на данный момент – это единственное средство коммуникации малыша с этим миром.

Как узнать, что у ребенка болит:

  • Если ребенок ощущает дискомфорт или испытывает боль, он сообщит об этом криками и интенсивными движениями конечностей.
  • Многочисленные исследования сумели доказать, что при болевых ощущениях ребенок сгибает пальчики на ногах, а на руках разгибает большие пальцы.
  • Когда начинается колика, малыш будет делать активные манипуляции нижними конечностями.
  • Если вдруг малыш испытывает неудобства, связанные с ушами, он начнет усиленно вертеть головой.

Если родители внимательно относятся к своему ребенку и учатся понимать каждое его движение, это существенно упрощает жизнь всей семье.

Как проверить рефлексы ребенка

Подготовка:

  • Проверка рефлексов проводится в благоприятных для новорожденного условиях: в комнате должно быть тепло и ребенок лежать на ровной поверхности.
  • Малыш должен быть накормлен, спокоен, в чистых подгузниках, чтобы его ничто не отвлекало.
  • Руки мамы должны быть гладкими и теплыми, не должны мешать исследованию украшения на пальцах и длинные ногти.

Если все условия соблюдены, оценка рефлексов будет адекватной.

Проверка рефлексов ребенка

У физически здоровых месячных грудничков должны быть все основные  рефлексы:

  1. Сосательный. Коснитесь ротика малыша пустышкой или кончиком чистого пальца. Малыш постарается захватить предмет и начнет делать движения ртом, имитирующие сосание. Данный рефлекс получил название «сосательного рефлекса», он начинает проявляться практически сразу после рождения. Как только малыш появляется на свет, его прикладывают к груди матери и неосознанно новорожденный начинает сосать грудь.

  2. Хватательный. Если вложить в ладонь ребенка свой палец или легкую погремушку, то можно увидеть, как он крепко захватывает и какое-то время держит предмет в своей крошечной ладошке.
  3. Защитный. Положите ребенка на животик и наблюдайте за движением его головы. Здоровый ребенок тут же повернет головку в сторону, чтобы нормально дышать. Педиатры называют такой рефлекс «защитным». Если у малыша имеются неврологические расстройства, то он не сможет поворачивать голову в сторону. Состояние опасно тем, что малыш может уткнуться носом в поверхность, на которой лежит и задохнуться.
  4. Рефлекс ползания. В положении на животике приложите свои ладони к стопам ребенка. Почувствовав опору, он попытается оттолкнуться и сделать движение, как будто хочет поползти.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы. Придерживая ребенка в области подмышек, поставьте его ножками на ровную твердую поверхность и немного наклоните вперед. Малыш начнет делать самостоятельно шаги ножками.
  6. Поисковый. Если погладить малыша по щёчке,  он поворачивает головку, так выражается у него инстинкт поиска пищи или «поисковый рефлекс».
  7. Рефлекс Бабинского. Легко проводим пальцем по внешнему краю стопы,  пальчики на ногах малыша растопыриваются  в разные стороны, стопы поворачиваются.
  8. Рефлекс Мора. Услышав внезапный громкий звук, ребенок разводит и сводит ручки и ножки.
  9. Рефлекс Бабкина. При легком надавливании  на ладонь ребенок  открывает рот и поворачивает голову.
  10. Плавательный. Если положить малютку на живот,  он начинает совершать плавательные движения.

Если вы заметили, что некоторые рефлексы у вашего ребенка отсутствуют, немедленно обратитесь к врачу! Это может свидетельствовать о наличии заболеваний со стороны нервной системы.

Видео доктора Комаровского по данной теме:

Советы родителям новорожденного

Чтобы мама, особенно кормящая, и младенец были в хорошем настроении вся семья должна их поддерживать и помогать. Не должно быть нервозности и негатива со стороны «домашних».

Обязательно надо следить за состоянием комнаты, температурой, влажностью. Эту ответственность может взять на себя папа.

Нельзя забывать о массаже, купании и ежедневной гигиене малыша. Для развития младенца надо петь песенки или рассказывать стихи: так он скорее научится по-своему вступать в диалог, быстрее начнет пытаться говорить и агукать. Надо позаботиться об контрастных игрушках, которые помогут в развитии зрения и восприятия. Не только маме, но и другим членам семьи следует чаще разговаривать с крохой, сохраняя визуальный контакт, и вскоре он в первый раз осознанно улыбнется.

Читайте о других месяцах развития ребенка:

Развитие ребенка в 2 месяца, Развитие ребенка в 3 месяца, Развитие ребенка в 4 месяца, Развитие ребенка в 5 месяцев, Развитие ребенка в 6 месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев

В 7 месяцев детки уже активно играются с различными вещами, теребят их, перекладывают из одной руки в другую, берут игрушечки из состояния сидя, быстро ползают. Многие на этом этапе развития произносят отдельные слоги, показывают, где та или иная игрушка, понимают смысл некоторых слов, обращенных к ним. Свои эмоции карапуз выражает смехом, плачем или агуканьем.

Семимесячный малыш нуждается в личном пространстве, чтобы ничего не мешало ползать, играться. Он может стоять, если его держать под мышки, полностью разогнув ножки и упираться всей ступней. Ежедневное купание – это прекрасный способ доставить крохе массу удовольствий. Прогулки на свежем воздухе должны быть по-прежнему ежедневными. Теперь ребенок меньше спит во время прогулки, а активно познает мир. Он может внимательно изучать местность, сидя в коляске. Кроме того, в этом возрасте обязательны развивающиеся игры. Спят малыши также по 13-14 ч. в сутки. Зубов к концу седьмого месяца у ребенка 1-2, реже 3. Кушает маленький человечек часа через 4.

  • Средняя прибавка в весе 300-400 граммов
  • В росте — 2,5 см.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.

Физическое развитие:

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие:

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Примерный распорядок дня у грудничка по месяцам

Запланировать мероприятия на день поможет таблица. Строго придерживаться ее не стоит, ведь у каждого младенца свои биоритмы. Она нужна как ориентир. С ее помощью родителям проще составить план на каждый день. С 6 часов утра и до 21 часов вечера жизнь ребенка представляет собой последовательное чередование действий:

  • кормление;
  • бодрствование;
  • сон.

Дальше, с 21 часа вечера до 6 часов утра продолжается ночной сон, он прерывается только на ночное кормление.

1-2 месяца

Первые 2 месяца грудничка должны проходить по схеме, приведенной в таблице.

День Ночь
Кормление Активное времяпрепровождение Купание Сон Сон Кормление
6 часов утра
Утром с 6 до 7
Утром с 7 до 9-30
9-30 утра
Утром с 9-30 до 10-30
10-30 до 13
13 часов дня
С 13 до 14
С 14 до 16-30
16-30 дня
С 16-30 до 17-30
С 17-30 до 19-45
В 19-45
20 часов вечера
С 20 до 21 часа
С 21 часа до 6 утра
В 23-30

Эту схему можно взять за основу, ребенок в любом случае внесет в нее свои коррективы. С каждой новой неделей время активного бодрствования будет незначительно расти, он в эти моменты будет более подвижен, чем в первые недели после выписки из роддома.

3-4 месяца

У 3-месячного младенца необходимость в утреннем сне с 7:00 до 9:30 отпадает, он начинает просыпаться позже, поэтому в это время ведет себя активно. Увеличиваются интервалы между кормлениями младенца. Он к четырем месяцам без еды может выдерживать почти 4 часа.

Примерная схема кормления:

  • утро 6:00, 9:30;
  • день 13:00, 16:30;
  • вечер 20:00;
  • ночь 23:30.

Купать за 30 минут до ночного сна. Днем ребенку в этом возрасте нужно не менее 4 раз спать. Утром и вечером в кроватке (7:30-9:30, 18:00-19:30), а днем в коляске во время прогулок:

  • с 11:00 до 13:00;
  • с 14:30 до 16:30.

В остальное время ребенок может вести активный образ жизни при участии родителей:

  • играть в кроватке;
  • учиться ползать;
  • общаться с членами семьи и их друзьями.

5-6 месяцев

В этом возрасте малыши спят по ночам крепко, могут проспать 10 часов. Проснувшись утром, они с 6 до 8 бодрствуют:

  • кушают;
  • общаются с мамой;
  • играют в кроватке.

В хорошую погоду мама с малышом может утром с 8 до 10 часов пойти гулять. Ребенку в это время нужно поспать. Следующий дневной сон приходится на послеобеденное время, он продолжается с 12 до14 часов. При желании его тоже можно совмещать с прогулкой. В 5-6 месяцев младенцу необходим третий сон, он продолжается с 16 до 18 часов. На ночь кроху нужно укладывать спать в 20 часов.

Кормления нужно проводить по схеме:

  • утро 6:30, 10:00;
  • день 14:00;
  • вечер 18:00;
  • ночью в 22:00 или 1:00.

Купают младенца в 19:30, как и в предыдущие месяцы, незадолго до наступления ночного сна. Детские врачи советуют днем будить малыша, если он спит свыше 2 часов. Длительный сон может сбить весь режим дня.

7-8-9 месяцев

В этот период днем дети спят не менее 3 раз. Полноценный сон должен продолжаться около 1,5 часа. Длительность ночного сна 10-11 часов.

Потребность в еде у малышей возникает 5 раз в день, промежутки между двумя приемами пищи 4 часа. Активные периоды продолжаются до 2,5 часа.

После полугода активность деток растет, они начинают больше двигаться. Если раньше во время дневных прогулок они спали, то от 7 до 9 месяцев большинство из них предпочитают бодрствовать.

График кормлений приведен в таблице.

№ кормления/ возраст 7 8 9
1 Утром с 6 до 7 (молоко) Утром с 6 до 7 (молоко) Утром с 6-30 до 7 (молоко)
2 В 10 утра В 10 утра С 10-30 до 11
3 В 14 часов дня В 14 часов дня С 14 до 14-30
4 В 18 часов В 18 часов С 17 до 17-30 (творожный десерт с фруктами)
5 В 22 часа (молоко) В 21 час ночи (молоко) С 19 до 19-30
6 В 22 часа ночи (молоко)

С 7 до 9 месяцев детей кормят не менее 5 раз. Промежуток между двумя приемами пищи может составлять от 3,5 до 4 часов. Рацион питания расширяется. Только грудное молоко (смесь) малыш получает во время первого утреннего и последнего ночного кормлений, в остальные приемы пищи ему дают прикорм (каши, пюре, супы, мясные блюда).

10-11 месяцев — 1 год

Подросший ребенок спит меньше, ему достаточно одного дневного сна. Его продолжительность может быть разной. Одни дети спят 1,5-2 часа, другие 4. Количество кормлений сокращается до 4 раз. Ночью кормить не возбраняется, если у малыша есть такая потребность. В течение дня у ребенка 10-12 месяцев все как у взрослого человека:

  • завтрак;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин.

Летние прогулки становятся продолжительнее (2,5-3 часа), в теплое время года гулять нужно не менее 2-3 раз в день. Зимой ребенку достаточно находиться на свежем воздухе около 40 минут. В день можно совершать от 1 до 2 прогулок.

Врожденные рефлексы

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц?). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: необходимый режим сна ребенка в 1 месяц

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: когда начинает улыбаться новорожденный и почему?).

Этап новорожденности – самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» – это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Пятый месяц

Малыш уже отлично различает предметы, которые находятся на расстоянии. Это проявляется в том, что матери теперь не обязательно подходить к малышу, чтобы он её заметил. Кроха может смотреть телевизор. Понимает, где знакомые ему люди, а где — нет. Если на руки возьмёт чужой или малознакомый человек, может заплакать.

Движения ребёнка становятся активнее. Малыш самостоятельно переворачивается и начинает ползать. Этот период демонстрирует значительный прыжок в развитии. Ребёнок может даже стоять на двух ногах, если его поддерживать, и пройтись по коридору. Также он может удерживать игрушки. Пытаясь попробовать на вкус, тянет предметы ко рту. Любит играть и, если игра прекращается, может начать плакать.

Гулит более уверенно, используя интонации и модуляции по громкости. Старается сымитировать звуки и может говорить «ма-ма», правда, пока неосознанно.

Приготовьтесь, что у ребёнка могут начать прорезаться зубы, что скажется на эмоциональном состоянии малыша. Он может стать капризным, нервным, начнёт отказываться от еды или, наоборот, кушать больше.

Дети прибавляют в весе 700 г и вырастают на 2 см.

Физическое развитие в 1 месяц

С самого рождения малыш обладает набором безусловных рефлексов, некоторые из которых исчезнут с возрастом. Именно по рефлексам специалисты определяют состояние и развитие нервной системы ребенка.

Связан с инстинктом питания. Если вокруг рта малыша провести пальцем или соской, он будет совершать движения губами, имитирующие сосание.

Малыш сжимает и удерживает палец, вложенный в его ладошку. 

Реагируя на громкий звук или хлопок, малыш разводит и сводит руки и ноги.

При поглаживании кожи в уголке рта или щеки малыш поворачивает голову в сторону раздражителя – в поисках груди мамы. Особенно ярко выражен перед кормлением.

Если положить малыша на живот, он будет совершать движения, схожие с плаванием. Если Вы подставите ладонь под пятки, малыш будет отталкивается ногами, будто ползает.

Если провести кончиком пальца по наружному краю подошвы малыша в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся.

Малыш поворачивает голову и открывает рот при надавливании на его ладошку.

Когда вы держите ребенка на руках или выкладываете на животик, он старается держать голову. Живо интересуется предметами и лицами, следит за ними глазами.

Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш

Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.

Основные рефлексы месячного ребёнка

  1. Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
  2. Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
  3. Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
  4. Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
  5. Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
  6. Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
  7. Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
  8. Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
  9. Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
  10. Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
  11. Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.

Шаговый рефлекс ещё называют автоматической походкой новорождённых

Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма

Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша

Достижения и умения ребёнка в 2 месяца

  • начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
  • фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
  • узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
  • реагирует на громкий звук поворотом головы;
  • с интересом смотрит на яркие игрушки;
  • оживляется при виде взрослого;
  • различает звуки, узнаёт голос мамы;
  • в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
  • непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
  • произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
  • рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
  • плачем зовёт маму при любом дискомфорте.

Плачем малыш зовёт маму

В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного

Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Как лучше спланировать распорядок дня?

С первого года жизни у малыша необходимо постепенно формировать привычку жить по определенному распорядку. Дети, соблюдающие режим, стрессоустойчивы, не истеричны, меньше болеют. Советы педиатров могут помочь в составлении плана на день:

  1. Первую неделю после выписки нужно наблюдать за новорожденным, записывать время, когда он спит, бодрствует, ест. Его нельзя принуждать ни к одному из действий, необходимо просто следовать его желаниям.
  2. К концу недели накопится информация, которую необходимо проанализировать, и сделать выводы о том, когда его нужно укладывать спать, когда стоит дать грудь, а когда лучше погулять.
  3. Консультация педиатра нужна, если система не складывается, новорожденный мало спит, часто просит грудь или, наоборот, отказывается от еды. С помощью врача проще понять проблему.
  4. На основе примерного распорядка дня мама начинает приучать ребенка к режиму, ненавязчиво будит, если он слишком долго спит, предлагает грудь через определенные промежутки времени.
  5. Во время бодрствования с малышом нужно разговаривать, гулять, показывать ему игрушки.
  6. Чтобы младенец быстро засыпал, маме необходимо придумать некоторую очередность действий и выполнять ее каждый раз. Это может быть колыбельная песня или легкие, непродолжительные покачивания.
  7. Приучить к кормлению по времени легко детей, находящихся на искусственном вскармливании. Малышей, сосущих грудь, заставить питаться строго по времени практически невозможно, но регулировать процесс маме под силу.

Уход за ребенком в 1 месяц

Купание

До полного заживления пупочной ранки малыша необходимо купать только в кипяченой воде с добавлением слабого раствора марганцовки. Потом можно не кипятить воду, а подсушивающую марганцовку сменить на отвар из череды или ромашки. Здорового малыша необходимо купать каждый день, и лучше непосредственно перед сном. Температура воды для купания должна быть +37 градусов, проверить это можно с помощью термометра. Для ребенка в 1 месяц вполне достаточно 2-3 минуты купания. После ванны его стоит завернуть в пеленку и слегка промокнуть, не следует обтирать его махровым полотенцем, так как его кожа еще очень нежная. С мылом, даже детским, не следует мыть младенца чаще, чем раз в неделю.

Развлечения

В первый месяц жизни у малыша происходит активное развитие тактильных рецепторов, поэтому и все игры должны носить тактильный характер. Приучите себя и малыша к играм еще с самых пеленок, а в следующие месяцы его жизни игры превратятся в неотъемлемую часть его жизни. Одной из таких игр является «Интересная игрушка». Цель игры — развить у малыша в 1 месяц способность фокусировать на одном предмете взгляд. Для этого положите малыша на кроватку, передвигайте над кроваткой святящийся предмет или игрушку. Остановите предмет на несколько секунд, чтобы ребенок смог сфокусировать на нем взгляд. При этом стоять рекомендуется таким образом, чтобы малыш не видел вашего лица и не отвлекался.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Итоги первого года жизни

Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.

Физические навыки:

  • ребенок сам садится и встает;
  • может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
  • может употреблять твердую пищу;
  • повторяет звуки, слога, действия.

Психоэмоциональное развитие:

  • кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
  • может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
  • по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
  • показывает радость при встрече и умеет прощаться.

К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: