Методы и технологии
В нашей стране много лет медицинское направление является основным в реабилитации инвалидов. Проведение терапевтических процедур, профилактические оздоровительные мероприятия, безусловно, имеют важнейшее значение. Однако долгие годы разделение детей-инвалидов и обособление их по признакам заболеваний в отдельные школы, часто закрытого типа, санатории и другие лечебно-восстановительные учреждения, привело к тому, что они оказались изолированными от основного общества, испытывают страх перед ним.
Поэтому главные методы социальной реабилитации должны способствовать интеграции таких ребят в общество здоровых детей, преодолению комплексов и раскрытие их потенциала.
Для этого проводятся такие виды деятельности:
- Улучшение и облегчение бытовых условий за счет технических средств и бытовых приборов.
- Развития физических навыков, творческих способностей детей.
- Подготовка к получению образования, помощь в выбор подходящего образовательного учреждения.
- Создание специальных условий, позволяющих освоить практические навыки взаимодействия в обществе.
- Организация досуга, создание условий для участия в культурных общественных мероприятиях, посещения музеев, театров, развивающих центров.
- Психологическая поддержка, методики, позволяющие восстанавливать душевное равновесие, снимать напряжение.
- Мероприятия, направленные на развитие и восстановление физических возможностей.
- Поддержка и участие в процессе реабилитации не только ребенка, но и членов его семьи.
Все эти виды деятельности должны помочь преодолеть страхи и влиться в новую для него общественную среду.
Основные понятия
Действующими законодательными документами определяется несколько разновидностей мероприятий для восстановления здоровья недееспособных детей.
Таковыми являются:
- Адаптация ребёнка в социуме, в домашних условиях, где несовершеннолетний пребывал до присвоения группы инвалидности;
- Реализация реадаптации при создании новых условий;
- Проведение оздоровительных мер в пределах реабилитационного центра.
Прежде чем изучать нормативно-правовые документы, рекомендуется ознакомиться с основной терминологией, которая приведена в таблице ниже.
Термин | Особенности |
---|---|
Недееспособный | Физическое лицо, которое имеет отклонения по состоянию здоровья, полученное после заболевания, либо полученной травмы. |
Ограничение жизнедеятельности | Наличие отклонений в нормальном развитии ребёнка, которое возникло при нарушениях здоровья, что привело к неспособности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться или ориентироваться в пространстве. |
Аномальный ребёнок | Дети, имеющие серьезные отклонения в физическом и психоэмоциональном развитии. |
Гиперактивность | Общее расстройство двигательной системы и неусидчивость, сопутствующее нарушению концентрации внимания. |
Абилитация | Мероприятия по реабилитации, при которых развиваются отдельные системы организма, что неполноценно развиты по причине перенесенного заболевания, либо травматической ситуации. |
Как пример, родителями могут быть приобретены товары для более комфортной адаптации несовершеннолетнего ребенка в обществе.
Сама программа, в обязательном порядке, содержит информацию о том, какой именно вид лечения выбран как работа с детьми инвалидами:
- Общее восстановительное лечение;
- Хирургическое вмешательство;
- Протезирование;
- Применение технических средств для восстановления здоровья;
- Санаторно-курортное лечение.
Согласно индивидуальным реабилитационным программам, инвалид получает помощь в выборе учреждения, где он будет обучаться, получает технические средства для восстановления, а также психологическо-педагогическую поддержку.
Родителями могут быть приобретены товары для более комфортной адаптации несовершеннолетнего ребенка в обществе.
Социальная реабилитация детей
Замечание 1
Социальная реабилитация детей – процесс, направленный на восстановление функций организма ребенка, на социальную адаптацию и интеграцию в общество. Это процесс усвоения ребенком системы знаний, норм и ценностей, характерных данному обществу или социальной группе.
Основная проблема детей с ограниченными возможностями – нарушение контактов с другими людьми, окружающей средой, культурными ценностями, ограничение мобильности.
Социальная реабилитация детей направлена на решение задач формирования основ социального поведения, общего развития, прививает трудовые навыки, обучает самообслуживанию и адаптации в обществе. Социальная реабилитация направлена на формирование среды, способствующей развитию ребенка и исполняющей реабилитационную функцию.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Дети, имеющие различные нарушения развития, представляют собой большую и разнородную группу по формам, причинам и степени выраженности нарушений. Такие дети нуждаются в комплексной, индивидуализированной, специализированной коррекционной помощи, социальной интеграции, максимальной реабилитации, что возможно при определенных условиях:
- раннее выявление детей с нарушениями развития;
- исследование распространенности форм дизонтогенеза, потребностей образовательных учреждений, родителей, социума в отношении проблемных детей;
- обеспечение диагностики, коррекции развития ребенка по индивидуальной программе реабилитации;
- обеспечение преемственности и подготовки к обучению;
- обеспечение социальной адаптации;
- оказание комплексной социально-правовой, медико-социальной, коррекционно-педагогической, психологической помощи и поддержки.
Социальная реабилитация детей базируется на ряде принципов: меры восстановления организма охватывают все его функции; реабилитационные мероприятия начинают проводить сразу после постановки диагноза; при реабилитации используются последние научные достижения и инновационные технологии; всесторонняя доступность.
Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки.
Успешное решение задач социальной реабилитации позволяет: привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки; помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме; выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.
Замечание 2
Дети с физическими, психическими, социальными особенностями, развивающиеся в дружественной среде чувствуют поддержку и заботу со стороны взрослых, что позволяет наиболее быстро и полно интегрироваться в социум.
Реабилитация детей-инвалидов в специализированных центрах
Правительством государства были созданы специальные учреждения, в которых несовершеннолетние инвалиды могут пройти весь комплекс мероприятий по каждому из направлений реабилитации.
Главными задачами специальных центров является проведение социальных мер по адаптации детей-инвалидов в обществе, восстановление из здоровья и создание круга общения для недееспособных.
Главным преимуществом таких центров является то, что его сотрудники – это профессиональные врачи, тренеры, педагоги и психологи.
В зданиях специализированных центров проводятся специальные культурно-массовые, спортивные и просветительские мероприятия.
Для наиболее комфортной социальной адаптации, сотрудниками центра к участию в них привлекаются не только дети-инвалиды, но и их родители, а также дети, не имеющие ограничений по здоровью. Такие меры помогают недееспособным детям не чувствовать себя обделенными, по сравнению с полностью здоровыми людьми.
Динамика детей инвалидов проживающих в России
В домашних условиях
Большинство родителей отдает предпочтение проведению восстановительных мероприятий дома. Прежде чем их проводить, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом, психотерапевтом, педагогом и неврологом.
Большинство из заданий, которые выполняются на первоначальном этапе, применяются в процессе повседневных действий по учету за ребенком.
Основными заданиями являются:
- Развитие бытового обслуживания себя;
- Физическое развитие ребёнка;
- Способность к самообслуживанию;
- Развитие самостоятельности.
Для получения наибольшей пользы от домашней реабилитации, родителям следует придерживаться определённых принципов, что перечислены ниже:
- Предоставляйте для ребенка небольшие задания, которые он сможет осилить;
- Чередуйте различные виды деятельности, что помогут избежать монотонности;
- Смешивайте разные работы, требующие от ребёнка некоторых усилий для освоения, с уже пройденными и изученными заданиями;
- В обязательном порядке, применять упражнения, что поспособствуют развитию уже имеющихся навыков;
- Всячески поощрять ребёнка за его достижения, привлекая к этому всех членов семьи;
- Регулярно составлять план мероприятий совместно с педагогом, на несколько недель вперёд.
Виды социальной реабилитации
В зависимости от содержания и характера социальных проблем, особенностей решения задач выделяют следующие виды социальной реабилитации:
- Правовая реабилитация. Восстановление юридических и гражданских прав отдельных граждан или социальных групп.
- Политическая реабилитация. Восстановление политических прав.
- Медицинская реабилитация. Восстановление потенциала человека, его психического и физического здоровья. Раннее обнаружение нарушений, их диагностика и устранение.
- Социально-культурная реабилитация. Восстановление пространственно-культурной среды, имеющей необходимые и достаточные характеристики для духовной самореализации и творческой активности человека.
- Социально-педагогическая. Направлена на организацию педагогической помощи при разных нарушениях способности к обучению и получению образования (обучение инвалидов и детей с нарушениями в развитии, организация образовательного процесса в местах заключения, больницах, специализированных учреждениях и т.д.), на преодоление «педагогической запущенности», разработку и внедрение адекватных методов и форм обучения, соответствующих программ и методик.
- Социально-экономическая. Восстановление социально-экономического статуса отдельного гражданина или социальной группы.
- Социально-средовая. Восстановление чувства социальной значимости в новой социальной среде, консультирование и помощь в социальной сфере. Включает знакомство с основными характеристиками окружающей социальной среды, помощь в организации новой среды и восстановление привычных моделей поведения. Подготовка к самостоятельному уходу, независимой жизни. Обеспечение средствами передвижения, вспомогательными техническими средствами, бытовыми приспособлениями и т.д.
- Профессиональная и трудовая. Восстановление утраченных или формирование новых профессиональных и трудовых навыков, способствование в трудоустройстве.
- Нравственная. Восстановление чести и достоинства, репутации гражданина, социальной группы, коллектива в глазах общественности.
- Психологическая. Создание благоприятного психологического климата. Психологическая реабилитация – система целенаправленных и специальных мероприятий, способствующих восстановлению психической деятельности, качеств и образований, функций, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, выполнять соответствующие социальные роли, самовыражаться и самореализовываться. Методический аппарат включает мероприятия по психотерапии, психологическому консультированию, психологическим тренингам и психокоррекции.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Каждый вид социальной реабилитации определяет меры и порядок его практической реализации.
К специальным видам реабилитации относятся:
- элементарная реабилитация – комбинирует мероприятия, направленные на восстановление элементарных, самых простых навыков передвижения и самообслуживания;
- рекреационная реабилитация – способствует реализации потребностей в физическом совершенствовании, творческих и духовных интересов; включает физкультурно-оздоровительные мероприятия, элементы социокультурной реабилитации, социальный тренинг;
- семейная реабилитация – совокупность мер педагогического, социального, психологического характера, направленные на восстановление ролевых функций в семье;
- бытовая реабилитация – совокупность мер, направленных на восстановление навыков повседневной жизнедеятельности.
Реализация программ реабилитации для детей-инвалидов
Комплекс реабилитационных мер на недееспособного ребёнка направлен на восстановление ребёнка, который ограничен в своих действия по причине заболевания, либо травмы.
Комплекс реабилитационных мер для детей-инвалидов содержит обширный перечень действий, реализующихся в следующих отраслях:
- Медицинская – разработанные меры, способные уменьшить патологическое воздействие на организм заболевания или травмы, что привели к ограничению в дееспособности несовершеннолетнего ребенка;
- Физическая – реабилитационные меры, основной целью который является восстановление или замена потерянных физических возможностей организма при помощи специальной физкультуры;
- Психологическая – разработанные мероприятия, помогающие создать максимально комфортную среду обитания недееспособных детей, включая их адаптацию в обществе;
- Социальная – является один из компонентов предыдущего направления, что способствует скорейшему восстановлению в обществе, позволяя вести полноценный образ жизни;
- Профессиональная – возможность получать полноценное образование, с основной целью дальнейшего официального устройства на работу.
Разработка индивидуальной программы восстановления для детей-инвалидов осуществляется на основании заключения, которое выдает медицинская экспертиза. Сама программа содержит сроки проведения, комплекс мероприятий и объем работ для восстановления здоровья ребёнка.
Действующим законодательством утверждена определённая форма, используемая для составления программы реабилитации.
При составлении ИПР, в неё включается физическая, психологическая и педагогическая реабилитация, которая включает:
- Мероприятия, направленные на исправление имеющихся нарушений в психолого-педагогической области;
- Возможность получать образование на уровне дошкольных учреждений и школ;
- Обеспечение ребёнка материалами и ресурсами для образовательного процесса.
Виды реабилитации детей-инвалидов
Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:
- медицинская;
- социальная;
- психологическая;
- профессиональная;
- физическая.
Медицинская
Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.
Социальная
Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:
- подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
- развитие физических и духовных задатков;
- создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
- улучшение условий проживания;
- формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
- организация досуга;
- проведение мероприятий развлекательного характера;
- полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.
Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.
https://youtube.com/watch?v=Cr_qB0Xo-zE
Психологическая
Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.
Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:
- точечная психологическая помощь;
- консультации;
- беседы;
- психологические тренинги;
- ролевые игры.
Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.
Комплексная
Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.
Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.
Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.
Основные задачи и принципы реабилитации
Важно понимать, что современная реабилитация помогает пациенту не только восстановиться после перенесенной болезни и травмы, но и предотвращает возможное развитие осложнений и рецидивов патологии. Среди основных задач восстановительной медицины выделяют:
Среди основных задач восстановительной медицины выделяют:
- раннее восстановление нарушенных двигательных функций и возвращение к профессиональной деятельности, в социум;
- восстановление психического здоровья, положительных мыслей и эмоций;
- мотивация человека продолжить реабилитацию;
- адаптация пациента к условиям жизни в быту и трудовой деятельности в условиях сложившейся ситуации;
- профилактика развития возможных патологически процессов.
Для проведения грамотной реабилитации специалистами соблюдаются определенные принципы лечебного этапа – раннее начало, комплексное применение всех доступных методов реабилитации – классические техники сочетают с инновациями, составление индивидуальных программа терапии, соблюдение всех этапов, регулярность и непрерывность, дозированные нагрузки, постепенное их повышение.
Виды реабилитации инвалидов
Реабилитационные услуги для инвалидов, состоят из нескольких взаимосвязанных между собой методов, каждый из которых направлен на оздоровление и полную адаптацию в социуме.
- Медицинский.
- Социальный.
- Педагогический.
- Психологический.
- Комплексный.
Медицинский
Медицинская реабилитация инвалидов, предусматривает все возможные меры для полного, или частичного восстановления функций организма, утраченных в результате болезни, травмы. Сюда входят следующие направления: санитарно-курортное лечение, протезирование, реконструктивная хирургия, ортезирование (использование специальных конструкций фиксирующих, корректирующих и активизирующих работу конечностей).
Чтобы метод приносил результаты, его дополняют:
лечебной физкультурой, позволяющей с осторожностью разрабатывать суставы и мышцы, развивать двигательную активность и координацию движений на специальных тренажерах;
физиотерапией, включающей – прогревания, водолечение, лечение электричеством и ультразвуком. Помогает снимать отеки, обезболивать, быстрее регенерировать поврежденные ткани;
лечебным массажем, способным предотвратить пролежни, улучшить кровообращение и процесс обмена веществ;
эрготерапией, одно из направлений ЛФК, направленное на создание алгоритма, для возобновления навыков самообслуживания.. НАДО ЗНАТЬ: Лечение должно быть длительным, краткая реабилитация не даст должного эффекта.
НАДО ЗНАТЬ: Лечение должно быть длительным, краткая реабилитация не даст должного эффекта.
Социальный
Этот метод помогает инвалидам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, утратившим способности самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, восстановить себя, как личность. Содержание программы социальной реабилитации инвалидов, состоит из двух частей:
- Абилитация в быту – очень важна, для слепых, неговорящих, детей страдающих ДЦП и взрослых инвалидов с детства. Она не только натренирует новые навыки, а поможет, семье найти лучший вариант совместного проживания. Также социально-бытовая абилитация предусматривает подготовление жилья для больного.
- Ориентация в социальной среде – служит, для помощи людям с ограниченными возможностями, в адаптации к условиям жизни, с учетом их вновь обретенных навыков. Дает возможность получить работу, обучаться, поможет быть полезным членом общества, а не находиться на содержании и довольствоваться пособием от государства.
Большое значение имеет профессиональная реабилитация, когда на предприятиях переоборудуются рабочие места, создаются новые, людей переквалифицируют на другие специальности с учетом их физических особенностей.
Педагогический
Педагогическая реабилитация, понятие, включающее в себя, развитие и поддержание творческих способностей для взрослых, и обучающий, коррекционно-развивающий процесс для детей-инвалидов. Основой для этого вида восстановления, должна быть постоянная мотивация и поддержание интереса во время занятий
Лучше всего проводить обучение в небольших группах, где каждому уделяется внимание, и будет заметней прогресс развития
ВНИМАНИЕ: Достичь результатов, можно при, непосредственном участии семьи лиц с ограниченными возможностями, выполнении всех рекомендаций специалистов и развивающими занятиями в домашнем кругу.
Психологический
Психологическая коррекция, относится к одному из действенных методов, она способна активировать внутренние резервы больных людей. В случае некоторых психических болезней, неговорящим инвалидам, лицам не желающим смириться со своим состоянием, допускается внушение для указания соответствующих действий и норм поведения.
Суть психотерапии заключается в убеждении лечиться, бороться с болезнью, научиться с ней жить и решать социальные проблемы. Подавлять, отрицательные реакций, и реагировать только на положительные эмоций.
Комплексный
Комплексная реабилитация, сочетает пять видов, к которым относятся:
- медицинская;
- психологическая;
- социальная;
- социально-культурная;
- профессиональная реабилитация.
Значение комплексной реабилитации неоценимо, хотя ИПР всего лишь рекомендация, а воспользоваться ею полностью, частично, решать только больному или его опекунам. Благодаря индивидуальным программам, лица с ограниченными возможностями, могут интегрироваться в социальные группы и структуры, решать от бытовых до политических вопросов.
ГЛАВНОЕ: Бюджетные средства, выделяемые на реабилитационные мероприятия, не могут быть заменены денежным эквивалентом.
Современные методы реабилитации
Независимо от существующих видов восстановительного лечения, все они тесно взаимосвязаны и применяются на всех этапах терапии. Что касается реабилитационных программ и используемых методов, к их числу относятся:
физиотерапия (важная часть восстановительного лечения, направлена на возобновление двигательной активности, улучшение обмена веществ и кровообращения, устранение воспалительных очагов, купирование болевого синдрома);
речевая и когнитивная терапия (занятия с логопедом являются важной частью восстановления после инсульта; с помощью специальных упражнений человека заново обучают навыкам речи, нормализуют память и внимание);
транскраниальная магнитная стимуляция (современная техника, направленная на стимуляцию коры головного мозга с помощью коротких импульсов; способствует регенерации пораженных участков мозга);
роботизированные системы и виртуальная реальность (инновационные аппараты и специализированные тренажеры помогают лежачим пациентам, с тяжелыми травмами научиться заново передвигаться; с помощью роботизированных приспособлений удается восстановить силу и функциональность в ногах и руках).
На базе Kliniken Schmieder в рамках реабилитации используются разные виды восстановительного лечения. Благодаря новейшему оборудованию и современных техническим устройствам нашим специалистам удается в короткие сроки возвратить к нормальной жизни пациентов с различными нарушениями, а также существенно повысить качество жизни больных с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Формы и направления социальной реабилитации
Формы и направления социальной реабилитации определяются потребностями лица, нуждающегося в реабилитации.
Для разных форм социальной реабилитации характерны специфические функции: повышение уровня психологического и психического здоровья, восстановительная терапия, восстановление элементарных навыков самообслуживания и др.
Замечание 2
Важное условие социальной реабилитации – комплексность использования различных ее форм и направлений, позволяющая предупредить и устранить нарушения, препятствующие социализации личности. Основной формой социальной реабилитации детей является коррекционное, или реабилитационное занятие, проводимое в реабилитационном центре
Реализуется в индивидуальной и групповой формах. В группе быстрее протекает процесс осознания установок, чувств, желаний, мыслей, поступков, легче происходит самораскрытие
Основной формой социальной реабилитации детей является коррекционное, или реабилитационное занятие, проводимое в реабилитационном центре. Реализуется в индивидуальной и групповой формах. В группе быстрее протекает процесс осознания установок, чувств, желаний, мыслей, поступков, легче происходит самораскрытие.
При индивидуальной работе по социальной реабилитации быстрее снимаются психологические барьеры, легче снимается состояние эмоциональной перевозбудимости или неуравновешенности ребенка.
В социально-реабилитационной практике также используют такие формы реабилитации, как секции и кружки разного профиля, проведение различных встреч, вечеров, экскурсий и т.д.
Наиболее тесному взаимодействию с семьей способствует социальный патронаж, одна из форм социальной реабилитации. Его цель – сформировать в семье благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, установить с ребенком контакты, мотивированные на социально-допустимые виды деятельности.
К основным направлениям социально-реабилитационного процесса относятся: социально-психологическая поддержка и помощь (организационного, консультативного, посреднического, координирующего характера); социальный патронаж в семье, учебных заведениях, на производстве; консультирование и информирование по правовым, социальным вопросам, порядку их реализации, содействие в исполнении социальных льгот и гарантий; содействие в осуществлении интересов и потребностей в разных сферах жизнедеятельности (организация досуга, помощь в трудоустройстве и др.); социально-психологическая поддержка, психокоррекция семейно-бытовых отношений; предупреждение прогрессирования патологического состояния; возвращение к трудовой деятельности; обеспечение возможности интеграции в социум.