Оценка эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения

Совершенствование инструментария оценки эффективности управления деятельностью учреждений общего образования в регионе  филимонцева, елена михайловна

Методические рекомендации и эффективный контракт

Внедрение критериев оценки эффективности работников и руководителей учреждений образования является частью мероприятий по переходу отрасли на эффективный контракт.

Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки <1>.

<1> Подробнее о переводе на эффективный контракт работников учреждения читайте в статье М.А. Козлова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» N 10 за 2012 г. Статья включена в систему «Советник бухгалтера».

В соответствии с Планом мероприятий, утвержденным Программой N 2190-р, был издан Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н, который утвердил Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта.

Согласно данным Рекомендациям в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Также согласно данному документу внедрение эффективного контракта в учреждениях рекомендуется оформлять в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, которое, в свою очередь, рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.

В дополнительном соглашении рекомендуется подробно описывать условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат:

  • компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты);
  • стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

Условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставления мер социальной поддержки рекомендуется излагать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору в форме, понятной работнику учреждения и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий.

При этом не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера.

В случае если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется указывать в этих единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

Таким образом, после принятия Минобрнауки Методических рекомендаций, а также утверждения конкретных критериев учреждениями и их учредителями был запущен процесс массового оформления дополнительных соглашений к трудовым договорам с педагогическими работниками в целях перехода на эффективный контракт.

Сущность и необходимость оценки эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения

Любая деятельность призвана обеспечить достижение определенного результата. Не является исключением и деятельность профессиональных образовательных учреждений. Более того, результат от деятельности профессиональных образовательных учреждений имеет высочайшую значимость, обусловленную социальной ролью образования для формирования будущего общества, рабочей силы, развитых личностей.

Статья: Оценка эффективности деятельности профессионального образовательного учреждения

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Эффективность функционирования профессиональных образовательных учреждений проявляется в разнообразных составляющих деятельности этих учреждений.

Оценка эффективности профессиональных образовательных учреждений включает в себя такие составляющие как:

  • во-первых, величина затрат, качество и количество труда;
  • во-вторых, результат воспитательной работы, целеполагание, приучение к общественно значимой деятельности, привитие моральных норм и правил, иные социальные эффекты.

При проведении оценки эффективности профессиональных образовательных учреждений невозможно вычленение какого-либо одного фактора результативности деятельности. Максимальный эффект обеспечивает комплексная оценка деятельности профессиональных образовательных учреждений.

При этом те или иные показатели могут характеризовать эффективность деятельности профессиональных образовательных учреждений с разных точек зрения. В частности, оценку экономической эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений могут обеспечивать стоимостные показатели. В то время как социальная эффективность деятельности профессиональных образовательных учреждений выступает обобщенной характеристикой этих учреждений, которая определяет их движение в ценностно-целевом пространстве, у эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений есть и локальные уровни оценки, выражающиеся в качестве образования отдельного индивида, надежности деятельности и так далее.

Оценка эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений сталкивается с рядом проблем, которые обусловлены недостаточной методической обеспеченностью обобщающих оценочных показателей, характеризующихся отсутствием конкретики и размытостью. В конечном итоге эта проблема является неразрешимой, поскольку такая оценка обладает достаточным уровнем условности.

Значимого результата при оценке эффективности деятельности профессиональных образовательных учреждений удается достигать за счет объединения всех ее составляющих, согласованности различных факторов и взаимоучете специфики показателей.

Организационные вопросы

18 июня 2013 г. Минобрнауки России разработало Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (далее — Методические рекомендации).

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Планом мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р (далее — Программа N 2190-р), а также на основании Приказа Минтруда России от 13.05.2013 N 202 «О проведении пилотного внедрения мероприятий по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений».

Напомним, что целями Программы N 2190-р в том числе являются:

  • совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
  • отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников.

Методические рекомендации разработаны с учетом предложений, представленных пилотными регионами (Письмо Минтруда России от 13.06.2013 N 14-1/10/2-3236) в рамках подготовки примерных направлений для разработки показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих реализацию программ дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального образования (далее — Примерные направления).

Минобрнауки отмечает, что при разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основании Методических рекомендаций показателей эффективности деятельности необходимо обеспечить коллегиальность и привлечь организации, осуществляющие государственно-общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников, в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности, должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Согласно Письму Минобрнауки России от 20.06.2013 N АП-1073/02, направленному органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, указанным органам власти предписывалось разработать на основе Методических рекомендаций собственные критерии эффективности, обсудить разработанные проекты с трудовыми коллективами, профсоюзами и утвердить критерии эффективности локальными нормативными актами. Все вышеуказанные мероприятия предлагалось провести в срок до 26 июня 2013 г., то есть за 6 дней.

Письмо от 20.06.2013 N АП-1073/02, а также Методические рекомендации были опубликованы на официальном сайте ведомства — минобрнауки.рф/документы/3541/ только 29 июля 2013 г.

Минобрнауки России также напоминает, что механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для руководителя и педагогических работников на основании утвержденного перечня показателей эффективности определяются локальными актами учредителя и образовательного учреждения соответственно.

При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда оплаты труда с учетом утвержденных показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников также должна осуществляться с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: