Первое: собираем информацию с разных источников
Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить
Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
Обсудите это проблему с воспитателем
В данной ситуации она — ваш главный помощник в устранении проблемы. Поинтересуйтесь тем, как складываются отношения в группе, во что дети играют больше всего, что они учат, что читают. Узнайте как можно больше, все это пригодится вам для дальнейших действий
Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей. Спросите у воспитательницы совета.
Поговорите с другими мамами, поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.
Развитие общения в среднем и старшем дошкольном возрасте
К четырем годам у дошкольника формируется ситуативно-деловая форма общения. Этот период характеризуется развитием ролевой игры. Сверстники теперь начинают занимать в общении больше места, чем взрослые люди. Дошкольник предпочтет играть не в одиночку, а вместе с кем-то.
Ребенок, выполняя взятую на себя роль, может вступать в деловые отношения (например, меняя голос, интонацию и манеру поведения). Такие действия способствуют переходу к личностным отношениям, а главным содержанием общения при этом может оставаться деловое сотрудничество. Вместе с потребностью сотрудничать рассматривается потребность в признании сверстника.
В этом возрасте дети много разговаривают друг с другом, при этом их речь продолжает оставаться ситуативной. Они, как правило, взаимодействуют по поводу предметов и действий, которые представлены в наличной ситуации.
В завершение дошкольного детства у многих детей происходит формирование внеситуативно-деловой формы общения. Уже к 6-7 годам дошкольники начинают рассказывать друг другу о том, где они были и что видели, давая оценки поступкам других и обращаясь с личными вопросами к ровесникам (например, выясняя, что они хотят делать, что им нравится или, где они были).
Некоторые дошкольники в старшем возрасте могут подолгу разговаривать без использования практических действий. Тем не менее, самую большую роль для детей продолжают играть совместные дела в виде общих игр или продуктивной деятельности.
В этот период развитие получает особенное отношение к другому ребенку. Оно имеет больше личностный характер. Сверстник здесь становится самоценной целостной личностью, поэтому между детьми начинают налаживаться более глубокие межличностные отношения.
В общении со сверстниками дошкольник выражает себя, управляет другими, вступает в разнообразные отношения. Для этого ему необходимо общаться с взрослыми для того, чтобы узнать, как правильно говорить и делать, слушать и понимать других людей, усваивать новые знания.
Учимся быть открытыми и заботливыми
Для дошкольников самый простой способ завести друга — это подойти и спросить: «Хочешь быть моим другом?» В детстве задавать такие вопросы легко и естественно. Предложите ребенку использовать такой метод. Первый шаг для создания дружбы — дать понять, что человек нам нравится, мы открыты и готовы с ним общаться. Если ваш ребенок застенчив, то скорее всего ему сложно начинать общение с этой фразы. Чтобы помочь ребенку стать смелее, сыграйте с ним в ролевую игру. Представьте ситуацию, в которой ребенок хочет познакомиться с новым другом. Новый друг — это вы. Подумайте, с каких слов начнется ваш диалог
Расскажите ребенку, что важно также проявлять вежливость и внимание к собеседнику
Иногда нам кажется, что дети легко находят друзей. А если возникают проблемы, то с возрастом они исчезнут. Но на самом деле это не совсем так
В детстве важно учиться общаться и дружить, а также обсуждать и решать проблемы, которые возникают
Так ребенок вырастет гармоничной личностью, которая будет выстраивать доверительные и крепкие отношения с людьми.
Кружки и секции — еще один способ подружиться
Общие интересы сближают гораздо лучше, чем учеба в одном классе. Лучше всего помогают приобрести друзей командные виды спорта, творчество. Индивидуальные занятия и виды спорта, где детей нацеливают на конкуренцию, и победитель возможен только один, не помогают детям подружиться. А скромного неуверенного в себе ребенка и вовсе могут травмировать.
Отличное место — кружки изобретателей. Там дети придумывают и обсуждают новые проекты, и темы для разговоров возникают сами по себе. Причем, в центре может оказаться даже самый тихий, но креативный ребенок.
Читай также: Детская дружба: какие друзья нужны вашему ребенку и нужны ли вообще
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка
Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.
Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:
«Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
«Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
«Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
«Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
«Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются
Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
«Проблемный ребёнок»
Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
«Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.
Детские площадки — новые друзья для малышей
Детские площадки — такой же «естественный» источник новых друзей, как школа или секция. Правда, это вариант максимум до 7-8 лет.
Если ребенок коммуникабельный, достаточно просто регулярно приходить играть в одно и то же место. Дети быстро привыкают к новым лицам и зовут в игру.
Если ребенок закрыт и неохотно идет на контакты, придется подключиться вам. Знакомьтесь с мамами на площадке, общайтесь. Договаривайтесь вместе приходить на площадку или уходить домой.
Ребенок, которому сложно сразу влиться в коллектив, гораздо легче решится на общение, если в компании будет только один ровесник. По пути домой или на площадку им будет о чем поговорить, и в следующий раз ваш ребенок с большей охотой вступит в игру.
Читай также: Давай дружить: 4 подсказки родителям, как помочь ребенку завести друзей
Читай также: Как помочь ребенку выбрать друзей (видео)
Читай также: Подростковый возраст: Что делать, если вам не нравятся друзья вашего ребенка
Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы
Бывает так, что дети в возрасте 4-6 лет еще не обладают необходимыми навыками для общения со сверстниками.
Выделяют три основных навыка:
- разговорный;
- межличностного общения;
- эмоционального контроля.
Итак, разговорный навык очень важен при общении. Проверьте, может ли ваш ребенок задавать вопросы, поддерживать беседу, рассказывать, что ему нравится, а что не нравится. Если малыш плохо разговаривает, дети могут его просто не понимать. Для устранения этой проблемки необходимо разучивать чистоговорки. Возможно, попробовать записаться на консультацию к логопеду. Сюда относится и умение вежливо разговаривать.
Практика межличностного общения происходит везде: в магазине, на остановке, на площадке. По возможности, берите детку с собой везде, где только можно. Чем больше будет контактов с незнакомыми людьми, тем увереннее малыш будет себя чувствовать. Конечно, эти контакты нужно контролировать, чтобы от них остались только положительные впечатления.
Все люди время от времени испытывают отрицательные эмоции. И дети — не исключение
Важно научить ребенка эмоциональному контролю, объяснить, что другим детям не понравится, если на них будут кричать или их будут бить. В этом возрасте дети уже умеют контролировать свои эмоции, если им подсказать
Ну, и, конечно, самим родителям следует держать свои эмоции под контролем. Так как дети всегда были отражением своих пап и мам.
Что делать если:
Они поссорились
«Они мне сказали, что больше со мной не водятся!» Не считайте
это пустяками! Ребенку сейчас очень нужны Ваше искреннее участие и поддержка.
Неприятие группы очень болезненно для ребенка, он еще не умеет отстаивать
себя в подобных ситуациях, и наверняка чувствует себя растерянным и подавленным.
Прежде, чем пытаться разобраться в случившемся, утешьте малыша и заверьте
его в своей любви. Не стоит говорить ребенку, что он сам виноват в ссоре,
иначе он почувствует себя «исключенным» и дома.
Ее подружка переехала
Для ребенка это действительно драматическая ситуация. Не обесценивайте
чувства ребенка, отделываясь штампами вроде «дети повсюду находят себе
друзей» или «одного потерял, десять новых нашел». Предложите
малышке переписываться с подругой или время от времени созваниваться. Скажите
ребенку о том, что все люди испытывают грусть в подобной ситуации, что Вам
тоже очень жаль, что ей пришлось пережить расставание. Уверьте малышку в
том, что когда ее печаль немного уменьшиться, она сможет найти новых друзей,
а Вы ей в этом поможете.
Они неразлучны
Постарайтесь понять, что именно Вас волнует: похожи ли эти отношения на
зависимость одного от другого, или в Вас заговорил родитель-собственник.
Расспросите воспитательницу или учительницу существует ли сильное взаимное
влияние и похожи ли отношения на эмоциональную зависимость. Если Вы всерьез
обеспокоены, постарайтесь ограничить общение детей.
Ему уже три, а у него все еще нет друзей
Некоторые дети, также как и взрослые, более общительны, чем другие. Часто
дети не слишком общительных, живущих более замкнуто родителей, воспринимают
семейную модель поведения. А такие качества как застенчивость, замкнутость
передаются по наследству. Помимо этого, способность находить себе друзей
связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе. Можно попытаться
выяснить причину повышенной тревожности в семье, это может быть связано с
нестабильностью в жизни взрослых, частыми переездами или переменами няни.
Чтобы побудить ребенка к общению чаще приглашайте друзей на семейные торжества,
в теплой домашней атмосфере ему будет легче проявить открытость и дружелюбие.
Горе разлуки
Переезжаете? Меняете квартиру? Ребенок теряет своих друзей и для него это,
конечно, катастрофа. Иногда ребенок бывает совершенно безутешен, и это может
длиться многие месяцы. Иногда сердечные привязанности наших детей сохраняются
вопреки переездам или каким-то другим превратностям судьбы. Те, у кого есть
друг, вместе с которым прошли детские годы, знают, что эта связь подчас более
тесная, чем бывает у братьев или сестер.
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Чем помочь ребёнку, у которого нет друзей?
Точно не стоит пытаться найти ребёнку друга
Но важно избавить его от страхов и помочь наладить общение со сверстниками. В этом помогут четыре приёма.
Тактично выяснить причины
Для начала рекомендуем выяснить отношение ребёнка к тому, что у него нет или мало друзей. Может быть, ребёнку не нравится коллектив, в котором он находится. Тогда есть смысл перевести его в другой детский сад, школу, кружок. А может, коллектив нравится, но сверстники его отвергают. Тогда можно помочь наладить отношения. Не помешает привлечь психолога или посетить курсы развития эмоционального интеллекта.
Если ребёнку сложно отвечать на прямые вопросы, стоит проявить хитрость. Например, после школы спрашивать не про оценки, а тактично про отношения: «чем занимались на переменах?», «что интересного было после школы?»
Грамотно поддержать ребёнка
Какими бы ни были причины, важно обсудить эмоции и поддержать ребёнка. Например, если школьник вдруг перестал общаться с лучшим другом, спрашиваем и о чувствах ребёнка, и о причинах происходящего, и о реакции друга. . Рекомендуем выражать поддержку без оценки и критики окружающих, иначе это может стать деструктивным примером
Если ребёнок повторит такую модель общения, это способно помешать ему строить здоровые отношения.
Рекомендуем выражать поддержку без оценки и критики окружающих, иначе это может стать деструктивным примером. Если ребёнок повторит такую модель общения, это способно помешать ему строить здоровые отношения.
Безусловно, бывают исключения, и критика окружающих вызывает симпатию. Но так случается нечасто
Нещадящие чувств окружающих Шелдон Купер и Доктор Хаус привлекают внимание зрителей, но всё-таки это герои ситкомов, и даже на экране у них мало друзей. На работе их тоже держат исключительного из-за профессионализма
В реальной жизни агрессивным критикам приходится часто менять компании. Выходит, надёжнее всё-таки научить ребёнка бережнее относиться к эмоциям других людей.
Как гармонично поддерживать ребёнка
Нет! Не говорим так, |
Нет! Это оценочное суждение, деструктивный пример общения |
Да! Так выразим поддержку |
«Неудивительно, что ты поругался с Сашей. С твоим характером вообще сложно найти друзей — вечно ты всем недоволен». |
«Не обращай внимания на Сашу. Он плохо воспитан и не ровня тебе. Ты у меня самый лучший — найдёшь ещё себе друзей». |
«Я вижу, что тебе грустно из-за разлада с другом. Это действительно очень неприятное чувство, я тебя понимаю». |
Вдохновить собственным опытом
Можно поделиться собственным успешным опытом про друзей
При этом важно поддерживать дружеский формат общения без назидания в духе: «А вот я в твои годы…» А ещё лучше не просто вспомнить, но и показать мотивирующий пример в реальном времени: пригласить друзей в гости, выбираться с ними куда-то, отмечать вместе праздники и делиться фото и впечатлениями после встреч.
Ненавязчиво стимулировать общение
Важно мягко мотивировать ребёнка общаться со сверстниками. К примеру, не стоит подводить его к группе детей со словами: «Привет, это Коля
Поиграйте с ним в мяч». Скорее всего, ребёнку будет неловко, а дети станут дразнить его «маменькиным сынком».
Хорошая идея — создавать ситуации, когда общение завяжется само по себе. Например, пригласить в гости друга с ребёнком или записать на кружок, в детский клуб, где, скорее всего, будут дети, которые разделяют интересы вашего ребёнка. Возможно, стоит походить на групповые занятия с психологом.
И самое важное — обсуждать с ребёнком все эти встречи: отмечать положительные сдвиги, спрашивать о впечатлениях от общения с другими детьми.
Определение и особенности коммуникабельного ребенка
Коммуникабельный ребенок — это ребенок, который умеет общаться с другими людьми, легко находит общий язык и проявляет инициативу в установлении контакта.
Основными особенностями коммуникабельного ребенка являются:
- умение слушать и быть внимательным к собеседнику;
- способность выражать свои мысли и чувства ясно и понятно;
- интерес к общению и желание участвовать в разговоре;
- адекватная реакция на общение со взрослыми и сверстниками;
- готовность к компромиссам и умение уважать другие точки зрения.
Коммуникабельные дети легко вступают в контакт с окружающими и чувствуют себя комфортно в любом обществе. Они активно участвуют в жизни группы, проявляют лидерские качества и помогают другим детям адаптироваться.
Преимущества коммуникабельных детей | Недостатки некоммуникабельных детей |
---|---|
|
|
Поэтому, родители и педагоги должны работать над развитием коммуникабельности в детях, чтобы помочь им в будущем успешно устанавливать отношения с окружающими людьми и достигать личных целей в жизни.
Технология отношений
К сожалению, городская жизнь сегодня не может предоставить детям возможность осваивать азы приятельских отношений. Интересы дворовых компаний сводятся только к неким шатаниям в поисках приключений. Нет мест и условий, которые бы являлись центрами притяжения детей разных возрастов.
Однако есть родители, которые принимают слишком активное участие в детской дружбе. Если им кажется, что что-то в дружбе не вяжется с их представлениями, то они пытаются навязать ребенку свое мнение. Это неправильно.
Кстати о деталях
Обратите внимание на то, что детская дружба может быть представлена отдельными навыками, которым можно обучать целенаправленно
Вот примерный перечень навыков, которые можно развивать:
- умение знакомиться,
- понимание как начать и закончить разговор,
- как попросить о помощи и предложить ее,
- как делиться и проявлять заботу о другом,
- как поблагодарить и принять благодарность,
- как оставаться одному, чтобы не чувствовать зависимость от дружбы.
Наблюдая за детской дружбой, родители не должны забывать о возможных неприятностях и конфликтах, которые могут возникать. Психологи подчеркивают, что такие явления, как разочарование друзьями, ревность, разрыв отношений не стоит драматизировать. Более того, эти явления в малых дозах полезны для укрепления духа и лучше было бы пройти этап становления в доподростковом возрасте, когда отношения между детьми еще находятся в более или менее спокойном состоянии.
Возможное нарушение коммуникативных навыков
Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:
- Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
- Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
- Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.
Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:
- Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
- Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
- Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
- Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.
Можно ли врать друзьям?
Наверное, кто-то удивится, но врать друзьям иногда можно. Правила правильного общения гласят, что нужно всегда оставаться честным и искренним человеком, но ведь понятие «ложь во благо» никто не отменял. Так в каких же ситуациях позволительно лукавство? Ложь оправдана тогда, когда правда может привести к неприятным последствиям или даже трагедии. Например, непривлекательная девушка спрашивает: «Я некрасивая?» Возможен ли утвердительный ответ на такой вопрос? Правдолюбы, конечно, скажут, что всегда необходимо говорить только правду. Но хочет ли человек, задающий такой вопрос, правды? Также ложь оправдана, если речь идет о спасении жизни, достоинства и чести.
Учимся говорить вежливо
Семья — это главный пример для ребенка. Он наблюдает, как ведут себя родители, как они разговаривают с ним и между собой. На примере родителей ребенок постепенно учится и запоминает, как разговаривать с окружающими. Исследователь Рут Фельдман из университета имени Бар-Илана в Израиле говорит о том, что качество разговоров влияет на общительность ребенка и его умение выстраивать дружбу. Ученый заметила, что диалог должен происходить в форме «брать-отдавать»
При этом важно регулярно говорить с ребенком, как выстраивать дружбу. На тему выстраивания дружбы исследователь Фред Д
Франкель написала книгу с названием «Child Friendship Training». Автор книги предлагает программу, по которой дети научатся свободно общаться со сверстниками. Одна из частей программы посвящена развитию способности общаться. Она предлагает несколько этапов, на которых может строиться общение.
Если вы только что познакомились с человеком, попробуйте выстаивать общение на уровне «нравится, не нравится». Расскажите новому другу о своих интересах и поинтересуйтесь его увлечениями.
Общение подразумевает одинаковое количество информации с двух сторон. Диалог между людьми похож на гармоничный танец, когда оба собеседника свободно высказывают свое мнение и получают позитивную реакцию в ответ.
Задавайте вопросы, но в то же время не забывайте рассказывать о себе. Дружеский разговор не должен напоминать интервью. Это беседа двух участников, которые рассказывают о себе, делятся впечатлениями и озарениями.
Мероприятия на тему Дружбы в ДОУ
Для закрепления полученных знаний и укрепления отношений среди воспитанников в ДОУ проводят различные мероприятия. В них принимают участие дети старшего дошкольного возраста. Это может быть День дружбы или отдельные мероприятия: развлечение, досуг, тематические занятия, беседы, праздник дружбы.
Например, развлечение «Страна друзей». С его помощью дошкольники лучше осознают, что значит дружить, в чем проявляется дружба в детском саду, и развивают умение взаимодействовать в играх.
В ДОУ активно используются мероприятия на сплочение детского коллектива. Это игры, коллективная работа по аппликации или рисованию, трудовая деятельность, эстафеты, квест. Например, выполнение коллективной работы по аппликации «Зимний лес». Дети совместно выполняют работу на заданную тему. Им необходимо придерживаться правил дружбы (см. выше), чтобы итоговая работа получилась красивой.
Командные эстафеты и интеллектуальные разминки помогают понять, что победа команды зависит от каждого. Поэтому надо быть дружными. Так формируется дружба в дошкольном возрасте.
День дружбы в детском саду
День дружбы в ДОУ могут проводить, как в теплый, так и в холодный период. Он представляет собой ряд мероприятий, которые проводятся со всеми детьми детского сада в течение дня. Материал должен соответствовать возрасту детей.
В младшем возрасте – это совместные игры, в том числе и подвижные, чтение потешек, стихотворений, простые беседы. Например, чтение стихотворения А.Барто «Мишка» из сборника «Игрушки». Можно показать иллюстрацию к тексту или обыграть с игрушкой. Затем уместна беседа: «Что случилось с мишкой? Мишку обидели. Мы его не бросим. Он хороший? Мы любим мишку? Давайте пожалеем его».
В среднем возрасте педагог в день дружбы планирует чтение сказок, просмотр мультфильмов про дружбу, выставку фотографий «Я и мой друг», театрализацию. Например, сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» воспитатель может показать с помощью игрушек. Это вызовет дополнительный интерес у дошкольников. Беседа после показа обязательна, чтобы закрепить у детей понимание дружеских отношений.
В старшем дошкольном возрасте при проведении дня дружбы приобщают детей к выполнению коллективных работ, драматизаций, чтению, заучиванию стихотворений о дружбе. Актуальны игры, выставка рисунков «Мой друг» и тематический детский досуг. Как пример приведем игру поиска друга по приметам.
Разнообразие используемых взрослыми приемов способствует формированию дружеских отношений в коллективе дошкольников. Очевидно, что подобные методы только создают условия. А реальная дружба может возникнуть только в старшем дошкольном возрасте, когда оформится субъектное отношение к сверстнику, и дошкольник сможет увидеть в приятеле по играм равнозначную себе личность со своими интересами, желаниями и предпочтениями.
Что делать, если друзья поссорились?
Когда ребёнок жалуется, что друзья сказали ему, что больше с ним не дружат, то это не пустяки! В этот момент малыш ищет искренней поддержки родителей. Для него неприятие группы является слишком болезненным, поскольку в подобных ситуациях он ещё не научился отстаивать себя, поэтому чувствует себя подавленным и растерянным.
Ещё до того, как разобраться в ситуации, малыша нужно сразу же утешить, сказать, что он по-прежнему любим. Ни в коем случае нельзя винить его в ссоре, чтобы он не почувствовал, что его исключили и из домашнего круга.Ссорятся порой даже закадычные друзья. Ребёнку следует объяснить, что обида проходит, а дружба остаётся. Часто дети слишком отличаются темпераментом, а их игры заканчиваются драками и слезами, в этом случае родителям не следует поощрять эти отношения.
Проблема взаимоотношений с одноклассниками
Годы учебы вспоминаются с теплотой и нежностью. Каждый человек рано или поздно думает о далеком времени, когда он был беззаботным школьником. Но ностальгия придет спустя десятилетия, а пока могут быть проблемы в отношениях со сверстниками. Избежать их помогут правила общения с одноклассниками. Здесь уместно крылатое выражение: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это значит, что нельзя давать обидные прозвища, смеяться над физическими недостатками, проявлять неуважение и грубость. Эти банальные истины нужно усвоить, они помогут выстроить гармоничные отношения с обществом.
Как смягчить горе разлуки ребенка с друзьями?
Если семья переезжает на новое место, то потеря друзей для ребёнка становится сродни катастрофе. Иногда отчаяние от расставания с друзьями у ребёнка может продолжаться месяцами. Если внушать ему стандартные доводы, что дети везде смогут найти себе друзей, то это только обесценит чувства малыша. Лучше предложить ему переписываться с другом, периодически созваниваться — давай дружить на расстоянии. Бывает, что переезды или иные повороты судьбы не могут изменить сердечных привязанностей детей. Но бывают и временные дружеские отношения, возникающие, например, на отдыхе или в летнем лагере. Расставание желательно смягчить, научив ребёнка свои отношения поддерживать на расстоянии и ценить то время, когда он был вместе с друзьями. Обычно подобные связи со временем ослабевают, но уже не так травматично, как внезапный разрыв.
Как научить ребёнка дружить
Некоторые родители не знают, как научить ребенка дружить. Есть несколько советов.
Проще всего показывать собственным примером. Если у вас большой круг общения и к вам часто приходят в гости друзья, то и ребенок вырастит общительным. Несмотря на это, следует объяснять, в чем заключается дружба. Можно на личном примере поделиться, как вы помогли своей подруге в сложной ситуации: посетили ее в больнице, потому как испытываете привязанность к человеку, цените его хорошие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.
Дети дружат по интересам, запишите ребенка в спортивную секцию, кружок самодеятельности, музыкальную школу, где он с удовольствием будет проводить время и встретит таких же заинтересованных ребят.
Наверняка у ребенка начальной школы уже есть одноклассники, с которыми он общается больше, спросите, какие качества привлекают его в друге, все ли его устраивает в общении? Можно организовать беседу в виде игры: скажите, что вы репортер и проводите опрос: «Что такое дружба?» Помогайте ребенку с ответами: Дружба – это:
- когда можно вместе помолчать;
- когда друг всегда поможет в трудную минуту;
- когда тебя принимают вместе с недостатками;
- когда скажут правду, даже если тебе она не понравится;
- когда друг прощает тебя, несмотря на обстоятельства.
Расскажите ребенку, что дружба – это ценное качество, которое возникает между людьми и его нужно ценить. В честь дружбы художники создают памятники, а социологи ищут самых дружелюбных людей.