10 признаков, что вы гиперзаботливый родитель, или чем опасна гиперопека

Строгое воспитание детей. к чему ведет излишняя строгость.

«Подстилаете матрас» и решаете проблемы ребенка за него

Несколько лет назад в интернете обсуждали серию новостей про состоятельного отца, который купил сыну машину. В первый раз сына поймали пьяным за рулем. Отец разрулил, права не отобрали. Во второй раз сын попал в аварию и разбил машину. Благодаря связям отца суд признал, что авария случилась не по вине сына. Мужчина купил сыну новую машину — дороже предыдущей. По его мнению, дорогую машину сын должен был беречь и водить аккуратнее. На этой машине сын сбил человека. Отец в очередной раз спас сына, права и машина на месте. Закончилось это тем, что сын попал в аварию и разбился насмерть.

Часто гиперопека над ребенком заключается в том, что человек не чувствует вкус реальных последствий того, что он делает. Родитель оберегает ребенка от проблем сейчас, но мешает ему учиться ответственности и причинно-следственным связям: сделал «А», получи «Б». Однако со смертью уже не поспоришь, ее не уговоришь и не подкупишь.

Контроль малышей

В период младенчества родители заботятся и удовлетворяют все необходимые потребности малыша. Однако по мере развития чада (улучшения моторики, способности управлять своим поведением и эмоциями) взрослые начинают ограничивать детей, направляя их активность в необходимое русло.

Родительский контроль основывается на 2 основных чувствах – страхе и вине. С одной стороны, ребенок боится нарушить запрет родителей и быть наказанным, а с другой – он не хочет их разочаровать.Контроль родителей имеет составляющие:

  • Границы поведения.
  • Уровень ответственности у малыша.
  • Принуждение к необходимости следования правил.
  • Навязывание своей (правильной) точки зрения по отношению к данной ситуации.
  • Некоторое проявления власти.

Основа таких ограничений – забота о безопасности малыша (например, нельзя играть на проезжей части, пытаться разжечь огонь, совать руки в розетку и пр.). Такие запреты необходимы и являются стандартными для большинства, но при этом они неизбежно вступают в конфликт с желаниями крохи.

Принципы проявления авторитета взрослых:

  1. Демократический стиль позволяет включать интересы и пожелания малыша в моменты его воспитания и развития. Родители, руководствуясь демократическими принципами часто беседуют с детьми и детально разъясняют свою точку зрения на ту или иную ситуацию, формируя при этом правильную модель поведения.
  2. Авторитарный. В данном случае родители полностью определяют интересы ребенка, они много требуют от него при этом не разъясняя ему почему и зачем это нужно делать.

Согласно данным принципам, родительский контроль в интернете может быть либо жестким и строгим (ребенку запрещено нарушать любые требования взрослых), либо подвижным и легким (малыш при необходимости может нарушить рекомендации родителей).
Существование психологического контакта родителей и ребенка также играет весомую роль. Ведь ребенок легче воспринимает запрет у тех, кто знает о его проблемах, беспокоится и интересуется его жизнью, а также разделяет его интересы. Наличие доверия к родителям, существование положительных эмоций, превращает запрет в рекомендацию, которая будет обязательно воплощена в реальность.


Фото: АиФ-Рязань

Основываясь на навыках контроля взрослых дети либо принимают запрет, либо пытаются всеми средствами его обойти. Чтобы этого не произошло родители используют современные системы родительского контроля NeoSpy, которые позволяют не только отслеживать всю деятельность ребенка, но и эффективно помогает контролировать чтобы малыш не изучал несоответствующую его возрасту информацию, чрезмерно не играл в видеоигры, беспрерывно не смотрел фильмы и мультики. Также NeoSpy отслеживает разговоры ребенка, его переписку и в случае обнаружения запрещенных слов (внесенных заранее в базу стоп-слов) – информирует родителей.

Мой опыт взаимодействия с детьми, находящимися под гиперопекой родителей

Как учитель начальных классов я довольно часто встречаю таких учеников в своей практике. Выявить их несложно, потому что сразу бросаются в глаза последствия гиперопеки, в основном, негативные.

Например, дети, которые дома находятся под жестким контролем, в школе ведут себя по-другому

Сначала они с осторожностью отвечают на вопросы учителя, редко поднимают руку и проявляют инициативу. Но как только испытывают ситуацию успеха и чувствуют поддержку учителя, то теряют самоконтроль: забываются, что сидят на уроке, веселятся, балуются, не реагируют на замечания, не видят границ в общении с одноклассниками — ведут себя как хотят, пока опять не попали под тотальный контроль

Такое поведение не позволяет этим детям полностью усвоить школьный материал, а неумение критически мыслить и принимать решения ограничивает их в выполнении некоторых заданий.

Дети, капризы которых родители выполняют по первому требованию, тоже не отличаются успеваемостью. Они часто отказываются от выполнения задания при каждой неудаче, обижаются на любую критику, не хотят принимать помощь учителя и одноклассников. Это сильно тормозит их интеллектуальное развитие и усвоение новых знаний.

Кроме того, им сложно наладить общение со сверстниками и завести друзей: из-за инфантильности и обидчивости таких детей не принимают в игру, не слушают их мнение, не хотят помогать на уроках и переменах.

Часто бывает, что родители из-за работы не могут уделять должного внимания своим детям. Тогда появляется гиперопека бабушки, которая всевозможными способами балует внука и заботится о нем.

14 признаков того, что у вас контролирующие родители

Как узнать, чрезмерно ли ваши родители контролируют вас или же они просто обеспокоены вашей судьбой?

1. Перфекционизм

Контролирующие родители, как правило, хотят, чтобы все было «как положено». Они создают жесткие рамки для вас и часто ставят ультиматумы, если вы отказываетесь следовать их указаниям.

2. Они всегда знают, что лучше для вас

Ваши родители всегда знают лучше вас самих, что вам необходимо. Они отказываются рассматривать другие точки зрения и не дают вам свободу принимать собственные решения.

3. Необоснованные ожидания

Будучи перфекционистами, ваши контролирующие родители могут ставить перед вами недостижимые цели. Их требования зачастую завышены и неоправданны и вызывают у вас чувство, что вы ни на что не способны.

Чтобы убедиться, что вы сделаете все так, как угодно им, они часто критикуют вас. В результате вы редко проявляете инициативу, поскольку вы слишком привыкли к тому, что ваши родители принимают решения за вас.

4. Контролирующие родители вмешиваются в личную жизнь своих взрослых детей

Неважно сколько вам лет, ваши контролирующие родители считают, что у них есть право вмешиваться в вашу личную жизнь. Например, они могут давать вам советы, о которых вы не просили, или высказывать свое негативное мнение о ваших друзьях или любимом человеке

Они даже могут подслушивать ваши интимные разговоры по телефону.

5. Ваши родители вселяют вам неуверенность в себе

Для того, чтобы заставить вас действовать так, как угодно им, ваши родители-манипуляторы придираются ко всему, что вы делаете, заставляя вас чувствовать себя никчемным и неполноценным. Они также могут вселять вам чувство вины. Например, если вы отказываетесь что-либо сделать для них, то они начинают драматизировать или пугать вас последствиями.

6. Манипулятивные родители монополизируют любовь своего ребенка

Контролирующие родители зачастую стремятся быть единственным объектом вашей любви. В попытке получить эксклюзивное право на вашу любовь, они могут попытаться изолировать вас от ваших друзей или разлучить вас с любимым человеком.

7. Они делают вашу работу за вас

Ваши родители, вероятно, контролируют каждый ваш шаг вплоть до мелочей. Они выполняют простейшую работу вроде мытья посуды за вас, опасаясь, что вы что-то сделаете не так. Они не понимают, что ошибки — это необходимый элемент личностного роста. Такое контролирующее поведение заставляет вас чувствовать, что вы не способны нести ответственность за собственную жизнь.

8. Контролирующие родители принимают решения за своих взрослых детей

Если ваши родители чрезмерно контролируют вас, то они будут принимать решения за вас, даже не посоветовавшись с вами. Они также будут рассказывать другим, насколько вы несамостоятельны и как нуждаетесь в них.

9. Родители-контролеры хотят быть в постоянном контакте со своими детьми

Ваши родители будут надоедать вам телефонными звонками. Они хотят быть в курсе каждой подробности из вашей личной или профессиональной жизни. Более того, они активно вмешиваются, если считают, что вы связались с «неправильными людьми». Ваши родители могут даже пересечь всякую границу и начать выспрашивать подробности ваших интимных отношений.

10. Эти родители решают проблемы своих взрослых детей

Ваши контролирующие родители всегда решают ваши проблемы за вас, опасаясь, что вы не сможете сделать это самостоятельно или пострадаете. Они не знают, что они подрывают вашу способность к проявлению инициативы и принятию решений, будучи слишком вовлеченными в ваши дела.

11. Контролирующие родители обременяют своих взрослых детей пустяковыми обязанностями

Для того, чтобы все ваше время было посвящено им, ваши родители могут перегружать вас пустяковыми, но отнимающими много времени обязанностями. Это может вселить вам чувствово, будто у вас нет права на собственную жизнь.

12. Ваши родители всегда рядом

Настойчивые родители не имеют понятия о личном пространстве. Они всегда стремятся быть около вас и не замечают, когда вы хотите побыть одни и их присутствие тяготит вас.

13. Контролирующие родители могут вести себя пассивно-агрессивно

Такие родители часто пассивно-агрессивны. Они будут воздерживаться от общения или проявления заботы до тех пор, пока вы не сделаете то, что они хотят. Такое «безмолвное осуждение» является формой контроля.

14. Они нетерпеливы

Родители-контролеры не желают тратить время на то, чтобы выслушивать вашу версию событий. Для них ваша точка зрения — пустая трата времени, так как их мнение всегда самое правильное.

Дети строгих родителей. Особенности взаимодействия

Строгость означает твердость, непоколебимость и решительность. В отношении ребенка это тесно переплетается со справедливостью. В процессе воспитания немаловажную роль играет аргументация и объяснения принятого вами решения. Если вы запрещаете что-то или ограничиваете доступ, – объясните, почему так поступаете. Не кричите на ребенка и не давите на него своим авторитетом. Постарайтесь стать на его место и подумать, что он чувствует, как бы поступил. Всегда разговаривайте с ребенком. Пусть ваши отношения будут прозрачными, ясными. Не давайте намеков. Если хотите донести информацию ясно и точно – так и говорите. Любимое женское «Я не обиделась» не применимо не то, что в общении с мужчинами, а в отношениях в принципе. Достаточно заменить на конструкт: «Мне неприятно, что ты… Пожалуйста, исправь это/не делай так больше потому, что…». Этого вполне достаточно для формирования навыков адекватного общения у вашего ребенка. Всегда лучше проговаривать недосказанное, чтобы у ребенка не формировалась тревога по неясной причине.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. 
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/strogij-roditel-kak-byt-trebovatelnym-ostavayas-drugom/.

Основа этического кодекса детского психолога

Профессиональная деятельность детского психолога характеризуется тем, что, если личные интересы ребенка противоречат интересам учебного или воспитательного учреждения, других людей, взрослого или ребенка, специалист должен выполнять свои функции максимально беспристрастно.

Деятельность детских психологов должна выстраиваться на основе принципа профессиональной автономности и независимости. Его решения по вопросам профессионально-психологического характера являются окончательными и не могут отменяться администрацией и вышестоящими управленческими организациями.

Так, в сфере образования, отменять решение педагога-психолога, работающего с детьми, имеет право лишь специальная комиссия. Она состоит из высококвалифицированных психологов и наделена соответствующими властными полномочиями.

Работая с детьми, психолог должен руководствоваться принципами честности и искренности. Для оказания квалифицированной помощи именно детям, психологу необходимо доверие и соответствующие права. Он, в свою очередь, обладает персональной ответственностью за правильное применение прав, которые ему даны.

Так, в сфере образования работа детского психолога максимально регламентирована. В этой области чаще всего создается такой документ, как этический кодекс детского психолога. Деятельность специалиста здесь концентрируется на достижении исключительно гуманных целей, которые предполагают снятие ограничений по пути свободного интеллектуально-личностного развития каждого воспитанника или ученика.

Педагоги-психологи должны выстраивать собственную работу, взяв за основу безусловное уважение достоинства и неприкосновенности личности, активную защиту основополагающих человеческих прав, которые определены во Всеобщей декларации прав человека. Этот специалист в соответствии с этикой выступает в качестве основного защитника детских интересов перед обществом и всеми людьми.

Детскому психологу необходимо быть осторожным и осмотрительным в выборе методов психодиагностики и психокоррекции, включая свои выводы и рекомендации. Он не должен участвовать в каких-то мероприятиях, которые как-то способны ограничивать развитие ребенка, человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность.

Самое тяжелое нарушение профессиональной этики заключается в личном содействии и непосредственном участии в делах, которые потенциально наносят вред детям. Специалист, однажды замеченный в подобном нарушении, в определенных законодателем случаях:

  • Лишается прав работы с детьми,
  • Лишается права использовать диплом или документ, который подтверждает квалификацию профессионального психолога,
  • Подвергается суду.

Минусы завышенных требований в обучении детей

Перегрузка и стресс

Большое давление в процессе обучения может привести к перегрузке и стрессу у детей. Непомерная нагрузка и давление на достижение высоких результатов могут вызвать негативные последствия для их эмоционального и психологического состояния. Стресс может привести к снижению мотивации, ухудшению психического здоровья, проблемам с самооценкой и взаимоотношениями со сверстниками.

Ограничение творчества и самовыражения

Завышенные требования могут ограничить творческое мышление и самовыражение у детей. Когда родители слишком сильно фокусируются на учебных достижениях и результате, это может привести к ограничению их способности проявлять творчество, экспериментировать и развивать свои уникальные способности

Важно помнить, что развитие индивидуальности и уникальных способностей также имеет важное значение для личностного роста и успешного будущего

Ограничение свободного времени и детской игры

Также подобный подход в школьном воспитании приводит к ограничению свободного времени детей и снижению возможности для игр и развлечений. Детские игры являются важным аспектом развития, поскольку они способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию детей. Отсутствие достаточного свободного времени может привести к чрезмерной нагрузке и утомлению, а также снижению креативности и воображения у детей

Поэтому важно найти баланс между обучением и свободным временем, чтобы дети имели возможность полноценно развиваться и получать удовольствие от игры и творчества

Учет этих аспектов поможет родителям и педагогам обеспечить более гармоничное обучение, где дети не перегружены и имеют возможность развивать свою творческую, эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Важные советы для родителей

Как поддерживать здоровые и реалистичные требования в обучении детей:

Разумные ожидания: Установите реалистичные и адекватные цели для своих детей, учитывая их индивидуальные способности и интересы

Убедитесь, что требования соответствуют их возрасту и развитию.
Поддержка и мотивация: Важно поддерживать и мотивировать детей в их обучении, но не заставлять их превышать свои возможности. Поощряйте их усилия, признавайте их достижения и стимулируйте их интерес к учебе.
Баланс между обучением и отдыхом: Убедитесь, что у вашего ребенка есть достаточно времени для отдыха, игры и развлечений

Регулярные перерывы помогут сохранить баланс между учебой и свободным временем, что в свою очередь способствует более эффективному обучению.

Также рассмотрим важность коммуникации и понимания потребностей каждого ребенка:

  • Открытый диалог: Ведите открытый диалог с вашим ребенком, чтобы понять его уровень комфорта и возможности. Узнайте, что ему нравится, чему он уделяет больше внимания и какие у него цели и интересы. Стремитесь понять его индивидуальные потребности и прислушивайтесь к его мнению.
  • Гибкость и адаптация: Будьте гибкими и готовыми адаптировать требования к уровню и способностям вашего ребенка. Учтите, что каждый ребенок разный, и его пути и темпы обучения могут различаться. Поддерживайте его в развитии с учетом его индивидуальности.
  • Поддержка и ресурсы: Обеспечьте ребенка необходимыми ресурсами и поддержкой для его обучения. Это может включать доступ к книгам, онлайн-курсам, дополнительным занятиям или репетиторам. Убедитесь, что ваш ребенок имеет подходящие условия для обучения и поддержку, которая поможет ему достигнуть своего потенциала.

Учет этих советов поможет родителям поддерживать здоровые и реалистичные требования в обучении детей, создавая благоприятную и поддерживающую обучающую среду, где дети могут процветать и развиваться в соответствии со своими потребностями и способностями.

Посмотри на ребёнка

Ну а если сомнения в адекватности ребёнка всё же возникли, родители сами в состоянии провести наипростейший тест. Попросите малыша нарисовать «лесную школу». Сделать выводы из результата очень просто и логично. Но есть одно существенное «но», которое, по всей видимости, не учла молодая психолог, которая в начале нашего рассказа поставила мальчишке аутизм.

«При проведении теста с ребёнком необходимо общаться, – рассказала Ирина Казанцева. – Спрашивать – а кто это? А что он делает? А почему ты нарисовал именно его? А почему учитель в школе именно такой? А где здесь ты? Выводы сделать очень просто. Если на рисунке изображено всё что угодно, кроме учебного процесса, – у ребёнка нет мотивации к учёбе. Если ваш малыш изобразил себя маленьким на фоне больших хищных зверей-одноклассников – значит, он их боится и чувствует себя изгоем. Если же хищником изображён учитель – всё серьёзно, он боится своего учителя».

Это называется проективная методика. Примерно таким же образом проводится тест на отношения в семье. Попросите малыша нарисовать свою семью. Расположение членов семьи на картинке скажет само за себя. Несколько клеточек тетрадного листа могут означать целую пропасть между, казалось бы, любящим родителем и ребёнком.

Немаловажную роль играет цветовая гамма рисунка. Тёмные грустные цвета говорят о тревожности ребёнка. Стоит выяснить, что его беспокоит. Но для начала проверьте: может все разноцветные карандаши в доме сломаны или потерялись и остался один коричневый, им и приходится рисовать бедному маленькому художнику.

Ещё один очень важный тест: изобразить несуществующее животное. Во время рисования задайте малышу вопросы, которые вас волнуют. Как это животное ведёт себя, когда его обижают? Любят ли его мама и папа? Куда он любит ходить с родителями?

Чаще всего этих трёх тестов достаточно для определения общего психоэмоционального состояния ребёнка. Если некоторые моменты вас встревожили – подойдите к школьному психологу. Он сам проведёт несколько тестов, а если ваши опасения подтвердятся – направит вас к нужным специалистам. Возможно, что проблему можно решить всего лишь сменой деятельности во внеурочное время.

Но бывает такое, когда психолог, наблюдая за детьми, выделил вашего ребёнка и отследил тревожные сигналы. Первым и главным сигналом для любого учителя и психолога является ярко выраженное агрессивное поведение.

Если ребёнок постоянно сидит тихонько в углу и читает – это тоже ненормально. До подросткового возраста малыш просто обязан бегать, кричать, много и шумно играть, придумывать игры или быть вовлечённым в игры других детей. Кстати, враньё – это тоже норма. Маленький человек учится жить в социуме, и главное – правильно объяснить ему, что можно делать, а что нет. И ни в коем случае родители не должны сами при ребёнке обманывать или совершать какие-то непорядочные поступки. Если у ребёнка упала успеваемость, и на уроке математики он «устал», а после звонка стремится побегать по стенам и потолку – пора бить тревогу.

Здесь психолог работает в связке с учителем. А если всё серьёзно, к делу приступает психиатр.

Ребёнок – это личность. Выясните, может ему просто не понравился специалист / Скриншот Facebook

Каковы признаки чрезмерной опеки родителей?

Чрезмерно опекающие родители попадают в довольно широкую категорию родителей; некоторые могут быть движимы страхом травмы, в то время как другие могут беспокоиться, что их дети не добьются успеха без их постоянного внимания. Несмотря на разные обстоятельства, есть несколько признаков чрезмерной опеки родителей.

Контроль выбора

Если вы постоянно принимаете большие и маленькие решения за своего ребенка, не позволяя ему самостоятельно продумывать варианты, возможно, вы чрезмерно опекаете своего ребенка.

Если ваш ребенок хочет попробовать что-то новое (например, спорт или хобби), но вы настаиваете на том, чтобы он придерживался того, что он знает или чего вы хотите, вы подавляете его, демонстрируете недоверие и предполагаете, что знаете лучше.

Важно дать детям возможность самостоятельно сделать свой выбор. Конечно, мы можем им дать совет, но в конечном итоге мы хотим, чтобы наши дети были независимыми и имели свое собственное мнение

Укрытие от неудач

Может появиться соблазн вмешаться и «спасти» своего ребенка от плохой оценки или неудачи. Дети устойчивы, но только если мы дадим им возможность восстановиться. Успех – это здорово, но дети не будут по-настоящему счастливы, пока не научатся преодолевать повседневные неудачи.

Чрезмерная реакция на неудачи

Если вы приходите в ярость из-за плохой оценки или встревожены, когда вашему ребенку отказывают в возможности, вам нужно сделать глубокий вдох и отпустить эту ситуацию. Чрезмерная реакция на случайные неудачи не поможет вам или вашему ребенку адаптироваться и расти.

Страх травмы

Если вы предупреждаете ребенка, чтобы он следил за своими пальцами каждый раз, когда закрывает дверцу шкафа, или нервничаете, когда он время от времени спотыкается о собственные ноги, вы, понятное дело, беспокоитесь об его безопасности. Конечно, никто не хочет, чтобы игра заканчивалась слезами, но синяки и царапины – это часть детства. Если ребенку не грозит неминуемая опасность, вам следует время от времени прикусить язык – иначе ребенок никогда не научиться самостоятельности.

Сосредоточение на достижении

Если вы настолько сосредоточены на достижениях своего ребенка, что не находите времени, чтобы насладиться простыми моментами, вы (и, возможно, ваш ребенок) упускаете их.

Вы можете нанять репетиторов и записать своего ребенка на все дополнительные мероприятия, но сосредоточение внимания исключительно на учебе и измеримых достижениях может нанести вред психическому и эмоциональному благополучию вашего ребенка. Мы должны позволить нашим детям быть детьми.

Экстремальные награды и строгие правила

Прибегать к диковинным наградам для мотивации детей и суровым наказаниям для их сдерживания – еще один распространенный признак чрезмерно опекающих родителей. Ваш ребенок должен быть мотивирован собственным внутренним побуждением и воодушевлен новым опытом, а не зависеть от награды и бояться угроз.

Оберегаете ребенка от любых потрясений, постоянно жалеете

В раннем возрасте, в полтора-три года ребенок пытается быть самостоятельным: пробует открыть дверь, вставить ключ в замок, достать интересную вещь. Когда не получается, иногда плачет, впадает в истерику. В данном случае гиперопека родителей проявляется в том, что они делают работу вместо него, чтобы истерика прекратилась: достают игрушку с полки, собирают сложный конструктор. Некоторые родители начинают действовать на опережение, и тогда ребенок растет спокойным, радостным и без истерик. Возникает иллюзия благополучия.

Родители оберегают по-разному:

  • Не рассказывают о печальных или горестных событиях, чтобы не травмировать психику. Так родители месяцами или годами могут скрывать от малыша, что умер любимый дедушка.
  • Ограждают от домашних дел и обязанностей: «Еще успеет посуды намыть». Видимо, боятся, что ребенок устанет от этого дела и в будущем не захочет делать ничего по дому. Или, наоборот, прикипит к этому делу и станет уборщиком.
  • Не допускают, чтобы ребенок падал, ошибался, получал плохие оценки в школе. Это родители, которые всегда на расстоянии вытянутой руки от малыша и успевают подхватить его прежде, чем он упадет; которые доведут домашнее задание ребенка до идеала, чтобы избежать критики и плохой отметки.

Родители не учитывают контекст ситуации

Требования к ребенку – основа воспитания, без которой не произойдет его личностный рост. В каждой семье есть свои правила, которым подчиняются ее члены, но должны быть и исключения из них, в зависимости от внешних обстоятельств. Например, существует договоренность, что каждый день ребенок после школы идет гулять с собакой. Это нормальное требование по отношению к школьнику, у которого немного домашних заданий и масса свободного времени. Но стоит помнить что, как и на «взрослой» работе, в школе бывают авралы, когда за один день нужно подготовить большой объем заданий. Если вы видите, что ребенок выбивается из сил, стоит пойти ему на встречу, а не заставлять «найти время на все» и «делать то, о чем договорились».

Ребенок слишком требовательных родителей, теряет радость от активности

Дети по природе своей любопытны, активны и готовы к изменениям, которые приносит им судьба. Ребенок, который воспитывается слишком требовательными родителями со временем теряет энтузиазм и энергию, типичную для сверстников.

Возможно, он знает, что от него ожидается, но выполняет данные действия без веры, как будто в наказание за то, что медлит с ответом. Не верит, что стоит приниматься за труд, потому что эффект может быть удовлетворительным.

Ребенок слишком требовательных родителей боится конфронтации с трудностями, как огня, боится неудачи и очень сильно переживает ее. Его преследует чувство вины за то, что не удалось выполнить. Также ребёнок редко указывает на неблагоприятные внешние условия, которые могли быть причиной сложности.

Причины и психология

Чрезмерная опека , это результат повышенного уровня тревожности у родителей. Впоследствии тревога передается и детям, которые отзеркаливают психологические проблемы родителей.

Женщины более склонны к гиперпротекции, чем мужчины. Однако встречаются случаи тотального контроля со стороны каждого из родителей (особенно если в семье единственный ребенок, долгожданный ребенок, был прецедент детской смерти или травмы).

Причины гиперпротекции:

  • мнительность (постоянное чувство надвигающейся беды и богатое воображение, воспроизводящее картины падения, болезни ребенка и т.д.),
  • перфекционизм (желание быть идеальной/ым в роли родители и воспитать самого покладистого, умного и честного ребенка посредством полного контроля жизни и действий малыша),
  • самореализация через ребенка (когда родитель не может воплощать свои идеи и реализовать личный потенциал, единственной доступной &#171,сферой творчества&#187, является ребенок и его воспитание),
  • вина (родитель не испытывает истинной любви к своему ребенку и пытается компенсировать или искупить это тотальной опекой и заботой),
  • неумение приспосабливаться (кроха растет, но родители все также воспринимают его как беззащитное и требующее абсолютной родительской заботы существо),
  • проблемы в личной жизни (если у взрослого человека нет друзей и партнера, на которых он может проецировать свою любовь и нежность, единственным объектом для обожания и заботы становится ребенок, который получает &#171,убойную дозу&#187, внимания).

Лучшее лекарство – занятость

Говорят, что работа лучше всего отвлекает от депрессии, да и вообще от любых навязчивых дум. Все согласны, что безделье порождает множество проблем. Поэтому молодая мама троих малышей, детский психолог Тахмина Джанбакиева заполняет досуг своих детей как только возможно.

«Не стоит жалеть своих детей, – сказала Тахмина. – В детстве мама отвела меня на гимнастику, но мне показалось что это тяжело и неинтересно, и я отказалась ходить. Мама пошла мне навстречу. И теперь я жалею о том, что не занималась гимнастикой. И даже не раз говорила маме: почему ты меня не заставила? Вот поэтому совет всем родителям: пробуйте разные виды досуга для детей. Максимально заполняйте всё их свободное время. Они будут жаловаться, скандалить и плакать. Знакомые будут вас убеждать, что вы лишаете детей детства. Но думайте о том, что повзрослевшие дети скажут вам лишь спасибо. Заставляйте их заниматься. Стимулируйте и мотивируйте их».

Сейчас в Казахстане в любом даже маленьком ауле есть варианты досуга для детей любого возраста. Что уж говорить о городах. Зачастую кружки́ и курсы ничего не стоят, и отличные педагоги совершенно бесплатно научат ребёнка музыке, танцам, иностранным языкам и восточным единоборствам. Почему бы не воспользоваться такими прекрасными возможностями для детей?

Кроме того, Тахмина Джанбакиева призывает родителей найти золотую середину в общении ребёнка с гаджетами. По её словам, стоит приглядываться и прислушиваться к ребёнку, и если он начинает вести себя неадекватно – немедленно отбирать планшет на неопределённый срок. И выдавать лишь на час в день, и только если ребёнок хорошо себя вёл. При этом контролировать контент, просматриваемый ребёнком. Лучший способ для этого – спросить, чему его учит мультик, который он смотрит, или игра, в которую он играет. Совсем лишать ребёнка компьютера или телефона нельзя – в современном мире без техники невозможно получить хорошее образование и развитие.

Несмотря ни на что, запомните: счастлив тот ребёнок, которого любят родители. А любящий родитель всегда найдёт, о чём поговорить и чем занять своё чадо. Тогда у малыша не будет никаких неврозов, депрессий, агрессивного поведения. А диагнозы – явление достаточно редкое и вовсе необязательное.

Причины появления излишней опеки

В психологии гиперопека над ребенком — это особый стиль отношений в семье, характеризующийся с одной стороны потакающей манерой, излишне навязчивым вниманием к действиям и словам детей, с другой — ограничением их в собственном выборе, приоритетом родительского мнения, как единственно верного. В большинстве случаев излишней опеке подвергаются единственные, поздние, часто болеющие дети

Взрослые даже не замечают, насколько абсурдны порой бывают их замечания: «Погрей мороженое в микроволновке, у тебя слабое горло»; «Не спорь со мной, я лучше знаю, идти тебе на школьный вечер или нет». Их бесконечные запреты и наставления раздражают подросшего сына или дочь, ведь они хотят самостоятельности, уважения к себе, признания их собственного выбора. Часто из их уст звучит отчаянное: «Я уже не маленький!». Если мать и отец с чрезмерной заботой ответят: «Ты для меня всегда будешь маленьким!», тогда как разумные близкие найдут другие слова, которые подчеркнут, что они уважают и понимают чадо: «Как же быстро ты вырос! Подумай, прежде чем поступить так!».

В чем причины развития такого стиля отношений? Психологи выяснили, что гиперопека бабушки или мамы ( именно они чаще придерживаются такого стиля воспитания), предпочитающих тотальный контроль над ребенком, говорит о том, что они имеют собственные проблемы в эмоционально-личностном поведении:

  • повышенная тревожность – боязнь за здоровье и жизнь чада становятся навязчивыми страхами;
  • недостаток любви и понимания в детстве – своеобразная компенсация ошибок собственных родителей в воспитании;
  • чувство перфекционизма – желание быть идеальным родителем идеального ребенка;
  • способ самореализации – компенсация неудавшихся карьеры или брака;
  • чувство вины из-за тщательно скрываемого неприятия ребенка;
  • ужас перед взрослением наследника, боязнь одинокой старости.

Важно! Выяснив, как проявляется гиперопека, взрослые могут проработать собственные личностные недостатки, чтобы постепенно перейти к более позитивному демократическому типу отношений с наследником

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: