Как тревожность матери влияет на ребенка?

Родительская тревога. откуда она берется и как с ней справляться?

Тревожная мать: почему она становится такой?

Стоит заметить, что мамы с данной проблемой нередко нуждаются в помощи психологов. Самые распространенные причины развития патологической тревоги за ребенка таковы:

  1. Если женщина нашла себя только в роли матери и не имеет других интересов и занятий, то все ее мысли и энергия будут направлены на материнство, заботу и тревогу за своих детей. Эти мамы не представляют себя отдельной личностью, видят смысл жизни только в детях, и переживают об их безопасности настолько, что стремятся убрать любой камешек с их дороги, а хорошо было бы и вообще никуда не выпускать.
  2. Бывает, что повышенная тревожность является последствием воспитания. Дети, над которыми постоянно «тряслись», вырастая, точно так же ведут себя в роли родителей.
  3. Еще вариант возникновения повышенной тревожности – смерть детей, своих или у родственников. Эта трагедия становится причиной невротического расстройства, и женщина начинает проявлять себя как чрезмерно тревожная мать.

Так что же делать?

Есть один быстрый и правильный ответ. Но следовать этому совету крайне трудно. Взять, повернуть все на 180 градусов и начать действовать по-другому. Тем не менее, я озвучу этот ответ.

Надо для себя принять, что мы не можем контролировать все, что происходит с ребенком. Мы не можем нести ответственность за абсолютно все, что с ним происходит. Мы не можем поместить его в безопасный пузырь, чтобы с ним происходило только хорошее. Более того, это даже иногда не лишне, когда ребенок сталкивается с трудностями, некоторыми опасностями, болью и несовершенством мира. Так у ребенка больше шансов вырасти не «тепличным растением», а человеком, который не боится сталкиваться с трудностями и умеет их решать.

Психолог советует, как справиться с тревогой

Ответ есть, но как этого достигнуть? Как в обычных бытовых ситуациях проявлять это принятие?

Важно разрешить себе ошибаться. Родители тоже люди

Мы не боги. И это надо принять.
Важно позволять ребенку тоже ошибаться. Пусть упадет иногда сам, так больше шансов, что в следующий раз он вспомнит об этой «яме» без вашей помощи.
Можно проанализировать, какие принципиальные моменты для вас значимы. И очень четко обозначить их ребенку как запреты, как некоторые правила, которые действуют в вашем доме. И следить за тем, чтобы ребенок эти правила соблюдал.
Если есть у ребенка другой родитель, было бы неплохо разделять с ним ответственность за ребенка пополам, не брать всю ответственность на себя.
И еще важно, чтобы кроме родительской роли в вашей жизни было еще что-то. Это помогает, потому что родительство не становится единственным критерием вашего успеха. Да, это важная часть жизни, но наряду с этим я еще и то, и другое, и третье могу. Это повышает уверенность в себе, устойчивость и толерантность к стрессовым ситуациям.
Важно разобраться с собой. И не перекладывать свои личностные проблемы, нерешенные тревоги и комплексы на ребенка. Этому очень хорошо помогает психотерапия.
Ну и конечно, хорошо помнить, что школа, государство, соц. защита, органы опеки, бабушки на лавочке, даже ваша мама – это не истина в последней инстанции. И прежде всего, нужно  ориентироваться на свои оценки, на свое мнение, а не пытаться соответствовать кем-то созданными критериями.

Автор статьи – к. пс. н., психолог, психотерапевт Строкова С.С.

Причины раздражения

1. «Давай, быстрей»

У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь

Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом

И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.

Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.

2. «Эмоциональные качели»

С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.

И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.

В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.

3. «Что обо мне подумают»

«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.

Причины тревожно-мнительного воспитания

Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.

Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.

Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.

Как влияют стрессы во время беременности на состояние плода?

В результате перенесенного стресса в организме женщины резко активизируется выработка гормонов, которые оказывают негативное влияние на малыша сиюминутно и долгосрочно.

Известно три основных механизма регуляции, поломки в которых влекут за собой неприятные последствия для ребенка.

Нарушения функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (ГГНО)

Эта система отвечает за выработку и взаимосвязь гормонов во всем организме. Стрессы матери во время беременности инициируют сигналы центральной нервной системы, адресованные гипоталамусу, который начинает синтезировать кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ). КРГ по особому каналу поступает в другую не менее важную структурную часть головного мозга — гипофиз, тем самым стимулируя выработку адренокортикотропного гормона (АКТГ). Задача АКТГ — спуститься с током крови к коре надпочечников и запустить выброс кортизола. Он перестраивает обмен веществ, адаптируя его под стресс. Когда кортизол выполнил свою функцию, сигнал возвращается в центральную нервную систему, которая дает отбой гипоталамусу и гипофизу. Задача выполнена, все могут отдыхать.

Но длительный сильный стресс во время беременности нарушает основные принципы связи ГГНО. Рецепторы в головном мозге не воспринимают импульсы от надпочечников, КРГ и АКТГ продолжают вырабатываться и отдавать команды. Кортизол синтезируется в избытке и становится более активным.

Плацента защищает малыша от гормонов матери, но около 10–20% все же достигают его кровотока. Это количество уже пагубно воздействует на эмбрион, так как для него концентрация не так уж и мала. Кортизол матери действует двумя путями:

  • блокирует активность ГГНО плода, что отрицательно сказывается на созревании эндокринной системы ребенка;

  • стимулирует плаценту, синтезирующую кортикотропин-рилизинг фактор. Тем самым активизируется гормональная цепочка, которая в конечном счете приводит к еще большему повышению уровня кортизола у малыша.

Плацентарные факторы

Природа предусмотрела защитные механизмы плода, большую часть которых осуществляет плацентарный барьер. Во время стрессов матери во время беременности плацента начинает активно вырабатывать особый фермент 11β-гидроксистероиддегидрогеназа типа 2 (11β-HSD2). Он преобразует материнский кортизол в кортизон, который менее активен в отношении малыша. Синтез фермента увеличивается прямо пропорционально сроку беременности, поэтому в первом триместре особой защиты у плода нет. К тому же сам по себе материнский стресс, особенно его хроническая форма, снижает защитную активность гидроксистероиддегидрогеназы на 90%.

Помимо этого негативного эффекта психоэмоциональные потрясения будущей мамы снижают маточно-плацентарный кровоток, что приводит к гипоксии малыша.

Избыточное влияние адреналина

Всем известные гормоны стресса — адреналин и норадреналин — не остаются безучастными. Несмотря на то, что плацента инактивирует и допускает к малышу лишь незначительное количество гормонов, влияние стресса на плод во время беременности все равно имеется, и оно заключается в нарушении обмена веществ. Адреналин сужает кровеносные сосуды плаценты, ограничивает поступление глюкозы и стимулирует собственную выработку катехоламинов у ребенка. Научные исследования показали, что нарушение маточно-плацентарной перфузии приводит к усилению потребления питательных веществ. Таким образом, у нерожденного малыша создаются предпосылки для нарушения пищевого поведения в ответ на стресс.

Тревога или невроз?

«Первый год жизни ребенка у всех бывает тревожным. Потом все приходит в норму». Так мне сказала моя мама, но что-то по себе я этого не чувствую. По моим ощущениям, чем старше, тем больше проблем и переживаний. Сыну сейчас три года. Что с того, что он пошел в садик? Я же все время думаю о том, как он там. Может, не успел поесть, а воспитательница не заметила? Может, поскользнулся в туалете, ударился и побоялся сказать? Может… Да мало ли что может случиться! Сегодня вот по телевизору показывали, что в одном садике ребенок в снежную горку провалился. Хорошо, что заметили».

Конечно, наши тревоги сейчас — это не просто проявления заботы о детях. Современные условия жизни сами по себе являются источником беспокойства. Большие города и постоянная миграция населения, растущее количество транспорта, эпидемии неизвестных ранее заболеваний, терроризм, наркомания — это реальность, в которой живет современный человек. Это то, чем он расплачивается за прогресс.

А еще есть телевизор и Интернет. Хотите вы или нет, а все равно узнаете обо всем. И даже если давно решили не смотреть программы вроде «Самое страшное и ужасное» и «Невероятные преступления», то их посмотрит ваша соседка. А потом расскажет вам. В общем, от информации не спрятаться и не скрыться. А тут еще этот коронавирус, про который трубят из каждого утюга. И при этом негативная информация никуда от нас уже не уходит. Так и оседает в подсознании. Причем именно то, что всеми силами стараемся забыть.

Каковы последствия со стороны репродуктивной функции?

Для того чтобы диагностировать стресс у будущей мамы, не нужно прибегать к каким-то изощренным методам исследования. Достаточно глубокой и вовлеченной беседы, в ходе которой врач старается выяснить те самые причины, которые привели женщину в данное состояние:

  • усталость от непривычных изменений в организме вследствие беременности;

  • беспокойство относительно предстоящих родов и ухода за младенцем;

  • боязнь потерять работу и карьерное развитие;

  • семейные проблемы;

  • финансовая нестабильность;

  • отсутствие психоэмоциональной поддержки.

В повседневной жизни и так хватает хлопот, но особое положение беременной добавляет значительное количество поводов для стресса. В зависимости от причины акушер-гинеколог может рекомендовать маме обратиться к более узкому специалисту — психотерапевту. Депрессия и повышенная тревожность не должны быть пущены на самотек, так как гормональные изменения могут значительно усугубить процесс и привести к неприятным последствиям как для матери, так и малыша.

Тело реагирует на стресс не сразу. Но в случае хронического процесса в диагностике может помочь банальный осмотр будущей мамы. Учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, чрезмерная одышка и прочие симптомы без видимой на то патологической причины могут оказаться «криками» организма, сигнализирующими о стрессе. Если физическое состояние женщины вызывает беспокойство, не будет лишним дополнительно оценить состояние плода: прослушать сердцебиение или провести кардиотокографию (КТГ).

Психологи для диагностики стресса используют в своей практике различные опросники, которые помогают оценить уровень психоэмоционального напряжения, определить стрессоустойчивость будущей мамы и выявить повышенную тревожность. Все это необходимо для того, чтобы в дальнейшем подобрать наиболее эффективный метод терапии, который поможет женщине справиться со стрессом.

Как справиться с сепарационной тревогой?

Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления

Важно помочь ребенку справиться с ними

Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.

Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие

Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие

Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь

Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом

Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок

Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее

Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).

Можно ли маме уходить от ребенка?

Даже когда ребенок совсем маленький, мама не может находиться рядом с ним постоянно. Иногда ей приходится оставлять его с папой, бабушкой или няней, и это нормально. Малыш должен постепенно учиться самостоятельности, и расставания с мамой — часть этого. Мама может оставлять ребенка и на долгое время, например, если она работает

Если при этом малыш будет оставаться со знакомым ему человеком, получать необходимый уход, а также внимание и любовь от родителей, это не причинит ему травмы, не повлияет на его развитие, а в будущем даже упростит его социальную адаптацию

Разлука с мамой – это необходимость во время взросления. Фото:

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Малыша не стоит сразу оставлять одного в детском саду. Лучше, если в первое время он будет приходить в группу вместе с мамой или няней. В первые визиты он может быть в саду только во время прогулки, на улице, не заходя внутрь. Постепенно у малыша появится интерес, и тогда можно увеличивать время пребывания. Когда настанет момент оставить его в детском саду одного, позвольте ему взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме.

Лучше заранее начать рассказывать малышу о детском саде, о том, как там интересно, о том, что в саду ребенок сможет найти новых друзей. На прогулках можно проходить мимо детского сада, чтобы это место было ему знакомым. Если ребенок все равно не хочет оставаться в саду и плачет, прощаться с ним нужно так же, как и дома: проявляя и любовь, и твердость

Важно сказать, когда именно вы вернетесь за ним

Позвольте ребенку постепенно привыкнуть к новому окружению в детском саду. Фото:

Когда следует посетить врача?

Проконсультироваться с врачом нужно, если страх разлуки перерастет в тревожное расстройство и появляются следующие симптомы:

  • рвота, одышка, тошнота, головная боль или боль в животе, связанные с предстоящей разлукой с родителями;
  • нарушения сна: бессонница, отказ спать в своей постели, кошмары;
  • чрезмерное беспокойство: страхи, тревога, что с родителями что-то может случиться, напряженность, нарушения поведения.

Сначала лучше обратиться к лечащему педиатру. Он даст рекомендации и, если необходимо, направит ребенка к детскому психологу.

Если у ребенка часто случаются эпизоды беспокойства и истерики, следует обратиться к педиатру. Фото:

Чем опасно тревожно-мнительное воспитание?

Представьте себе, что, узнав неприятную статистику дорожно-транспортных происшествий, родители начинают переживать, что ребенок попадет под машину. Они сами привозят дочь или сына в школу, переводят за руку через дорогу, и тем самым вселяют в ребенка страх перед любым движением. Такое поведение способно напугать, но не научить навыкам безопасного поведения на дороге. Нужно ли говорить, насколько вероятен несчастный случай у человека без подобных навыков?

Что ждет в жизни такого ребенка? Чаще всего одиночество. В детском коллективе он редко бывает принят. Родители ограждают его от любых контактов с миром, в результате чего ребенок часто придумывает свой мир, что может привести к психическим расстройствам. Ситуацию усугубляет и эмоциональное состояние родителей: доходящая до паранойи тревожность передается детям и тоже приводит к психическим отклонениям.

Когда тревога возникает внезапно

Иногда беспокойство возникает без видимого повода. Причины, скорее всего, есть — неосознанные ассоциации, воспоминания, но искать их не стоит. Просто представьте себе других мам. Кто-то тоже дома с детьми, кто-то в отъезде. Но все они тоже переживают за своих детей, у всех у них тоже бывают периоды сильного беспокойства. Сознание такого единства само по себе успокаивает, придает тревоге обоснованность. Но можете еще и дополнительно убедиться, что вы не одиноки. Позвоните любой из своих подруг или родственниц и расскажите о том, что вас беспокоит. Услышите, что они переживали еще и не так. И тоже считали свои переживания материнским предчувствием и начинали искать у ребенка разные проблемы. И что все, в конце концов, было хорошо.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Не запугивайте

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Причины материнской тревожности

Сердце матери, наверное, самый чувствительный орган. Оно болит за своих детей и в нем всегда есть место для страха. Безопасность, здоровье, благополучие ребенка – повод найдется всегда не зависимо от возраста чада: будь ему 3 месяца или 40 лет.

Несмотря на то, что страх и тревога – чувства, которые идут рука об руку, их важно различать и разделять. В чем отличия:

СТРАХ ТРЕВОГА
1. Кратковременная реакция на грозящую реальную опасность 1.Тревога может длится пару часов, а может преследовать всю жизнь
2. Это чувство всегда предметно: я боюсь высоты, темноты, насекомых.

2. Это чувство всегда беспредметно

3. Срабатывают психические механизмы: бей (агрессия), беги (защита) или замри (избегание). 3. Это абстрактное ощущение приближающейся катастрофы, которую не понятно как предотвратить

Совершенно нормально бояться за ребенка, который пытается погладить чужую собаку или слишком высоко залез на дерево. Нормально волноваться за дочь, которая первый раз идет на свидание. Но порой тревога так захватывает маму, что ребенок оказывается заперт в четырех стенах – лишь бы с ним ничего не случилось. В чем причины такой неукротимой тревоги?

  • Собственные детские травмы. Например: тревожная мама будучи ребенком, выступала на школьном концерте и забыла слова песни. И не смогла справиться со своими переживаниями – стыдом, злостью, неудовлетворенностью. Еще и родители с учителями отругали. И теперь, глядя на своего малыша, рассказывающего стих, мама испытывает свои детские чувства, проецирует свой образ на своего ребенка, и очень сильно тревожится.
  • Физиологические причины. Тревожным матерям сложно распознавать сигналы своего тела и осознавать свои потребности. Тревогу часто путают с голодом, жаждой, необходимостью отдохнуть и побыть в тишине. Хронический стресс и усталость – еще одна частая причина тревоги. А переносится она на детей.
  • Неудовлетворенные эмоциональные потребности. Тревога за ребенка может появляться в тот момент, когда мама сама чувствует себя беззащитной. Или покинутой. Или нелюбимой. Потребности в безопасности, любви, уважении и признании считаются значимыми для любого человека, и если они не удовлетворены, включаются механизмы тревоги и контроля за детьми – эмоционально более слабыми субъектами.
  • Недостаток опыта и отсутствие навыка просить о помощи. Часто мамы, воспитывающие первенца, круглосуточно тревожатся за своего малыша. Они не знают, как правильно купать и одевать, сколько гулять, чем кормить. А обращаться за помощью к специалистам или другим опытным мамам – стесняются. Приходится выискивать информацию в интернете, а это очередной повод для тревоги: верная или ложная там информация. Беспокойство возрастает.

Волнение — в норме

Говорят, что лучший способ справиться с беспокойством о детях — завести их побольше. У многодетных мам есть такая шутка. Если упала соска у вашего первого ребенка, надо ее тщательно прокипятить. Если у второго — просто облизать. А третий пусть сам отнимает ее у собаки. Шутки шутками, а педиатры и психологи подтверждают, что между количеством детей и эмоциональным состоянием мамы есть связь. Правда, неизвестно, что на что влияет сильнее. Возможно, изначально более спокойные мамы склонны иметь больше детей. А возможно, каждый последующий ребенок меняет отношение к воспитанию, здоровью. А может, когда детей несколько, то просто нет времени думать обо всем. Поэтому мама думает только о самом главном. О том, что реально. Все остальное отпадает само собой. Если вам такой (многодетный) способ справиться с тревогой не подходит, то придется научиться отделять главное от второстепенного самостоятельно.

Последствия для детей невротической тревожности матери

Постоянное беспокойство за сына или дочь не дает нормально жить ни матери, ни ее детям. Многие не понимают, как на развитие крохи влияет излишне тревожная мама. Последствия же несут много проблем:

Ребенок не научится доверять никому и ничему, сам будет тревожным, станет бояться всего, что имеет потенциальную опасность. Постоянное беспокойство приведет к психосоматическим нарушениям (потеря аппетита, нарушения сна и другие расстройства).
Будет нарушено физиологическое и психологическое развитие ребенка. Постоянные запреты на физическую активность, чрезмерное беспокойство о стерильности еды и условий приведут к снижению иммунитета. Запреты на самостоятельные прогулки и знакомства с другими детьми сделают его асоциальным. Надо ли вмешиваться в конфликт на детской площадке?

Над ребенком будут насмехаться сверстники, из-за того, что мама слишком его опекает. Это станет причиной низкой самооценки, замкнутости, развития комплексов, особенно, если с ним никто не дружит.
Дети, воспитанные мамами с повышенной тревожностью, повзрослев, не готовы к жизни. Они не умеют решать проблемы, а любые трудности могут их вогнать в депрессию

Узнайте, почему важно растить детей оптимистами, и как это делать.

От родительской гиперопеки дети часто сбегают. У тревожной матери есть большие риски потерять эмоциональную связь со своими чадами и стать для них врагом номер 1.

Следует найти золотую средину, так как последствия безразличия и вседозволенности тоже нехороши. Нужно быть тревожным в меру и не забывать, что у ребенка есть личные границы, которые нарушать не стоит. Только в этом случае можно стать ему верным другом, близким человеком и вырастить полноценную личность.

Кого надо растить — удобных детей или хороших? Узнайте, в чем разница.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: