Познавательное развитие в раннем детстве
В раннем детстве ребенок очень активно исследует разные свойства предметов и способы их использования. В результате совершенствуется восприятие ребенка, развивается мышление, идет формирование двигательных навыков.
В основе всестороннего и полного восприятия лежит овладение предметной деятельностью. Чтобы эти способности были лучше развиты, необходимо выполнение предметных действий, требующих учета различных свойств предметов.
Внешними ориентировочными действиями выступает подбор и соединение предметов по их форме, цвету, расположению в пространстве, в результате чего ребенок добивается правильного практического результата. Насколько хорошо и качественно ребенок овладеет этими действиями, зависит от помощи взрослого и предлагаемых ребенку игрушек.
В раннем детстве зрительное восприятие непроизвольно и избирательно, поэтому ребенок часто опирается на бросающиеся в глаза отдельные или случайные признаки.
Зрительная ориентировка является следующей ступенькой, когда возможным становится целенаправленный выбор предмета по образцу – по форме, размеру, по цвету. Происходит постепенное накопление представлений о свойствах предметов
Развивается фонематический слух, а внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность
Замечание 1
Решение задач в раннем детстве происходит с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки.
Наглядно-образное мышление складывается пока для ограниченного круга задач.
В развитии мышления одной из основных линий является формирование обобщений. Сначала обобщение возникает в процессе действия, а потом закрепляется в слове. Способность к обобщению имеет большое значение, т.к. происходит выделение предмета, его свойств и функций, а это уже начало сложной логической переработки материала, осознание окружающего мира.
Развитие речи способствует активному совершенствованию знаковой функции сознания. Для усвоения речи раннее детство является сензитивным периодом. Развивающаяся предметная деятельность в этом возрасте создает мощный стимул к усвоению речи. Речевое обращение по поводу действий с предметом становится орудием организации делового сотрудничества с взрослым.
Происходит совершенствование понимания речи взрослых и переход к собственной речи.
На третьем году жизни большим достижением в понимании речи становится понимание рассказа другого человека – речь начинает выступать основным средством познания и является важнейшим приобретением развития.
Слайд 12Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не
в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случаться»).
Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки).Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
В своих книгах Б.П.Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
В развивающих играх удается соединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет
При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.
Игры для детей от 2 до 3 лет:
- Подвижные игры с предметами
Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.
- Творческие занятия
К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.
Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.
- Мозаики, шнуровки, макраме
Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.
- Дидактические игры
В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.
- Музыка, театр, пение, танец
Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем
Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Формирование сенсомоторных навыков у детей раннего возраста
Организация: МАДОУ №112
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Значение сенсомоторного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Для формирования сенсомоторных навыков в уголках группового пространства присутствуют игровые предметы для формирования, развития и совершенствования:
- зрительного восприятия;
- тактильно — двигательного восприятия;
- слухового восприятия;
- восприятия пространственно-временных отношений;
- восприятия особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику.
Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды в группах раннего возраста направлено на:
- стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
- создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
- активизацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
- в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
- участия в художественных видах деятельности;
- в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
- в познавательно-игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
Интегрированные занятия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, включают несколько модулей – развитие речи, конструирование, рисование, лепку, элементы аппликации, игры с сыпучим материалом и водой, что является значимым мотивирующим фактором их активной и творческой продуктивной деятельности, способствует развитию наблюдательности, двигательных (моторных) центров, концентрированного внимания и речи – этих важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия малышей до трех лет.
Таким образом, основная задача формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста – обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, а также обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов. Формирование у малышей второго-третьего года жизни перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, обеспечивает как амплификацию сенсорного развития в раннем возрасте, так и оптимальную подготовленность трехлетних детей к требованиям дошкольной ступени.
Список литературы
- Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. Сенсорное развитие детей 2-3 года / Авт.сост. Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Янушко Я.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. – М.: Мозайко – синтез, 2009.
Опубликовано: 13.04.2018
Упражнения и игры для ребенка с рождения до 1 года
Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных
Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя
Рекомендуемые упражнения для детей до 6 месяцев
- Посмотри на игрушку
- Когда начинать: с первой недели жизни.
- Необходимые предметы: яркие погремушки.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: 1-2 минуты.
Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка
Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи
- Слушай и хватай
- Когда начинать: 2 месяца.
- Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: 5-8 минут.
В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи
Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом
Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.
- Изучаем мамино лицо
- Когда начинать: 2 месяца.
- Частота: 2-5 раз в день.
- Время: 1-2 минуты.
Возьмите малыша на руки под мышки перед собой
Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице
- Знакомимся с игрушками
- Когда начинать: 3 месяца.
- Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: до потери интереса.
В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.
- Массаж
- Когда начинать: с рождения.
- Частота: 1-2 раза в день.
- Время: 5-7 мин.
Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом
Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга
- Послушай
Когда начинать: 1 месяц.
Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.
Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года
- Пальчиковые забавы
«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.
- Рисование пальчиками
Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.
- Лепка
Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.
- Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды
Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.
- Конструирование
К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.
- Знакомство с классической музыкой
Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).
Слайд 5Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Сенсорные эталоны:-Эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей.
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст является самым продуктивным для развития способностей. Если в этот промежуток времени допускаются ошибки, то в последующей жизни это будет являться невосполнимой потерей.
Обратите внимание! Согласно консультациям специалистов, недостаточное сенсомоторное развитие в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным трудностям во время дальнейшего обучения. В настоящее время не во всех детских садах применяются стандартные способы развития сенсомоторики
В отдельных случаях воспитатели даже прибегают к нетрадиционным методам. Современные детские сады оснащены специальной комнатой сенсорного развития, в которых установлено все необходимое оборудование
В настоящее время не во всех детских садах применяются стандартные способы развития сенсомоторики. В отдельных случаях воспитатели даже прибегают к нетрадиционным методам. Современные детские сады оснащены специальной комнатой сенсорного развития, в которых установлено все необходимое оборудование.
Сенсомоторный тренажер
Сенсомоторное развитие происходит в процессе специальных игр, которые рекомендуется заранее продумывать и готовиться к ним. В этом деле каждому воспитателю поможет специализированная литература, ознакомившись с которой можно составить конспект и тщательно подготовиться к занятию.
Слайд 3Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
К числу современных образовательных технологий можно отнести:1.Технология информационного обучения — ИКТ (информационно-коммуникативные технологии); 2.Технология проблемного обучения.3.Технология проектного обучения 4.Технология игрового обучения.5.Здоровьесберегающие образовательные технологии.6.Технология ТРИЗ — теория решения изобретательных задач.7.Личностно – ориентированные технологии.
Как развить сенсомоторику
От степени сенсомоторики практически полностью зависит готовность ребенка к обучению в школе. К концу дошкольного периода у нормально развивающихся детей должна быть полноценно основана система перцептивных действий и сенсорных эталонов.
Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению разнообразных трудностей во время начального обучения
Чтобы этого не произошло важно начать упражнения и занятия как можно раньше, лучшего сразу после рождения младенца
Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста
Не все имеют представление о крупной моторике у детей что это, и есть движения крупных мышц тела. Ее формирование начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр.
Обратите внимание! Самым простым видом для развития крупной моторики является выполнение всевозможных упражнений во время зарядки. Разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и многое другое помогают ребенку научиться контролировать свое тело
Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.
Крупная моторика
Развитие мелкой моторики
Под мелкой моторикой рук у детей дошкольного возраста подразумевается движение мелких мышц кистей рук
Мелкая моторика способствует развитию речи, взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью
Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.
Обратите внимание! Выбор средств для развития детской мелкой моторики разнообразен. При этом, чем большее количество способов будет использоваться, тем больших результатов можно достичь
Превосходное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие оказывают игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками. К таким играм относятся упражнения с использованием щипцов, рисование из крупы и упражнения с использованием пинцета. Также нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию. При этом ребенок должен играть и выполнять соответствующие задания только под пристальным контролем взрослого.
Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы.
Прекрасно развивает мелкую моторику лепка из пластилина, глины или соленого теста. Кроме этого специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми утверждают, что такие занятия превосходно развивают детское воображение.
Важно! Увлекательными и занимательными считаются упражнения с применением дополнительных предметов
Мелкая моторика
Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет
К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.
- Конструирование
Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).
- Лепка, рисование, аппликации
С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.
- Шнуровки и нанизывание предметов
Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.
- Сортеры и сенсорные панели
В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.
- Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)
Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.
- Танец и пение
Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.
«Сенсомоторика» в детском саду
Новости по теме
Развитие дошколят в одном из детских садов Камешкирского района Пензенской области проходит не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и после дневного сна.
Развитие дошколят в одном из детских садов Камешкирского района Пензенской области проходит не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и после дневного сна. Во второй половине дня для воспитанников, по утвержденному графику, работают кружки и секции.
В средней группе воспитатели проводят кружок «Сенсомоторика». Здесь воспитанники с педагогами проводят пальчиковую гимнастику, дают описательную характеристику сказочным героям, учатся узнавать и называть геометрические фигуры, рисуют в воздухе различных животных, но самое интересное – рисуют этих же животных пальчиками по манке и пшену. Проявляют интерес к работе кружков и родители.
Управление кадрами. Кадровый документооборот в образовательной организации (16 часов)
Лучшие эксперты разъяснят все нововведения по вопросам кадровой деятельности в образовательной организации. К участию приглашены специалисты Московского государственного педагогического университета, Академии правосудия, Общественной палаты РФ по развитию образования. Эксперты-практики расскажут о самых частых нарушениях, управлении кадрами и ведении документации.
- 23 — 24 ноября
- Москва
Подробнее об организации кружков в детских садах читайте в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»