Организация предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада

Статья "организация предметно-пространственной среды во второй младшей группе."

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи — организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола

Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Какие уголки и центры могут быть созданы: таблица

Уголок для ролевых игр Различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации.
Уголок ряжения Вешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит.
Театральный уголок Ширма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф, аппаратура для музыкального сопровождения постановок.
Книжный уголок Книжная полка или витрина, стол и стулья, книжки, соответствующие возрасту.
Уголок сенсорного развития Сенсорный экран, пособия для сенсорного развития.
Дидактический уголок Дидактические игры в соответствии с возрастом, головоломки.
Зона настольных игр Подборка настольных игр, стол и стулья.
Уголок ИЗО Карандаши, краски, фломастеры, стаканчики для воды, кисточки, бумага, раскраски, стол, стулья.
Уголок творчества и конструирования Конструкторы разных видов, коробка с бросовым материалом для творчества, пластилин, ножницы, клей, цветная бумага и картон, наборы резиночек для плетения и т. д.
Уголок безопасности Ярко оформленные телефоны спасательных служб, игрушечные машины спецслужб, стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях, набор для игр по изучению правил дорожного движения.
Выставка детского творчества Обычно оформляется в раздевалке, чтобы родители смогли оценить поделки своих детей.
Уголок природы Цветы, растения, которые дети выращивают в рамках экологического образования, тематические пособия (домашние животные, на ферме, дикие животные), гербарии, коллекции камней и т. д.
Спортивный уголок Спортивные снаряды (горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница), специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры, мячи и мячики, обручи и т. д.

Как оформить лабораторию в детском саду

Лаборатория — относительно новый элемент развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

Оборудовать её стали, ориентируясь на ФГОС, в котором отмечается важность исследовательской деятельности детей

Дети любят ставить различные опыты, таким образом получая представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Фотогалерея: лаборатория в детском саду

Если в группе есть возможность выделить отдельное помещение под комнату природы, то лабораторию оборудуют там, если нет — то в той части групповой, где есть раковина, чтобы был свободный доступ к воде. В детсадовской лаборатории должны находится:

  • средства защиты (перчатки, маски, очки, фартуки, косынки или шапочки, нарукавники);
  • оборудование (различные ёмкости, совочки, ложки, пластмассовые ножи, микроскоп, лупы, ножницы, фонарики, пособия, песочные часы и т. д.);
  • материалы для исследования (песок, глина, камни, различные сыпучие материалы, коллекции, гербарии, красители, природные материалы, надувные шарики и т. д.).

Если лаборатория находится в отдельном помещении, в ней также можно разместить живые объекты для наблюдения, например, дождевых червей. Домик для них лучше устраивать в октябре — ноябре. Для этого берется трёхлитровая банка и наполняется на две трети почвой, в неё запускается десяток дождевых червей, сверху накладываются пищевые отходы (лучше растительные) и всё прикрывается сухими листьями. Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать за тем, как черви проделывают ходы в почве. Главное, не забывать увлажнять землю и подкармливать червей, а весной выпустить их на волю.

Набор материалов и оборудования по возрастным группам: таблица

1-я и 2-я младшие группы
  • Ёмкости для опытов с водой, губки;
  • тазик с песком, совочки, формочки;
  • материал для развития сенсорики (кусочки различного текстиля, натурального и искусственного меха, резиновые и пластиковые игрушки);
  • природный материал (крупные камни и шишки);
  • весы;
  • разноцветные и разнокалиберные прищепки;
  • разные баночки с наполнителями на бренчание и шуршание;
  • коробка с яркими вещицами.
Средняя группа Предыдущий набор дополняется следующим содержимым:
  • пакет с почвой;
  • природный материал (различные перья, ракушки, камни разных размеров, жёлуди, листья, семена);
  • оборудование (песочные часы, увеличительные стёкла);
  • медицинские материалы (шприцы, спринцовки, пипетки, колбы);
  • гербарии и коллекции.
Старшая группа Добавляются:
  • разнообразные по весу, форме и размеру предметы (яйца из киндер-сюрпризов, бусины, разноцветные камешки);
  • пищевые продукты (сахар, соль, мука, растительное масло, крахмал);
  • бросовый материал (различные верёвочки и шнурки, пробки, катушки и т. д.);
  • оборудование (зеркала, воронки, формочки для льда, ситечки).
Подготовительная группа Добавляются:
  • различные коллекции;
  • красители;
  • компасы;
  • линейки и сантиметровые ленты;
  • микроскоп;
  • мерные стаканчики;
  • пробирки;
  • пособия (книги, альбомы, карточки-схемы для проведения опытов).

Дети из младших и средней групп должны пользоваться лабораторией под присмотром воспитателя. Дети из старшей и подготовительной групп могут иметь к ней свободный доступ.

Развивающая предметно-пространственная среда — важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми. Поэтому нужно при её создании непременно учитывать возрастные и психологические особенности ребят, а также условия и содержание программы, которая реализуется в данном учреждении.

Презентация на тему: » РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Воспитатель: Успанова Н.А.» — Транскрипт:

1

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Воспитатель: Успанова Н.А.

2

Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку. Развивающая предметно- пространственная среда – это необходимый фактор для развития ребенка

3

Цель создания развивающей предметно – пространственной среды создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней

4

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства Центр сюжетно-ролевый игры Центр строительства Физкультурно-оздоровительный центр Центр настольно-печатных игр и математики Центр книги Центр искусства

5

Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики; развитие восприятия и внимания; освоения операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Центр сенсорного развития

7

Задачи: развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цвето — различения, творческих способностей Центр изобразительного искусства

8

Художником может быть я и не стану, Но вот рисовать, я люблю! Альбомы и ручки, мелки и тетради Всё в этом центре я найду!

9

Задачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; формирование навыков слушания; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Музыкально – театральный центр

10

Сказки здесь покажем вам, «Три медведя», «Колобок» Или даже «Теремок».

11

Любим все мы выступать, и на музыкальных инструментах играть.

12

Задачи: формирование навыков слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширения представлений об окружающем; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Центр книги

13

Здесь разные книжки на полках живут. Детишкам желающим многое знать, Могут о многом они рассказать!

14

Задачи: создание условий стимулирующие желание детей заниматься двигательной и игровой деятельностью; развитие ловкости и координации движений. Центр физической культуры

15

В двигательном центре — мячики, скакалки. Есть ребристая доска- похожу на ней слегка!

17

Центр сюжетно- ролевой игры Задачи: Формирование коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей.

20

Наливаю в бак бензин, я поеду не один, приглашу я всех гостей, приглашу я всех друзей!

21

Вот идёт строительство, строятся дома. Вам создадут комфорт и уют строители всегда.

22

Спасибо за внимание

Организация развивающей предметно–пространственной среды второй младшей группы

Организация: МБДОУ Детский сад № 9

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.

Предметы окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе стимулируют интерес и активность. Ребенок многое видит впервые и воспринимает все вокруг, как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже

Именно поэтому необходимо педагогу обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения, должны соответствовать реальным объектам и были приближенными к ним по внешнему виду

Самой выразительной особенностью детей начала четвертого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в, так называемом, «кризисе трех лет», когда ребенок неожиданно для взрослого заявляет свои права на самостоятельность.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям — родителям, сверстникам, понимать их настроение с разным выражением состояния (грустные, веселые, смеющиеся, посредством сюжетных картинок, игр, литературы, бесед)

Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей

У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды, оборудование в группе располагается с учётом хорошо просматриваемых путей передвижения для ребёнка.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0_aecb53e6-df42-4705-9.. 21,8 МБ

Опубликовано: 08.12.2021
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: