Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы

Пути и способы ознакомления дошкольников с массой предметов. развитие представлений о массе предметов у детей дошкольного возраста - контрольная работа

Содержание работы с детьми дошкольного возраста

Работа с детьми четвертого года жизни:

  • научить детей выделению массы среди остальных признаков предмета, используя приемы обследования;
  • научить сравнению ярко контрастных и одинаковых по массе предметов, устанавливать определенные отношения между ними;
  • отражать результаты сравнения в речевых оборотах, используя прилагательные «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче».

Для первого знакомства следует подбирать предметы, отличающиеся только по массе, но одинаковые по всем остальным признакам. Это может быть два одинаковых пустотелых предмета, в один из которых поместят груз.

Чтобы каждый ребенок поупражнялся в приемах обследования, обязательно использование раздаточного материала – разного по массе, а потом и одинакового по этому признаку. Постепенно нужно уменьшать различия в предметах. Сравнение дети всегда должны заканчивать обобщением.

Приемы работы с детьми в средней группе усложняются и заключаются в следующем:

  • развитие точности восприятия, упражнения в определении массы предметов «на глаз» во время сравнения менее контрастных отношений;
  • научить пониманию относительности тяжести во время сравнения предметов, подводить к пониманию, что один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого;
  • обучить видению равенства и неравенства предметов по их массе;
  • научить располагать 3-4 предмета в порядке возрастания или убывания;
  • научить сопоставлению предметов в соответствии с массой, измеренной чашечными весами.

Работа с детьми в средней группе может начинаться выделением тяжести среди остальных признаков предметов. С этой целью могут использоваться приемы, рекомендованные для младшей группы. Усложнение предполагает использование для упражнения каждого ребенка раздаточного материала и меньший контраст сравниваемых предметов.

После того, как у детей закрепился навык сравнения двух предметов, можно переходить к отработке сравнения трех предметов.

Для сравнения могут быть подобраны разные по внешнему виду предметы, а не только однородные. Задания необходимо усложнять постепенно, поэтому сначала воспитателю нужно самостоятельно подобрать соответствующие группы предметов, и предлагать их для сравнения детям. Затем можно предложить детям подобрать пары из игрушек или предметов, выложенных на столе, позже такие пары можно найти в окружающей обстановке. Эти упражнения помогают усложнять задания по построению сериационного ряда и выбрать по образцу: найти самый тяжелый предмет среди предложенных, самый легкий, среди кубиков найти по весу такой же, как кирпичик, тяжелее или легче него.

Работа с детьми в старшей группе идет по пути усложнения в соответствии со следующими шагами:

  • научить классификации и группировке предметов по массе с последующим их обобщением;
  • научить видению равенства и неравенства предметов по массе, вне зависимости их от внешнего вида;
  • научит построению сериационных рядов из нескольких предметов, установлению определенных соотношений по массе между ними;
  • научить измерению массы предметов с помощью условных мерок;
  • упражнять детей устанавливать отношения равенства и неравенства.

Работа с детьми 7-го года жизни. В подготовительной к школе группе детского сада, все знания, умения и навыки, приобретенные детьми, проходят путь закрепления и совершенствования. К основным задачам относят:

  • закреплять умения измерения массы разных предметов и веществ с использованием разных условных мерок;
  • формировать представления, касающиеся функциональной зависимости результатов измерения от массы самой мерки;
  • продемонстрировать значение общепринятых мер измерения, чтобы получить объективные показатели, а также познакомить детей с килограммом, в качестве единицы измерения массы.

Слайд 37Создается проблемная ситуация, когда непосредственное сравнение размеров предметов невозможно и необходим

помощник — третий предмет — условная мерка.Примеры:Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой — длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.

Правильное восприятие величины: большая и маленькая дудочка

Восприятие размера ребенка

Для этого урока вам понадобятся всего два листа цветной бумаги, примерно 10 и 20 см каждый, и клей. Из них необходимо скатать и склеить такие же трубочки, которые мы будем использовать в процессе обучения ребенка понятиям «маленький» и «большой». Когда у вас будут нужные трубки, поместите их перед ребенком, чтобы он мог их хорошо видеть. Так что возьмите большую трубку и эмоционально скажите: «Вау, смотрите! Эта трубка большая». После этого дайте ребенку. Вы обязательно должны держать его в руках. Покажите ребенку, что вы можете смотреть на эту трубку и даже играть на ней в стиле «ду-ду-ду». Так что наденьте большую трубку, возьмите маленькую и эмоционально скажите: «Ух ты! А эта трубка маленькая!» Также дайте ребенку, чтобы он мог с ней поиграть, посмотреть, повернуть в руках. Его тоже следует вдувать, но только с более тонким звуком.

После этого спросите ребенка: «А где теперь большая трубка?» Вполне возможно, что не сразу и правильно проявится, но не торопитесь. Задайте ему следующий вопрос: «Где трубка?» Возьмите и поместите обе трубки рядом и повторите: «Эта трубка большая, а эта маленькая».

Если ребенок начинает правильно показывать большую / маленькую трубку, наша цель достигнута. После этого можно дать ребенку поиграть обе трубы, показать, как одну (маленькую) можно вложить во вторую.

Весь урок игры должен занять около 5-7 минут. После того, как ребенок поиграет с трубками, снимите их. Вы можете играть снова столько раз, сколько захотите, до тех пор, пока ребенок не всегда правильно показывает большие и маленькие.

Слайд 69На втором этапе детей знакомят с приемом измерения объема с помощью

мерки. С помощью определенного задания у детей формируют представление о том, что для измерения объема сосуда надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она уместиться в измеряемом сосуде. Например, воспитатель рассказывает историю и демонстрирует предметы, про которые идет повествование: «Двоюродные братья живут в разных городах и могут общаться только по телефону. Когда они гостили у бабушки, она им подарила одинаковые кружки. Братья купили себе ведерки, чтобы в очередную поездку к бабушке носить в них воду. Как узнать, в чье ведро войдет больше воды? Можно ли это сделать до того, как они приедут к бабушке?»Если у дошкольников возникнут затруднения, то воспитатель может напомнить, что у братьев есть одинаковые кружки.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ (ЕМКОСТИ)

Слайд 66ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЛОЩАДИ ФИГУРЫНа третьем этапе формирования представлений

о площади детей знакомят с общепринятыми единицами измерения — квадратным сантиметром.В рабочих тетрадях детям предлагается выполнить задание: восстановить фигуры, дорисовав их как в зеркале. Детям сообщается, что фигуры состоят из необычных клеточек. Новая клеточка – это мерка для измерения площади (квадрат со стороной 1 см, или квадратный сантиметр). — это квадрат-мерка (квадратный сантиметр).Воспитатель просит детей определить площадь полученных фигур в квадратных сантиметрах, сравнить разные фигуры по площади. Педагог рассказывает как и где происходит измерение квадратным сантиметром.

Слайд 79ПРИНЦИПЫ СОХРАНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫНезависимость сохранения объема от изменения формы.Детям предлагается 2 одинаковых

по размеру и форме предмета, построенных из одинакового количества кубиков. Затем на глазах у детей одна из построек видоизменяется. Педагог подчеркивает, что кубиков не добавили и не убавили. Задаются вопросы: «Одинаковы ли постройки по размеру?», «Что изменилось, а что осталось прежним?». Детям представляется доказательство того, что размер построек не изменился: из кубиков складывается первоначальный объект.Аналогично можно показать независимость объема жидкого или сыпучего вещества от изменения формы объекта. Для этого надо взять 2 разных по форме сосуда и налить в один из них жидкость. После переливания ее во второй сосуд можно выяснить, что изменилось, а что осталось прежним. Детям представляется доказательство того, что количество жидкости не изменилась путем переливания ее в первый сосуд.Вывод: объем не изменяется, если ничего к объекту не добавлять и не убирать.

Слайд 68ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ (ЕМКОСТИ)На первом этапе при формировании

представлений об объеме (вместимости) сосудов дошкольникам в игровой форме предлагается сравнить две кружки: «Нужно угостить Машу парным молоком из кружки, в которую входит больше молока, как узнать какую кружку из двух взять?». Дети высказывают свои предположения, одни считают, что больше по объему кружка, которая выше, другие – кружка меньшей высоты, так как она шире. Дошкольники должны догадаться, что сначала нужно одну кружку наполнить водой до краев, а затем перелить в другую кружку. Так у детей появляется алгоритм сравнения сосудов по объему с помощью переливания:один сосуд наполняем водой до краев;переливаем воду в другой сосуд: если во втором сосуде еще осталось место, то он больше по объему, чем первый; если вода во второй сосуд не уместилась, то он по объему меньше первого.

Слайд 14ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЛИНЫ ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППРанний возраст. Ребенок игнорирует признак

величины.Дети 3-х лет воспринимают величины не дифференцировано. Они ориентируются на общий объем предмета, не выделяют длину, высоту, ширину.Дети 4-х лет более дифференцировано подходят к выбору предметов по длине, высоте, ширине, если эти признаки явно выражены в предмете. Дети чаще всего характеризуют по какой-то одной протяженности. В 5-6 лет ребенок знает, что для определения длины, ширины, высоты предмета, надо измерить соответствующую величину. Также дошкольники могут назвать те предметы, с помощью которых измеряют: линейка, метр, сантиметр. Дети 6-ти лет, выделяя то или иное измерение, стремятся его показать. Эти действия важны для более дифференцированного восприятия величины.

Слайд 13ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХВ процессе сравнения и измерения

размеров уточняются геометрические представления (например: «У квадрата все стороны равны по длине»).Работа с величинами углубляет понимание многих математических тем: отношение «часть и целое», равенство и нера­венство, свойство транзитивности отношений «больше —меньше», «длиннее — короче» и др. (А А B >A), арифметические действия.Работа с величинами, их сравнение и измерение подводят к пониманию величины как математичес–кого понятия, готовят к школьному обучению.Формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины закладывает основы навыков, необходимых в жизни.

Слайд 82Перед тем, как установить зависимости между величиной, меркой и результатом, производят

сравнение по этапам.Сопоставив объекты, мерки и результаты нескольких измерений ребенок должен отметить, что изменилось, а что осталось неизменным.Связывается изменение одного компонента измерительной деятельности с изменением другого. Устанавливается характер и направление изменения.Подводится итог: (сначала воспитателем, затем детьми) указывается направление изменения одного компонента измерительной деятельности и одновременно отмечается изменение направления другого.Сравнивают не только две ситуации измерения, но три и более. Для того чтобы показать, что выявленная закономерность имеет всеобщий характер.

Слайд 34УСЛОЖНЕНИЕОбучение начинается с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем дается 5

предметов (в средней группе), потом до 10 предметов и более (в старшей и подготовительной группе).Уменьшается контрастность размеров.Вводится разный цвет, форма и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастанию»Предлагаются упражнения, в которых надо восстановить (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.Даются упражнения в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).Предлагается выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).

Ответ эксперта

Верны ли определения?
А) Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства», которое возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека
В) Целенаправленное обучение ориентировке в предметах по массе начинается в средней группе (пятый год жизни) с формирования представлений о массе как признаке предмета
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — да, В — да
 А — да, В -нет
 А — нет, В — да
 А — нет, В — нет
Верны ли определения?
А) Чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив, ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону
В) Положение объекта под углом 30—45° в передне-правой, например, зоне не определяется ребенком 5–6 лет ни как впереди, ни как справа расположенным
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — да, В -нет
 А — да, В — да
 А — нет, В — да
 А — нет, В — нет
Верны ли утверждения?
А) При измерении предметов условной меркой когда мерка длиннее – число мерок больше
В) При измерении предметов условной меркой когда мерка короче — число мерок меньше
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А — нет, В — нет
 А — да, В -нет
 А — да, В — да
 А — нет, В — да
_ группах дети выполняют задания на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др.
 (*ответ*) В старшей и подготовительной
 В средней и старшей
 Во второй младшей и средней
 В младших
_ группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т.п.)
 (*ответ*) В средней
 Во второй младшей
 В старшей
 В подготовительной к школе
_ группе дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно-обратных отношений
 (*ответ*) В средней
 Во второй младшей
 В старшей
 В подготовительной к школе
_ группе для сравнения достаточно взять два предмета, предлагая детям определить как абсолютную (длинный — короткий), так и относительную величину (длиннее — короче)
 (*ответ*) Во второй младшей
 В первой младшей
 В средней
 В старшей
_ группе учат сравнивать три — пять предметов, менее контрастных по размеру
 (*ответ*) В средней
 Во второй младшей
 В старшей
 В подготовительной к школе
_ – оценка размеров воспринимаемых предметов в сравнении с хорошо известными, встречающимися в опыте ребенка ранее, измерение условной меркой
 (*ответ*) Опосредованный способ сравнения
 Непосредственный способ сравнения
 Наложение
 Приложение
В _ группе можно знакомить детей при помощи календаря с неделей, месяцами, годом
 (*ответ*) старшей и подготовительной к школе
 средней и старшей
 младшей и средней
 первой и второй младшей

Особенности восприятия у старших дошкольников

Для более старшего дошкольного возраста характерно наличие сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между предметами, умеет визуально моделировать часть определенной комнаты. Также умеет построить сюжетную модель рассказа или сказки.

Будущий школьник уже умеет оценивать такое абстрактное понятие, как время, а также видеть окружающий мир с эстетической точки зрения. Именно эти две области требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Основными особенностями восприятия у старших дошкольников является осознание сочетания пространства и времени. Однако неспособность услышать или прикоснуться к этим ценностям приводит к их долгосрочному признанию.

Ребенок 5-6 лет может запоминать временные интервалы: вчера, сегодня, завтра, минута, сейчас, но не имеет навыков использования этих понятий. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности манипулировать им напрямую, а термины – это просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте временные показатели последовательности событий еще не сильно различаются: вчера, завтра, послезавтра. Будущее время уже исполнено, но прошедшее вызывает затруднения. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что у них будет, чем они будут заниматься. Их прошлое незаметно воспринимается и проявляется в образах запоминаемых событий.

Воспринимать короткие промежутки времени ребенку помогут взрослые, если соотносят его занятия с промежутком времени: рисовать домик с садом за 10 минут, сидеть за столом за 3 минуты, чистить зубы 1 минуту.

Эстетическое восприятие

С другой стороны, эстетическое восприятие процветает в «сочных красках». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, рисуют, эти занятия помогают им лучше понимать мир.

Значительное достоинство в этой деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник учится комплексно рассматривать предметы, прослеживая контуры и выделяя детали.

Эта информация становится моделью, по которой ребенок ориентируется при рисовании и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяются его внешним видом, а предметы оцениваются по принципу «нравится или нет», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, сочетаемость цвета. Например, в картине он уже может запечатлеть элементы, которых нет на поверхности, которые художник вложил в контент

Задача родителей и воспитателей – не только рассказать ребенку о красоте того или иного предмета

Важно понятными словами объяснить, что именно дает эстетика явления, взаимосвязь между отдельными характеристиками и общим результатом

Регулярные занятия такого рода способствуют развитию у маленького человека чувства прекрасного. Он научится видеть красоту в звуке капель на стекле или падающих листьев.

Правильное восприятие величины: каждому зайчику своя ложка

Восприятие размера ребенка

Для этой игровой игры вам понадобятся: обычные плоские фигурки двух кроликов (большого и маленького, вырезанные из бумаги), ложки, чашки и сладости.

Перед игрой внимательно посмотрите вместе с ребенком на кроликов, определите вместе с ним, какой из них большой, а какой маленький. Затем разместите их на (небольшом) расстоянии друг от друга, чтобы между ними оставалось место для ложек. Возьмите ложки и скажите: «Кроликам надо кашу съесть». Спросите ребенка, кому отдать большую ложку? Если ребенок показывает (отвечает) неправильно, положите большую ложку на большого кролика. Возьмите в руки чайную ложку и еще раз спросите ребенка, кому ее дать. Убедитесь, что вас устраивает правильный ответ ребенка, и обязательно хвалите его.

Игру можно повторить еще раз. Поиграйте с малышом, как будто кролики пошли гулять, а потом снова пошли кашу поесть. Им еще нужно правильно распределить ложки.

Не проводите за игрой более 5-7 минут. Если ваш ребенок легко может раздавать ложки, вы можете немного увеличить количество предметов, добавив чашки и конфеты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: