«опять на пять!»: как избавиться от синдрома отличника?

Лучшие книги про СО

Несколько книг, где подробно описывает синдром отличника и способы, как выгнать его из головы:

  1. Про перфекционизм очень хорошо написано у Боба Саливана и Хью Томпсона «Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше». Это моя любимая книга и написана она очень интересным и живым языком. В этой книге перфекционизм – только часть, основная суть книги в описании «Эффекта плато» и как из него выйти. Очень рекомендую к прочтению!
  2. Кевин Круз «15 секретов управления временем / Как успешные люди успевают все». Круз изучил опыт успешных людей и описал их приемы для повышения личной эффективности, которые реально работают. Многие приемы вас удивят! И это совсем не про тайм-менеджмент! 
  3. Эрих Фромм «Человек для себя». Фромм пишет о современном кризисе человечества в целом. Человек поборол голод, болезни, живет в достатке, но почему человек не счастлив? Здесь вы найдете много неожиданных ответов, в том числе про перфекционизм.
  4. Байер Майк «Как не pro*бать свою жизнь». Мотивационная книга о том, как нужно просто отбросить все эти названные «синдромы» и начать жить полной жизнью. Иначе говоря – перестать самому себе мешать.
  5. Елена Ромова «Синдром отличницы». Более прицельная книга про перфекционизм, написана как роман и засчет этого легко читается. 

Как помочь ребенку с «комплексом отличника»

Не требуйте отличной успеваемости по всем предметам

Не заставляйте ребенка получать «пятерки» по всем предметам без исключения. Если у ребенка возникли проблемы с каким-либо предметом или с успеваемостью в целом, не ругайте его, а постарайтесь выяснить причину сложившейся ситуации. Возможно, пробелы в знаниях возникли из-за пропуска уроков по болезни или у ребенка сложные отношения с учителем.

Уделяйте ребенку внимание вне зависимости от его отметок

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка развивается «комплекс отличника», будьте особенно внимательны к нему. Дайте ребенку понять, что Вы любите и уважаете его вне зависимости от успехов в школе. Постарайтесь больше времени проводить с ним.

Советы родителям

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их. Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

Симптомы синдрома отличника у ребенка

У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Похвала способна вызвать у них восторг. Однако критика влияет негативно на эмоциональную систему, и они не в состоянии приступить к выполнению следующего дела. У них проявляется желание получить высокую оценку любым способом. В этот момент проявляется обман, который позволяет скрыть неудовлетворительные оценки от родителей. Появляется ревность к успеху других детей. Они радуются чужим неудачам. Ребенок имеет эмоционально неуравновешенное состояние.

В случае отсутствия похвалы со стороны родителей и преподавателей начинается депрессия, которая перерастает в чрезмерную истерику. Присутствует ощущение отсутствия удовлетворенности за выполненный труд. Они неспособны преодолевать сложные преграды на своем пути. В случае совершения ошибки на уроке моментально прекращают выполнять задание. Дети с синдромом отличника не воспринимают критику и самые мелкие замечания. Ради достижения отличных оценок отказываются от развлечений, мероприятий и общения со сверстниками. Неуспеваемость вызывает у них раздражение, и они погружаются в депрессивное состояние.

Причины появления синдрома отличника

Если учесть, что истоки комплекса отличника у взрослых идут из детства, необходимо выявить причины его появления. В процессе социализации на ребенка значительное влияние оказывает окружение, родители – в большей степени. Синдром отличника у детей может формироваться из-за неправильного воспитания. Когда их родители опираются на ошибочный опыт своих воспитателей и имеют недостаточные знания в области детской психологии.
Основные причины синдрома отличника:

Ребенок получает похвалу от родителей и воспитателей только за отличные результаты своих действий. При этом его личные особенности, способности, склонности не учитываются. Постепенно ребенка перестают хвалить за высококачественное выполнение задания. Такая исполнительность становится нормой. У ребенка формируется убеждение, что он все должен делать наилучшим образом, по-другому и быть не может.
Взрослые часто совершают ошибку, сравнивая своего ребенка с другими детьми, которые, на их взгляд, более успешны в чем-либо. Казалось бы, это делается из лучших побуждений: вызвать у сына или дочери желание развиваться, стать лучше других. Последствия такого воспитания двоякие: либо у ребенка развивается комплекс неполноценности, либо быть первым и лучше других становится самоцелью, ребенок перестает наслаждаться процессом выполнения заданий. Его цель – заслужить одобрение любой ценой. В результате налицо синдром отличника.
Если в семье есть твердая установка, что любовь заслуживают только хорошими поступками, то ребенок видит ее проявления только тогда, когда ведет себя хорошо. Возникает убеждение: чем он более «правильный», тем больше его любят. Девочка или мальчик пытаются соответствовать представлениям «правильности» родителей, при этом отходя от своей индивидуальности и вырабатывая у себя комплекс отличницы (отличника).
Взрослые регулярно ругают и наказывают ребенка за ошибки по принципу: «если бы ты лучше старался, все бы получилось». Постепенно это вырабатывает у него завышенную самокритичность и синдром отличника. Став взрослым, человек постоянно стремится к совершенству, остро переживая свои неудачи и ошибки.
Безразличие со стороны взрослых вызывает у ребенка ощущение одиночества, неуверенность в себе

Он пытается привлечь внимание родителей хорошими отметками и поступками, старается все делать идеально, чтобы, наконец, получить нужное внимание и признание.

Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Человек в этом состоянии тяжело переживает свои ошибки и поражения. При таком внутреннем напряжении даже повседневные препятствия спустя время могут казаться непреодолимыми.

Синдром отличницы чаще отмечают у женщин, которых в детстве приучали к мысли, что надо быть послушной девочкой, примерной, разносторонне развитой ученицей. Правда, среди мужчин этот комплекс также не является редкостью.

Что такое синдром отличника

Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Отличник боится неудачи, зависит от мнения других и преувеличивает последствия от своей неидеальной (= неправильной) работы.

Причины синдрома отличника

Все наши проблемы идут из детства и воспитания.

Родители допускают ошибки и строят коммуникацию с ребенком, не зная особенностей детской психики. Но мы не перфекционисты, поэтому совсем их не критикуем. А, наоборот, рассказываем информацию, которая поможет не допустить появление синдрома.

Вспомните себя на минуту 3-х – 5-ти летним малышом и мы вернемся в далекое прошлое.

Ребенку до определенного возраста требуется безусловная любовь. Это любовь без условий, любовь и хорошее отношение вне зависимости от того, что сделал ребенок.

Как часто бывает: родители устают, у них много своих взрослых проблем в отношениях и на работе, а тут ребенок, который 24/7 требует к себе внимания, времени и энергии.

Ребенок не умеет сочувствовать: он этому научится позже. А пока, он требует у родителей любви без поправки на их эмоциональное состояние. И когда он не получает любовь, он думает, что с ним «что-то не так».

Тогда ребенок начинает предпринимать действия, чтобы стать «таким», «понравится» родителям и получить за это любовь и внимание. А «понравится» – это иногда не проявляться, сидеть тихо, чтобы не разбудить папу и не мешать

Не самые конструктивные вещи для успешного будущего ребенка, правда?

Бывает и чуть сложнее: родители очень требовательны. Им на самом деле не нравится, что ребенок активно бегает, шумит, выглядит неопрятно, испачкался, говорит глупости, ведет себя неприлично и так далее.

Ребенок постоянно получает критику, словесные пинки и ругань. В более старшем возрасте – это «должны быть одни пятерки», «ты должен хорошо учиться» и т.д.

Тогда ребенок начинает адаптироваться, чтобы соответствовать не самым рациональным требованиям, опять же, чтобы получить хоть какую-то похвалу, внимание и любовь. Уже чувствуете зарождение синдрома? 

Уже чувствуете зарождение синдрома? 

Далее на недостаток безусловной любви и внимания накладывается избыточное внимание за «плохое» поведение. Ребенок нарисовал рисунок: «Ага, красиво

Иди еще порисуй» 

Ребенок нарисовал рисунок: «Ага, красиво. Иди еще порисуй» 

Ребенок разбил дорогую вазу: «Да что же это такое! Сколько раз я говорил(а) это не делать! Почему от тебя одно вредительство!»

И если мы помним про важность внимания для ребенка, то, что он будет далее делать? Правильно, в условиях недостатка искренних любви и похвалы за конструктивное поведение, он начнет продуцировать не конструктивное, чтобы получать хотя бы негативное внимание. И подкрепляет появление синдрома «страх ошибки» или вовсе «запрет на ошибки», а также стремление к «идеальности». Это вытекает из вышеперечисленного

Это вытекает из вышеперечисленного

И подкрепляет появление синдрома «страх ошибки» или вовсе «запрет на ошибки», а также стремление к «идеальности». Это вытекает из вышеперечисленного.

Ребенок боится допустить ошибку, потому что точно получит критику, ругань, а то и ремень. Но допускает естественным образом. И каждая критика за ошибку подкрепляет в ребенке понимание, что ошибка – это страшно и их допускать нельзя.

И далее уже взрослый человек будет откладывать сложные дела, потому что будет бояться ошибиться.

Но делать их все равно нужно, поэтому в условиях горящего дедлайна сделает как попало последний момент или нарушит сроки

Когда ребенок изо всех сил старается, но им всегда недовольны – создается образ некоего далекого «идеала», к которому ребенку нужно стремится. Но идеала достичь невозможно. Таким образом в ребенке формируется концентрация не на результате, а на хорошей оценке за то, как он добивается результата. 

Резюмируем. Откуда берется синдром отличника:

Ребенком вам приходилось адаптироваться к ситуации в семье, чтобы получать любовь, внимание и похвалу (не шуметь, не раздражать родителей, не мешать).

Родители были очень требовательны и требования были не самые рациональные (должны быть только пятерки, одевайся прилично, не пачкайся)

Много ругали за ошибки и плохое поведение, мало хвалили за хорошие поступки 
Есть страх или запрет на ошибки
Желание достичь идеала

Что такое синдром отличника и как его распознать

Синдром отличника/цы — термин в психологии, подразумевающий нездоровое стремление к идеалу, зацикленность на хороших оценках, неумение «проигрывать», чрезмерно требовательное отношение к себе и желание успеть сделать всё и сразу, при этом ещё и лучше всех.  

Распознать синдром отличника у ребёнка можно по следующим признакам

Чувствительность даже к самой незначительной критике в свой адрес. Бытовое замечание или совет со стороны старших не вызовет у большинства подростков огорчений, многие вовсе пропустят их «мимо ушей». Но у ребёнка со строгим отношением к себе любое сказанное слово надолго оседает в памяти. Критика воспринимается как упрёк, что впоследствии перерастает в низкую самооценку и постоянное недовольство собой.

Боязнь плохих оценок. Для детей с идеализацией к учёбе не существует оценок, кроме четвёрок и пятёрок. Тройки и двойки  считаются крахом всех их стараний. С таким подходом учёба теряет интерес и превращается в гонку за оценками.

  • Страх ошибок. Страх ошибиться — второй кошмар сверхстарательных учеников. «А что если я совершу помарку?», «А вдруг я не справлюсь с контрольной работой?», «А если я недостаточно подготовился?», «А вдруг я не внимательно прочитал задание?». За этими высказываниями кроется страх не оправдать свои или чужие ожидания: ученик привык быть лучшим во всём, поставил для себя высокую планку, и получить результат ниже привычного кажется для него чем-то оскорбительным и постыдным. 
  • Отказ от любимых занятий в ущерб себе. Если троечник, получив неудовлетворительную оценку, не откажется от прогулки с друзьями или похода в кино, то тревожный отличник после такого же результата наоборот заставит себя ещё больше учиться, как наказание за досадный промах. Беспрерывная учёба может привести к эмоциональному выгоранию и истощению организма.
  • Зависимость от мнения окружающих. У людей с синдромом отличника настроение зависит от чужого мнения: если они получают похвалу и одобрение, то испытвают радость и удовлетворение, если им делают замечание — чувствуют обиду и злость, а если окружающие не обращают на них внимания и не хвалят — думают, что делают что-то не так, сомневаются в себе, считают, что недостаточно хороши и им нужно срочно чего-то достичь. 
  • Невосприятие успехов окружающих. Когда кто-то другой получает высокие результаты, ребёнок, зависимый от похвалы и хороших оценок, испытывает угрызения совести. «Я недостаточно старался. Нужно больше учиться. Я себе такого провала не прощу».  
  • Стремление довести всё до идеала. Дети с синдромом отличника часто бывают перфекционистами, им хочется сделать всё идеально. Даже черновики они пишут с черновиками. 
  • Физические симптомы: учащённое сердцебиение, дрожь в ногах, беспокойный сон, сниженный аппетит, расфокусировка внимания, частое дыхание, гиперактивность и сонливость. Эти симптомы связаны с постоянной тревогой: подросток с синдромом отличника всё время оценивает себя, боиться ошибиться, пребывает в обдумывании своих мыслей и поступков. Организм реагирует на тревогу и вырабатывает гормоны стресса, даже если опасности извне нет. От этого ухудшается качество сна, пропадает аппетит и т.д.

Синдром отличника бывает не только у школьников, но и у взрослых. Трудности, которые он может вызывать в дальнейшей жизни:

  • Неумение выделять главное от второстепенного, расставлять приоритеты; 
  • Боязнь взять на себя ответственность, нерешительность, мнительность;
  • Низкая самооценка;
  • Неумение общаться со сверстниками; 
  • Недовольство качеством жизни;
  • Необходимость получать одобрение своих действий.

Поэтому так важно вовремя отследить признаки идеалистического подхода к учёбе у ребёнка, избавиться от него, чтобы в дальнейшем расти гармонично развитой личностью

Тревожные «звоночки»

По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
  4. Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
  5. Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
  7. Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.

Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник

Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:

  • невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
  • заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
  • застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
  • попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
  • нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
  • опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
  • отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.

Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник

Несколько рекомендаций для родителей

Помимо указанных методов по избавлению от синдрома отличника у взрослых, настоятельно рекомендуем вам относиться с особым вниманием к данной проблеме, если вы родитель. Помните: в ваших руках формирование будущей личности, поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

проявляйте любовь – это самое главное и базовое правило, ведь только человек, окруженный любовью, может чувствовать себя полноценным и нужным миру;
хвалите ребенка, обращайте внимание не на оценку, а на способность сделать что-то самостоятельно;
не сравнивайте его с другими, анализируйте только его прогресс, указывайте на взлеты и падения исключительно своего ребенка;
концентрируйтесь не только на его отметках, но и на том, с кем он общается, как воспринимает педагогов, что ему еще интересно;
поработайте над своими проблемами, т.е. задумайтесь: возможно, корень ваших упреков в плохих отметках кроется в ваших нереализованных амбициях или аналогичном отношении к вам ваших родителей .. И еще: чтобы понять всю опасность данного синдрома при воспитании детей и последующем формировании взрослого человека, прочитайте []

И еще: чтобы понять всю опасность данного синдрома при воспитании детей и последующем формировании взрослого человека, прочитайте [].

А мы переходим к выводам.

Говорит о хороших оценках, скрывая плохие

Нормальное поведение Ребенок, скрывая «неидеальную» оценку, пытается вовсе уйти от темы школы, не рассказывая о том, чем он там занимался, кто и какие отметки получил, что говорил учитель и т. д.

Уже синдром В рассказах о том, как он провел день в школе, вы не услышите историй о развлечениях, играх на переменах или о том, что интересного рассказывал учитель. Ребенок говорит об оценках и делает акцент на том, что он единственный получил 12 баллов или, выучив стих на переменке, рассказал его лучше всех. Регулярно рассказывает истории о неудачах в учебе одноклассников.

Как бороться Когда вы проверяете дневник ребенка, сядьте сзади него и обнимите, а только потом вместе его откройте. Так, даже если в дневнике будет плохая оценка, малыш будет чувствовать, что его тыл защищен, и перестанет бояться, что, если там увидите плохую отметку, вы перестанете его любить. Обязательно расскажите ему смешные истории из своего детства и о том, что вы тоже получали двойки и как рассказывали о них своим родителям.

Как быстро привести себя в тонус после праздников

Пусть ребенок почаще играет в командные игры (футбол, керлинг, пейнтбол, твистер) — так он поймет, что результат не всегда зависит именно от него, и то, что на итог влияют усилия всех участников. А это значит, что поражение — это не всегда его вина.

Симптомы синдрома отличника

Синдром отличника может проявляться разнообразными симптомами, которые указывают на чрезмерное стремление к успеху и страх неудачи. Вот несколько типичных симптомов этого явления:

1.      Перфекционизм

Ребенок ставит перед собой слишком высокие стандарты и стремится к идеальным результатам во всем. Даже малейшие недочеты могут вызывать чувство неудовлетворенности.

2.      Самокритичность

Отмечает каждую деталь своих действий и даже незначительные ошибки, анализируя их критически и часто переоценивая свою роль в происходящем.

3.      Страх неудачи

Ребенок боится провала и ошибок, что может привести к избеганию новых задач или предпочтению известных и проверенных методов деятельности.

4.      Чрезмерная ответственность

Принимает на себя излишнюю ответственность, даже за вещи, которые не подконтрольны, и часто чувствует себя ответственным за благополучие окружающих.

5.      Постоянное стремление к улучшению

Независимо от достигнутых успехов, ребенок постоянно ищет новые способы совершенствования и не может длительно наслаждаться своими достижениями.

7.      Физические проявления стресса

Могут возникать физические симптомы стресса, такие как бессонница, головные боли, боли в животе, из-за постоянного напряжения и беспокойства.

8.      Пренебрежение отдыхом

Ребенок может постоянно заниматься, избегая отдыха и развлечений, так как считает, что время, проведенное в покое, — это потеря времени на достижение целей.

10.  Социальная изоляция

Из-за постоянного напряжения и стремления к успеху, ребенок может избегать социальных ситуаций и изоляции от сверстников.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

1. Умерьте свои амбиции

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д. Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата.

Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.

Как избавиться от синдрома

Лечение синдрома отличника предполагает коррекцию системы ценностей и установок, избавление от зависимости от чужого мнения и нормализацию самооценку. Человек должен понять, что он ценен сам по себе. Без проработки глубинных психологических проблем, связанных с детством, избавиться от синдрома сложно, но кое-что можно сделать.

Упражнения

Разберем несколько упражнений, которые помогут справиться с синдромом самозванца.

Работайте  над формулировками

Запишите все «должен / должна», которые приходят в голову. И замените их на «я могу не …». Например, вместо «Я должен быть лучшим работником» запишите «Я могу не быть лучшим работником».

Теперь составьте новый список — каждое «надо» замените на «хочу» и сравните, насколько это совпадает с вашими желаниями.

Добавьте в жизнь хаоса

Вам сложно ошибаться, становится не по себе, если что-то идет не так. Но что если сознательно сделать свою жизнь немного неудобной. Например, пропустите одну уборку или сделайте перестановку дома.

Учитесь новому

В освоении нового ошибки — нормальная и неотъемлемая часть. Выберите одно новое дело и разрешите себе в нем ошибаться. Или сознательно сделайте ошибку в чем-то привычном, например, напишите слово с грамматической ошибкой, выйдите из дома на 5 минут позже. Смените имидж или решитесь на другие изменения.

Советы психолога

Чтобы убрать проявления синдрома отличника, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Стабилизируйте самооценку. Сейчас она зависит от того, похвалили вас или поругали. Ваша задача — сделать самооценку стабильно высокой. Для этого составьте список своих достижений / побед / приятных моментов за всю жизнь (можно оформить как коллаж или как цепочку фотографий / других памятных вещей и повесить на видное место). Обращайтесь к этой подборке, когда почувствуете, что нуждаетесь в одобрении.
  2. Учитесь расставлять приоритеты. Подумайте, чего на самом деле хотите вы, и ставьте это на первое место. Перестаньте угождать другим людям.
  3. Учитесь проигрывать, принимать неудачи и извлекать уроки из ошибок. Вам нравятся шахматы, шашки или еще какой-то вид спорта для пары или команды? Такое хобби отлично развивает умение проигрывать.
  4. Сравнивайте себя только с собой. Ведите дневник самонаблюдения. Записывайте свои успехи, сравнивайте себя только с собой. Помните о том, что каждый человек уникален. Поддерживайте и уважайте свою уникальность.

Чтобы избавиться от комплекса отличника, нужно определить его первопричину в вашем случае и работать над ней. Например, если вы все еще ждете одобрение родителя, то пора сепарироваться. Как только вы пройдете сепарацию, комплекс исчезнет сам собой.

Напоминайте себе о том, что идея «достигаторства» была навязана вам. На самом деле вы не должны быть лучшим во всем или в чем-то. Вы должны быть счастливым. А для этого вам нужно заниматься тем, что по-настоящему интересно вам, и двигаться в комфортном для вас темпе. Попробуйте концентрироваться на самом процессе, содержании деятельности, а не на результате. Например, при чтении книг мало кто гонится за количеством (хотя встречаются и такие «отличники») — важнее качество, само чтение. И этого принципа нужно придерживаться во всем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: