Стоит ли заставлять ребёнка учиться

Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на егэ

Как мотивировать учеников начальной школы учиться

Читайте с дошкольником веселые и интересные книги о школьной жизни (например, «Школа клоунов» Эдуарда Успенского, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского). Устраивайте регулярные семейные чтения. Можно читать по ролям, по очереди, главами и т. п. Любое творчество приветствуется. Прививать любовь к чтению лучше всего на собственном примере.

Чаще хвалите ребенка. Чувствуя поддержку, ребенок будет стараться повторить свой успех, у него будет расти уверенность в своих силах.

Контролируйте режим дня. После окончания занятий у школьника должно быть полтора-два часа отдыха. Правильный режим дня, полноценный сон позволят малышу восстановиться.

Помогайте делать домашние задания как минимум первые два года школы. Задача мамы или папы — помочь ребенку, если он испытывает сложности. Многие родители пускают на самотек выполнение уроков дома: «Он уже большой, пусть сам учится». Это в корне неверно. У ребенка еще не сформированы самостоятельные навыки обучения. Но и делать уроки за него не стоит.

Больше общайтесь с ребенком, спорьте, предлагайте помощь в том, чтобы найти какую-нибудь информацию. Развивайте его любознательность, заложенную природой.

Предоставьте малышу больше самостоятельности, общайтесь с ним как со взрослым. Будьте деликатны и корректны.

Создавайте «дефицит» информации. Чаще говорите: «Я затрудняюсь с ответом. Давай его вместе поищем в энциклопедии».

Поддерживайте интерес к знаниям. Удивляйтесь той информации, которую вам рассказывает маленький школьник. «Вот это да! Откуда ты это знаешь? Как ты это смог (смогла) сделать?»

Как синдром мешает во взрослой жизни

Зацикливание на мелочах, зависимость от мнения окружающих, стремление соответствовать их ожиданиям, острое реагирование на критику — все эти проявления синдрома отличника осложняют жизнь человека, провоцируя проблемы в различных сферах:

На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет отношения в коллективе. Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.

Личности с синдромом отличника не способны на креатив, творчество. Им проще выполнять однообразные задачи в установленных рамках — все ради одобрения со стороны начальства. Они способны жертвовать своим личным временем, задерживаясь на работе дольше всех, однако это делается не столько ради реализации цели, сколько ради поощрения и признания.

В личной жизни комплекс отличницы чаще проявляется у женщин. Они уверены, что сногсшибательный внешний вид, умение вкусно готовить, удовлетворять мужчину в постели, содержать дом в идеальном порядке и зарабатывать больше мужа — только эти качества делают их лучшими женами, достойными любви.

Когда мужчина не замечает стараний такой «идеальной» жены, вспыхивают скандалы. Женщина начинает обвинять мужа в том, что «он ее не любит и не ценит», «она ради него старается изо всех сил, а он не замечает этого» и все в таком же духе. Часто подобное заканчивается разводом и полным разрывом отношений. После чего мужчина находит себе женщину, не страдающую синдромом отличницы.

Воспитывая детей, родители с комплексом отличника слишком многого требуют от своих отпрысков. Здесь есть все: сравнение их с ровесниками; выбор и навязывание «подходящей» компании с «правильными» детьми; наказания за малейшие ошибки, неудачи, плохие отметки; проявления любви исключительно за хорошее поведение и прочее.

Такие родители записывают ребенка сразу в несколько секций — ведь он должен быть самым успешным из всех, самым умным, сильным, ловким, талантливым. В результате из ребенка вырастает либо бунтарь, который делает все наперекор родителям, либо еще одна личность с таким же, как у родителей синдромом отличника.

Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам.

С незнакомыми людьми женщины и мужчины с синдромом отличника могут вести себя вызывающе, рассказывая о своих успехах и достижениях (нередко преувеличенных). Если же в ответ получают замечание или недостаточное признание их заслуг, болезненно реагируют на это. Такая ситуация создает напряженную атмосферу в любой компании.

Вполне можно качественно общаться с окружающими, научиться строить гармоничные, продуктивные отношения с близкими людьми, если немного подкорректировать восприятие себя и окружающего мира.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Что такое синдром отличника и как его распознать

Синдром отличника/цы — термин в психологии, подразумевающий нездоровое стремление к идеалу, зацикленность на хороших оценках, неумение «проигрывать», чрезмерно требовательное отношение к себе и желание успеть сделать всё и сразу, при этом ещё и лучше всех.  

Распознать синдром отличника у ребёнка можно по следующим признакам

Чувствительность даже к самой незначительной критике в свой адрес. Бытовое замечание или совет со стороны старших не вызовет у большинства подростков огорчений, многие вовсе пропустят их «мимо ушей». Но у ребёнка со строгим отношением к себе любое сказанное слово надолго оседает в памяти. Критика воспринимается как упрёк, что впоследствии перерастает в низкую самооценку и постоянное недовольство собой.

Боязнь плохих оценок. Для детей с идеализацией к учёбе не существует оценок, кроме четвёрок и пятёрок. Тройки и двойки  считаются крахом всех их стараний. С таким подходом учёба теряет интерес и превращается в гонку за оценками.

  • Страх ошибок. Страх ошибиться — второй кошмар сверхстарательных учеников. «А что если я совершу помарку?», «А вдруг я не справлюсь с контрольной работой?», «А если я недостаточно подготовился?», «А вдруг я не внимательно прочитал задание?». За этими высказываниями кроется страх не оправдать свои или чужие ожидания: ученик привык быть лучшим во всём, поставил для себя высокую планку, и получить результат ниже привычного кажется для него чем-то оскорбительным и постыдным. 
  • Отказ от любимых занятий в ущерб себе. Если троечник, получив неудовлетворительную оценку, не откажется от прогулки с друзьями или похода в кино, то тревожный отличник после такого же результата наоборот заставит себя ещё больше учиться, как наказание за досадный промах. Беспрерывная учёба может привести к эмоциональному выгоранию и истощению организма.
  • Зависимость от мнения окружающих. У людей с синдромом отличника настроение зависит от чужого мнения: если они получают похвалу и одобрение, то испытвают радость и удовлетворение, если им делают замечание — чувствуют обиду и злость, а если окружающие не обращают на них внимания и не хвалят — думают, что делают что-то не так, сомневаются в себе, считают, что недостаточно хороши и им нужно срочно чего-то достичь. 
  • Невосприятие успехов окружающих. Когда кто-то другой получает высокие результаты, ребёнок, зависимый от похвалы и хороших оценок, испытывает угрызения совести. «Я недостаточно старался. Нужно больше учиться. Я себе такого провала не прощу».  
  • Стремление довести всё до идеала. Дети с синдромом отличника часто бывают перфекционистами, им хочется сделать всё идеально. Даже черновики они пишут с черновиками. 
  • Физические симптомы: учащённое сердцебиение, дрожь в ногах, беспокойный сон, сниженный аппетит, расфокусировка внимания, частое дыхание, гиперактивность и сонливость. Эти симптомы связаны с постоянной тревогой: подросток с синдромом отличника всё время оценивает себя, боиться ошибиться, пребывает в обдумывании своих мыслей и поступков. Организм реагирует на тревогу и вырабатывает гормоны стресса, даже если опасности извне нет. От этого ухудшается качество сна, пропадает аппетит и т.д.

Синдром отличника бывает не только у школьников, но и у взрослых. Трудности, которые он может вызывать в дальнейшей жизни:

  • Неумение выделять главное от второстепенного, расставлять приоритеты; 
  • Боязнь взять на себя ответственность, нерешительность, мнительность;
  • Низкая самооценка;
  • Неумение общаться со сверстниками; 
  • Недовольство качеством жизни;
  • Необходимость получать одобрение своих действий.

Поэтому так важно вовремя отследить признаки идеалистического подхода к учёбе у ребёнка, избавиться от него, чтобы в дальнейшем расти гармонично развитой личностью

Что такое «синдром отличника»?

Для начала разберемся в психологических установках.

Если ребенку, начиная с раннего детства говорить «посмотри на Машу (или Петю), какие они молодцы», «не съешь кашу – ты плохой ребенок» и т.п., то у него подсознательно формируется идеальный образ, к которому он должен стремиться, чтобы заслужить любовь, похвалу и внимание. Со временем установки закрепляются в сознании, хотя до учебы в школе и отличных оценок еще далеко, а после окончания учебы стремление быть лучшим, чтобы заметили и похвалили остается устойчивой моделью поведения

Собственные ошибки воспринимаются болезненно, как не имеющие права на существование. Человек с «синдромом отличника» рассматривает собственное «я» сквозь призму оценок окружающих, подчиняя порой свои желания и цели стремлению добиться признания.

«Будешь, как папа, врачом, и ни о каком архитекторе даже не мечтай!» Так родители заставляют ребенка воплощать собственные несбывшиеся планы и надежды, навязывая ему то, к чему нет ни таланта, ни желания. И ребенок учится на врача, чтобы не разочаровать семью. Знакомая ситуация для многих. Такое давление на ребенка – явная предпосылка к формированию «синдрома отличника».

Человек, привыкший скрупулезно выполнять любую работу и получать наивысшие оценки убежден, что все в этом мире должно быть правильным и идеальным. А если, в виду несовершенства мироустройства, он столкнется с ошибкой, то это может стать причиной психологической катастрофы. Еще хуже, если работа «отличника» и вовсе останется незамеченной и неоцененной – последствия равнодушия к нему могут быть непредсказуемыми.

Людям с синдромом отличника сложно не только учиться и работать, но и выстраивать межличностные отношения, поскольку окружающие, не отягощенные стремлением к перфекционизму люди, кажутся «отличнику» неправильными, далекими от его представлений об идеалах.

Если при выполнении заданий для «отличника» важна оценка окружающих, а не результат работы, то, ко всему прочему, развивается неуверенность в себе, страх совершить ошибку, болезненная реакция на критику, он становится хорошим «роботом-исполнителем», без проявления собственной инициативы. Вследствие постоянной неудовлетворенности собой и неуверенности развивается депрессия, а это уже – повод для обращения не только к психологу, но и к медицинским специалистам.

То есть, стремиться к совершенству можно и нужно, но без фанатизма, как говорится, и главное в этом вопросе – правильная мотивация.

Как помочь делать уроки в первом классе

  1. Лучше всего если еще до школы ребенок походит на подготовительные к школе курсы. Там уже задаются небольшие работы на дом, и это помогает ребенку привыкнуть к требованиям. Он начинает сам понимать, что заданное на дом сделать необходимо.
  2. Перед поступлением в школу рассказать будущему первокласснику о том, что его ждет в школе и с какими требованиями ему придется столкнуться. Это настроит ребенка на обучение в школе и познакомит с необходимостью делать уроки постоянно. Уроки дома должны стать не повинностью, а нормой вашей повседневной жизни.
  3. Придумайте для первоклассника какое-то приятное занятие после качественно сделанных уроков. Может вы наконец разрешите вместе с вами смотреть какие-то передачи или запишите его в какой-то кружок или секцию. А может вы разрешите на час попозже ложиться спать и в это время заниматься чем-то интересным, конечно при условии, что уроки будут сделаны самостоятельно ( без понуканий) и в срок.
  4. Будьте готовы к тому, что для того, чтобы сделать уроки быстрее ребенок просто постарается уменьшить их количество. Вот это пресекайте на корню. Можно удивляться детской изобретательности, когда дело касается нежелания делать уроки.
  5. С первого класса повесить над рабочим местом школьника расписание и график выполнения различных действий и работ, куда будут включены и уроки, и посещение кружков и секций, и прогулки, и какие-то небольшие домашние обязанности.
  6. Помогайте понять, рассказывайте, но никогда не выполняйте домашние задания за ребенка. Даже, если ребенок начинает нервничать, успокойте, поговорите и верните его к выполнению домашних заданий.
  7. Постарайтесь соблюдать режим и не отступать существенно от выработанного вместе с ребенком графика. Так легче детской психике адаптироваться и устранит излишнюю нервозность.
  8. Часто обсуждайте достижения своего ребенка и его одноклассников. Не для того. Чтобы его с кем-то сравнивать, ни в коем случае. Постарайтесь в разговорах выказывать уважение, восхищение желанием ребенка чего-то добиться, узнать сверх учебной программы. В школе сейчас это забыто, поэтому поддерживать желание учится придется поддерживать нам-родителям.
  9. Постарайтесь с первого класса выполнять уроки дома в первую очередь и лишь потом идти в кружки, секции или на прогулку. Это дисциплинирует и является дополнительным стимулом закончить уроки в срок.

Некоторые современные учителя, а за ними и родители начинают твердить, что сначала нужно погулять после школы, а затем только садиться за уроки. Не нужно к этому приучать, уважаемые родители. Это пошло от того посыла, что после школы должен пройти час, прежде, чем ребенок сядет за уроки дома.

А теперь давайте посчитаем, сколько пройдет времени, если первоклассник после школы сразу придет домой и сделав все сядет за домашние задания. После последнего урока ребенок идет в раздевалку и одеваясь обсуждает свои дела с новыми друзьями. Редко, кто управляется за 15-20 минут. Дальше идет домой. Если школа рядом, это еще 10 минут, а часто и больше. Приходит домой раздевается 10-15 минут. Если взрослые разогрели обед, то на еду уйдет еще 15-20 минут, если разогревать самому, то на это уйдет в лучшем случае 30-40 минут. И сколько мы имеем в итоге? Минимум-час.

А еще вынуть учебники и тетради, усесться за стол. Тут вспоминаем, что какой-то урок не записан и идем звонить одноклассникам. Да если за полтора часа ребенок только сядет зва уроки, это уже хорошо. Хотите, чтобы он до этого погулял?

Только помните, когда наступит вечер, то писать уже придется при электрическом свете. Голова уже думает медленно и запоминает хуже. Родители приходят домой, и обсуждают прошедший день и так хочется поговорить с ними, а не писать в тетрадку или учить стихотворение. Возникает столько отвлекающих моментов. Представьте себя на месте ребенка и составьте вместе с ним график от которого ни вы, ни он не будете отклоняться.

Уберите то, что может отвлекать от учебы

Часто ребенок не может хорошо подготовиться к следующему учебному дню, так как отвлекается и не может сконцентрироваться. Чтобы выполнение заданий на дом не вызывало трудностей, рекомендуется:

  • заранее перекусить и отдохнуть после прихода со школы. Так у учащегося будет достаточно энергии для того, чтобы быстрее справиться с заданиями и повторением изученного материала.
  • сделать ежедневными легкие физические нагрузки. Если регулярно делать зарядку, заниматься спортом или просто часто гулять на улице, то это положительно отразиться на самочувствии. Такие нагрузки помогут зарядиться энергией для выполнения учебных и любых других повседневных задач.
  • выключить телевизор, компьютер и оградиться от других шумовых и визуальных отвлекающих факторов. Шум отвлекает детей, не дает им сосредоточиться, поэтому нужно убедиться в том, что они учатся в комфортной обстановке.
  • отложить гаджеты в сторону. Соблазн отвлечься на смартфон или планшет во время решения задачи по математике или чтения параграфа по истории высок, поэтому лучше заранее убрать эти устройства из поля зрения. Развлечения стоит отложить до того момента, когда уроки будут сделаны.

Выбрав подходящее для уроков время, убрав все то, что может отвлекать от них и в целом правильно распланировав день учащегося, удастся существенно облегчить его повседневные задачи. Так обучение будет даваться намного легче, а потому и мотивация ребенка к учебе, и его успеваемость повысятся. Кроме того, он научится планировать свой день и станет более ответственным, что также положительно отразится как на его школьной, так и внешкольной жизни.

Как заставить ребенка учиться в школе: «хитрости» для родителей

Под словом «заставить» мы понимаем определенные хитрости, которые будут мотивировать ребенка ходить на учебу в школу. Ни в коем случае речь не идет о психологическом давлении на ребенка, или того хуже — физическом наказании. Все это — пережитки прошлого, от которых желательно всем современным родителям отказаться, если они хотят, чтобы их дети росли счастливыми и успешными людьми.

Что же нужно делать и как себя вести, чтобы ребенок сам захотел ходить в школу и выполнять домашнее задание:

  1. Прежде всего, выясните основную причину, по которой ему не нравится каждое утро вставать, собирать портфель и идти на уроки:
  • если ребенок очень устает за день, то попробуйте пересмотреть его график и убрать какие-то занятия, которые он посещает после школы;
  • если его утомляют интеллектуальные нагрузки (после школы он идет к репетиторам), то пересмотрите его рабочий график, замените дополнительные уроки на занятия спортом, желательно семейным;
  • если ребенок устает эмоционально, потому что не высыпается, то сделайте все возможное, чтобы у него выработался правильный режим дня, и утром он чувствовал себя бодрым.

  1. Помогите своему чаду найти правильную мотивацию для учебы. Здесь нужно отталкиваться от возрастных особенностей своего ребенка:
  • Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться во 2 классе, то попробуйте просто все время хвалить своего маленького ученика за каждый достигнутый им успех. Ребенок будет чувствовать, что за него рады, что его успехи кому-то нужны, тогда он начнет непроизвольно все время стремиться к успеху не только в учебе, но и по жизни.
  • Не стоит заставлять ребенка учиться в 8 лет. В этом возрасте детям уже начинают выставлять оценки в школе. Если ваше чадо не будет входить в число отличников, не стоит воспринимать это, как трагедию. Старайтесь не ругать малыша за плохие оценки, а лучше помогайте ему в том, что у него получается лучше всего.
  • Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться в 10-12 лет, то пробуйте стимулировать его интересными семейными развлечениями, но ни в коем случае не материальными благами. Ставьте перед ним несложные задачи, которые он может выполнить за короткое время. Долгосрочные планы – это для взрослых, а не для подростков с незрелой психикой.
  • В 13-14 лет ребенок уже становится взрослым, для него родители не являются больше авторитетом, потому что больше всего его интересует мнение сверстников. Но это не значит, что не нужно ребенка заставлять учиться. Помогите ему уже в этом возрасте определиться с будущей профессией, чтобы он начал готовиться к поступлению в университет или техникум, изучая досконально предметы, которые ему нравятся.
  • Ребенка в 15 лет вообще нельзя заставлять учиться. В этом возрасте у них ломается психика. Они часто влюбляются, у них появляются компании, в которых они проводят большую часть своего свободного времени. Не стоит в этом ограничивать ребенка в общении и любви. Просто станьте для него другом, которому можно все рассказать. Если у вас это получится, то и влиять на его обучение вы сможете легко.

Учите своего ребенка нести ответственность за свои поступки и доводить начатое до конца

Как только он начнет эти умения проявлять, замечайте это, обращайте его внимание, что у него получается, он справляется. Похвала – это отличная мотивация.

Поверьте, даже если вы прочитаете сотню книг, как заставить ребенка учиться, ничего из этого не поможет вам, потому что все дети – это индивидуальности, к которым нужно искать особый подход, чтобы из них выросли успешные люди.

Поощрять за процесс, а не за результат

Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.

Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.

Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.

Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.

Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.

Отличные оценки вредят здоровью

Кроме излишней требовательности к себе, которая вызывает депрессию, стоит упомянуть и о типичных проблемах со здоровьем у детей в сидячем (ученом) образе жизни. Заставляя малыша подолгу сидеть за учебниками и тетрадями появляются проблемы с осанкой, боли в спине, упадок зрения. Малышу и так приходится проводить на уроках по 40 минут сидя в не всегда правильном положении. Добавить такие же нагрузки дома и можно наградить ребенка всеми этими симптомами. Маме стоит позаботиться о том, чтобы ее «отличник» в полной мере восполнял свои умственные нагрузки — физическими. Для эмоциональной и физической разрядки существуют различные направления йоги, которые подойдут даже детям. Прислушивайся к своему ребенку, не допускай стрессов и умственных перегрузок.

Кому нужны «пятерки»?

Родителям

В первую очередь хорошие оценки важны родителю как причина гордиться своим ребенком. Зачастую желание иметь сына или дочь отличницу объяснимо тем, что маме будет чем хвастаться перед подругами, ведь у нее растет маленький гений. А значит ее воспитание и гены сыграли не малую роль в становлении ребенка. Таким образом родители пытаются реализоваться через своего ребенка, исполнить свои амбиции руками школьника. Есть конечно та часть родителей, которая верит в то, что отличные оценки обеспечат ребенку блестящее будущее и престижную карьеру. Но на практике, так не всегда бывает, ведь сами по себе оценки — лишь отметка на бумаге.

Учителям

Бытует мнение, что оценки нужны учителям, ведь в некоторых школах за хорошую успеваемость учеников дается премия. Но это мнение спорно, ведь такая система бы долго не прожила. Учителя бы завышали оценки, а на итоговых аттестациях большая часть «хорошистов» слетала бы. Но при хорошо сданных ЕГЭ и ОГЭ премия для учителей существует, поэтому у них есть мотивация двигать учеников к знаниям и немного надавливать на их родителей.

Школьникам

Меньше всего оценки нужны ученикам. Детям нужна похвала родителей, их любовь, а также спокойствие в школе — чтоб учителя не пилили, но ни как не пятерки. Часто происходит, что в начальной школе ребенок был круглым отличником, а ближе к выпускному классу еле вытягивает на «четверку» и прогуливает уроки. Не уж то поглупел за эти годы? Но не стоит недооценивать школьника. Бунтари гораздо интересней и авторитетней для своих одноклассников, нежели зубрилы. Даже это в будущем может принести определенные плоды, объясним почему.

Не замечайте результатов нигде, кроме школы

Родительское внимание к школьным успехам не обходит никого: ни призера соревнований по танцам, ни звезду актерского кружка. Концентрируясь на учебе, родители проявляют неуважение к интересам ребенка

И в итоге получают подростка, которому тоже «по барабану» родители с их представлениями о жизни.

Низкие оценки могут быть вызваны сложностями с учителем или недружелюбным отношением одноклассников. Успехи в других сферах будут попыткой компенсировать неудачи в школе, и игнорировать их — значит настроить ребенка против себя. В идеальном случае эти успехи станут источником ресурсов, чтобы улучшить школьные результаты. Но если родители отказываются «признавать» диплом художественного конкурса, у ребенка не будет желания идти им навстречу и подтягивать оценку по математике.

Замечайте успехи во всех сферах. На школе свет клином не сошелся — многие успешные люди были двоечниками. Если вы будете с уважением относиться к любым успехам ребенка, он поверит в себя и наверстает упущенное в школе. Или не наверстает — но внешкольные навыки пригодятся в жизни ничуть не меньше, чем знание столицы Бангладеш или умение отличить катод от анода.
Читать полностью:  

Используйте учебу как наказание

Многие родители хотят наказать ребенка с пользой. И находят «идеальный» способ это сделать — заставить учиться. Нагрубил бабушке — реши десять примеров. Вернулся поздно домой — садимся писать диктант. Получил двойку по русскому — переписывай всю тетрадь.

В итоге у ребенка выстраивается установка: учеба — повинность, пытка, через которую нужно пройти, чтобы поступить в вуз, получить диплом и потом насиловать себя за копейки на работе. Усадить такого ребенка за учебу «просто так» будет сложно — и вам придется придираться к мелочам, чтобы иметь возможность вновь под соусом наказания заставить прочитать учебник.

Звучит абсурдно? Но по такой модели проходит сражение с гранитом знаний в большинстве семей, где используют учебу как кнут. А в некоторых западных школах строчки после уроков до сих пор считаются эффективным методом наказания. Может, поэтому современные дети предпочитают компьютер привычным ручке и бумаге?

То же самое относится и к другим видам наказания. Если хотите, чтобы сын убирался у себя в комнате, не используйте работу по дому как расплату за прегрешения.

Почему дети старших классов не хотят делать уроки дома

Для многих родителей, то. Что я сейчас скажу будет неожиданностью. В 99% дети в этом не виноваты.

  1. Причины за время учебы уже сформировались и лежат на поверхности. Как правила причины все те же, что и в средней школе. Школы, перешедшие на так называемые профили начали пытаться взять на себя не свойственную им функцию- подготовить в институт.
  2. Да простят меня школьные учителя, но почти никто из них не сможет этого сделать. Ни нужных знаний, ни владения методиками школьные учителя не обладают. Зато у них появилась возможность заработать на дополнительных часах, чем они в большинстве своем и пользуются.
  3. В связи с этим дети вынуждены пребывать в школе по 8-10 часов ежедневно, отказываться от секций, кружков, выходных и пытаться сделать все заданное до 2-3 часов ночи. Думаете это единичный случай? Нет, это распространяется повсеместно. Начиная с 8 класса дети и родители забывают, что такое жить нормальной жизнью. Все подчинено интересам школы.

И вот здесь я всех родителей призываю однозначно встать на сторону своего ребенка и бороться только на его стороне. Я не говоря сейчас о том, чтобы потакать лени, нет. Я говорю о том, что даже сам учитель не способен к завтрашнему дню решить 60-80 задач по физике или математике. Но, однако, он это задает своим ученикам. Хороший учитель задает несколько заданий и видит понимание или непонимание детей и не нужно это натаскивание и решение сотни задач.

Если у вас в школе началось то же самое и вы хотите, чтобы ваш ребенок не вычеркнул из свой жизни любимые занятия и тренировки, то прочитайте нормы санпина. Они есть для каждого класса для всех форм обучения. С распечаткой этих норм идете к завучу в школу и говорите о том, что вы против, чтобы ребенок бросал тренировки и прочее. Уверяю вас, что даже спорить с вами особенно не будут. Это детей они обманывать приспособились. В крайнем случае напишите заявление.

А вот с оценками по предметам придется смириться. Требуйте от ребенка понимания и решения нескольких номеров заданий, а не попытки выполнить невозможное. Могу сказать, что при таком подходе мой сын был по результатам ОГЭ одним из лучших. При этом он занимался на курсах по информатике, которые сам же и выбрал, посещал тренировки и не сходил с ума перед экзаменами.

Я не знаю, какие именно причины породили в вашем ребенке нежелание делать уроки дома. Знаю одно, в ваших силах быть всегда на стороне своего ребенка и помочь ему в получении знаний и их реализации в жизни.

Поверить в себя

По словам психотерапевта, нередко детям требуется помощь специалиста в преодолении школьных проблем. Но наплыв начинается ближе к весне, в преддверии ЕГЭ. К этому времени психологическое и эмоциональное напряжение возрастает до такой степени, что ребенок уже не может самостоятельно с ним справиться. А нагнетание ситуации начинается еще с осени, когда учителя начинают пугать предстоящими экзаменами, родители поддерживают педагогов, рассказывая о том, что неуспешная сдача экзаменов обернется карьерой дворника.

«Вместо того чтобы вселить уверенность, поддержать ребенка, мамы и папы начинают пугать нерадужными перспективами. «Психика учеников такой нагрузки часто не выдерживает, и это приводит к срывам, — говорит специалист. — Понятно, что основная задача ребенка — учиться, но не все должно получаться хорошо

Нужна адекватная оценка его возможностей, если у школьника нет способностей к чему-то, не нужно упрекать, важно найти то, в чем он преуспеет, и поддержать. Не должно быть домашнего прессинга из-за неуспеваемости в школе или возможно плохой сдачи экзамена».. Статья по теме

Статья по теме

А вы читали «Муму»? Кто должен решать, что читать детям в школе

Известно, что к окончанию школы у детей целый букет заболеваний, но, как оказалось, не только физических, но психологических. По словам Анастасии Ивановой, как минимум у них есть неврозы, которые потом нужно будет лечить. А чтобы сохранить хотя бы психическое здоровье школьника, родители должны чаще к нему прислушиваться и поддерживать в сложных детских проблемах.

Основная причина – отсутствие мотивации к учёбе

Что такое учебная мотивация? Если говорить научным языком, то это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия ребёнка на выполнение учебной деятельности. Это довольно сложная система, которая формируется мотивами, реакциями на неудачи, установками самого ученика и его настойчивостью.

С проблемами мотивации родители и учителя обычно сталкиваются уже в первом классе. Ученики шумят, часто отвлекаются, не воспринимают учителя, отказываются выполнять домашние задания. И в таких ситуациях большинство родителей действуют достаточно шаблонно: они пытаются заставить ребёнка учиться и делать уроки, то есть обучение идёт из-под палки.

Но такой подход только усугубляет ситуацию! Его последствиями часто становится появление ещё больших проблем с учёбой, к которым добавляются психоэмоциональные сложности. У детей развиваются невроз и страх перед учёбой, они находятся в постоянном стрессе. Естественно, что в таких условиях о высокой успеваемости не приходится говорить.

Учебная мотивация формируется не одним мотивом и не объясняется какой-то «природной» ленью ребёнка или его интеллектуальным потенциалом. Причин, почему ребёнок не хочет учиться, гораздо больше, и многие объясняются особенностями работы его мозга.

Причины отсутствия мотивации к учёбе

Если говорить о начальной школе, то многие дети просто к ней не готовы, точнее, они психологически не готовы к школьному обучению. В это понятие можно включить:

  • коммуникативную готовность – способность ребёнка общаться с другими детьми и педагогом не так, как в детском саду;
  • мотивационную готовность – стремление учиться и приобретать знания;
  • интеллектуальную готовность – достижение определённого уровня развития памяти, мышления, внимания;
  • эмоционально-волевую готовность – способность ребёнка спокойно сидеть на протяжении всего урока и эффективно на нём работать.

И как бы родители не пытались заставить ребёнка учиться в 1 классе, без развития этих навыков все их попытки будут обречены на провал.

Постепенно к этим причинам отсутствия мотивации к учёбе добавляются новые:

  • несформированная нейродинамика чтения и письма;
  • непонимание учебного материала;
  • отсутствия навыка самостоятельного обучения;
  • слабо развитая сила воли;
  • страх совершения ошибки;
  • низкая квалификация педагогов, которые не способны в обучении учитывать индивидуальные особенности личности. Как результат – всем детям материал предоставляется одинаково, закономерным итогом становятся скука у школьников к учёбе и неуважение к учителям.

Дополнительными факторами, из-за которых ребёнок не хочет учиться, можно назвать следующие:

  • наличие у школьников синдрома ускоренного мышления;
  • развитие «клипового» мышления;
  • отсутствие правильного режима дня, в котором бы грамотно чередовались физические и умственные нагрузки;
  • низкий уровень учебной дисциплины;
  • отсутствие сознательной регуляции поведения или воли;
  • незнание о своём истинном потенциале, своих возможностях, которые есть у ребёнка с рождения. Отсюда – заниженная самооценка и потеря мотивации к учёбе.

Платите за хорошие оценки

Среднестатистический белорус ходит на работу потому, что там платят деньги. Тратить треть жизни на то, что не приносит удовольствие само по себе — личный выбор взрослого человека. Но кто-то переносит эту модель на детей, убивая этим интерес к учебе.

Если пообещать платить по 3 рубля за десятку, учебные результаты ребенка улучшатся — но ненадолго. Стимул в виде 3 рублей скоро приестся, ребенок станет учиться как раньше — и требовать за это денег. А решите снять с довольствия — вообще перестанет. Единственный способ, который вернет высокие результаты, — повышение ставок до 5, 7, 9 рублей. В итоге, чтобы поддержать тлеющий интерес к учебе, в «костер» придется вбрасывать всю зарплату.

Мотивация бывает внутренней и внешней. Внешняя подчинена деньгам или подаркам и хороша на короткой дистанции. Внутренняя подкрепляется познавательным интересом, желанием узнать что-то новое. Любой внешний стимул приедается и теряет мотивирующий эффект. Но с внутренними этого не происходит — ведь новое всегда будет новым.

Проблема внешней мотивации в том, что она на первых порах сильнее и убивает внутреннюю. И если вы хотите, чтоб ребенок не утратил интерес к развитию и во взрослой жизни, не платите денег, а попробуйте заинтересовать. Или вообще не трогайте — и ребенок сам найдет, что ему интересно.

«Всю начальную школу мы дико завидовали одному пацану — ему предки за учебу платили. Не помню, сколько точно — но по тем временам вполне неплохие деньги. В итоге наш отличник, разумеется, ушел в гимназию, и все про него забыли. А недавно шел возле одного ПТУ, смотрю — а он там на курилке стоит». Сергей, старшеклассник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: