Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Что такое синдром дефицита внимания

Вам может быть интересно

26.09.2019 Оставаться голодным безрассудно, или чем опасно намеренное голодание

28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию

26.08.2019 Прощать или прощаться: возможна ли счастливая жизнь вместе после измены?

15.04.2019 Способный, но ленивый: что делать, если ребёнок не хочет ничего делать

26.08.2019 Хронический алкоголизм: есть ли шанс избавиться от патологической привычки?

24.10.2019 7 рекомендаций, чтобы переступить через собственную лень и начать заниматься спортом

28.10.2019 Выбраться из скорлупы и стать счастливым — это может каждый Как стать счастливее: из интроверта — в экстраверта

24.09.2019 Болезнь, а не похмелье: чем опасен абстинентный синдром?

26.09.2019 Устали на работе? Нужен перерыв? Только не смотрите в телефон!

23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?

22.08.2019 5 шагов к свободе: как избавиться от созависимости

06.08.2019 «У микрофона — страх!»: как не бояться выступать на публике

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Синдром у подростков

Как было сказано в начале статьи, не все дети перерастают недуг в дошкольном и раннем школьном возрасте. Нередки нарушения и в подростковый период. Он требует еще большего участия от родителей. Юношеские проблемы, такие как боязнь неудачи в школе и личной жизни, давление со стороны одноклассников, дети с СДВ переживают тяжелее. Стремление быть независимым и тяга к запретному плоду – алкоголю, курению – могут сильно сказаться на психическом здоровье подрастающего человека.

Как и раньше, рекомендуется устанавливать для ребенка определенные правила. Они должны быть конкретными и простыми для понимания. Родители обязаны объяснять «почему» правило было установлено. Допускается даже сделать печатную таблицу и повесить ее на видном месте.

В случае нарушения правила (а это неизбежно), нужно реагировать на это максимально спокойно. Наказания должны быть справедливыми и четкими. Возможно применение методики «тайм-аут». С подростками она также работает. Постарайтесь найти с ними компромисс. Проговаривание ситуации – лучший способ ее разрешения.

Ответственность за свои поступки

Когда мы что-то делаем или говорим, несем ответственность за свои поступки. Наше поведение может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на других и наше окружение. Часто мы не осознаем всего масштаба последствий своих действий, но ничто не проходит бесследно.

Ответственность за свои поступки включает осознание того, что мы несем ответственность за последствия своих действий как перед собой, так и перед другими людьми

Несмотря на то, что мы можем совершать ошибки или принимать неправильные решения, важно быть готовыми принять их и нести ответственность за них

Последствия наших поступков могут быть разнообразными. Иногда они могут быть незначительными и краткосрочными, но в других случаях могут иметь долгосрочные и значительные последствия для нас и окружающих нас людей

Важно помнить, что наши действия могут влиять на отношения с другими людьми, на наше самооценку и нашу репутацию

Ответственность за свои поступки также включает осознание того, что мы должны быть готовыми принять последствия своих действий и нести ответственность за них. Это означает, что мы должны быть готовыми извиниться, исправить ситуацию или взять на себя вину в случае необходимости.

Нельзя забывать, что наши поступки могут влиять не только на нас самих, но и на окружающий нас мир. Каждое доброе дело или вредное действие создает цепную реакцию, влияющую на других людей и окружение

Поэтому важно помнить о своей ответственности и стремиться к тому, чтобы наше влияние было положительным и созидательным

В итоге, ответственность за свои поступки — это осознание своей роли в обществе и нашей способности влиять на мир вокруг нас

Неважно, как маленькие или большие наши действия, они имеют значение. Мы несем ответственность за эти действия и должны быть готовы принять последствия своих решений

Что будет, если не лечить симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Дети с СДВГ не могут сосредоточиться на обучении, а их поведение постоянно подвергается осуждению. При высокой степени болезни пациентам трудно закончить начальную и среднюю школу. С возрастом, уязвимость детей перед пороками возрастает — они могут попасть в плохую компанию, заняться воровством и т.д. В школе их не любят, ведь они мешают работать на уроках всему классу, часто спорят с учителями, грубят. Обычно от таких учеников стремятся избавиться, путем перевода в коррекционный класс или школу.

Проблемы у детей с синдромом будут и в семье. Если маленьких детей родители терпят, с возрастом дурной характер и плохое поведение начинает раздражать даже самых терпеливых членов семьи. Детей ругают за неуспеваемость, наказывают за дерзость. Неудивительно, что большая часть детей-бомжат — сбежавшие из дома подростки с СДВГ.

Если не лечить СДВГ у детей, во взрослой жизни их не ждет ничего хорошего. Импульсивность, лень, скандальность не дают человеку развиваться, он часто ищет легкие пути заработка. Такой человек — тяжкое бремя для родителей, семьи и общества.

Внимание! Если СДВГ переходит в хроническую форму, симптомы болезни сохраняются в течение многих лет. Без лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется в будущем у 70% пациентов в подростковом возрасте и 30% страдает СДВГ всю жизнь

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Определение и диагностические критерии

В настоящее время основой для установления диагноза является фено­мено­ло­ги­чес­кая психо­ло­ги­чес­кая харак­те­рис­ти­ка. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5

Согласно DSM-5, диагноз Синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6 лет). Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельными для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Невнимательность

Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

Гиперактивность

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит «свернувшись калачиком».

Значение фразы «Ничто не проходит бесследно»

Фраза «Ничто не проходит бесследно» означает, что все действия и события оставляют свои следы и имеют последствия. Каждое наше слово, поступок или решение оказывают влияние на нашу жизнь и жизнь окружающих. Даже малозначительное событие или пренебрежительное отношение к чему-либо может иметь долгосрочные последствия.

Подобно камню, брошенному в воду, каждое наше действие вызывает реакцию в нашей жизни и жизни других людей. Неравнодушие, забота и доброта создают положительные следы, в то время как равнодушие, эгоизм или злоба могут нанести вред и вызвать негативные последствия. Эти следы остаются в наших сердцах и сердцах окружающих, влияют на наше самочувствие и взаимоотношения.

Понимание значения фразы «Ничто не проходит бесследно» помогает нам осознавать нашу ответственность за свои поступки и выборы

Оно напоминает нам о важности быть внимательными к словам, действиям и отношениям, которые мы вносим в жизнь других людей

Эта фраза также напоминает о нашей способности восстановить или исправить негативные следы, которые мы оставили. Мы можем проявить сострадание, извиниться или помочь тем, кому мы причинили вред. Мы можем делать позитивные выборы и действия, чтобы создавать благоприятные следы и оказывать позитивное влияние на себя и других.

Примеры:
  • Мысли, слова и поступки, оскорбляющие других людей, могут вызвать негативные эмоции и неприязнь.
  • Помощь и поддержка близких людей создают доверие и глубокие взаимоотношения.
  • Выборы, сделанные в области образования или карьеры, могут иметь долгосрочное влияние на наше будущее.
  • Забота о окружающей среде и рациональное использование ресурсов помогают сохранить природу для будущих поколений.

Советы

Почаще обнимайте своего ребенка, показывайте ему свою заботу и любовь

Родители должны показывать свои чувства, демонстрировать свою любовь и заботу. Необходимо стараться, как можно больше времени уделять ребенку, обнимать его и целовать, показывать, что дорожите им, несмотря на все проблемы и недостатки.
Повышайте самооценку. Отдавайте ребенка на занятия спортом или в творческие кружки. Это позволит добиваться определенных успехов, что будет радовать, позволит ощутить свою значимость. Не забывайте хвалить малыша даже за малейшие победы.
Всегда помните о том, что ребенку необходимо правильно организовывать свой дневной распорядок, чтоб имело место время на отдых. Помните о том, что усталость усугубляет состояние малыша с данным синдромом.
Научитесь правильно ставить задачи. Формулируйте их простыми словами, чтоб ребенку было понятно, что от него требуется.
Создайте дневной распорядок и следуйте ему, тем самым дисциплинируйте малыша

Важно это делать мягко, без давления.
Запаситесь терпением, будьте уверены в себе. Постарайтесь всегда быть спокойными

Помните о том, что ребенок может Вас копировать.
Если ребенок уже посещает школьное заведение, не обойтись без помощи учителя. Важно, чтоб родители пообщались с педагогом, объяснили ему сложившуюся ситуацию, смогли заручиться его поддержкой. Не исключено, что понадобится перевести ребенка в заведении, где применяется индивидуальный подход в воспитании и образовании.

https://youtube.com/watch?v=9FIyLOPczGc

Теперь Вы знаете, какие симптомы могут указывать на наличие синдрома ДВ у ребенка

Важно, чтоб родители не бездействовали, имели возможность своевременно оказать помощь своему малышу, если нужно обратиться за консультацией к психотерапевту. Помните о том, что поведение ребенка с нехваткой внимания можно откорректировать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: совсем недетские последствия

У некоторых детей симптомы СДВГ не проходят, трансформируясь в хроническое состояние. Взрослых, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, уже более 5%.

Симптомы дефицита внимания у взрослых практически такие же, как и у детей, но из-за того, что взрослый человек острее нуждается в результатах, с него требуется большая ответственность, он ярче и четче осознает свои проблемы и неудачи, поэтому к симптомам синдрома добавляются психические расстройства, связанные с чувством неудовлетворенности. Нередко взрослые с СДВГ депрессуют, страдают фобиями и шизофренией. У взрослых синдром дефицита внимания мешает нормально жить, создавая проблемы в семейной жизни, на работе, в общении с окружающими.

Терапия СДВГ

В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .

Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :

  1. Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
  2. Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
  3. Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
  4. Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
  5. После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
  6. Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.

AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .

Диагностика патологии

При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

  1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
  2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
  3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

Лечение СДВГ

Диагностикой и лечением СДВГ у детей занимается детский врач-невролог или врач-психиатр. Я как психолог оказываю поддержку родителям, помогаю найти ресурсы, даю рекомендации, как справится с негативными эмоциями, страхами по поводу диагноза ребенка

Обратите внимание, прежде чем , необходимо иметь диагноз от врача. Не стоит заниматься самодиагностикой, даже если вы нашли все симптомы СДВГ у ребенка, помните поставить диагноз может только врач! 

Для лечения СДВГ применяют комплексную терапию: медицинские препараты и психологическую коррекцию. Лекарства можно давать ребенку исключительно по назначению врача-невролога (психиатра), он подбирает их строго индивидуально, исходя из поставленного диагноза и с учетом данных обследования. 

Кроме того, для лечения СДВГ используют БОС-терапию (метод биологической обратной связи, при котором ребенок выполняет специальные задания в игровой форме), массаж, физиотерапию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: