Интонация звучащей речи

Интонация

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Интонация[]

Интонация — единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации паузы.

Функции интонации:

различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание);
различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;
оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;
выражает конкретные эмоции;
вскрывает подтекст высказывания;
характеризует говорящего и ситуацию общения.

Две первые функции относят интонацию к системе языка, остальные связаны с речевой сферой.

Виды и функции интонации

Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.

С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.

Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.

Типы интонем:

  • Фразовые акценты – когда акцент ставят при помощи интонационного ударения без изменения порядка слов в предложении. К примеру, вопрос «Катя придет завтра?» с ударением на «придет» и «завтра» имеет совершенно разный смысл. В одном случае мы интересуемся, когда же она придет, в другом – сомневаемся, придет ли она, вообще.
  • Неакцентные интегральные характеристики – когда вся фраза произносится в едином формате без выделения отдельных слов ударением.

Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.

Разновидности интонем:

  • ИК-1 – нисходящий тон для завершенного повествовательного предложения (большинство повествовательных конструкций).
  • ИК-2 – нисходящий тон в вопросах с вопросительным словом («Как вы себя чувствуете?»)
  • ИК-3 – восходящий тон в вопросительных конструкциях без вопросительного слова («Вы были на лекции?»)
  • ИК-4 – нисходяще-восходящий тон для сопоставительных вопросов («Я буду… а вы?»)
  • ИК-5 – чередование восходящего, ровного и нисходящего тонов для констатации факта и восклицания («Какой чудесный день!»)
  • ИК-6 – чередование восходящего и ровного тонов для оценочных восклицаний («Какой день погожий!») и вопроса-недоумения («Какой еще экзамен?!»)
  • ИК-7 – восходящий тон со смычкой голосовых связок для выражения экспрессии («Это она красавица?.. Да она уродина!»)

Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.

Базовые виды интонации:

  • повествовательная;
  • вопросительная;
  • восклицательная.

Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.

Функции интонации:

  • Синтаксическая – формулировка мыслей с их оформлением в интонационные группы. Так мы говорим большую часть времени в обычном режиме.
  • Семантическая – коммуникативная организация фразы, членение фразы интонацией на смысловые части.
  • Экспрессивная – выражение собственных эмоций и их силы, воздействие на эмоциональную сферу слушателей.
  • Эвфоническая – обеспечение благозвучия фразы путем деления на соразмерные фрагменты, баланса более громких и тихих отрезков фразы.
  • Стилистическая – приведение речи к тому или иному стилю.

Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.

Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.

Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

французкий язык

Французская интонация существенно отличается от английской. Есть четыре основных шаблона.

  • Паттерн продолжения — это повышение высоты тона в последнем слоге ритм-группы (обычно фразы).
  • Паттерн завершенности — это резкое падение высоты звука в последнем слоге декларативного высказывания.
  • Интонация «да / нет» — это резкое повышение высоты звука, происходящее в последнем слоге вопроса «да / нет».
  • Интонация информационного вопроса — это быстрое понижение высоты тона в первом слове вопроса, не являющегося положительным / отрицательным, за которым часто следует небольшое повышение высоты тона в последнем слоге вопроса.

Шаблон продолжения

Самая отличительная черта французской интонации — образец продолжения. В то время как многие языки, такие как английский и испанский , делают ударение на определенном слоге каждого слова, и хотя многие носители языков, таких как английский, могут сопровождать это ударение возрастающей интонацией, во французском нет ни ударения, ни отличительной интонации на данном слоге. Вместо этого на последнем слоге каждой «ритм-группы», кроме последнего в предложении, помещается повышающаяся высота звука. Например (как и раньше, стрелки изменения высоты тона и относятся к слогу, следующему сразу за стрелкой):

  • Hier soir, il m’a offert une cigarette. (Английский эквивалент будет: «В прошлый вечер он предложил мне сигарету (BrE) / сигарету (AmE)».
  • Le lendemain matin, après voir changé le pansement du malade, l’infirmier est rentré chez lui.

Прилагательные находятся в той же ритмической группе, что и их существительное. Каждый элемент в списке образует собственную ритмическую группу:

Chez le fruitier на Trouve des pommes, des Orange, des bananes, des fraises et des abricots.

Боковые комментарии, вставленные в середину предложения, образуют собственную ритмическую группу:

La grande guerre, si j’ai une bonne mémoire, duré quatre ans.

Шаблон окончательности

Как можно увидеть в приведенных выше примерах предложений, резкое падение высоты звука происходит в последнем слоге декларативного утверждения. Предыдущие слоги финальной ритм-группы находятся на относительно высокой высоте.

Да / нет шаблона

Чаще всего в неформальной речи вопрос «да / нет» обозначается одним резко повышающимся тоном без каких-либо изменений или перестановок слов. Например

Il est riche?

Форма, встречающаяся как в устной, так и в письменной французской речи, — это конструкция Est-ce que … («Это то …»), в которой устный вопрос может заканчиваться либо повышением, либо понижением высоты тона:

Est-ce qu’il est riche? ИЛИ Est-ce qu’il est riche?

Самая формальная форма вопроса «да / нет», которая также встречается как в устной, так и в письменной французской речи, меняет порядок подлежащего и глагола в обратном порядке. Здесь тоже вопрос может заканчиваться либо повышением, либо понижением тона:

Est-il riche? ИЛИ Est-il riche?

Иногда вопросы типа «да / нет» начинаются с тематической фразы, указывающей на фокус высказывания. Затем начальная тематическая фраза следует шаблону интонации повествовательного предложения, а остальная часть вопроса следует обычному шаблону вопросов да / нет:

Et cette photo, tu l’as prise? ……

Шаблон информационного вопроса

Информационные вопросы начинаются с таких вопросительных слов, как qui, pourquoi, combien и т. Д., Которые в лингвистике называются вопросительными . После вопросительного слова во французском языке может следовать est-ce que (как в английском «(где) is it that …») или est-ce qui , или инверсия порядка подлежащего-глагола (как в «куда идет он?»). Предложение начинается с относительно высокого тона, который быстро спадает после вопросительного слова или его первого слога в случае многосложного вопросительного слова. В последнем слоге вопроса может быть небольшое увеличение высоты звука. Например:

  • Où part-il? ИЛИ Où part-il?
  • Où est-ce qu’il part? ИЛИ Où est-ce qu’il part? ИЛИ O est-ce qu’il part?
  • Combien ça vaut? ИЛИ Combien ça vaut?

В обоих случаях вопрос и начинается, и заканчивается более высокой тональностью, чем декларативное предложение.

В неформальной речи вопросительное слово иногда ставится в конце предложения. В этом случае вопрос заканчивается на высокой тональности, часто с небольшим подъемом на высокий последний слог. Вопрос может также начинаться с несколько более высокого тона:

Il part où? ИЛИ Il part où?

Теоретическое обоснование технологии исследования особсннпстси интонационной стороны речи и ее влияние на овладение письмом младших школьников с общим недоразвитием речи

Как показывают научные исследования, связь между различными компонентами речевой системы осуществляется посредством: узловых образований, оказывающих влияние на фонетическое и лексико-грамматаческое развитие (Р.Е. Левина) , Одним из таких образований, при помощи которого осуществляется связь между фонетикой и семантикой, между слуховыми и речедвигательными функциями, между устной и письменной речью является уровень овладения интонационной стороной речи. Лингвистическое изучение свидетельствует о том, что нарушение письма, сопровождающееся затруднениями синтаксического и пунктуационного анализа, чаще всего оказывается связанным с особенностями общего развития речи, ее просодической стороны. С позиции специальной педагогики это, как правило, отмечается при общем недоразвитии речи.

Теоретическим обоснованием технологии исследования являются не-сколько принципиальных положений:

1. Представление об интонации как языковой многокомпонентной и разно-функниональной единице, занимающей определенное место среди других подсистем языка, представляющей собой образование, основанное на системно-структурном принципе иерархичности. Рассмотрение речевой интонации с точки зрения принципа системного подхода и опора на рад положений: интегрированное рассматривание просодических характеристик речи как единого целого; зависимость каждого просодического элемента, свойства и отношения от его места и функций внутри целого; возможность описания интонационной системы через установление ее структуры; учет взаимодействия между элементами интонационной системы, которое может иметь

большее значение, чем сами элементы; рассмотрение взаимодействия интонационной системы с другими языковыми системами и внешними экстра-лингвистическим факторами; описание каждого просодического компонента как подсистемы, структурированной по законам данной интонационной системы (Л.А. Кантер) .

2. Диагностические положения о восприятии и воспроизведении интонационной выразительности речи ЕЛ. Черкасовой: восприятие и определение различной громкости речевых стимулов являются основополагающими при определении ударности, ритма, эмоциональной окрашенности речевых структур; определение и воспроизведение высоты звука являются базовыми умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи; определение длительности речевых сигналов являются важными умениями для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, ее выразительности; диагностика интонационного слуха заключается в определении возможностей различения и воспроизведения компонентов интонационных средств выразительности устной речи — речевого темпа, слогового ритма, тембра речевых звучаний . 3. Анализ релевантных признаков интонационного оформления русскоязычного высказывания для лингвистической интерпретации интонационных нарушений (И.Ю. Голованова, НА. Любимова, Е.В. Наумова) и существующие классификации интонационных нарушений на русском языке в речи иноязычных людей (И.М. Логинова, В.И. Петрянкина, Н.Д. Светозарова, А.Н. Черная) . 4. Положение Л.С. Вьн отского о первичности и вторичности речевых дефектов . 5. Положение о зависимости затруднений письма от предшествующего развития устной речи (Р.Е. Левина) . 6. Представление А.Н. Корнева о качественном и количественном оценивании по возрастной шкале формирования системы языка и речи ,

Положение о необходимости оценивания коммуникативно-прагматических способностей учащихся: фатический компонент (овладение языком) и прагматический компонент (умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях) (А.Г, Арушанова, BJL Рыскина, С. Н. Цейтлин) .

Эффективность научного изыскания определялась совокупностью методов и средств для получения достоверной информации

В области исследования просодии традиционно существует два основных взаимодополняемых подхода — измерительный и модельный, В последнее время фонетисты-экспериментаторы, уделяя пристальное внимание изучению интонации аудиторским, электроакустическим, интонаграфическим методом, отвечают на ряд вопросов: что измерить, где, как, при помощи чего, какие характеристики следует учитывать при интерпретации результатов (Л.А. Кантер) [125, с

37-39]. Ориентация данной работы на плоскость причинно-следственной зависимости между недостаточно сформированной интонационной стороной речи и типологическим нарушением письма требует ответа на указанные вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме (табл. 1).

Симптомы

Симптоматика ОНР 3 уровня включает в себя множество речевых недочетов. Обычно у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются следующие признаки логопедического расстройства:

  1. Есть развернутая фразовая речь, но она сопровождается фонетическим, лексическим, грамматическим, фонематическим недоразвитием. «Мама одел красивый фартук. Мне подарили кукла. На стол стоит белый цветы. Мама чистит посуду (нужно моет)».
  2. Ошибки в дифференциации звуков. Чаще дети заменяют или путают свистящие, сонорные, шипящие, аффрикаты.
  3. Неправильное произнесение «проблемных» звуков наблюдается в словах и слогах, изолировано дети проговаривают их без дефектов.
  4. Редуцирование многосложных слов.
  5. Сокращение стечения согласных. «Транспорт-транпорт, экскаватор — экаватор».
  6. Преобладание в речи глаголов, существительных. На втором месте по количеству остаются имена прилагательные, местоимения. Наречия, причастия почти не используются.
  7. Сложности в словообразовании, подборе однокоренных слов. Ребенку трудно прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы, играть в игру «Большой-маленький», то есть выполнять задания по изменению слов: огурец-огурчик, дом-домик.
  8. В речи почти отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Ребенок предпочитает выражать мысль 3-4 словами.
  9. Аграмматизм: ошибки в согласовании прилагательного, глагола с существительным по падежу, числу. «Большая мяч, моя кот, пришла папа…».
  10. Затруднение в понимании и самостоятельном употреблении предлогов.
  11. Ребенок хорошо составляет рассказ по вопросам, но затрудняется в пересказе текстов с большим количеством описаний.
  12. Замена общих понятий частными, например, воробей — птичка. И наоборот, когда ребенок общим называют множество предметов: бибика — это машина, автобус, самосвал и другие автомобили.

Дошкольники способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.

Просодия слога[]

Наиболее распространенным просодическим признаком слога является тон. Языки, которые используют различие слоговых тонов для передачи смысловых противопоставлений, никоим образом не являются редкостью: на них говорит почти половина населения земного шара.

Имеются два базовых типа слоговых тональных систем: уровневые и контурные. В основе систем первого типа лежит противопоставление ровных тонов разных уровней (высокий, низкий, средний, возможны промежуточные уровни). Так устроены тоны во многих языках Африки и американских индейцев. В основе систем второго типа лежит противопоставление скользящих тонов (восходящий, нисходящий или их комбинации). Системы этого типа представлены слогоморфемными языками Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский и др.).

Характеристика детей

Для получения заключения от врача, направления на ПМПК ребенку необходимо составить характеристику. Логопед или воспитатель могут предположить у дошкольника общее недоразвитие речи, для подтверждения диагноза нужно проводить обследование малыша в непринужденной обстановке детского сада или на занятиях со специалистом.

При составлении характеристики обращайте внимание на следующие моменты:

  • Анамнез, наследственность. Потребуется опрос родителей, анализ записей в амбулаторной карте ребенка.
  • Анатомическое строение речевого аппарата.
  • Уровень развития моторики (мелкой, крупной), определить ведущую руку.
  • Внятность, связность речи, ее понятность окружающим.
  • Уровень понимания чужой речи.
  • Наличие дефектов в звукопроизношении.
  • Уровень развития словарного запаса (активный и пассивный).
  • Особенности грамматического строя речи.

Пример характеристики ребенка дошкольного возраста, составленной для представления на ПМПК.

Новикова Ирина, 5 лет. Посещает ДОУ №4 г. Орла. Речевые нарушения у родителей в детском возрасте не наблюдались. Семья полная, социально благополучная. Девочка родилась доношенной, вес 3400, рост 53 см, врожденных заболеваний нет, соматически здорова.

Органы артикуляционного аппарата без анатомических особенностей. При выполнении артикуляционных упражнений затрудняется дыхание, работа мышц кончика языка слабая.

Речь невнятная, тихая, маловыразительная, не всегда понятна для окружающих. Понимание чужой речи в норме.

Звукопроизношение затруднено парасигматизмом свистящих, ротацизмом. Изолировано произносит почти всех звуки верно. Отмечается пропуск и упрощение слогов.

Словарный запас средний, пассивный преобладает над активным. Затрудняется в подборе синонимов, описании предметов, путает предлоги. В речи использует простые фразы и предложения из 3-4 слов, наблюдаются многочисленные ошибки в согласовании, словообразовании.

Обследование речи Ирины показало, что нарушения соответствуют признакам ОНР 3 степени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: