Интересные эксперименты с водой
Вода – универсальное средство, при помощи которого можно создавать многие фокусы и удивлять маленьких исследователей. Дополнительно могут потребоваться материалы, присутствующие в каждом доме – бинт, сахар, масло.
Перевернутый стакан
Физика – очень интересная наука. С ее помощью можно показать необычные и удивительные свойства обычной питьевой воды. Например, можно доказать, что вода из емкости не прольется, если прикрыть ее горлышко обычной бумагой. Для этого понадобится стакан, вода и кусок плотной бумаги. Наливаем жидкость в стакан, прикрываем его небольшим куском бумаги и переворачиваем.
Вода не проливается, поскольку бумага прилипла к стакану и не выпускает жидкость.
Фокус с бинтом
Если прикрыть стакан бинтом и перевернуть его, то жидкость будет проливаться. Но можно сделать так, что бинт не будет пропускать воду наружу, не используя при этом дополнительных приемов. Для этого достаточно обернуть стакан или бокал куском бинта полностью.
Так создается пленка поверхностного натяжения, которая из-за небольшого размера отверстий в бинте не рвется под тяжестью жидкости.
Водолазный колокол
Как сделать так, чтобы бумага, помещенная в стакан, который опускают в воду, не промокла? Кажется невозможным. Но это не так. Следует создать водолазный колокол. Для этого в стакан помещают свернутый листок бумаги, чтобы он плотно прилегал к его стенкам. После стакан переворачивают и так опускают его на дно большой емкости с водой.
Вода не сможет пробраться в стакан, поскольку там находится воздух, поэтому бумага останется сухой.
Вода и лед
Вода может находиться в 3 состояниях – жидком, твердом (лед) и парообразном. Чтобы показать детям разные свойства жидкого и твердого состояния воды, можно показать им простой фокус. Для этого нужно заморозить несколько кубиков льда и бросить их в емкость с водой.
Лед не утонет, поскольку он легче воды.
Вода + масло
Постное или растительное масло значительно легче воды. Чтобы это показать и одновременно удивить малыша, можно проделать опыт. Для него потребуются:
- жидкость;
- сахар;
- масло;
- краситель.
Сначала готовят сахарный сироп и выливают его на дно стакана. Далее краситель растворяют в теплой воде и также аккуратно по стеночке выливают в стакан. Последний слой – растительное масло.
Запомните!При правильном выполнении должна получиться 3-цветная жидкость.
Опыт с сахаром
Используя сахар, можно создать интересное явление – радугу. Для этого потребуются самые простые ингредиенты – сахар, пищевой краситель и вода. Фокус получается при правильном создании сахарного сиропа разной консистенции. Для этого в несколько стаканов помещают разное количество сахара – в первый 1 ложку, во второй 2, в третий 3 и так далее. Воду в каждый стакан с сахаром добавляют в одном и том же количестве – по 3 столовые ложки.
Получившиеся сиропы нужно окрасить в разные цвета – синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.
Приступаем к созданию радуги. Для этого в отдельный прозрачный стакан или другую емкость вливаем аккуратно сиропы по принципу – от более насыщенного к менее концентрированному. Чтобы цвета не смешивались нужно вливать каждый новый слой медленно по ложечке. В результате должна получиться разноцветная радуга.
Увлекательные опыты с содой
Пищевая сода найдется в каждом доме. С ее помощью можно продемонстрировать интересные фокусы.
Лимонный вулкан
Для его создания потребуются:
- 2 больших лимона;
- сода;
- красители или краски;
- жидкое мыло;
- поддон или мисочка;
- деревянная палочка для размешивания.
В 1 лимоне вырезают отверстие и палочкой мнут сердцевину. Из другого фрукта выжимают сок, смешивают его с мылом. Далее в отверстие заливают краску, засыпают соду – появятся пузырьки. Для усиления эффекта внутрь вливают лимонный сок с мылом.
Электрические угри
Такой фокус очень нравится детям дошкольного возраста. Чтобы завести собственных электрических угрей в стакане необходимо:
- Приобрести несколько мармеладных червячков и разрезать их пополам.
- В стакан с жидкостью добавить соду, поместить туда червячков и оставить на 20-30 минут.
- Далее червяков вынимают из раствора соды и помещают в уксус. При этом они начнут шевелиться, как живые.
Бомбочки для ванны
Создать веселые шарики, которые при опускании в воду начинают шипеть и пениться, не сложно. Для этого понадобятся такие материалы:
- детское масло (1 столовая ложка);
- пищевая сода (1 стакан);
- лимонная кислота (половина стакана);
- краситель.
Для создания бомбочек нужно просто смешать все ингредиенты, тщательно размять и скатать небольшие шарики.
Картотека опытов для детей 4-5 лет в детском саду и дома
Торнадо
Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.
Фокус с водой и трубочкой
Дуешь в бутылку, а вода течёт из трубочки. Занятие полезно для дыхания и координации движений. Чтобы сделать его ещё интереснее, я добавила в стаканчики по капле разных пищевых красителей.
Сода + Уксус
Удивляйте малым, показав значимость даже простых соединений. Такой опыт будет интересно и полезно увидеть карапузам в 3 4 года. Позвольте им самим капнуть уксус. Тогда производителями пены будут именно малыши! А можно сделать вулкан, как мы.
Секретное послание
Кроха или вы окуните ватную палочку в лимонный сок или молоко и напишите/нарисуйте на листе бумаги послание. Такой опыт реально провести в домашних условиях. Осталось только прогладить лист горячим утюгом, чтобы послание стало видимым.
Цветной фейерверк в стакане
Смешиваем растительное масло с пищевыми красителями. Стоит взять разные цвета, так будет красивее. Всю эту массу переливаем в стакан с теплой водой и наблюдаем фейерверк. Кода он утихнет можно бросить шипучую таблетку аспирина.
Пенная радуга
Мы немного о то, как получить много пены, как для слона зубную пасту, говорили в статье с научными опытами. Теперь поговорим о том, как сделать радугу.
По числу пищевых красителей, что у нас есть, возьмем стаканы. В каждый Немного воды, 2 столовых ложки соды, пищевые красители, жидкость для мытья посуды. Размешаем хорошенько. А теперь вливаем в каждый стакан уксус. И радуга взрывается пеной.
Краска на цветах
У свежих белых цветов срезаем краешки стебельков и ставим в воду с красителями. Чуть больше, чем через полчаса каждый цветок начнет окрашиваться в цвет воды.
Вылупление динозавриков из яйца
Смешиваем соду с кондиционером для волос. Вылепляем фигуры по форме яйца. Внутрь каждой фигурки кладем маленького динозаврика. Вылупятся они у нас при помощи уксуса. Устройте «гнездо», разместите яйца и полейте на них уксусом.
Лизун
Лизун из домашних средств – это и опыт, и материал, и игра!
Смешать все ингредиенты: Клей ПВА, Пена для бритья, Бура (глицерин с натрием тетрабората), Пищевой краситель. Подробнее как сделать лизун
При необходимости добавлять или клей, или бур для получения необходимой консистенции.
Как поймать льдинку
В воду опустить кубики льда. Чтобы веревкой поймать один из кубиков, понадобится соль. Сделайте так, чтобы веревка просто касалась льда. Если сверху притрусить лед и веревочку солью, то подтаявший, а потом снова замерший лед «схватится» за льдинку.
Делаем подводную лодку из…
Картошка! Она тяжелее воды, а потому погружается в нее, «ложась на дно». Но, если в емкость с водой добавить соль, картошка всплывет.
Зависший мыльный пузырь
Хотите кроху 5 лет удивить? Тогда насыпьте в банку соду и погасите ее уксусом. Теперь выдуйте в банку пузырь. Он не осядет на дно из-за выделенных реакцией газов.
Кораблик
Если под рукой нет никаких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка, а вам нужно его занять, покажите ему забавный эксперимент с водой и бумажным корабликом!
Окрашиваем воду
Самые необычные опыты, когда «из ничего» появляется что-то красивое. Растолочь таблетки ампициллина, добавить дистиллированную воду и встряхнуть, пока все хорошо не смешается. Всыпать соду, добавить сульфат меди. Помешать. Окраска раствора меняется, становясь бурой.
Подопытное – мороженое
А есть ли в продукте белок? Сейчас узнаем! В растаявшее мороженое немного дистиллированной воды. Добавляем соду и сульфат меди. Если в емкости мороженое становится ярко-фиолетовой, значит, белок присутствует.
Опыты с шоколадом
Если шоколад слегка смочить водой, завернуть обратно в фольгу и отправить в холодильник, то через неделю на нем проступит сахар.
Изготовление формочек
Вода обладает различными свойствами, поэтому с её помощью можно создать небольшие предметы и даже целые мирки. С богатым воображением малыши могут придумать собственные поделки.
Научить этому поможет следующий эксперимент:
- Надо взять блюдце и налить в него немного воды.
- В жидкость добавляют синие или зелёные краски, чтобы получилось «море».
- Затем надо взять свечку и зажечь её. В первый раз это следует проделывать взрослому. Когда парафин немного расплавится, его подносят к блюдцу, чтобы он попадал в жидкость. С каждой новой каплей в жидкости получаются «островки» разных форм.
- Эти фигурки можно аккуратно соединить между собой или вынуть из воды и приклеить на бумажку с рисунком на морскую тематику.
Родители могут предложить своим маленьким непоседам создать рыбок. Для этого готовят раствор:
- Стакан заливают на четверть холодной водой.
- В неё добавляют сухой желатин в объёме 10 г, который должен немного набухнуть.
- Жидкость нагревают на водяной бане до +50 градусов. Желатин должен полностью раствориться.
- Готовый раствор выливают тонким слоем на плёнку и оставляют высыхать на воздухе.
- Затем из получившегося листа вырезают фигурку в виде рыбы.
Форму помещают на салфетку и немного дышат на неё. Воздух увлажнит студень, который будет увеличиваться в размерах и изгибаться. Вместо рыбок можно сделать морские звёзды, шарики и иные фигурки.
В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
- природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и
склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); - дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам
в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психо-физические, личностные способности и возможности детей); - активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
- творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Экспериментирование в старшей группе
Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.
Полезно наблюдение за животными
К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.
Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- умения сотрудничать со сверстниками;
- анализировать полученные результаты.
Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.
Эксперименты в ДОУ развивают
Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.
К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.
Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.
Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.
Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:
- Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
- Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
- Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.
Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат
Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.
В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.
Польза экспериментов в детском возрасте
Мир, который нас окружает, достаточно многогранен. А дети очень любопытны. Так почему бы не удовлетворять из любопытство с самого раннего возраста вместо того, чтобы отнекиваться и говорить, что у вас не времени? Уж не лукавьте: на интересные опыты с детьми вам самим захочется найти время, даже если его практически нет.
Экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте станет хорошим подспорьем в школе. Чем больше информации он получит в раннем детстве, тем проще ему будет потом учиться в школе. Это прописная истина, и с ней не поспоришь.
Проведение опытов и экспериментов с детьми начиная с 4-5 лет как дома, так и в саду позволяет достаточно просто и доступно объяснить многие природные и физические явления. Благодаря опытам, можно рассмотреть все эти процессы визуально, в то время как сухое объяснение без практики будет неинтересно и непонятно для детей.
У всех у вас была в школе физика и химия. Помните, как неинтересно было просто слушать учителя? А когда она показывал что-то с пробирками? Конечно же, интерес повышался. Да и визуальное усвоение материала считается наиболее эффективным. А если затем еще дать ребенку самому проделать тоже самое, то это будет вообще замечательно.
Но для этого потребуется хотя бы примитивная лаборатория. Ее можно организовать и дома, и в детском саду. Но это задача не из легких. А можно просто приобрести хорошие пособия, в которых рассказывается как делать опыты из подручных средств. Сегодня я порекомендую много игр и книг, от которых вы останетесь в восторге. Только лучшее, и только для моих подписчиков с самыми большими скидками.
Не будем ходить вокруг да около. Вот эти две игры рекомендую для самых маленьких: микроскоп и набор для приготовления слаймов. Пожалуй, каждый ребенок мечтает сам приготовить слайм, и будет очень рад, если вы ему в этом поможете. Кстати, такой набор — это отличный подарок, и ко дню Рождения и в любой другой праздник.
Эксперименты с яйцом
Яйцо с солью
Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.
Вам понадобятся:
- Яйцо
- Вода
- Поваренная соль
- Высокий стакан.
Инструкция:
1. Половину стакана наполняем водой.
2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).
3. Мешаем.
4
Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим
Объяснение
Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
Яйцо в бутылке
Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?
Вам понадобятся:
- Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
- Вареное яйцо вкрутую
- Спички
- Немного бумаги
- Растительное масло.
Инструкция:
1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.
2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.
3. Положите на горлышко яйцо.
Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.
Объяснение
Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.
Исследуем различные состояния воды. Газообразное состояние
Конечно, ребенок уже много раз видел пар и знает, что это такое. Но попробуйте спросить его, из чего пар состоит и, вполне возможно, что он так сходу вам и не ответит. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным.
Подготовьте небольшое карманное зеркало. Налейте в кружку кипяток. Рассмотрите пар, исходящий от воды, объясните, откуда он появился. Затем подержите зеркало над кружкой. Лучше, если это будет делать взрослый, так как ребенку, скорее всего, будет горячо.
Буквально через несколько секунд можно будет увидеть, что на зеркале появились капельки воды. Пускай ребенок потрогает зеркало и убедится, что оно мокрое. Произошло это от охлаждения пара. Вывод опыта очевиден: пар – это тоже вода, только в виде газа. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды.
Опыты для детей младшего возраста
Маленьких деток (3-4 года) заинтересуют опыты с веществами, предметами и объектами, которые понятны, находятся в ближайшем окружении. Для домашнего использования такими доступными будут эксперименты с водой, в которых принимают участие и детишки.
Маленькое торнадо
Действие яркое и запоминающееся, обогащает словарь малышей, воспитывает внимание.
Для проведения эксперимента нужно подготовить прозрачную емкость с крышкой, жидкость для мытья посуды, блестки. Чтобы получить лучший эффект, можно добавить в воду пищевой краситель. Все эти ингредиенты смешиваются между собой, затем бутылка раскручивается по спирали. Возникает мини-вихрь окрашенной, блестящей воды, создавая ощущение небольшого торнадо.
https://youtube.com/watch?v=bTyqF-Uy9CE
Малышам взрослый рассказывает, как называется такое явление в природе. Можно показать картинку с изображением смерча в природе, рассказать, чем он опасен и прочитать небольшое стихотворение:
Есть в природе добрый ветер,
Есть в природе ветер злой.
Если добрый, солнце светит,
Ну а злой, спешим домой.
Новое слово «торнадо» (смерч, вихрь) останется в словаре ребенка.
Чудесная вода
Увлекательный эксперимент с водой, который заинтересует ребятишек и даст возможность исследовать свойства воды. Взрослый подготавливает воду с растворенной таблеткой «Пургена»
Обратить внимание малыша на прозрачность воды. Затем к раствору добавляется питьевая сода, и он становится малиновым. При добавлении лимонной кислоты вода вновь бесцветная
В таком эксперименте ребенок может стать ассистентом взрослого, так как все ингредиенты безопасны для малыша
При добавлении лимонной кислоты вода вновь бесцветная. В таком эксперименте ребенок может стать ассистентом взрослого, так как все ингредиенты безопасны для малыша.
Облака – белогривые лошадки
Очень интересный опыт, который помогает малышам понять свойство воды: она может охлаждать горячие объекты. В этом эксперименте маленький ребенок может принять активное участие.
Взрослый готовит оборудование для опыта и творчества: наливает в емкость воду, подкрашивает в голубой цвет (небо), зажигает свечу. Для поддержания интереса к действию можно прочитать или пропеть строчки из популярной песенки:
Облака — белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
Родитель предлагает малышу понаблюдать, как быстро остывает парафин, попадая в воду, и образует причудливые формы, похожие на облака. Помогая ребенку держать свечу, взрослый вместе с ним производит действия для получения новых изображений. Затем можно предложить малышу зарисовать «облака-лошадки в небе».
Соляные чудеса
Кроме воды в опытах для малышей можно использовать соль. Для исследования необходима предварительная подготовка, так как опыт требует наблюдения в течение нескольких дней. Взрослому необходимо приготовить насыщенный солевой раствор, показывая и рассказывая ребенку, как соль растворяется в воде. Затем в раствор опускаются проволочная поделка (веточка, жучок) и шерстяная нитка. По истечении определенного времени на досуге предметы достаются из раствора, и ребенок видит поделку, состоящую из красивых кристаллов. На нитке кристаллы располагаются по-другому, что дает возможность сравнить металлический и шерстяной объекты.
Волшебный фонтанчик
Интересный опыт с пластиковой бутылочкой, несомненно, понравится малышам. Взрослый делает отверстие повыше дна и начинает лить воду в бутылку, предлагая ребенку понаблюдать, как бьет фонтанчик. Для усложнения опыта в бутылке протыкается еще несколько отверстий, одно выше другого
Спросить ребенка, как теперь льется вода из бутылочки? Обратить внимание крохи на то, что у низкого отверстия фонтанчик сильнее, у высокого – слабее. В дальнейшем ребенок может самостоятельно экспериментировать бутылочкой с водой
Экспериментирование в ДОУ по ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
- Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
- В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
- Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
- Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
- В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Экспериментирование в организованной деятельности
В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
- свойств песка, глины и камня;
- свойств воды в ее различных состояниях;
- температуры.
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание. Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
- взвешивание тяжелых и легких материалов;
- измерение длины с помощью мерок;
- наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
- изучение смешивания цветов.
Структура игры-эксперимента в организованной деятельности
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:
- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
- выдвижение детьми предположений;
- проверка гипотез;
- фиксация результатов и подведение итогов;
- обсуждение работы.
Экспериментирование в свободной деятельности
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:
- наборы для опытов с инструкциями-картинками;
- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
- писчие принадлежности для фиксации результатов.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду
Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.
Экология:
- строение растений;
- условия, необходимые для жизни растений;
- размножение растений;
- опыты в огороде и цветнике;
- опытническая деятельность по сезонам;
- исследование животных.
Исследовательская деятельность о человеке:
- строение человека;
- физиология;
- гигиена.
Физические опыты в детском саду:
- движение;
- измерение;
- магнетизм.
- вещества и материалы;
- свет и цвет;
- звук.
Опыты на кухне.
Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников
Опытно-экспериментальная деятельность — Опыт с электрической лампочкой «Солнце и Земля» в рамках проекта «Этот загадочный космос»
Публикация «Опыт с электрической лампочкой «Солнце и Земля» в рамках проекта…»
В рамках краткосрочного познавательно-информационного, продуктивного проекта «Этот загадочный космос» в лаборатории космических опытов проведен опыт с электрической лампочкой «Солнце и Земля» . Проведем опыт: на стол поставим зажженную настольную лампу и глобус. Лампочка светит…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Экспериментальная деятельность дошкольника
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно…
постоянно…
Экспериментирование с детьми «Загадочная вода». Интеграция образовательных областей
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Образовательные: -уточнять и расширять знания детей о…
Занятие с элементами экспериментирования в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по рассказу Н. Н. Носова
Цель: Познакомить детей с новым произведением Н.Носова, уточнить полученные знания о свойствах воздуха. Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. 2. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы воспитателя. 3. Развивать…
Как обустроить лабораторию для детей в детском саду
Многие детские сады стараются создать условия для развития творческого и научного мышления детей. Один из способов это сделать — обустроить лабораторию для детей. Здесь дети могут проводить интересные и познавательные опыты, экспериментировать и изучать мир вокруг себя.
Вот несколько ключевых моментов, которые следует учесть при обустройстве лаборатории:
Выбор помещения: Лучше всего выбрать светлое и просторное помещение, где дети будут чувствовать себя комфортно и могут свободно двигаться. Также нужно обязательно учесть безопасность — выбрать помещение, в котором можно обеспечить надежную вентиляцию и избегать взрывоопасных материалов.
Мебель и оборудование: В лаборатории необходимо предусмотреть специальное оборудование, такое как столы, стулья, полки для хранения химических реактивов и материалов
Также важно обеспечить доступ к воде для проведения опытов с водой и небольшие раковины для мытья рук.
Хранение материалов: Важно предусмотреть достаточное количество шкафов и полок для хранения оборудования, реактивов, инструментов и материалов для опытов. Необходимо обеспечить их хорошую вентиляцию и защиту от доступа детей.
Безопасность: Необходимо обучить педагогов и сотрудников правилам безопасности в лаборатории и обеспечить наличие необходимых средств индивидуальной защиты, таких как перчатки, очки, халаты
Также следует установить пожарные сигнализации, огнетушители и необходимые инструкции для эвакуации детей в случае необходимости.
Материалы и оборудование: В лаборатории должны быть предоставлены все необходимые материалы для проведения опытов, такие как лейки, пробирки, мерный стакан, шприцы, пипетки, микроскопы, термометры, весы и другое оборудование, в зависимости от того, какие опыты будут проводиться.
Кроме того, лаборатория должна быть оборудована учебными пособиями, книгами, посвященными теме опытов, которые будут проводиться
Важно также создать атмосферу, способствующую научному творчеству и интересу к науке
Обустройство лаборатории для детей в детском саду — это замечательная возможность познакомить детей с принципами науки и вдохновить их на дальнейшее исследование мира.