Аутизм

Аутизм у детей

Симптомы или как проявляется аутизм

Аутизм, как правило, начинает проявляться достаточно рано — до второго года жизни. Распознать его можно по специфическим симптомам.

Самый ранний признак детского аутизма – это отсутствие указательного жеста вдаль и понимания, когда ребенку показывают на какой-либо объект.

Тревожным знаком также является выполнение действий чужими руками. Например, если ребенок хочет, чтобы ему достали что-то с высокой полки, то он может потянуть взрослого за руку к полке, а затем начать поднимать его руки вверх. При этом подобное действие повторяется постоянно.

Настораживать также должны отсутствие зрительного контакта и реакции на свое имя, возникновение слишком бурной реакции на мелкие раздражители (например, громкий разговор) и в тоже время безразличие к серьезным раздражителям (например, боли).

К нехарактерным проявлениям болезни относят наличие редких способностей (острый слух, усиленное внимание и так далее).

Родителям также стоит обратить внимание на следующие моменты:

Если вы пришли с ребенком в гости или к врачу, где есть игрушки, приносит ли ребенок вам или специалисту заинтересовавшие его игрушки (без просьбы, чтобы просто поделиться радостью)?

Ребенок, не имеющий отклонений в психическом развитии, всегда делится со взрослыми своей радостью, удивлением и ждет ответной реакции. Маленький аутист – нет.

Ваш ребенок бесстрашен или наоборот боится обычных предметов?

Аутисты могут не понимать опасности и, например, бежать навстречу движущемуся автомобилю. Они также могут не бояться того, чего страшатся другие дети. И, напротив, бояться того, что никого не пугает (например, звука пылесоса).

Играет ли ребенок в игры, связанные с какой-то отдельной деталью игрушки, может ли надолго увлечься подобным занятием?

Странные игры и излишнее внимание к каким-то деталям должны настораживать. Например, если ребенок крутит колесо машины более 5 минут и наблюдает за этим процессом.. Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?

Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?

Из-за сенсорной перегрузки аутист может закрывать уши в шумном помещении (например, в  торговом центре), бояться до истерики каких-то материалов (например, песка) или же всех предметов определенного цвета. Любые ситуации, связанные с предметом нетерпимости могут вызвать истерику, так называемый мелтдаун.

Повторяет ли ребенок за взрослым как эхо или транслирует рекламу много раз подряд?

У аутистов могут возникать эхолалии – неосознанное автоматическое повторение слов за другим человеком. Например, вы задаете вопрос, ребенок не знает, как на него ответить, волнуется и повторяет за вами вопрос. Он также может повторять слова из рекламы, говорить выученными шаблонными фразами.

Есть ли у ребенка странные движения?

У больных данным недугом часто имеются навязчивые движения. Они могут крутить что-то в руках, размахивать пальцами перед глазами и тем самым расслабляться и успокаиваться. Это называется самостимуляцией. Запрещать ее нельзя ни в коем случае. Если она социально неприемлема (например, связана с гениталиями), надо помочь ребенку найти другой способ успокоения.

Пропадали ли у ребенка уже приобретенные навыки? 

Аутизм может начать проявляться с самого раннего детского возраста и вызывать задержку в развитии. А может проявиться и позднее – в виде потери уже имеющихся навыков в возрасте от 1.5 до 3 лет.

Избирателен ли ребенок в еде?

Если ваш ребенок отдает предпочтение только определенной пище, например, ест только детское баночное питании (не любое, фирма и цвет пачки имеют значение), то это также может быть признаком аутизма.

Инициирует ли ребенок контакт с детьми в детском саду (гостях, во дворе)?

Если ближе к трем годам и старше он крайне неловок в общении со сверстниками, не понимает их занятий и что от него хотят – это может быть симптомом аутизма.

Имеются ли сильные перекосы в развитии?

Например, ребенок не может ответить на вопрос утвердительно или отрицательно, но зато знает алфавит на нескольких языках. Или умеет читать в свои 3 года, но не может сказать о том, что проголодался.

Осложнения аутизма

К основным неблагоприятным последствиям аутизма относятся:

  • деградация личности;

  • нетрудоспособность;

  • нарушение когнитивных функций, снижение уровня интеллекта;

  • агрессия, нанесение самоповреждений;

  • судороги, эпилепсия;

  • тяжелые нарушения поведения;

  • сложности с социальной адаптацией;

  • плохая успеваемость в школе;

  • психические заболевания (фобические тревожные расстройства, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.);

  • снижение качества жизни членов семьи.

Перечисленные осложнения аутизма возникают при тяжелой стадии недуга и позднем обращении за медицинской помощью. При своевременном обращении к врачу и вовремя начатых психокоррекционных мероприятиях прогноз заболевания благоприятный

Родителям при этом важно соблюдать ряд рекомендаций:

Принять своего ребенка таким, какой он есть и перестать сравнивать с другими детьми
Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чем он отличается от остальных и чего ему «не хватает», лучше обратить внимание на его особенности и маленькие успехи. Ребенку так необходимо чувство безусловной любви и принятия.

Придерживаться распорядка дня
Аутичные дети, как правило, добиваются лучших результатов, когда они следуют четко  структурированному графику. Можно составить расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна

Важно свести нарушения этих правил к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, следует подготовить к ним ребенка заранее.

Поощрять хорошее поведение

Положительное подкрепление имеет большое значение для ребенка с РАС, поэтому следует хвалить его, когда он ведет себя правильно или осваивает новый навык (конкретно указывая, за какое поведение его хвалят). 

Научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Необходимо обращать внимание на звуки, которые они издают, выражение лица и жесты, которые используют, когда устали, проголодались или хотят спать. Чаще всего дети с РАС капризничают потому, что взрослые не улавливают их невербальные сигналы. Истерика — способ сообщить о своем разочаровании и привлечь внимание.

Обратить внимание на сенсорную чувствительность ребенка. Многие аутисты гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые из них напротив «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Важно выяснить, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение ребенка, а что вызывает положительную реакцию.

Сохранять позитивный настрой и не сдаваться. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Поэтому не следует делать поспешных выводов о том, какой будет дальнейшая жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.

Раннее медицинское вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие ребенка и сгладить симптомы аутизма.

Поэтому если вы заметили у своего чада какие-либо признаки расстройства, не откладывайте визит к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем благоприятнее будет дальнейший прогноз.

Где применяется

Медицинские работники часто сталкиваются с неправильным пониманием того, что МКБ относится только к людям с заболеваниями взрослым и детям. Хотя, по сути, это касается всех людей. С помощью МКБ-10 можно описать все аспекты здоровья и состояния человека, связанные со здоровьем.

С момента публикации первой версии в 1980 году, классификации использовались для различных целей:

  • как инструмент исследования — для измерения результатов испытаний, качества жизни или экологических факторов;
  • в качестве статистического инструмента — для сбора и сохранения данных (например, в исследованиях населения и обзорных исследований или в управлении информационными системами);
  • в качестве клинического инструмента — в оценке потребностей здоровья, подборе методов лечения определенными состояниями человека, для оценки профессионализма и реабилитации, а также для результатов исследований;
  • как инструмент социальной политики — в социальном обеспечении народонаселения.
  • компенсаций и подготовки и реализации социальной политики;
  • в качестве учебного пособия — при подготовке учебных программ и в информировании общества и принятия социальных мер.

Хотя МКБ, по сути, является классификацией, ориентированной на вопросы здоровья и состояния с ними связанные, с классификацией также связывают другие сферы жизни, такие как страхование, социальные и трудовые услуги, образование, экономика, социальная политика, законодательство.

Как будет происходить обучение врачей?

Мы проводили опросы в Российском обществе психиатров для изучения диагностического мышления психиатров, в них участвовало порядка 1000 врачей. Оказалось, концепции классификации, с которой человек начинал работать, во многом укореняются на всю его жизнь в профессии. Если ты не читаешь, не узнаешь, не учишься новому, то очень сложно с одних рельс перейти на другие. У нас до сих пор трудятся много врачей и преподавателей в вузах, которые учились работать на МКБ‑9, принятой в 1976 году. Во многом они опираются на диагностические концепции МКБ‑9 до сих пор. 

У меня на глазах опыт перехода на МКБ-10, который начался в 1999 году. Тогда по рекомендациям Минздрава в ВУЗах в экзаменационные билеты для студентов лечебного факультета добавили прогрессивные вопросы с формулировками по МКБ-10. Но старые формулировки не убрали, и до сих пор в образовательных программах есть и то, и другое. Студенты оказались в дурацкой ситуации: им продолжают рассказывать про старые подходы середины XX века, это по-прежнему есть в билетах, диагнозы МКБ-10 им тоже объясняют, но недостаточно (хотя в своей работе с пациентами они именно МКБ-10 сейчас должны использовать). Кроме того, когда одни и те же вещи объясняются с разными названиями и концепциями, разобраться в них вдвойне тяжело. Получается, формально информацию по МКБ-10 в образовательные программы включили, но на самом деле, создали только путанницу

Важно было выбросить старое, но этого до сих пор не произошло. До сих пор на съездах психиатров звучат призывы наиболее возрастных и титулованных профессоров «вернуться» к советским («отечественным») классификациям, по которым они в свое время учились. 

Надеюсь, МКБ-11 ускорит процесс внедрения тем и вопросов по аутизму и СДВГ в образовательные программы. В МКБ-10 расстройства нейроразвития разрознены, и в обучении врачей лечебников (т.е. врачей для взрослых пациентов) аутизма нет до сих пор. Есть только умственная отсталость. 

Пока не очень понятно, как МКБ-11 будет внедряться на практике, в этом процессе может много быть подводных камней: ведь в процесс перехода на новую классификацию должны быть задействованы много ведомств: Минздрав, Минобразования, Министерство труда и социальной защиты и другие. Ведь множество нормативных документов опираются на формулировки диагнозов МКБ.

Что такое МКБ?

Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) — статистический и классификационный перечень. МКБ регулярно пересматривается Всемирной организации здравоохранения. 

Зачем она необходима? Одинаковые клинические ситуации доктора в разных регионах мира, в разных учреждениях могут обозначать различными диагнозами: это снижает надежность, согласованность и воспроизводимость диагностики, затрудняет сбор статистики и внедрение в практику принципов помощи, сформулированных на основе научных исследований. Чтобы решить эту проблему, создали МКБ. С ней одинаковые случаи доктора должны обозначать сходным образом. 

В психиатрии проблема надежности диагностики обсуждалась с конца 60‑х годов. Оказалось, что в разных странах мира одни и те же названия психических расстройств, например шизофрении, использовали в существенно различающихся случаях; существовало множество различающихся национальных и авторских классификаций. Все это затрудняло внедрение в практическую работу достижений психофармакологии — в ту пору она развивалась особенно быстро. В 70‑х годах под эгидой ВОЗ стали проводить международные исследования диагностики и создали глоссарий терминов и краткие описания рубрик МКБ‑9 (1977). А в 90‑х для главы психических расстройств, принятой ВОЗ в 1990 году, МКБ-10 добавили подробные диагностические руководства — четыре руководства для разных ситуаций (клинической практики, научных исследований, детских психиатров, общеврачебной практики). 

МКБ не претендует на абсолютное знание, и выделение рубрик в ней — это лишь консенсус специалистов из разных стран мира; существующая на текущий момент договоренность о том, что и каким словом мы будем называть и какие критерии диагностики использовать. Чтобы не было самодеятельности и деятельности вразнобой. 

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Диагностика заболевания

Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.

Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.

Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.

При любых сомнениях проводится анализ, позволяющий исключить другие возможные заболевания: умственную отсталость, речевые или слуховые нарушения, а также ДЦП – так называемая дифференциальная диагностика. Чаще всего при этом назначается консультация логопеда, а также обследование у офтальмолога или сурдолога. В некоторых случаях проводят УЗИ или МРТ головного мозга.

Зачастую в раннем возрасте диагностировать аутизм у ребенка не представляется возможным, однако с годами его проявления становятся более отчетливыми. Но даже позднее лечение впоследствии приводит к существенному улучшению состояния больного.

ЯТРОГЕНИИ

Ятрогении —
заболевания или осложнения заболеваний, связанные с действиями
медицинского персонала. В диагнозе их вносят в рубрику «основное
заболевание». Ятрогении (от греч. iatros — врач и genes —
возникающий, повреждаемый) — любые неблагоприятные последствия
профилактических, диагностических, лечебных вмешательств или процедур,
приведших к нарушениям функций организма, инвалидизации или смерти
больного. Ятрогении, связанные с действиями врачей, можно отнести к
врачебным ошибкам и врачебным проступкам, или преступлениям.


 Врачебная ошибка — добросовестное заблуждение врача при
исполнении им своих профессиональных обязанностей, она не может быть
предусмотрена и предотвращена этим врачом.Врачебная ошибка не
связана с небрежным отношением врача к своим обязанностям, невежеством
или злоумышленным действием. Врачебная ошибка — в большинстве
случаев, следствие недостаточного профессионального опыта, отсутствия
необходимых лабораторных или инструментальных возможностей для
правильной диагностики и лечения.

•  Врачебный
проступок возникает, когда, имея все возможности предусмотреть и
предотвратить последствия заболевания или травмы и оказать помощь
пациенту, врач из-за пренебрежения своими профессиональными
обязанностями или из корыстных побуждений проводит лечение, приведшее к
тяжёлому, иногда фатальному исходу заболевания. Факт врачебного
преступления, или проступка может быть установлен только судом.

Ятрогении могут быть результатом тактических или технических ошибок врача.

Симптоматика заболевания

Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.

Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.

Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:

  • постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
  • повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
  • задержка в развитии ребенка;
  • ускоренный рост головы;
  • отсутствие реакции на голоса родителей;
  • отказ от грудного вскармливания;
  • нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
  • неприятие материнских или отцовских прикосновений.

Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:

  • отказ от визуального контакта с собеседником;
  • невосприимчивость к собственному имени;
  • нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
  • отказ от разговоров со старшими людьми;
  • панические состояния при смене привычной обстановки;
  • определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
  • проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
  • повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.

Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:

  • депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
  • нарушение речевой функции;
  • склонность к повторяющимся действиям;
  • коммуникации с вымышленными собеседниками;
  • отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
  • негативные проявления при любых переменах;
  • повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
  • сильная привязанность к определенным предметам;
  • патологические страхи и панические состояния;
  • систематическое следование придуманным ритуалам.

Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:

  • игнорирование общепринятых норм поведения;
  • скудность мимики, жестов и словарного запаса;
  • отсутствие эмоций и интонации;
  • невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.

Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.

Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.

Особенности, присущие атипичному аутизму:

  • проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • заторможенность развития;
  • стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:

  • отсутствие задержки речевого развития;
  • познавательные способности развиты выше нормы.

Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.

Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:

  • торможение развития речи;
  • потеря приобретенных навыков;
  • утрата мышечного тонуса;
  • серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
  • приступы эпилептического характера.

Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.

Синдром Ретта

Синдром Ретта – одно из наиболее распространенных патологий в ряду наследственных форм умственной отсталости, встречающееся исключительно у девочек. В течение заболевания часто выявляют четыре стадии:

1. Первая стадия – стагнация. Возраст, в котором впервые отмечаются отклонения в развитии детей, колеблется от 4 месяцев до 2,5 лет. Первые признаки болезни включают замедление психомоторного развития ребенка и темпов роста головы, потерю движения, напоминающие «мытье рук». Более чем у половины детей наблюдаются аномалии дыхания, возможно появление судорожных припадков. Важным симптомом является потеря контакта с окружающими.

2. Далее следует период регресса нервно-психического развития, который начинается, как правило, в возрасте 1-3 лет и сопровождается приступами беспокойства, «безутешного крика», нарушением сна. В течение нескольких недель – месяцев ребенок утрачивает ранее приобретенные навыки, в частности, пропадают целенаправленные движения рук, он перестает говорить.

3. Третья стадия, охватывает период дошкольного и раннего школьного возраста. В это время состояние детей относительно стабильно. На первый план выступают глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, а также разнообразные двигательные расстройства. Приступы беспокойства проходят, сон улучшается, становится возможен эмоциональный контакт с ребенком.

4. К концу первого десятилетия жизни начинается четвертая стадия – прогрессирование двигательных нарушений. В то же время судороги становятся реже. В таком состоянии пациенты могут пребывать десятки лет.

Может ли МКБ быть полезен людям, которые подозревают у себя то или иное расстройство? Или родителям?

С одной стороны, да. На основе критериев можно повышать бдительность и осведомленность врачей общей практики, педагогов, родителей и людей, подозревающих у себя то или иной расстройство. 

С другой стороны, диагностика психических расстройств исключительно клиническая. Не существует никаких стандартных лабораторных тестов или инструментальных методов, которыми мы можем что-то измерить в психическом состоянии. В отношении психических расстройств диагностика подразумевает взвешивание разных факторов и сепарацию психопатологии от социальных и психологических проблем. Это сложный процесс: должна быть существенная насмотренность, навык клинической диагностики. 

Рекомендации по аутизму

В воспитании аутичного ребенка помогут:

  • школы по аутизму;
  • центры по аутизму;
  • книги по аутизму.

Центры по аутизму

Примерами занятий, которые проводятся в центрах по аутизму, являются:

  • нейрокоррекционные (двигательные и дыхательные упражнения) – направлены на улучшение мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности и снижение утомляемости;
  • арт-терапия (музыка, рисование, лепка, театральные постановки) – помогает детям выражать свои чувства и развивать навыки коммуникации;
  • холдинг-терапия (терапия объятий) – целью занятий является заключение ребенка матерью в объятья и установление длительного физического и зрительного контакта.

Книги по аутизму

Полезными книгами по аутизму являются:

  • Развитие основных навыков у детей с аутизмом (Тара Делани). Книга содержит более 100 игр, направленных на повышение детской коммуникабельности и повышение уровня знаний об окружающем мире.
  • Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. (Фред Волкмар и Лиза Вайзнер). В книге представлены данные о последних исследованиях и разработках в области аутизма. Вся информация излагается понятным и доступным языком.
  • Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (Тэмпл Грандин). Автор книги страдает аутизмом, но заболевание не помешало ей получить образование, стать профессором и достигнуть многих жизненных высот. По этой книге также был снят одноименный художественный фильм.
  • Дети, у которых голодает мозг (Жаклин Мак-Кендлесс). В книге поставлен акцент на описание заболевания с физиологической точки зрения. В написании преобладает много медицинских терминов, поэтому усвоить информацию достаточно непросто. Ценность произведения заключается в том, что внучка автора страдала этим расстройством, поэтому в книге приведено много практических советов по воспитанию и терапии.

Общие рекомендации по аутизму

Рекомендациями при воспитании аутиста являются:

  • к одежде ребенка следует прикрепить бирку с адресом и родительским номером телефона;
  • по возможности, данные с собственным именем и фамилией, а также адресом и номером телефона родителей должны быть заучены ребенком наизусть;
  • рекомендуется систематически (раз в 2 – 3 месяца) делать свежие фото ребенка и иметь их при себе на случай, если он потеряется;
  • перед посещением нового места ребенка необходимо ознакомить с маршрутом;
  • перед походом в театр, кино, цирк билеты рекомендуется приобретать заранее, чтобы избежать очереди, в которой ребенку будет некомфортно;
  • покидая дом с малышом на длительное время, родителям необходимо взять с собой игрушку или другую любимую вещь ребенка, чтобы помочь ему справиться с тревогой;
  • если взрослые приняли решение отдать малыша в спортивную секцию или творческий кружок, следует провести несколько индивидуальных занятий;
  • для слишком активных детей стоит выбирать наименее травматичные виды спорта;
  • перед тем как начать заниматься собственными делами, родители должны организовать досуг ребенку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

https://youtube.com/watch?v=RoG5BRkK9Bg

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:

  1. Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
  2. Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
  3. Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
  4. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.

Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.

Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.

Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:

  • PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
  • Денверская модель раннего вмешательства;
  • альтернативная коммуникация.

Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.

К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:

  • остеопатия;
  • иглоукалывание;
  • арт-терапия;
  • занятия с животными;
  • метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
  • микрополяризация головного мозга;
  • методика биологической обратной связи;
  • мозжечковая стимуляция;
  • гипербарическая оксигенация;
  • прием витаминов и БАДов;
  • безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
  • хелирование и т.д.

Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.

В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами

Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения

Лекарственная терапия аутизма

При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.

Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)

Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.

Прогноз заболевания

Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.

Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: