Развитие речи в раннем детском возрасте

Первое слово: что нужно знать о развитии речи ребенка

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение

Почему ребенку тяжело вставать по утрам?

Недосып

Наиболее частая причина того, что ребенку трудно проснуться рано утром — недосып. Постарайтесь организовать режим дня таким образом, чтобы ребенок ложился в кровать достаточно рано и успевал выспаться. Помните, что и младшим школьникам, и подросткам требуется больше времени на сон, чем взрослому — от 8 до 10 часов.

Темнота

Вторая по частоте причина — темнота за окном. Поэтому в осенне-зимний период, когда ребенку приходится вставать на занятия затемно, можно использовать лампу естественного света или очки для светотерапии — устройства, которые сообщат организму ребенка, что наступил день.

Нежелание идти в школу

Третья причина — отсутствие мотивации и ожидание неприятностей в школе. Постарайтесь сделать утро приятным временем для вашего ребенка. Предложите ему что-нибудь, что замотивирует его покинуть теплую кровать. Например, позавтракать вместе, посмотреть мультики или прогуляться перед школой.

Предыдущая статья
Кто, кроме человека, может видеть сны? Ответ вас удивит

Следующая статья
Музыка, подогрев и сканирование роста: что умеют современные массажные кресла?

Как организовать распорядок дня годовалового ребенка

Чтобы должным образом организовать режим дня деток, лучше приучить их жить по расписанию с первых месяцев. Если от рождения малыша у него войдет в привычку соблюдение режима, тогда по достижению годовалого возраста ему не придется кардинально перестраиваться. Примерный график, которого должны придерживаться родители двенадцатимесячного крохи, состоит из двухразового сна за день, четырехразового питания с одним полдником, нескольких прогулок на чистом воздухе, а еще утренней зарядки, развивающих активных игр и вечернего купания.

Что делать если ваш малыш – сова

По достижении одного года уже становится понятно, к какому типу цикличного ритма жизнедеятельности относится конкретное дитя. Поэтому планировать режим ребенка в 1 год нужно с учетом индивидуальных биоритмов. Малыша, имеющего биологические ритмы «совы», можно определить по трудностям с засыпанием и позднему утреннему пробуждению около 9 часов. Не нужно стараться перестраивать жизненный цикл своего чада, биоритмы определяются наследственностью.

Подкорректировать на час или два время засыпания и пробуждения у маленькой «совушки» реально. Чтобы малыш хорошо засыпал вечером, день он должен провести активно и желательно как можно больше на свежем воздухе. Ближе к вечеру занимать карапуза допускается только спокойными играми. Отлично успокаивает, расслабляет и подготавливает ко сну ванна, особенно с лавандой, мятой, мелиссой, а если после купания сделать крохе массаж, то здоровый сон обеспечен.

Распорядок дня маленького «жаворонка»

Стандартный режим дня ребенка в 1 год с биоритмами «жаворонка» коррекции не требует. Такой биологический тип «ранней пташки» для домочадцев служит часто будильником. Если попытаться приучать ребенка, предрасположенного к раннему пробуждению, чуть позже ложиться, проснется он все равно в привычное для себя время. В таком случае поведение карапуза будет весь день нервным, они становятся вялыми и капризничают. Выход у взрослых здесь только один ― организовать утренний досуг своего чада, обеспечив ему после пробуждения доступ к любимым игрушкам или занятиям.

Выявление речевых нарушений у детей раннего возраста

Индивидуальная скорость овладения речью может значительно отличаться у каждого конкретного ребенка. Некоторые дети говорят свои первые слова к одному году, а потом развитие их речи надолго останавливается.

Нередко малыши, заговорившие позже своих сверстников, в дальнейшем продолжают развиваться согласно установленным нормам. Кардинально отличаются дети с нарушенным речевым развитием: их речь остается проблемной в течение всего дошкольного периода. У многих детей даже при своевременном логопедическом вмешательстве трудности произношения не исчезают в течение всего школьного обучения. Родителям необходимо знать, что одним из главных критериев прогрессирующего коммуникативного развития ребенка в возрасте до двух лет является не число употребляемых слов, а способность правильно понимать адресованную ему речь.

Каждый ребенок, имеющий сохранный слух и интеллект, последовательно проходит все необходимые этапы становления речи. Коррекционная работа, проводимая логопедом при нарушенном речевом развитии, всегда основывается на актуальном уровне состояния речи ребенка в конкретный момент, а не на возрасте.

Своевременное выявление отклонений от правильного речевого развития необходимо для предотвращения трудностей коммуникации и для проведения профилактической работы по устранению речевого негативизма. Определить наличие и степень тяжести речевых нарушений без профессионального вмешательства нельзя.

Следует обратиться за советом к логопеду, дефектологу и неврологу, если к двухлетнему возрасту ребенок:

  • Недостаточно хорошо понимает адресованную ему речь и опирается в своей деятельности на установленный план действий взрослых или действует по подражанию.
  • Тяжело осваивает новые слова, применяет менее пятидесяти слов, не старается соединять их в двухсловные фразы.
  • Требует желаемое при помощи невербальных средств коммуникации.
  • Не умеет играть с игрушками, а просто выполняет манипуляции ими.
  • Прекратил говорить слова, присутствующие в его речи ранее.
  • Не интересуется деятельностью других детей, предпочитает играть один, молчит в игровом процессе.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Рекомендации по развитию речи в раннем детском возрасте

Работа по развитию у маленького ребенка речи рассматривается психиатрами в положительном ключе. При этом отмечается, что речь стоит развивать не только общаясь с ребенком, но и используя определенные виды упражнений.

Многие люди полагают, что упражнения стоит применять лишь в исключительных случаях, привлекая к этому логопеда. Однако, стоит отметить, что большинство проблемных речевых аспектов возникает при неправильном общении взрослых с ребенком. В результате “сюсюкания”, неправильного произношения слов, речь ребенка может формироваться неправильно.

Особенностью речевого развития детей является и то, что информация поглощается ими с огромной скоростью, что часто влечет за собой запоминание неправильно произнесенных слов. Дети с самого раннего детства обладают способностью хорошо воспринимать фонетику, поэтому первой рекомендацией для взрослых можно считать работу над построением своей речи, устранение в ней изъянов.

Взрослым необходимо не просто наладить общение с ребенком, но и оказывать стимулирующее воздействие на речь ребенка. Для того, чтобы это осуществить, стоит соблюдать определенные рекомендации, предложенные специалистами:

  • как можно чаще разговаривайте с ребенком в повседневной жизни, озвучивая намерения, действия и эмоции;
  • предлагайте ребенку прикасаться к предметам и материалам различных форм и размеров, так как доказанным является факт о положительном воздействии мелкой моторики на развитие речи;
  • дублируйте произносимые ребенком впервые слоги и звуки: ма-ма, па-па и др. — этим вы сможете вызвать у него интерес и установите “первый диалог”;
  • попытайтесь реагировать не только на мимику и жесты ребенка, которые говорят о его потребностях, но и подталкивайте его к тому, чтобы он назвал то, что хочет.

Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Важные этапы

Потребность крохи в речевом общении проявляется уже в несколько недель от рождения. Малыш начинает реагировать на звуки, и они пробуждают его нервную систему

Поэтому очень важно много и часто разговаривать с новорожденным, по мере его взросления переходить от общения информативного и описательного характера к обучающему. Развитие речи детей раннего возраста проходит в несколько этапов

1 этап – доречевой

Он охватывает период жизни до 1 года. Малыш общается с родителями с помощью мимики, плача, жестов, затем появляется лепет и гуление. К 7-8 месяцам ребенок научился речевому подражанию – возникает способность повторять за взрослыми некоторые короткие звуки с различной интонацией. Годовалые малыши уже понимают многие фразы окружающих и правильно на них реагируют, растет их пассивный словарь.

2 этап – активный

Речевое развитие детей раннего возраста происходит стремительно. С 1,5 до 3 лет их словарный запас существенно увеличивается: в период от полутора до 2 лет в нем примерно 200 слов, а к 3 годам – 1-2 тысячи. Сначала малыш употребляет лишь слова-корни, которые могут обозначать сразу несколько действий или предметов. Затем учится выражать свои желания с помощью одного слова, в котором заложен смысл полноценного предложения: «есть» — я хочу кушать, «кошка» — по комнате идет кошка и т.д.

К 2,5 годам появляется «телеграфный» говор – ребенок употребляет лишь существительные и глаголы, пытаясь разговаривать со взрослыми. Такой стиль общения помогает освоить грамматику.

В 3 года развивается связной диалог. В разговоре маленьких мальчиков и девочек появляются сложные и распространенные предложения, слова имеют падежные окончания и родовые формы, возникает понятие будущего и прошлого времени.

3 этап – совершенствование

Повышение качества приобретенных навыков и использование их как средства общения. Дошкольники 4-5 лет уже обладают достаточным словарным запасом, позволяющим ясно излагать свои мысли и выражать желания, полноценно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Раннее развитие речи считают одним из самых важных критериев, по которым определяется нервно-психическое состояние малыша. Если кроха не спешит разговаривать, родители обязаны оказать дочке или сыну грамотную помощь.

Речевое развитие детей по возрастам

Особенности биоритма «Сов»

Истинным «Совам», предпочитающим наслаждаться прелестями жизни в ночное время суток, свойственны следующие характеристики биоритма.

Пробуждение

Самостоятельно ночные «птицы» просыпаются не ранее 11–12 часов, предпочитая нежиться длительное время в кровати. Состояние дремоты не покидает их до 13–14 часов, поэтому без тонизирующих средств и искусственно повышающих тонус препаратов обойтись трудно.

Рацион

Начинать день «Совам» рекомендуется с чашки крепкого чая или ароматного кофе, которые помогут им проснуться. Кушать сразу после пробуждения не рекомендуется. Как правило, люди с таким хронотипом предпочитают насладиться завтраком в 12–13 часов дня.

Работа

У ночных жителей, предпочитающих выполнять интеллектуальные задания под покровом темного времени суток, насчитывается три фазы мозговой активности – с 13 до 14; с 18 до 20; с 24 до 2 часов.

Спорт

Людям с подобным хронотипом тренироваться рекомендуется во второй половине дня – с 14 до 19 часов. В приведенный отрезок времени у них наблюдается пик физической активности.

Сон

У «Сов» нередко возникают трудности со сном, поэтому ложатся они не ранее 2–3 часов ночи. В темное время суток они не испытывают дискомфорта, наслаждаясь пустотой городских улиц и романтичным мерцанием звезд на небе.

Сколько времени школьник должен спать? И нет, не 8 часов

Согласно исследованиям, большинству учеников младшей школы необходимо спать 9-11 часов в сутки, чтобы высыпаться. Поэтому если ребенку нужно просыпаться в школу в 7 часов утра, то ложиться он должен не позднее 22:00.

Ученикам средней и старшей школы комфортнее при более позднем начале уроков, так как их биоритмы уже перестроены на режим «сов». Однако многие подростки искусственно смещают свои циркадные ритмы, засиживаясь в смартфонах до поздней ночи.

Большинству родителей не приходится выбирать, в какое время их ребенок пойдет в школу, ведь они вынуждены подстраиваться под расписание.

Здесь важно понимать, что любой подросток может встроиться в режим жаворонка, если не будет нарушать свои циркадные ритмы. Для этого существуют определенные правила.

Этапы развития речи детей раннего возраста

Специалисты выделяют основные этапы развития речи детей:

  1. Доречевой период – от 1 до 11-12 месяцев.
  2. Период начального освоения родного языка – от года до трех лет.
  3. Период освоения грамматических закономерностей родной речи – от 3 до 7 лет.

В доречевом периоде у грудничков сначала появляются первые звуки, потом возникает гуление, которое переходит в лепет.

До 3-х лет малыш учится правильно строить предложения, наращивает активный и пассивный словарь. С 3-х лет до начала школьного возраста он овладевает сложной системой закономерностей родной речи. Это умение поможет ему в школе освоить грамматические правила родного языка.

Речевое поведение ребенка раннего возраста

Сроки появления новых достижений могут быть немного растянуты во времени, поскольку все дети развиваются по индивидуально.

Основные этапы формирования речи в раннем возрасте

Возраст

Малыш кричит с разной интонацией, выражая свое довольство или неудовольствие 1-2 мес.
Ребенок «гукает», «гулит». Когда малыш сыт и находится в хорошем настроении, он повторяет за взрослыми звуки и слоги. 1,5-3 мес.
Ребенок лепечет, повторяя за родителями что-то типа слов из 2 одинаковых слогов: та-та, ба-ба, ма-ма. 4-5 мес.
В речи малыша можно различить лепетные слова типа ляля, няня, куки. Он подражает животным и звукам своего окружения: би-би, гав-гав, ко-ко, так-так. 9 мес. – 1 год
Появляются первые фразы из 2-3 слов. Ребенок может показать основные части своего тела. 1 г. 6 мес.
Малыш общается при помощи простых предложений. В словаре к 2 годам проходит лавинообразный скачок роста пассивного словаря до 20о слов. 1,5 г. – 2 г.
Ребенок понимает обращенную к нему инструкцию из 2-3 этапов: «Возьми чашку, отнеси ее бабушке». Он уже может задавать простые вопросы. Понимает и учится употреблять до 250-300 слов. 2 г. – 2,5 г.
В предложениях уже 3-5 слов. Малыш знает, как его зовут, сколько ему лет. Он старается произносить слова, правильно употребляя их по числам и падежам. В словаре 300-400 слов. 2,5 – 3 г.

Хотя словарь малыша ограничен, он понимает значение большого количества слов, то есть развитие импрессивной речи (понимание) обгоняет активную речь.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
Удовлетворение потребности в общении с родителями

Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.

Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется

Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»

Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Вариант 1. Не «ломаем» биологические ритмы

Грудной ребенок спит около 20 часов в сутки. Затем количество сна уменьшается, а бодрствования, наоборот, увеличивается. В период взросления кроха может периодически вставать очень рано, а временами режим дня смещается в другую сторону. И это нормально. Только лишь к 6 — 7 годам у большинства детей хронотип устанавливается окончательно. Становится понятно, кто подрастает в семье — «жаворонок» или «сова».

Менять режим бессмысленно?

  • В Японии ученые пришли к выводу, что принадлежность к одной из двух категорий объясняется, в первую очередь, наследственностью. Кроме биологической предрасположенности на режим сна оказывает влияние еще и темперамент. Другими словами, «совы» и «жаворонки» уже таковыми рождаются и переделывать бесполезно.
  • Некоторые специалисты выдвинули теорию, что принадлежность определяется по времени рождения: с 4 до 11 утра — «жаворонок», после 16.00 — «сова», в остальное время рожденные будут «голубями».
  • Судя по отзывам мам, их режим сна и бодрствования также переходил к ребенку. Если мама — «сова» продолжала соблюдать свой привычный режим во время вынашивания малыша, то и после рождения они вдвоем с ребенком утром спали до одинакового часа, да и вечером ложились так же. Ребенок продолжает жить по «заданному» еще в утробе времени.
  • Но такое совпадение возможно, если мама рана ушла в декрет или вообще не работала, могла позволить себе полностью «отдаться» вынашиванию ребенка, а такую «роскошь» в современном мире могут себе позволить далеко не все. Многие беременные женщины продолжают работать до 7 — го месяца беременности, когда по закону имеют право уйти в декрет.
  • После рождения крохи нагрузка удваивается: нужно вставать на ночные кормления, а утром приниматься за повседневные дела. Если ребенок — «сова», то утренние пробуждения нередко превращаются в хождение мамы вокруг кровати с будильником в руках до последнего, пока ребенок не встанет. В результате — нервы и слезы, опоздания в детский сад, школу и на работу.

Но даже при этих обстоятельствах некоторые специалисты категорически не рекомендуют «ломать» режим и подстраивать его под график всей семьи. В результате ребенок начинает страдать бессонницей, и дело может дойти даже до неврозов. Налицо психологическое, эмоциональное напряжение и вред физическому здоровью ребенка.

Что делать родителям

Идеальный вариант — выбрать школу или детский сад со второй сменой. Но далеко не всегда есть возможность найти заведение с таким режимом работы. По этой причине задолго до поступления в детский сад от родителей потребуется плавно перестроить режим дня своей «совушки».

Лучшее время — лето. Время отпуска позволит немного поэкспериментировать и без напряжения выбрать самый приемлемый вариант для всех. Попробуйте сдвинуть время подъема и засыпания примерно на 1 час. На больший промежуток лучше не пытаться, потому что ребенок сразу почувствует разницу, будет капризничать и нервничать.
Сдвиньте период максимальной активности и подвижных игр на послеобеденные часы. Однако за несколько часов до сна приостановите подвижные игры и переходите на спокойные занятия: ужин, принятие ванны, совсем маленькому ребенку можно сделать расслабляющий массаж, почитать книгу более старшему малышу, послушать спокойную и тихую музыку, сделать в комнате приглушенный свет.
Перед самым сном исключите все выяснения отношений. Если вы за день не успели заняться воспитанием, то перед сном — не самое лучшее время. Ребенок не должен ложиться спать с тревогой в душе или чувством вины. В результате он плохо спит или вообще долго не может уснуть. Укладывайте спать только в хорошем настроении.
Чтобы ускорить засыпание, еще с малых лет придумайте некий ритуал (чтение сказки или разговор про самое хорошее событие дня)

Важно: никогда не пропускайте его, даже если есть большое чувство усталости.
Утром заводите себе будильник пораньше, и ребенка — «сову» начинайте будить постепенно. Таким детям нужно немного больше времени, чтобы проснуться как следует

Чтобы больше времени осталось на момент просыпания, одежду приготавливайте с вечера.
Часто ребенок «сова» категорически не хочет завтракать. Что неудивительно — его организм еще не «пробудился» для еды. Сделайте сыну или дочери с собой что-нибудь вкусное.

Попытайтесь приучить свою семью делать утреннюю зарядку. Это прекрасное средство почувствовать бодрость и активно начать день. Даже если не получиться соблюдать правило в первое время, не сдавайтесь. 10 — 15 минут легких физических упражнений под любимую музыку рано или поздно заставят домочадцев войти в новый жизненный ритм. При этом учитывайте, что ребенку — «сове» нужно больше времени, чтобы присоединиться к остальным, умыться и просто открыть глаза.

Как родителям разговаривать с ребенком

От того, как близкие люди общаются с ребенком, зависит, будет ли его речь богатой и образной. Даже с малышом грудного возраста нужно активно разговаривать, приучая его использовать слова. Детям показывают яркие предметы, игрушки, называют их. Двухлетним детям надо показывать игрушки, яркие картинки, разговаривать об окружающих предметах. Очень хорошо пополнять знания об окружающем на прогулке, рассказывая малышам о том, что происходит вокруг. Для развития речи полезно читать малышам сказки, потешки, прибаутки и стихотворения.

На третьем году жизни взрослые могут не только называть предметы, но и рассказывать о том, для чего они нужны

Важно обращать внимание на цвет и форму вещей и предметов на картинках, называть изображенных животных и их детенышей. С трехлетними малышами уже можно обсудить прочитанную сказку. Пусть они договаривают слова в знакомых стихотворениях

Пусть они договаривают слова в знакомых стихотворениях.

На пятом году жизни ребенка родители обращают его внимание на правильность речи, точность употребления слов, звукопроизношение

В этом возрасте важно не уклоняться от детских вопросов, а давать на них полные содержательные ответы. Для укрепления артикуляционного аппарата можно разучить специальные упражнения

При пересказе сказок, рассказов, чтении стихов родители обращают внимание ребенка на интонацию, «веселое» или «грустное» чтение, на быстрый или медленный темп произношения

Для укрепления артикуляционного аппарата можно разучить специальные упражнения. При пересказе сказок, рассказов, чтении стихов родители обращают внимание ребенка на интонацию, «веселое» или «грустное» чтение, на быстрый или медленный темп произношения.

Старших дошкольников учат составлять рассказ по картинкам, подбирать похожие или противоположные по значению слова, делить предметы по группам. Все дефекты звукопроизношения к началу школьного обучения нужно устранить. Очень полезны различные игры на выделение из слова звуков и слогов.

Зная, что включают в себя этапы речевого развития детей, можно своевременно выявить отставание речи ребенка и начать коррекционную работу

Если есть отклонения от нормы, важно заметить их как можно раньше, чтобы обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше начата коррекция нарушения речи, тем меньше времени потребуется для компенсации отставания от нормы

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Правила развития речи

Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.

Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.

Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.

Развитие моторики
Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики
Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.

Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.

Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.

Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.

Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала

Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.

Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: