Лечение патологии
Терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков необходима, чтобы устранить поведенческие отклонения. Она способствует налаживанию отношений со сверстниками, взрослыми, улучшению успеваемости, избавлению проявления симптоматики.
При лечении синдрома применяются медикаментозные средства, психотерапия. Но больше эффективна мультимодальная коррекция СДВГ. Это целый комплекс программ, где предусмотрена совместная работа родителей и специалистов – психолога, педиатра, невролога, логопеда и других. Она включает комбинацию лекарственных препаратов, коррекцию поведения, педагогическую поддержку ребенка.
В случае легкого проявления заболевания, при котором не особо ограничивается поведение подростка, может быть достаточно обучения родителей тому, как управлять симптомами ребенка. При умеренном, тяжелом СДВГ, связанном с проблемами в школе, социальной адаптацией, требуется вмешательство специалистов.
Медикаментозная терапия
Прием определенных лекарств в значительной степени может облегчить симптомы болезни. Но перед их назначением оценивается возраст пациента, серьезность признаков патологии, риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Детям в возрасте старше 6 лет назначаются стимулирующие и не стимулирующие медикаментозные препараты. Лекарства первого варианта считаются наиболее подходящими для терапии подростков. Но у них есть побочные эффекты – боль в животе, потеря аппетита, нарушение сна, головные боли.
Стимуляторы можно принимать исключительно под строгим контролем врача. В аптеках их отпускают по специальным рецептам. Не стимулирующие лекарства используются, если:
- Стимуляторы должным образом не действуют;
- У них есть неприемлемые для ребенка побочные эффекты;
- По ряду других причин.
Не стимулирующие препараты бывают искусственного или естественного происхождения. Из натуральных лекарств стоит выделить листья гинкго, корень женьшеня. Их применяют в комбинации с лецитином
Такие средства оказывают положительное внимание на память, стимулируют обучаемость, улучшают концентрацию внимания
Психотерапевтические методики
При помощи психотерапии, применения воспитательно-педагогических приемов можно облегчить симптомы СДВГ у подростка. Для устранения раздражителей, приводящих к невнимательности ребенка, регулируется его рабочая среда. Нужно установить для школьника простой и понятный распорядок дня.
Целью поведенческой коррекции является совместная с ребенком разработка и применение на практике стратегий, позволяющих ему лучше справляться с болезнью в жизни, изменить проблемные моменты в поведении.
Для родителей организуются специальные тренинги, консультации. В процесс в обязательном порядке вовлекаются учителя. В методике используются поощрения ребенка за положительное поведение, «наказания» (лишение привилегий) за нарушение оговоренных правил, негативное поведение. Также подключаются образцы для подражания, когнитивные процессы, обучение социальным навыкам.
В качестве дополнительных элементов может применяться метод релаксации (аутогенная тренировка), прогрессивная мышечная релаксация. Такие процедуры действуют на психологическом, физическом уровне. В результате их использования у подростка уравновешиваются ощущения, эмоции, повышается концентрация внимания.
СДР, синдром двигательных нарушений — лечение в Саратове
Сарклиник проводит лечение сдр, лечение синдрома двигательных расстройств у детей, лечение синдрома двигательных расстройств в Саратове. В Сарклиник успешно применяются комплексные методы лечения синдрома двигательной расторможенности. Эффективность комплексного лечения сдр, которое может включать в себя разнообразные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95% и зависит от степени тяжести патологии. Лечение синдрома двигательных нарушений проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики лечения безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от синдрома двигательной расторможенности вылечились сотни пациентов в возрасте от 1 года до 18 лет. Если у Вас расторможенный очень активный ребенок, слишком активный ребенок, обращайтесь в Сарклиник, на первой консультации врач посмотрит ребенка и, если необходимо, проведет лечение СДР. Сарклиник знает, что делать, как лечить и вылечить сдр, синдром двигательной расторможенности! Гипер активные дети становятся спокойными и адекватными.
Особенности режима дня и питания
Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.
Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.
Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:
- В рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
- Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
- В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
- Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).
Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.
За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.
Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:
- просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
- завтрак, обед и ужин в определенные часы;
- ежедневные обучающие занятия;
- ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе.
СДВГ — как осуществляется диагностика?
При подозрении на наличие патологии следует обращаться к таким детским специалистам, как психолог и невролог, а также психиатр.
После обычно отправляют на консультации к офтальмологу и эпилептологу, к логопеду и эндокринологу, к ЛОРу.
Естественно, при 1-м визите и осмотре ребенка никто поставить диагноз не сможет (если все-таки поставили – ищите другого врача).
Диагностика СДВГ весьма сложна и длительна: помимо бесед с врачами, проводят наблюдение за поведением ребенка, осуществляют нейропсихологическое тестирование, применяют современные методы обследования (ЭЭГ и МРТ, анализы крови, ЭхоКГ.
Почему важно своевременно обратиться к специалисту? Нужно понимать, что под «маской» СДВГ часто скрываются и другие, порой, весьма тяжелые заболевания. Поэтому, заметив в своем ребенке данного рода «странности», отправляйтесь на кафедру детской неврологии либо в любой местный специализированный центр неврологии на обследование
Поэтому, заметив в своем ребенке данного рода «странности», отправляйтесь на кафедру детской неврологии либо в любой местный специализированный центр неврологии на обследование.
Диагностика СДВГ
Главная цель диагностических мероприятий при СДВГ — исключение иных патологий нервной системы. Поэтому часто детский невролог в Калининграде на этом этапе работает в тандеме с психологом. Точно дифференцировать синдром гиперактивности и дефицита внимания помогут следующие виды обследования:
- лабораторные исследования крови;
- МРТ головного мозга;
- энцефалограмма;
- ЭКГ .
Помимо этих мероприятий врач может провести нейропсихологическое тестирование. По результатам перечисленных видов обследования детский невролог сможет определить, имеет ли место СДВГ у ребенка, или у него иные расстройства психики. Например, аутизм нередко сочетается с гиперактивностью.
Проявления заболевания
Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития?
У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей
Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго
Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:
• забывчивость; • рассеянность внимания; • непослушание старшим; • трудность в освоении речи; • постоянная болтливость; • капризность; • большое число движений; • моторная неловкость.
В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес.
Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.
Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации.
У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.
В этот период преобладают симптомы:
• Отсутствие концентрации внимания; • Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут); • Нервный тик; • Заниженная самооценка; • Трудность в усваиваемости учебного материала; • Развитие всевозможных фобий; • Частая потеря личных вещей.
Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере
Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.. У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину
У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.
Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования.
Гиперактивность — или все-таки просто активность: как отличить?
Подобным вопросом мамы и папы задаются довольно часто. Но возможность отмежевать одно состояние от другого все-таки есть.
Нужно просто понаблюдать за своим чадом.
- Гиперактивный малыш (ГМ) не может себя контролировать, постоянно в движении, устраивает истерики при усталости. Активный малыш (АМ) любит подвижные игры, не любит сидеть на месте, но при заинтересованности с удовольствием спокойно слушает сказку или собирает пазлы.
- ГМ часто, много и эмоционально говорит. При этом постоянно перебивает и, как правило, редко дослушивает ответ. АМ тоже говорит быстро и много, но с менее эмоциональной окраской (без «одержимости»), а также постоянно задает вопросы, ответы на которые, большей частью, дослушивает до конца.
- ГМ крайне сложно уложить спать, и спит он плохо – беспокойно и с перерывами на капризы. Случаются также аллергии и различные кишечные расстройства. АМ хорошо спит, и проблем с пищеварением не испытывает.
- ГМ неуправляемый. Мама не может «подобрать к нему ключики». На запреты, ограничения, увещевания, слезы, договоры и проч. ребенок просто не реагирует. АМ не особо активен вне дома, в знакомой же обстановке «расслабляется» и становится «мамо-мучителем». Но ключик подобрать можно.
- ГМ провоцирует конфликты сам. Обуздать агрессию и эмоции он не способен. Патология проявляется драчливостью (кусается, пихается, бросается предметами). АМ очень активен, но без агрессии. Он просто с «моторчиком», любознательный и бодрый. Спровоцировать конфликт не может, хотя сдачи дать в определенном случае – очень даже.
Конечно, все эти признаки относительны, а дети – индивидуальны.
Категорически не рекомендуется ставить своему чаду диагноз самостоятельно. Помните, что даже один простой педиатр или невролог с опытом поставить такой диагноз в одиночку и без обследований не в силах – нужна полная диагностика у специалистов.
Если ваш малыш впечатлительный, любопытный, подвижный и не дает вам ни минуты покоя – это еще ни о чем не говорит!
Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям
Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.
Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.
Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.
С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе
Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.
Коррекция СДВГ
Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.
Каких врачей нужно посетить
Важно записаться на прием к следующим специалистам:
- Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
- Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
- Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
- Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.
Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.
А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?
Что могут сделать родители
Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей
Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?
- Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.
Что здесь может помочь:
- общение с психологом;
- медикаментозное лечение в случае необходимости;
- поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.
2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием
Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть
3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.
4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу
Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки
5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.
А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.
Почему именно такой вид терапии работает лучше?
Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.
Научим умению быть спокойным и внимательным
Записаться на консультацию
Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.
СДВГ и его причины
Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.
Факторы, играющие роль в развитии заболевания:
Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.
Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза
Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.
Факторы окружающей среды
Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.
Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.
Подробнее о причинах
Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их
Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений
Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов
Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности
При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.
Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.
Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.
Что такое СДВГ и почему он возникает
Синдром дефицита внимания c гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных расстройств развития детского возраста, которое выражается в трудностях с концентрацией внимания, повышенной двигательной активностью и может серьезно повлиять на успеваемость детей и их социальные взаимодействия.
В настоящее время выделяют несколько типов этого нарушения:
-
синдром дефицита внимания без гиперактивности;
-
синдром гиперактивности без дефицита внимания;
-
сочетание дефицита внимания и гиперактивности.
По последним данным, примерно 7% детей школьного возраста страдают СДВГ. У мальчиков, как правило, в два раза чаще наблюдается это состояние.
Не существует точного ответа, почему это расстройство встречается у детей. Есть данные, что целый ряд причин мог повлиять на развитие СДВГ у ребенка.
Анатомо-функциональные особенности мозга
Есть данные, что у детей с СДВГ зоны мозга, отвечающие за самоконтроль и внимание, имеют более низкий уровень активности, чем у других людей. Кроме того, ряд ученых объясняют проявления этого расстройства тем, что в головном мозге нарушен баланс между определенными нейромедиаторами — химическими веществами, которые передают информацию от одних клеток мозга к другим.
Генетическая предрасположенность
Если у родителей есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или другой тип этого нарушения), то на 25% выше шансы, что их ребенок также будет иметь данное расстройство развития.
Недоношенность. У детей, рожденных раньше срока, выше шансы к развитию СДВГ.
Прием алкоголя, наркотиков, курение в разы повышает риски развития СДВГ.
В редких случаях токсическое влияние некоторых факторов среды может приводить к формированию СДВГ.
Несмотря на то, что отсутствует единое мнение относительно возникновения этого расстройства, совершенно точно можно утверждать: на сегодняшний день нет доказательств того, что к формированию СДВГ приводит:
-
вакцинация;
-
пищевая аллергия;
-
пищевые добавки;
-
злоупотребление сахаром в рационе.
Гиперактивность у детей, лечение
Сарклиник проводит лечение гиперактивности у детей. Детская гиперактивность, синдром гиперактивности у детей, в том числе с дефицитом внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью успешно лечатся. Коррекция гиперактивности у детей, младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, у подростков, у взрослых (мужчин и женщин, парней и девушек) нужно обязательно проводить. В Сарклиник разработана программа коррекции гиперактивности. В результате лечения детей уходят полностью симптомы гиперактивности. Сарклиник знает, как лечить гиперактивность у детей.
Как проявляется гиперактивность
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.
Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.
Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.
Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».
Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются
Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.
Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.
Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.
У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.
Советы психолога, как успокоить ребенка
Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.
Рекомендации родителям, дети которых страдают синдромом ДВГ.
О создании запретов. Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
Контроль времени. Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время
Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания
Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
Последовательность заданий. Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
Конкретика выполнения. Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.