Признаки РАС
-
Обособленность от внешнего мира.
-
Отсутствие потребности поддерживать контакт с окружающими.
-
Аффективная блокада (безразличие к тому, что происходит с другим человеком, в том числе с родными).
-
Одинаковое поведение по отношению к одушевленным и неодушевленным объектам.
-
Недостаточно выраженная реакция на слуховые и зрительные раздражители (псевдоглухота, псевдослепота).
-
Стереотипное поведение: потребность сохранить окружающий мир в неизменном виде (ходить одним маршрутом, размещать предметы в строго определенном порядке), боязнь любых изменений, повторяющиеся однообразные движения – стереотипии (раскачивание на стуле, перебирание пальцами).
-
Вместо обычных для детей игр – стереотипные манипуляции с пузырьками, ключами, веревками, иногда и с игрушками. Как зачарованные, дети-аутисты могут часами переливать воду из одной чашки в другую, катать туда-сюда машинку, а при попытке остановить и переключить на что-то другое – кричат, плачут, активно протестуют.
-
Специфическое зрительное поведение: взгляд сквозь или мимо людей, бегающий взгляд (ребенок не переносит взгляда «глаза в глаза»), фокус зрительного внимания смещен на периферию поля зрения.
-
Стремление находиться в одиночестве.
Что такое аутизм?
Аутизм – это психопатологическое состояние, которое характеризуется «уходом в себя» и нарушением взаимодействия с внешним миром – людьми, объектами, событиями.
Термин «аутизм» («autismus»: от греческого autos – сам) придумал в начале XX века швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Правда, изначально этим словом обозначали один из основных признаков шизофрении.
К своему современному значению понятие «аутизм» приблизилось позже – в 1938 году. Австрийский психиатр Ганс Аспергер назвал «аутистической психопатией» поведение детей, которое проявлялось в неспособности дружить, неумении сочувствовать другому человеку, странных неуклюжих движениях и односторонних интересах. При этом ребята обладали достаточно хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, поэтому сам ученый называл их «маленькими профессорами». Позднее этот синдром назовут именем Аспергера.
Автором первого описания заболевания стал Лео Каннер – американский психиатр, который исследовал 11 детей со схожими симптомами – «аутичным одиночеством», стремлением к уединению, потребностью в однообразии действий. Он же ввел понятие «раннего детского аутизма».
Сегодня вместо диагноза «аутизм» специалисты используют словосочетание «расстройство аутистического спектра» (РАС). Это понятие объединяет сразу несколько патологических состояний:
-
аутизм (или синдром Каннера);
-
детское дезинтегративное расстройство;
-
неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм);
-
синдром Аспергера;
-
синдром Ретта.
Нет двух аутистов с абсолютно идентичным течением болезни. Расстройство может быть легким и практически незаметным для окружающих – давать о себе знать в виде странностей при общении, быстрой, шаблонной речи или ограниченности интересов. Тяжелая форма аутизма может сопровождаться умственной неполноценностью, бессмысленными однотипными движениями, немотой.
Children with special needs. Introduction to applied behavior analysis (ABA):principles of correction of problem behavior and strategies obuchenie children with autism spectrum disorders and other disabilities.
Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы .
Dannaya kniga yavlyaetsya pervym posobiem na russkom yazyke, v kotorom podrobno izlozheny osnovnye printsipy prikladnogo analiza povedeniya (ABA): usileniya, oslableniya i gasheniya povedeniya. Dannye printsipy .
This book is the first manual in Russian, detailing the basic principles of applied behavior analysis (ABA): amplification, attenuation, and damping behavior. These principles are applied in the co.
Комплектация
1 — 2 рабочих дня, бесплатно
Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутического спектра и другими особенностями развития.Данная книга является первым пособием на русском языке, в котором подробно изложены основные принципы прикладного анализа поведения (ABA): усиления, ослабления и гашения поведения. Данные принципы применяются в коррекции проблемного поведения и формировании социально приемлемого поведения. Книга также описывает стратегии обучения навыкам ребенка с особенностями развития: метод блоков, пошаговый анализ заданий, обучение в натуральной среде, шейпинг.Книга будет полезна педагогам, дефектологам, логопедам и родителям, воспитывающим и обучающим особого ребенка (аутизм, умственная отсталость, задержки в развитии, проблемное поведение).
Osobye deti. Vvedenie v prikladnoy analiz povedeniya (AVA). Printsipy korrektsii problemnogo povedeniya i strategii obucheniya detey s rasstroystvami auticheskogo spektra i drugimi osobennostyami razvitiya.Dannaya kniga yavlyaetsya pervym posobiem na russkom yazyke, v kotorom podrobno izlozheny osnovnye printsipy prikladnogo analiza povedeniya (ABA): usileniya, oslableniya i gasheniya povedeniya. Dannye printsipy primenyayutsya v korrektsii problemnogo povedeniya i formirovanii sotsialno priemlemogo povedeniya. Kniga takzhe opisyvaet strategii obucheniya navykam rebenka s osobennostyami razvitiya: metod blokov, poshagovyy analiz zadaniy, obuchenie v naturalnoy srede, sheyping.Kniga budet polezna pedagogam, defektologam, logopedam i roditelyam, vospityvayushchim i obuchayushchim osobogo rebenka (autizm, umstvennaya otstalost, zaderzhki v razvitii, problemnoe povedenie).
This book is the first manual in Russian, detailing the basic principles of applied behavior analysis (ABA): amplification, attenuation, and damping behavior. These principles are applied in the correction of problem behavior and the formation of socially acceptable behavior. The book also describes the strategy training child with special needs: method blocks step-by-step analysis of tasks, learning in a natural environment, shaping. The book will be useful to teachers, speech pathologists, speech therapists and parents raising and teaching a special child (autism, mental retardation, developmental delays, behaviour problems).
источник
Особенности развития детей-аутистов
Толчком для развития аутистических расстройств становится сбой в работе центральной нервной системы, поэтому нарушения затрагивают все когнитивные функции – внимание, память, мышление, речь, а также эмоциональную, интеллектуальную, двигательную сферы малыша, его чувствительность. Чаще всего признаки аутизма выявляются у детей до трех лет
Первые тревожные звоночки, как правило, появляются уже в младенческом возрасте. Например, кроха слабо реагирует на сильные раздражители, остается практически безучастным, когда мама берет его на руки, чтобы покормить, не «благодарит» за вкусный обед довольным выражением лица. А вот слабые раздражители напротив вызывают у него целую бурю эмоций
Поэтому родителям важно быть особенно внимательными к поведению малыша, фиксировать все странности, подозрительные моменты, не свойственные возрастной норме.
В чем же состоят особенности развития детей-аутистов:
Отсутствуют или слабо выражены детский лепет, гуление.
Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, не воспринимает речевые инструкции.
Словарный запас двухлетнего малыша остается очень скудным, а к трем годам он не умеет строить фразы, предложения.
Речь может совсем отсутствовать или развиваться с нарушениями.
Ребенок старается избегать тактильных контактов, не смотрит в глаза, не улыбается, не выражает свои эмоции и не реагирует на эмоции других, не умеет сопереживать, стремится к уединению.
Малыш-аутист равнодушен к новому, не интересуется игрушками.
Возможно, осторожное или даже брезгливое отношение к еде и наоборот попытки съесть что-то несъедобное в уже достаточно сознательном возрасте.
Ребенок не в состоянии адекватно воспринимать опасность: может перебегать дорогу, не глядя по сторонам, или искать укрытие при незначительном шуме.
У детей с РАС нарушено моторное развитие: раскоординированы руки и ноги, движения получаются неловкими, при этом определенные действия они могут повторять как заведенные – раскачиваться, бегать по кругу, махать руками.
Аутистам сложно ориентироваться в пространстве.
Нередко возникают проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания, зато импульсивность может зашкаливать.
Несмотря на плохую память, малыши с РАС надолго запоминают какие-то значимые для них моменты.
Детям-аутистам свойственно конкретное мышление, им непонятны причинно-следственные связи, они не умеют переносить освоенные навыки на другую ситуацию.
Любые попытки управлять – будь то инструкции, обучение или совместная деятельность, изменение привычного алгоритма действий – вызывают негативную реакцию, вплоть до вспышек агрессии.
Исследования «объединенного внимания» и связанные с ними программы коррекционного вмешательства
В конце 80-х и в 90-х годах двадцатого века на Западе было проведено большое количество исследований «объединенного внимания» у обычных маленьких детей и детей с аутизмом (Mundy, Sigman, 1989; Mundy, 1995; Charman, 1997).
«Объединенное внимание» подразумевает тройную координацию внимания между младенцем, другим человеком и объектом или событием. Различаются императивные триадические взаимодействия, когда поведение ребенка несет инструментальную функцию (обычно – требование чего-либо), и декларативные – когда ребенок своим поведением сообщает о своем знании или переживании по поводу объекта или события
При этом среди декларативных реакций выделяют такие, когда ребенок следует за взглядом взрослого, и другие, когда он инициирует обмен взглядами со взрослым по поводу какого-то явления.
У маленьких аутичных детей, как выяснилось, «объединенное внимание» нарушено, причем на разных этапах развития степень повреждения той или иной формы «объединенного внимания» различна (Charman, 1997). Кроме того, если контрольная группа обычно демонстрировала положительный аффект вместе с «объединенным вниманием», то аффективное состояние аутичных детей в моменты «объединенного внимания» было нейтральным
Важную роль «объединенного внимания» для развития невербальных коммуникационных навыков и развития социальных отношений подтверждает практика некоторых программ раннего вмешательства (Bondy, Frost, 1995; Rogers, 1996; Zelazo et al., 1984). Например, в данных программах предлагается, чтобы привлекательные для ребенка объекты находились в видимом поле, но вне его досягаемости. Считается, что использование глазного контакта одновременно с просящими (или декларативными) жестами может быть сформировано и подкреплено с помощью социальных и несоциальных наград (Bondy, Frost, 1995).
Причем ступени данной программы повторяют последовательность развития «объединенного внимания» при нормальном онтогенезе, которую продемонстрировали экспериментальные исследования
Rogers и Lewis (1989) говорят об аффективном ответе взрослого как о важном подкреплении для формирования интерактивного поведения ребенка. В результате этих программ раннего вмешательства наблюдается увеличение вербальной активности и использования жестов, в том числе символических
Возрастает также эмоциональная откликаемость ребенка во время социального взаимодействия (Bondy, Frost, 1995; Rogers и Lewis, 1989).
Некоторые исследователи указывают на тот факт, что младенец во многом учится понимать чувства и желания других людей через имитационную коммуникацию (Meltzoff, Gopnik, 1993)
Charman (1997) пишет, что лучшее понимание формы и функций различных невербальных коммуникативных актов – указания, глазного контакта, аффективной экспрессии – может помочь в разработке содержания и структуры коррекционных программ, и важно разработать чувствительные параметры оценки, которые бы позволили отследить даже очень постепенный прогресс
TEACCH-программа коррекционной работы
TEACCH-программа – это программа коррекции развития детей с аутистическими расстройствами и нарушениями сферы общения и коммуникативного взаимодействия ребенка.
Данная программа была разработана американскими психологами в 70-е года XX столетия.
Применение данной программы, в первую очередь, ориентировано на приспособление детей с РАС к жизнедеятельности в обществе, приобщению к окружающему миру, исходя из его особенных потребностей, возможностей и восприятия.
Основные усилия при применении TEACCH-программы направляются на:
- Совершенствование внутренних процессов личности;
- Развитие бытовых навыков деятельности;
- Развитие навыков невербальной коммуникации;
- Развитие речи;
- Развитие навыков адекватного реагирования на внешние факторы.
TEACCH-программа предполагает активное участие родителей в коррекционной работе. Они рассматриваются в качестве людей, постоянно находящихся рядом с ребенком и, стимулирующих его развитие. Для аутичного ребенка лучшей средой его существования и развития признается семья
Потому, программа уделяет особое внимание взаимодействию с родителями, проведению с ними психологических тренингов и занятий по разъяснению особенностей развития ребенка с РАС, принятию его уникальности, осознанию невозможности вылечить аутизм, но пониманию, что при приложении определенных усилий можно стабилизировать психоэмоциональную сферу ребенка, приобщить его к социальной среде и создать условия для его образования
Данная программа ориентирует на воспитание и обучение ребенка в домашней обстановке. Пребывание ребенка в учреждениях коррекционного типа возможно, но только в течение дня. Круглосуточное нахождение в условиях интерната считается нежелательным для ребенка и непродуктивным для его развития.
TEACCH-программа опирается на принцип преемственности в обучении и развитии детей. коррекционное обучение начинается с дошкольного возраста
В этот период основное внимание уделяется адаптации ребенка к социальной среде, выработке у него потребности и желания общаться, а также формирование навыков общения, установления контактов и адекватного реагирования на взаимодействие с ним других людей. Закрытость, пребывание в себе требует долгой и трудоемкой коррекционной работы
Она реализуется на всех этапах развития ребенка.
В период школьного обучения социальной адаптации продолжает уделяться много внимания. Однако, акцент переходит на формирование навыков учиться, получать знания и навыки.
В зависимости от степени расстройств аутистического спектра, ребенка может получать образование в рамках инклюзивного обучения, в коррекционных школах и на дому. Домашнее обучение предполагает периодическое посещение ребенком инклюзивных классов и адаптацию к ним с проведением анализа их поведения в данной среде.
Правила работы с особенными малышами
-
Строго соблюдать режим. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы делают жизнь детей-аутистов проще, понятнее, а главное – спокойнее.
-
Показать, что нужно сделать. Особенные малыши лучше воспринимают визуальную информацию. Поэтому один раз показать картинку лучше, чем повторить просьбу 10 раз.
-
Говорить четко, кратко, конкретно. Не нужны ребенку сложносочиненные многоэтажные предложения – он не сможет внимательно дослушать их до конца и добраться до сути сказанного. Поэтому стоит отдать предпочтение простым, коротким фразам: «Гулять?», «Голова болит» (а не раскалывается на части).
-
Набраться терпения. Не нужно ожидать моментальной реакции от аутиста, не стоит его подгонять, часто повторять один и тот же вопрос – это может лишь усугубить ситуацию.
-
Разговаривать спокойно, без надрыва, без раздражения. Важенровный эмоциональный фон, в котором нет и намека на агрессию, опасность.
-
Обеспечить сенсорную разгрузку. Гиперчувствительность к внешним раздражителям очень утомляет. Поэтому малышу нужен ритуал, который поможет снять избыточное напряжение: крепкие объятия, несколько минут в тишине в темной комнате или кусочек пупырчатой пленки в руках, которую можно потихоньку теребить.
-
Хвалить и поощрять! В моменты, когда ребенок не делает ничего плохого. Поводы для похвалы могут быть самые разные, как и ее выражение: например, погладить по спине за выполненное задание.
Метакогнитивные или тренирующие “Theory of mind” (ТОМ) подходы
На Западе был проведен ряд исследований, в которых у дошкольников и старших детей с аутизмом обнаружился дефицит способности представлять то, что думают другие (Baron-Cohen, 1989, Frith,1989). Кроме того, характерными для аутизма трудностями считаются трудности символической игры и восприятия точки зрения другого человека (Leslie,1987).
На настоящий момент нет проверенных данных относительно эффективности вмешательства, непосредственно основанного на ТОМ. Некоторые неопубликованные исследования показывают, что возможно научить аутичных детей, пользующихся речью, проходить некоторые из классических тестов ТОМ (Baron-Cohen, Howlin, 1993). Однако, сомнителен эффект и возможность распространения этого умения на повседневную жизнь ребенка.
Тем не менее представления, сформулированные представителями ТОМ-подхода, привели к появлению в Великобритании нового “когнитивного” подхода к обучению аутичных детей.
Подход Джордана и Пауэлла
опирается на представления о том, что при аутизме нарушены социальные и эмоциональные реакции, которые опосредуют общение
Программа опирается на имеющиеся у ребенка способности к когнитивному обучению, рефлективному мышлению, признавая при этом важность межличностного взаимодействия на каждой из стадий развития (Jordan, Powell, 1995). Авторы подчеркивают, что движущей силой обучения (и, в то же время, основной трудностью для аутичного ребенка) является метакогнитивное понимание, которым должен овладеть ребенок, чтобы научиться думать об определенных последствиях действий
Они сравнивают свой подход с ТЕАССН-программой, также говоря о важности предсказуемой и ясной для аутичного ребенка окружающей среды и четкого структурирования времени и пространства. Но, в то же время, подчеркивается, что «когнитивное обучение» может идти дальше, формируя у ребенка контроль над своим поведением
Ключевым компонентом этого метода является «помощь в понимании»: практический разбор причин поведения людей и их чувств таким образом, чтобы ребенок получил хотя бы небольшое представление о том, что думают другие люди. Также его поощряют к тому, чтобы он говорил о своих чувствах, действиях, рассуждал о собственном опыте.
Этот подход, однако, может быть полезен более старшим аутичным детям с высоким интеллектом. В отношении младших и менее способных ребят данный подход на практике сводится к той же ТЕАССН-программе.
В настоящее время признается важность и необходимость эмоций в любом процессе обучения аутичного ребенка и развития у него коммуникации и социальных навыков
Подход Хобсон
В подходе Хобсон (Hobson, 1993) подчеркивается, что аутичного ребенка необходимо поощрять не только к развитию персонального опыта, но и к взаимодействию со взрослым, в том числе – к обсуждению собственного опыта, совместным воспоминаниям о наиболее значимых для ребенка событиях. Для этого и для понимания предстоящих событий бывает полезно повторное предъявление значимых объектов и фотографий ребенка в обсуждаемых ситуациях.
Как и в «мягком обучении» и в «методе выбора», ласковое внимание к ребенку и развитие надежных, поддерживающих отношений с учителями и одноклассниками считаются ключевыми моментами для успешного процесса когнитивного обучения
Обучение семьи, вовлечение родителей.
Домашнее обучение
Проект домашнего обучения – клиническая программа, базирующаяся в отделении детской психиатрии в южном Лондоне (Howlin, Rutter, 1987). Терапевтическая программа направлена на индивидуальные потребности ребенка, фокусируясь на следующих трех областях: речевое развитие, помощь в социальном развитии, работа с поведенческими проблемами, которые препятствуют обучению и развитию, а именно навязчивое и ритуалистическое поведение.
Сравнение прогресса детей, участвовавших в программе с теми, кто стоял в листе ожидания, показало высокую эффективность во многих случаях. Родительское вмешательство может быть очень успешным в изменении многих аспектов детского поведения, но степень эффективности также зависит от тяжести нарушения и способностей ребенка. Смысл данного подхода, так же, как и основная задача терапевтов, состоит в том, чтобы помочь найти наиболее эффективные формы родительско-детского взаимодействия (Howlin, Rutter, 1987).
Домашний тренинг с помощью видеозаписей
Домашний видеотренинг был разработан в Нидерландах и используется как метод интенсивной помощи семьям с детьми с нарушенным развитием. Он состоит в просмотре под руководством терапевта видеозаписей взаимодействия ребенка с родителями. Цель – научить членов семьи наиболее успешному взаимодействию с ребенком
Для этого важно знать характеристики успешного взаимодействия и уметь определять элементы положительного межличностного контакта
Микроаналитическое исследование взаимодействия матери и младенца оказалось очень важным для развития эффективного видеоанализа и предоставления обратной связи в ответ на видеоинформацию. Опыт показал, что лучшие результаты получались при работе в домашних условиях (Trevarthen et al., 1998; Van Rees, Biemans, 1986).
Данный метод используется с семьями, воспитывающими детей с различными нарушениями развития. Использование домашнего видеотренинга при воспитании аутичных детей показало, что они лучше отвечают на прицельно адаптированный режим коммуникации и игры. При этом мама аутичного ребенка существенно выигрывает и становится более умелой в воспитании, если терапевт интерпретирует ее поведение и реакции ребенка. Использование видеозаписей помогает родителям понять проблемы выражения ребенком своих чувств и потребностей.
Сторонники подходов «мягкого обучения» и «метода Кауфманов» считают данный метод очень эффективным. Видеозаписи могут помочь также объективно показать, что коммуникация с помощью ритмичных движений с преувеличенными вокализациями, музыкой, с имитацией жестов и звуков ребенка и, в то же время, реагирования на его имитацию, может приводить к периодам эффективного двухстороннего взаимодействия (Trevarthen et al., 1998).