«ребенок просто особенный» и еще 3 мифа об аутизме

Практический опыт работы тьютора с агрессивным поведением детей и подростков с аутизмом

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В САДИКЕ

Все распространенные проблемы происходят из характерных особенностей поведения малышей с таким диагнозом. Рассмотрим наиболее распространенные далее.

СЛОЖНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Всем нам хорошо известно, что дети-аутисты живут в собственном мире. Это проявляется в низкой коммуникабельности, когда ребенок старается всеми силами избегать общения со сверстниками.

При этом подобная замкнутость может проявляться по-разному и порождать нежелательное поведение. К примеру, есть вероятность сильных приступов агрессии в отношении ребенка, который попытался вступить в контакт.

ПРОБЛЕМЫ С ОБЩЕНИЕМ

Истоки проблемы лежат в нарушении речи. Этот симптом характерен для большинства случаев аутизма.

У детей речь может формироваться с заметным отставанием от сверстников или же не формироваться вовсе. Встречаются и такие проявления, как рассказ о себе в первом или третьем лице, вокальные тики, использование повторяющихся цитат, которые были услышаны по телевизору.

По понятным причинам это не способствует пониманию со стороны других детей, заводить друзей в группе становится заметно сложнее, потому что ребенка попросту никто не понимает. Ситуация усугубляется по мере взросления.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

Если мы обратим внимание на поведение детей в садике, то сможем заметить, как быстро они переключаются между разными занятиями и игрушками. Для аутистов более характерно пристрастие к одному занятию, одной игрушке из предложенных

Сами игры при этом оказываются однообразными. К примеру, ему доставляет удовольствие сортировка и группировка разных предметов по схожим признакам.

Такое поведение нехарактерно для большинства детей, потому влиться в игры других оказывается сложнее. Но именно в игровой форме происходит детская социализация, освоение новых навыков.

Еще одно проявление – сильный страх. Он потенциально может буквально сковывать движения. Иногда формируется фобия детского сада.

Не способствует поиску новых друзей в группе и еще один распространенный симптом аутизма – кратковременный/скользящий зрительный контакт. В большинстве случаев у детей довольно скудные эмоциональные проявления – они мало улыбаются, сохраняют статичное выражение лица вне зависимости от ситуации. По понятным причинам это делает интеграцию в коллектив более сложной – другим кажется, что аутист на своей волне, не хочет общаться или ведет себя высокомерно.

Иногда есть и обратные случаи, когда в силу особенностей психики мимика становится слишком разнообразной вплоть до неадекватности ее применения. Это может отпугнуть сверстников.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДЕЙСТВИЯ

Использование повторяющихся действий, которые в научной среде также называют стереотипиями – это очень частый спутник аутизма. Обычно это касается движений, к примеру, сгибания пальцев.

По мере взросления стереотипов становится заметно больше. Они могут трансформироваться в ритуалы – человек постоянно делает одно и то же.

Иногда стереотипии усложняют жизнь в детском саду. К примеру, если у ребенка есть привычка включать и выключать свет, есть одно и тоже, что осложняет пребывание ребенка с РАС в обычном детском саду.

ПРОБЛЕМЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Для аутистов часто бывает характерным неравномерное умственное развитие или отсталость. Это проявляется в целом спектре проблем – сложности в сосредоточении на определенном предмете, целеполагании.

Ребенок не может концентрироваться на предмете, плохо работает с ассоциациями, которые имеют крайне большое значение для подготовки к школе.

НАРУШЕННОЕ ЧУВСТВО САМОСОХРАНЕНИЯ

Хотя в детском саду малыши постоянно находятся под присмотром, это может стать настоящей проблемой. Нередко взрослые не понимают особенностей поведения ребенка, не могут найти к нему подход. В таких условиях малыш может неадекватно среагировать на внешние раздражители, повести себя опасно для собственного здоровья или других детей.

СЛОЖНОСТИ С ПОХОДКОЙ И КООРДИНАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ

Так как двигательные стереотипы у аутистов могут сильно отличаться от сверстников, в группе это может сделать их белой вороной. При этом остается актуальной проблема недоразвитости некоторых движений, плохой координации, стереотипии.

«Пыталась усидеть на двух стульях»

— Многие знают вас как человека, который работает с «особенными» детьми. Но ведь раньше вы профессионально занимались баскетболом. Как вы пришли в спорт?

—  В баскетбол начала играть с 12 лет. Занималась им на профессиональном уровне, выступала за разные команды. А спорт нашел меня, как и всех других: пришел тренер в школу и объявил о наборе детей в команду. Выбрали самых рослых девочек и пригласили на тренировку. Вот так всё и завертелось. Потом уже, чтобы попасть в училище олимпийского резерва, нас отбирали целый год.

— А вы сами-то хотели заниматься баскетболом — все же не самый женский вид спорта?

— Время было другое. Что у нас тогда еще было…

— Танцы, например…

— Я ходила на швейный кружок. Кстати, шила очень хорошо, сочетала шелк с шифоном. Вы поймите: у нас в то время, кроме школы и Дворца молодежи, больше ничего не было. А тут нам дали зал и предложили играть в баскетбол. Грех было не воспользоваться таким шансом, особенно с моим ростом.

Потом, помню, попала в число лучших игроков Беларуси. Из Минска были я и моя подруга.

— И как дальше сложилась спортивная карьера?

— Играла в разных командах, включая «Горизонт» и «Березино». Училась вместе с Левченко, которая сейчас в сборной играет. Параллельно занималась в модельном агентстве. Пыталась усидеть на двух стульях. Но не вышло — потеряла сразу две свои мечты.

Про воспитание

— Как вы взаимодействуете с сыном?

— Если сказать одним словом, то наше взаимодействие — это сотрудничество. Я бы назвал сына ограниченно вербальным, речь только фразовая. Диалога полноценного нет. Но я могу ему спокойно дать бытовую инструкцию, например «Отнеси на кухню тарелку» или «Убери за собой одежду».

На мой «Привет» он ответит: «Привет, папа». Может попросить включить свет или достать что-либо. Попросить еду. Мы его часто провоцируем на активность, например, что-то сами едим у него на глазах. Он подходит, и, пока не скажет фразу «Я хочу что-то», не даем. По сути, это процесс его обучения.

— Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с Артемом?

— Самое сложное для меня — что он не может выразить свои переживания и желания. А нам сложно объяснить ему, почему что-то пошло не так. Но мы каждый раз методично, не спеша всё проговариваем. Раньше огромной сложностью был его язык общения — истерики. Без понимания, что это за поведение и как с ним работать, справиться было бы невозможно.

Это уже после мы научились работать с поведением. Сейчас практически нет истерик. И, пожалев его, мы не подкрепляем нежелательное поведение.

— Ходит ли ваш ребенок в садик? Если да, это специализированная или общая группа? И нужно ли детям с таким диагнозом ходить в специальную группу, на ваш взгляд?

— Сын ходит в общую группу в обычный садик на полдня, другого нет. Может, ходил бы и на весь день, но дневной сон у него отсутствует с двух лет.

Я считаю, все дети без агрессивного поведения должны ходить в общую группу, сами или с поддержкой тьютора. Если у ребенка есть агрессивное поведение, то с ним нужно работать и потом вводить в общую группу постепенно.

Как начать программу обучения с участием ровесников

Если вы заинтересованы в том, чтобы начать программу обучения с участием ровесников, то есть несколько шагов, о которых важно подумать, и которые смогут заложить основу для подобной программы:

– Заручиться поддержкой администрации образовательного учреждения.

– Определить педагогов с высокой мотивацией помогать детям с аутизмом, чтобы сформировать команду взрослых инструкторов.

– Определить учеников с аутизмом, которые смогут получить наибольшую пользу от подобной программы.

– Работать вместе с учителями общеобразовательных классов, чтобы определить ровесников с типичным развитием, которые лучше всего подходят для такой программы и могут быть в ней заинтересованы.

– Официально пригласить ровесников с типичным развитием участвовать в программе.

– Организовать обучающие встречи для типичных ровесников. Встречи должны быть как можно короче и в удобное для детей время (например, во время большой перемены).

– Продолжайте проводить регулярные встречи с типичными ровесниками: у них должна быть возможность обсудить любые вопросы или проблемы, с которыми они столкнулись.

– Поощряйте ровесников, участвующих в программе, применять то, чему они научились, в течение всего дня (на перемене, на обеде, во время школьных мероприятий).

Список литературы

  1. Мелешкевич О., Эрц Ю. (2014). «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития.» – Самара: Издательский Дом «Барах-М», 2017. – 208 с.
  2. Cardon TA, Wilcox MJ. Promoting imitation in young children with autism: a comparison of reciprocal imitation training and video modeling. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011;41:654–666. doi: 10.1007/s10803-010-1086-8.
  3. Lovaas OI (February 1987). «Behavioral treatment and normal educational and intellectual functioning in young autistic children». J Consult Clin Psychol 55 (1): 3–9
  4. Sallows GO, Graupner TD (November 2005). «Intensive behavioral treatment for children with autism: four-year outcome and predictors». Am J Ment Retard 110 (6): 417–38.
  5. McEachin JJ, Smith T, Lovaas OI (January 1993). «Long-term outcome for children with autism who received early intensive behavioral treatment». Am J Ment Retard 97 (4): 359–72; discussion 373–91

Сложные случаи особенно вдохновляют и мотивируют

— Как тьютор может помочь в ситуации, если ребёнок абсолютно инертный? Из тех, кому ничего не интересно, кто честно говорит, что просто «досиживает» в школе ради аттестата.

— Не бывает такого, что ничего не интересно. Мы можем изначально найти интересы не в области учебных предметов, а, например, в общении со сверстниками, и дальше от этого отталкиваться. Когда мы находим эту сферу интересов, начинаем говорить о том, как исходя из них представить будущую профессиональную деятельность, как к ней двигаться.

И в любом случае у ребёнка наверняка есть какие-то представления, что он будет делать после школы. Даже если ему не хочется поступать в вуз, у него должно быть хоть какое-то видение того, что будет дальше происходить. Условно: если ты не будешь поступать, то что собираешься делать? Целыми днями лежать на диване? Как на это будут реагировать твои родители? Сейчас они тебя обеспечивают, а согласны ли всю жизнь это делать? Здесь возникает очень много вопросов, которые можно с ребёнком разбирать, обсуждать.

Другой момент: если ребёнок говорит, что в школе он просто «досиживает», то, значит, у него есть цель «досидеть» и всё-таки получить аттестат. Для этого тоже необходимо совершать какие-то шаги.


Урок истории. Фото: предоставлено пресс-службой Павловской гимназии

В такой ситуации скрывается очень много вопросов и нюансов, крючков, за которые можно зацепиться, чтобы нащупать действительно важные для ребёнка темы, с которыми уже можно будет работать.

— Можете ли вы рассказать о кейсах из практики, которые особенно запомнились? Например, о каком-то сложном случае, который в итоге стал успешным?

— Смотря что считать успехом… Это ведь, опять же, про тот внутренний процесс, про который можем знать только сам ребёнок и я как его тьютор. Со стороны может показаться, что особых изменений и не было, но мы радуемся даже маленьким шагам.

Был случай в моей практике, когда моя тьюторантка от меня буквально пряталась, хотя мы с ней даже не успели ни разу встретиться. Я иду по коридору, а она прячется за колонну. Это было очень забавно. И вот однажды я должна была поработать с её подругой, увидела их вдвоём, пригласила подругу на встречу, и эта девочка вдруг спросила: «Можно ли я тоже приду и посижу?» Я ответила, что, конечно, можно, если подруга не против.

И вот, придя за компанию, девочка понаблюдала, убедилась, что ничего страшного не происходит, наоборот, даже интересно. Потом она самостоятельно стала приходить, что-то рассказывать, чем-то делиться. Работа у нас выстраивалась по нарастающей. Учёба девочку сначала не очень интересовала, но мы нашли близкое ей направление, и этот интерес позже реализовался в проект по архитектуре.

— А бывает, что тьюторант совсем не идёт на контакт и достучаться до него невозможно?

— Бывает, что невозможно сформулировать запрос, когда ребёнок сам ничего не рассказывает, на все вопросы отвечает односложно: да, нет, не знаю. В этой ситуации на этап знакомства и установления контакта может уйти несколько месяцев. Когда вы переходите к следующему этапу и ребёнок начинает говорить, например про свой нелюбимый предмет, здесь уже оформляется запрос, это маленькая победа, с этим можно начинать работу.

Порядок предоставления сопровождения

  • Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки необходимости такой услуги.
  • Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких рекомендаций в заключении ПМПК).

Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.

Как устроена тьюторская служба в Павловской гимназии

— Когда появилась тьюторская служба в Павловской гимназии и как она устроена?

— Официально, как отдельная структура, тьюторская служба у нас появилась в этом году. Два года мы подготавливали почву: начинали работать с детьми в системе тьюторского сопровождения, отдельно применять какой-то инструментарий, с кем-то из учеников выстраивать образовательную траекторию.

Сейчас мы работаем с ребятами с восьмого по одиннадцатый класс. Восьмой класс включается в эту историю со второго полугодия, но у них пока только групповые встречи. А в девятом классе проводится индивидуальная работа со всеми детьми.

С десятым и одиннадцатым классами тьюторы сейчас работают в свободном режиме — по запросу, в виде серии консультаций, когда подростку нужно помочь в конкретной задаче.


Анна Адлер за работой. Фото: предоставлено пресс-службой Павловской гимназии

В первый год у нас охват немного меньше, чем планируется. В следующем году организуем полноценное тьюторское сопровождение ребят с восьмого по одиннадцатый класс.

— И что — подростки сразу «на ура» приняли предложение поработать с тьюторами?

— Мы вводили им еженедельные встречи с тьютором как обязательные, но сначала подготавливали. Тем, кто говорил, что тьютор им не нужен, я рекомендовала прийти на несколько первых встреч, потому что только так можно понять, чем это может быть полезно. В результате ребята всё же пришли на эти встречи и продолжают ходить, что нас очень радует и вдохновляет.

— Сколько тьюторов у вас в гимназии?

— Сейчас в нашей службе четыре человека, на каждого приходится по 11–12 детей. Мы считаем, что это оптимальная нагрузка, поскольку, помимо индивидуальных встреч и консультаций, необходимо время на методическую работу и подготовку. Иногда перед встречей с ребёнком нужно найти дополнительную информацию, подобрать какие-то диагностические инструменты, что позволит на консультации лучше ответить на его запрос.

— Совмещает ли кто-то из тьюторов эту роль с учительской работой?

— У нас только один такой совместитель, причём есть условие: в роли тьютора он работает лишь с теми детьми, кто не учится у него как у предметника.

Избавиться от смешения ролей очень важно, чтобы не происходило наслаивание: кто я сейчас — учитель, который выдвигает требования и ставит оценки, или тьютор, который ничего не требует и относится к тому, что говорит ребёнок, совершенно безоценочно

Этапы процесса сопровождения

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать  их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.

На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.

Функционал тьютора

Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

 тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);

  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Ошибка №3. Домашнее обучение

Аутистам сложно привить многие навыки и распорядок дня. Если не получается подогнать его режим под расписание детсада или школьник не догоняет программу обучения в общеобразовательном учреждении, часто его переводят на надомное обучение.

Что делать?

В школе профессиональные педагоги, дефектологи, корректоры речи и поведения. Аутист обычно поступает туда в рамках программы коррекции, инклюзии или интеграции, то есть педагогический состав готов к тому, что он может отказываться выполнять задания или, например, будет необычно себя вести. Домашнее обучение с участием педагогов подразумевает минимальное количество академических часов, а это значит, что школьник не будет получать знания в том же объеме, что и его сверстники. Кроме того, общение с одноклассниками улучшает успехи в социализации, развитие необходимых жизненных навыков. 

Что мы знаем, и чего мы не знаем

Обучение и вмешательство при посредничестве ровесников – это практика, основанная на научных доказательствах. Это значит, что многочисленные исследования показали статистически значимые результаты, которые доказывают, что этот подход приводит к позитивному развитию навыков у детей с РАС. Это не значит, что такой подход работает для каждого ребенка в любых обстоятельствах. Но у нас есть доказательства, что он работает для многих детей с РАС

Более того, это одно из наиболее изученных вмешательств для детей с РАС, и это показывает, почему инклюзивное образование может быть важно для детей в спектре аутизма

Несмотря на позитивные доказательства в поддержку этого подхода, до сих пор остаются вопросы, которые требуют дополнительных исследований

Главный вопрос: до какой степени ученики с аутизмом могут переносить навыки, которые они усвоили с обученными ровесниками, в другую среду? Важно, чтобы исследователи пытались определить долгосрочные эффекты таких программ, в частности, их влияние на ровесников, которые не проходили обучение. Можно надеяться, что эти знания помогут со временем уменьшить потребность в обученных сверстниках

«Помощь нужна не только детям, но и их родителям»

— Как можно заставить ребенка с аутизмом что-то сделать?

— Надо часто прибегать к социальному поощрению: можно похвалить ребенка или предложить ему поиграть с новой игрушкой. По-разному бывает. Есть у нас один мальчик, который копит деньги. Он понимает: если собрать достаточную сумму, то можно пойти в магазин и купить себе что-нибудь.

— Чем вызвано особенное поведение у детей с аутизмом?

— Все индивидуально, аутизм одинаковым не бывает. Например, кто-то себя щипает, чтобы наказать. А другой может совершать то же действие, поскольку ему это нравится. Мы можем только догадываться, приносит ли это ему боль или удовольствие. При этом полностью устранить это поведение нельзя, можно лишь заменить его на социально приемлемое.

— Наверное, помощь приходится оказывать не только детям, но и их родителям…

—  Да, помощь нужна не только детям, но и их родителям. И в основном это касается родителей, у которых двое и больше детей. Аутизм связан с генетической предрасположенностью. Но это воля случая: например, я знаю человека, у которого четверо детей и только один из них — с аутизмом.

Что при этом чувствуют родители? Сначала они переживают состояние шока. Кто-то это принимает, а кто-то отказывается признавать проблему, внушая себе и другим, что с его ребенком всё хорошо. Чтобы помочь ребенку, нужно научить работать с ним родителей. Ведь работа с ребенком должна проходить еще и дома.

Родители, как правило, морально истощены. Кроме того, сказываются и материальные трудности. Родители, которые воспитывают ребенка с аутизмом, должны иметь здоровый микроклимат. Но в любом случае это непросто: обычно после того, как ты поработала с ребенком, идешь и общаешься с родителями.

Некоторые родители начинают вести себя иначе: используют короткие фразы и употребляют слова, которые знает ребенок. Воспитание «особенного» ребенка, конечно, накладывает свой отпечаток.

— Вам самой удается переключаться?

— Раньше не удавалось, но сейчас научилась. Поначалу приходила домой и грузила мужа. Он полгода это слушал, а потом сказал: «Тебе не кажется, что в нашей жизни стало слишком много аутизма?». Так я поняла, что надо что-то менять, не должно быть так, чтобы моя работа влияла на жизнь моего ребенка и мужа. Хотя эта работа увлекает тебя полностью — бывает, что до часу ночи не отпускает. Но в этом я вижу свое призвание. Мне удалось найти себя после серьезной травмы. И сейчас мне хочется помогать другим.

Заключение

Данное исследование показывает нам на сколько необходимо знать и уметь применять на практике методы и приемы обучения, в том числе DTT. Молодые специалисты за частую боятся признаться в непонимании чего-то нового, стесняются подходить за советом к коллегам, не верно применяют различные методы обучения. Все эти факторы на прямую влияют на обучения детей, особенно с Расстройством аутистического спектра

Если у специалиста отработана система подачи инструкций, модели движения, ест четкий план действий, то он чувствует себя уверенно, а также держит темп в обучении, что очень важно для детей. Чем меньше свободного времени между инструкциями и реакцией, тем ниже количество времени для возможного проявления нежелательного поведения

В нашей школе работает 15 тьюторов, 80 % из них – молодые специалисты, практически не имеющие опыта работы с детьми, тем более с детьми РАС. После исследования я показала результаты куратору и предложила обучить всех тьюторов, а также проводить дополнительные тренинги и лекции по применению основных методов обучения детей с РАС. Я планирую снять видео ролик, в нем подробно будет описана процедура, возможные ошибки, а также правильный процесс обучения и тренировки тьютора. Для того что бы специалисты всегда помнили правильно ли они проводят обучение, для них были подготовлены специальные материалы, а также чек-листы самопроверки. В таблице 10 представлен ряд вопросов для проверки себя.

Правильно ли я провожу обучение отдельными блоками?
V / —
1
Я позаботился, чтобы мне и ребенку не мешали отвлекающие стимулы (лишние предметы на столе, люди, обстановка)

2
Я подготовил материалы заранее, и они у меня под рукой.

3
Я мотивировал ребенка к сотрудничеству, он внимателен ко мне и готов выполнять инструкции.

4
Я даю только одну словесную инструкцию один раз.

5
Тон и громкость голоса при подаче инструкции продуманы.

6
Я жду, реакции ребенка.

7
Я предоставляю социальное подкрепление после верной реакции.

8
Я использую подходящее материальное подкрепление.

9
Я использую процедуру коррекции ошибки при необходимости.

10
Я переключаю внимание ребенка после подкрепления и перед подачей следующей инструкции.

11
Я использую возможности для закрепления и обобщения данного навыка в естественной среде.

12
Я записываю данные о реакциях.

13
Дополнительно:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: