Упражнения для детей с аутизмом
1. Занятия с числами для детей с аутизмом.
Многих из них особенно интересуют цифры. Из-за своего возраста они обычно не понимают объяснений, лежащих в основе вычислений, но любят играть с объектами.
Кроме того, им действительно нравятся привлекательные предметы, поэтому вы можете стимулировать их к числам, давая им красивые игрушки. Примером может служить создание пузырей и их подсчет.
Вы также можете выполнять действия по распространению на основе различных форм или цветов; это поможет вашему маленькому ребенку узнать о категориях и элементах списка. Для этого можно использовать большие детали LEGO, рисунки, маленьких плюшевых зверюшек или шарики.
Этот вид деятельности расширяет интересы детей и побуждает их вступать в контакт с окружающими их людьми.
2. Музыкальная терапия для детей с аутизмом.
Музыкальная терапия — это дисциплина, которая может помочь в поведенческом развитии, работает на невербальном языковом уровне и поддерживает каналы коммуникации. Это особенно актуально для тех, кто борется с экспрессивными функциями, например детей с расстройством аутистического спектра.
Эти действия направлены на поддержку эмоционального развития и индивидуального самовыражения. Об этом свидетельствует это исследование, опубликованное в библиотеке Cochran Plus в 2008 году. Таким образом, вы и ваш ребенок можете играть вместе таким образом, чтобы помочь вашему ребенку распознавать звуки собственного тела.
Например, их смех, потрескивание или зевота. Признание — это первый шаг к контролю. Вот почему вам следует сесть рядом с ребенком и повторить действия, вызывающие эти звуки. Затем вы и ваш ребенок можете поработать над тем, чтобы назвать их и объяснить их значение.
Еще одно интересное занятие — научить вашего ребенка выучить короткую повторяющуюся песню, в которой есть телодвижения . Цель состоит в том, чтобы заинтересовать вашего ребенка , пытаясь разучить песню, получая при этом удовольствие от всего процесса.
3. Симуляторы.
Воспроизведение или имитация определенного поведения может помочь вашему ребенку понять мир вокруг него. Это может помочь ему развить социальные навыки. Это показано в исследовании, проведенном экспертами Иберо-американского университета в Пуэбле, Мексика .
Важно, чтобы занятия сопровождались положительным ободрением. Вам также нужно набраться терпения и не ожидать, что ваш маленький ребенок узнает об этом с первого раза. Интересная игра-симулятор — рисовать движения каждый день, например, расчесывание , чистку зубов, прием пищи и т
Д. и заставьте вашего ребенка подражать ему. Вы также можете рисовать животных и учить своего ребенка издаваемому ими звуку
Интересная игра-симулятор — рисовать движения каждый день, например, расчесывание , чистку зубов, прием пищи и т. Д. и заставьте вашего ребенка подражать ему. Вы также можете рисовать животных и учить своего ребенка издаваемому ими звуку.
Затем вы можете попробовать показать ребенку рисунки животных и попросить его издавать звуки и движения животных.
Поскольку любое упражнение, связанное с повторением, полезно, вы можете придумать свои собственные занятия, основанные на интересах вашего ребенка. Это сделает его еще более увлекательным для вашего ребенка.
4. Упражнения.
Физическая активность помогает улучшить моторику вашего ребенка и улучшить его отношения с окружающей средой. Исследование, проведенное экспертами из Университета Боргоса совместно с командой Испанской конфедерации аутизма, показывает, что физическое состояние улучшает качество жизни людей с аутизмом.
Поэтому идеальной ситуацией было бы заставить вашего ребенка тренироваться на свежем воздухе с другими детьми. Однако, если это невозможно, вы можете создать игру с препятствиями с плюшевыми игрушками или создать охоту за сокровищами, которая включает в себя , прыжки, наклоны и ползание.
Важно, чтобы вашему ребенку нравились эти занятия, чтобы он или она не потеряли интерес. Поэтому важно адаптировать занятия к интересам и потребностям вашего ребенка
Признаки ребенок аутист
Поскольку аутизм проявляется асоциальным поведением, все его признаки так или иначе связаны с процессом адаптации к внешней среде.
Наиболее явными признаками этого заболевания являются:
- отсутствие оживления при виде близкого человек;
- нарушение речи;
- избегание зрительного контакта с людьми;
- отсутствие эмоций на лице;
- отказ от слежения глазами за игрушкой;
- эхолалия (многократное повторение одной фразы);
- страх перед громкими звуками, быстро движущимися предметами;
- отсутствие эмоционального контакта (ребенок не делится своими радостями или переживаниями);
- полное отсутствие игр, требующих воображения, например, ролевые игры — дочки-матери, доктор;
- длительная концентрация на одном предмете или действии;
- навязчивые движения: раскачивание тела, хлопанье дверью, щелчки пальчиками;
- полное избегание любых прикосновений.
• Особенности коррекционного лечения аутизма по программе РМО
Имеются три важных нюанса данной методики обучения при детском аутизме:
ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ: В отличие от программы прикладного анализа поведения АВА, здесь не используются никакие внешние вознаграждения, конфеты, игрушки, телевизор за успехи и прочее. Наградой должен стать для ребенка сам процесс совместных игр, совместного общения, и если такого не происходит, взрослым следует хорошенько обдумать, что и как поменять в своей стратегии.
ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ: В играх с ребенком не применяются никакие сложные игрушки, никакие настольные игры, и вообще ничего такого, что может спровоцировать ребенка на отстранение, на чем он мог бы зациклиться
Это важно, поскольку цель – развить у него интерес именно к общению, поэтому нельзя допустить усугубления и без того чрезмерно развитого интереса к взаимодействию с различными предметами, а не окружающими людьми. А значит, реквизит для игр непременно должен быть простейшим, примитивнейшим
Например, мячи, бесформенные мягкие подушки без надписей и рисунков (такие можно использовать разнообразнейшими способами – падать на них, строить крепости из них, прятать предметы под ними, кидаться ими, и прочее), покрывало для игр в прятки. Это же касается и самого помещения для занятий с ребенком на этом уровне, оно должно быть максимально простым, без отвлекающих факторов – минимум мебели, голые стены – идеальный вариант. Если такого помещения не имеется, можно завешивать все на время занятий простынями, все, что могло бы отвлечь – телевизор, открытые или застекленные полки и шкафы. Даже окна, в которые видна улица, рекомендуется зашторить занавесками.
ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ: На двух начальных уровнях обучения (пока малыш не освоит некоторые важные вещи: внимание к выражению лиц, быстрое переключение внимания и некоторые другие), участвовать в занятиях должны только аутичный ребеночек и один, максимум двое взрослых. Сейчас, на данной стадии к взаимодействию с другими детками он еще не готов, ему еще непонятны их спонтанные реакции, они могут напугать его или сбить с толку
Безусловно, общение с другими детками за пределами занятий желательно должно быть интенсивным, только нужно помнить, что малыш еще не способен извлечь всей пользы из этого общения, однако одного того, что его не будет смущать и пугать присутствие детей, уже хорошо.
В конце второго уровня занятия с ребенком можно трансформировать, начав проводить их вместе другими детками, но желательно не сверстниками. Лучше если это будут либо детки помладше, либо тоже аутисты, прошедшие два уровня обучения, то есть соответствующего ему уровня развития. Обычный ребенок этого же возраста, почувствовав неумение аутиста реагировать адекватно на возникающие в процессе ситуации, весь контроль, как правило, берет в свои руки, лишая ребенка-аутиста возможности учиться ситуацию распознавать и придумывать адекватное ей решение. Когда же общаются двое аутистов, которые научились находить в общении интерес и в некоторой степени координировать свои действия с реакцией другого партнера по играм, тогда они вполне эффективно учатся сообща поддерживать игру и разрешать возникающие проблемы. При этом взрослый вмешиваться должен, как можно меньше – только если его просят, или ситуация сложилась очевидно тупиковая (дети игнорируют друг друга, не общаются и не замечают).
Развитие ребенка аутиста
Дети-аутисты вполне обучаемые, если с раннего возраста заниматься их развитием. Все усилия направляются на восстановление социально–адаптационных навыков с помощью специальных упражнений и развивающих игр.
Поскольку каждый ребенок-аутист особенный, коррекционную программу подбирают индивидуально. Но помимо развивающих занятий, необходимо обеспечить ребенку правильный контакт с родителями. В общении с малышом должны быть исключены паника и равнодушие.
Полноценному развитию аутиста будут способствовать:
- Полное принятие состояния малыша.
- Составление плана задач на каждый день.
- Ежедневное обучение ребенка правилам поведения в быту имморальным аспектам.
- Обеспечение комфортных для ребенка условий.
С помощью развивающих упражнений ребенок-аутист будет учиться не только находить контакт с другими людьми и внешней средой, но и познавать быт. Занятия будут помогать ребенку найти свое место в мире, перестать испытывать испуг в новых условиях, адекватно принимать изменения вокруг себя.
Когда надо переходить от отдельных слов к фразам
Когда пора обучать ребенка говорить предложениями, а не отдельными словами? Ответ зависит от конкретного ребенка и его особенностей, но, в целом, мы начинаем учить ребенка говорить комбинациями из двух слов, если ребенок активно употребляет не менее 50 слов в качестве просьбы (манд-реакции), если он может определить их на слух и называть соответствующие предметы (такт-реакция) без подсказок.
Принятие решения о том, когда и как учить ребенка комбинировать слова в фразы и предложения должно проходить с учетом навыков ребенка в настоящий момент. Например, сколько слов ребенок может повторить за вами? Может ли ребенок спонтанно повторить за вами длинное предложение? Ребенок может полностью самостоятельно, без каких-либо подсказок просить различные предметы или действия с помощью отдельных слов? Ребенок повторяет за вами 2 или более слов без каких-либо подсказок?
Некоторые дети с аутизмом без проблем повторяют целые предложения за взрослым, по просьбе или спонтанно. Эти дети используют предложения по принципу «вырезать и вставить», однако им сложно самостоятельно объединять отдельные слова, чтобы создать уникальные фразы.
При работе с такими детьми очень важно «делить» их предложения на составные части и учить их использовать «кусочки» для разных целей, постепенно учить их комбинировать два слова, а потом три и больше. При этом не забывайте поддерживать уже сформированные навыки и время от времени задавать им вопросы, на которые можно ответить только одним словом
Например, даже если ребенок может сказать «Я вижу маленький красный носок на полу», важно убедиться, что он может ответить на вопросы «Что это?» (носок), «Какого цвета носок?» (красного), «Где носок?» (на полу), «Какого размера носок?» (маленького). Кроме того, очень важно убедиться, что ребенок может использовать это предложение, чтобы назвать другие размеры и цвета носков на полу и в других местах.
Другие дети могут использовать отдельные слова для просьб или называния предметов без подсказок, но им крайне сложно объединять слова в фразы. У некоторых детей появляются проблемы с артикуляцией, если они пытаются сказать два или три слова сразу
Для таких детей важно очень медленно увеличивать длину их предложений, поскольку ребенку будет сложно правильно выговаривать все более длинные цепочки слов
Как и в случае обучения любым другим навыкам, если у ребенка появляется нежелательное поведение с целью избежать задания, или если он перестал спонтанно обращаться с просьбами и называть предметы, вам нужно пересмотреть сложность задания и снизить ее
Очень важно не потерять уже достигнутый прогресс только потому, что мы начали слишком рано комбинировать слова!
Речь и коммуникация ребенка с РАС
Речь и коммуникация (3-6 месяцев)
Нарушение наиболее простых инстинктивных форм приспособления к жизни.
Запаздывание или отсутствие фазы гуления.
Отсутствие фиксации взгляда на окружающих предметах, взрослом.
Нет комплекса оживления.
Нет отклика на свое имя, нет слежения за указательным жестом, не показывает сам.
Не дифференцирует выражение лица взрослого либо его интонации, не тянется к игрушке, не привлекает внимание взрослого к себе и к игрушкам.
Не просится на руки к родителям, находясь на руках взрослого, пытается отстраниться, напряжен (агрессивен) либо пассивен и безразличен.
Речь и коммуникация (7-11 месяцев)
- Отсутствие фазы лепета, произнесение первых слов неадекватно ситуации.
- Отстраненная форма речи; слова необычные малоупотребительные,
- Речевая самостимуляция без вступления в контакт со взрослыми.
- Ребенок выделяет близких без эмоциональной радостной реакции; может не требовать к себе внимания взрослых.
Речь и коммуникация
- Слова не накапливаются, а исчезают, уступая место другим.
- Слова мама, папа запаздывают, появляются на втором году жизни а иногда и после 2-х лет.
- Неприязнь к контактам, ласке.
- Избегает прямого взгляда «глаза в глаза».
Речь и коммуникация (18 месяцев)
- Фразовая речь – некоммуникативная направленность, первые фразы — отсроченные эхолалии.
- Аутистические реакции на появление нового человека.
Как аутизм влияет на умственные способности?
Развитие ребенка-аутиста происходит хаотично. На ментальном уровне основной признак аутизма — неравномерное психическое развитие. Например, ребенок может прекрасно рисовать или с легкостью решать математические уравнения, однако не может самостоятельно помыться или завязать шнурки.
Таким детям трудно сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретных предметах. Их внимание быстро рассеивается — несколько минут назад малыш начал играть кубиками, а теперь злобно разбрасывает их по всей комнате. При этом аутисты реагируют на сильные визуальные и слуховые раздражители, которые иногда могут влиять на них гипнотически. В тот же время у детей с аутизмом прекрасно развита механическая память — они запоминают готовую схему действий и могут с легкостью ее использовать. Однако не способны анализировать новую информацию, раскладывать ее на логические составляющие и учитывать контекст. Такие дети испытывают страх и панику, если что-то из того, что они запомнили, «пошло не так», например, кто пропустил строку в стихотворении или заменил привычный конец сказки на другой. Кроме того, они не могут усвоить хронологию событий или увидеть причинно-следственные связи, поэтому им очень трудно передать информацию или описать сюжет на картинке
В тот же время у детей с аутизмом прекрасно развита механическая память — они запоминают готовую схему действий и могут с легкостью ее использовать. Однако не способны анализировать новую информацию, раскладывать ее на логические составляющие и учитывать контекст. Такие дети испытывают страх и панику, если что-то из того, что они запомнили, «пошло не так», например, кто пропустил строку в стихотворении или заменил привычный конец сказки на другой. Кроме того, они не могут усвоить хронологию событий или увидеть причинно-следственные связи, поэтому им очень трудно передать информацию или описать сюжет на картинке.
Кроме механической памяти, у аутистов хорошо развито внимание, иногда даже слишком. В их мозгу переплетаются все услышанные истории, фрагменты фильмов и реальные события из их жизни. Чаще всего скомпилированные таким образом легенды имеют жуткий подтекст и не на шутку пугают родителей или других детей. Общаться с детьми-аутистами вообще непросто: они любят отвечать фразами из фильмов или книг, просто вырванными из контекста. А вот наедине с собой дети часто говорят, поют или составляют новые истории
Признаки РАС
-
Обособленность от внешнего мира.
-
Отсутствие потребности поддерживать контакт с окружающими.
-
Аффективная блокада (безразличие к тому, что происходит с другим человеком, в том числе с родными).
-
Одинаковое поведение по отношению к одушевленным и неодушевленным объектам.
-
Недостаточно выраженная реакция на слуховые и зрительные раздражители (псевдоглухота, псевдослепота).
-
Стереотипное поведение: потребность сохранить окружающий мир в неизменном виде (ходить одним маршрутом, размещать предметы в строго определенном порядке), боязнь любых изменений, повторяющиеся однообразные движения – стереотипии (раскачивание на стуле, перебирание пальцами).
-
Вместо обычных для детей игр – стереотипные манипуляции с пузырьками, ключами, веревками, иногда и с игрушками. Как зачарованные, дети-аутисты могут часами переливать воду из одной чашки в другую, катать туда-сюда машинку, а при попытке остановить и переключить на что-то другое – кричат, плачут, активно протестуют.
-
Специфическое зрительное поведение: взгляд сквозь или мимо людей, бегающий взгляд (ребенок не переносит взгляда «глаза в глаза»), фокус зрительного внимания смещен на периферию поля зрения.
-
Стремление находиться в одиночестве.
Цели коррекционной работы
Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.
- Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
- Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
- Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
- Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.
Как общаться с детьми аутистами
Родителям необходимо научиться общаться со своими детьми, страдающими аутизмом. Психологи рекомендуют строить свое общение по правилам:
- Строго соблюдайте режим дня, тогда ребенку будет легче понимать, что он него требуют. Если что-то идет не по плану, у ребенка может наступить сильнейший эмоциональный всплеск.
- Практикуйте визуальное общение. Существует специальная система PECS, которая позволяет общаться с ребенком при помощи карточек с изображениями.
- Выражайте мысли как можно проще. К примеру, ребенку сложно понять длинное предложение, поэтому необходимо выражаться лаконично — «Гулять», «Читай», «Подойди».
- Избегайте двусмысленных фраз. Ребенок не поймет, если вы скажите, что у вас раскалывается голова. Он будет воспринимать все буквально.
- Научитесь ждать. Детки с аутизмом обдумывают все значительно дольше, поэтому после того, как вы его что-то спросите, ему может потребоваться определенное время, чтобы ответить или выполнить поручение.
- Устраивайте сенсорную разгрузку. У каждого аутиста есть свои ритуалы, которые его успокаивают. Время от времени нужно позволять ребенку расслабляться с их помощью
- Поощряйте успехи ребенка. За любые успехи и старания хвалите ребенка, давайте ему сладости или разрешайте любимые развлечения.
Что такое система для самостоятельной работы
Для начала давайте немного поговорим о том, что такое система для самостоятельной работы. Я не буду углубляться в этот вопрос. Иногда мы называем это «коробки с заданиями», потому что отдельные задания для выполнения часто кладутся в разные коробки, а ученик перекладывает коробки с выполненными заданиями слева направо. Но в целом такая система — это способ структурировать задания так, чтобы ребенок выполнял их, переходя от одного задания к другому, без чужих подсказок.
Начинайте с одного задания для самостоятельного выполнения, потом постепенно добавляйте новые.
Для ученика, у которого нет навыков самостоятельной работы, мы начинаем только с одного задания, а не с нескольких сразу. Как обычно, мы начинаем с минимальных требований, а потом постепенно увеличиваем. Это очень важный принцип — всегда начинайте там, где сейчас находится ученик, и постепенно усложняйте задачу по мере развития его навыков.
Все задания в рабочей системе должны быть полностью освоены учеником
Очень важный принцип — в рабочую систему добавляются только те задания, которые уже полностью освоены, то, что обычно классифицируется как «работа над закреплением материала» или «задачи на повторение».
Очень часто я вижу, что педагоги путают, зачем вообще нужны системы для самостоятельной работы. Это НЕ метод для обучения тому, как выполнять новые задания. Мы учим не заданиям. Мы учим выполнять их самостоятельно.
Наша цель здесь в том, чтобы ученик смог в дальнейшем пользоваться похожими системами на рабочем месте или для того, чтобы делать уроки дома. Мы учим его системе, которую он освоит, чтобы понимать, что сейчас нужно делать, и доводить задачи до конца.
Самостоятельной работе, как и любым другим навыкам, нужно учить. Мы должны с чего-то начать такое обучение. Мы начинаем с хорошо знакомых заданий и с системы, где есть четкое начало работы и окончание работы.
Система должна опираться на визуальную поддержку
Важно понимать, что по сути система для самостоятельной работы является разновидностью визуальной поддержки. В традиционной системе коробки, корзинки или файлы с заданиями, которые нужно сделать, располагаются слева
Я беру очередное задание, выполняю его и кладу его справа. Я постепенно двигаюсь слева направо до тех пор, пока задания не закончатся. Когда коробки или корзинки кончились, я знаю, что я все сделала. После этого я сверяюсь с расписанием, чтобы понять, что я буду делать дальше.
Мы пытаемся привить ученику понимание того, что он может сесть за стол для самостоятельной работы и выполнить всю работу без чужой помощи. Точно так же, как мы все делаем на рабочем месте. Или в общеобразовательном классе — учитель дает задание, ученики начинают самостоятельно выполнять его за своими партами.
Важно, чтобы ученик знал, что делать после выполнения заданий
Также важно убедиться, что ученик поймет, что ему делать, когда работа закончена. В противном случае все ваши усилия могут пойти насмарку
Используйте визуальное расписание, чтобы ученик мог понять, куда ему идти и что делать.
Лучше всего запланировать какое-то поощрение, что-то мотивирующее для этого ученика после выполнения заданий в системе самостоятельной работы. Это будет мотивировать его работать самостоятельно. Как правило, когда я только начинаю вводить систему самостоятельной работы с учеником, после работы с системой следует сильное поощрение для данного ученика.
Каждое задание в системе должно иметь четкое начало и конец
Я также всегда обращаю внимание на то, чтобы ожидания от задания были максимально четкими. Ученик должен без проблем понимать, когда задание выполнено
Он должен знать, что он должен сделать, и все материалы для выполнения должны быть на месте. В заданиях не может быть пазла, которому не хватает одной детали — дети на этом задании просто застрянут. Так что убедитесь, что в контейнере или файле есть все, что может быть нужно ребенку, чтобы довести задание до конца.
По сути, эти системы являются системой для самоорганизации. Они основаны на принципах, разработанных в подходе TEACH. Если система не следует этим принципам, то она не выполняет свою функцию — не учит работать самостоятельно.
Упражнение: «Соотнесение цифр и количества»
Цель: Ребенок должен понимать, что количество предметов символически обозначается той или иной цифрой (сначала от 1 до 5, затем от 1 до 10).Материалы: черный и красный маркеры; карточки с нарисованными на них крупными точками (как игральные кубики) – 5 карточек с 1, 2, 3, 4, 5 точками соответственно.Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Покажите ребенку карточку с каким-либо количеством точек и спросите, сколько точек (предполагается, что вы уже прошли предыдущий этап, где тренировали это умение). Похвалите ребенка за правильный ответ.Что делать далее: Возьмите карточку с одной точкой. Покажите пальцем на точку, озвучьте: «Одна точка, одна». – Пусть ребенок повторит «одна» или «один» и укажет пальцем на точку. Вы говорите: «Пишем один» и маркером другого цвета рисуете цифру 1, как показано на картинках ниже. Пусть ребенок проведет пальцем по нарисованной вами линии.
Так же занимайтесь с картами 2-5 (рисунки см. ниже).
Повторяйте это краткое занятие почаще.
Классификация заболевания у взрослых
Психологи выделяют пять групп патологии:
- в первую группу входят пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром. Представителям данной группы ставится диагноз аутизма и инвалидности;
- во вторую группу входят больные, общающиеся с окружающим миром исключительно по собственной инициативе;
- в третью группу входят взрослые, не принимающие нормы и взгляды общества;
- в четвертую группу входят люди несамостоятельные, не умеющие справляться с проблемами, обидчивые. Диагностировать патологию может только психиатр;
- в пятую группу входят люди с диагнозом легкий аутизм и уровнем интеллекта выше среднего.