Что нужно знать педагогу при определении способов недирективной помощи

Учитель начальных классов гончарова е.к.

Что может быть причиной незрелого поведения у детей

Существует множество причин, по которым дети могут вести себя незрело на фоне своих сверстников. Например, подумайте, в каком месяце родился ваш ребенок. Возможно ли, что ваш ребенок один из самых младших учеников в классе? Это может иметь значение.

Вот еще несколько причин, по которым дети могут казаться менее зрелыми, чем другие дети их возраста:

Гиперактивность: кажется ли вам, что ваш ребенок будто «моторчик», заряжен как кролик из рекламы Энерджайзер?

Проблема с концентрацией внимания: ваш ребенок часто витает в облаках? Часто ли Вам приходится повторять ему даже простое задание?

Расстройства обучения: есть ли у вашего ребенка проблемы с чтением, письмом или математикой? Иногда дети ведут себя незрело, потому что отстают в учебе.

Проблемы с восприятием: некоторые дети остро реагируют на сенсорную информацию. У них также может развиться страх или подавленность от громких звуков или от яркого света. То, что выглядит как истерика, на самом деле может быть сенсорной перегрузкой.

Тревожность или застенчивость: требуется ли вашему ребенку много времени, чтобы привыкнуть к другим детям? Тревога и застенчивость на удивление довольно распространенные переживания для детей.

Нарушения развития речи: есть ли у вашего ребенка проблемы с произношением слов или выражением мыслей? Это может расстраивать и заставлять детей нервничать. Их могут дразнить или игнорировать из-за проблем с речью.

Сон: многие дети регулярно спят менее шести часов в сутки. Из-за этого они могут стать раздражительными. Недостаток сна у ребенка также может повлиять на ваш сон. И это может повлиять на отношения между детьми и их семьей.

Частые вопросы

Какие периоды развития самые благоприятные?

+

Для развития природных задатков благоприятных периодов несколько: от 3 до 5 лет, с 7 до 10 лет, и подростковый возраст. Для формирования творческого потенциала оптимальным является возраст от 3 до 5 лет.

Когда начинается подростковый возраст?

+

Принято считать, что у девочек подростковый возраст начинается с 12 лет, а у мальчиков на год позже — с 13 лет. Юношеский и половозрелый возраст приходится на 16 лет (относительно девочек) и 17 лет (в отношении мальчиков).

Зачем родителю знать сензитивные этапы развития?

+

Это важная информация для того чтобы помогать малышу формироваться, построить процесс обучения, развивать свои навыки и умению наиболее эффективно. Если такой этап пропущен, но процесс освоения новых знаний будет затруднен и малоэффективен.

Понятие сензитивного периода

Сензитивным периодом называется определенный промежуток времени оптимальный для формирования физического, речевого навыка, выносливости, силы, ловкости, памяти, определенного вида деятельности и моделей поведения. Именно в эти промежутки ребенок наиболее восприимчив к усвоению навыков, своему развитию и формированию психоэмоциональной устойчивости.

Сенситивность означает чувствительность. Это понятие происходит от латинского слова «sensitivus».

Стоит отметить, что сенситивный период имеет свои временные «рамки»

Обучение ребенка важно проводить, основываясь на этих данных, — это самое результативное время. После того как сенситивный этап пройдет, обучение будет менее эффективным, а в иных случаях может и вовсе навредить.

Ниже мы распишем для ориентировочные этапы развития детей в младенческом, младшем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

Пример

Младенца в 6 месяцев бесполезно учить ходить — его мышечный аппарат еще недостаточно развит. И противоположный пример, когда детей-”маугли” пытались научить речи, но результатов это не дало, т.к. сенситивный этап уже прошел.

Реакции и навыки не формируются одновременно. В одни периоды качества интенсивно развиваются, а другие замедляются. Разница видна как по возрасту, так и по гендерной принадлежности. Так, величина развития силы у мальчиков младшего школьного возраста достигает максимума в 1-2 классе (7-8 лет), второй пик силовой активности наступает в подростковом возрасте (12-13 лет) и продолжается до окончания школы.

Важно! Каждый ребенок обязательно проходит все возрастные этапы развития вне зависимости от воспитания, уровня интеллекта, национальности, культуры и прочих различий.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов жизни взрослого человека. В целом, Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько расплывчаты и условны, потому что все люди разные и по-разному проходят этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у всех, и кризисными являются как раз моменты перехода от одного этапа жизни к другому.

Кризисы возрастного развития (по Левинсону):

  • При переходе к «ранней» взрослости.
  • При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
  • При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
  • При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
  • При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).

В понимании Левинсона, кризисы случаются лишь в случае возникновения концептуальных трудностей у человека в какой-то из переходных моментов. Например, если случается переоценка ценностей, жизненных ориентиров либо крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал отдельно кризисы возрастного развития мужчин и женщин. Так вот, он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, нежели у мужчин. Зато у женщин кризисы в большей степени связаны с такими событиями, как выход замуж, рождение детей, сепарация от родителей, особенно от мамы.

Увидеть разницу более четко можно, прочитав книгу Seasons of a Man’s Life . А также книгу Seasons of a Woman’s Life . К слову, исследования Левинсона вдохновили множество последователей, взявшихся за изучение данной темы.

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребенок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребенка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребенка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребенку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребенок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребенок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «свое собственное окошко». Поэтому, постарайтесь понять, что они пока еще не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Автор статьи — психолог Эва Родригес Вейц. Перевод Александры Дюжевой

  • Category:

    Для педагогов, Для семей

  • Tag:
    Абстрактное мышление, Возрастное развитие, Воспитание детей, Здоровье детей, Когнитивное развитие, Пиаже, Развитие речи, Родители, Стадии Пиаже, Теория Пиаже, Эгоцентрическое мышление

Почему ранняя помощь полезна детям и семьям?

Ранняя помощь детям и их семьям (раннее детское вмешательство) является практикой с доказанной эффективностью. Положительное влияние ранней помощи на развитие ребенка и степень благополучия семьи доказано в ходе многочисленных международных исследований, опубликованных в международных журналах (например, «Infant and Young Children», «Early Intervention») и многочисленных учебниках.

Публикации включают в себя данные об инновационных методах раннего вмешательства, краткие сведения о важных научных исследованиях и их последствиях для практики, обновления по приоритетным тематическим областям, сбалансированное представление спорных вопросов, а также статьи, посвященные вопросам, касающимся политических решений, профессиональной подготовки специалистов, новых концептуальных моделей и эмпирических исследований.

Эффекты от оказания ранней помощи детям:

  • Ранняя помощь начинается рано на 1-м году жизни, захватывает наиболее чувствительные сензитивные периоды развития, когда эффект от вмешательства – наибольший. Для значительной части детей ранняя помощь – возможность достичь того уровня развития, который недостижим при более позднем начале помощи.
  • Ранняя помощь предупреждает возникновение вторичных нарушений в развитии у детей, что уменьшает у них ограничения жизнедеятельности в будущем.
  • Ранняя помощь поддерживает семьи, помогает им научиться обучать ребенка, что значительно повышает эффективность помощи.
  • Ранняя помощь детям помогает облегчить и нормализовать повседневную жизнь семьи.
  • Ранняя помощь помогает ребенку включиться в систему образования уже в детском саду, что в дальнейшем значительно облегчает участие ребенка в школьном обучении, а также снижает необходимость дорогостоящего специального образования.
  • Ранняя помощь приносит экономическую выгоду на государственном уровне, так как вложения в раннее детство значительно снижают дальнейшие необходимые вложения в зрелом и пожилом возрасте.

Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному этапу

Как мы уже сказали ранее, одинаковых детей не бывает. Мамы знают, что даже дети-погодки или близнецы развиваются по-разному. У кого-то из детей сензитивный период может немного сместиться, но он в любом случае будет. Каждый ребенок проходит через все этапы и формируется как индивид согласно вышеперечисленным диапазонам.

Очень много обращений и волнений по поводу развития малышей поступает от мам, которые видят несоответствие «статистических» этапов и реальных (то есть как фактически формируется малыш).

Вот несколько советов для родителей, которые испытывают подобное волнение и страх, что их малыш отстает в развитии:

  • не сравнивайте своего малыша с другими детьми — формирование каждого ребенка индивидуально, его нельзя подогнать под «шаблоны». Например, если речь у малыша сформирована не четкая, а у соседки дочка в том же возрасте говорит длинными предложениями — это не значит, что ваше чадо отстает в развитии.
  • старайтесь посещать с ребенком различные детские мероприятия по возрасту, ходить на выставки, в музеи, спектакли. Активная социальная жизнь и окружение способствуют формированию речи и мышления. Обязательно обсуждайте увиденное и услышанное, придумывайте собственные сказки, истории, персонажей — максимально детализируйте ваш рассказ.
  • показывайте на собственном примере правильное социальное поведение, знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте кругозор, подключайте ребенка к своему увлечению. Занимайтесь спортом вместе с детьми. Если вы не любите читать книги, то вряд ли ваше чадо с упоением будет зачитываться классикой литературы.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, ему трудно найти общий язык со сверстниками, он тяжело проходит этап социализации или стал неуправляемым. Наши психологи проведут консультацию в режиме онлайн как с вами (родителем), так и с вашим ребенком и помогут наладить детско-родительские отношения.

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Что такое ранняя помощь детям и семьям?

Ранняя помощь детям и семьям – это комплекс профессиональных действий специалистов направленных на:

  • улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях, чтобы ребенок мог овладевать навыками, необходимыми ему для самостоятельной жизни в будущем. Это помощь родителям в вовлечении ребенка в жизненные ситуации, такие, как еда, умывание, купание, одевание и обеспечение его активного участия в них. Это помощь ребенку в освоении навыков общаться с другими людьми, строить с ними отношения, навыков передвигаться по дому и на улице, играть и познавать окружающий мир.
  • формирование позитивного взаимодействия и отношений ребенка и родителей, бабушек, дедушек. Это помощь членам семьи в понимании особенностей и потребностей ребенка, обучение их навыкам отзывчивого ухода и создания для ребенка условий, когда он проживает беззаботное и счастливое детство. Это помощь семье растить эмоционально благополучного ребенка с чувством собственного достоинства.
  • включение ребенка в среду сверстников и его интеграцию в общество. Это помощь и ребенку, и его родителям, и обществу в том, чтобы строить толерантное инклюзивное сообщество, когда дети с раннего детства растут все вместе, учатся общаться друг с другом независимо от имеющихся особенностей.
  • повышение компетентности родителей и других членов семьи, чтобы увеличить их умение развивать ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС).

Известно, что маленькие дети учатся в общении с родителями и в повседневных делах. Если родители знают актуальные цели развития ребенка, умеют в любую активность вплести развивающие возможности для ребенка, они многократно увеличивают возможности ребенка учиться новым навыкам.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский .

Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
  • Кризис подросткового возраста в 13 лет.

Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.

Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.

В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.

В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связывал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов развития ребенка. Собственно, именно он и ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий тип деятельности». Под ним подразумевается та деятельность ребенка, развитие которой предопределяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход к следующей стадии развития, а если переход почему-либо затруднен или не состоялся, тогда можно говорить про кризис.

Опять же, для раннего детского возраста такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность младенца – кушать и спать, малыш постарше уже занимается исследованием окружающего мира, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском садике, а список обязанностей современного школьника зачастую напрягает даже успешных менеджеров среднего звена.

Заметим, что пик научной активности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 40-60-е само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. Применительно к детскому возрасту, Леонтьев выделял кризисы 3 и 7 лет, подростковый и юношеский кризисы. Все они связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно в формальной плоскости.

Так, если с походом в садик и школу в 3 и 7 лет все понятно, у подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в юношеском возрасте – отношения с противоположным полом и необходимость определиться в профессиональном плане.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие не совершившегося своевременно перехода. Другими словами, кризиса как такового в переходные моменты может и не быть, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка являются управляемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» .

Кому нужна ранняя помощь?

Ранняя помощь детям и семьям в первую очередь предоставляется семьям, которые растят ребенка в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющего установленную задержку в развитии или трудности освоения обычных навыков в повседневной жизни, а также, если у ребенка есть риск возникновения задержки или трудностей. Такой риск возникает в случаях, когда у ребенка серьезно нарушено здоровье или он живет в неблагоприятной социальной среде.

Ранняя помощь детям и семьям не специализируется на помощи детям с какими-либо отдельными нарушениями или трудностями. Если помощь нужна, любая семья может обратиться к специалистам

Также, если родители испытывают беспокойство о развитии ребенка, специалисты ранней помощи с вниманием отнесутся к ним и помогут разобраться в ситуации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: