Особенности развития словаря в онтогенезе

Изучение уровня словарного запаса детей

Введение

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда

Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.

Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный.

Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице: Количественный рост словарного запаса по Штерну От 1 до 1,5 лет в 2 года в 3 года в 4 года в 5 лет 100 слов 300-400 слов 1000 – 1100 слов 1600 слов 2200 слов Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте. Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Ольга Иванова: «Например, если у годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда он самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон».

Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Определение.

В Большом энциклопедическом словаре, слово «лексикон», имеет такие значения: (греч. lexikon — словарь) — 1) то же, что словарь; 2) запас слов, выражений.

Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

4 стр., 1663 слов

Виды работ со словарными словами

… и дополнить рассказ ведущего), а за­тем записывают слово с проговариванием. «Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид ра­боты можно усложнить: учащиеся … теме «Заглавная буква в именах собственных»). 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи (в теме «Части речи»). Например: Р_БОТА — РАБОТАТЬ, УЖ_Н — УЖИНАТЬ Загадки?шутки (игры) 1. …

Формирование личности ребенка

Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.

В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.

Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми

Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий

В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.

Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.

Как происходят первые слова

Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.

«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.

Развитие зрения и слуха в первом году жизни

Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.

У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет

Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни

На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях. В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета — красный, оранжевый, желтый и зеленый. Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.

К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.

Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.

В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.

Как развивать ребенка в 1 год?

В годовалом возрасте малыши весьма любознательны. Это касается и мальчиков, и девочек. Детки активно познают все новое, поэтому их несложно заинтересовать развивающими играми.

  • Предоставляйте ребенку больше свободы и самостоятельности. Пусть он ходит и исследует все вокруг. Главное, соблюдать технику безопасности, чтобы кроха не травмировался.
  • Читайте малышу сказки, стишки, пойте песенки.
  • Покупайте развивающие игрушки – кубики с картинками, сортеры, пирамидки, игрушки со шнуровкой. Если малыш пока не интересуется подобными вещами, не заставляйте его играть с ними. Отложите, а через время снова предложите.
  • Играйте в простые сюжетно-ролевые игры с игрушками и друг другом.
  • Предложите малышу пальчиковые игры – они положительно влияют на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук.
  • Не прогулке рассказывайте ребенку об окружающем мире, показывайте растения, животных, насекомых.
  • Предоставьте возможность малышу играть с водой, крупой.

Не существует жесткого стандарта умственного, физического, психомоторного и эмоционального развития детей. Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Чем больше родители занимаются с ним, тем больше знаний и умений он приобретает к годовалому возрасту.

Где брать новые слова?

Это, конечно, общение с родителями и прочими близкими взрослыми, а затем и добавившееся общение с другими детьми. Важны и интересные игры и занятия — расширяя кругозор, мы пополняем словарный запас. Что это значит? В совсем юном возрасте каждое новое ощущение записывается только что созданной нейронной связью в мозге младенца. Со временем все то, что он уже узнал и будет выхватывать из окружающего мира всё в больших количествах, станет отражаться в словах. Семейные традиции и праздники, прогулки и сказки.

«Источниками обогащения лексикона подрастающего человека может стать всё вокруг. Здесь главное условие, чтобы родитель объяснял, называл и показывал. А в перспективе — и отвечал на многочисленные вопросы», — объясняет Ольга. 

Новые ощущения

Во-первых, всё тактильное. Пальчиковые краски и различные поверхности. Шерсть домашних питомцев и шершавые языки, море и песок, камушки и желуди, еловые веточки и еда. Пластилин и конструктор. Это неиссякаемый источник. А еще звуки, запахи и все-все-все: музыка и новые песни, например, колыбельные. Вкусы еды и запахи цветов — все это рождает новые связи, новые мысли и требует слов, стимулируя ребёнка.

Книги, рассказы и игры

Родители, читающие сказки и стихи, придумывающие потешки и поющие песенки — это очень полезные родители. В дело идут также полные энтузиазма бабушки, тёти, старшие братья и сестры. Стихи желательно выбирать соответствующие возрасту, а книжки с яркими и понятными картинками.

Путешествия и знакомства

Даже если пока младенец только смотрит на всё и гулит, новые места и люди все равно возбудят в нем дремлющий дух исследователя. Главное в таких поездках все рассказывать и показывать ребёнку, давать потрогать то, что интересно. И не расстраиваться, если кирпичный забор вызвал больше энтузиазма, чем местная достопримечательность. 

Братья и сестры

В большой семье младшие дети обычно разговаривают лучше и начинают говорить раньше, потому что часто общаются со старшими братьями и сестрами.

Эмоции

Найдите то, что вызывает симпатию у ребенка. Собака, чайник и мультиварка с огоньками, пара маминых резиновых сапог — если человек в восторге, то вы все делаете правильно. А от бури эмоций недалеко и до словесного её выражения. 

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребенок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребенка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребенка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребенку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребенок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребенок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «свое собственное окошко». Поэтому, постарайтесь понять, что они пока еще не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Автор статьи — психолог Эва Родригес Вейц. Перевод Александры Дюжевой

  • Category:

    Для педагогов, Для семей

  • Tag:
    Абстрактное мышление, Возрастное развитие, Воспитание детей, Здоровье детей, Когнитивное развитие, Пиаже, Развитие речи, Родители, Стадии Пиаже, Теория Пиаже, Эгоцентрическое мышление

Особенности развития детей в 1 годик

За первый год жизни младенец кардинально меняется. Большинство малышей годовалого возраста уже умеет самостоятельно ходить. Некоторые еще не могут передвигаться сами, а делают это только с поддержкой взрослого. Годовалые детки любят пританцовывать под музыку. Их движения еще неуверенные, но сам процесс доставляет большое удовольствие.

Ребенок хорошо понимает то, что говорят ему родители. Он знает имена членов семьи, а также слова «можно», «нельзя», «кушать», «гулять» и многие другие. Малыш уже пытается сам разговаривать простыми, короткими словами.

В этом возрасте ребенок знает назначения и способы использования предметов, которые часто видит. Запоминает названия животных, частей тела. Он уже не просто играет с игрушками, а придумывает простейшие сюжетные игры (например, покормить и уложить спать куклу).

Психологи называют окончание первого года жизни кризисным периодом (так называемый кризис 1 года). Он выражается капризах, плаксивости. Малыши начинают проявлять первую самостоятельность.

Нередко они отказываются от помощи взрослых, пытаясь выполнить то или иное действие самостоятельно и расстраиваются, когда у них не получается. Поэтому родители должны уметь справляться с внезапными перепадами настроения и помогать ребенку адаптироваться к жизни.   

Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года

Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.

Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение. Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.

К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам

Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия. Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления. Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.

К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций. Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение. Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.

Полезно ли для речи изучение языков

Раннее изучение языков помогает становлению речи ребенка, если этот процесс приносит радость родителям и малышу. Поэтому переходить нужно на тот иностранный язык, который больше всего нравится и лучше всего знаешь.

Дети-билингвы с рождения начинают говорить раньше, если с ним активно общаются оба родителя. 

«Изучение второго языка я часто сравниваю с обучением плаванию, — поясняет Ольга. Если ребёнок начинает осваивать это занятие в 3–4 месяца, то к трём годам он уже будет прекрасно самостоятельно плавать. Тогда его можно начинать учить кататься, скажем, на лыжах. А если отдать в бассейн только в три года, то, конечно, этот процесс займёт намного больше времени, и параллельные занятия разными видами спорта могут вызывать определённые трудности. Так и с языками».

Социальное развитие

В возрасте одного года малыш уже хорошо знает маму и других членов семьи, узнает их лица и голоса. При появлении близкого человека он проявляет позитивную эмоциональную реакцию. Свои чувства выражает с помощью улыбок, объятий и поцелуев.

Ребенок испытывает привязанность к членам семьи, вещам, которые его окружают. У него появляются любимые игрушки, с которыми он редко расстается.

К посторонним людям кроха относится с настороженностью, может побаиваться и даже плакать при их появлении. Это естественная реакция на незнакомцев, особенно на людей с необычной внешностью, грубым или громким голосом.

Ребенок в годик знает некоторые социальные жесты (например, помахать рукой на прощание или послать воздушный поцелуй) и повторяет их за взрослыми.

Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?

Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей. 

Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово? 

Эксперты:

Ольга Иванова

Умственное развитие

В 12 месяцев ребенок уже многое понимает. Он еще не умеет говорить, но, несмотря на это, доносит до взрослых свои желания и потребности с помощью жестов и звуков.

Годовалый ребенок должен знать:

  • названия предметов, которые он часто видит;
  • название животных и звуки, которые они издают («гав-гав», «мяу-мяу»);
  • понимать слова «возьми», «принеси», «положи на место»;
  • понимать запреты и разрешения;
  • знать свое имя;
  • показывать на пальцах свой возраст;
  • рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.

Уровень интеллектуального развития ребенка в 1 год зависит от того, сколько внимания взрослые уделяют ему. Малыши, с которыми родители много занимаются и играют, к этому возрасту имеют хороший багаж знаний. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: