Как мультики влияют на психику ребенка и что можно показывать юным зрителям

Вредные мультфильмы для развития ребенка

Что делать, если ребёнок постоянно требует мультики

Если возникла зависимость, то стоит следовать следующим рекомендациям:

Переключите его внимание на другие дела. Постарайтесь увлечь малыша рисованием, играми, лепкой, аппликациями.
Ограничивайте просмотр не временем, а сериями

К примеру, пусть чадо смотрит анимации не «полчаса», а «одну серию».
Почаще гуляйте и ищите развлечения вне дома.
Попробуйте ограничить именно себя и не включайте компьютер несколько дней, хотя бы на выходные. Возможно, вы сами подаёте пример, зависая часами в планшете.
Не смотрите телевизор перед сном, так как это плохо сказывается на сне.

Важная задача – переключить внимание

Если следовать перечисленным советам, то чадо постепенно начнёт отвыкать и приучаться к дисциплине. Самое главное, довести дело до конца и не вестись на капризы и слёзы. И тогда в скором времени малыша начнут интересовать другие занятия, а не только красочный экран.

На что обратить внимание при просмотре и какие вопросы задать

Любая совместная деятельность с детьми – это всегда хорошо, просмотр мультфильмов не исключение. К тому же во время просмотра родители могут понять, что нравится ребенку, что не нравится, ответить на его вопросы. При этом не стоит делать выводы за ребенка, он сам должен анализировать происходящее. После просмотра можно всем вместе обсудить мультфильм, что способствует выстраиванию доверительных отношений.

Филолог Владимир Пропп в работе «Морфология сказки» излагает универсальные структурные схемы сказок, по которым действуют герои и раскрывается сюжетная линия. Эту же концепцию можно применить при анализе мультфильма, просмотренного вместе с ребенком. В числе схем следующие:

  • запрет или предписание;
  • нарушение запрета;
  • вредительство;
  • отъезд героя из дома;
  • задача;
  • встреча с дарителем;
  • получение антигероем сведений о герое;
  • обман со стороны антигероя и пр.

Многие сюжеты разворачиваются по этим схемам и можно попросить ребенка после просмотра мультфильма отыскать эти соответствия. 

Остальные вопросы можно придумать, исходя из сюжета мультфильма. Главное – не задавать их для галочки, а искренне интересоваться, что чувствует ребенок и о чем он думает.

С какого возраста можно включать мультфильмы ребенку?

Во избежание малоприятных последствий всем родителям настоятельно рекомендуется ответственно подходить к воспитанию своего чада и знакомить его с телевизором только в том возрасте, в котором это разрешено специалистами. Как уже было отмечено, просмотры мультфильмов ребенком возрастом до одного года должны быть полностью исключены.

Многие родители уверены, что достижение ребенком двухлетнего возраста считается оптимальным временем для начала просмотра мультфильмов. На этот счёт у детских педиатров несколько отличительное мнение.

Так, нервная система двухлетнего ребенка сформирована лишь частично и может болезненно воспринять подобные нововведения в привычный режим. Если желание ребенка посмотреть телевизор пересиливает родительскую непоколебимость, можно пойти на некоторые уступки, но на просмотр мультфильмов не должно уходить больше 15 минут в день.

Относительно просмотра мультфильмов ребенком трехлетнего возраста также бытуют различные мнения. Так, многие специалисты, включая окулистов, настаивают на оказании отрицательного воздействия такого времяпрепровождения на здоровье и полноценное развития малыша. В то же время немало педиатров разрешают смотреть мультфильмы, но не дольше 1 часа в день.

Начиная с четырёхлетнего возраста, детки могут смотреть телевизор порядка двух часов в день, но крайне важно не переусердствовать с этим занятием и выбирать только качественные и поучительные мультики

В чём вред мультиков?

Итак, вот причины, по которым стоит ограничить время просмотра анимаций:

  1. Вред для здоровья. Когда малыш по несколько часов смотрит в экран, он практически неподвижен, что плохо отражается на его развитии. К тому же все знают о том, как просмотр мультиков негативно влияет на зрение.
  2. Набор веса. Организм малыша всегда полон энергии и многие взрослые часто удивляются, откуда у них детей столько сил на игры. Но если чадо сидит перед планшетом много времени, калории не сжигаются, а уходят в лишний вес. Это может доставлять дискомфорт, стать причиной низкой самооценки и разнообразных проблем со здоровьем.
  3. Злоупотребление мультфильмами приводит к тому, что чадо перестаёт творчески мыслить и фантазировать. А этих навыков в таком возрасте должно быть с избытком.
  4. Развитие лени и отсутствие мотивации узнавать что-то новое, играть, гулять с друзьями. Из-за зависимости от телевизора ребёнок становится пассивным и не хочет ничем заниматься.
  5. Отсутствие коммуникации со сверстниками. Имея зависимость, дети не учатся обсуждать что-то, так как им проще включить анимацию и получить новые эмоции.

Вред телевизора

Несмотря на ряд значимых причин, почему телевизор вреден, в его просмотре есть и некоторые плюсы:

  • с помощью правильных обучающих мультиков проще запоминать буквы и цифры, учить стихотворения и песенки, узнавать новое о природе и т. д.;
  • обогащение словарного запаса, развитие речи;
  • усвоение нравственных норм (при условии, что анимация несёт положительный смысл);
  • развитие эмпатии – когда ребёнок сопереживает героям, он учится чувствовать эмоции других.

Основные правила

Таким образом, у многих родителей может возникнуть вопрос, сколько времени можно смотреть мультики. Психологи утверждают, что до 3-х лет мультики желательно вообще исключить. Позже, когда мозг окончательно сформирован, можно включать их, но не более, чем на 1,5 часа в день. В это время нужно тщательно следить за смыслом и содержанием развивающей анимации, и проговаривать, чтобы малыш учился отличать фантастику от реальности.

Малышам до 3-х лет не рекомендуется смотреть ТВ

С 4 лет дошкольник уже сам умеет различать настоящую жизнь от вымышленной. Какие мультики ставить ребёнку в этом возрасте? Старшим дошкольникам к развивающим мультфильмам можно уже добавлять развлекательные и обучающие. Также стоит следить за сюжетом, чтобы в эпизодах не было жестоких сцен, грубых слов и т. д. Желательно ставить анимации без рекламы, так как она вредна. От вечерних просмотров желательно отказаться, чтобы это не повлияло на сон.

Когда можно начинать показывать мультфильмы малышу?

Вопрос возраста начала просмотра мультиков каждый родитель должен принимать самостоятельно. Четких предписаний по этому поводу не существует. Но есть рекомендации психологов по возрасту начала изучения мира при помощи электронных носителей.

Так, по мнению большинства психологов, детям до 1,5 лет предлагать к просмотру мультики не рекомендуется. Этот запрет связан с формированием звуко-зрительного восприятия. Шум и яркая картинка привлекают карапуза, он с удовольствием наблюдает за меняющимися кадрами на экране, но не может их воспринять. Это возбуждает нервную систему, негативно сказывается на зрении. Даже, если малыш не смотрит на экран, лишний шум мешает процессу формирования слуха, снижает четкость воспринимаемой звуковой информации.

С 1,5  до 2 лет детей можно начинать ознакамливать с роликами длительностью до 30-ти секунд. Обычно это специальные разработки, относящиеся к методике Домана. Они состоят из картинок, которые не двигаются, изображают предметы или животных. Фонового звука нет, только голос.

С 2 до 3 лет можно предложить посмотреть 1 мультик в день, длительностью не более 3-х минут. Сюжет мультфильма должен быть знаком ребенку, отражать действия, которые он выполнял или видел. Герои должны быть реалистичные. Возможно тихое музыкальное сопровождение.

В 3 года крохе можно предложить познакомиться с мультфильмами, рассказывающими о простых, но важных вещах: правилах поведения, окружающем мире, коммуникации с детками в садике.

Польза от мультфильмов до 3-х лет не доказана, поэтому просмотр следует ограничить 5 минутами в день. В этот период идет активное формирование физических и умственных способностей, поэтому рекомендуется наполнить жизнь ребенка реальными играми, хорошей физической нагрузкой.

После трех лет мультфильм можно использовать как обучающий материал. Например, если вам предстоит посетить врача и сделать прививку, можно предложить карапузу посмотреть советский мультфильм про бегемота, который боялся их делать.

Если малыш озадачил вас своим вопросом о взаимоотношениях со сверстниками, о разнице между добром и злом и т. д. можно попробовать поискать соответствующий мультфильм.

С 4-5 лет хорошо ввести в привычку совместный просмотр полнометражных мультфильмов. Такое совместное времяпровождение хорошо влияет на отношения между родителями и ребенком, позволяют обсуждать сложные вопросы после просмотра.

Обязательно помните, что предложенная ребенку история должна быть понятна ребенку, главный герой на протяжении мультика должен изменяться, становиться лучше.

Как выбрать мультфильм для ребенка?

Чтобы подобрать мультфильм для просмотра, следует предварительно его оценить. После просмотра вами картины, вы должны четко почувствовать, что этот мультик:

  • Добрый;
  • Поучающий;
  • Логичный. Сюжет развивается постепенно, доходит до кульминации и имеет финал, подчеркивающий мораль всей истории;
  • Подходящий по возрасту и развитию вашему ребенку. В сюжете присутствуют ситуации, с которыми малыш сталкивался в жизни или книгах, вы можете пояснить ему каждое действие героя;
  • Не противоречит вашим моральным принципам, убеждениям;

Не содержит психического или физического насилия. Даже безобидные шлепки, подзатыльники недопустимы в мультиках для детей до 7-ми лет.

Если после предварительного просмотра мультик полностью подходит, то можно предложить его малышу для просмотра. Выберите подходящее время, желательно, чтобы малыш был бодр, сыт и готов к изучению нового. В зависимости от возраста малыша, следует следить за временем, которое кроха тратит на мультфильмы.

Что делать, если ребенок просит и просит играть и развлекать его?

Расслабьтесь. Скучать — нормально! Перестаньте выносить себе обвинительный приговор в том, что вы плохая мать, каждый раз слыша как ребенок ноет «мне скучно». Скука — это необходимый дискомфорт, который толкает человека к действию. Благодаря этому чувству мы начинаем искать себе дело, листать журналы в парикмахерской, обновлять ленту в инстаграме, звонить подруге, берем книгу в поезд.

Из письма одной мамы: «Я так боюсь, что ребенок начнет клянчить поиграй со мной, что не начинаю никакого домашнего дела, чтобы не прерываться. Однажды попробовала приготовить бисквит, пока взбила яйца, ребенок вынес весь мозг. А я так перенервничала, что голова разболелась. И бисквит не получился: я забыла добавить муку.»

Играйте с ребенком, когда у вас есть время. Такая игра как прививка.

Мой муж много раз решал задачки и собирал кубик Рубика с Глебом и Марком. И вот он занят, а Марк не знает, чем себя занять и бродит по детской. Вдруг его взгляд натыкается на кубик. Он берет его и 20 минут придумывает узоры и выкладывает простую картинку.

Мы с трехлетней Алисой играем: строим кроватки из крупного лего для игрушек. На них стелим тряпочки — это простыни. Сворачиваем подушки и укрываем. Раньше, мы просто укладывали всех спать в коробку и только укрывали. А теперь в игре добавились новые действия. Плюс расширили сюжет: кто-то из игрушек ворочается в кровати и постоянно сбрасывает одеяло. Через 5 минут я выхожу из игры и начинаю убирать в комнате. А Алиса еще 15 минут сама играет «в укладывание».
В арсенале дочки появились новые действия. Игра расширилась и ребенок с удовольствием «отрабатывает» новые приемы.

Не ищите дело для ребенка, а помогайте ему в этом.

Мы с мужем уезжаем на пару часов. А Глеб, которому уже 10, остается дома один. Еще до нашего отъезда он начинает беспокоиться: «Вдруг мне будет скучно, я не знаю, что поделать…» Я предлагаю посмотреть книжную полку и выбрать 3 книги, которые хотелось бы прочитать в будущем. Глеб уходит и уже из детской кричит: «Книги не нашел, но тут календарь с головоломками, я пока их порешаю».

Запоминаем: скука — это хорошо. Учите ребенка выходить из этого состояния самостоятельно и не спасайте его гаджетами, планшетами и мультиками.

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Зацикливание: опасно или нет?

Как правило, зацикливание на вселенной мультфильма, его героях и сюжете не является опасным для детской психики. Мозг ребенка устроен таким образом, что для усвоения информации ему требуется многократное повторение: этот прием активно используется в воспитании детей. Для того чтобы осмыслить происходящее с героями мультфильма, ребенок пересматривает его несколько раз, делая новые выводы. При однократном просмотре мозг ребенка просто не успевает детально осознать происходящее.

Возможно, в мультфильме присутствует конкретный сюжет, который привлекает ребенка. Например, превращение в принцессу или победа героя над злодеем. Пересматривая такие фрагменты, ребенок получает удовольствие, несмотря на то, что финал истории уже известен.

Самая простая причина, которую не стоит исключать – ребенку просто нравится мультфильм. В таком случае, нет ничего удивительного в коллекционировании фигурок героев или играх по сюжетам мультика. Всем людям что-то нравится без причины, и дети в этом не отличаются от взрослых.

Тем не менее, существуют исследования, связывающие сильное зацикливание на одном сюжете с аутизмом. Одного признака недостаточно, чтобы ставить такой серьезный диагноз, но если зацикливание сочетается с другими настораживающими моментами, стоит посетить врача. К возможным признакам относится отсутствие реакции на собственное имя или взгляд в противоположную сторону во время того, как ребенку указывают на что-либо.

В остальных случаях причин для беспокойства нет.

Как вести себя родителям

Так как никакого вреда для ребенка зацикливание на одном мультике не представляет, родителям необязательно вмешиваться в этот процесс. Если проявить участие в этом аспекте детской жизни все-таки хочется, то делать это нужно грамотно и без давления.

Покупая игрушки или вещи с тематикой мультфильма, родитель гарантированно порадует ребенка. Однако стоит принять тот факт, что со временем объект зацикливания сменится, и купленные игрушки перестанут быть любимыми. Поэтому нежелательно тратить средства на оформление детской комнаты в стиле «Холодного сердца», даже если ребенок на этом настаивает.

Если повторяющийся мультфильм на фоне уже не дает родителям покоя, можно попробовать мягко предложить ребенку новые мультфильмы. Выбор мультика на замену должен основываться на сюжетах, которые обыгрываются в любимом мультфильме ребенка. Также можно задать ребенку вопрос о том, что именно ему нравится или что нового он хотел бы увидеть. К счастью, сегодня индустрия мультипликации позволяет выбрать мультфильм, удовлетворяющий каждому запросу.

Чего делать не стоит

Самая большая ошибка со стороны родителя в такой ситуации – это запрет на просмотр мультфильма. Такой поступок нарушит доверие ребенка и скажется на поведении в дальнейшем. В этом нет ничего удивительного: никто не любит, когда забирают любимое.

Слишком активное навязывание других занятий или других мультфильмов может дать обратный эффект – ребенок только сильнее привяжется к мультфильму и процесс естественного переключения на что-либо другое надолго затянется.

Верным решением будет переключить внимание на другие аспекты жизни ребенка и позволить ему самому решать, что он будет смотреть. Рано или поздно, получив весь необходимый опыт от мультфильма, ребенок самостоятельно перейдет к просмотру нового контента

Популярное на сайте

  • Школьная программа с 1 по 11 класс (стихи)
  • Полезные книги для детей
  • Фильмы для детей
  • Экскурсии с детьми
  • Скороговорки
  • Детские песни
  • Где отдыхать с детьми на море

Русские классики

  • Александр Пушкин
  • Сергей Есенин
  • Александр Блок
  • Владимир Маяковский
  • Анна Ахматова

Популярные детские авторы

  • Агния Барто
  • Корней Чуковский
  • Сергей Михалков
  • Эдуард Успенский
  • Самуил Маршак
  • Валентин Берестов

Стихи по темам

  • Новый год
  • 8 Марта
  • 23 Февраля
  • 9 Мая
  • 1 Сентября

Лечение зависимости от мультиков: как?

Есть два способа избавить ваше чадо от зависимости:

  • радикальный,
  • консервативный.

Радикальный – избавляемся за раз

Вы просто лишаете ребенка гаджетов и не идете на поводу. В этом время нужно будет больше играть вместе, лепить, рисовать, бегать, прыгать, выдумывать новые и новые занятия для малыша.

Лучше всего сделать это в поездке. Например, уехать в деревню к бабушке и «забыть» дома все гаджеты. Потребуется время, терпение и усилия, чтобы ребенок научился играть сам, смог пережить утрату привычного развлечения и заново довериться родителям. Да, да, проблема мультиков – это проблема привязанности между родителями и детьми. Как-то они ведь привыкли смотреть без остановки.

Консервативный – мелкими шагами

Принцип действий здесь другой. Сначала вы отменяете мультики перед сном. Ждете, пока ребенок привыкнет. Затем отменяете мультики во время еды. Снова ждете. В процессе нельзя идти на компромиссы и нельзя поддаваться истерикам. Ни шагу назад, как и с отлучением от груди.

Снова придется проявить родительскую мудрость, терпение и изобретательность. Этот метод может оказаться более сложным.

Рекомендации специалистов

Психологи в один голос утверждают, что до трех лет ребенку мультики противопоказаны. Любые! Хоть добрые, хоть не добрые – не имеет значения.

Он их просто не понимает пока. И в таком просмотре пользы не будет абсолютно никакой, один только вред.

После трех лет начинать смотреть мультики уже можно, но в небольшом количестве: начиная с 15 минут в день и до получаса. Дело в том, что мультфильмы способны развивать (и развивают) у малышей различные чувства и эмоции: милосердие, доброту, справедливость, честность. Но могут вызывать и жестокость, бессердечность, насилие.

Специалисты в области детской психологии уверены, что лучше всего показывать детям советские мультики и сказки. Еще в 70-х годах прошлого века советские мультипликационные фильмы были признаны во всем мире, как самые добрые, поучительные и полезные для детского развития.

Окулисты же отодвигают начало просмотра к четырем-пяти годам, объясняя это тем, что зрение ребенка недостаточно окрепло и сформировалось, чтобы даже по полчаса их смотреть. Тем более что многие мамы используют для просмотра мультиков смартфоны и планшеты, чем вредят детскому зрению еще больше. Я этого вообще не понимаю: неужели они не знают, как губительны для детских глазок эти новомодные гаджеты?!

Одна моя знакомая как-то «похвасталась», что ее годовалый малыш уже три смартфона утопил в каше. На мой вопрос: зачем она ему дает телефон, ответ был потрясающий: «Он без телефона не хочет кушать вообще, а так хоть покормлю его спокойно». Большей чуши я не слышала. Ребенок в принципе не знает о существовании телефонов в таком возрасте. Если бы мамаша не сидела в телефоне целыми днями, то и ребенок не хотел бы этого. И так поступают многие: дам телефон, чтобы не мешал. Как может мешать собственный ребенок? Мне лично не понятно. Но это тема другой статьи. Вернемся к мультикам.

Виды современных мультиков

Сегодня мультипликация поражает разнообразием технических решений, сюжетов, воспитательных программ. Однако для родителей широкий выбор — это одновременно и плюс, и минус. Ведь чем больше мультиков появляется на ТВ и в онлайн-кинотеатрах, тем сложнее заметить в коммерческом мусоре достойную картину. 

Диснеевские мультфильмы

Продукты компании Disney отличаются красивой графикой, продуманным и оригинальным сюжетом, воспитательной направленностью. Большинство персонажей обладают ярким, запоминающимся характером и идут к своей цели, преодолевая препятствия. Большой плюс диснеевских мультиков в том, что они показывают личностное развитие главных героев.

Например, автомобиль Молния Макуин из «Тачек» вначале зациклен на карьере, ведет себя эгоистично, пренебрежительно относится к окружающим. Но судьба заносит его в провинциальный городок, где внешние атрибуты успеха не играют никакой роли. Со временем Макуин заводит новых друзей, пересматривает прежнюю систему ценностей, становится более открытым и даже счастливым.

Принты с пресонажами Disney

Однако у диснеевских мультиков есть ряд недостатков:

  • редко подходят маленьким детям, так как имеют глубокий подтекст;

  • иногда в поощрительной манере преподносят сомнительные черты характера: агрессию, нахальство, эгоизм, мужеподобность у женщин, откровенную сексуальность;

  • ориентированы исключительно на западные ценности.

Кроме того, современная 3D-анимация Disney сильно заточена под зарабатывание денег на родителях. Многие мультики переполнены спецэффектами, «сортирным» юмором, сюжетными клише. Такие картины бездушны и точно не способствуют нравственному развитию детей.

Американские мультсериалы 

Именно такие мультики чаще всего вызывают праведный гнев у родителей. Ну чему может научить ребенка умственно отсталый Патрик из «Спанч Боба», который целыми сутками лежит под камнем и смотрит телек? Или популярный сериал «Гравити Фолз», где вовсе отсутствуют положительные персонажи, а грань между добром и злом размыта? Или Гомер Симпсон, олицетворяющий человеческие пороки: лень, глупость и неспособность контролировать эмоции?

К сожалению, 80% американских мультиков несут в себе исключительно развлекательную функцию. Они отличаются переизбытком ярких цветов и эмоциональным накалом. А сюжет развивается так быстро, что ребенок не успевает осмысливать происходящее на экране. 

Аниме

Аниме — это японская анимация. Многие легко узнают такие мультики по характерной графике (в частности, большим глазам у молодых персонажей). Аниме часто содержит глубокий философский подтекст и элементы эротики, поэтому рассчитано на возрастную категорию «16+».

Хотя попадаются и исключения, например аниме Хаяо Миядзаки:

  • «Мой сосед Тоторо»;
  • «Возвращение кота»;
  • «Навсикая из Долины Ветров».

Такие мультики красиво прорисованы, демонстрируют реалистичные образы животных и людей, имеют приятное музыкальное сопровождение. 

Еще японская анимация для маленьких детей следует моральным принципам. Главные герои часто демонстрируют положительные качества: доброту, верность, честность, ответственность перед обществом и смелость.

Футболки с персонажами Миядзаки

Российские мультики и сериалы

Пока российская мультипликация находится в стадии формирования. Одна из положительных тенденций — внедрение обучающих программ в развлекательной форме. А с точки зрения реалистичности персонажей отечественные мультики не выглядят такими отталкивающими, как американские.

Но попадаются и ленты, которые неоднозначно влияют на психику детей. Например, Маша из популярного мультсериала демонстрирует гиперактивность, совершает вредные поступки, а порой откровенно издевается над бедным медведем. Причем такое поведение остается безнаказанным. По мнению многих психологов, мультик «Маша и Медведь» формирует у детей неуважительное отношение к старшим.

Роль мультфильмов в развитии ребёнка

В мультиках ребенок видит модели поведения. Он идентифицирует себя с главными персонажами и учится тому, как действовать в той или иной ситуации в реальной жизни. В зависимости от мультика и действий его персонажей ребенок может подражать как добрым и искренним героям, так и напористым и хамоватым протагонистам. Все зависит от выбора анимационной картины.

К примеру, в советских мультфильмах был показан мир, где плохие поступки осуждались, а доброта вознаграждалась. Они заставляли детей сопереживать, помогать другим и уважать родителей. Там не было места для драк и массового геноцида анимашек. В современных творениях отечественных и зарубежных студий все перевернулось с ног на голову. Теперь насилие и оскорбления становятся поводом для веселья, отрицательные персонажи показываются всемогущими и тотально втаптывают в грязь добрых и сострадательных героев. 

Нельзя сказать, что все существующие мультфильмы вредны и оказывают негативное влияние на психологическое развитие детей. Нет, многие из них несут поучительный смысл, который помогает сформировать личность, обогащают детский словарный запас, а также развивают воображение и разнообразят всевозможные игры. Такую анимацию можно смело рекомендовать к просмотру. Главное — это просто отсеять вредные мультики.

Что будет после борьбы?

Полностью исключать мультфильмы из жизни ребенка не стоит. Вы же не отказываетесь от кино и сериалов. Так что это было бы нечестно по отношению к детям. Лучший способ избежать возникновения зависимости – совместный просмотр ограниченного количества мультфильмов. Например, один вечер в неделю вы посвящаете киносеансу. Ребенок выбирает мультик (из ограниченного вами списка), вся семья садится смотреть, затем обсуждает сюжет, героев, их поступки и к чему они привели. Весьма познавательно, полезно и способствует хорошим отношениям.

О правилах просмотра мультиков, а также об аргументах «за» и «против», читайте здесь.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей

Ваше мнение очень важно!. Всем добра и счастливых детей!

Всем добра и счастливых детей!

Разрешенные мультфильмы

Полезных и добрых мультфильмов много. И писать о каждом нет смысла.

При выборе мультфильма вы должны придерживаться следующих принципов:

  • Мультфильм должен быть с хорошей и правильной моралью.
  • Мультфильм должен чему-то учить либо быть познавательным.
  • Должен быть ярким и красочным.
  • Главными героями должны быть привычные и понятные для детского восприятия персонажи.
  • Не должен содержать любой формы насилия, мистики и жестокости.
  • Должен иметь приятное музыкальное сопровождение.

Хороших мультфильмов, на самом деле, гораздо больше, чем плохих. Даже среди современных. Например, «Фиксики». Отличный мультик и очень познавательный. Или «Тачки» с Молнией Маккуином. Мы с сыном ходили в кинотеатр 3D на просмотр новой третьей части. Ребенок очень доволен. Выскажу свое мнение по поводу этого мультика: первая и третья часть великолепны. Вторая мне не понравилась совсем. И ребенку, кстати, тоже.

Отучаем по правилам

Мамы, которые однажды решили отучить своих детей от увлечения мультфильмами, отмечают, что попытка отобрать пульт от телевизора заканчивалась истерикой. Если сил хватало выстоять “здесь и сейчас”, то последствия ещё долго давали о себе знать в виде ночных кошмаров, беспричинных слёз и агрессии.

Как же быть?

  1. Попробуйте сами провести несколько дней без телевизора. Оцените, сколько времени проводите перед телевизором вы сами. Нельзя говорить “иди поиграй”, а самим включать очередное ток-шоу и укладываться на диван. Это несправедливо как минимум, как максимум – непрактично! Малыш тут же свалится на пол и начнёт требовать “переключить”. Посмотреть фильм можно и тогда, когда ваше чадо будет спать. А включённый фоном телевизор, пока вы моете посуду, и вовсе ни к чему – это лишний звуковой хаос.
  2. Разрешайте смотреть мультфильмы, но делайте это в особом режиме. Скажем, не «посмотри, но только час», а «ты можешь посмотреть одну серию». Закончилась серия – выключаем телевизор. Главное, устоять и не дрогнуть перед воплями сына или дочки.
  3. Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, даже если ребёнок смотрел невинного “Карлсона”. Переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.
  4. Выбирайте мультфильмы сами. Запомните главное правило: малыш в возрасте до 4 лет ассоциирует себя с главным героем, поэтому отдавайте предпочтением тем сказкам, где герой не будет вызывать отрицательных эмоций, не будет слишком агрессивным.
  5. Переориентируйте интерес ребёнка. Да, банально, но другого выхода нет. Увлеките другими занятиями: лепка, рисование, книги, ролевые игры. Дети любят, когда с ними играют по-настоящему искренне, увлечённо, тогда и виртуальный мир отходит даже не на второй, на десятый план.
  6. Побольше гуляйте! Особенно это актуально в первые дни “без телевизора”. Ребёнок закатил истерику? Быстренько выходим на улицу. Смена обстановки и ваша невозмутимость отвлекут маленького человека, жаждущего продолжения истории о супермене.
  7. Если своими силами справиться не удалось, обратитесь к детскому психологу. Поверьте, это не тот случай, когда можно ждать, что “всё само рассосётся”. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих. Грамотный специалист способен решить проблему. Для этого в его арсенале есть специальные приёмы и техники от арт-терапии до семейных консультаций.

Фото: pixabay.com.

Просмотр телевизора и его вредное влияние на ребенка

Согласно общим рекомендациям детских педиатров, просмотр мультфильмов и любые контакты с телевизором грудным ребенком должны быть исключены. Как показывают многочисленные исследования, слишком ранние знакомства малышей с телевизором чревато серьёзными последствиями, представленными:

Нарушениями развития речи

Специалисты акцентируют внимание на том, что чем больше малыш проводит времени перед голубым экраном, тем меньше его словарный запас, ведь нормальное и полноценное развитие в подобных условиях просто невозможно. Именно у детей, которые рано приобщились к просмотру телевизора, чаще всего наблюдаются задержки развития речи и её восприятия.

Ухудшением зрения

Ранние просмотры телевизора на близком расстоянии становятся причиной развития близорукости и других необратимых нарушений зрения. Дело в том, что формирование и налаживание полноценного функционирования детских глаз происходит в течение первых лет жизни малыша. Именно в этот период рекомендуется исключить все внешние факторы, способные оказать отрицательное воздействие.

Потерей интереса к книгам. Данная проблема стала невероятно актуальной после начала массового использования телевизоров и интернета. Отмечено, что современные дети практически потеряли интерес к чтению книг, а ведь именно это увлечение давно признано самым эффективным стимулятором нормального развития личности.

Ожирением. Продолжительное пребывание у экранов телевизоров и сведение к минимуму физической активности чревато появлением лишнего веса у малыша, что в свою очередь способно привести к более серьёзным проблемам, представленным, к примеру, сахарным диабетом.

Нагрузкой на нервную систему. На фоне быстрой смены телевизионного изображения оказывается избыточная нагрузка на нервную систему малыша, что сопровождается перевозбуждением, появлением страхов, нарушениями сна и памяти.

После просмотра: наблюдаем за ребенком

Сразу после просмотра родители должны оценить эмоциональное состояние ребенка. Если он воодушевлен, заинтересован или хотя бы спокоен, значит, мультик, вероятно, оказал позитивное воздействие на психику. А вот о проблеме свидетельствуют следующие признаки:

  • бурное негодование из-за того, что серия закончилась;

  • капризы и настойчивые требования не выключать телевизор;

  • истерический смех;

  • подавленность.

Чтобы закрепить воспитательный эффект, рекомендуется подробно обсудить мультфильм с ребенком. В частности, выслушать с его стороны пересказ сюжета, дать оценку поступкам героев, объяснить сложные моменты. Такая практика укрепит взаимоотношения в семье и поможет ребенку быстрее сформироваться как личность.

Не сотвори себе кумира

Ребенок, который в три года начнет смотреть мультфильм, к примеру, для 8-леток, может не понимать многих нюансов, но стойко ассоциировать себя с героем, к примеру, Человек-паук, казалось бы, персонаж положительный, спасает город от бандитов и нечисти, но вот малыш видит, как этот самый супергерой летает, прыгает с небоскребов и может повторить сей трюк, забравшись куда повыше, ведь у ребенка еще не развит инстинкт самосохранения. Другие примеры, те же Буба и Маша из «Маша и медведь», персонажи постоянно шкодят, выводят из себя окружающих, суют свой нос куда-попало, и если для ребенка постарше это просто повод посмеяться, для малышей это прямой призыв к действию: разбросай, кричи, пищи, бегай и прыгай. Да, это все детские шалости, и конечно, это нормально, так себя вести малышу, но когда это происходит только после данных мультфильмов, а в остальное время ребенок спокоен, то стоит пересмотреть контент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: