Программа для методистов доу. самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками

Формирование пространственных представлений у детей с онр, зпр, сдвг, рас и другими особенностями развития

Упражнения на развитие координации

Самым простым для развития координации движений у детей младшего возраста являются следующие упражнения:

  1. Необходимо обеспечить малышу удобное рабочее место. Далее перед ним ставят 2 пластиковые или деревянные миски, одна из них наполнена крупой, вторая пустая. Малышу предлагают, переместить с помощью ложки всю крупу в пустую миску. Ребенок будет стараться развивать четкость движений и осуществлять понимание того, что данный объект меняет местоположение с его помощью.
  2. На основе первого упражнения проводят другие занятия, с более сложными задачами. Крупы в одной из емкости необходимо смешать или, к примеру, добавить в манку горох или орехи. Ребенка просят рассортировать все предметы по разным емкостям.
  3. Любят дети игры с водой. Существует немало таких упражнений, которые помогут сформировать определенные навыки. Переливание воды с полного стакана в пустой, игры с предметами разных по плотности и массе на воде ребенку будут интересны. Занимательно наблюдать и понимать, как камушек опускается и находится на дне, а легкий пластиковый мячик остается на поверхности.

Это самые простые и легкие задания, которые можно давать своему малышу дома, тогда его развитие будет нескучным и интересным.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста подразумевает более сложные задания. В этом процессе можно задействовать и творческие навыки. Работа с пластилином, тестом, рисование крупами, плетение бисером также способствуют развитию моторики и мелкой координации движений.

Сущность и особенности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, а также этапы их формирования

Определение 1

Пространственные представления – это представления о пространственных отношениях и свойствах, форме, величине и относительном расположении объектов.

Замечание 1

Пространственные представления включают в себя следующие категории: размер, форма, объем, расположение, протяженность, расстояние и многие другие.

Пространственные представления у ребенка среднего дошкольного возраста предполагают наличие ряда умений:

  1. Определение нахождения предмета относительно окружающих его объектов.
  2. Определение расположение предмета относительного своего положения.
  3. Определение расположения предметов относительно друг друга и их пространственные отношения.
  4. Умение по устному указанию взрослого совершать необходимые действия, ориентироваться в пространстве.
  5. Самостоятельно осуществлять характеристику пространственной размеренности объектов.

Развитие пространственных представлений начинается самостоятельно в период раннего возраста и постепенно проходит несколько этапов.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста:

  • 1 Этап – включает в себя овладением ориентированием самого себя, изучением своих частей и их расположение. Данные навыки являются основной для последующего успешного формирования пространственных представлений.
  • 2 Этап – ориентирование уже не только относительно себя, но и относительно других предметов и объектов, то есть комплексное ориентирование в пространстве.
  • 3 Этап – словесное определение направления и расположения предметов и самого себя в пространстве.
  • 4 Этап – ребенок активно применяет свои пространственные представления на практике, совершенствует и расширяет их.

Таким образом, формирование пространственных представлений достаточно длительный по времени процесс, который на каждом возрастном этапе имеет свою специфику и требует особенную педагогическую помощь и руководство.

Особенности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста:

  1. Ориентировка в основном осуществляется на основании ощущения своего тела и его расположения в пространстве.
  2. Сложности в определении правой и левой руки, так как в основе определения лежит, что правой является та рука, которая больше работает, а у средних дошкольников зачастую еще не выделена «главная рука».
  3. При определении расположения предмета, который находится к ребенку лицом, ему необходимо мысленно встать на место предмета.
  4. Дети среднего дошкольного возраста лучше ориентируются в статике, в движении они испытывают некоторые затруднения.
  5. Легче определить пространственное отношение у тех предметов, которые находятся ближе к ребенку.

Методические основы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Замечание 2

Основная задача работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста пространственных представлений – совершенствование опыта различия местонахождения предметов в пространстве и создание основы для его словесного отражения, посредством использования специальных терминов.

Методическая работа должна включать в себя:

  1. Формирование умения ориентироваться «на себя», то есть относительно своего тела.
  2. Формирование умения ориентироваться относительно внешних объектов, а также уметь выделять стороны объектов.
  3. Овладение пространственной терминологий и умения применять ее на практике.
  4. Формирование умения находить «точку стояния» и определять свое пространственное расположение относительно данной точки.
  5. Уметь определять расположение предметов на плоскости и в трехмерном пространстве.

С целью формирования пространственных представлений у детей среднего возраста используются следующие методы, средства и приемы: экскурсии, прогулки, поездки, физические упражнения, подвижные игры и т.д.

Все программные требования, осуществляются посредством организации специальных занятий, направленных на расширение, уточнение и упорядочение пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Занятия по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста включают в себя ориентировку не только на плоскости (двухмерное пространство, на листе бумаги, плоскости), но и в трехмерном пространстве. Задача педагога состоит в том, чтобы правильно подобрать упражнения и задания, которые будут посильны детям для выполнения, обогатят и расширять их знания.

Важно в процессе занятия все подробно и терпеливо объяснять детям, сопровождая свое объяснение показом или наглядностями. Каждое теоретическое занятие следует закреплять с помощью практических действий

Во время учебного года, упражнения и задания должны постепенно усложняться. Педагог должен обучать детей не только ориентироваться в пространстве, но и использовать собственные пространственные знания на практике.

Замечание 3

Все получаемые детьми умения необходимо подкреплять практическими действиями до тех пор, пока они не станут навыками.

В процессе организованных занятий по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста не следует перегружать детей. Основной формой занятий является игра, которая позволяет не только узнать новое, но и закрепить полученные знания. Одной из наиболее эффективных пространственных игр, является игра в «Жмурки»,

Играя в «Жмурки» дети учатся выделять у предметов различные стороны, воспринимать различные сигналы и многое другое.

Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений, как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Анкета № 2

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале: 5 – да (препятствуют или стимулируют); 4 – скорее да, чем нет; 3 – да и нет; 2 – скорее нет; 1 – нет.

Собственная инерция.

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

Методическая работа в ДОУ.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в ДОУ.

Внимание к этой проблеме руководителей. Доверие

Доверие.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

Занятия самообразованием.

Интерес к работе.

Возрастающая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.

Приёмы проведения анализа занятия

Для анализа занятия применяются различные приёмы:

  1. Словесный приём.

    На педсовете педагог представляет доклад. Обычно всё проходит в устной форме.

  2. Наблюдение.

    Основной приём. Наблюдение проводится со стороны.

  3. Анализ конспекта.

    Воспитатель предоставляет проверяющему конспект после занятия, который оценивается не только по содержанию, но и по форме его составления.

    Мониторинг проводится на всех видах деятельности: развитие речи, физкультура, грамота и другие.

    Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках прогулки, утренника и развлечения.

Развитие координации как основа пространственного восприятия

Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах.

Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Для этого существуют специальные программы и тренеры, которые знают всю специфику, как обращаться с детьми на воде. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого.

Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша

Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. Если малыш еще не ходит, то мама может помочь ему дотягиваться до разрешенных предметов

С наступлением периода, когда он начинает ходить самостоятельно, необходимо укреплять координацию. Есть масса способов и методов, которые окажутся полезными в этом деле.

Развитие мелкой моторики — это то, с чего стоит начать. На сегодняшний день разработано большое количество программ и пособий, которые помогут родителям развивать своего малыша. Учеными доказано, что сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет влияние на умственные способности ребенка.

Развивать моторику, чувства восприятия и ощущения можно при помощи обычных подсобных материалов — различные крупы, кусочки разной на ощупь ткани, бумага, фольга и многое другое.

Схемы анализа

Схемы проведения любого анализа могут отличаться в зависимости от целей. Они могут быть общими и предназначены скорее для субъективной оценки. Карта такого открытого урока будет содержать в себе характеристику программы, деятельности специалиста и детей на занятии, а ещё — условия его проведения. Обычно общий анализ проводится для постоянного контроля и оценки деятельности молодых специалистов.

Но не стоит забывать о педагогическом анализе, который даёт более развёрнутую характеристику профессионального подхода самого педагога и обязательно имеет балльную систему оценивания каждого критерия. Именно он является обязательным при аттестации и должен оформляться в соответствии со всеми требованиями.

ФГОС предусматривает определённую структуру проведения анализа занятия и составления отчёта по нему.

Подробнее ознакомиться с ними можно здесь.

Методическая работа каждого педагога обязательно должна включать в себя анализ занятий. В первую очередь, это позволяет самому специалисту контролировать процесс и повысить его эффективность. Ведь целью современного дополнительного образования является развитие ребёнка, его личностных и творческих качеств.

Анкета № 1

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я много читаю.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть более открытым человеком.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Роль художественной деятельности в осознании пространства

Художественная деятельность – то направление, где без осознания взаимного расположения предметов, без организации пространства не обойтись. К тому же этот вид деятельности в своих простых формах дети начинают осваивать уже с младшего дошкольного возраста. Соответственно, они получают условия, при которых пространственные представления усваиваются на основе практического опыта.

Рисование и конструирование, как направления художественной деятельности, помогают дошкольнику формировать представления о форме, величине, пропорции, симметрии.

Влияние рисования на формирование пространственных представлений

Чтобы воплотить свой творческий замысел на бумаге, маленькому художнику волей-неволей приходится учитывать пространство листа. Младшие дошкольники еще не способны соотносить размеры изображаемых объектов. Да и края листа их не всегда останавливают: не помещается рисунок на бумаге – ребенок дорисует его на столе.

Если ребенок надумал нарисовать домик, дерево и солнышко, то он обязательно будет придерживаться естественного порядка. И солнце у него будет сиять над домом, а не внизу листа.

При условии, что планировалось еще изображение героев на этой картине, а для них не находится «правильного» места, 5-летний ребенок не станет их изображать в предполагаемом небе. Он или поменяет свой замысел, или возьмет чистый лист, чтобы начать все заново.

В центре ребенок (часто неосознанно) помещает объект, играющий для него самую значимую роль. Старшие дошкольники стараются учитывать пропорциональность изображаемых объектов.

Совершенствуясь в изобразительной деятельности, ребенок развивает свое умение воспринимать пространство в его более сложных связях.

Осознание пространственных связей через конструирование

Конструктивная деятельность значительно продвигает дошкольника в осознании пространственных представлений, поскольку создает условия для воплощения основных функций и характеристик реальных сооружений. Ребенок строит мост, чтобы можно было катать по нему машинку. Взялся строить башню – обязательно придумает для нее завершение, например, островерхой крышей.

Присоединить детали сверху, снизу, под, над – все это тренировка пространственного восприятия дошкольника.

Прежде, чем нарисовать или построить конкретный объект, дошкольник выявляет его характерные признаки (возможно, и не объективные, а только чем-то цепляющие детское восприятие). Признаки анализируются, сравниваются с теми, которые уже известны ребенку. Таким образом, новые представления дают стимул развитию пространственного мышления.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете. Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития. Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития. Данные заносятся в таблицу. Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное) Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах, К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах. Занесите данные в таблицу:

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

  • оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
  • прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
  • психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
  • наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
  • уровень усвоения детьми материала;
  • методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).

Виды практических методов обучения дошкольников

Выделяют следующие виды методов обучения дошкольников:

  • Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
  • Словесные методы: рассказ (педагога или детей), беседа, чтение художественной литературы.
  • Игровые методы: дидактическая игра, воображаемые ситуации с ролями.
  • Практические методы: упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование.

Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.

Ведущими практическими методами обучения дошкольников являются:

  1. Упражнение
  2. Элементарные эксперименты и опыты
  3. Моделирование

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий, с целью их закрепления и до ведения до состояния навыка. В процессе выполнения упражнений, детям предоставляется возможность овладеть различными способами умственной деятельности, сформировать учебные и практические умения. С помощью упражнений ребенок может усвоить большую часть содержания дошкольного обучения.

Элементарные эксперименты и опыты направлены на приобретение ребенком дошкольного возраста новых знаний об определенном предмете, явлении или действии. Во время проведения эксперимента ребенок осуществляет воздействие на объект познания с целью установления его свойств, связей и т.д. В том случае, если предмет имеет какие-либо скрытые свойства, то их выявление осуществляется посредством организации элементарных опытов.

Экспериментирование, как деятельность ребенка дошкольного возраста, формируется и развивается в русле его собственной активности на протяжении всего дошкольного детства.

Опыты и экспериментирование направлены на развитие таких качеств и умений как наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, аргументировано высказывать свое мнение, формулировать выводы.

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, предусматривает создание модели, которая включает в себе обобщенные образы основных свойств моделируемого объекта.

Основа метода моделирования – это замещение реального предмета на его модель (изображение, макет, условный знак и т.п.).

Первоначально способность к моделированию (замещению) формируется у детей в процессе игры, когда они заменяют реальные предметы игрушками или вовсе делают условное обозначение (например, палочка – это ложка, листок дерева – это деньги, камешки – это конфетки для куклы и т.п.).

Кроме того, опыт моделирования (замещения) накапливается в процессе освоения ребенком речи, в изобразительной деятельности. Например, при освоении речи, педагогом для звукового анализа используются цвета: гласные буквы – красный цвет, согласные – синий цвет, что способствует не только усвоению звуковой основы слова, но и накоплению опыта моделирования.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации

Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
  • Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • Ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, мышления, и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории

Понимание пространственно-двигательных связей

Родителям стоит помочь ребенку научиться чувствовать и понимать расположение предметов относительно точки отсчета. В элементарном их понимании для начала берется опять-таки собственное тело. Чтобы определить, где находится стена, малыш должен к ней прикоснуться спиной и потом дать характеристику. Если предмет находится сбоку, то и здесь прикосновение рукой будет необходимым. Так станут накапливаться опыт и знания до определенного времени, пока ребенок не научится мысленно выстраивать общую пространственную картину и давать ей словесное описание.

Пространственно-временные представления у дошкольников лучше всего начитать развивать с 3 лет. Первым, чему малыша стоит обучить, — это времена года и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Ближе к 6-7 годам нужно усложнить программу и добавить слуховые диктанты. Это когда ребенка просят расположить на листе бумаги в определенном месте ту или иную геометрическую фигуру или предмет. Сегодня в такой форме может проводиться диагностика пространственно-ориентировочных знаний.

Приступая к занятиям, стоит определиться, какая методика формирования пространственных представлений будет взята за основу. Можно использовать чистую программу, а можно ее дополнять упражнениями из других программ. Практически все они основаны на дидактических и интерактивных играх.

Для развития моторной координации стоит уделять внимание играм как в замкнутом пространстве, так и на открытой местности:

  1. Прекрасно формируют представления на местности игры в прятки. Можно вносить педагогические элементы, оставляя знаки на том или ином участке площади в виде букв или геометрических фигур.
  2. Игры с точкой отчета. Это эстафеты и квесты, игры с мячом, которые не только помогут развить необходимое понимание, но и послужат физическому и эмоциональному развитию.
  3. Для развития моторной координации подойдут игры на прохождение полосы препятствий. Как вариант, для включения в работу органов слуха игроку закрывают глаза и ведут по полосе, объявляя, где и как расположены препятствия. Отлично для этих целей подходит игра в «жмурки» с использованием колокольчика.

Стоит без спешки приступать к обучению ребенка элементарным знаниям. Родителям необходимо каждый день посвящать этим навыкам определенное время. Это можно осуществлять во время совместных игр, прогулок на улице, купаясь в ванной или наблюдая в окно за прохожими.

https://youtube.com/watch?v=ue8b-zlP3gg

Post Views: 1 089

Игры на развитие пространственных представлений у детей

В настоящее время существует много готовых детских игр, помогающих развивать пространственные представления.

Всевозможные железные дороги, транспортные развязки окажут большую пользу, если ребенок не просто будет перемещать по ним машинки или вагончики, а будет действовать по инструкции взрослого.

Когда папа или мама задают маршрут, да еще и с многочисленными поворотами-переездами, ребенку вдвойне интересно. Стремясь избежать ошибок, он прислушивается, прочно запоминает, где же эти «влево-вправо», развивает произвольность внимания и движений.

Полезно и увлекательно прохождение по лабиринтам. Это может быть как игра на местности, так и рисованные лабиринты.

Опять же, используя готовые начерченные на листе лабиринты, можно получить двойную пользу, если поставить задачу ребенку проводить карандашом линию прохождения так, чтобы она не касалась стенок дорожки. Это станет эффективной тренировкой в развитии мелкой моторики.

Для одоления лабиринта на местности придется сначала его создать – выложить дорожки камушками, начертить на земле, изобразить с помощью скакалок и пр. Такие лабиринты получаются несложными, но заинтересовывают детей уже на этапе создания.

Игра «Угадай, где спрятано» нацелена на развитие пространственных представлений дошкольников.

В этой игре с ребенком сразу нужно договориться, какой предмет будут прятать. После того, как ведущий определит предмет в скрытое из поля зрение место (игрок при этом стоит с закрытыми глазами), приступают к поискам.

Ведущий поворачивает участника, тот открывает глаза  и следует инструкции: «Сделай два шага в любом направлении, поверни направо (или налево, в зависимости от того, где находится спрятанный предмет), сделай 3 шага. Теперь ты немного ближе к находке. Сделай еще два шага в том направлении, которое тебе кажется верным». Игра с гибкой инструкцией длится до тех пор, пока участник не окажется рядом с тайником. Затем следует команда искать на расстоянии вытянутой руки.

Подобные игры вызывают большой интерес у старших дошкольников, развивают способность ориентироваться в пространстве и прочно закрепляют пространственные представления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: