Содержание
-
Слайд 1
Учитель-логопед
Ищенко Ольга Юрьевна
МАДОУ ЦРР ДОУ №4
г. Благовещенск «фантазия» -
Слайд 2
Звук «ц»
-
Слайд 3
Содержание
Игра «Чего не стало»
Игра «Угадай»
Игра «Запомни»
Игра «Доскажи»
Игра «Один-Много» -
Слайд 4
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 5
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 6
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 7
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 8
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 9
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 10
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 11
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 12
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 13
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 14
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 15
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 16
Игра «Чего не стало»
-
Слайд 17
Игра «Угадай»
Кто куёт железо? -
Слайд 18
Игра «Угадай»
Кто куёт железо? -
Слайд 19
Игра «Угадай»
Чем вытирают лицо и руки? -
Слайд 20
Игра «Угадай»
Чем вытирают лицо и руки? -
Слайд 21
Игра «Угадай»
Кто ест лягушек? -
Слайд 22
Игра «Угадай»
Кто ест лягушек? -
Слайд 23
Игра «Угадай»
Что несёт курица? -
Слайд 24
Игра «Угадай»
Что несёт курица? -
Слайд 25
Игра «Угадай»
Что перемалывает зерно? -
Слайд 26
Игра «Угадай»
Что перемалывает зерно? -
Слайд 27
Игра «Запомни»
-
Слайд 28
Игра «Запомни»
Чего не стало? -
Слайд 29
Игра «Запомни»
-
Слайд 30
Игра «Запомни»
Чего не стало? -
Слайд 31
Игра «Запомни»
-
Слайд 32
Игра «Запомни»
Чего не стало? -
Слайд 33
Игра «Запомни»
-
Слайд 34
Игра «Запомни»
Чего не стало? -
Слайд 35
Игра «Запомни»
-
Слайд 36
Игра «Запомни»
Чего не стало? -
Слайд 37
Игра «Запомни»
-
Слайд 38
Игра «Запомни»
Чего не стало? -
Слайд 39
Игра «Запомни»
-
Слайд 40
Чтобы резать бумагу и картон Мама купила мне _______
-
Слайд 41
Чтобы резать бумагу и картон Мама купила мне _______
-
Слайд 42
В магазине продает продукты _______
-
Слайд 43
В магазине продает продукты _______
-
Слайд 44
Из яйца вылупился _______
-
Слайд 45
Из яйца вылупился _______
-
Слайд 46
А яйцо снесла _______
-
Слайд 47
А яйцо снесла _______
-
Слайд 48
Собака сидит в будке, привязанная на _______
-
Слайд 49
Собака сидит в будке, привязанная на _______
-
Слайд 50
Игра «Один – Много»
Китаец
_______ -
Слайд 51
Игра «Один – Много»
Китаец
Китайцы -
Слайд 52
Игра «Один – Много»
Овца
_______ -
Слайд 53
Игра «Один – Много»
Овца
Овцы -
Слайд 54
Игра «Один – Много»
Царь
_______ -
Слайд 55
Игра «Один – Много»
Царь
Цари -
Слайд 56
Игра «Один – Много»
Певица
_______ -
Слайд 57
Игра «Один – Много»
Певица
Певицы -
Слайд 58
Игра «Один – Много»
Пуговица
_______ -
Слайд 59
Игра «Один – Много»
Пуговицы
Пуговица -
Слайд 60
Игра «Один – Много»
Циркуль
_______ -
Слайд 61
Игра «Один – Много»
Циркуль
Циркули -
Слайд 62
Игра «Один – Много»
Перец
_______ -
Слайд 63
Игра «Один – Много»
Перец
Перцы -
Слайд 64
Игра «Один – Много»
Танцовщица
_______ -
Слайд 65
Игра «Один – Много»
Танцовщица
Танцовщицы -
Слайд 66
Посмотреть все слайды
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на : чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Рекомендации по автоматизации
Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.
Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.
Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе
Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.
Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.
Звук (буква) Ц
Чёткое произношение Ц в начале, конце, середине слова
Цыплёнок, цифра, цокот, цапля, цветы, цветник, цирк, циркач, цвести, цепочка, цена, ценится, царапина
Станция, лекция, расцвели, разноцветный, акация, теплица, тигрица, водица, медведица, граница, улица, метелица, лицо, лужица, девица, львица, криница, полотенце, крыльцо, кольцо, озерцо, зеркальце, баловница, курица, больница, салатница, пудреница, куцый, поцарапанный
Скворец, колодец, заяц, конец, палец, хлебец, боец, птенец, молодец, продавец, удалец, отец, Городец, голубец, кузнец. сорванец, ленивец, зубец, холодец, огурец, страдалец, индеец, перец, дворец, певец, месяц
Чистоговорки на Ц в предложении (фразе)
- Из колодца целый день водица льется.
- Цапля цепко цапнула пацана за палец.
- Сквозь метелицу слышится цокот.
- Царь с царицей приценились к кольцу.
- Цветник цветёт разноцветными цветами.
- Цо-цо – у курицы в гнезде яйцо.
- Разноцветная курица в конце улицы снесла яйцо.
- Баловница расцарапала палец.
- Молодец у молодицы попросил воды напиться.
- Продавец оценил леденец.
- Конец – любому делу венец.
- Мастерица готовит голубцы.
- В кринице водица на солнце искрится.
- Медведица пила водицу из криницы.
Чистоговорки на Ц в тексте (стихах)
Зачем такой носище Цапле? Затем, чтоб цапли Рыбок цапали! (Б. Заходер)
***
Цапля, стоя на крыльце. Объясняет букву Ц: — Подойди, цыпленок Цып. Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок. Подарю тебе цветок. (Г. Сатир)
***
Цветет у птичника цветок — Цветет на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыпленок! (В. Лунин)
***
У буквы Ц купив билет. Мы побывали в цирке. Медведь ведет мотоциклет, А цапли — пассажирки. А вот наездник цирковой Гарцует на осле. Ногами вверх, вниз головой, Стоит он на седле. Вот двое братьев-медвежат Цепочку натянули. И обезьяна-акробат Качается на стуле… (С. Маршак)
***
Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Люблю цирк! (Е. Благинина)
***
Цыпленок Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья! — Где ж они? — Под старой липой! — Как зовут их? — Цыпа-цыпа! (Г. Виеру)
***
Це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце, цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо, цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к яйцу. ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от яйца! цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к яйцу! цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим яйцо, цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце.
Дифференциация Ч-Ц, Ч-Щ
Иногда ребята путают звуки в речи. Это проявляется ошибками на письме. Осваивая дифференциацию, повторяйте чистоговорки.
Ч-Ц
- Колокольчик цветёт чудесным цветом.
- Врач припечатал рецепт печатью.
- На улице всё жарче и жарче печёт солнце.
- Боец отчаянно защищает границу.
- У мамочки в сумочке пудреница.
Ч-Щ
- Рыбища плещется в речке.
- Рыбищу запечь в печке.
Работа с чистоговорками обогащает не только речь, но и память
расширяет кругозор, что немаловажно для обучения в школе.
Важные правила:
Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «Ц»
Напомните ребенку, что звук «Ц» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.
Правильная артикуляция
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
малышу предлагают проговаривать всегда мягкий и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения
Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.
2. Использование эффекта слияния частей :
нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения
Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
- имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток — «кача-кача»;
- читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.
4. Использовать опорные звуки:
попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Постановка звука Ц
В логопедии выделяют такие способы:
- Подражание (распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
- Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
- Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.
После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты
Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух. При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж
Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.
Нарушения произношения свистящих звуков
-
Межзубный
сигматизм, при котором кончик языка просовывается
между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка
при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
длинном языке, слабой круговой мышце рта. -
Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф,
З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии. -
Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии. -
Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного
сигматизма. -
Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины. -
Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия
Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух
Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.
Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.
Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.
Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Автоматизация звука «Ц» в словах
Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ц».
Задание 1
- Пая́ц, матра́ц, клёцки, шприц, за́яц, го́рец, па́лец, пе́рец, та́нец, ра́нец, бра́тец, бе́женец, коло́дец, оте́ц, жнец, боре́ц, гоне́ц, мизи́нец.
- Бое́ц, коне́ц, жиле́ц, певе́ц, рубе́ц, глупе́ц, дворе́ц, удале́ц, огуре́ц, плове́ц, бегле́ц, кузне́ц, образе́ц, ледене́ц, молоде́ц, наконе́ц, продаве́ц.
Задание 2
- Овца́, ца́пля, пыльца́, мерца́ть, лицо́, яйцо́, кольцо́, крыльцо́, ружьецо́, цо́кать, деревцо́, пунцо́вый.
- Цып-цы́п, цыга́н, отцы́, бойцы́, жильцы́, концы́, пловцы́, певцы́, борцы́, огурцы́, дворцы́, гонцы́, молодцы́, кузнецы́, продавцы́, цирк, ци́нковый.
Задание 3
- Цех, цель, цепь, центр, це́пкий, це́лый, оце́нка, реце́пт, офице́р, заце́пка, яйца, у́лица, ме́льница, води́ца, певи́ца, тепли́ца, грани́ца.
- Больни́ца, пшени́ца, рукави́ца, колхо́зница, ку́рица, ко́льца, ка́шица, ко́жица, го́рница, пя́тница, у́мница, ко́нница, ку́зница, лу́ковица.
Задание 4
- О́вцы, за́йцы, у́лицы, больни́цы, па́льцы, лу́ковицы, пугови́цы, ме́льницы, но́жницы, рукави́цы, колхо́зницы, цыга́нка, цыплёнок, цинга́.
- Цили́ндр, ака́ция, авиа́ция, мили́ция, опера́ция, ле́кция, по́рция, пу́говица, цара́пина, ци́фра, ци́ркуль.
Веселые стихи про букву Ц для детей
Буква Ц Букв немало мы узнали. Добрались до буквы Ц. Есть слова, где Ц — в начале. Где — в середине, где в конце. Цепь, цветок и цифра — тут Ц в начале все прочтут. А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец. Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде ее птенцы. Цирк откроется в субботу. Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц — Словно камушек в кольце. И на каждой есть странице, На границе и в столице. И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы Ц. (Л. Дьяконов)
Цапля сторожем в болоте На одной ноге стоит. — Цыц, куда вы в грязь идете? — Всем зверенышам кричит. (А. Пудваль)
Цветы на картошке Мы весною в поле были. Там картошку посадили. А вчера пришли мы снова И гуляли целый день. Все кругом цвело лилово. Совершенно как сирень! Все любят есть картошку. А видела ли ты. Какие у картошки Красивые цветы! (Г. Сатир)
Цветы Если я сорву цветок. Если ты сорвешь цветок… Если все: и я, и ты — Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты — Если мы сорвем цветы… (Т. Собакин)
Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Люблю цирк! (Е. Благинина)
Зачем такой носище Цапле? Затем, чтоб цапли Рыбок цапали! (Б. Заходер)
Цапля бродит по лугу: Цыц, лягушки! Ни гу-гу. (Б. Тимофеев)
Цапля, стоя на крыльце. Объясняет букву Ц: — Подойди, цыпленок Цып. Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок. Подарю тебе цветок. (Г. Сатир)
Цыпленок Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья! — Где ж они? — Под старой липой! — Как зовут их? — Цыпа-цыпа! (Г. Виеру)
Цы-цып-цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки! Возле кадки блюдце. Все они напьются.
Цветет у птичника цветок — Цветет на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыпленок! (В. Лунин)
У буквы Ц купив билет. Мы побывали в цирке. Медведь ведет мотоциклет, А цапли — пассажирки. А вот наездник цирковой Гарцует на осле. Ногами вверх, вниз головой, Стоит он на седле. Вот двое братьев-медвежат Цепочку натянули. И обезьяна-акробат Качается на стуле… (С. Маршак)
Лошадка Цок, цок, цок, цок! Я лошадка — серый бок! Я копытцем постучу, Если хочешь — прокачу! Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. Цок, цок, цок, цок, Я лошадка — серый бок!
Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео
Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.
Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье
«Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»
Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.
А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.
Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках
Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Ц».
Задание 1
- Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — вот идёт овца́.
- Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — на руке́ кольцо́.
- Цу-цу-цу, Цу-цу-цу — я не бою́сь овцу́.
- Цы-цы-цы, Цы-цы-цы — поспе́ли огурцы́.
Задание 2
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — мы е́ли огуре́ц.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — цепь куёт кузне́ц.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — в бой идёт бое́ц.
- Яц-яц-яц, Яц-яц-яц — ко мне ска́чет за́яц.
Задание 3
- Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — покажи́ своё лицо́.
- Иц-иц-иц, Иц-иц-иц — продаю́т в апте́ке шприц.
- Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — на руке́ мое́й кольцо́.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — о́чень сла́дкий ледене́ц.
Задание 4
- Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — есть у ку́рочки яйцо́.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — на горе́ стои́т дворе́ц.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — на гря́дке вы́рос огуре́ц.
- Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — на лугу́ стои́т овца́.
Задание 5
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — вот и ска́зочке коне́ц.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — мы танцу́ем та́нец.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — подкова́л коня́ кузне́ц.
- Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — в гнезде́ сиди́т птене́ц.
Задание 6
- Цы-цы-цы, Цы-цы-цы — в ба́нке огурцы́.
- Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — центра́льная у́лица.
- Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — у Аню́ты есть кольцо́.
- Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — на́ша Ка́тя у́мница.
Виды неправильного произношения звука
Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).
Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.
Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.
Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.
Варианты игр:
«Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
«Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
«Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
«Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука ).
«Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!
«Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.
Рекомендации по автоматизации
Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.
Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.
Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе
Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.
Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.
Слова со звуком «Ц»:
Автоматизация в начале слова:
ЦАЦап, цапать, цапаться, цапля, цап-царап, царапать, царапина, царевич, царевна, царь, царица, царский, царствие, царство, цаца.ЦОЦокать, цокот, цоколь.ЦУЦукат, цунами, цуцик, цукини.ЦЫЦигарка, цигейка, цикада, цикл, цикламен, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинизм, цинк, циновка, цирк, циркуль, цыгане, цыплёнок, цыганочка, цыкать, цыпки, цыплёнок, цыпочка, цып-цып, цирюльник, цистерна, цитата, цитрус, циферблат, цифра.ЦЕЦеликом, целый, целина, ценник, целитель, целый, цедить, цель, целится, цельный, цена, ценз, цензура, ценить, ценность, целлофан, целлулоид, целлюлоза, целовать, целоваться, целостный, центровой, цепь, цепкий, цеплять, цепной, цепочка, церковный, цент, центр, цесарка, цех, цеце, цедилка, цедить, цедра, цензура, цейтнот, целебный, целевой, цемент,
В середине слова:
ЦАПтица, водица, пуговица, курица, улица, больница, луковица, яйца, лица, синица, лестница, столица, страница, сестрица, половица, черепица, чечевица, крупица, пуговица, водица, темница, девица, единица, рукавица, гололедица, швейцар, двадцать.Граница, горница, зарница, здравница, зеница, конница, кузница, кожица, корица, лечебница, лужица, луковица, мельница, медуница, околица, палица, пицца, путаница, пшеница, пятница, разница, розница, таблица, теплица, умница, яичница, ящерица.Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, буйволица, лисица.Сахарница, чайница, чернильница, карандашница, салфетница, вафельница, соусница, супница, молочница, перечница, калошница, визитница, хлебница, конфетница, сухарница, мыльница, пепельница, песочница, салатница, горчичница, пудреница, игольница, утятница,Ученица, школьница, озорница, баловница, лыжница, писательница, читательница, художница, певица, танцовщица, пленница, наследница, уборщица, учительница, воспитательница, отличница, коровница, телятница, гусятница, птичница.ЦОЯйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо, деревцо, танцор, ружьецо, пунцовый, перцовый, танцор.ЦУОтцу, бойцу, кузнецу, на плацу, молодцу, храбрецу, к концу, француз, уборщицу, птицу, по лицу, ученицу, по дворцу.ЦЫБойцы, братцы, беглецы, жнецы, жрецы, птицы, колодцы, кузнецы холодцы, храбрецы, молодцы, куницы, спецы, спицы, отцы, акация, агитация, вибрация, Греция, грация, интонация, инфекция, квитанция, коллекция, лекция, милиция, полиция, нация, рация, трапеция, революция, резолюция, цивилизация, порция, операция, авиация, Франция.ЦЕЗацепка, оценка, офицер, рецепт, в сахарнице, в мыльнице, в супнице, в песочнице, в перечнице, в горчичнице, в конфетнице, в салатнице, в соуснице, в сухарнице, в пудренице, в вафельнице, в селёдочнице, в игольнице, в чернильнице, в утятнице, в теплице, в больнице, в кузнице, в светлице,в темнице.
В конце слова:
- матрац, заяц, месяц, конец, боец, отец, певец, птенец, танец, китаец
- индеец, швейцарец, американец, дворец, леденец, колодец, молодец;
- молодец, огурец, зверинец, наглец, кузнец, венец, мудрец, плац;
- холодец, ранец, беглец, палец, певец, бац, борец, тунец, наконец;
- хитрец, гонец, удалец, песец, пловец, жилец, ранец, храбрец, жеребец;
- образец, продавец, рубец, дворец, иностранец, шприц, принц, глянец.
Слова со стечением согласных:
- цвет, цветник, семицветик, цвести, цветение, самоцветы, боцман;
- сцена, цветик, цветение, цветы, цвет, цветочек, цветочница;
- цветастый, цветик, цветник, цветной, цветовод, цветок;
- цветущий, клёцки, боцман, овца, кольца, мерцать;
- щупальца, мыльце, оконце, зеркальце, деревце, полотенце, рыльце;
- борцы, глупцы, гонцы, дельцы, жильцы, жеребцы, птенцы, концы;
- леденцы, мальцы, огурцы, образцы, танцы, зайцы, певцы, пловцы;
- продавцы, рубцы, удальцы, танцы, дворцы.
Характеристика и артикуляция фонемы Ц
Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» – непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).
Артикуляционный профиль «Ц»:
Описание артикуляции звука «Ц»:
- Положение языка:
- кончик делает упор вперед на нижние зубы;
- орган приподнят и выгнут словно гора;
- спинка смыкается с небом;
- боковые стороны напрягаются;
При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.
2. Губы держим улыбающимися.
3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).
4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.
Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».
Заключение
Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.
Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .