60 карточек на автоматизацию звука цкартотека по логопедии на тему

Презентация на тему "автоматизация звука "ц""

Содержание

  • Слайд 1

    Учитель-логопед
    Ищенко Ольга Юрьевна
    МАДОУ ЦРР ДОУ №4
    г. Благовещенск «фантазия»

  • Слайд 2

    Звук «ц»

  • Слайд 3

    Содержание
    Игра «Чего не стало»
    Игра «Угадай»
    Игра «Запомни»
    Игра «Доскажи»
    Игра «Один-Много»

  • Слайд 4

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 5

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 6

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 7

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 8

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 9

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 10

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 11

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 12

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 13

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 14

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 15

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 16

    Игра «Чего не стало»

  • Слайд 17

    Игра «Угадай»
    Кто куёт железо?

  • Слайд 18

    Игра «Угадай»
    Кто куёт железо?

  • Слайд 19

    Игра «Угадай»
    Чем вытирают лицо и руки?

  • Слайд 20

    Игра «Угадай»
    Чем вытирают лицо и руки?

  • Слайд 21

    Игра «Угадай»
    Кто ест лягушек?

  • Слайд 22

    Игра «Угадай»
    Кто ест лягушек?

  • Слайд 23

    Игра «Угадай»
    Что несёт курица?

  • Слайд 24

    Игра «Угадай»
    Что несёт курица?

  • Слайд 25

    Игра «Угадай»
    Что перемалывает зерно?

  • Слайд 26

    Игра «Угадай»
    Что перемалывает зерно?

  • Слайд 27

    Игра «Запомни»

  • Слайд 28

    Игра «Запомни»
    Чего не стало?

  • Слайд 29

    Игра «Запомни»

  • Слайд 30

    Игра «Запомни»
    Чего не стало?

  • Слайд 31

    Игра «Запомни»

  • Слайд 32

    Игра «Запомни»
    Чего не стало?

  • Слайд 33

    Игра «Запомни»

  • Слайд 34

    Игра «Запомни»
    Чего не стало?

  • Слайд 35

    Игра «Запомни»

  • Слайд 36

    Игра «Запомни»
    Чего не стало?

  • Слайд 37

    Игра «Запомни»

  • Слайд 38

    Игра «Запомни»
    Чего не стало?

  • Слайд 39

    Игра «Запомни»

  • Слайд 40

    Чтобы резать бумагу и картон Мама купила мне _______

  • Слайд 41

    Чтобы резать бумагу и картон Мама купила мне _______

  • Слайд 42

    В магазине продает продукты _______

  • Слайд 43

    В магазине продает продукты _______

  • Слайд 44

    Из яйца вылупился _______

  • Слайд 45

    Из яйца вылупился _______

  • Слайд 46

    А яйцо снесла _______

  • Слайд 47

    А яйцо снесла _______

  • Слайд 48

    Собака сидит в будке, привязанная на _______

  • Слайд 49

    Собака сидит в будке, привязанная на _______

  • Слайд 50

    Игра «Один – Много»
    Китаец
    _______

  • Слайд 51

    Игра «Один – Много»
    Китаец
    Китайцы

  • Слайд 52

    Игра «Один – Много»
    Овца
    _______

  • Слайд 53

    Игра «Один – Много»
    Овца
    Овцы

  • Слайд 54

    Игра «Один – Много»
    Царь
    _______

  • Слайд 55

    Игра «Один – Много»
    Царь
    Цари

  • Слайд 56

    Игра «Один – Много»
    Певица
    _______

  • Слайд 57

    Игра «Один – Много»
    Певица
    Певицы

  • Слайд 58

    Игра «Один – Много»
    Пуговица
    _______

  • Слайд 59

    Игра «Один – Много»
    Пуговицы
    Пуговица

  • Слайд 60

    Игра «Один – Много»
    Циркуль
    _______

  • Слайд 61

    Игра «Один – Много»
    Циркуль
    Циркули

  • Слайд 62

    Игра «Один – Много»
    Перец
    _______

  • Слайд 63

    Игра «Один – Много»
    Перец
    Перцы

  • Слайд 64

    Игра «Один – Много»
    Танцовщица
    _______

  • Слайд 65

    Игра «Один – Много»
    Танцовщица
    Танцовщицы

  • Слайд 66

Посмотреть все слайды

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых  находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на : чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Звук (буква) Ц

Чёткое произношение Ц в начале, конце, середине слова 

Цыплёнок, цифра, цокот, цапля, цветы, цветник, цирк, циркач, цвести, цепочка, цена, ценится, царапина 

Станция, лекция, расцвели, разноцветный, акация, теплица, тигрица, водица, медведица, граница, улица, метелица, лицо, лужица, девица, львица, криница, полотенце, крыльцо, кольцо, озерцо, зеркальце, баловница, курица, больница, салатница, пудреница, куцый, поцарапанный

Скворец, колодец, заяц, конец, палец, хлебец, боец, птенец, молодец, продавец, удалец, отец, Городец, голубец, кузнец. сорванец, ленивец, зубец, холодец, огурец,  страдалец, индеец, перец, дворец, певец, месяц

Чистоговорки на Ц в предложении (фразе)

  1. Из колодца целый день водица льется.
  2. Цапля цепко цапнула пацана за палец.
  3. Сквозь метелицу слышится цокот.
  4. Царь с царицей приценились к кольцу.
  5. Цветник цветёт разноцветными цветами.
  6. Цо-цо – у курицы в гнезде яйцо.
  7. Разноцветная курица в конце улицы снесла яйцо.
  8. Баловница расцарапала палец.
  9. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  10. Продавец оценил леденец.
  11. Конец – любому делу венец.
  12. Мастерица готовит голубцы.
  13. В кринице водица на солнце искрится.
  14. Медведица пила водицу из криницы.

Чистоговорки на Ц в тексте (стихах)

Зачем такой носище Цапле? Затем, чтоб цапли Рыбок цапали! (Б. Заходер)

***

Цапля, стоя на крыльце. Объясняет букву Ц: — Подойди, цыпленок Цып. Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок. Подарю тебе цветок. (Г. Сатир)

***

Цветет у птичника цветок — Цветет на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыпленок! (В. Лунин)

***

У буквы Ц купив билет. Мы побывали в цирке. Медведь ведет мотоциклет, А цапли — пассажирки. А вот наездник цирковой Гарцует на осле. Ногами вверх, вниз головой, Стоит он на седле. Вот двое братьев-медвежат Цепочку натянули. И обезьяна-акробат Качается на стуле… (С. Маршак)

***

Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Люблю цирк! (Е. Благинина)

***

Цыпленок Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья! — Где ж они? — Под старой липой! — Как зовут их? — Цыпа-цыпа! (Г. Виеру)

***

Це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце, цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо, цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к яйцу. ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от яйца! цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к яйцу! цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим яйцо, цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце.

Дифференциация Ч-Ц, Ч-Щ

Иногда ребята путают звуки в речи. Это проявляется ошибками на письме. Осваивая дифференциацию, повторяйте чистоговорки.

Ч-Ц

  1. Колокольчик цветёт чудесным цветом.
  2. Врач припечатал рецепт печатью.
  3. На улице всё жарче и жарче печёт солнце.
  4. Боец отчаянно защищает границу.
  5. У мамочки в сумочке пудреница.

Ч-Щ

  1. Рыбища плещется в речке.
  2. Рыбищу запечь в печке.

Работа с чистоговорками обогащает не только речь, но и память

расширяет кругозор, что немаловажно для обучения в школе. 

Важные правила:

Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «Ц»

Напомните ребенку, что звук «Ц» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука  возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

малышу предлагают проговаривать всегда мягкий  и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения

Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей  :

нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения

Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток — «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков  и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Постановка звука Ц

В логопедии выделяют такие способы:

  • Подражание (распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
  • Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
  • Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.

После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты

Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух. При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж

Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный
    сигматизм, при котором кончик языка просовывается
    между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
    прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка
    при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
    длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, 
    З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
    гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
    не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
    и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
    язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
    З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного
    сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
    смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
    может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
    происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
    которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
    повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Автоматизация звука «Ц» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ц».

Задание 1

  • Пая́ц, матра́ц, клёцки, шприц, за́яц, го́рец, па́лец, пе́рец, та́нец, ра́нец, бра́тец, бе́женец, коло́дец, оте́ц, жнец, боре́ц, гоне́ц, мизи́нец.
  • Бое́ц, коне́ц, жиле́ц, певе́ц, рубе́ц, глупе́ц, дворе́ц, удале́ц, огуре́ц, плове́ц, бегле́ц, кузне́ц, образе́ц, ледене́ц, молоде́ц, наконе́ц, продаве́ц.

Задание 2

  • Овца́, ца́пля, пыльца́, мерца́ть, лицо́, яйцо́, кольцо́, крыльцо́, ружьецо́, цо́кать, деревцо́, пунцо́вый.
  • Цып-цы́п, цыга́н, отцы́, бойцы́, жильцы́, концы́, пловцы́, певцы́, борцы́, огурцы́, дворцы́, гонцы́, молодцы́, кузнецы́, продавцы́, цирк, ци́нковый.

Задание 3

  • Цех, цель, цепь, центр, це́пкий, це́лый, оце́нка, реце́пт, офице́р, заце́пка, яйца, у́лица, ме́льница, води́ца, певи́ца, тепли́ца, грани́­ца.
  • Больни́ца, пшени́ца, рукави́ца, колхо́зница, ку́рица, ко́льца, ка́шица, ко́жица, го́рница, пя́тница, у́мница, ко́нни­ца, ку́зница, лу́ковица.

Задание 4

  • О́вцы, за́йцы, у́лицы, больни́цы, па́льцы, лу́ковицы, пуго­ви́цы, ме́льницы, но́жницы, рукави́цы, колхо́зницы, цыга́н­ка, цыплёнок, цинга́.
  • Цили́ндр, ака́ция, авиа́ция, мили́ция, опера́ция, ле́кция, по́рция, пу́говица, цара́пина, ци́фра, ци́ркуль.

Веселые стихи про букву Ц для детей

Буква Ц Букв немало мы узнали. Добрались до буквы Ц. Есть слова, где Ц — в начале. Где — в середине, где в конце. Цепь, цветок и цифра — тут Ц в начале все прочтут. А в словах отец, боец Ц мы пишем под конец. Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде ее птенцы. Цирк откроется в субботу. Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц — Словно камушек в кольце. И на каждой есть странице, На границе и в столице. И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы Ц. (Л. Дьяконов)

Цапля сторожем в болоте На одной ноге стоит. — Цыц, куда вы в грязь идете? — Всем зверенышам кричит. (А. Пудваль)

Цветы на картошке Мы весною в поле были. Там картошку посадили. А вчера пришли мы снова И гуляли целый день. Все кругом цвело лилово. Совершенно как сирень! Все любят есть картошку. А видела ли ты. Какие у картошки Красивые цветы! (Г. Сатир)

Цветы Если я сорву цветок. Если ты сорвешь цветок… Если все: и я, и ты — Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты — Если мы сорвем цветы… (Т. Собакин)

Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Люблю цирк! (Е. Благинина)

Зачем такой носище Цапле? Затем, чтоб цапли Рыбок цапали! (Б. Заходер)

Цапля бродит по лугу: Цыц, лягушки! Ни гу-гу. (Б. Тимофеев)

Цапля, стоя на крыльце. Объясняет букву Ц: — Подойди, цыпленок Цып. Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок. Подарю тебе цветок. (Г. Сатир)

Цыпленок Не хочу один клевать я! Пусть скорей приходят братья! — Где ж они? — Под старой липой! — Как зовут их? — Цыпа-цыпа! (Г. Виеру)

Цы-цып-цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки! Возле кадки блюдце. Все они напьются.

Цветет у птичника цветок — Цветет на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыпленок! (В. Лунин)

У буквы Ц купив билет. Мы побывали в цирке. Медведь ведет мотоциклет, А цапли — пассажирки. А вот наездник цирковой Гарцует на осле. Ногами вверх, вниз головой, Стоит он на седле. Вот двое братьев-медвежат Цепочку натянули. И обезьяна-акробат Качается на стуле… (С. Маршак)

Лошадка Цок, цок, цок, цок! Я лошадка — серый бок! Я копытцем постучу, Если хочешь — прокачу! Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. Цок, цок, цок, цок, Я лошадка — серый бок!

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

«Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках

Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Ц».

Задание 1

  • Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — вот идёт овца́.
  • Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — на руке́ кольцо́.
  • Цу-цу-цу, Цу-цу-цу — я не бою́сь овцу́.
  • Цы-цы-цы, Цы-цы-цы — поспе́ли огурцы́.

Задание 2

  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — мы е́ли огуре́ц.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — цепь куёт кузне́ц.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — в бой идёт бое́ц.
  • Яц-яц-яц, Яц-яц-яц — ко мне ска́чет за́яц.

Задание 3

  • Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — покажи́ своё лицо́.
  • Иц-иц-иц, Иц-иц-иц — продаю́т в апте́ке шприц.
  • Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — на руке́ мое́й кольцо́.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — о́чень сла́дкий ледене́ц.

Задание 4

  • Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — есть у ку́рочки яйцо́.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — на горе́ стои́т дворе́ц.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — на гря́дке вы́рос огуре́ц.
  • Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — на лугу́ стои́т овца́.

Задание 5

  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — вот и ска́зочке коне́ц.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — мы танцу́ем та́нец.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — подкова́л коня́ кузне́ц.
  • Ец-ец-ец, Ец-ец-ец — в гнезде́ сиди́т птене́ц.

Задание 6

  • Цы-цы-цы, Цы-цы-цы — в ба́нке огурцы́.
  • Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — центра́льная у́лица.
  • Цо-цо-цо, Цо-цо-цо — у Аню́ты есть кольцо́.
  • Ца-ца-ца, Ца-ца-ца — на́ша Ка́тя у́мница.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Варианты игр:

«Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

«Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

«Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

«Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука ).

«Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!

«Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Слова со звуком «Ц»:

Автоматизация в начале слова:

ЦАЦап, цапать, цапаться, цапля, цап-царап, царапать, царапина, царевич, царевна, царь, царица, царский, царствие, царство, цаца.ЦОЦокать, цокот, цоколь.ЦУЦукат, цунами, цуцик, цукини.ЦЫЦигарка, цигейка, цикада, цикл, цикламен, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинизм, цинк, циновка, цирк, циркуль, цыгане, цыплёнок, цыганочка, цыкать, цыпки, цыплёнок, цыпочка, цып-цып, цирюльник, цистерна, цитата, цитрус, циферблат, цифра.ЦЕЦеликом, целый, целина, ценник, целитель, целый, цедить, цель, целится, цельный, цена, ценз, цензура, ценить, ценность, целлофан, целлулоид, целлюлоза, целовать, целоваться, целостный, центровой, цепь, цепкий, цеплять, цепной, цепочка, церковный, цент, центр, цесарка, цех, цеце, цедилка, цедить, цедра, цензура, цейтнот, целебный, целевой, цемент,

В середине слова:

ЦАПтица, водица, пуговица, курица, улица, больница, луковица, яйца, лица, синица, лестница, столица, страница, сестрица, половица, черепица, чечевица, крупица, пуговица, водица, темница, девица, единица, рукавица, гололедица, швейцар, двадцать.Граница, горница, зарница, здравница, зеница, конница, кузница, кожица, корица, лечебница, лужица, луковица, мельница, медуница, околица, палица, пицца, путаница, пшеница, пятница, разница, розница, таблица, теплица, умница, яичница, ящерица.Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, буйволица, лисица.Сахарница, чайница, чернильница, карандашница, салфетница, вафельница, соусница, супница, молочница, перечница, калошница, визитница, хлебница, конфетница, сухарница, мыльница, пепельница, песочница, салатница, горчичница, пудреница, игольница, утятница,Ученица, школьница, озорница, баловница, лыжница, писательница, читательница, художница, певица, танцовщица, пленница, наследница, уборщица, учительница, воспитательница, отличница, коровница, телятница, гусятница, птичница.ЦОЯйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо, деревцо, танцор, ружьецо, пунцовый, перцовый, танцор.ЦУОтцу, бойцу, кузнецу, на плацу, молодцу, храбрецу, к концу, француз, уборщицу, птицу, по лицу, ученицу, по дворцу.ЦЫБойцы, братцы, беглецы, жнецы, жрецы, птицы, колодцы, кузнецы холодцы, храбрецы, молодцы, куницы, спецы, спицы, отцы, акация, агитация, вибрация, Греция, грация, интонация, инфекция, квитанция, коллекция, лекция, милиция, полиция, нация, рация, трапеция, революция, резолюция, цивилизация, порция, операция, авиация, Франция.ЦЕЗацепка, оценка, офицер, рецепт, в сахарнице, в мыльнице, в супнице, в песочнице, в перечнице, в горчичнице, в конфетнице, в салатнице, в соуснице, в сухарнице, в пудренице, в вафельнице, в селёдочнице, в игольнице, в чернильнице, в утятнице, в теплице, в больнице, в кузнице, в светлице,в темнице.

В конце слова:

  • матрац, заяц, месяц, конец, боец, отец, певец, птенец, танец, китаец
  • индеец, швейцарец, американец, дворец, леденец, колодец, молодец;
  • молодец, огурец, зверинец, наглец, кузнец, венец, мудрец, плац;
  • холодец, ранец, беглец, палец, певец, бац, борец, тунец, наконец;
  • хитрец, гонец, удалец, песец, пловец, жилец, ранец, храбрец, жеребец;
  • образец, продавец, рубец, дворец, иностранец, шприц, принц, глянец.

Слова со стечением согласных:

  • цвет, цветник, семицветик, цвести, цветение, самоцветы, боцман;
  • сцена, цветик, цветение, цветы, цвет, цветочек, цветочница;
  • цветастый, цветик, цветник, цветной, цветовод, цветок;
  • цветущий, клёцки, боцман, овца, кольца, мерцать;
  • щупальца, мыльце, оконце, зеркальце, деревце, полотенце, рыльце;
  • борцы, глупцы, гонцы, дельцы, жильцы, жеребцы, птенцы, концы;
  • леденцы, мальцы, огурцы, образцы, танцы, зайцы, певцы, пловцы;
  • продавцы, рубцы, удальцы, танцы, дворцы.

Характеристика и артикуляция фонемы Ц

Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» – непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).

Артикуляционный профиль «Ц»:

Описание артикуляции звука «Ц»:

  1. Положение языка:
  • кончик делает упор вперед на нижние зубы;
  • орган приподнят и выгнут словно гора;
  • спинка смыкается с небом;
  • боковые стороны напрягаются;

При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.

2. Губы держим улыбающимися.

3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).

4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.

Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Автоматизация звука ч в словах при помощи наглядности

Методика и правила постановки звука ч

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш». Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата

Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.

1 этап. Подготовительный

Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.

2 этап. Преддошкольный

Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).

После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.

3 этап. Дошкольный

Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.

К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.

К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.

4 этап

В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.

5 период. Школьный

Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

 До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении. 

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Конспект индивидуального логопедического занятия “Звук Ч. Автоматизация в слогах, словах”.

Андронова Н.А., учитель-логопед, г. Иркутск.

Тема: звук Ч

Этап: автоматизация в слогах, словах

Цели:

1. Упражнять в правильном произнесении звука в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука и места

звука в слове.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи:

— упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД;

— упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.;

— упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по

дорожке.

ХОД

Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам

приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад,

посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою

работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие.

1. Артикуляционная гимнастика:

По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот,

например, “Чудесная звуковая полянка” — здесь мы становимся, познакомимся с жителями этой

полянки и сделаем с ними зарядку.

“Лягушки улыбаются”

“Бублик”

“Трубочка”

“Грибочек”

“Гармошка”

“Вкусное варенье”

2. Автоматизация звука изолированно:

Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем

паровозику не сбиться пути, показывай ему дорогу на карте.

// Комарова Л. А. — дорожка

3. Автоматизация звука в слогах:

Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает,

рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они

стучат молоточками по колесам — давай поможем им.

Звуковые цепочки:

ЧА-ЧА-ЧО

ЧО-ЧИ-ЧО

ЧИ-ЧУ-ЧУ

ЧУ-ЧА-ЧА

ЧЕ-ЧЕ-ЧИ

АЧ-ОЧ-АЧ

УЧ-АЧ-УЧ

ОЧ-ИЧ-ОЧ

ИЧ-АЧ-ИЧ

ОЧ-АЧ-ОЧ

4. Автоматизация звука в слове, развитие фонематического

восприятия:

4.1.Определение наличия звука в слове

Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай

поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии

которых есть звук , а остальные — подождут следующего поезда.

4.2. Определение места звука в слове

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в

первом поедут те, в названии которых звук стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в

названиях которых звук – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук –

в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они

разместились:

— “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В

последнем вагоне и т.д.

— “Кто за кем? Кто перед кем?”

4. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие   пальцы

вращаются

Прицепил  вагон, повез

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные,

мизинцы

6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа

Р.п.:

— “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не

видно врача, грачи, мальчика и т.д.

7. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними

поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а

пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.

О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в

детском саду своим друзьям?

Автоматизация звука [Ч] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах: 

ЧА – ЧА – ЧА        

 ЧЁ – ЧЁ – ЧЁ         

ЧУ – ЧУ – ЧУ         

ЧИ – ЧИ – ЧИ        

 ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

АЧА – АЧА – АЧА               

ОЧЁ – ОЧЁ – ОЧЁ            

УЧУ – УЧУ – УЧУ

ИЧИ – ИЧИ – ИЧИ                            

ЭЧЕ – ЭЧЕ – ЭЧЕ

Звук в словах с прямым слогом:

      Чай, чайка, чайник, чаинка, час, чад, чаша, чашка, чабан, чаепитие, чуб, чум, чудо, чудный, чувство, чугун, чудак, чулок, чудить, чудеса, чулан, Чукотка, чиж, числа, чистить, чисто, чистый, читать, чинить, читатель, чихать, чихает, чей, чек, челюсть, червяк, чердак, черпак,  чепуха, чебурек, черепаха, чемодан, чемпион, черника, чернила, четверг, чехол, чёлка, чёткий, чёрный, чёрт.

       Очаг, свеча, печать, начало, мочалка, качает, кочан, мычать, обучать, кричать, ворчать, качать, причал, печатать, внучата, зайчата, бельчата, скучать, стучать, удача, сдача, куча, туча, задача, дача, передача, бычок, плечо, бачок, пучок, значок, крючок, скачок, кабачок, светлячок, зайчонок, бочонок, учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, драчун, молчун, ворчун,  дочурка, кручу, верчу, плачу, лечу, учу, точить, учить, мочить, лечить, учитель, мячи, лучик, ключик,  точит, зайчик, плечи, качели, печенье, лечение, мучение, учебник,  ученик, печень, короче,  кочегар, почему.

Повтори словосочетания и предложения:

      Чёрный чум, могучий человек, чёрная ночь, пачка печенья, честный человек, точные часы, мальчик Чипполино, чёрная туча, прочный чехол, коричневые чулки, гремучий ручей, горячий чай, четвёртый четверг, горячий горчичник, чёрный грач.

      Чемодан в чулане. На чемодане чехол. К чаю подали печенье. Ах, ручей, чей ты, чей? Волк учуял овечек. Ученик ничего не отвечал. Девочка и мальчик качаются на качелях. У мальчика черепаха. Калачи на печи, как огонь горячи! В новом сервизе красивые чашки. Девочки на даче устроили чаепитие. Леночке подарили черепаху. Чижик вылетел из клеточки. Чист и прозрачен осенью воздух. Всё короче и короче становятся дни. Нину лечили врачи. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий! Грачи таскают личинок и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчик ловит рыбу удочкой. Ландыш — очень пахучий цветок.

 Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук Ч

Ча – ча – ча — у меня нет ключа.                                     

Чо – чо – чо — солнце светит горячо.

Ча – ча – ча — надо вызвать врача.                                  

Чи – чи – чи — испеки мне калачи.

Ча – ча – ча — в комнате горит свеча.                             

Чок – чок – чок — стучит мамин каблучок.

Чу – чу – чу — я стихи учу.                                              

Чок – чок – чок — за печкой поёт сверчок.

Чу – чу – чу — громко в дверь постучу.                         

Чок – чок – чок — быстро вертится волчок.

Чу – чу – чу — говори, я помолчу.                                  

Чей – чей – чей — течёт лесной ручей.

Повтори скороговорки:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Калачи на печи, как огонь, горячи.

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывёт.

Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат.

Автоматизация звука [Ч]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука

Звук окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук произносится длительно (см. артикуляцию звука ).

1) Произносить (читать) слоги со звуком

Образец: ач__, оч__, уч__, ыч__, эч__, ич__, еч__, ёч__, юч__, яч__

2) Произносить (читать) слова со звуком в конце

Образец: мя- ч__

  • луч
  • мяч
  • бич
  • меч
  • калач
  • богач
  • кумач
  • могуч
  • ключ
  • ткач
  • плач
  • клич
  • кирпич
  • беречь
  • трубач
  • линюч
  • Иванович
  • Павлович
  • Николаевич
  • Алексеевич

3) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: пе-ч__ка

  • бочка
  • дочка
  • кочка
  • почка
  • ночка
  • кучка
  • прачка
  • удачно
  • внучка
  • брючки
  • кличка
  • гречка
  • кавычка
  • водичка
  • навечно
  • уздечка
  • колечко
  • кабачки
  • облачко
  • новички
  • задачник
  • каблучки
  • привычка
  • молочный

4) Произносить (читать) слоги со звуком

Образец: ч__а, ч__ё, ч__о, ч__у, ч__и, ч__е

5) Произносить (читать) слова со звуком в начале

Образец: ч__ай

  • чай
  • чан
  • чин
  • чей
  • чек
  • чуб
  • чудо
  • чадо
  • чеки
  • часы
  • чаша
  • чижи
  • чайка
  • чашка
  • черви
  • чулок
  • чугун
  • чудак
  • чайник
  • чепчик
  • чучело
  • чёрный
  • чердак
  • чубчик
  • чёлочка
  • чемодан
  • черника
  • чернила
  • человек
  • чёрточка

6) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: ту-ч__а, ко-ч__ан

  • мячи
  • учил
  • туча
  • дача
  • куча
  • хочу
  • кочан
  • качал
  • начал
  • бачок
  • пучок
  • бычок
  • качели
  • калачи
  • значок
  • каучук
  • печёнка
  • ночёвка
  • кулачок
  • бочонок
  • волчица
  • личинка
  • кольчуга
  • каблучок
  • волчонок
  • зайчонок
  • галчонок
  • калачики
  • копчёный
  • дремучий

7) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Соч__ный ка-ч__ан.

  • Могучий дуб.
  • Четвёртый мальчик.
  • Чёрная чёлочка.
  • Честные мальчики.
  • Колючий ёжичек.
  • Тёмная ночка.
  • Начать читать.
  • Четверо внучат.
  • Качать водичку.
  • Чёрные грачи.
  • Горячий чайник.
  • Золотой ключик.
  • Молчаливый ученик.

Проспрягать предложения

  • Я учу стишочек.
  • Я читаю учебник.
  • Я печатаю на печатной машинке.
  • Я качаюсь на качелях.

Образец:

  • Я лечу зайчонка.
  • Ты лечишь зайчонка.
  • Он (она) лечит зайчонка.
  • Мы лечим зайчонка.
  • Вы лечите зайчонка.
  • Они лечат зайчонка.

9) Произносить (читать) предложения

Образец: В пeч__ке ч__у-гун-ный котёл.

  • У девочек мячи.
  • Олечку вылечил врач.
  • Леночка играет мячом.
  • Мальчики бегут на речку.
  • У мальчика коричневые перчатки.
  • Жучка зарычала в будочке.
  • Телёночек пьёт водичку.
  • Мальчик купил в булочной калач и печенье.
  • Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
  • Ученики учили по учебникам.
  • У мальчугана черепаха.
  • У причала кричали чайки.
  • Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи.
  • Мальчики у печи жуют калачи.
  • Ёжик очень колючий.
  • Грачи таскают личинки и червей.
  • Черныш рычал на мальчика.
  • Мальчики качались на качелях.
  • В саду тачка без ручки.
  • Девочка уронила мяч.
  • Снесла курочка яичко.
  • Ниночка — опрятная девочка.
  • В окошечко залетела бабочка.
  • Белочка прыг на ёлочку.
  • Ела Таня булочку, запивала молочком.
  • Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  • Испугалась Олечка и сидит тихонечко.
  • Куда ни глянешь — одуванчики, как маленькие лампочки.
  • Сосны-невелички, а на соснах птички.
  • У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки.
  • Лесная земляничка росточком невеличка.

10) Произносить (читать) чистоговорки

  • Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • У Пети тачка, а у Пашечки печенья пачка.
  • Пекарь в печи пёк калачи. Горячи из печи калачи.
  • Шубка овечки теплее любой печки.
  • Течёт речка — печёт печка.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи из муки калачи!

11) Произносить (читать) и пересказывать текст

Волчонок

Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно. Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

(По Е. Чарушину)

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Встретил ёжика бычок И лизнул его в бочок. И, лизнув, его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: — В рот не суй, что попадётся!

Упражнения

Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
  • «Фокус» (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Автоматизация звука Ч

Стадия автоматизирования звука – это искоренение неправильного звукопроизношения и закрепление навыка общепринятого произношения.. Поставленный звук еще не стойкий, при отсутствия закрепления навыка употребления нового стереотипа, звук может «потеряться» и в последствии его придется ставить заново.

Вот почему очень важно не только поставить звук, но и автоматизировать его в речи. Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения

Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения

Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения.

Как только ребеночек научился правильно произносить звук в многократном и длительном повторении, тогда можно начать автоматизировать поставленный звук в слогах. Однако если звук еще неустойчивый, иногда искажается, нужно подольше «посидеть» на стадии автоматизации.

Автоматизация звука Ч в слогах обладает своими особенностями: сначала автоматизируется звук в обратных слогах, затем – в прямых открытых слогах.

Автоматизация в обратных слогах:

ач – оч – ач                  еч – еч – ич

оч – уч – оч                  уч – ич – уч

Автоматизация в прямых слогах: 

  • ча – чо – ча
  • чо – чу – чо
  • чи – чи – че
  • чу – чи – чу

в словах:

  • мяч, смерч, врач, калач, ключ, трубач, грач
  • чай, часы, чайка, чайник, число, чижик, чемодан, чемпион, четыре, чудо
  • удочка, речка, задача, печать, удача, почка, хомячок, колокольчик.

в чистоговорках:

  1. ЧА-ЧО-ЧЕ-ЧИ — печёт печка калачи.
  2. ЧО-ЧУ-ЧЕ-ЧА – как хочу я калача.
  3. ЧА-ЧЕ-ЧИ-ЧО – ах, как пальцам горячо!
  4. ЧО-ЧИ-ЧЕ-ЧУ – ем калач я и молчу.

в предложениях:

  1. На столе чашка горячего чая.
  2. Мальчик кормит собачку Жучку.
  3. Девочка заплела две косички.
  4. Девочка сачком ловит бабочку.

После этапа автоматизации,  учим ребенка дифференцировать звуки на слух, если они смешиваются в произношении. Дифференциация звука в слогах чаще всего выполняют методом повторения т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет. Еще есть упражнения на словообразование, либо словоизменение.

На первых этапах работы по дифференциации ребенок слышит произносимый звук взрослым и видит артикуляцию взрослого. Затем задание усложняется, взрослый закрывает листком лицо, теперь ребенок ориентируется только на слух.

Ч-Т

  • чa-тя
  • чу-тю
  • чи-ти
  • оч-оть
  • юч-ють
  • ечь-еть
  • тявкать-чавкать
  • редька-речка
  • петь-печь
  • чесать-чесать
  • мять-мяч
  • медь-меч

Ч-Ц

Упражнение 1. Повтори за мной.

  • ча-ця
  • чу-цю
  • чи-ци
  • оч-оц
  • юч-юц
  • ечь-ец

Упражнение 2. Прослушайте слова.

Произнеси слова только со звуком ч.

а) Чтение, цапля, чувство, цветок, чёлка, чтит, цепь, цвет, чистый;

б) Платочек, пальцы, сверчок,  огурцы, строчка, разноцветный, курочка, пчелка, борцы;

а) Птенец,  грач,  богач, врач, мяч, колодец, скворец, силач, кузнец.

Ч-Щ

Задание 1. Повтори за мной.

  • чa-щa-чa
  • чу-щу-чу
  • чи-щи-чи
  • ощ-оч-ощ
  • ющ-юч-ющ
  • ещ-ечь-ещ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: