Йнмяоейр гюмърхъ ╚гбсй х асйбю в╩

Развивающие сайты и сборники для малышей: в помощь маме

Артикуляционные упражнения

Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
  • Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.

Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых  находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на : чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.

Варианты постановки Ч

Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:

  • Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
  • Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.

Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.

Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.

Разница в коррекции звука у детей и взрослых

Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.

Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.

Характеристика звука [ч’]

Прочтём вслух слова и прислушаемся к звучанию: чайник, чудеса, чистота, честность, часы, человек, черепаха. Все эти слова начинаются со звука . 

Произнесём слово чайник. При произнесении первого звука ощущается как будто преграда для воздуха, следовательно, звук — согласный. Во время произношения слышно больше шума, чем голоса, это значит, что звук глухой. Произнести звук по-другому, так, чтобы он зазвенел, не получится, это означает, что он непарный. Также мы слышим, что звучит он мягко, значит, этот звук мягкий.

Прочтём вслух ещё раз слова: чайник, чудеса, чистота, честность, часы, человек, черепаха. Послушаем в каждом из этих слов звук и сделаем транскрипцию этих слов:

чайник — ,

чудеса — ,

чистота — ,

честность — ,

часы — ,

человек — ,

черепаха — .

В каждом из этих слов звук — согласный, глухой непарный, мягкий непарный. Это и есть характеристики звука .

Буква Ч и звук могут находиться в любой части слова: в начале (чемодан, чайка, часы), в середине (речка, почка, туча), в конце (смерч, ключ, матч). Но где бы ни находился звук , его характеристики остаются неизменными.

Для того чтобы ребёнок научился распознавать новый звук на слух, предложите ему послушать стихотворение и посчитать количество встречающихся в нём звуков :

Возле речки, через чащу,

Буква Ч гуляет часто.

Чувствует себя отлично,

Очень любит чай черничный,

Обожает чечевицу,

Приглашает в гости птицу.

Буква Ч и звук встретились 13 раз.

Ещё одно стихотворение:

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая — 

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса-девица,

Честный рыцарь, чудо-птица,

Черномор, Яга-злодейка,

Буква Ч , ты — чародейка!

В этом стихотворении Ч встречается 21 раз.

Написание буквы Ч

Переходим к написанию буквы Ч. У печатной и прописной буквы Ч разные варианты написания. Печатная буква Ч очень похожа на цифру четыре. Её заглавный и строчной варианты аналогичны. Письменная заглавная буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо. Пишется буква следующим образом: начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть-чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки, ведём вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Теперь напишем маленькую прописную букву ч. Начинаем писать чуть ниже границы рабочей строки, пишем короткую наклонную линию до верхней границы строки, затем пишем небольшую провисающую линию до верхней границы строки, далее проводим короткую и наклонную линию, а внизу закругляем вправо.

Ребёнок не всегда может сразу написать незнакомую букву. Предложите ему прописать букву в воздухе, затем написать её обратной стороной ручки на ладошке, а потом пробовать написать в тетради самостоятельно

Очень важно при этом держать ручку правильно тремя пальчиками, держать спину прямо, не наклоняться низко над тетрадью и помнить о правильном наклонном положении тетради. 

Правильная постановка звука «Ч»

Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.

Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.

Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:

  • губы округлены, вытянуты вперед;
  • между резцами образуется небольшая щель;
  • кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
  • в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые складки разомкнуты.

Корректная нижняя артикуляция «Ч»:

  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
  • при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.

Материалы для изучения

Стихи

* * *Буква Ч сказала: «Есть!»Отдала кому-то честь.Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя.

Про букву Ч

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Коррекция парасигматизма

Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:

При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.

При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.

При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции — выработка полноценных движений и корректных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для качественного звукопроизношения.

Комплекс упражнений на постановку «Ч»:

Групповая игра «Поезд». Дети садятся на стулья, которые поставлены друг за другом. Это вагоны поезда. На первый стул садится машинист. Он дает сигнал к отправлению, проговаривая длительный звук «УУУ». Дети двигают согнутыми руками, произносят «ЧЧЧ». При слове «остановка» дети останавливаются. Выбирается новый машинист, игра повторяется.

«Кузнечик». Логопед показывает картинку с изображением кузнечика. Малыш изображает, как стрекочет кузнечик, при этом смотрит в зеркало

Педагог обращает внимание на то, как передний кончик языка стучит в небо за верхними зубами.

«Грибок». Губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны

Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.

«Гармошка». Губы приоткрыты, в положении улыбки. Язык плотно прижат к небу. При выполнении задания края языка не отрываются от неба. Губы при выполнении неподвижны. В таком положении зубы смыкаются и размыкаются. Подъязычная уздечка растягивается как меха гармошки.

«Ковш». Язык высунут и свернут в форме чашечки, в которую наливают несколько капель воды или сока. Задача ребенка: удержать положение 10-15 секунд.

Произношение в норме

Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.

Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

«Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью

Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы

«Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

«Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов

Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу

оСАКХЙЮЖХЪ ╚йНМЯОЕЙР ГЮМЪРХЪ └гБСЙ Х АСЙБЮ в⌠╩ ПЮГЛЕЫЕМЮ Б ПЮГДЕКЮУ

  • аСЙБШ ж, в Х ГБСЙХ , . йНМЯОЕЙРШ ГЮМЪРХИ
  • аСЙБШ. гМЮЙНЛХЛЯЪ Я АСЙБЮЛХ Х ГБСЙЮЛХ
  • йНМЯОЕЙРШ ГЮМЪРХИ. бЯЕ ЙНМЯОЕЙРШ
  • нАСВЕМХЕ ЦПЮЛНРЕ. гБСЙХ, АСЙБШ, ЯКНЦХ
  • рЕЛНВЙХ
  • йНМЙСПЯ ДКЪ БНЯОХРЮРЕКЕИ Х ОЕДЮЦНЦНБ ╚кСВЬХИ ЙНМЯОЕЙР ГЮМЪРХЪ (мнд)╩ ЛЮПР 2015

— ОПНДНКФЮРЭ ГМЮЙНЛХРЭ ДЕРЕИ ЯН ЯОНЯНАНЛ ЯКНБННАПЮГНБЮМХЪ ЯСЫЕЯРБХРЕКЭМШУ Я ЯСТТХЙЯНЛ -ХВ;

— СОПЮФМЪРЭ ДЕРЕИ Б ЯОПЪФЕМХХ ЦКЮЦНКЮ УНРЕРЭ;

— СОПЮФМЪРЭ ДЕРЕИ Б ЯНЯРЮБКЕМХХ Х ВРЕМХХ ЯКНБ Я АСЙБНИ в.

пюгбхбючыхе гюдювх:

— ПЮГБХБЮРЭ ПЕВЕБНЕ ДШУЮМХЕ;

— ПЮГБХБЮРЭ ТНМЕЛЮРХВЕЯЙХИ ЯКСУ, ТНМЕЛЮРХВЕЯЙНЕ БНЯОПХЪРХЕ, ОЮЛЪРЭ, БМХЛЮМХЕ,

ЛШЬКЕМХЕ;

— ПЮГБХБЮРЭ ГПХРЕКЭМШИ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШИ ЦМНГХЯ;

— ПЮГБХБЮРЭ ЛЕКЙСЧ ЛНРНПХЙС, НАЫСЧ Б ЯНВЕРЮМХХ Я ПЕВЭЧ.

бняохрюрекэмше гюдювх:

— БНЯОХРШБЮРЭ БШДЕПФЙС, СЛЕМХЕ НЙЮГШБЮРЭ ОНЛНЫЭ ДПСЦ ДПСЦС.

нанпсднбюмхе:

ЛЪВ, ОПЕДЛЕРШ ЯН ГБСЙНЛ в (НВЙХ, ВЮЯШ, ПСВЙЮ, ВЮЬЙЮ, ВЕПЕОЮУЮ, ОЕПВЮРЙЮ, ЙКЧВ, АНВНМНЙ, ЙЮПРХМЙЮ ПСВЙЮ, ЙЮПРНВЙЮ Я ХГНАПЮФЕМХЕЛ АСЙБШ в, ЛЮЦМХРМЮЪ ЮГАСЙЮ, ТХЬЙХ ДКЪ БШЙКЮДШБЮМХЪ ЯУЕЛ, АЮПУЮРМЮЪ АСЛЮЦЮ, МХРНВЙХ ДКЪ БШЙКЮДШБЮМХЪ АСЙБШ в, ТКНЛЮЯРЕПШ, ЙЮПРНВЙХ ЯН ЯОПЪРЮММНИ ЛСФДС ДПСЦХЛХ АСЙБЮЛХ АСЙБШ в, ЯСМДСВНЙ, ПСВЙХ ДКЪ ЯЧПОПХГЮ.

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука  возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

малышу предлагают проговаривать всегда мягкий  и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения

Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей  :

нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения

Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток — «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков  и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Готовность речевого аппарата ребенка

В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.

Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.

«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.

Буква «Ч» в различных азбуках, языках и системах

ЧЧеловек

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ч». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Ч»
Чай, чайник, чашка, чайка, человек
Слова заканчивающиеся буквой «Ч»
Луч, мяч, ключ, врач, богач
С буквой «Ч» в середине слова
Дача, дочь, бычок, вечер, анчоус, волчок
Слова содержащие несколько букв «Ч»
Чача, чукча, чучело, счетчик, ночничок
Страны
Чад, Черногория, Чехия, Чили. Смотреть все страны на букву «Ч»

Города
Чебоксары, Челябинск, Чикаго, Череповец, Чита. Смотреть все города на букву «Ч»

Животные
Черепаха, червяк, чайка. Смотреть всех животные на букву «Ч»

Овощи, фрукты и ягоды
Чечевица, чеснок, чёрная смородина, черника, черри.
Профессии
Часовщик, чеканщик, чертёжник, чистильщик. Смотреть все профессии на букву «Ч»

Все имена на букву «Ч» со значениями и происхождением
Мужские имена
Чарльз, Чингисхан. Смотреть все мужские имена на букву «Ч», а также их значение и происхождение
Женские имена
Челси, Чеслава. Смотреть все женские имена на букву «Ч», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Буква Ч сказала: «Есть!»Отдала кому-то честь.Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя.

Про букву Ч

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Автоматизация звука «Ч»

Автоматизация звука проводится поэтапно:

  1. По слогам. Педагог читает слоги с присоединением гласных и «Ч» на конце: ач, оч, уч, ыч, эч, ич, еч, еч, юч, яч. Затем меняет местами согласные и гласные: ча, чо, чу, чи, чэ, чы, че, че, чю, чя.
  2. По изолированным словам. В первую очередь произносят слова с буквой «Ч» на конце: луч, мяч, меч, калач, богач, могуч, ключ, ткач, клич, беречь, трубач. Можно использовать картинки с подходящими предметами.
  3. После переходят к словам с «Ч» в середине: бочка, дочка, кочка, почка, ночка, кучка, прачка, внучка, водичка.
  4. На заключительном этапе «Ч» ставят в начало слова: чай, чан, чек, чуб, часы, чаша, чижи, чайка, чашка, чулок, чайник, чемодан, черника.

По словосочетаниям:

  1. Темная ночка.
  2. Начать читать.
  3. Четверо внучат.
  4. Качать водичку.
  5. Черные грачи.
  6. Горячий чайник.
  7. Золотой ключик.
  8. Молчаливый ученик.

В предложениях, в которых «Ч» повторяется несколько раз в разных положениях:

  1. Мальчик купил в булочной калач и печенье.
  2. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
  3. Ученики учили по учебникам.
  4. У мальчугана черепаха.
  5. У причала кричали чайки.

В скороговорках:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.

В стихах и потешках:

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув, его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй, что попадется!

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:

  • Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
  • Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
  • Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
  • Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
  • Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
  • Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
  • Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.

Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.

Упражнения на закрепление

В этой статье мы познакомились с буквой Ч и звуком , дали характеристику звуку , рассмотрели, как выглядит печатная буква Ч, научились писать заглавную и строчную буквы Ч. 

А чтобы ваш ребёнок лучше запомнил букву, предложите ему выполнить упражнения на закрепление материала. Например, такие:

  1. Попробуй слепить букву Ч из пластилина, рассмотри её и опиши, на что она похожа.
  2. Потренируйся в написании заглавной и строчной буквы Ч. 
  3. Придумай и запиши в тетрадь слова, в которых буква Ч находится в начале слова, в середине или в конце.
  4. Разгадай загадки:

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь — в клетку, как рубаха.

Кто же это?… (Черепаха)

             ***

За стеклянной дверцей

Бьётся чьё-то сердце:

Тик-так, тик-так.

Тихо так, тихо так. (Часы)

              ***

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется…   (Чиполлино).

  1. Придумай и напиши ласковые словечки к следующим словам:
  • Пень – пенёчек
  • замок –
  • стакан –
  • кувшин –
  • палец –
  • язык –
  • гамак –
  • бок –
  • бак –
  • ваза –
  • коза –
  • вода –
  • собака –
  • коса –
  • кофта –
  • сани –
  • кисть –
  • ключ –
  • мяч –

Ещё больше заданий вы найдёте на образовательной платформе iSmart. 

Диагностика знаний является первым шагом, который мы рекомендуем ученикам пройти на образовательной платформе iSmart. На основе полученных данных платформа формирует индивидуальную траекторию обучения. Такую, чтобы максимально быстро устранить пробелы в знаниях и значительно улучшить успеваемость.

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

Правила артикуляции

Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.

Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).

Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:

  • лицевых,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:

Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается

На занятиях важно отработать движения диафрагмы.

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука  можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих и : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно и . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Буква ц

Обучающий материал для детей

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость

Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость

Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен

Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Как целоваться правильно?

Найти место рукам.

Стоять с опущенными руками или тем более засунутыми в карманы — не лучшая идея, так как она выдает нервозность или даже ошибочно намекает на безразличие. Поэтому достаточно найти одну точку на теле партнера и оставить кисти там. Еще лучше — начать слегка и неразмашисто поглаживать кожу сквозь одежду. Нельзя допускать пошлостей, если это первый поцелуй.

Искать чувствительные точки.

Чтобы придать действиям пикантности, можно попытаться отыскать эрогенные зоны. Чаще всего это шея, затылок, надпаховая область, поясница. Однако у каждого человека есть свои предпочтения, поэтому точки могут отличаться

Ради этого важно придерживаться следующего правила

Следить за реакцией пары.

Даже заученные, точь-в-точь воспроизведенные движения Дон Жуана и Мата Хари кому-то могут очень сильно не понравиться. Поэтому если девушка или парень явно отстраняется, это верный признак, что тактику придется менять. И наоборот, желание прильнуть, дрожь, “мурашки по коже” свидетельствуют о том, что лучше продолжать все в том же духе.

Пройти тест на уверенность в себе

Не противоречить себе.

Чего обычно ждут от романтической натуры, слегка наивной, утонченной? Правильно, легкости, мягкости, нежности. Если такая особа вдруг начнет разыгрывать страсти ртом, это будет выглядеть как минимум странно. Лучше вести себя естественно. Тем более и у романтиков, и у страстных людей есть свои преимущества.

Прикрывать глаза.

Большинство целующихся смыкают веки. Однако небольшой процент оставшихся все же предпочитает делать все с открытыми глазами, наблюдая за партнером. В этом есть своя прелесть. Однако желательно убедиться, что взгляд не кажется странным или отталкивающим. Чтобы обеспечить положительный эффект, достаточно прикрыть веки, оставив между ними небольшую щелочку.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел. (Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться к правому уху).

Все, что нужно увидал

И налево зашагал. (Тянуться язычком к левому уху)

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко. (Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек)

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает. (Держать рот широко открытым. Тянуться языком к подбородку.

Язычок не устает:

Тянется теперь вперед. (Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед)

В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад

Организационный момент.

1. Повторение пройденного материала

Ребята, с каким звуком вы познакомились на прошлом занятии?

Охарактеризуйте мне его. Назовите слова на звук «и» в начале, в середине, в конце слова.

А теперь, ребята,отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки (цыпленок)

На какой звук начинается слово цыпленок?

— А кто мама цыплят?

Дети: курица.

— Послушайте мою сказку?

1.Воспитатель рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба,плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып.

— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1.А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Воспитатель дает характеристику звука Ц (согласный, твердый, обозначаем синим кружком).

2. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова,а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).

Проговорите чистоговорки.

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

ФИЗМИНУТКА

Вышла курица гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –желтые цыплятки.

Ко-ко –ко, не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите!

А теперь, ребята, давайте найдем желтый цвет, зеленый.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова.

Мы продолжаем наш путь в песочную страну. Ребята, сейчас мы с вами поработаем на листочках. Вам нужно услышать звук «Ц» в начале, середине и в конце и отметить в таблице. А потом мы с вами проверим.

Цыпленок, водица, цапля, огурец, умница, мельница, колодец, яйцо, молодец, цветок

5. Мы сейчас выполним еще одно задание и окажемся в песочной стране. Составление схемы слова ЦЫП.Следующее задание: составить звуковую схему слова ЦЫП (На доске работает Аэлита)

-Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова. Ну, вот мы в песочной стране.Давайте позовем наших цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП. Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем!

8. Графический диктант буквы «Ц»

2 вправо,4 вниз, 2 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 6 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 2 вверх, 6 влево и соединяем.

(заштриховать синим цветом)

Молодцы, вот у нас получилась буква «Ц».

Вика и Миша подходит к моему столу. Посмотрите, вот песочная страна, а где наши цыплята Цоп и Цып? Вот они!

Дети видят в песке цыпленка. Находят в песке всех цыплят.

-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

А подведем итог занятия таким образом. Послушайте сказку еще раз и назовите слова из сказки со звуком «ц»

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба,плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Пары и «непары»

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы «ц» нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Буква «Ц» и ее произношение

Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Введение в игровую ситуацию

— Итак, начинается наше занятие,

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать

2. Мотивационная игра

– Чем отличаются звуки и ?

– Какой буквой они обозначаются?

– Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

3Затруднение в игровой ситуации

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Игрушки так веселились и смеялись, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла лошадка.

«А вы, почему не в цирке?» — спросила она их.

От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить.

— «Сегодня в цирке большое представление, — продолжила лошадка. – Садитесь на меня. Я вас отвезу».

(См. рис. на с. 30)

По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут ее Царицей.

«Ты разве жена царя?» — поинтересовался Лисенок.

— «Совсем нет, — засмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Еще Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они еще маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.

— «Ой! Что-то я совсем заболталась, — воскликнула Царица. – Мы с вами можем не успеть к концу представления!». Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.

«Цок – цок – цок – цок — застучали по дорожке ее копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку – сказочному дворцу чудес.

– Какой звукслышится в начале слов: царица, царь, цирк?

— Ребята, как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем разговаривать на занятии (Сегодня мы поговорим о звуке .)

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

Характеристика звука.

1) — Давайте произнесём .

— Скажите, какой это звук? (Согласный- преграда язык, глухой — голосовые складки не работают, всегда твёрдый).

Звук Ц на письме обозначается буквой ЦЭ.

СЛОГИ НА ДИСКЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

–Давайте прочитаем слоги на доске: ЯЦ – АЦ – ЦА, ЕЦ – ЭЦ – ЦЕ,

ЁЦ – ОЦ – ЦО, ЮЦ – УЦ – ЦУ, ИЦ – ЫЦ – ЦЫ.

– Каким цветом обозначается звук ? (Синим)

Почему? (Всегда твёрдый). Раскрасьте.

2) Работа с рисунком (с. 30) .

– Назовите детенышей циркового детского сада.

– Назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком .

– Кто мама у львенка? (Львица.)

– В этом слове есть звук ? (Да.)

– Нарисуйте синий кружок рядом со львенком.

Дети рисуют кружки рядом с ягненком (овца, медвежонком (медведица, тигренком (тигрица) и цыпленком (курица).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Стали дети ровно в круг,

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

И над головой –хлопок.

А теперь все дружно

Прыгнем через лужу!

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу

Работа с рисунком (с. 31) .

5. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях

Игра «Назови, кто это?»

— в пехоте служит … (пехотинец)

-ходит по канату… (канатоходец)

-подковывает лошадей… (кузнец)

-продает (продавец)

— поет. (певец)

— плавает… (пловец)

— борется….(борец)

Игра «Назови ласково»

Мыло- мыльце, платье- платьице, одеяло-одеяльце, зеркало- зеркальце

Во всех словах – отгадках, какой звук слышали?

«Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где Ц — в начале, в середине

Есть слова, где Ц – в конце …»

– Определите, в какой части слова слышится звук , и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.

Работа с рисунком (с. 31).

– Как можно назвать одним словом все, что изображено на картинках? (Продукты.)

Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука , зачеркните этот продукт.

– В чем подают сахар? (В сахарнице.)

– В этом слове есть звук ?

– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Нет.)

– В чем подают масло? (В масленке.)

– В этом слове есть звук ? (Нет.)

– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Надо.) И т. д. (супница, перечница, солонка, хлебница, конфетница)

Чтение слогов.

— Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.

• ЦЫ — птицы, пуговицы;

• ЦЕ — полотенце, блюдце;

• ЦА — овца, мельница;

• ЦО — кольцо, яйцо.

Работа с рисунком (с. 31) .

– Это буква «цэ».

Какой звук она обозначает?

– Как вы заштрихуете эту букву?

– Превратите эту букву Ц в цаплю.

6. Итог занятия.

– Что вы узнали о звуке ?

— Какой буквой он обозначается и чем от нее отличается?

– Назовите слова со звуком . (примеры)

— Ребята, вы сегодня все хорошо и дружно работали.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы

Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е

за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Характеристики звука и буквы

Первое, что хочется узнать – ц твердая или мягкая. В русском языке существует правило, согласно которому мягкость и твердость определяется стоящим за ним гласным звуком. Но из правила есть исключение.

Для буквы ц какой звук определяется не гласной буквой, а незыблемой нормой русского языка. Она всегда твердая. Утверждение касается любых слов, даже таких, как «цирк» или «цыпленок». Для читателя вопрос о том, буква ц мягкая или твердая перестал стоять настолько остро. Ответ известен.

Малышам для запоминания буквы ц можно предложить ее раскрасить.

Раскрась букву ц

Впрочем, это не единственная характеристика звука ц. Попробуем определить звонкая буква или глухая. Постараемся крикнуть букву «ц». Не получится. Причина в том, что глухой звук ц, характеристика еще одна найдена.

Буква ц обозначает глухой звук ц и является согласной.

Читателю известно, что ц всегда твердая, найден ответ на вопрос звук ц твердый или мягкий. В разговорной речи разницы особой не существует между глухими и звонкими частями слова. Они произносятся почти одинаково по форме, но содержательно различаются очень сильно.

Другие характеристики буквы ц:

  1. Непарная. Наверное, самая интересная характеристика буквы ц. Часть букв в русском языке образует пару глухих и звонких. Например, буквы «т» и «д» или «к» и «г». Но в случае с буквой «ц» известная закономерность рушится. В чем причина? Выше мы говорили о звуке «ц». Это не совсем правильно с точки зрения русского языка. Нам с читателем пришлось пойти на небольшое упрощение, чтобы донести мысль. В русском языке не существует звука «ц». То, что таким кажется состоит из двух других «т» и «с», которые соединились вместе. Историки не знают когда это произошло.
  2. Встречается в славянских алфавитах. Знакомая с детства печатная буква ц встречается в украинском, белорусском, болгарском, македонском, сербском алфавите. Правда, надо знать как пишется буква ц во всех этих алфавитах. Правила написания могут незначительно меняться. Порядковый номер тоже не одинаковый. В русском языке буква «ц» занимает 24 место, но в болгарском занимает место на одну ступень повыше, а в белорусском на шаг пониже.

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).

Видео по теме:

Заключение

Буква «Ц» может считаться гостьей в русском языке, которая пришла в гости, да и осталась. Сейчас уже и представить невозможно, что когда-то буква оказалась заимствована, настолько родная.

Но если внимательно приглядеться, можно увидеть как выделяется на фоне других. Например, не имеет пары, всегда твердая. Точное происхождение нашей гостьи неизвестно. К сожалению, неодушевленный объект не умеет говорить сама по себе.

Но если бы буква Ц умела говорить, странница бы рассказала много удивительных историй о своих приключениях и путешествии в русский алфавит.

А вот тут вы сможете прочитать интересное про букву А.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: