Артикуляционные упражнения
Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:
- Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
- Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.
Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на : чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Варианты постановки Ч
Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:
- Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
- Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.
Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.
Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.
Разница в коррекции звука у детей и взрослых
Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.
Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.
Характеристика звука [ч’]
Прочтём вслух слова и прислушаемся к звучанию: чайник, чудеса, чистота, честность, часы, человек, черепаха. Все эти слова начинаются со звука .
Произнесём слово чайник. При произнесении первого звука ощущается как будто преграда для воздуха, следовательно, звук — согласный. Во время произношения слышно больше шума, чем голоса, это значит, что звук глухой. Произнести звук по-другому, так, чтобы он зазвенел, не получится, это означает, что он непарный. Также мы слышим, что звучит он мягко, значит, этот звук мягкий.
Прочтём вслух ещё раз слова: чайник, чудеса, чистота, честность, часы, человек, черепаха. Послушаем в каждом из этих слов звук и сделаем транскрипцию этих слов:
чайник — ,
чудеса — ,
чистота — ,
честность — ,
часы — ,
человек — ,
черепаха — .
В каждом из этих слов звук — согласный, глухой непарный, мягкий непарный. Это и есть характеристики звука .
Буква Ч и звук могут находиться в любой части слова: в начале (чемодан, чайка, часы), в середине (речка, почка, туча), в конце (смерч, ключ, матч). Но где бы ни находился звук , его характеристики остаются неизменными.
Для того чтобы ребёнок научился распознавать новый звук на слух, предложите ему послушать стихотворение и посчитать количество встречающихся в нём звуков :
Возле речки, через чащу,
Буква Ч гуляет часто.
Чувствует себя отлично,
Очень любит чай черничный,
Обожает чечевицу,
Приглашает в гости птицу.
Буква Ч и звук встретились 13 раз.
Ещё одно стихотворение:
Черепаха и червяк,
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая —
Всюду Ч мы замечаем!
Человек, чернила, чаша,
Чёрный кот, лесная чаща,
В сказках есть краса-девица,
Честный рыцарь, чудо-птица,
Черномор, Яга-злодейка,
Буква Ч , ты — чародейка!
В этом стихотворении Ч встречается 21 раз.
Написание буквы Ч
Переходим к написанию буквы Ч. У печатной и прописной буквы Ч разные варианты написания. Печатная буква Ч очень похожа на цифру четыре. Её заглавный и строчной варианты аналогичны. Письменная заглавная буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо. Пишется буква следующим образом: начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть-чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки, ведём вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.
Теперь напишем маленькую прописную букву ч. Начинаем писать чуть ниже границы рабочей строки, пишем короткую наклонную линию до верхней границы строки, затем пишем небольшую провисающую линию до верхней границы строки, далее проводим короткую и наклонную линию, а внизу закругляем вправо.
Ребёнок не всегда может сразу написать незнакомую букву. Предложите ему прописать букву в воздухе, затем написать её обратной стороной ручки на ладошке, а потом пробовать написать в тетради самостоятельно
Очень важно при этом держать ручку правильно тремя пальчиками, держать спину прямо, не наклоняться низко над тетрадью и помнить о правильном наклонном положении тетради.
Правильная постановка звука «Ч»
Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.
Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.
Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:
- губы округлены, вытянуты вперед;
- между резцами образуется небольшая щель;
- кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
- в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
- мягкое небо поднято;
- голосовые складки разомкнуты.
Корректная нижняя артикуляция «Ч»:
- кончик языка упирается в нижние резцы;
- спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
- при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.
Материалы для изучения
Стихи
* * *Буква Ч сказала: «Есть!»Отдала кому-то честь.Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя.
Про букву Ч
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Коррекция парасигматизма
Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:
При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.
При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.
При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики в логопедической коррекции — выработка полноценных движений и корректных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для качественного звукопроизношения.
Комплекс упражнений на постановку «Ч»:
Групповая игра «Поезд». Дети садятся на стулья, которые поставлены друг за другом. Это вагоны поезда. На первый стул садится машинист. Он дает сигнал к отправлению, проговаривая длительный звук «УУУ». Дети двигают согнутыми руками, произносят «ЧЧЧ». При слове «остановка» дети останавливаются. Выбирается новый машинист, игра повторяется.
«Кузнечик». Логопед показывает картинку с изображением кузнечика. Малыш изображает, как стрекочет кузнечик, при этом смотрит в зеркало
Педагог обращает внимание на то, как передний кончик языка стучит в небо за верхними зубами.
«Грибок». Губы растянуты в улыбке, приоткрыты, зубы видны
Язык широкий, расслабленный, прижат полностью к небу. Одновременно с этим открывается рот. При повторе задания челюсти раздвигаются еще шире.
«Гармошка». Губы приоткрыты, в положении улыбки. Язык плотно прижат к небу. При выполнении задания края языка не отрываются от неба. Губы при выполнении неподвижны. В таком положении зубы смыкаются и размыкаются. Подъязычная уздечка растягивается как меха гармошки.
«Ковш». Язык высунут и свернут в форме чашечки, в которую наливают несколько капель воды или сока. Задача ребенка: удержать положение 10-15 секунд.
Произношение в норме
Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.
Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.
Артикуляционная гимнастика
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
«Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью
Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы
«Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
«Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов
Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу
оСАКХЙЮЖХЪ ╚йНМЯОЕЙР ГЮМЪРХЪ └гБСЙ Х АСЙБЮ в⌠╩ ПЮГЛЕЫЕМЮ Б ПЮГДЕКЮУ
- аСЙБШ ж, в Х ГБСЙХ , . йНМЯОЕЙРШ ГЮМЪРХИ
- аСЙБШ. гМЮЙНЛХЛЯЪ Я АСЙБЮЛХ Х ГБСЙЮЛХ
- йНМЯОЕЙРШ ГЮМЪРХИ. бЯЕ ЙНМЯОЕЙРШ
- нАСВЕМХЕ ЦПЮЛНРЕ. гБСЙХ, АСЙБШ, ЯКНЦХ
- рЕЛНВЙХ
- йНМЙСПЯ ДКЪ БНЯОХРЮРЕКЕИ Х ОЕДЮЦНЦНБ ╚кСВЬХИ ЙНМЯОЕЙР ГЮМЪРХЪ (мнд)╩ ЛЮПР 2015
— ОПНДНКФЮРЭ ГМЮЙНЛХРЭ ДЕРЕИ ЯН ЯОНЯНАНЛ ЯКНБННАПЮГНБЮМХЪ ЯСЫЕЯРБХРЕКЭМШУ Я ЯСТТХЙЯНЛ -ХВ;
— СОПЮФМЪРЭ ДЕРЕИ Б ЯОПЪФЕМХХ ЦКЮЦНКЮ УНРЕРЭ;
— СОПЮФМЪРЭ ДЕРЕИ Б ЯНЯРЮБКЕМХХ Х ВРЕМХХ ЯКНБ Я АСЙБНИ в.
пюгбхбючыхе гюдювх:
— ПЮГБХБЮРЭ ПЕВЕБНЕ ДШУЮМХЕ;
— ПЮГБХБЮРЭ ТНМЕЛЮРХВЕЯЙХИ ЯКСУ, ТНМЕЛЮРХВЕЯЙНЕ БНЯОПХЪРХЕ, ОЮЛЪРЭ, БМХЛЮМХЕ,
ЛШЬКЕМХЕ;
— ПЮГБХБЮРЭ ГПХРЕКЭМШИ Х ОПНЯРПЮМЯРБЕММШИ ЦМНГХЯ;
— ПЮГБХБЮРЭ ЛЕКЙСЧ ЛНРНПХЙС, НАЫСЧ Б ЯНВЕРЮМХХ Я ПЕВЭЧ.
бняохрюрекэмше гюдювх:
— БНЯОХРШБЮРЭ БШДЕПФЙС, СЛЕМХЕ НЙЮГШБЮРЭ ОНЛНЫЭ ДПСЦ ДПСЦС.
нанпсднбюмхе:
ЛЪВ, ОПЕДЛЕРШ ЯН ГБСЙНЛ в (НВЙХ, ВЮЯШ, ПСВЙЮ, ВЮЬЙЮ, ВЕПЕОЮУЮ, ОЕПВЮРЙЮ, ЙКЧВ, АНВНМНЙ, ЙЮПРХМЙЮ ПСВЙЮ, ЙЮПРНВЙЮ Я ХГНАПЮФЕМХЕЛ АСЙБШ в, ЛЮЦМХРМЮЪ ЮГАСЙЮ, ТХЬЙХ ДКЪ БШЙКЮДШБЮМХЪ ЯУЕЛ, АЮПУЮРМЮЪ АСЛЮЦЮ, МХРНВЙХ ДКЪ БШЙКЮДШБЮМХЪ АСЙБШ в, ТКНЛЮЯРЕПШ, ЙЮПРНВЙХ ЯН ЯОПЪРЮММНИ ЛСФДС ДПСЦХЛХ АСЙБЮЛХ АСЙБШ в, ЯСМДСВНЙ, ПСВЙХ ДКЪ ЯЧПОПХГЮ.
Правильная артикуляция
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
малышу предлагают проговаривать всегда мягкий и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения
Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.
2. Использование эффекта слияния частей :
нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения
Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
- имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток — «кача-кача»;
- читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.
4. Использовать опорные звуки:
попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Готовность речевого аппарата ребенка
В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.
Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.
«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.
Буква «Ч» в различных азбуках, языках и системах
ЧЧеловек
В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ч». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.
#
Слова
Слова начинающиеся на букву «Ч»
Чай, чайник, чашка, чайка, человек
Слова заканчивающиеся буквой «Ч»
Луч, мяч, ключ, врач, богач
С буквой «Ч» в середине слова
Дача, дочь, бычок, вечер, анчоус, волчок
Слова содержащие несколько букв «Ч»
Чача, чукча, чучело, счетчик, ночничок
Страны
Чад, Черногория, Чехия, Чили. Смотреть все страны на букву «Ч»
Города
Чебоксары, Челябинск, Чикаго, Череповец, Чита. Смотреть все города на букву «Ч»
Животные
Черепаха, червяк, чайка. Смотреть всех животные на букву «Ч»
Овощи, фрукты и ягоды
Чечевица, чеснок, чёрная смородина, черника, черри.
Профессии
Часовщик, чеканщик, чертёжник, чистильщик. Смотреть все профессии на букву «Ч»
Все имена на букву «Ч» со значениями и происхождением
Мужские имена
Чарльз, Чингисхан. Смотреть все мужские имена на букву «Ч», а также их значение и происхождение
Женские имена
Челси, Чеслава. Смотреть все женские имена на букву «Ч», а также их значение и происхождение
Стихи
* * *Буква Ч сказала: «Есть!»Отдала кому-то честь.Да, вы правильно решили:Ч мы пишем как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя.
Про букву Ч
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Автоматизация звука «Ч»
Автоматизация звука проводится поэтапно:
- По слогам. Педагог читает слоги с присоединением гласных и «Ч» на конце: ач, оч, уч, ыч, эч, ич, еч, еч, юч, яч. Затем меняет местами согласные и гласные: ча, чо, чу, чи, чэ, чы, че, че, чю, чя.
- По изолированным словам. В первую очередь произносят слова с буквой «Ч» на конце: луч, мяч, меч, калач, богач, могуч, ключ, ткач, клич, беречь, трубач. Можно использовать картинки с подходящими предметами.
- После переходят к словам с «Ч» в середине: бочка, дочка, кочка, почка, ночка, кучка, прачка, внучка, водичка.
- На заключительном этапе «Ч» ставят в начало слова: чай, чан, чек, чуб, часы, чаша, чижи, чайка, чашка, чулок, чайник, чемодан, черника.
По словосочетаниям:
- Темная ночка.
- Начать читать.
- Четверо внучат.
- Качать водичку.
- Черные грачи.
- Горячий чайник.
- Золотой ключик.
- Молчаливый ученик.
В предложениях, в которых «Ч» повторяется несколько раз в разных положениях:
- Мальчик купил в булочной калач и печенье.
- Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
- Ученики учили по учебникам.
- У мальчугана черепаха.
- У причала кричали чайки.
В скороговорках:
Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.
В стихах и потешках:
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув, его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй, что попадется!
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:
- Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
- Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
- Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
- Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
- Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
- Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
- Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.
Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.
Упражнения на закрепление
В этой статье мы познакомились с буквой Ч и звуком , дали характеристику звуку , рассмотрели, как выглядит печатная буква Ч, научились писать заглавную и строчную буквы Ч.
А чтобы ваш ребёнок лучше запомнил букву, предложите ему выполнить упражнения на закрепление материала. Например, такие:
- Попробуй слепить букву Ч из пластилина, рассмотри её и опиши, на что она похожа.
- Потренируйся в написании заглавной и строчной буквы Ч.
- Придумай и запиши в тетрадь слова, в которых буква Ч находится в начале слова, в середине или в конце.
- Разгадай загадки:
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь — в клетку, как рубаха.
Кто же это?… (Черепаха)
***
За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце:
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы)
***
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чиполлино).
- Придумай и напиши ласковые словечки к следующим словам:
- Пень – пенёчек
- замок –
- стакан –
- кувшин –
- палец –
- язык –
- гамак –
- бок –
- бак –
- ваза –
- коза –
- вода –
- собака –
- коса –
- кофта –
- сани –
- кисть –
- ключ –
- мяч –
Ещё больше заданий вы найдёте на образовательной платформе iSmart.
Диагностика знаний является первым шагом, который мы рекомендуем ученикам пройти на образовательной платформе iSmart. На основе полученных данных платформа формирует индивидуальную траекторию обучения. Такую, чтобы максимально быстро устранить пробелы в знаниях и значительно улучшить успеваемость.
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Правила артикуляции
Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.
Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).
Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:
- лицевых,
- ротовой полости,
- плечевого пояса,
- грудной клетки.
Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:
Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается
На занятиях важно отработать движения диафрагмы.
Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.
Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.
При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»
Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».
Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:
- Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
- Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
- Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.
Рекомендуется разучить стихотворение:
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.
Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.
Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)
Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:
Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:
Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.
Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.
Постановка звука [ч]
Артикуляцию звука можно поставить 3 способами:
- С использованием части : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
- С применением двух составляющих и : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно и . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
- Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.