Что родители считали вредным до появления интернета и компьютерных игр

Чудовищный эксперимент над детьми

В 1939 году исследовательница Мэри Тюдор и ее коллеги нанесли психологическую травму детям из Сиротского Приюта в Давенпорте (США). В рамках исследования они хотели проверить, действительно ли оценочные суждения со стороны могут повлиять на способность детей разговаривать.

Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор

В эксперименте приняло участие 22 ребенка. Их разделили на две группы — одних детей всячески хвалили, а других критиковали за «неправильную» речь. Оказалось, что жесткая критика действительном может вызвать проблемы с речью даже у здоровых детей. Многие раскритикованные дети начали стесняться говорить или даже начали заикаться.

В конце эксперимента многие дети получили сильную психологическую травму и впоследствии стеснялись разговаривать

Когда эксперимент был завершен, дети избавились от заикания. Однако, они стали очень стеснительными и редко разговаривали — им была нанесена серьезная травма. Впоследствии, Мэри Тюдор несколько раз возвращалась в приют, чтобы помочь детям восстановиться. Но травма осталась с ними на всю жизнь, и даже компенсация от штата Айова в размере 925 тысяч долларов вряд ли им помогла начать новую жизнь без комплексов.

Эксперимент с конфетами и детьми

Оказывается, определить, насколько успешным во взрослой жизни будет ребенок, можно еще в раннем детстве. По крайней мере, если верить результатам исследования Стэнфордского профессора Уолтера Мишела, славного своими нетривиальными психологическими экспериментами. Исследование, которое позже назвали #xAB;зефирным тестом#xBB;, началось в 1970-х годах и затянулось почти на сорок лет.

Дверь закрывалась, экспериментатор уходил и наблюдал за поведением оставшихся в одиночестве малышей из другой комнаты. Часть детей съедали зефир сразу, некоторые ерзали в кресле, ходили кругами вокруг стола, но сдавались и отправляли сладость в рот. Однако были и те, кому удавалось выдержать все 15 минут до возвращения исследователя и получить заслуженную награду. Из 600 юных испытуемых отложить получение удовольствия удалось всего 30 %.

А в году ученые собрали около 60 изрядно повзрослевших испытуемых — как терпеливых, так и торопливых — и провели большое исследование с использованием методов нейровизуализации. Тестирование, совмещенное со сканированием мозга, показало, что основные различия в активности у двух групп наблюдались в префронтальной коре и полосатом теле — участках мозга, которые традиционно связывают с обработкой информации о награде и развитием зависимости.

Сладкая соленая каша

Несмотря на все старания родителей, дети никак не хотят вырастать независимыми индивидуальностями, а стараются быть #xAB;как все#xBB;. Этот эффект можно увидеть в старом советском фильме #xAB;Я и другие#xBB;, который снял в 1971 году киевский документалист Феликс Соболев.

В сериях экспериментов, подготовленных психологом Валерией Мухиной, дошкольников проверяли на конформизм. И оказалось, что малышам ничего не стоило назвать черное белым, если именно так считали окружающие их сверстники.

Впрочем, пересоленая каша — не самая большая неприятность, с которой дети сталкивались в экспериментах. Исследователи из университета штата Айова под руководством психолога Гаржины Кочанской, например, прибегали к банальному обману, чтобы найти у двухлеток совесть.

Конечно же, малыши расстраивались, а вернувшийся экспериментатор молча демонстрировал печаль по поводу утраты. И наблюдал за реакцией малыша. Некоторые расстраивались всерьез и надолго, некоторые — не очень сильно. В любом случае, долго издеваться над детьми, кажется, никто не планировал, так как через минуту им приносили целую игрушку и утешали.

Еще более наглядный эксперимент, показывающий, как в беззаботную жизнь ребенка проникают социальные нормы, совокупность которых обычно принято называть совестью, провел советский психолог Алексей Леонтьев.

Ложь во спасение

Они выбрали малышей возрастом трех-четырех лет из нескольких дошкольных учреждений в Западной Африке. Места дикие, так что в некоторых детсадах там все еще разрешены телесные наказания.

Кстати, социальные нормы — это далеко не все. Дети с удовольствием примеряют на себя вообще все модели поведения, которые им удается увидеть. И не только наблюдая за родителями, но и глядя на голубой экран. Это еще в далекие 1960-е годы подтвердил психолог Альберт Бандура из уже упоминавшегося Стэнфордского университета.

Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми. Дети точно копировали то, что они увидели на экране: били и пинали куклу, приставляли к ее голове пистолет. При этом мальчики предпочитали физическую агрессию, а девочки — словесную.

Есть ли жизнь без гаджетов?

Выход из эксперимента участники объясняли тем, что они #xAB;больше не могли#xBB;. Причем почти все испытывали вполне полноценную паническую атаку, а у многих появились даже физические симптомы: головокружение, тошнота, тремор и так далее. От отчаяния подростки катались на транспорте, готовили еду, хватались за бумажные книги, пытались даже делать домашнее задание, несмотря на то что дело было летом, в каникулы.

Зато после того, как эксперимент прервался и добровольцы смогли залезть с соцсети или воткнуть наушники, все неприятные ощущения как рукой сняло.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

7 комментариев

я не поверю что за все эти годы не нашлось ни одного такого ребенка ,который бы всем давал пиздюлей, забирал весь зефир и наедался от пуза на второй минуте эксперемента

Лично для меня провести хоть весь день с другом — не проблема. Но одному сложновато, конечно. Вот и напрашивается вывод.

Где-то я это уже читал, а еще видео видел.

Т.е. кататься, читать и чем-то заниматься было не камильфо в течении восьми часов?

Или это уже дописал автор сей статейки уровня Космополитами?

да не, психолог-то питерский прост, но явно не из медведевских))

Младенцы обезьян, выращенные в изоляции

Харлоу (1965) взял младенцев и изолировал их с рождения. У них не было контактов ни друг с другом, ни с кем-либо еще.

Некоторые из них он держал в таком состоянии три месяца, некоторые — шесть, некоторые — девять, а некоторые — первый год их жизни. Затем он поместил их обратно к другим обезьянам, чтобы посмотреть, как их неспособность сформировать привязанность повлияла на поведение.

Результаты показали, что обезьяны проявляли странное поведение, например, хватались за свои тела и компульсивно раскачивались. Затем их снова поместили в компанию других обезьян.

Сначала малыши боялись других обезьян, а затем стали очень агрессивными по отношению к ним. Они также не могли общаться или общаться с другими обезьянами. Остальные обезьяны издевались над ними. Они предавались членовредительству, вырывали волосы, царапали и кусали собственные руки и ноги.

Вдобавок Харлоу вызвал у самок обезьян тревожное состояние, которое имело последствия, когда они стали родителями. Такие обезьяны становились настолько невротичными, что били своего младенца лицом об пол и терли его взад и вперед.

Харлоу пришел к выводу, что лишения (то есть никогда не образуют связи привязанности) наносят непоправимый ущерб (обезьянам).

Степень ненормального поведения отражала продолжительность изоляции. Те, кого держали в изоляции в течение трех месяцев, пострадали меньше всего, но те, кто находились в изоляции в течение года, так и не избавились от последствий лишения.

Эксперимент с проволочной матерью

Эксперимент 1

Harlow (1958) отделял детенышей обезьян от их матерей сразу после рождения и помещал в клетки с доступом к двум суррогатным матерям, одна из которых была сделана из проволоки, а другая покрыта мягкой махровой тканью.

В первой группе махровая мать не давала еды, в то время как проволочная мать давала в виде прикрепленной детской бутылочки с молоком.

Этот суррогат был более эффективным в уменьшении страха подростка. Младенец будет исследовать больше, когда мать из ткани будет рядом.

Это подтверждает эволюционную теорию привязанности, поскольку важны чуткая реакция и безопасность лица, осуществляющего уход (в отличие от предоставления пищи).

Эксперимент 2

Харлоу (1958) модифицировал свой эксперимент и разделил младенцев на две группы: матери из махровой ткани, которые не давали еды, и матери из проволоки, которые давали.

Все обезьяны выпивали одинаковое количество и физически росли с одинаковой скоростью. Но на этом сходство закончилось. Обезьяны, имевшие мягкий тактильный контакт со своими махровыми матерями, вели себя совершенно иначе, чем обезьяны, чьи матери были сделаны из жесткой проволоки.

Различия в поведении, которые Харлоу наблюдал между обезьянами, выросшими с суррогатными матерями, и обезьянами с нормальными матерями, были;

  1. Они были гораздо более робкими.
  2. Они не знали, как вести себя с другими обезьянами.
  3. Над ними легко издевались, и они не могли постоять за себя.
  4. У них были трудности со спариванием.
  5. Женщины были неадекватными матерями.

Такое поведение наблюдалось только у обезьян, оставленных с суррогатными матерями более чем на 90 дней.

Для тех, кому осталось менее 90 дней, эффекты могут быть обращены вспять, если их поместить в нормальную среду, где они могут формировать привязанности.

Интересные факты о Песталоцци

  • Хотя Песталоцци выступал за гармоничное развитие всех способностей, а также аккуратности и внимательности, сам он на всю жизнь сохранил трудночитаемый почерк и проблемы с орфографией.
  • У Иоганна и его жены Анны был единственный сын по имени Жан-Жак — его назвали в честь Руссо. Воспитывать мальчика отец тоже планировал согласно принципам французского гуманиста, однако затем решил, что на практике они неприменимы — например, Песталоцци не считал благом абсолютную свободу личности. По его мнению, в воспитании необходим баланс между свободой и дисциплиной.
  • В 1797 году Песталоцци опубликовал сборник из 279 басен — коротких историй с моралью на социальные, политические и педагогические темы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жестокая реальность


Джон Уотсон.

Несмотря на важность проведённых исследований, работа Уотсона подверглась критике как со сторонки его коллег, так и от простых людей. Дело касалось этической стороны эксперимента

Мало того, что Уотсон не избавил ребёнка от выкованных реакций, так он ещё и не интересовался его дальнейшей судьбой и самочувствием.

Впоследствии Уотсон вместе со своей коллегой Мэри Кавер Джонс разработал метод устранения ужасов при помощи похожего эксперимента. Его участником стал мальчик Питер, боявшийся белых кроликов и крыс. Ежедневно угощая малыша лакомством, учёные с любым днем пододвигали клетку с пугающим животным всё ближе и ближе к Питеру до тех пор, пока он не начинал беспокоиться. Расстояние постепенно уменьшалось, и со порой малыш перестал бояться кролика, а в самом конце даже стал с ним играть. Только, к сожалению, маленький Альберт так и остался со своими ужасами и его судьба науке неизвестна.

Психологи за всю историю не раз ставили эксперименты над людьми. Наверное, самым циничным из них можно назвать тот, что прочертили над братьями-тройняшками Робертом, Эдвардом и Дэвидом. Их разлучили в младенчестве, чтобы выяснить, как воспитание влияет на характер человека.

Мальчик, девочка… Какая разница!

В 1965 году 8-месячным  близнецам Брюсу и Брайану по медицинским показаниям назначили обрезание. Для Брюса операция прошла неудачно. В результате ошибки врачей мальчик лишился полового органа.  Родителям предложили сделать что-то вроде протеза, но сразу предупредили, что полноценным мужчиной Брюс, скорее всего, не станет. За советом они на свою голову обратились к психологу Джону Мани из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе.

Мани предложил решить проблему кардинально – удалить все, что осталось и воспитывать мальчика как девочку. И даже согласился наблюдать за ребенком в процессе взросления. Мало ли… Вдруг какая психологическая поддержка понадобиться. Родители решили, что это выход из положения. Брюс стал Брендой.  А психолог, потирая ладошки, приготовился писать научные статьи. Дело в том, что он давно искал возможность доказать, что половая принадлежность человека обусловлена не природой, а воспитанием. А Брюс стал подходящим объектом для такого наблюдения. Тем более, что у него был брат-близнец, что позволило бы сравнивать их развитие. 

Более десяти лет все шло великолепно. Во всяком случае с точки зрения профессора. Он публиковал результаты своих исследований и почивал на лаврах. А Брюс-Бренда… Терпеть не могла платья, не играла в куклы и дралась с другими мальчишками. Что касается социума, то девчонки с ней дружить не стремились – слишком уж она, на их взгляд, была странной. Не похожей на девчонку. Мальчишки, впрочем, тоже не торопились принимать странную пацанку в свою компанию.

В подростковом возрасте ей давали принимать эстроген для роста груди. И готовили к завершающей операцию по смене пола. Но Бренду к тому времени все это капитально достало. Она перестала принимать гормоны, послала Мани с его консультациями по всем известному адресу, а родителям доходчиво объяснила, что покончит с собой, если от нее не отстанут. 

Мама ушла в депрессию, папа – в запой. Вернувшись в себя, они приняли тяжелое решение рассказать ребенку правду.

Правда Бренду  добила. Впрочем, после трех попыток самоубийства мальчик-девочка все же попытался вернуться к нормальной жизни. Он сделал операцию по восстановлению пола, сменил имя и даже женился. Но после развода с женой все же свел счеты с жизнью. Ему было 38 лет.

Похвала считалась вредной для характера

Многие народы раньше считали, что детей ни в коем случае нельзя хвалить. Ругать за оплошности — пожалуйста, а вот «молодец» и другая похвала была под запретом. Это было связано с уверенностью, что похвала может сделать детей горделивыми и в целом испортить их характер в долгосрочной перспективе. Конечно же, современные психологи с этим полностью не согласны.

Когда-то давно дети не знали похвалы

Вообще, мир древности современному человеку может показаться диким. Если интересно, можете почитать о том, как средневековые врачи лечили больных людей. Вот казалось бы — причем тут фаршированных щенок?

Вопросы к уважаемому человеку

Автомобиль, непременно черного цвета, появлялся на улицах советских городов, и его пассажиры заманивали внутрь пионеров, которых после этого никто и никогда не видел.

Юные рассказчики даже не догадывались, что в Советском Союзе действительно происходило нечто подобное: школьники, довершившись взрослому дяде, подвергались жестоким пыткам, за которыми следовала страшная смерть.

Летом 1985 года в городе Невинномысске пропал 13-летний Сережа Павлов. Рано утром он вышел из дома, рассказав родителям, что идет на рыбалку. Когда наступил вечер, а мальчик так и не вернулся, близкие забили тревогу. Соседка семьи пропавшего Сережи сказала, что ей он по секрету поведал, что идет вовсе не на рыбалку — Анатолий Емельянович собирался снимать его для иллюстрированного журнала. Анатолий Емельянович Сливко был человеком известным и уважаемым: заслуженный учитель школы РСФСР, мастер спорта по туризму, многолетний руководитель туристического клуба «Чергид», член партии, депутат горсовета. Когда у него спросили о Сереже Павлове, которой был членом клуба «Чергид», Сливко сообщил, что ничего об этом не знает и мальчика в день его исчезновения не видел. Следователь хотел более подробно поговорить со Сливко, но тот на следующий день уехал на море с группой воспитанников. 

Маленький гигант большого секса. Как доктор-педофил 150 гимнасток «вылечил»
Подробнее

Маленький Альберт


Маленький Альберт с Джоном Уотсоном и Розали Рейнер.

Изначально Уотсон ставил перед собой мишень показать, как принципы классического кондиционирования, недавно открытые русским физиологом Иваном Павловым (его известные эксперименты с собаками), могут применяться для выработки ужаса у ребёнка

Ещё раньше Уотсон обратил внимание на то, что дети до определенного возраста ничего не боятся. Они спокойно тянутся руками к пламени и не вздрагивают во время грозы

Для эксперимента выбрали малыша Альберта. По одним сведениям, ребенок воспитывался в приюте и был совершенно крепок, но не слишком ярко проявлял эмоции, по другим – у него была мать, но мальчик страдал от психического расстройства, и женщина дала своё согласие на эксперимент с сыном. При этом было поставлено лишь одно обстоятельства: ровно через месяц мальчик должен вернуться на постоянное место жительства.


В ходе эксперимента.

Альберту в самом начине эксперимента показали живую белую крысу, белого кролика, собаку, несколько предметов с белым мехом и горящую газету. Малыш ничего не страшился, что и зафиксировал Уотсон. Затем учёный и его помощница Розали Рейнер посадили ребёнка в центре комнаты и рядом с ним поместили живую белоснежную крысу. Альберт её не боялся и принялся играть.

Но каждый раз, когда он прикасался к животному, Уотсон, стоявший за спиной малыша, бил железным хворостиной о металлическую пластину. Естественно, ребёнок пугался и вскоре стал избегать контактов с крысой. Как только она к нему приближалась, мальчишка отползал в сторону и заметно пугался. Таким образом после неоднократных повторений у мальчика выработался эмоциональный отклик на крысу, какую изначально он не боялся.


В ходе эксперимента.

Спустя пять дней исследование продолжили и проверили, станет ли ребёнок реагировать на прочие раздражители, напоминающие ему крысу. При виде белого кролика Альберт испытывал сильный страх, а вот на маску Санты и белую пряжу реагировал покойнее, хотя они и вызывали у него неприятные эмоции. В ходе следующих экспериментов Уотсон и Рейнер выработали у малыша страх ко всем демонстрируемым объектам, напоминавшим белую крысу. При этом и главный источник страха – крыса – пугала его ничуть не меньше.

Увлекшись экспериментом, учёный и его помощница не учли того факта, что спустя месяц Альберт вернётся домой. И в итоге они не успели избавить его от страхов, которые сами ему и навязали.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Жизнь с волками: Как учёные и писатели селились рядышком с волками, и что дали людям эти эксперименты >>

Трудно быть богом

Этот эксперимент, говорят, начался с диалога двух пациенток сумасшедшего дома. Представившись друг другу Девами Мариями, Матерями Господними, они поначалу впали в ступор. А затем начали выяснять, кто из них настоящая Богородица. Персонал клиники затаив дыхание ждал, чем все это закончится. Наконец, после долгих дебатов, старшая пациентка задумчиво сказала:  «Что ж, раз ты – Мария, то я, должно быть, Анна, твоя мать». Это решение удовлетворило всех, и более того, пожилая пациентка, продемонстрировавшая гибкость убеждений, вскоре стала лучше реагировать на лечение и спустя некоторое время была выписана из больницы.

Неизвестно, сколько в этой истории было правды, но ее однажды услышал психолог Милтон Рокич. И ему пришло в голову, что этот метод вполне возможно использовать для деэскалации ложной веры пациентов.

Для эксперимента Рокич в 1959 году подобрал трех «Иисусов» – Клайда, Джозефа и Леона – и поселил их в одной палате в психиатрической больнице Ипсиланти. Первое время пациенты конфликтовали, доказываю двум сопалатникам, что они в лучшем случае самозванцы, а в худшем – просто сумасшедшие. Потом, каждый из них решил, что споры ни к чему. Ведь он-то знает, кто настоящий Иисус. В общем, ожидаемой ремиссии так и не последовало.

Разве что Леон перестал называть себя Христом. Вместо этого он объявил себя гермафродитом, а потом сообщил, будто беремен близнецами и вообще стал невидимкой. Время от времени он был «Доктором Добродетельным Идеальным Дерьмом», а иногда – одним из последних представителей племени снежных людей.

По итогам исследований Рокич опубликовал книгу «Три Христа Ипсиланти» (кстати, в 2017 году по ней сняли фильм «Три Христа» с Ричардом Гиром в главной роли). В ней он признался, что зря возомнил себя богом:

Долгожданный ребёнок

В 23 года Марианна родила третью дочь. 14 ноября 1972 года крошка Анна появилась на свет. Сразу после этого молодая мама решилась на добровольную стерилизацию. Из-за осложнений во время родов девушка могла навсегда потерять возможность иметь детей. Поэтому и приняла такое серьёзное решение.

маленькая Анна

А вот с мужчиной ей снова не повезло. Кристиан заявил, что не готов к отцовству, и тоже ушёл. Несмотря на это, Бахмайер приняла решение воспитывать Анну самостоятельно. Финансово они жили неплохо — Марианна работала в пивном баре в Любеке, хотя совмещать работу с материнскими обязанностями было очень непросто.

Марианне не с кем было оставлять ребенка, и она брала дочку на работу. Девочке приходилось спать на скамейке и ждать, пока мама закроет смену. Отец продолжал работать в этом же баре менеджером, но с Анной общался лишь изредка. Тем не менее соседи описывали кроху как абсолютно счастливого ребёнка.

Пока не настал тот самый день…

Тест на отложенное удовольствие

Интересный психологический эксперимент, придуманный специалистом по социальной психологии Уолтером Мишелем еще в 1960-ых годах, называется «marshmallow test», или «тест на отложенное удовольствие». Суть его в том, что ребёнка 4-6 лет оставляют один на один в комнате с вкусной конфетой, лежащей на столе. Но перед этим ему говорят, что если он её не съест, то через двадцать минут ему дадут еще одну конфету. То есть предоставляется выбор: либо съесть сейчас, но одну конфету, либо потерпеть, но получить в итоге две.

Некоторые проглатывают лакомство почти сразу же, а большинство детей держится в среднем около трех минут. Но примерно 30% участников терпеливо ждут свои 200% угощения. Именно они, как выяснилось впоследствии, лучше ориентировались по взрослой жизни и демонстрировали больше положительных качеств, чем те, кто «сдался». Ведь эти дети рано усвоили, что «нельзя размениваться по мелочам», и «человек, как правило, получает в жизни ровно то, — не больше и не меньше, — на что соглашается». Остальные просто предпочитают «синицу в руке» Маленькая зарплата, но работа стабильная и близко к дому либо большая зарплата, но непостоянная, и есть риск, что уволят. Девушка мечты или просто «чтобы было, у всех же есть». Ну и так далее. Такой выбор мы делаем каждый день.

Почему многие из нас так нетерпеливы? Да потому же, почему и дети! 20 минут – это не так уж и много, но если вы сидите в пустой комнате и не можете думать ни о чём, кроме конфеты, шанс накинуться на неё очень велик. Ещё одна причина в том, что дети привыкли жить «здесь и сейчас», и какая-то абстрактная вторая конфета для них в принципе не существует. Если ребёнок не научится выходить за рамки такого мышления, в дальнейшем он едва ли сможет откладывать заработанные деньги и планировать свою жизнь наперёд. Ещё один момент: в отличие от зарплаты и других «взрослых» ценностей, конфета съедобна и весьма аппетитна. А у человека есть врождённый рефлекс: если есть еда, то лучшее её немедленно съесть — иначе другие отберут. По крайней мере, в сообществе мартышек это классический сценарий. Вот дети и «обезьянничают»…

Шахматы считались вредными, как компьютерные игры

До второй половины XX века дети и мечтать не могли о том, что когда-нибудь смогут управлять виртуальными персонажами и часами изучать выдуманные миры огромных размеров. До появления компьютеров, помимо игр на свежем воздухе, у детей было другое увлечение — шахматы. Мальчики и девочки могли по несколько часов сидеть в полной концентрации и обдумывать каждый шаг. И это очень беспокоило родителей.

Увлечение детей шахматами раньше вызывало у родителей тревогу

В 1859 году была опубликована статья о том, что шахматы могут нанести здоровью детей непоправимый вред. Автор уверял, что неподвижное сидение на протяжении долгого времени, долгая сосредоточенность и разочарование в случае проигрыша — это самые опасные явления настольной игры. Начитавшись всего этого, родители тоже начали замечать, что их дети «сидят как заколдованные» вместо того, чтобы активно играть на улице.

Шахматы были придуманы тысячи лет назад и популярны даже сегодня

К счастью, во вред шахмат верили немногие — игра хорошо развивает концентрацию, критическое мышление, стратегическое планирование и другие умственные навыки

То же самое сегодня можно сказать и про компьютерные игры — они развивают реакцию, внимание и расширяют кругозор

Эксперимент над Дэвидом Реймером

Однажды мы уже рассказывали об этом эксперименте в нашем Дзен-канале, но без этой истории статья не будет полной. В 1965 году в Канаде родился мальчик Дэвид Реймер, которому в 8-месячном возрасте удалили половой орган — необходимость возникла из-за неудачного обрезания.

Дэвид Реймер, которого воспитывали как девочку

После операции, психолог Джон Мани посоветовал родителям воспитывать сына как девочку. Они последовали его совету и дали ребенку новое имя — Бренда. Сначала все было хорошо, но в возрасте 8 лет ребенок начал вести себя как мальчик, и его тело не собиралось становиться женственным. Когда он стал подростком, ему нужно было пройти операцию по созданию искусственной вагины — тогда родители и рассказали ему всю правду.

Взрослый Дэвид Реймер

Бренда, осознавшая, что на самом деле является мальчиком по имени Дэвид, пыталась свести счеты с жизнью. Ее спасли, и после этого она решила пройти гормональную терапию и восстановить первичные половые признаки. Все прошло хорошо и восстановившийся Дэвид Реймер даже женился и усыновил троих детей.

Дэвид Реймер с женой

Однако, после смерти брата, все снова пошло наперекосяк. Взрослый Дэвид впал в депрессию, ушел с работы, расстался с женой и ушел из жизни.

Эксперименты с проволочными и тканевыми «матерями»

Более 20 лет Гарри Харлоу трудился в Висконсинском университете в относительной безвестности. Но в 1957 году он начал эксперимент с детенышами макаки-резус, который сделал его знаменитым — и печально известным.

Согласно The New York Times, большинство ученых в то время сходились во мнении, что связь младенцев с их матерями основывалась на еде. Таким образом, многие видные психологи советовали родителям не обнимать своих детей и не реагировать на их плач, потому что это сделало бы их чрезмерно зависимыми.

«Когда вы испытываете искушение приласкать своего ребенка, помните, что материнская любовь — опасный инструмент», — сказал бихевиорист Джон Б. Уотсон.

Но Гарри Харлоу и другие, по данным Ассоциации психологических наук, поставили под сомнение этот алгоритм. Чтобы глубже изучить этот вопрос, Харлоу начал серию экспериментов с детенышами макак-резусов в своей лаборатории в Висконсине.

Сначала Харлоу провел эксперимент, в ходе которого в полной изоляции вырастил несколько детенышей обезьян. По данным Ассоциации психологических наук, изолированные обезьяны причиняли себе боль, расхаживали по своим клеткам и безучастно смотрели. Когда их представили другим, они не знали, как взаимодействовать, а некоторые перестали есть и умерли.

Макака-резус в дикой природе держит своего детеныша, контакт, который, как установил Харлоу, очень важен.

Примечательно, что они также нервно цеплялись за свои пеленки, что побудило Харлоу перейти к следующему этапу своего исследования. В этом эксперименте Харлоу взял детенышей обезьян и поместил их к двум суррогатным «матерям», одной из проволоки, а другой из мягкой ткани.

Иногда у проволочной матери была молочная бутылка, а иногда у тканевой. Но несмотря ни на что, Харлоу обнаружил, что детеныши обезьян проводят больше времени с тканевой матерью. Когда у проволочной матери было молоко, малыши подходили к ней, чтобы покормить, а затем возвращались к тканевой. По данным PBS, когда у тканевой матери было молоко, младенцы игнорировали проволочную мать.

Более того, само присутствие суррогатной матери вселяло в малышей больше уверенности. Помещенная в новую среду с суррогатом, обезьяна начала исследовать. При помещении без суррогата обезьяна съеживалась от страха, кричала и плакала.

Харлоу также проверил, как наличие группы сверстников может повлиять на детенышей обезьян. Он обнаружил, что обезьяны, выросшие со сверстниками и матерью, легко взаимодействовали с другими. Обезьяны с тканевыми матерями тоже сделали это, но на это ушло больше времени. Однако обезьяны, у которых была мать, но не было сверстников, были пугливыми и агрессивными, а обезьяны, у которых не было ни того, ни другого, вообще не имели социальных навыков.

Итак, что именно установили эксперименты Гарри Харлоу?

Рвение активиста

Во время службы Анатолий стал свидетелем ДТП. Нетрезвый мотоциклист врезался в пионерский отряд. Вид окровавленного тела мальчика в пионерской форме и начищенных черных ботинок вызвал у него сильное сексуальное возбуждение. Много лет спустя Сливко говорил, что такая реакция собственного организма его напугала. Но, что с этим делать, к какому врачу обращаться, он не знал. А еще он почувствовал, что хочет снова пережить такие ощущения.

Образцового военнослужащего Сливко при увольнении в запас поощрили ценным подарком — кинокамерой. Он приехал в Невинномысск, где теперь жила его семья, поступил в техникум, после окончания которого устроился оператором-универсалом на химкомбинат «Азот». И здесь тоже руководство не могло на него нарадоваться: трудился Сливко на совесть, а еще публиковал статьи в заводской многотиражке. Потом Анатолий стал по собственной инициативе работать с детьми: рассказывал им о природе Дальнего Востока, о туристических походах и т. д.

В итоге он стал основателем туристического клуба «Романтик». В Невинномысске было не так уж много детских кружков и секций, и новый клуб сразу стал центром притяжения для школьников.

Приобщение к тайне

После того как здание первого турклуба сгорело в результате пожара, Сливко основал новый, получивший название «Чергид» — «Через реки, горы и долины». Он пользовался большой поддержкой местных властей, которые считали и клуб, и самого Сливко городской гордостью.

Хотя женщины главу турклуба не привлекали, он все-таки женился и даже сумел завести двоих детей. Но по-настоящему его возбуждали только «опыты» и «съемки». 

Статья по теме

Дело извозчика Комарова. Как в СССР появился первый серийный убийца

После первого убийства он десять лет ограничивался только истязаниями членов своего турклуба. Сливко все обставлял так, что дети искренне верили, что являются частью какой-то секретной государственной программы: он предлагал им подписать бумагу, в которой дети заявляли, что соглашаются на все добровольно, а после пыток поощрял их суммами в 25-30 рублей в качестве «гонорара». Для 1970-х годов в СССР это были весьма существенные деньги, особенно для подростков.

Тех, кто все-таки не поддавался на уговоры, Сливко просто оставлял в покое, поэтому никаких сигналов из «Чергида» не поступало. Да, порой взрослые слышали от детей о каких-то съемках, но никто значения этому не придавал — мало ли что способны выдумать мальчишки?

В 1973 году Сливко после истязаний убил 15-летнего Александра Несмеянова. На сей раз убийство было совершено совершенно сознательно. Изувер избавился от тела и во время поисков даже активно помогал следствию. Несчастная мать Саши много лет искала его на просторах Советского Союза, не догадываясь, что убийца ее ребенка в это время продолжает готовить новые преступления. 

Статья по теме

Неуловимый потрошитель. На чём 30 лет назад попался Чикатило?

Третьей жертвой Сливкой в 1975 году стал 11-летний школьник и член «Чергида» Андрей Погасян. Мальчик не утерпел и рассказал родителям о том, что будет участвовать в киносъемках, однако они не придали этому значения. Когда эта информация стала известна следствию, были сделаны попытки найти «режиссера», но они ни к чему не привели. Не придали значения и тому, что два исчезнувших бесследно ребенка посещали «Чергид».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: