Почему дети не читают? Причины
Первое ключевое слово — «проще». Проще смотреть, чем читать; проще слушать, чем читать; проще вообще ничего не делать, чем читать.
Второе ключевое слово — «неинтересно». Неинтересно читать. Так же, как неинтересно думать, делать. Только не надо никого спрашивать, что такое «просто» или что такое «интересно». В таких случаях «крышу сносит» не только у детей, но и у взрослых. «Как, вы не понимаете, что такое «просто»?» «Интересно — это когда, ну, есть интерес». Что же такое происходит с детьми, что в подавляющем большинстве они наотрез отказываются читать? Ведь некоторых заботливые родители чуть ли не с колыбели обучают чтению!
И во-первых, и во-вторых, и в-третьих (если такое найдется) причина «нечтения» у детей (а потом — и у взрослых) одна: они не знают слов. То есть просто их не понимают. Представьте себе, что вы пишете в своем компьютере слово «заяц». Через «д» и «ю». Что-то вроде «задюц». Редактор не распознает это слово, нет его такого в редакторе. И компьютер его «помечает» — подчеркивает и, бывает, еще пищит. Исправляете (если понимаете, что не «задюц», а «заяц») и пишете дальше. Пока снова не напишете «кульбадос» вместо «самогон». Но если это происходит при написании каждого или хотя бы каждого второго слова, если эти в принципе не понимаемые вами слова упорно подчеркиваются и пищат дурным компьютерным голосом, вы быстро бросите безнадежное и бессмысленное писательство. То же самое происходит и с чтением: ведь что такое чтение, как не переписывание текста на другой носитель и последующее его воспроизведение. Вот и не переписывают дети непонятные слова и не могут их воспроизводить. А потому отказываются от участия в этом бессмысленном процессе.
Года три назад мы провели простое исследование. Более чем сотне учащихся 10-11-х классов признанных элитарными школ был задан вопрос: «Что такое математика?» Один ответил нечто вполне разумное. Впоследствии выяснилось, что он посещал наши занятия в Центре «Одаренность и технологии». Ну, ради этого, собственно, мы и работали. Двадцать процентов несли откровенный бред — «это чтобы сдачу в магазине получать» и что-нибудь еще похлеще. А восемьдесят процентов слово в слово сказали одно и то же: «Математика — это когда цифры». Представляете, это — люди, которые десять лет изучали «математику»! Что же они изучали-то? Что с них требовать? И вообще — что у них в голове?
Попробуйте, задайте такой вопрос своим детям. И если они скажут, что «математика — это отрасль науки, изучающая величины и их соотношения», смело можете веселиться, как негритянка на карнавале в Рио. Ваш ребенок имеет хоть какое-то представление о том, чем должен был заниматься в школе хоть в какой-то области знания. И не забудьте позвонить мне — очень хочу познакомиться с таким ребенком или хотя бы узнать о его существовании. Что уж тут говорить о таких понятиях, как «война», «любовь», «красота» … Каково ребенку, да и взрослому, пользоваться такими словами, о смысле которых он не имеет никакого представления? За ознакомление с текстом надо отвечать! Вот мозг вместе с носителем и «уходит в отказ». Одна из форм такого отказа — «Красота (да и вообще что угодно) — это для каждого свое!» Нельзя жить и выжить в мире, где все для каждого — свое.
Вообще наши дети, как правило, не могут определить важнейших понятий. Потому ничего и не понимают. А читать — значит признать это. Что недопустимо с точки зрения самоуважения и самоутверждения. А определять понятия надо уметь — с точки зрения действующего образовательного стандарта. В школе с выполнением требований этого стандарта неблагополучно. Но ведь надо, надо выполнять! Ведь слово без понятийного наполнения, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, «есть звук пустой».
Требования к оформлению
Мы уже разобрались, что фанфиков создано бесконечное множество и еще больше разнообразных комбинаций ждет нас впереди. Кроме того, по жанрам эти произведения бывают от сдержанных до откровенно эротических или даже со сценами насилия.
Требования не сложные. От автора требуется лишь указать в карточке произведения следующие сведения: название, автор, переводчик, фандом, персонажи/пэйринг, жанр, рейтинг, размер, статус, размещение и дисклеймеры.
Кроме того, автор может предупредить читателя, сообщить тип/вид фанфика, выложить содержание, обратиться к аудитории.
Все, теперь аудитория не запутается, а автор гарантировано привлечет преданных читателей.
История возникновения
Итак, как уже упоминалось выше, фанфиком в наше время называют литературное сочинение, которое создаётся по мотивам уже существующих телесериалов, книг, комиксов, игр и т.д. Распространено мнение, что фанфики появились с изобретением сети Интернет. Однако оно является ошибочным, потому что существованию фанфиков приписывают несколько веков. К ранним работам относят творчество юных девушек, которые в XIX веке сочиняли продолжение к книге «Маленькие женщины» Луизы Олкот. Тогда эти рукописные теории передавались только друзьям или родственникам, носили личный характер. Одним из самых распространённых сюжетов таких продолжений было выживание главного героя и свадьба двух других.
Скачок распространения фанфиков пришёлся на вторую половину XX века, когда создавались популярные фильмы и сериалы. Например, по «Star Trek» девушки написали тысячи произведений.
Где найти фанфики
Фанлитература в наше время становится всё популярнее, перерастая в такой вид сочинительского творчества, что в поисках интересных фанфиков начинается просто погоня.
А найти фанфики можно на тематических площадках, называемых фандомами (фэндомами).
Фандомом может считаться обычный сайт или сообщество в соцсетях. На этих ресурсах создаются разделы или каталоги, где фикрайтеры пишут и публикуют свои фан-эссешки к разным сюжетам и персонажам.
Поклонники, фанаты какого-то образа или сюжета даже совместные фандома создают. Это слово так и переводится «fandom» — группа (или сообщество) фанатов.
Когда фикрайтеры, входящие в эти фандома, написывают достаточно большое количество своих сюжетных линий, то они объединяются в сборники по каждому конкретному литературному произведению или другому оригиналу.
Такие сборники собираются в книги-фанфик.
Корейские молодежные группы привлекают к себе много поклонников, которые с удовольствием (а иногда и с азартом) пишут свои короткие истории про похождения главных героев — своих кумиров.
Фанфики пишутся не на полном серьёзе, а так — для потехи и забавы, чтобы другие читали.
Иногда фикрайтер не согласен с образом настоящего персонажа или его делами. Тогда он начинает выворачивать сюжет на свой лад.
Получается иногда совсем другая история. Так рождается новое творение с личными эмоциями и неудержимой фантазией.
Зацепило тебя фикрайтерство?
Вообще зацепило, буду писать фанфики обязательно
75%
Пока не совсем понимаю, что к чему
0%
Неа, не хочу, не буду
25%
Ерунда какая-то
0%
Проголосовало: 4
Соцсети.
В продолжении темы троллинга и травли. В ВК есть группа, которая называется Шыдевры Фикбука, и весь ее контент полностью состоит из постов состоящих из высмеивания, и издевательств над молодыми и неопытными авторами. На данный момент в этой группе состоит 205.485 человек. Я не знаю что это за люди, но к примеру сейчас они обсуждают вот это, это скрин из их группы. 620 лайков, 209 комментариев, и 18.000 просмотров записи. Нужны ли тут комментарии?
В ВК есть и официальная группа сайта Фикбук. Там все относительно благочинно, если конечно не читать комментарии, и там состоит 411.000 человек. То есть получается что половина из них состоит в Шыдевры Фикбука где 205.485 человек, а значит этот, чисто троллинский быдло-контент ШФ интересен каждому второму.
Но касаемо именно соцсетей важный момент состоит еще в том, о чем мы говорили в начале, о слеше. Жанр слэш давно составил основу фанфиков, слешеры выдавливают нормальных авторов, и множат свои извращенные фантазии ежедневно. По правде говоря, слеш-фанфики — это шизофренические бредни сильно обезумевшего фаната по мотивам своего идола. Начитавшись, этого, они вступают в группы ВК, содержащие в своем названии «слэш». И если в фикбуке они видели только тексты, то в тысячах групп посвященных слэшу они видят картинки и видео с прямой гей-пропагандой. К тому же вступив в сообщества слешеров, они рано или поздно попадают в сообщества «яой», так как они всегда репостят друг друга и тесно связаны. Яой это жанр японского гей-аниме, их в ВК более 5.000 групп до 110.000 человек в каждой. Это при наличии закона о защите детей от гей пропаганды, который у нас есть только на бумаге, и не работает от слова совсем.
Виды фанфиков
После распространения фанфиков была создана их жанровая классификация.
● Романтика – сюжет основан на любовных отношениях героев.
● Драма – произведение содержит в основном печальные и трагические события.
● Флафф – повествование без содержания особых проблем и страданий.
● Экшен – любовные отношения отходят на второй план, первый занимают постоянно развивающиеся приключения.
● Юмор – основу составляют комические истории.
● POV (point of view или точка зрения) – повествование сюжета от первого лица, то есть главного героя (я, мы).
● Дарк (от английского dark – тёмный) – трагические события, покрытые глубоким мраком и душевными истязаниями.
● Ангст – душевные страдания героев, психологические проблемы.
● Hurt/comfort – сюжет основан на том, что один из героев испытывает душевные или физические страдания, а второй помогает ему справиться с проблемой.
● PWP – эротические сцены без смыслового сюжета.
Существует разделение по размеру: мини, миди, макси. Выделяют также драбблы – короткое описание (в несколько страниц) какой-либо сцены без предшествующего ей сюжета.
Популярно также обозначение канон, которое отражает соответствие фанфика оригинальному предмету творчества. Соблюдаются все первоначально заложенные принципы, атмосфера повествования, принципы отношений персонажей и их характеры.
AU и OOC встречаются не реже. При переводе получаются следующие сочетания: AU – альтернативная вселенная, а OOC – за пределами характера. Такие фанфики содержат «отклонения от канона», изменения в классическом сюжете.
Масштабы явления
Думаете, что аноним из интернета никогда не сможет по-настоящему прославиться и достичь успеха? Уверены, что творчество поклонников не нужно никому, кроме их узкого круга?
Ошибаетесь!
Написание фанатской литературы в последнее десятилетие из постыдного «клейма позора» на репутации начинающего автора скорее стала «знаком качества». Причина этого отчасти в том, что некоторые авторы, начинавшие с фанфиков, стали звёздами мирового масштаба.
Пожалуй, самый яркий пример – Э.Л. Джеймс, чьи «50 оттенков серого» выросли из фанатской повести по «Сумеркам». Разумеется, для соблюдения авторских прав писательнице пришлось убрать совпадающие имена, вампиров и прочие детали, явно выдававшие первоисточник, да и саму повесть она впоследствии убрала из сети.
Также и постоянно публикующиеся писатели не брезгуют использовать идеи фанатов для своих последующих произведений. Например, Рейнбоу Рауэлл фанфики по её книге «Фанатка» вдохновили написать сиквел «Продолжай».
“Воспитываем интерес к учёбе”
Об этом можно писать целую книгу, поскольку вопрос явно не уместится в рамки обычной статьи. Существуют миллиарды причин, из-за которых ребёнок не хочет учиться. Начиная с конфликтов в учебном коллективе, заканчивая непрофессиональным преподаванием нищего учителя и чрезмерным усердием родителей.
Здесь я могу дать только общие рекомендации и несколько ссылок для ознакомления. Начнём с общих рекомендаций.
Забудьте о методе “кнута и пряника” или о методе “только кнут”. Научитесь методу “только пряник”. Поощряйте ребёнка за каждую хорошую оценку. Радуйтесь и хвалите его. Дайте ему понять, что для вас нет ничего приятнее, чем его хорошая оценка.
Плохие оценки тупо игнорируйте. Делайте вид, что вам нет никакого дела до плохих оценок. Думаете, в этом есть риск? Попробуйте. Проведите этот эксперимент длительностью в 4-5 месяцев. Я не предлагаю так поступать до последнего класса. Просто проверьте.
И ещё очень один классный способ, который придумал мой отец. Результат: моя успеваемость за месяц возросла до небес! Каждый день я приносил дневник красный от оценок и подписей. Оценками были: четыре и пять. Почти по каждому предмету за один день!
И знаете, что сделал мой отец? Он начал платить за оценки в дневнике! Пять – это самая дорогая оценка. Четыре – это сумма поменьше. Три – я вообще ничего не получал. Два – отнимаем из заработанных денег стоимость пятерки.
Еще никогда я не учился так хорошо и усердно! Всем рекомендую
Теперь ссылки:
На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца и проявили интерес к этой теме. Кстати, забыл спросить! А вас родители заставляли читать? И какой был результат?
Архангельский фандом
Полина Владимировна проводила опрос среди фикрайтеров, в котором приняли участие 24 человека: 23 девушки и один юноша. Возраст опрошенных от 14 до 31 года. Среди респондентов психологи, экологи, биологи, историки, экономисты, даже дорожные строители!
Они отвечали на вопрос: «Почему человек приходит в фандом?». Самый популярный ответ: «Недостаточно канона», то есть какие-то характеры произведения, по мнению фанатов, остались нераскрытыми, события описаны не полно. Кроме того, так фикрайтеры расширяют круг друзей и находят себе самореализацию. Два человека ответили, что хотели бы сбежать от этой реальности, создать новую. Важным оказалось и личностное развитие: толерантность, организованность, уверенность в себе, получение новых знаний. Главный вывод исследования: фанфикшен − это самоконструирующая практика и возможность критического осмысления проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Как заинтересовать подростка чтением
Сделайте реальные шаги, которые помогают заинтересовать ребенка чтением.
Предлагайте подростку интересные книги
Классику и длинные романы современным подросткам читать сложно. А вот что может понравиться, так это тексты, которые близки и понятны.
- Фэнтези — это не катастрофа, а понятное чтение. “Война и мир” может подождать того времени, когда ребенок дорастет до возраста Наташи Ростовой хотя бы.
- Стихи современных поэтов. Новая искренность, простая лексика, рваный слог — это очень понятно подросткам. Современная поэзия и короткая проза — задевает за живое и нравится.
- Искренние и исповедальные книги о волнующих проблемах — также стоят того, чтобы подросток прочел.
Начните со сторителлинга
Попробуйте заново пройти путь от развития устной речи к письменной. Рассказывание историй может побудить их читать. Сейчас есть много курсов по сторителлингу, сторителлинг в практическом применении: в рекламе, маркетинге и т.п. Через такое занятие ребенок может прийти к чтению, потому что у него появится мотивация и потому что в таких кругах все читают и рекомендуют то, что нравится и хочется обсудить.
Отдайте ребенка в студию современного театра. Читать там никто не заставляет, но создание собственных импровизаций — это и речевое развитие тоже, а оно стимулирует чтение в конечном итоге.
Смотрите экранизации и сравнивайте с книгой
Гарри Поттер провел человечество от фильма к книге. С тех пор литературные сюжеты постоянно переосмысляются на новый лад. Половина фильмов и мультфильмов, которые нравятся подросткам, сняты по книгам или классическим сюжетам.
Читайте вслух с выражением
Считается, что читают только малышам перед сном. Меж тем подростки с удовольствием слушают декламацию стихов вживую и даже чтение прозы, если обсуждать прочитанное.
Автор этих строк прочел с классом и “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени” и “Отцов и детей”, и рассказы Бунина. Маленькими кусками, сокращая описание и обсуждая. Это работает.
А уж рассказы читать вслух и обсуждать — это идеально.
Показывайте хороший пример
Если вы сами мало читаете, потому что у вас работа и т.п., ребенок справедливо ответит, что у него школа и ему тоже некогда. Если же он видит родителей за книжкой и обсуждающих прочитанное, для него это будет культурной нормой. Не факт, что она сработает в подростковом возрасте, но он вернется к чтению позже.
Помните об индивидуальном развитии
Существуют образовательные системы, которые считают современную норму овладения чтением, счетом и прочими абстрактными навыками нефизиологичной. В качестве аргументов приводят информацию о созревании мозга, называют чтение и счет в раннем возрасте фальшивым, потому что глубинного понимания текста в этом возрасте еще нет.
В таких утверждениях есть доля истины, а опыт, например, детей войны показывает, что раннее интеллектуальное развитие не обеспечивает интеллектуального превосходства надолго. В любом случае, надо понимать, что дети с разной скоростью дозревают до вдумчивого чтения и торопить ребенка не стоит — можно сломать и отбить любовь к книге надолго.
Личный опыт
Алёна Апрелкова, методист
Моему сыну шесть лет. Как ответственная мама я скупила все книги, которые должен прочитать ребёнок в этом возрасте. Он категорически отказывается слушать про Ивана-царевича и Василису Премудрую, зато с радостью несёт мне книжки про Молнию Маккуина и «Корпорацию монстров». Для него русские народные сказки — это брокколи, которые он готов проглотить, только если стоит выбор: лечь спать или прочитать книгу из маминого детства. Поэтому мы читаем так: одну я выбираю, а две — он сам.
Как педагог скажу, что произведения школьной программы далеки от мира наших детей. Это одна из главных проблем, из-за которых дети не читают. Кажется, что большинство произведений признаётся только в старших классах, когда есть какой-то накопленный жизненный опыт. Именно тогда происходит всё то, что описано в литературе: любовь, предательства, разочарования, разделение на добро и зло. А вот школьникам среднего возраста сложно пропускать через себя текст.
У меня как у репетитора есть ученица Злата. Она учится на отлично, мечтает уехать в Китай и стать врачом. В течение года ей физически не хватает времени на чтение, но она скупает книги, расставляет на полке и ждёт лета, чтобы насладиться. В свои 14 лет она размышляет на уровне взрослого и хорошо образованного человека. Парадокс заключается в том, что её нелюбимый предмет — литература. А всё потому, что на уроках не разрешают высказывать своего мнения, а произведения и вовсе неинтересные.
Жанна Ралдыгина, учительница начальных классов
У меня был четвероклассник на заочном обучении. В семье культуры чтения не было, а Дима читал 20 слов в минуту и вообще не понимал смысл прочитанного. Мама сказала мне, что это не главное, ведь он слушает аудиокниги, смотрит фильмы и мультики по школьной программе, свободное время проводит за компьютерными играми. Дима завалил аттестацию, потому что не успевал прочитать задание и понять его смысл. После этого родители отобрали все гаджеты и заставили читать. Сейчас он посещает психолога, нейропсихолога и ненавидит книги.
А ещё однажды ко мне обратилась мама двухлетней девочки, которая только-только начала говорить. Родители много читали сами и постоянно обновляли детскую библиотеку. Ребёнка не приучали к гаджетам и телевизору. В три года Варя уже читала по слогам. У неё была большая любовь к книгам. Сейчас она учится в 6-м классе, отличница. Победительница и призёр многих конкурсов и олимпиад, учит три языка, ведёт инстаграм-страницу о книгах и увлекается программированием. Любовь к книгам не прошла.
Алёна Хромова, дефектолог
Когда я работала в началке, у меня была идея фикс: привить культуру чтения. Мы с детьми в классе собрали пару полок интересных книг, у всех были читательские билеты в школьную библиотеку, а с середины года мы завели читательские дневники. Оценки за это я не ставила, у меня был первый класс, но наклейки за старания при заполнении приклеивала.
Переписать Толстоевского
Фанатские произведения, будь то фанфики, фан-видео или фан-арт, свидетельствуют о сложном комплексе чувств к литературной и киноклассике. Lovehate, любовь-ненависть — так можно обозначить это отношение к культурным канонам. Что угодно, только не равнодушие. В магнетических мирах, созданных в произведениях Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского, Конан Дойла, Толкина и других богов литературного пантеона, все же хочется что-то переделать. Например, не дать умереть Андрею Болконскому, подружить Онегина и Печорина, научить Базарова вести детективные расследования, познакомить Раскольникова с Холденом Колфилдом из романа «Над пропастью во ржи».
В фанфикшн, по словам культуролога Натальи Самутиной, уникальная конфигурация художественного мира выстраивается «из заимствованных и самостоятельных фрагментов, крупных и мелких кластеров общепринятой и новой информации». Авторы фанфиков, что называется, «типичные представители» дженкинсовской «культуры соучастия». Они воспринимают себя как сотворцов произведений.
Смелые ходы в фанатских текстах говорят о влюбленности и — одновременно — отторжении от «сакральных» образцов. Фанфикшн произрастает на почве классики, но при этом приносит диковинные плоды, порой с шокирующим вкусом. Любопытно, что в этом странном саду нередко блуждают и профессионалы — именитые писатели и режиссеры. Фанатские чудеса могут давать им вдохновение и направлять.
Культуролог, доцент Института образования НИУ ВШЭ отмечает парадоксальное устройство фанфикшна: «Он зиждется на специфичном каноне — коллективно отобранных кино- и литературных текстах, — движется поклонением, эмоциональной привязанностью и вниманием, при этом изначально работает как борьба с каноном, критика канонов и изменение канонов»
Как писать фанфики?
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: фанфики могут быть крайне полезны. Можно сомневаться про категории «яой» или «хентай», но даже эти крайности могут оказывать положительное влияние на подростка
Важно лишь найти тонкую грань между эротикой и порнографией
Фанфики — прекрасная возможность проявить чувство юмора.
В целом же можно рекомендовать родителям поддерживать подобное хобби своих детей. Пусть смотрят любимые сериалы, пусть самовыражаются в творчестве. Но при этом – поддерживайте в них мотивацию к росту, к развитию. Чтобы от одного рассказа к другому все выше была грамотность написания, все более стройным – сюжет. Результаты такого увлечения не заставят себя ждать улучшенными отметками в школе.
Кроме того, стоит уделять внимание содержанию того, что смотрит и пишет ваш ребенок. Вместе анализировать, находить параллели
Ярким примером может стать аниме-сериал «Тетрадь смерти», в котором четко прослеживаются идеи «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Покажите подростку эту общность, эти связи – и увидите, с каким интересом он возьмется читать достаточно сложное для восприятия школьника произведение.
Отнеситесь к творениям вашего сына или дочери со всей серьезностью. Помогайте прорабатывать образы, характеры, подбирать подходящие слова. Это поможет расширить лексикон ребенка, улучшит память, благотворно скажется на развитии интеллекта
И неважно, как он будет писать фанфики – с черновиком, сразу с публикацией на интернет-странице или как-то еще. Важно, чтобы это увлечение оказало на него максимум положительного влияния
Ну а неподдельный интерес к его творчеству и поддержка с вашей стороны обязательно укрепят добрые, доверительные отношения, поможет решить многие классические вопросы «отцов и детей». Что тоже может быть только к лучшему.
Популярность фанфиков у подростков
Почему же фанфики стали одним из основных увлечений современных подростков? На самом деле всё просто.
Фанфик — это отличная возможность создать собственную историю на основе любимой вселенной, особенно если поклонника не устраивает концовка или судьба отдельных персонажей.
Любительские истории по мотивам других произведений помогают подросткам развить свой писательский талант, находить друзей с похожими интересами, обретать популярность в среде таких же фанатов, расширять кругозор и даже становиться более грамотным — ведь написание фанфиков значительно улучшает письменную речь.
Такое увлечение можно рассматривать не только с точки зрения писателя, но и с точки зрения читателя. Это две команды, без которых фанфикшен нельзя вообразить. Вместе с единомышленниками подростки, заходя за рамки сюжета, учатся отстаивать своё мнение, рассуждать, развивать воображение и критическое мышление.
Как ответить на оскорбление учителю
Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить. Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно
Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.
- Поставить границы. Всегда полезно сказать, что ты услышал мнение другого человека, но у тебя есть свое.
- Пресекать манипуляции, основанные на чувстве вины и стыда. Если ребенку постоянно ставят в вину его неуспешность, поведение и т.п. Нужно научить его говорить “стоп” и повторять как минимум про себя, что это эмоции другого человека, его мнение, а не истина.
- Заявлять о границах. Научите ребенка говорить о своих границах при помощи я-сообщений. То есть не обвинять учителя в ответ, а заявлять о себе. Мне неприятно, когда говорят плохое о моих родителях. Я злюсь, когда критикуют мою внешность.
Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.
Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?
Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.
- Обращайтесь к учителю уважительно.
- Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
- Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
- Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
- Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
- Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.
В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.