Как закрепить успех
Итак, мы немного разобрались в себе и своих свойствах, проанализировали плохой опыт, хорошо подготовились, выбрали хороший, по нашему мнению, момент и выступили. Теперь нужно проанализировать полученный опыт. Получилось ли сразу переписать плохой опыт, если такой был? Достаточной ли была концентрация на других людях? Сколько раз мы ошиблись и сбились с мысли? Получилось ли донести то, что хотелось сказать? Просто анализ. Разбор полетов, так сказать. Теперь нужно сделать выводы и повторить.
Выступать перед публикой в течение жизни приходится многим, независимо от того, есть ли у нас талант к этому или нет. Зная свои свойства, сильные и слабые стороны, любому человеку можно преодолеть страх выступлений и добиться успеха.
Вот как это получилось у слушателей тренинга «Системно-векторная психология»:
Причины страха публичных выступлений
Страх иррационален, его нельзя преодолеть сознательным решением. Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причины, скрывающиеся в бессознательном. Таких причин может быть несколько. Большинство из них лежат в свойствах психики людей с анальным и зрительным векторами (согласно терминологии с тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»).
Негативные проявления свойств анального вектора, которые могут обострять страх перед выступлением:
-
страх опозориться;
-
страх отрицательной оценки;
-
излишний перфекционизм, из-за чего человек все время ощущает себя плохо подготовленным;
-
нерешительность, трудность сделать первый шаг, начать что-то новое.
Для такого человека необычайно значимо прошлое, поэтому оно оказывает влияние на его настоящее.
Плохой первый опыт. Он мог случиться как дома, так и в школе или в садике. Когда не получилось выступить успешно в первый раз — забыл стихотворение на публике, потерял мысль во время доклада и не смог его закончить, не оправдал ожиданий. Такой опыт прочно откладывается в памяти человека с анальным вектором, сильно травмирует его и не вызывает желания повторять попытки выступать на публике.
Запрет на право на ошибку. Когда в процессе воспитания прививается мысль, что ошибаться — это плохо, что нельзя делать ошибки, за ошибку будешь наказан. Часто это бывает из-за того, что в школе детей ориентируют на оценки, и именно у детей с анальным вектором закрепляется страх совершить ошибку. Ведь быть лучшим во всем — его основное желание. В дальнейшем этот страх сковывает, лишает свободы действия.
Человек со зрительным вектором от природы обладает большой чувствительностью, эмоциональной амплитудой. Страх — это его первичная эмоция, с которой он рождается. В процессе воспитания он может развить свои чувства и научиться трансформировать страх в эмпатию, любовь. Если же его чувства не будут развиты, он останется в страхах. Одна из разновидностей страха — это социофобия, страх быть среди людей. На момент выступления этот страх особенно обостряется.
Когда обладатель зрительного вектора не реализует свои эмоции в жизни, он все равно чувствует, но его чувства сконцентрированы внутри, на себе. Он зацикливается на своих переживаниях, на том, как он выглядит. Может думать, что все видят, как он волнуется, как дрожат его руки, какой он непривлекательный.
Психотравмы детства в обоих векторах могут влиять на способность выступать перед публикой. Для зрительника такой травмой может стать травля и насмешки одноклассников, когда он выходил к доске. Из таких эпизодов возникает социофобия и боязнь сказать что-то не то.
На человека с анальным вектором будет влиять прошлый опыт, когда были приложены усилия, а их обесценили, раскритиковали или просто вовремя не похвалили. Ведь для него так ценна положительная оценка и похвала значимых для него людей. Он словно застревает в той ситуации и по-прежнему боится плохой оценки.
Между свойствами зрительного и анального вектора может быть внутренний конфликт. Первый тянет проявлять эмоции и находиться в центре внимания, а второй заставляет тормозить, избыточно шлифовать детали и чувствовать неуверенность, винить себя за ошибки.
Осознание своих свойств, особенностей их развития, правильная их реализация приводит к тому, что, находясь на сцене, в центре внимания, наконец, чувствуешь себя хорошо, знаешь, что хочешь сказать, и становишься способен реализовать весь свой потенциал. Поэтому важным шагом к успеху является не только понимание причин, но и использование своих сильных и учет слабых сторон.
Как избавиться от страха публичных выступлений
Человеку со зрительным вектором нужно снять концентрацию внимания с себя и сосредоточиться на слушателе. Больше заботиться не о своих переживаниях, а о том, что хочет услышать аудитория. Больше погрузиться в эмоцию и смыслы, которые хочется передать зрителям.
А обладателю анального вектора необходим глубокий анализ прошлого опыта и хорошая подготовка по теме выступления. Страх опозориться имеет свою ценность — он заставляет постоянно совершенствоваться, является стимулом углубляться в тему, быть в ней экспертом.
Нужно также помнить о том, что в первый раз сложнее всего — так может проявлять себя страх нового. Второй, третий раз легче. Главное — не закрепить первый негативный опыт. А если он уже закрепился, нужно понять причины застревания в негативном прошлом опыте. Уже одно только это изменит к нему отношение.
Как же все это сделать практически?
Методы, советы, рекомендации
Зрительному человеку можно отрепетировать выступление перед близкими или доброжелательно настроенными людьми. Перед зеркалом тоже неплохо, но не столь эффективно. Больше думать о том, как донести то, что хочется сказать, в какую эмоцию вовлечь. Это должно быть в ту нехватку, ради которой его пришли послушать. Войти в роль, вжиться в образ — это так у него хорошо получается! Полюбить своих зрителей, в конце концов.
Человеку с анальным вектором важно хорошо подготовиться и разбираться в теме. Собрать и проанализировать много материала, разложить у себя в голове все по полочкам
Подготовка очень важна, но стоит помнить о том, что избыточный перфекционизм, наоборот, мешает и нужно вовремя остановиться, а не цепляться бесконечно к качеству подготовки. Например, музыканты не играют перед самым выступлением, а дают себе время абстрагироваться, отдохнуть перед важным событием.
Хорошо сделать план выступления, шпаргалку тезисов. Составить текст с основными мыслями, чтобы не заплутать. И если так случится, что мысль сбилась каким-нибудь неожиданным вопросом или ситуацией, чтобы перед глазами всегда был общий план действий.
Не начинать с очень больших и ответственных мероприятий. Если страх уже есть, лучше не рисковать и начать с менее важных выступлений, например, с речи на дне рождения друга. Закрепить успех и потом перейти к более сложным заданиям.
Не стараться делать все «перфект». Дать себе право на ошибку. Каждый может ошибиться. Совершенства достигнуть невозможно.
Поначалу избегать экспромтов на сцене. Такие свойства, которые позволяют свободно импровизировать, находясь в центре внимания, есть не у всех, но этому можно научиться.
Проявления страха
Очень многие люди волнуются перед выступлением, но не всем удается это преодолеть. Иногда страх становится неконтролируемым. У него даже есть свои названия. Страх публичных выступлений называется глоссофобия. А тревожное расстройство, при котором человек не может произнести связной речи или нескольких связанных слов, называется логофобией. Эти расстройства имеют свои физиологические и психологические проявления. Мы можем их наблюдать.
Физиологические проявления:
-
общее напряжение;
-
усиленное потоотделение;
-
тремор рук;
-
бросает в жар или, наоборот, бьет озноб;
-
повышаются давление и пульс;
-
плохо слушаются ноги;
-
подташнивает;
-
сухость во рту;
-
ком в горле;
-
навязчиво тянет в туалет;
-
голос не слушается, дрожит;
-
ощущается нехватка воздуха;
-
напряжение мышц шеи, подергивание головы.
Психологические проявления:
-
спутанность мысли;
-
навязчивые мысли о предстоящем событии задолго до начала выступления;
-
сильное чувство беспокойства и тревоги;
-
избегание ситуаций, где нужно публично выступать.