Глухие и звонкие согласные

Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. буква и звук й | русский язык

Глухость и звонкость

Глухость / звонкость входит в число различительных признаков многих языков. В отличие от глухих согласных, которые произносятся без вибрации гортани, звонкие согласные сопровождаются колебанием голосовых связок. В русском языке большинство согласных образует соотносительные пары, которые противопоставлены по глухости / звонкости. Подобных соотносительных пар нет у сонорных, аффрикат и у заднеязычного /х/.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

О фонологической самостоятельности глухих и звонких согласных свидетельствуют такие минимальные пары, как «бар – пар», «вар – фар» (форма родительного падежа множественного числа слова «фара»), «гол – кол», «дам – там» и т.д.

По-другому реализуется этот признак у согласных, которые не образуют соотносительных пар по глухости / звонкости. Сонорные на конце слова после глухих согласных произносятся глухо: «цикл», «смысл», «ритм», «микрокосм». Глухие согласные /ц/, /ч/, /х/ перед звонкими произносятся звонко («ц» – как слитно произнесенные «д» и «з», а «ч» – как «д» и «ж»): «отец бы» /ат’эдзбы/, «дочь бы» /додж’бы/, «их бы» /иγбы/. И в том, и в другом случае глухие сонорные, звонкие /ц/, /ч/, /х/ являются позиционно обусловленными вариантами соответствующих фонем. Глухость / звонкость используется в этом случае как различительный признак аллофонов.

Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку

Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.

Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.

  1. Закрыв руками уши произносят , а потом . Когда проговаривают , голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
  2. Можно сделать иначе. Произнести и , прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.

Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.

Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.

Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:

  • звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
  • глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».

В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.


Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару

Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема , то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Гласные и согласные звуки, их образование и использование в русском языке

Сначала поговорим о гласных звуках. В рамках русского языка все гласные звуки максимально чётко проявляются, когда ударение приходится на них. Это так называемые ударные гласные. Основные гласные звуки русского языка следующие: а, и, э, ы, о, у.

Воспроизведение звука «а» производится путём опускания нижней части челюсти, через которую воздух проходит обширным потоком. Язык при этом находится в неподвижном состоянии.

Образование звука «э» во многом сходно с образованием «а», но имеет ряж существенных отличий: нужно частично приподнять часть нижней челюсти и изменить положение языка, прижимая его к верхней части нёба. Для воспроизведения звука «и» нужно поднять и подтолкнуть язык несколько сильнее, почти касаясь им верхних передних зубов, проход воздуха при этом необходимо уменьшить до оптимального минимума.

Воспроизведение звука «о» происходит достаточно сходным образом, что и воспроизведение звука «а». С той только разницей, что проход для воздуха сужается, параллельно приподнимая нижнюю челюсть и часть язык наверх. Для озвучивания «о» необходимо округлить губы и с силой вытолкнуть воздушный поток.

Вокализация «ы» производится примерно так же, как и из исходного положения вокализации звука «и» положение губ и рта аналогичное , с той разницей. Что необходимо поднять среднюю часть языка вверх, но не касаться нёба.

Воспроизведение звука «у» происходит путём сужения звукового прохода несколько сильнее, чем при воспроизведении «о». Губы в этом случае необходимо вытянуть вперёд, а задняя часть языка подаётся вверх к нёбу, но его не касается.

Теперь нужно рассказать и о согласных, хотя это обширная тема, требующая отдельного разбора.

Процесс образования согласных звуков кардинально отличается от образования гласных и его механика существенно сложнее. В современной фонетике выделяют пять разновидностей механики образования согласных звуков. Мы последовательно рассмотрим каждый из видов механизмов образования и разберём их особенности.

Во-первых упомянем так называемые «смычные» согласные. Как понятно из самого их названия, они воспроизводятся методом смыкания губ и/или прижатия языка к нёбу с небольшой силой. Перечислим звуки, относящиеся к смычным – это звуки б, к, г, п, т, д. При их произношении нужно резко вытолкнуть звук наружу, чтобы получить шумовой эффект, который оформляется в конкретную букву путём определённой артикуляции губ и языка.

Помимо просто смычных согласных, существуют также и «смычно-проходные». Этот тип согласных отличается тем, что при их вокализации звук высвобождается не одномоментным, взрывным способом, а происходит постепенно, артикуляция также существенно отличается, в ней в большей степени участвует язык, а не губы. К данному типу согласных звуков мы можем отнести: н, л, м.

Другим видом согласных звуков являются «щелевые», наименование которых также показательно и даёт достаточно объективное понимание о звукообразовании в данном случае. Это следующие звуки: з, в, ж, ф, с, х, ш. Основу данных звуков составляет «трение» выталкиваемого воздуха о задний или передний отделы языка, либо трение непосредственно о нёбо. Звук «ф» воспроизводится выталкиванием воздуха через щель между нижней губой и верхней частью челюсти.

Следующая разновидность – «слитные» звуки. К данным звукам относятся «ц» и «ч». Тут для образования звука нужно соединить кончик языка и зубы, после чего отрывисто вытолкнуть воздух их разомкнуть – тогда будет образовываться щель, которая и приведёт к извлечению нужного звука.

И последняя разновидность согласных звуков – это «дрожащие». К ней относится всего один звук – это звук «р». Воспроизводится он дрожанием кончика языка во время равномерного выталкивания воздуха.

Структура индивидуального занятия

Сначала мы рассмотрим структуру индивидуального логопедического занятия и то, что она включает в себя. В ходе занятий обычно проводятся следующие упражнения и активности:

Артикуляционная гимнастика, направленная на тренировку и развитие артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика или массаж пальчиков, выполняемые при помощи стихов для стимуляции движений пальцев и рук.
Упражнения на дыхание для улучшения контроля и силы дыхания при произнесении звуков и слов.
Упражнения на развитие мимики для улучшения выразительности и пластичности лица при произношении звуков.
Упражнения по формированию голоса для улучшения качества и силы голосового произношения.
Упражнения на четкую дикцию и выразительность речи для развития понятности и эффективности коммуникации.
Упражнения на развитие фонематического слуха для тренировки распознавания и различения звуков в словах.
Коррекция звукопроизношения, включающая постановку звука, его автоматизацию и различение между звуками.
Работа над коррекцией слоговой структуры слова для формирования правильного строения и произношения слов.
Работа над лексикой и грамматикой для расширения словарного запаса и улучшения грамматических навыков.
Обучение грамоте, включающее знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма.
Развитие высших психических функций, таких как память, внимание и воображение, для повышения когнитивных навыков.
Работа над коррекцией чтения и письма со школьниками.

Все эти упражнения и активности направлены на развитие речевых навыков и коррекцию возможных речевых нарушений у детей.

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
  •  набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
  •  последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
  • звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук ,  , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: ,  , , , ,   —  в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные:  , , , , , , , ,  —  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,    — шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :  жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,  , , , , , — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Согласные звуки: как отличать

Согласные звуки — это звуки, в образовании которых губы, зубы и язык создают препятствие. Они, как правило, отличаются несколькими параметрами: 

  • глухостью или звонкостью; 
  • парностью или непарностью; 
  • мягкостью или твёрдостью.

Все согласные звуки условно делятся на: 

сонорные шумные

Мягкость и твёрдость глухих и звонких согласных букв появляется благодаря последующему гласному или согласному звуку. Определённые группы гласных могут давать только твёрдость или мягкость. Если после звонкого или глухого согласного идёт другой согласный звук, то он с большой долей вероятности будет твёрдым. 

Твердость и мягкость меняет звучание слова и делает его более выразительным. 

Понятие парных согласных связано с созвучностью звонких и глухих звуков. Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им, но только с меньшим количеством голоса и большим шумом.

Пример

Например, парные по глухости и звонкости согласные буквы: 

  • Б — П; 
  • Д — Т; 
  • Г — К; 
  • Б — П; 
  • Ж — Ш.

И так далее. 

Глухие и звонкие согласные можно распределить следующим образом: 

  • Пять непарных глухих согласных: х, ц, ч, щ.
  • Звуки , , , — шипящие.
  • Звуки , — твердые шипящие звуки.
  • Звуки и — мягкие шипящие звуки.
  • Звуки , , , , — свистящие. 
  • Звуки , , , — сонорные. Они всегда звонкие и не имеют пары. 

Запоминаем глухие и звонкие согласные звуки с помощью простой проверки: приложите пальцы к горлу и произнесите слово. Если чувствуете дрожание, то звук звонкий. Если оно отсутствует — глухой. 

Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. Подобная разница в значениях обусловлена тем, что некоторые звуки имеют пару (звонкую или глухую). 

Запоминаем глухие буквы: 

п ф к т ш х ц ч щ

Глухие и звонкие согласные звуки образуют весь русский алфавит. Всего звуков в русском языке 36. 

Для упрощения задачи запомним, что все звуки в русском языке либо являются парными, либо непарными

В рус­ском язы­ке их значительно меньше, чем парных, но они тоже имеют немаловажное значение и позволяют создавать интересные звучания в стихотворениях или текстах. Непарных согласных не так много

Большинство из них представлены сонорными звуками и очень быстро запоминаются

Непарные согласные можно запомнить с помощью фразы: «У льва и жабы много друзей». Подобная нехитрая уловка значительно упростит процесс запоминания столь непростой темы. 

Пример

К примеру: 

  • Звонкие звуки:, , , , , .
  • Непарные звонкие согласные звуки: , , , , . 
  • Глухие звуки: , , , , , , , .
  • Непарные глухие согласные звуки: , , , . 

Как знание подобной информации поможет упростить процесс обучения? Благодаря знанию различий между звонкими и глухими согласными можно быстро делать фонетические разборы слов (такой разбор отмечается цифрой 1 и является одним из стандартных заданий на ВПР или ЕГЭ) без лишних затруднений. Различая звонкие согласные звуки и глухие согласные звуки, можно избавиться от ошибок в повседневной речи и показать уровень собственной образованности. 

Для лучшего усвоения темы обратитесь к таблице глухих и звонких согласных: 

Твёрдые Мягкие
Звонкие
Глухие

Усвоение разницы между согласными звуками по уровню глухости, твердости, мягкости или звонкости позволит совершенствовать и оттачивать собственные знания по теме. 

Итоговый тест

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
    • У гласных
    • У согласных
    • Да
    • Нет
    • Да
    • Нет
    • 5
    • 11
    • 20
    • 5
    • 10
    • 14
    • 10
    • 15
    • 20
    • 3
    • 6
    • 12
    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

     

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Нет
  5. Нет
  6. 11
  7. 14
  8. 15
  9. 6
  10. Сочетаниями букв
  11. Сильная позиция
  12. У всех: и гласных, и согласных

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: