Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте

Слоговая структура слов

Введение

      В
соответствии с принципами психолого-педагогической
классификации речевых нарушений 
выделена категория детей с таким
нарушением, как общее недоразвитие речи,
при котором отмечается недостаточная
сформированность всех языковых структур.
Речь страдает как целостная функциональная
система, при которой нарушаются все ее
компоненты: фонетико-фонематическая
сторона, лексика, грамматический строй.

      ОНР
у детей дошкольного возраста
может проявляться по-разному. При 
осложненных формах данного нарушения,
помимо перечисленных компонентов 
речи дополнительно нарушается слоговая
структура слова. (Под понятием “слоговая 
структура” слова принято подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове.)

      При
этом речь ребенка имеет выраженные
отклонения в воспроизведении слогового 
состава слова. Эти отклонения носят 
тот или иной характер изменений 
правильного слогового звучания.

      Преобладание
ошибок, выражающихся в перестановке или
добавлении слогов, свидетельствует о
первичном недоразвитии слухового восприятия
ребенка. Ошибки типа сокращения числа
слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывают
на преимущественное нарушение артикуляционной
сферы.

      При
этом нарушения слоговой структуры 
слова удерживаются в речи дошкольников
с ОНР дольше, чем недостатки произношения
отдельных звуков. Слоговая структура 
слова, усвоенная в изолированном 
произношении, нередко вновь искажается
при включении этого слова во фразу или
самостоятельную речь.

      Большое
значение для правильного произнесения
слогового состава слова играет
степень знакомства со словом. Малознакомые
слова искажаются чаще, чем слова 
хорошо известные ребенку.

      Проанализировав
данные научно-методической литературы,
посвященные проблеме нарушения и коррекции
слоговой структуры слова у детей дошкольного
возраста, можно сделать вывод о том, этот
вопрос является малоизученным и недостаточно
описанным. Методические рекомендации
по коррекции этого нарушения являются
противоречивыми и неполными, не смотря
на их актуальность.

      Об 
актуальности данной проблемы говорит 
тот факт, что своевременное овладение 
правильной речью имеет важное значение
для становления полноценной 
личности ребенка, а усвоение слоговой
структуры слова является одной из предпосылок
для овладения грамотой и дальнейшего
успешного обучения ребенка в школе.       Опираясь 
на принцип предупредительного подхода 
к детям дошкольного возраста,
особую значимость проблема формирования
слоговой структуры слова приобретает
в условиях детского сада для детей с нарушениями
речи, как подготовительный этап в обучении
грамоте

      Опираясь 
на принцип предупредительного подхода 
к детям дошкольного возраста,
особую значимость проблема формирования
слоговой структуры слова приобретает
в условиях детского сада для детей с нарушениями
речи, как подготовительный этап в обучении
грамоте.

      Логопедическая 
работа по устранению нарушений слоговой
структуры слова не может ограничиваться
чисто коррекционной задачей исправления
лишь данного недостатка. Она должна быть
развивающей и включать в себя работу
над фонематическим восприятием, словарным
запасом, грамматическими формами, развитием
интеллектуальных функций (мышления, памяти,
внимания).

      Цель:
исследование особенностей освоения и
формирования слоговой структуры слов
в дошкольном возрасте.

      Объект 
исследования — слоговая структура 
слова у детей ОНР.

      Предмет
исследования- освоение слоговой структуры 
слова у дошкольников.

      Для
достижения поставленной цели решались
следующие задачи:

    • выявить онтогенез
      звуко-слоговой структуры слова в норме;
    • рассмотреть
      методические рекомендации к проведению
      занятий по устранению нарушений слоговой
      структуры слова.

Методы 
исследования: изучение и анализ литературы.

Общее недоразвитие
речи — различные сложные речевые расстройства,
при которых нарушено формирование всех
компонетов речевой системы, т.е. звуковой
стороны (фонетики) и смысловой стороны
(лексики, грамматики). Впервые термин
ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником
дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Понятие общего недоразвития речи (ОНР)
и в настоящее время активно используется
для формирования логопедических групп
детей при дошкольных учреждениях. Общее
недоразвитие речи может наблюдаться
при сложных формах детской речевой патологии:
алалии, афазии (всегда), а также ринолалии,
дизартрии (иногда).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: