Какие чудеса творят хвостатые терапевты?
Победа в нашем деле ― это совокупность работы специалиста, собаки, родителя и ребенка. Они случаются не так часто, как хотелось бы, но каждый раз это трогает до слез.
Был у нас ребенок с сильной умственной отсталостью, неговорящий. Родители мечтали, чтобы он сказал хоть какое-то слово, даже сматерился. Я сказала, что материться мы не будем, а вот говорить «дом» и «сыр» научимся. Потому что с сыром мы работаем на занятиях, когда ребенок кормит собаку, а дом… это просто дом. И когда ребенок через четыре месяца сказал: «Сыр!» ― папа заплакал от счастья.
Была Златка ― непростой ребенок в плане реабилитации. Сейчас она ходит в школу, общается, песни поет ― практически обычная девчонка, если не знать нюансов.
Держась за шерсть ретривера Нюши, несколько ребятишек научились ходить. А один малыш заговорил только тогда, когда ему нужно было пообщаться с собакой. Мы сказали ему: «Хочешь, чтобы она выполняла твои команды, дала лапу ― скажи ей об этом». И мальчик сделал это!
Несколько ребят научились ходить, держась за ошейник Нюши
Или, допустим, ребенок в терминальной стадии мог только лежать и смотреть в потолок. Но когда он начинает перебирать шерсть собаки, у него на лице расцветает улыбка…
Как проходит процесс адаптации детей: мой опыт
Как учитель начальных классов, в своей практике я замечаю, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом я часто использую коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах.
Но как бы хорошо не складывались у ребенка отношения с одноклассниками, если в семье царит напряжение от постоянного контроля или, наоборот, абсолютное безразличие к ребенку, то сверстники и учитель мало чем могут помочь в адаптации.
Плюсом в такой ситуации является лишь то, что грамотный и отзывчивый к детям педагог может определить эту проблему еще на первом этапе. Тогда он может вовремя подключить психолога и провести необходимые беседы с родителями.
Многие из них, к сожалению, не осознают, какое значение для ребенка имеет сложившийся стиль общения. Поэтому я считаю очень важным доводить до родителей знания об особенностях адаптации еще на первом родительском собрании, а затем подводить первые итоги в сентябре.
Мои рекомендации родителям
Выделю некоторые рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе:
Соблюдайте режим дня. Пусть он учитывает занятия в школе и дома так, чтобы можно было чередовать их с активной деятельностью. Лучше настроить режим еще до начала учебного года, чтобы не создавать лишний стресс. Также это поможет привить навыки самостоятельности, которые очень важны в учебе.
Больше гуляйте. В идеале ребенок должен гулять каждый день по 2-3 часа.
Обеспечьте первокласснику свое рабочее место со спокойной обстановкой. Не экономьте на условиях: подходящая по возрасту мебель, освещение и школьные принадлежности берегут здоровье детей.
Не забывайте о витаминах
Ребенок должен сбалансированно питаться и периодически принимать витаминные комплексы.
Берегите нервную систему своих детей: максимально исключите телевизор, компьютер и телефон перед сном.
Хвалите ребенка за любые успехи, беседуйте о впечатлениях и неудачах
Важно, чтоб он чувствовал ваше внимание и любовь.
Учитывайте индивидуальные особенности малыша: характер, темперамент и др. Это определяет, какой у него будет темп работы и скорость усвоения информации.
Учитывайте окружение первоклассника
Настраивайте его на общение с одноклассниками, а также поддерживайте авторитет учителя в его глазах.
Условия адаптации
Учителям и родителям необходимо соблюдать некоторые условия успешной адаптации первоклассника к школе:
- учебно-познавательная деятельность в соответствии возрастных особенностей детей этого возраста (учет зоны ближайшего развития);
- комфортные условия для обучения и общения;
- оздоровительно-профилактическая работа с детьми;
- организация школьных занятий в щадящем режиме, плавный переход к стандартному расписанию;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- организация игрового пространства и активного досуга во время перемен и динамических пауз;
- работа с родителями по формированию положительного отношения к новому для ребенка статусу ученика;
- мониторинг уровня адаптации учеников психологом и педагогом.
Все вышеуказанные условия способен обеспечить только учитель с высоким профессиональным уровнем, заинтересованный в успешном развитии своих учеников.
Внешние и внутренние факторы успеха адаптации
На успешность процесса адаптации влияет несколько факторов. Их можно разделить на 2 группы:
- внешние — взаимоотношения с семьей, учителем и одноклассниками;
- внутренние — степень готовности к школе, учебная мотивация, здоровье ребенка и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
Обе группы факторов взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что одна преобладает над другой.
Специалисты до сих пор дискутируют на этот счет, но многие из них сошлись во мнении, что, в первую очередь, влияет семья. Отношения между домочадцами отражаются как на здоровье ребенка (физическом и психическом), так и на его подготовке к школе, учебной мотивации и умении строить социальные контакты.
Как создать комфортную атмосферу для общения и социальной адаптации ребенка
Комфортная атмосфера в семье и общественной жизни является важным фактором для успешной социальной адаптации ребенка. Для того чтобы помочь ребенку развивать навыки коммуникации и социальной адаптации, необходимо создать такую атмосферу, которая будет способствовать естественному процессу общения.
В первую очередь, забота о комфорте ребенка должна начинаться уже на этапе беременности матери. Мама должна быть уверена в своей безопасности и уверенности в будущем, что передастся ей настроением и энергетикой. В дальнейшем это будет иметь положительный эффект на психологическое состояние малыша.
Далее следует обеспечить ребенку позитивную обстановку в семье. Это может быть достигнуто через частые разговоры, игры и просто время проведение вместе. Также нужно поощрять детские интересы и хобби
Важно помнить, что каждый ребёнок — индивидуален, поэтому подход к ним должен быть индивидуализирован. Для одного ребенка важно, чтобы его окружали друзья и активные игры, а для другого — тишина и спокойствие
Зачем учить детей общению?
Социальные навыки являются неотъемлемой частью жизни.
Общение – это не просто процесс передачи информации, это способность налаживать взаимодействие в обществе. Умение эффективно общаться развивает у ребенка социальные навыки, которые будут им полезны на протяжении всей жизни.
Общение помогает развивать эмоциональный интеллект.
В процессе общения дети учатся понимать чувства других людей, выражать свои мысли и эмоции. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и способности ребенка к эмпатии.
Общение помогает ребенку учиться на ошибках.
В ходе общения дети могут допущать ошибки, но это не повод для стеснения и неуверенности. Наоборот, это возможность для ребенка отточить свои социальные навыки и учиться на своих ошибках.
Умение общаться помогает в будущем.
Способность эффективно общаться – это важный навык, который будет нужен ребенку в будущей карьере и личной жизни. Навыки общения помогают устанавливать контакты, убеждать и вести диалог как на работе, так и в личных отношениях.
Польза умения общаться
Общение является неотъемлемой частью нашей жизни, а умение общаться является ключевым навыком в обществе. Оно помогает нам находить общий язык с другими людьми и решать различные задачи в коллективе.
Для детей умение общаться также очень важно. Оно помогает им развивать свои социальные навыки, которые необходимы для адаптации в обществе
Умение слушать и говорить, выражать свои мысли и идеи, а также понимать и уважать точку зрения других людей является особенно важным для развития ребенка.
Кроме того, умение общаться помогает детям развивать свои коммуникативные и эмоциональные навыки. Оно позволяет им учиться проявлять эмпатию и понимание к другим людям, а также управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Таким образом, умение общаться является не только важным навыком для нашей жизни, но и необходимым элементом в развитии социальных навыков у детей.
Проблемы, возникающие при недостаточном уровне социальных навыков
Проблемы в семейной жизни: Неумение уважительно общаться с близкими может вызвать конфликты и недопонимание в семейных отношениях. Дети с недостаточным уровнем социальных навыков могут испытывать трудности в установлении близких отношений с родителями, братьями и сестрами. Они могут и часто не замечают, что слова или действия могут причинить боль или обиду другим членам семьи.
Проблемы в образовании: В классе дети должны уметь эффективно взаимодействовать со своими товарищами, учителями и другими работниками школы. Если у ребенка низкий уровень социальных навыков, это может привести к трудностям в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, посредством которых дети получают знания. Отсутствие дружелюбных отношений в классе может мешать учиться и приводить к чувству одиночества.
Проблемы в будущей карьере: Социальные навыки важны не только в детском возрасте, но и в будущей жизни. Большинство профессий требуют от работников умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Дети, которым не удается развить социальные навыки, могут столкнуться со сложностями в будущем, когда попадут на рынок труда. Их могут не принимать на работу или оставлять за бортом карьерного роста.
- Отсутствие дружелюбных отношений в семье;
- Трудности в общении с учителями и сверстниками;
- Проблемы в будущей карьере из-за неумения общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Важность развития коммуникационных навыков у детей
Коммуникационные навыки — это ключевой фактор успеха в жизни каждого человека. Развитие этих навыков начинается с самого раннего возраста, включая социальную адаптацию и умение общаться с другими людьми
Для детей это особенно важно, поскольку они находятся в процессе формирования своей личности и навыков, которые будут необходимы им на протяжении всей жизни
Ребенок, который умеет хорошо общаться с другими людьми, обладает большим потенциалом для развития своих интересов и достижения успеха в школе и взрослой жизни. Недостаток коммуникативных навыков может стать причиной плохих отношений со сверстниками, трудностей при учебе или работе.
Существует множество способов помочь ребенку развить коммуникативные навыки. Один из наиболее эффективных — это игры. Игры помогают детям выражать свои мысли и чувства, развивать социальные навыки и учиться работать в коллективе
Важно также поощрять ребенка говорить о своих интересах, задавать вопросы и слушать других людей. Активное участие в различных мероприятиях и кружках также помогает ребенку развиваться
Адаптации первоклассников по ФГОС
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни
Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
- установлен контакт с учителем;
- ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
- налажены отношения с одноклассниками;
- ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
- владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе
Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
- Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
- Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
- Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
- Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Индивидуализация логопедической помощи ребёнку-дошкольнику с расстройством аутистического спектра в рамках коррекционной работы
Сопровождение ребенка-аутиста в коррекционном процессе – это особый тип взаимодействия ребенка и педагога. В моей достаточно долгой педагогической работе это был не типичный случай. Поэтому, естественно, я познакомилась с литературой по данному вопросу, некоторые отправные моменты из которой я использовала при индивидуальном взаимодействии с ребенком-аутистом – Глебом Б., 5 лет.
Приступая к работе с Глебом (5 лет), я не забывала о структуре его дефекта, в котором ведущее место занимает нарушение эмоционально-волевой сферы. «Ведь даже если Глебу может понравится заниматься со мной, ему очень трудно будет заставить себя выполнить требуемое действие!» – всегда помнила я.
При подготовке к обучающему процессу, вначале приучала его выполнять точные и короткие инструкции: «Сядь!», «Подними голову!», «Посмотри на меня!»
С особой осторожностью использовала жест поворачивания головы мальчика, держась при этом своей рукой за его подбородок, естественно, через салфетку. Я так хотела, чтобы он меня не боялся, чтобы доверял мне! Гладила его по голове после каждого выполнения задания, приговаривая: «Ты – молодец! Все делаешь правильно!»
Ему это доставляло радость, я видела улыбку на его лице. Постепенно напряжение, страх у ребенка исчезли, эмоциональный контакт был установлен. И еще одно правило я соблюдала при взаимодействии с Глебом – мы всегда сидели напротив друг друга, а не рядом. Мне удалось установить с ребенком и визуальный контакт.
Занятия по развитию речи проводились на доступном для мальчика уровне. В основе обучения была взята Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, Москва, «Просвещение», 2003г.
Вначале речь Глеба была только эхолаличной. Главной задачей было научить его слушать меня, произвольно выполнять задания и отвечать на поставленные вопросы. Произвольность формировалась очень медленно. Мне приходилось постоянно задавать одни и те же вопросы, выполнять с ним шаблонные задания, делать определенные действия его руками. Виды деятельности на занятии меняла, но структуру самого занятия сохраняла. Постепенно уменьшала помощь. При этом стимулирование в виде похвалы оставалось на каждом занятии. Для этого мальчика ситуация успеха играла важную роль при взаимодействии с педагогом.
Обучая Глеба глобальному чтению, я развивала понимание речи, зрительное восприятие, память. Это обучение стало возможным после того, как ребенок стал правильно соотносить предмет с его изображением, подбирать парные картинки. Первые слова обозначали известные ему предметы, действия, явления. Мальчик с удовольствием включился в эту работу и делал успехи.
Словарный запас Глеба расширялся по мере знакомства с лексическими темами программы. Вначале обучения опора была на натуральные предметы и игрушки, постепенно вводились картинки, серии картинок. Резкий скачок в речи наступил у него в конце первого учебного года. Предложения, ранее бывшие однословными, стали развернутыми, синтаксически правильными. Глеб начал пересказывать сказки, рассказы. Появился диалог, как с педагогами сада, так и с родителями.
Работа по развитию речи проводилась параллельно с работой над общеречевыми навыками: дыханием, интонацией, темпом.
Стала возможной и работа по коррекции звукопроизношения, по . На данном этапе я сочла нужным проводить обучение грамоте аналитико-синтетическим способом и, не ошиблась. Глебу нравились занятия по азбуке, он с удовольствием составлял слоги и простые слова в кассе букв. Постепенно овладел простым фонематическим анализом. Если возникали трудности при печатании букв, мальчик обращался ко мне со словами: «Помоги мне!». И мы совместно – «рука в руке», выполняли это задание.
Считаю, что для Глеба и других детей с РДА очень важен опыт индивидуального взаимодействия с педагогом, в ходе которого они учатся слушать и выполнять инструкции, думать, говорить и читать. Педагогу же это взаимодействие помогает получить ценный опыт общения с другим, особенным ребенком, учит терпению, доброте и любви.
Я уверена, что у каждого ребенка — аутиста свой уровень возможностей, педагог должен его почувствовать и попытаться этот уровень поднять. Работа с Глебом принесла мне радость творчества
Безусловно, она сложна, но если решить ее, хотя бы даже частично, это важно для самого ребенка, его семьи и, конечно, педагога
Тихонова Ирина Васильевна,
учитель-логопед,
МАДОУ №49 «Детский сад комбинированного вида»
г.Кемерово
Влияние адаптации
Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика
Выделяют 3 основных сферы:
- психическая — проблемы вызовут тревожность, внутреннее напряжение, переутомление и стресс;
- психофизиологическая — неблагополучная дезадаптация приведет к эмоциональным перепадам, отсутствию адекватной самооценки и стремления получить одобрение и похвалу;
- психообщественная — проблемы не позволяют создать новые и прочные социальные контакты с одноклассниками и учителями.
Роль семьи в адаптации ребенка
Чтобы показать, что роль семьи действительно оказывает существенное влияние на протекание психологической адаптации первоклассников к школе, психологи проводили множество исследований.
Например, выявляли зависимость успешности адаптации от стиля семейного воспитания, опираясь на 2 показателя: тревожность и учебная мотивация. Результаты показали, что:
- в семьях с симбиозом (стиль воспитания, при котором родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей жизни) дети испытывают повышенную тревожность;
- в семьях, где родители жестко контролируют ребенка, дети имеют сниженную учебную мотивацию;
- а семьи с типом воспитания «кооперация» (родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует, высоко оценивает его способности) помогают детям справиться с тревогой, потому что умеют принимать их неудачи.
Можно сделать вывод, что лучше всего приспосабливаются к школе дети — участники субъект-субъектных отношений с родителями. Именно в таких семьях признают право ребенка действовать и совершать ошибки, при этом не душат его контролем, а лишь дают четкие и посильные инструкции.
В таких семьях дети проявляют активность в социальном, учебном и физическом плане, чувствуют свободу и независимость в пределах разумного, проявляют к окружающим доброжелательность.
К сожалению, в большинстве семей отношения противоположны: субъект-объектные, т.е. когда родители хотят влиять на детей как на объекты (воспитывать, учить, одевать и т.д.) и не учитывают их желание, мнение, самочувствие и реальные возможности. Поэтому их дети испытывают сложности как с адаптацией, так и с социализацией.
Признаки РАС
-
Обособленность от внешнего мира.
-
Отсутствие потребности поддерживать контакт с окружающими.
-
Аффективная блокада (безразличие к тому, что происходит с другим человеком, в том числе с родными).
-
Одинаковое поведение по отношению к одушевленным и неодушевленным объектам.
-
Недостаточно выраженная реакция на слуховые и зрительные раздражители (псевдоглухота, псевдослепота).
-
Стереотипное поведение: потребность сохранить окружающий мир в неизменном виде (ходить одним маршрутом, размещать предметы в строго определенном порядке), боязнь любых изменений, повторяющиеся однообразные движения – стереотипии (раскачивание на стуле, перебирание пальцами).
-
Вместо обычных для детей игр – стереотипные манипуляции с пузырьками, ключами, веревками, иногда и с игрушками. Как зачарованные, дети-аутисты могут часами переливать воду из одной чашки в другую, катать туда-сюда машинку, а при попытке остановить и переключить на что-то другое – кричат, плачут, активно протестуют.
-
Специфическое зрительное поведение: взгляд сквозь или мимо людей, бегающий взгляд (ребенок не переносит взгляда «глаза в глаза»), фокус зрительного внимания смещен на периферию поля зрения.
-
Стремление находиться в одиночестве.
Структура и виды адаптации
Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.
- Ориентировочный (2-3 недели). На этом этапе организм бурно реагирует на существенные изменения в жизни ребенка, все его системы работают на пределе, работа проходит в стрессовом режиме. Ученик только знакомится с новой обстановкой и условиями, ищет возможности подстроиться.
- Неустойчивое приспособление (2-3 недели). На следующем этапе он начинает привыкать к новым правилам, требованиям и нормам поведения. Организм ищет оптимальные пути решения, реагирует на стресс менее тревожно.
- Относительно устойчивое приспособление (от 1,5 месяцев до года). К этому этапу все способы реагирования на возникающие ситуации найдены, ребенок спокойно действует на основе приобретенного опыта. Организм уже не испытывает стресс и не заставляет все системы работать на пределе возможностей.
Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: социальную, физиологическую и психологическую.
Социальная
Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:
- умение слушать учителя;
- понимание своих обязанностей и их выполнение;
- следование школьным порядкам и требованиям;
- хорошие отношения с одноклассниками;
- отсутствие конфликтных ситуаций;
- умение самостоятельно организовать и выполнить задание.
Физиологическая
Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.
К показателям физиологической адаптации относятся также:
- самочувствие;
- качество сна;
- работоспособность;
- аппетит;
- различные заболевания и их обострение.
Психологическая
Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.
Оценивается по следующим параметрам:
- мотивация к учебе;
- готовность выполнять задания и понимать их;
- уровень развития познавательных процессов;
- ежедневное настроение;
- способность оценивать себя и свою работу.
Игры и упражнения, способствующие развитию коммуникационных навыков
Существует множество игр и упражнений, которые помогают развивать коммуникационные навыки у детей. Одной из таких игр является «Шумный шепот», где дети должны передавать друг другу сообщение, начинающееся с шепота и заканчивающееся криком. Эта игра помогает детям научиться слушать и понимать друг друга, а также общаться в разных тонах.
Другой полезной игрой является «Что это за чувство?», где ребенок вытаскивает из коробки картинку с эмоциональным выражением лица и рассказывает о том, какое чувство оно отображает. Это упражнение помогает детям различать эмоции и научиться выражать свои собственные чувства.
Также стоит обратить внимание на игру «История в картинках», где дети создают историю на основе картинок, которые им предоставлены. Эта игра помогает развивать навыки рассказывания и слушания историй, а также способность выражать свои мысли и фантазии
Все эти игры и упражнения способствуют развитию коммуникационных навыков у детей, а также помогают им лучше адаптироваться в обществе.
Особенности адаптации
Психологи отмечают некоторые особенности и проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, которые связаны с постоянным развитием и изменениями в современной школе:
- большое влияние на адаптацию оказывают технический прогресс, информатизация общества и введение образовательных стандартов, что усложняет привыкание к школе;
- ФГОС требует от ребенка не только предметных знаний и умений, но и личностных и метапредметных результатов, которые отражены в портрете выпускника начальной школы;
- резкая смена социальной роли: вчерашний дошкольник становится учеником. Это большая ответственность для него: новый режим, потребность в организации своей деятельности, новая система прав и обязанностей.
Слайд 11Варианты группового (фронтального и дифференцированного) общения с родителями:Приоритетные темы общения по
социально-коммуникативному развитию: «Что делать, если ребенок жалуется на сверстников?», «Родительские и супружеские роли матери и отца глазами ребенка», «Прародители как источник знаний об истории своего семейного рода, Отечества, ценности мира».Приоритетные темы общения по познавательному развитию детей в семье: «Поддержка ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира», «Животные в доме».Приоритетные темы общения по речевому развитию детей в семье: «Домашние игры, развивающие речь», «О пользе домашнего чтения».Приоритетные темы общения по художественно-эстетическому развитию детей в семье: «Развитие любознательности, воображения и творчества детей в игре», «Игры для домашних праздников и будней», «Ребенок и телевизор».Приоритетные темы общения по физическому развитию детей в семье: «Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм», «Что составляет здоровый образ жизни ребенка в семье», «Зеленая аптека дома».
Как я отбираю собак-терапевтов
В канистерапии может работать не каждая собака. Кого я не готова взять?
Бойцовских собак: питбуля, стаффордширского терьера. На самом деле это прекрасные породы, но о них сложилось определенное общественное мнение, которое рождает недоверие к этим собакам. А наши клиенты не должны бояться.
Я лучше поставлю лабрадора, золотистого ретривера или водолаза ― они сделают бровки домиком, и взрослый сразу умилится, а ребенок потянет к псу руки.
Спортивных собак ― животных, которые участвуют в аджилити. Они, как правило, холерики, и когда бегут за мячиком, делают это очень быстро, а потом еще пару кругов с ним наматывают, прежде чем отдать. Мне же нужна собака, которая побежит за мячом, но если я скажу: «Стой!» ― остановится, скажу: «Плюнь!» ― выплюнет его.
К тому же «спортсмены» ориентированы на хозяина. А в канистерапии собака должна быть ориентирована на другого человека.
Собака-терапевт не лает на пациента, не бегает за едой и очень-очень терпелива