Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

Как развить логическое мышление: 10 игр и упражнений, 11 задач + советы

Упражнения и игры на логику

Средства развития логического мышления младшего школьника нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка

Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми. Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр. Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.

Публикация «Особенности формирования мыслительных процессов у младших школьников» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

В разных возрастных периодах ведущие значение для общего психического человеческого развития приобретает какой-либо один из психических процессов. Так в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в младшем дошкольном возрасте (памяти).

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшие развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядного мышления до образного мышления. Являющегося основным для данного возраста. К словесно-логическому мышлению и умственному мышлению.

Эта работа была посвящена и исследована для изучения особенностей мышлений младших школьников.

Я попыталась изучить мышление, как мыслительную деятельность, субъекта (в данном случае младшего школьника).

Младший школьный возраст – это период расцвета детской интересующейся активности. К 6-7 годам ребёнок начинает думать о том, что находится у него перед глазами.

Младший школьник пытается как-то представить себе окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Примерно к 6 годам начинается понимание и четкое осознание что та- кое луна, солнце, и может различите разных животных, растений и т. д. Постепенно возникает первый очертание детского мировоззрения.

Младший школьный возраст является прямым продолжением раннего дошкольного возраста и может является продолжение спокойного и равномерного физического и умственного развития.

Младший школьный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В младшем школьном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, понимает и осознает конкретные вещи ( пример: что солнце круглое и желтое) предметы по назначению и отношению к окружающему миру, с удивлением открывает для себя постоянства вещей. При этом он понимает для себя всю глубину этого мира созданного вокруг себя, постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

Появляются первые отношений в понимание и не понимание со взрослыми и со сверстниками, ребенок отстаивает свае мнение. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивные, негативные силы, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви, заботе и т. д., ребенок учится позитивным формам общения с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения, общения посредством эмоциональных движений и готовность строить позитивные отношения.

В младшем школьном возрасте продолжается активное изучение и овладение собственным телом. Ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации

В этот период продолжают развиваться речь, память и активное внимание и т. д

Проблема изучения особенностей мышления (а именно, отдельных мыслительных процессов) в личностном плане является на сегодня актуальной, так как она мало кем изучена.

Программа начальной школы требует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, т. е. достаточно развитых способов познания.

Однако высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Следовательно, мышление является одним из наиболее важных показателей интеллектуальных способностей детей.

Умный малыш: «пересиживать» в детском саду или идти в школу?:

Родители должны четко понимать, что сроки поступления в школу связаны не только с умственным развитием малыша. Очень часто случается так, что развитый не по возрасту ребенок, который великолепно и с энтузиазмом рисовал, учил стихи, читал, что-то сочинял, занимался математикой в детском саду, вдруг становится очень вялым, апатичным, капризным. Помните: это происходит из-за повышенных учебных нагрузок на еще физически и эмоционально не окрепший детский организм!
Особо сильный стресс испытывают первоклассники во время обучения письму. В наибольшей степени это затрагивает левшей, а также малышей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук и гипертонусом мышц. Письмо — это очень тяжелый труд для маленького ученика, который отнимает огромное количество сил. У детей часто отмечается регресс в творчестве и способностях к рисованию.
Малышей, которые поступили в школу ранее установленного срока, в том числе и по причине высокого уровня умственного развития, ожидают достаточно серьезные трудности в математике. Но эти сложности проявляются не сразу, а начиная со второго года обучения. Там его ожидают задачи, решить которые малыш еще не готов из-за возрастных особенностей, они попросту окажутся для него очень сложными.

Как правило, разница в возрастах между первоклассниками устраняется только к окончанию первого года обучения. Но не слишком ли высокую цену заплатит ребенок?

Мнение специалистов однозначное: если малышу комфортно в детском дошкольном учреждении, а существует только проблема недогрузки, не торопитесь отдавать малыша в школу!

Грамотные родители без труда смогут подобрать, чем дополнительно занять малыша после детского сада: гуляйте, посещайте разнообразные кружки и секции. В настоящее время выбор настолько велик, что всегда есть возможность выбрать. Уясните себе, что сдавать ребенка в школу ранее положенного срока — это неправильное решение!
Родители достаточно часто путают главные понятия: развитый малыш и тот, который готов к школе.

Прислушайтесь к мнению психологов:

РАЗВИТЫЙ МАЛЫШ И ТОТ, КОТОРЫЙ ГОТОВ К ШКОЛЕ — ЭТО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ!

Социальная и психологическая готовность

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Нетрадиционные ситуации:

Существуют малыши, которые по уровню развития значительно опережают свой паспортный возраст. Установить этот факт поможет психолог. В таком случае ваш малыш сможет поступить в первый класс немного ранее положенного возраста.
Но это вовсе не означает, что малыш не столкнется с трудностями. Родители также должны быть максимально готовыми к сложностям.
Бывают ситуации, когда родители целенаправленно имеют желание отдать своего кроху на обучение к определенному учителю. В этой ситуации малыш поступает в школу до исполнения шести лет. Но для этого необходимо получить одобрение и согласие учителя.
Иногда случается так, что ребенок общительный, самостоятельный, но уровень его здоровья очень низкий, а также имеются хронические патологии, которые значительно ограничивают возможности посещения школы. Тогда для вашего ребенка возможно обучение на дому. Кроме этого, родители имеют возможность обучать малыша дома самостоятельно с помощью экстерната.
Когда у вашего малыша имеются проблемы, связанные со слабым зрением, слухом, речью, если у него нарушена моторика, тогда необходимо обратиться за консультацией к специалистам. Они помогут правильно подобрать сроки поступления в школу и выбрать специальное учебное заведение.

Что такое готовность к школе?:

Готовность к школе – это не только совокупность знаний. Существует ряд особенностей малыша, которые могут легко прогнозировать успешность его обучения. Это такие важные качества личности, как умение общаться, выполнять инструкция взрослых, самоорганизация, умение сосредоточиться.
Готовность к школе — это очень обширное понятие, которое включает определенные психофизиологические состояния, навыки, умения, а также показатели здоровья малыша. Ускорять процесс готовности к школе нельзя, как и невозможно ускорить рост зубов или каких-либо органов. Но всегда можно и нужно помочь малышу «дозреть» до готовности к обучению в школе.

Логические задачи и загадки: для детей и взрослых

В этом разделе собраны логические задачи и загадки для детей и взрослых. Для каждой задачи есть ответ — вы можете посмотреть его, нажав на вопрос.

Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла по прямой двести метров. Как ей это удалось?

Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?

Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка?

В прежние времена амбары строили на отшибе, подальше от жилищ. С какой целью?

Почему в дикой природе, белые медведи не едят пингвинов?

Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…)

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Из какой посуды нельзя ничего поесть?

Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут как тут.

Чем оканчиваются день и ночь?

Методы и подходы в обучении

Игровая форма обучения

Игры — это естественная среда обучения для детей. Педагоги и родители могут использовать различные игры, которые направлены на развитие логического мышления:

  • Логические головоломки и задачи (например, Судоку, шахматы, пазлы).
  • Карточные и настольные игры, требующие стратегического планирования и принятия решений.
  • Компьютерные образовательные игры, развивающие логику и пространственное мышление.

Интегрированное обучение

Логическое мышление можно развивать через интеграцию задач на логику в традиционные школьные предметы:

  • Математика: решение проблем с множественными шагами, работа с геометрическими фигурами.
  • Язык: анализ текстов, поиск закономерностей в языке, создание связных и последовательных рассказов.
  • Наука: эксперименты с причиной и следствием, классификация объектов по различным признакам.

Дидактические материалы

Для развития логического мышления используются специальные обучающие пособия, такие как:

  • Карты с заданиями на классификацию и сериацию.
  • Рабочие тетради с логическими заданиями.
  • Обучающие программы и приложения, направленные на развитие аналитических способностей.

Размышления и саморефлексия

Учители и родители должны поощрять детей к самостоятельным размышлениям:

  • Обсуждение с ребенком причин и последствий его действий.
  • Задавание открытых вопросов, стимулирующих размышления и анализ.

Ведение диалога, в котором ребенок должен аргументировать свое мнение и обосновывать свои выводы.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно
Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов
Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно

Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Специфика мышления ребёнка в разном возрасте

Мама и папа должны знать, как развить логическое мышление у ребёнка. До того, как малыш достигнет пятилетнего возраста, трудно разговаривать о логике у ребёнка, так как в этот период она лишь начинает формироваться. Но сторонники форсированного развития предлагают большое разнообразие задачек, которые направлены на укрепление логического мышления у детей.

Маленькие ребятишки 6-7 лет более склонны думать образами. Если родители хотят упражнять логику сына или дочери до похода в учебное заведение, нужно научиться визуализации и формировать наглядные образы.

Когда малыш становится школьником, у него создаются мысли на уровне слов и абстракций

Если словесная логика неважно развивается, то у ученика могут возникнуть проблемы с формулированием устных рассказов, ошибки в изучении и выделении самого важного. Базовые задания для учеников младших классов – это упражнения, с помощью которых дети учатся систематизировать и сортировать слова по какому-либо фактору

Также не следует забывать о математических задачках. Затем следует улучшать словесные логические умозаключения с помощью задач, где нужно пользоваться индуктивными, дедуктивными и традуктивными способами. Обычно в школах есть данные тренировки, но маме с папой необходимо работать с малышом, потому что из-за плохо развитой логики у ребёнка может возникнуть проблемы в обучении, ему будет трудно воспринимать любой учебный материал. Из этого следует, что развитие логического мышления школьников – это основа учебной методики, из которой формируется интеллектуально полноценный человек.

Трудности школьного адаптационного периода

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.

Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.

В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного – привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Необходимость развития логического мышления

Логика – особый вид мышления. Она функционирует с помощью правил, логических конструкций, законов и понятий.  Логика может быть полезна не только для понимания точных наук, но и в любой сфере человеческой жизни, где нужно проанализировать информацию и принять правильное решение. Также логика является одним из основных критериев оценки коэффициента интеллекта.

Логическое мышление позволяет делать выводы более обоснованными и верными, способствует лучшему изложению мыслей в тексте и на публичных выступлениях. Логика помогает меньше ошибаться и лучше видеть ошибки других людей.

Упражнения на развитие мышления

Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:

  • Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
  • Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
  • Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
  • Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
  • Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
  • Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
  • Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.

Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.

Задания, активизирующие мозг

Существует множество заданий, активизирующих мозг

Задания на развитие умения анализировать и синтезировать

  1. Соединение элементов воедино:

«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».

  1. На поиск разных признаков предмета:

«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».

«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».

  1. На узнавание или составление объекта по определённым признакам:

«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».

Задания на умение классифицировать:

«Что общего?»:

1)      Борщ, макароны, котлета, компот.

2)      Свинья, корова, лошадь, коза.

3)      Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4)      Стул, парта, шкаф, табурет.

«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.

«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.

Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

Задание на развитие умения сравнивать:

«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».

Задания на поиск существенных признаков:

«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?

Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».

Задания на сравнение:

Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:

а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.

Сравним 2 предмета:

а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.

Сравним времена года:

Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.

Что должен знать первоклассник, поступая в школу?

Вскоре для вас и вашего малыша начнется новый ответственный этап – учеба в школе.  Этот этап продлится довольно долго. За это время ваш ребенок много что узнает, много чему научится, приобретет много полезных навыков и умений. Конечно, многое зависит от учебного заведения, от учителя, от коллектива, в котором будет учиться ребенок, от администрации школы и политики государства в вопросах среднего образования, но еще больше зависит от самого ребенка и от ВАС! Отношение малыша к школе еще до начала обучения формируют родители. Именно они помогают крохе понять, зачем он должен идти в школу, зачем ему учиться. Родители определяют мотивацию для ребенка. Если ребенок-первоклассник в школу идти не хочет, значит, родители не смогли заинтересовать малыша! Итак, что должен знать первоклассник? В этой статье мы предлагаем вам и вашему будущему первокласснику пройти несколько очень простых, но показательных тестов.

Что такое абстрактное мышление

Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей

Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.

Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.

О формах абстрактного мышления

Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:

Понятие

Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.

Суждение

Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: «ребенок играет» (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: «наступила осень, листья опадают». Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.

Умозаключение

Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.

Логические задачи

Пожалуй, решение логических и нестандартных задач — самый действенный способ развития логики и мышления.

Для дошкольников и первоклассников логические задачи должны быть наглядны и хорошо иллюстрированы. Много интересных заданий можно найти в одной из моих книг.

Еще примеры интересных нестандартных задач для младших школьников:

Задача 1Вася нашел на 36 грибов больше, чем Лена. По дороге домой сестра стала просить Васю: «Дай мне несколько грибов, чтобы у меня стало столько же грибов, сколько и у тебя!» Сколько грибов должен брат отдать Лене?

Задача 2На скотном дворе гуляют гуси и поросята. Петя сосчитал количество голов, их оказалось 30, потом сосчитал, сколько всего ног, их оказалось 84. Сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?

Задача 3На поляне паслись ослы. К ним подошли несколько мальчиков. «Сядем на ослов по одному», — предложил старший. Двум мальчикам ослов не хватило. «Попробуем сесть по двое», — снова предложил старший. Тогда один осёл остался без седока. Сколько ослов и сколько мальчиков было на поляне?

Задача 4Сколько лет Ване? Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: «Я втрое моложе папы, но зато втрое старше Серёжи». Тут подбежал маленький Серёжа и сообщил, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ване?

Задача 5 «Старинная задача».

Для покупки порции мороженого Пете не хватает семи копеек, а Маше — одной копейки. Тогда они сложили все имевшиеся у них деньги. Но их тоже не хватило на покупку даже одной порции. Сколько стоила порция мороженого?

Задача 6Учитель задал на уроке сложную задачу. В результате количество мальчиков, решивших эту задачу, оказалось равным количеству девочек, её не решивших. Кого в классе больше: решивших задачу или девочек?

Решая логические задачи, ребёнок научится узнавать предметы по заданным признакам, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности.

Решение нестандартных задач также развивает мышление, внимание, логику ребенка. Но далеко не у всех детей получается решать логические задачи

Этому нужно учиться. Зная как решается тот или иной вид задач, ребенок уже легко справляется с поставленной задачей

Но далеко не у всех детей получается решать логические задачи. Этому нужно учиться. Зная как решается тот или иной вид задач, ребенок уже легко справляется с поставленной задачей.

О. Наумова «Учимся решать логические задачи»

В книге разобраны простые способы решения логических задач с пошаговым объяснением. Ко всем задачам есть ответы.

Данные типы задач часто встречаются в школе не только на олимпиадах по математике, но и в качестве дополнительных заданий на контрольных работах.Поэтому умение решать подобные логические задачи поможет ребенку получить нелишнюю положительную оценку.

Начинать заниматься по книге можно еще в дошкольном возрасте.Задания оформлены красочно и интнресно.

Занятия по данному пособию будут способствовать развитию у ребенка:

  • логики;
  • внимания;
  • мышления;
  • сообразительности;
  • пространственного мышления;
  • умения работать с таблицами;
  • математических способностей;
  • памяти и т.д.

Рекомендуемый возраст 5-10 лет.Книга может быть использована для индивидуальных или групповых занятий.

Хороший результат также дают упражнения для развития межполушарных связей. Используйте различные способы. Развивать и тренировать логическое мышление можно и нужно по-разному. Все индивидуально. Но целенаправленное усилие, направленное на развитие логики, обязательно даст хорошие результаты. Желаю удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: