Как родителю помочь адаптироваться ребенку к школе?
Поделитесь с ребенком положительным опытом учебы в школе: расскажите о любимом учителе, предмете, самых приятных воспоминаниях, связанных со школой. Полистайте школьный альбом или покажите фотографии.
Расскажите ребенку о вашем отношении к школьному процессу: о своей уверенности в том, что в школе ему будет интересно, безопасно и будет много людей вокруг, которые придут ему на помощь.
Позвольте ребенку выбирать вместе с вами одежду, в которой он будет ходить в школу. А еще рюкзак, обувь и канцелярию. Обсуждайте и показывайте варианты купленных вещей.
Дайте ему чувство постоянства — создайте одинаковые ритуалы перед школой. Например, придумайте общее приветствие и прощание.
Откажитесь от кружков и дополнительных занятий на период адаптации. Не нагружайте ребенка в этот период. Ему необходимо привыкнуть к новым условиям.
После школы покажите ребенку, как вы рады, что видите его в хорошем настроении
Вы и не сомневались, что он со всем справится и все пройдет отлично.
Важно помнить, что если ребенок не может вспомнить, что именно он делал и не может в подробностях рассказать про свой день, то это абсолютно нормально для этого возраста.
Отслеживайте свое эмоциональное состояние, имейте внутренний настрой и доверие к школе. Помните, что дети легко перенимают настроение родителя
Ваш настрой — это половина успеха!
Говорите, как вы его любите и гордитесь им. В этот период ребенку как никогда важна поддержка.
В «Классном проекте» мы всегда выстраиваем процесс адаптации в первом классе так, чтобы помочь ребенку и семье привыкнуть к новым обстоятельствам, познакомиться со сверстниками и учителями, освоить правила и распорядок школы. Также перед школой многие дети ходят в подготовительный класс. Его цель — побудить в ребенке интерес к учебе и школьной жизни, подготовить ребенка к школе с точки зрения всех когнитивных и социальных навыков. Если в этом возрасте он получит позитивный опыт от обучения, то в дальнейшем будет с большей сознательностью заниматься в школе.
В подготовительном классе дети знакомятся с преподавателями, привыкают к формату урока, учатся управлять своим вниманием, говорить о своих чувствах, взаимодействуют с коллективом, привыкают к школьным правилам. Ребенок заранее проходит мягкую адаптацию, благодаря чему новый этап своего взросления не будет для него стрессом
Запишитесь на экскурсию в форме ниже, чтобы познакомиться с тем, как устроена частная школа и развивающее обучение.
Обратите внимание на психологическое состояние
Некоторым детям трудно высидеть целый урок и удержать внимание на учителе. После школы они совсем уставшие, не хотят делать домашнее задание, лепят много ошибок
Здесь вы просто эмоциональной поддержкой не обойдётесь. Велика вероятность, что только сейчас проявились особенности нейропсихологического статуса ребенка.
Надо разобраться в причинах такого состояния. На всякий случай я бы рекомендовала сходить на диагностику к детскому нейропсихологу, чтобы понимать: ребёнок объективно не может учиться так, как от него требуют, или просто ему скучно и не хочется переходить в новую реальность. Ведь если проблемы объективные, то лучше заняться коррекцией как можно скорее. После 9 лет эффективность нейропсихологической коррекции сильно снижается.
Как проходит процесс адаптации детей: мой опыт
Как учитель начальных классов, в своей практике я замечаю, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом я часто использую коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах.
Но как бы хорошо не складывались у ребенка отношения с одноклассниками, если в семье царит напряжение от постоянного контроля или, наоборот, абсолютное безразличие к ребенку, то сверстники и учитель мало чем могут помочь в адаптации.
Плюсом в такой ситуации является лишь то, что грамотный и отзывчивый к детям педагог может определить эту проблему еще на первом этапе. Тогда он может вовремя подключить психолога и провести необходимые беседы с родителями.
Многие из них, к сожалению, не осознают, какое значение для ребенка имеет сложившийся стиль общения. Поэтому я считаю очень важным доводить до родителей знания об особенностях адаптации еще на первом родительском собрании, а затем подводить первые итоги в сентябре.
Мои рекомендации родителям
Выделю некоторые рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе:
Соблюдайте режим дня. Пусть он учитывает занятия в школе и дома так, чтобы можно было чередовать их с активной деятельностью. Лучше настроить режим еще до начала учебного года, чтобы не создавать лишний стресс. Также это поможет привить навыки самостоятельности, которые очень важны в учебе.
Больше гуляйте. В идеале ребенок должен гулять каждый день по 2-3 часа.
Обеспечьте первокласснику свое рабочее место со спокойной обстановкой. Не экономьте на условиях: подходящая по возрасту мебель, освещение и школьные принадлежности берегут здоровье детей.
Не забывайте о витаминах
Ребенок должен сбалансированно питаться и периодически принимать витаминные комплексы.
Берегите нервную систему своих детей: максимально исключите телевизор, компьютер и телефон перед сном.
Хвалите ребенка за любые успехи, беседуйте о впечатлениях и неудачах
Важно, чтоб он чувствовал ваше внимание и любовь.
Учитывайте индивидуальные особенности малыша: характер, темперамент и др. Это определяет, какой у него будет темп работы и скорость усвоения информации.
Учитывайте окружение первоклассника
Настраивайте его на общение с одноклассниками, а также поддерживайте авторитет учителя в его глазах.
Поддержите тягу к знаниям
Если говорить о школе вообще, то очень важно не упустить момент, когда ребёнок теряет интерес к учебе. Не имеет значения, по какой причине: трудно ему или скучно
И роль родителя в том, чтобы сохранить любознательность и естественную тягу к знаниям.
Эта тяга есть изначально у любого здорового ребёнка
Поэтому очень важно быть не только в курсе того, что задают ребёнку и как он делает уроки, но и как он видит свой образовательный процесс. Что ему нравится, что раздражает, чего он хочет от школы и учителей
Мы часто упускаем эти сигналы, а потом жалуемся, что ребёнок ленится и ничего не хочет. Хотя очевидно причина совсем не в этом.
Признаки проблем с адаптацией
В особо трудных случаях детей, которые долгое время не могут адаптироваться в школе, направляют к психологу.
Но в большинстве ситуаций помогут простые советы родителям – проблемы адаптации ребенка-первоклассника к школе решаются грамотным подходом со стороны взрослых членов семьи.
Стабильно плохая успеваемость
Как ни странно, эта проблема обычно не связана с интеллектуальными способностями ребенка или его уровнем подготовки.
Причиной становится нескрываемое негативное отношение родителей к учебному процессу и/или особенностям школьной жизни.
Нередко родители обсуждают школьные вопросы при ребенке или в соседней комнате, но так, что он все слышит.
Также у родителей меняется система «оценивания» своего чада – хороший ребенок тот, кто хорошо учится, справляется со всеми заданиями и т.п.
Если родители демонстрируют (в любой форме) свое недовольство и разочарование в связи с тем, что ребенок не справляется с программой, то первоклассник получает неуверенность в себе и, как следствие, снижение успеваемости.
Объясните малышу, что он не должен пытаться заслужить родительскую любовь с помощью высокой успеваемости или каким-то образом оправдать ожидания взрослых.
Отрешенность
Некоторые первоклассники не могут сосредоточиться на теме урока не потому, что отвлекаются на игры или разговоры с соседом по парте, а потому, что погружаются в свои мысли.
Так ведут себя дети, которым не хватает внимания и заботы в кругу семьи, они привыкли находиться в мире собственных фантазий.
Такое часто случается в многодетных или неблагополучных семьях. Не допускайте подобного, чаще общайтесь с вашими детьми, особенно когда это нужно именно им.
Неудовлетворительное поведение
У малыша нет проблем с усвоением материала, но учитель постоянно жалуется на плохое поведение первоклассника.
Подобные действия со стороны ребенка – это способ привлечь к себе внимание взрослых. Наказание – это тоже внимание, а получить его для многих деток не составляет труда
Уделяйте достаточно внимания ребенку дома, чтобы он не требовал его от других взрослых
Наказание – это тоже внимание, а получить его для многих деток не составляет труда. Уделяйте достаточно внимания ребенку дома, чтобы он не требовал его от других взрослых
Вербализм
Многие родители уделяют пристальное внимание развитию речи дошкольника. Высокий уровень развития речи становится предметом гордости для самих родителей: малыш рано заговорил, четко формулирует фразы, знает наизусть стихи, песни и т.д
Высокий уровень развития речи становится предметом гордости для самих родителей: малыш рано заговорил, четко формулирует фразы, знает наизусть стихи, песни и т.д.
Такие дети привлекают внимание окружающих, становятся объектами умиления и восхищения. Но, делая ставку на речь, родители упускают другие направления, в частности образное мышление
Все это приводит к резкому падению самооценки первоклассника и в результате к стабильной неуспеваемости.
Уделяйте внимание развитию других навыков помимо речи, пусть ребенок больше рисует, лепит из пластилина, играет конструктором, осваивает различные головоломки. В первом классе при небольшой нагрузке самое время подтянуть необходимые навыки
В первом классе при небольшой нагрузке самое время подтянуть необходимые навыки.
Лень настоящая и ложная
Иногда, глядя на поведение ребенка, родители делают вывод, что малыш просто ленится – не хочет работать на уроке и выполнять задания дома.
Такое случается, если ребенок избалован – он делает только то, что ему хочется.
Но нередко лень является ложной, а поведение ребенка спровоцировано другими факторами:
- Ребенку недостает любознательности, нет должной мотивации на получение новых знаний.
- Малыш не уверен в себе, боится наказания за плохо выполненную работу и предпочитает не браться за нее вообще.
- Ребенок медлительный по натуре, он старается, но получается медленно, а родители упрекают его в лени, что приводит к стрессу и еще большей дезорганизации.
- Малыш не уверен, что способен правильно выполнить задание, боится, что его заставят переделывать, возникает тревожность и невозможность сосредоточиться.
Чтобы справиться с вышеперечисленными проблемами, важно выяснить их причину и проработать именно ее. Скорее всего, дело не в учителе и не в условиях обучения, а в не совсем верном подходе родителей к воспитанию малыша
Скорее всего, дело не в учителе и не в условиях обучения, а в не совсем верном подходе родителей к воспитанию малыша.
Ребенок идет в первый класс: советы психолога
Чтобы помочь ребенку пережить переход к новой жизни с минимальными «потерями», родителям следует обеспечить сыну или дочери необходимую поддержку. Психологи советуют взрослым при подготовке к учебе и в первые ее месяцы придерживаться следующих правил:
Пусть жизни семьи в начале школьной жизни вашего первоклассника будет стабильной. Не планируйте на это время ремонт или переезд. Старайтесь сохранять мирную и доброжелательную обстановку в семье. Привычный мир ребенка и так претерпевает существенные изменения, и перемены в домашней жизни могут окончательно выбить малыша из колеи.
Поддерживайте интерес ребенка к новым знаниями и открытиям. Выбирайте и читайте вместе книги, проводите научные эксперименты, собирайте гербарий. Покажите своему первокласснику, что учеба – это не просто выполнение школьных требований. Помогите ребенку сохранять интерес к миру вокруг, стимулируйте постоянное изучение им неизведанного. Не оставляйте ребенка с учебой наедине
Делать уроки за него не нужно; ваша задача – поощрять самостоятельность, показывая, что вам важно, что он делает, а для него самого это необходимо и полезно.
Формируйте в голове ребенка положительный, но реалистичный образ школы. Заранее внушая своему будущему первокласснику, что с 1 сентября его ждет интересная жизнь, новые знания и друзья, родители часто добиваются результата, противоположного желаемому
Дети, настроенные на позитив, очень скоро понимают – школьная жизнь далека от идеальной, приходится рано вставать, делать уроки, учитель не всегда ими доволен. Разочарование вызывает апатию, грусть, потерю интереса к учебе. Представлять школу как некий устрашающий символ тоже не стоит. Говоря ребенку: «В школе тебя за такое не похвалят», «Ты плохо читаешь, учитель будет тобой недоволен» и т.п., вы вызываете у него упадническое настроение. Он еще до начала занятий будет уверен – ничего не получится, не стоит и пытаться. Ищите компромисс: постарайтесь реалистично рассказывать ребенку о том, что его ждет, делитесь с ним собственными воспоминаниями об учебе. Говорите как о плюсах, так и о минусах учебы, не увлекаясь чрезмерно ни первым, ни вторым. Ваша цель – воодушевить, но не обмануть.
Слушайте ребенка. Это актуально для родителей детей всех возрастов. А в переходный период, когда ребенок только-только начинает свою школьную жизнь, активное слушание особенно важно. Вашему сыну или дочери необходимо знать, что от близких людей всегда можно получить поддержку
Если ребенок рассказывает вам о своих страхах перед началом учебного года или делится проблемами в отношениях с учителем или одноклассниками, выслушайте его с должным вниманием и посоветуйте что-то дельное.
Хвалите и подбадривайте своего маленького первоклассника. Слышать слова любви и поддержки хотят все, и взрослые, и дети
А 6-7-летний человечек, чья жизнь сейчас в корне меняется, нуждается в них особенно сильно. Не акцентируйте внимание на небольших неудачах ребенка. Подчеркивайте то, что у него получилось лучше всего.
Постарайтесь действовать согласованно с классным руководителем. Первый учитель является для школьника очень значимой и авторитетной фигурой. Если же родители позволяют себе критиковать учителя, это может вызвать у ребенка растерянность, тревогу и непонимание, кого слушать.
Будьте адекватны в своих требованиях к ребенку. Помните – ваше чадо с помощью одного факта начала посещения школьных занятий не может превратиться во взрослого и ответственного человека. Некоторые родители резко меняет свое отношение к ребенку, часто апеллируя к факту: «Ведь ты же уже в школу ходишь!». От него теперь хотят очень многого: ежедневного выполнения домашних заданий, долгого нахождения в сидячем положении в течение дня, хороших оценок или похвал учителя. Несоответствие ожиданий и реального ощущения малыша (а ему же всего 6-7 лет!) вызывает у него снижение самооценки, тревожные мысли: «Я плохой», «Со мной что-то не так», «Мне хочется играть, а нельзя» и т.п. Помните, проблем с адаптацией к школе ребенку и так хватает – не усугубляйте их собственными неадекватными требованиями.
Как предотвратить дезадаптацию?
Зная предпосылки дезадаптации младших школьников, можно предотвратить её развитие
Для этого важно как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка:
физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия),
особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
особенностях семьи (например, недавно произошло трагическое событие в семье).
Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием
Также важно начать заранее перестраивать режим дня и за несколько недель до выхода в школу начать укладывать и поднимать ребёнка по школьному графику
Актуализируйте положительный опыт прошлых лет: напомните ребёнку о том, как он привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты. Расскажите поддерживающую историю из своей жизни или жизни его старших братьев и сестёр.
Проговорите или продемонстрируйте в ролевой игре правила общения с одноклассниками и учителями. Отметьте, что учитель — это не родственник, он требует особенного отношения (нельзя обращаться к учителю на «ты», дёргать его или обнимать без спроса, нужно запомнить его имя и отчество и обращаться вежливо).
И самое важное — обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: с кем он сегодня играл и во что, было ли ему страшно или грустно, с кем он повздорил и почему, нравится ли ему учитель и так далее
Именно в таких разговорах могут открыться настоящие причины школьной дезадаптации.
Как помочь ребенку в процессе адаптации к школе
Если вы предполагаете, что у вашего ребенка могут возникнуть сложности с адаптацией, то лучший способ их преодолеть – заранее подготовиться к ним и создать для ребенка подходящие условия. Как это можно сделать? Если причина в медленном темпе развития, возможно стоит подождать год, прежде чем отдавать ребенка в школу. Если дело в низких социальных навыках, помогать ему преодолевать стеснительность, поддерживать, моделировать с ним ситуации общения.
Еще до начала адаптации в первых классах, важно установить распорядок дня, который будет в школе, режим сна, питания, учебы. В период адаптации нужно уделять ребенку больше внимания, поддерживать, хвалить, поощрять его разговоры о своих чувствах и переживаниях
Также следует формировать у него позитивный образ школы – как место, в котором он найдет новых друзей и узнает много нового.
Адаптация первоклассника и ее особенности
Адаптация означает процесс приспособления. Для детей, поступивших в 1-й класс, этот процесс включает привыкание к школьной жизни, новому коллективу, режиму дня и требованиям. Продолжительность адаптации зависит от нескольких факторов:
- личности самого ребенка;
- его подготовки к школе;
- насколько развиты у него навыки общения с ровесниками и взрослыми.
По наблюдениям психологов и педагогов полное «вхождение» в школьную жизнь занимает у первоклассников разное время: от пары месяцев до года. Фактически, весь первый учебный год уходит на то, чтобы ребенок полностью привык к новой жизни.
https://youtube.com/watch?v=giCM8sxRFPw%3F
Почему нужно уделять особое внимание к ребенку в этот период? Он сталкивается совсем с иными жизненными обстоятельствами, что влечет за собой возникновение сложностей в адаптационном периоде:
- в выпускной группе детского сада будущие первоклассники относились к старшим представителям детского коллектива, а в школе они – младшие ученики;
- до школы все время занимали игры и развлечения, а в 1-м классе их ожидает учеба;
- прежний режим их дня был не таким жестким, а теперь дети должны подчиниться более строгому распорядку дня;
- появляется такое понятие как строгая дисциплина и требования к ее соблюдению, что не всегда бывает под силу слишком подвижным детям;
- ученики первого класса вынуждены сразу окунуться в новые знакомства с одноклассниками и педагогами.
Адаптации первоклассников по ФГОС
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни
Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
- установлен контакт с учителем;
- ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
- налажены отношения с одноклассниками;
- ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
- владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе
Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
- Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
- Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
- Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
- Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Для чего нужна рекомендация
Дополнительная возможность проверить соискателя на благонадежность, отсеять недобросовестных кандидатов, получить дополнительную информацию о личностных и профессиональных качествах тех, кто прошел определенные этапы отбора — запросить рекомендации на сотрудника с предыдущего места работы. Данным типом проверки пользуются многие кадровые агентства, однако и прямые работодатели не исключение. Наниматели чаще всего просят не просто рекомендательное письмо от бывшего работодателя, а уточняют контактные данные тех, с кем можно поговорить о деловых качествах и личных особенностях кандидата. Стоит отметить, что есть «продуманные» соискатели, которые указывают в анкете ложные данные о работодателе, дают номер телефона своего коллеги, друга, но не шефа
В таком случае появляется риск оказаться обманутым, поэтому важно тщательно проверять слова человека, предоставляющего вам информацию.
Трудности адаптационного периода
Дезадаптация – это нарушения в процессе приспособления к новой реальности, то есть негативные проявления, которые мешают ребенку в нормальной адаптации в школе.
С какими трудностями сталкиваются первоклассники
Недопонимание с учителем, проблемы с установлением контакта со сверстниками, неготовность освоения школьной программы, трудности в семье, проблема утреннего пробуждения, непривычное питание в школе – на самом деле любые сложности могут привести к нарушению адаптации младших школьников. Как определить, есть ли они, особенно, если ребенок о них не говорит?
Признаки дезадаптации в начальной школе:
- негативное отношение к школе, желание вернуться в детский сад, отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
- частые жалобы на физическое состояние, плохое самочувствие в будни, которое улучшается на выходных;
- отсутствие какого-либо желания говорить о школе, односложные ответы на вопросы родителей, подавленность и замкнутость ребенка;
- резкая смена поведения – например, ребенок всегда был подвижным и жизнерадостным, но вдруг стал пассивным, флегматичным, равнодушным;
- отсутствие мотивации и интереса к обучению, нежелание узнавать что-то новое, делать уроки;
- плохое поведение в классе, отсутствие дисциплины, неуправляемость;
- физиологические нарушения – проблемы с ночным сном, аппетитом, сонливость днем, повышенная утомляемость, нервозность, частые простудные заболевания, боли неясного характера, энурез, обострение аллергических реакций, кожные высыпания и пр.;
- расстройство эмоциональной сферы – оно может выражаться в плаксивости, вспыльчивости, капризности, раздражительности, подавленности, эмоциональной холодности и безучастности.
Причины школьной дезадаптации
Это могут быть как внешние обстоятельства, например, неблагоприятная среда в школе, так и внутренние противоречия, с которыми сталкивается ребенок.
К основным причинам дезадаптации относят:
- особенности индивидуального психоэмоционального развития ребенка – стеснительность, неуверенность в себе, дислексия, низкий когнитивный темп развития, синдром дефицита внимания, низкий иммунитет и частые болезни;
- повышенные физические и психические нагрузки, которые несоизмеримы тем ресурсам, которые есть у малыша;
- социальные факторы – конфликты с учениками или учителями;
- внутрисемейные проблемы – кризис отношений у родителей, рождение второго ребенка или же семейные трагедии, например, смерть близкого;
- гиперопекающие родители – ребенок в такой семье не умеет быть самостоятельным, страдает неуверенностью, у него в принципе будут проблемы с адаптацией в любом социуме;
- гиперконтролирующие и излишне критикующие родители – вместо поддержки, ребенок сталкивается с критикой, боится приносить плохие оценки, разочаровать родителей или вызвать их гнев;
- отсутствие аналогичного опыта – например, ребенок не ходил в детский сад (значит ему труднее будет принять распорядок в школе), не имеет братьев или сестер (отсутствие навыков общения со сверстниками).