Развивающие игры
Малыш подрос, пошел в школу где его воспитанием занимаются люди со специальным образованием и профессиональным опытом. Большинство родителей в этом месте завершают всякую совместную познавательную деятельность, полностью доверяя ребенка работе педагогов. Правильно ли это?
Несмотря на взрослость и занятость школьной программой, малыш продолжает нуждаться в родительском участии. Развитие ребенка в 7 лет определяется не только квалификацией специалистов, преподающих ему чтение и письмо, но и умело организованным внешкольным досугом. Вот несколько вариантов, которые помогут скрасить семейный вечер, проведя его весело и с пользой для малыша.
Накормим птиц. Такое занятие лучше всего подойдет папе и сыну. Необходимо из подручных материалов (доска, картон, гвозди) соорудить кормушку для птиц и повесить ее на ближайшее дерево. Естественно, в процессе участвуют двое. В ходе этой совместной работы, ребенок получает навыки, знания и приобретает уверенность в собственных силах.
Соберем гербарий. Конечно, ребенок будет делать его и в школе. Но с мамой же интересней! И прогулка на свежем воздухе, и познавательная беседа, и время, проведенное с родным человеком – станут достойными результатами этого мероприятия.
Сочиним сказку. Такая игра прекрасно стимулирует творческое развитие ребенка в 7 лет, обогащает его словарный запас и учит связывать мысли в логическую цепочку. Раз в неделю, например, в воскресный вечер ребенок вместе с близким взрослым придумывает увлекательную историю. Для облегчения задачи можно вырезать картинки из журналов или взять кубики с рисунками. Затем, вытаскивая по одному изображению, малыш увязывает их между собой и выстраивает единое смысловое повествование. Взрослый выступает активным слушателем, направляя и подсказывая лишь в крайних случаях.
Самостоятельная диагностика
Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.
Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:
- В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
- Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
- Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
- Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
- Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
- Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
- Часто ругается с родителями из-за мелочей.
- Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
- Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
- Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.
После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:
- 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
- 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
- 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.
Рисование и художественные способности
Изобразительная деятельность – важный компонент развития дошкольников и младших школьников. Она помогает воспитывать хороший вкус и эстетические чувства
Поэтому уделять внимание нужно не только чтению, письму и математике, но и рисованию
Семилетки должны уметь следующее:
- рисовать человека, передавая пропорции тела;
- создавать сюжетные рисунки;
- изображать все детали на лице человека, включая брови, ресницы, уши;
- уметь работать карандашами, красками, фломастерами;
- правильно подбирать цвета;
- рисовать животных, людей, цветы, транспорт;
Малыш не обязательно должен обладать какими-то особыми художественными навыками и красиво рисовать. Но он должен уметь изобразить предмет так, чтобы было понятно, что это такое. Если у ребенка есть способности к рисованию, то их желательно развивать.
Познания малыша в 7 лет
Идя в школу, малыш должен иметь уже определенные навыки и знания. Родители должны научить его некоторым общим познаниям. Малыш должен знать свое имя и фамилию, имена и отчества мамы и папы, профессии родителей, город и страну, в которой живет, домашний адрес и некоторые другие важные вещи.
Также малыш должен иметь познания в математике и русском языке – уметь считать и писать до 10, с легкостью решать некоторые несложные примеры, знать алфавит, уметь писать печатными буквами, уметь читать по слогам.
Всем этим несложным навыкам малыша могут научить в детском саду, хотя иногда тяжело в садике уделить каждому ребенку достаточно внимания. Именно поэтому многие родители отдают малыша в школы развития. Конечно, удовольствие это дорогое, но это позволяет малышу справиться со всеми необходимыми задачами и хорошо подготовиться к школе.
Но отдавая малыша в школу развития и заставляя его учиться, главное – не отбить охоту к знаниям, ведь многие дети закрываются, не желая учиться
Поэтому в этом возрасте необходимо очень внимательно относиться к малышу и стараться с осторожностью заставлять его выполнять домашние задания
Есть еще один момент, который играет важную роль. Вы должны понимать, что если вы дома не будете дополнительно заниматься с ребенком, то никакие школы развития малышу не помогут. В этом деле очень важна систематичность и повторение.
Сложности в поведении
Нередко малыш в этом возрасте пытается отстаивать свое мнение и не всегда поступает правильно. Очень часто возникают конфликты с родителями. Но в этом случае необходимо понимать, что малыш каждый день растет и развивается. И вполне допустимо, что он начинает мыслить по-своему.
В этот период важно родителям поддержать своего ребенка. При выполнении домашнего задания не стоит ругать малыша
Да, иногда он чего-то не понимает, но стоит учитывать его возраст и быть снисходительными.
Кризис 7-летнего возраста
Для ребенка этот период жизни довольно сложный, так как имеет место множество эмоций и новых впечатлений. В этот период ломаются многие стереотипы ребенка. Игровая деятельность начинает меняться на учебную. Теперь свободный график сменяется на строгий, и вместо воспитателей — строгие учителя.
Часто ребенок спокойно переносит эти изменения, постепенно вливаясь в новую жизнь. Но иногда бывают исключения, и малышу бывает очень сложно самостоятельно справиться с нахлынувшими эмоциями.
В этот период важно поддерживать своего ребенка и всячески помогать ему. Пройдет немного времени и он впишется в новый ритм жизни, а сейчас ему нужна забота и понимание родителей
Старайтесь относиться к своему ребенку как к взрослому, относитесь очень серьезно к его высказываниям.
Не стоит командовать и приказывать ребенку – так вы ничего не добьетесь. Если вы слишком часто скандалите с ребенком, то вам необходимо отдохнуть друг от друга, чтоб не усугубить отношения. Старайтесь позитивно оценивать своего малыша – тогда и ваше отношение к нему будет более снисходительным.
Физическое развитие
К семи годам дети уже хорошо развиты физически. Они выносливы и могут часами бегать и играть. Координация движений четкая и уверенная.
Перед школой ребенок должен уметь:
- бегать в разном темпе, оббегать препятствия, не задевая их;
- прыгать вверх и вперед, перепрыгивать через препятствия;
- висеть на турнике, шведской стенке;
- приседать, не сгибая спину;
- делать махи ногами, не теряя равновесия;
- кататься на велосипеде;
- играть с мячом (подбрасывать и ловить, пинать ногами, забрасывать в кольцо или корзину);
- ходить по бревну или доске, не падая;
- кувыркаться.
Семилеток можно и нужно приобщать к различным видам спорта (футболу, легкой атлетике, плаванию, танцам).
Развитие психических процессов
Отмечается бурное развитие основных психических процессов.
- Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
- Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.
- Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.
- Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.
- Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.
- Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.
- Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
- Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.
У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.
Развитие моторики
Мелкая моторика рук уже развита настолько, чтобы ребенок уверенно мог писать и рисовать. К семи годам он должен уметь следующее:
- правильно держать в руке ручку;
- рисовать любые линии – прямые, ломаные, волнистые, пунктирные;
- изображать геометрические фигуры;
- раскрашивать рисунки, плотно штрихуя и не вылезая за контур;
- дорисовывать недостающие элементы на рисунке;
- вырезать бумажные фигуры ножницами по контуру;
- лепить из глины, пластилина;
- складывать лист бумаги, ровно совмещая уголки;
- собирать конструктор;
- завязывать и развязывать шнурки, узелки, плести косички.
Чем лучше у малыша развита моторика, тем быстрее он освоит письмо. Кроме того, моторные навыки тесно связаны с мышлением. Чем лучше малыш владеет своими пальчиками, тем легче он будет усваивать учебный материал.
Физическое развитие
- Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
- Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
- Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
- Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
- Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
- Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
- Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
- Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
- Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.
Чему можно научить семилетнего ребенка?
Когда ребенку 7 лет, для него важна независимость и свобода действий. Поэтому на данном этапе главным подарком родителей станет воспитание самостоятельности в маленьком человеке. Не стоит контролировать каждый его шаг, участвовать во всех значимых событиях и дни напролет выполнять с ним (или за него) домашнее задание. Конечно, это не значит, что родителям не нужно интересоваться жизнью своего ребенка. Просто воспитание независимого человека подразумевает именно помощь, а не контроль, и именно при необходимости, а не в круглосуточном режиме.
Сейчас ребенку 7 лет, и он не может в полной мере оценить всю значимость такого подхода в воспитании. Но пройдет немного времени, и повзрослевший человечек скажет «большое спасибо» папе и маме за свою самостоятельность и решительный характер.
Психология ребенка в 7 лет
Даже при полном отсутствии внешних признаков психологического дискомфорта, любой первоклассник подвержен стрессу. Это связано с кардинальной переменой в жизни и мышлении ребенка. Психологи утверждают, что большинство дошкольников проявляют беспокойство за несколько месяцев до первого сентября. Дети становятся раздражительными, замкнутыми, хуже спят.
Помощь в преодолении стрессовой ситуации должны, конечно, оказывать родители
Здесь важно чаще разговаривать с ребенком о школе. Спрашивать его не только об уроках, но и той жизни, которую он ведет там, отдельно от семьи
Важен каждый момент. С кем сидит ребенок? С кем успел подружиться или, наоборот, поругаться? Чем занимается на переменах? Как ему нравится класс? Ребенок должен ощутить родительское беспокойство за его благополучие, чтобы он мог поделиться с ними теми трудностями, которые неминуемо ждут каждого малыша в школе. Любая, даже самая незначительная с точки зрения родителя, мелочь, имеет внушительное значение для ребенка. Нужно внимательно относиться к тому, о чем он говорит!
Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет
Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.
Дело в том, что прежде чем понять, каково это — действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция — нарушение, что является вполне закономерным явлением.
А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.
В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.
Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.
Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста — разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.
В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона — зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.
Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.
Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.
Как развивать ребенка в 7-8 лет
Физическое развитие. Включает в себя ежедневную зарядку, прогулку на улице, посещение спортивной секции. Идеально, если вы сможете устраивать семейные мероприятия, связанные с физической нагрузкой (прогулки на велосипедах, лыжах, по лесу, семейные спортивные соревнования, совместные игры);
Интеллектуальное развитие. Предлагайте малышу решать различные ребусы, кроссворды, читайте вместе энциклопедии, рассказы, обсуждая сюжет, интересные события и предметы, проводите домашние опыты, знакомьте с секретами кулинарии и т. д. На развитие интеллекта ребенка влияют не только знания, которые он получает в школе, но и опыт, знания о бытовых предметах, интересных событиях.
Эстетическое развитие. Музеи, театры, цирк, выставки и т. д
В 7-8 лет важно развивать в ребенке любовь к прекрасному, показать ему красоту картин и скульптур, познакомить с театром, оперой, балетом, привить стремление познавать свой внутренний мир через соприкосновение с искусством.
Эмоциональное развитие. В 7-8 лет ребенок уже хорошо различает многие эмоции, но не всегда может правильно понять иронию, сарказм, скрытые чувства
Учите сына и дочку видеть разницу между разными эмоциями, смотреть на любую ситуацию с разных точек зрения, находить “правильный” вариант действий. В этом вам помогут детские фильмы, мультики, книги, где на примере главных героев можно разобрать множество похожих ситуаций из жизни ребенка.
Искусство для ребенка в семь лет
Зачастую этот аспект развития ребёнка в дошкольном возрасте остается без внимания, и зря, потому что занятия искусством — важный фактор гармоничного развития личности.
С самых ранних лет ребёнок должен слушать прекрасную музыку, а не дикий эстрадный «суррогат», которым нас «пичкают» современное телевидение и интернет. Обучение музыке формирует хороший вкус.
Если дети не проявляют интереса к самостоятельному музицированию, их можно обучать пению или танцам, особенно это касается девочек. Зачастую и мальчики проявляют большой интерес к танцевальному искусству, это нельзя оставлять без внимания.
Воспитанию хорошего вкуса способствует и изобразительное искусство. С ранних лет детей следует приобщать к нему, посещать музеи и выставки, рассматривать полотна или скульптуры настоящих мастеров в интернет-галереях.
Если вы хотите воспитать по-настоящему гармонично развитого и успешного человека, то роль искусства трудно переоценить. Будет прекрасно, если ребёнок ещё до школы научится основам рисования или музыки.
Дорогие родители, помните: занятия с дошкольником обязательны каждый день, но ни в коем случае не должны быть похожи на урок, это должно напоминать, скорее, веселую игру. И всё у вас получится. Желаем удачи!
Математика
В этой дисциплине шести-, семилетний ребенок должен владеть следующими знаниями:
- Уметь называть в правильном порядке части суток (ночь, утро, день, вечер), дни недели, месяцы, времена года.
- Уметь разбираться во времени.
- Знать основные геометрические фигуры и тела, уметь их изображать.
- Ориентироваться в пространстве и на бумаге.
- Знать цифры от 0 до 9, владеть прямым и обратным счетом.
- Связывать количество предметов с цифрами.
- Решать простейшие задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Сравнивать предметы по принципу «больше» и «меньше».
- Сравнивать предметы по размерам (длине).
Эти базовые знания не означают, что ребенок не может знать больше, чем положено программой. Однако знания меньше указанного объема могут означать, что либо ребенок плохо усваивает информацию, либо ее ему подают в недоступном для него виде.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?
Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.
Математические умения:
- знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
- умеет считать до пяти;
- способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
- владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
- может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.
Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.
Логическое мышление:
- умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
- понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
- понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
- собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
- строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
- находит различия и сходства предметов;
- может найти предмет по описанию;
- определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.
В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.
Окружающий мир:
- ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
- знает основные цвета;
- различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
- знает некоторые профессии;
- может назвать время года по картинке;
- различает погодные явления.
Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.
Речевое развитие:
- знает около тысячи слов;
- строит предложения из нескольких слов;
- способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
- учит наизусть короткие стихи;
- знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
- может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.
К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.
Повседневные навыки:
- нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
- застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
- умело управляется с ложкой и вилкой;
- может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.
В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.
Графические навыки:
- может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
- соединяет точки линиями;
- умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.
В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.
Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.
Интеллектуальное развитие
Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.
Основным видом познавательной деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Окружающий мир
Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:
- хорошо ориентируется в пространстве;
- интересуется, как и из чего сделаны предметы;
- составляет собственное представление об устройстве окружающего мира;
- умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
- легко понимает принцип действия сложных игрушек;
- с легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.
Речь
Продолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:
- четко произносить все звуки;
- строить предложения, правильно согласовывая между собой слова;
- заучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.
Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.
Математика
Совершенствуются математические умения:
- умеет считать до 10 и в обратном порядке;
- понимает значение математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;
- знает название основных геометрических фигур;
- имеет представление об объемных телах;
- может оперировать такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.
Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.
О. Наумова НЕЙРОДОРОЖКИ Рисуем двумя руками
Одновременные движения обеих рук активируют работу мозга. Создаются новые нейронные связи, повышается умственная активность и работоспособность. Ребенок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач.
В книге вы найдете:
- 50 нейродорожек различного уровня сложности;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Результат занятий:
- повышение умственной работоспособности;
- развитие внимания;
- снижение утомляемости;
- повышение усвояемости учебного материала;
- улучшение успеваемости;
- развитие мелкой моторики;
- снижение уровня тревожности;
- развитие межполушарных связей;
- возможность ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, развития речи.
Рекомендуемый возраст 4+
А также полезно научиться аккуратно раскрашивать. Предлагаю детям еще одно полезное упражнение. Рисуя и раскрашивая узоры в круге, ребенок не только успокаивается, но и развивает свои творческие способности
У него улучшаются внимание и память, умение сравнивать и наблюдать, он привыкает к аккуратности и усидчивости в работе, учится образно мыслить
Ольга Наумова «Читаем с радостью»
Замечательная красочная книга с добрыми рассказами и сказками.Некоторые слова в текстах заменены маленькими рисунками.К каждому тексту даны развивающие задания.
С текстами можно работать по~разному.Если малыш пока не умеет читать, то читайте ему слова, останавливаясь каждый раз на картинке, которую он с удовольствием озвучит вам. Это очень эффективный прием в обучающем процессе. Ребенок слышит и усваивает правильную интонацию, произношение, ударение.
Читающие дети могут прочесть самостоятельно. Присутствующие картинки снимут напряжение, которые обычно испытывают начинающие читатели, а также облегчат процесс понимания прочитанного.Все тексты очень удобны для пересказа.
Рассказы и сказки сопровождаются заданиями. Все они направлены на развитие способностей ребенка:
- внимания;
- речи;
- мышления;
- памяти;
- расширения кругозора;
- мелкой моторики руки и т.д.
Тексты в книге разного уровня сложности. Книга будет интересна дошкольникам и ученикам 1 класса.
Не стоит забывать и про навыки письма.
Чем лучше развита у ребенка мелкая моторика, тем легче ему будет выработать красивый почерк.
Поэтому желательно уметь:
- Обводить картинки по контуру;
- Обводить печатные буквы по контору;
- Правильно держать ручку в руке;
- Копировать геометрическую фигуру по клеточкам;
- Выполнять простые виды штриховок;
- Уметь вырезать ножницами.
Режим дня ребенка в 7 лет
Чтобы у школьника хватало времени и на развлечения, и на отдых, и на учебу, необходимо правильно организовать его день. Тогда ребенок будет отличаться хорошей работоспособностью, аппетитом, здоровьем, не будет переутомляться. Следует установить определенные часы для отбоя и подъема, приготовления домашнего задания, регулярного приема пищи. В распорядке дня нужно найти время и для помощи взрослым, и для посещения творческих или спортивных кружков.
Послеобеденное время необходимо распределить так, чтобы промежуток между занятиями в школе и приготовлением уроков составлял примерно около 3 часа. Чем меньше школьнику лет, тем больше его организм нуждается в отдыхе. Поэтому ученикам первых-вторых классов желательно в распорядке дня оставить дневной сон. А уже после него можно приступать к домашним заданиям. Для выполнения которого у школьника должно быть специально выделенное место. На рабочий стол свет должен падать слева, если ребенок правша, и справа – если левша.
Психология возраста
Возраст 7 лет психологи называют очередным кризисом: ребенок капризничает, меняет поведение, становится требовательным к себе и окружающим, может выступать в оппозиции к родителям. Кризис прошел бы значительно легче, если бы не было сильного стресса вроде школы. За несколько месяцев до начала учебы может начаться нервное расстройство, которое можно снизить, объяснив ребенку, что от него потребуется в это время.
С этого года начинается важный период в жизни человека, от переживания которого зависит дальнейшая судьба человека, — обучение в школе. Для ребёнка появляется новый взрослый – учитель, и новый социальный статус — ученика, который налагает на него множества обязанностей. С этого момента он должен подчиняться системе правил и нести ответственность за их нарушение. Одновременно с этим ребенок понимает, что такое ответственность, у него растет уровень запросов к себе, и появляется необходимость занять определенное положение в обществе.
Теперь ребенок может сколько угодно долго удерживать внимание на вещах и занятиях. Но продолжительность будет зависеть от того, насколько интересен будет предмет
Поэтому неинтересные ему уроки он будет стараться разнообразить.
Условия жизни ребёнка ужесточаются, появляется много обязанностей, коллектив сверстников. Период приобщение к новым условиям может длиться от 2 месяцев до 1 года. Для ребёнка в такой ситуации очень важна родительская поддержка. Ускорить адаптацию можно, если помочь ребенку разобраться с тем спектром чувств, который у него вызывает школа. Для этого необходимо его разговорить, спросить о том, что происходит, что он думает об уроках, одноклассниках и учителях. Часто в этот период происходят конфликты с учителями и одноклассниками, с которыми ребенок пока не может справиться самостоятельно. Он может не рассказывать об этом, но сам будет мучиться, с неохотой будет ходить в школу.
Учебная деятельность становится основной деятельностью ребёнка. На первых этапах учебная деятельность нравится ребёнку из-за того, что он приобретает новый, взрослый статус. Но затем ситуация меняется, и обучение становится привычным делом. У некоторых детей наблюдается повышенная усталость из-за строгого режима и большого объема информации, которую необходимо усвоить в школе и отработать дома. Нельзя перегружать ребенка иначе полученные знания не усвоятся, а ребенок будет постоянно рассеян.
Знания об окружающем мире
К началу обучения в школе малыш должен знать свое имя, отчество и фамилию, адрес, город и страну проживания. Также он должен знать имена, отчества и фамилии всех членов семьи и их профессии. Не лишним будет знать наизусть номер мобильного телефона (своего, если он есть у ребенка, а также маминого или папиного).
Ребенок должен хорошо ориентироваться в районе, где живет, чтобы быстро запомнить дорогу до школы и в случае необходимости добраться до дома самостоятельно. Полезно выучить названия близлежащих улиц и запомнить важные объекты, по которым можно найти район.
Кроме этого, семилетка должен:
- знать названия и последовательность месяцев, дней недели, времен года и суток;
- знать основные явления природы (дождь, снег, ветер) и сезонные изменения погоды;
- различать диких и домашних животных;
- знать названия различных цветов, деревьев и трав;
- уметь определять время по часам (электронным и аналоговым), знать, что такое минута, полчаса, час.